«Культура славянского народа.
Обряды и обычаи»
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_slavyanskoy_kulture_6_klass.ppt | 2.23 МБ |
Слайд 1
Проектная работа по духовно-нравственной культуре учащихся 6 класса МБОУ Михайловской СОШ «Культура славянского народа. Обряды и обычаи» Учитель: Фомченко Е.С. 2016-2017 учебный годСлайд 2
Тема проектной работы: « Национальная культура – национальная память народа»
Слайд 3
Цели и задачи: Сформировать понятие ценности и ценностного отношения к основам отечественной культуры. Пробудить интерес к изучению культуры славянского народа; закрепить и углубить знания о Культуре славянского народа, Обрядах и обычаях; развить творческое мышление, способствовать формированию умения собирать, обрабатывать, анализировать и излагать фольклорный материал.
Слайд 4
Проблема проекта: Мы, учащиеся 6-го класса, по внеурочной деятельности духовно-нравственной культуры изучали «Культуру славянского народа. Обряды и обычаи». Тема нам очень понравилась, потому что мы много узнали о своей родине и решили объединиться с одноклассниками в коллективном проекте: « Национальная культура – национальная память народа» для создания творческих работ о жизни и культуре славянского народа, для совместного исследовательского труда. Мы разные, у нас могут отличаться взгляды на многие вещи, но на каждого можно положиться, в каждом есть исследовательская жилка, желание увидеть неизвестную Россию. Какая она, наша славянская культура? Чем жил наш народ? Мы отправляемся в путешествие по ней, чтобы попытаться найти ответы на эти вопросы и своим маленьким делом мы хотим поделиться с вами.
Слайд 5
Творческая группа 6-го класса Шляхтин Александр Ливенский Сергей Селиванов Артём Куликов Алексей Олиферовская Наталья Свистунова Софья Марченко Роман Рудько Павел
Слайд 6
Учитель. «Не всё просто складывалось в жизни русских людей. В глубине веков нашей истории через преодоление тысяч трудностей происходило зарождение безыскусственных нравственных и духовных ценностей, составляющих основу русского характера. Мужество и бесстрашие наших предков удивительным образом сочетались с милосердием и душевной добротой, тягой к прекрасному и к безудержному веселью. Преемственность поколений, их повседневной культуры – это главное, что сохраняет самобытность русского народа, России».
Слайд 7
Исследование. ( ученик Шляхтин Александр ) Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Предков славян (их еще называют праславяне) находят среди племён, населявших бассейн Одры, Вислы Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н. э. О расселении восточнославянских племён рассказывает летопись "Повесть временных лет" (Нестор). В VI - VII веках восточные славяне образовали племенные союзы, историки насчитывают их 15. «И после этих братьев стал род их княжить у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город – Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке – там, где она впадает в Волгу, – мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами».
Слайд 8
(ученик Ливенский Сергей) Славяне – это обширная группа племен и народов, принадлежащих к одной языковой семье, т.е. их язык был очень похожим. По особенностям языка славян разделили на группы: западные, восточные, южные. Мы с вами тоже славяне, и мы познакомимся с жизнью восточных славян, к которым в наше время относятся русские, украинцы и белорусы
Слайд 9
Основные занятия славян Основным занятием славян второй половины 1-го тысячелетия н.э. было сельское хозяйство, причем ведущей отраслью его являлось земледелие. В хозяйстве славянских было подсечное земледелие. При этом участок, очищенный от леса, очень скоро истощался и переставал давать урожай через 3-4 года. Это заставляло славян оставлять старые участки и вырубать новые. Такая система земледелия требовала огромного количества земли. В лесостепной зоне имелись крупные, свободные от лесных массивов участки, поэтому здесь возникло двуполье или трёхполье. Тягловой силой для работы пашенными орудиями, была у славян лошадь. Об её использовании в эпоху древней Руси говорят письменные источники изображения на миниатюрах.
Слайд 11
Славянские поселения (ученик Селиванов Артём) Славянские поселения отражают оседлый образ жизни, они устраивались по берегам рек и озер в местах, где имелись участки, пригодные для земледелия.
Слайд 12
Хозяйственная деятельность восточных славян Наряду с земледелием большое место в хозяйственной деятельности восточных славян занимало животноводство. Стадо крупного скота были важнейшим богатством славянской общины. Мясо его употреблялось в пищу, кроме того он использовался для получения молока и молочных продуктов, а в южных землях и как тягловая сила в пашенном земледелии. Прокопий сообщает, что славяне «считают, что один только Бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносит в жертву быков и совершает обряды. Заметное место в хозяйственной деятельности восточных славян принадлежало охоте и рыбной ловле, чему во многом благоприятствовали природные условия. Основные орудия охоты – лук и копьё. Для охоты на птицу и мелких зверей широко применялись силки и ловчие сети . В Древней Руси также широкое распространение получило бортничество.
Слайд 13
(ученик Куликов Алексей) С развитием ремесел , скотоводства земледелия ,ювелирного дела ремесленники предназначали свою продукцию для населения. Вероятно это способствовало возникновению специализированных поселений. Эти поселения в последствии становились центрами внутренней, а в отдельных случаях и внешней торговли. Возникновению экономического неравенства в славянском обществе способствовали межплеменного обмена, и торговые связи с кочевыми соседями, Византией и Хазарией, и военные столкновения. Славянам в VI в. была известна социальная категория племенной знати.
Слайд 14
( ученица Олиферовская Наталья) Одежда славян была довольно простой. В неё входили: рубаха, порты, женские сарафаны, понева, штаны. Шили одежду преимущественно изо льна, хлопка. Детскую одежду шили из старых рубах. Из- за суеверий на одежду вешали бубенцы. Женщины украшали ее вышивкой. Обувью служили лапти.
Слайд 15
Славяне были язычниками, то есть верили в природные явления и богов. Они сооружали святилища, где ставили идолы богов и приносили в жертву крупный рогатый скот.
Слайд 16
Культ природы древних славян (ученик Рудько Павел) Древний славянин считал, что повсюду вокруг него разлита божественная сила: она живет в плеске вод, в шелесте листьев, в птичьем гомоне, в предвесенних вздохах земли. Древний человек чувствовал близость носителей этой силы, общение с ними - деревьями, цветами, птицами, животными - наполняло его уверенностью в том, что они участвуют в его земных делах и заботах.
Слайд 17
( ученица Свистунова Софья) Культ предков на Руси Мы Предков своих должны помнить и чтить, Беречь их курганы, могилы, Чтоб выжить в сем мире и деток растить, Черпать для родов наших силы. Кто помнит Дедов, память их бережёт, Тот помнит о всём, вспоминает – Достойно продолжит в миру этом род, Да счастье в дороге встречает. Так вспомним заветы ушедших времён И будем хранить в сердцах свято Тот Вечный Огонь, что спредвечно зажжён В сердцах наших русских, ребята!
Слайд 18
Во все времена существовал на Руси культ Предков. Предки – это родичи, родители, дедушки и бабушки, прадеды и прабабки, которые ушли из этого мира в мир иной. О них сказано в "Велесовой книге": "Вот Души Пращуров наших из Ира смотрят на нас и там жалеют и плачут, и воют, ревут нам, ибо мы пренебрегаем Правью, Навью и Явью, пренебрегаем тем, и потому глухи к истине. Не достойны мы быть Дажьбожьими внуками. Потому молясь Богам, да имея чистые Души и телеса наши, и да имея жизнь с праотцами нашими, в Богах сливаясь в единую Правду, так только будем Дажьбоговыми внуками". Наши Боги – Предки завещали нам: "Чтите заветы Предков и идите по жизни стезёй Прави!", они призывали: "Слушай, потомок, Славу ту и держи сердце своё о Руси, которая и пребудет землёй нашей. И ту обороняли от врагов, и умирали за неё, как день умирает без Солнца – Сурьи. Отцам нашим и матерям – Слава! Которые нас учили о Богах наших и водили за руку до Стези Прави! Так идём и не будем нахлебниками, но Славянами – Руссами, которые Богам Славу воспевают и потому суть Славяне".
Слайд 19
(ученик Марченко Роман) Через своих Предков мы имеем духовную и кровно - родственную связь с Первопредками и нашими Богами. Они наши покровители и заступники. Мы - их продолжение, их дети, внуки, правнуки... Они прожили свою жизнь и выполнили своё предназначение перед Родом .
Слайд 20
Оценка и самооценка. Мы попытались своим маленьким делом исследовать «Культуру славянского народа. Обряды и обычаи» . Мы поняли, что на нас лежит ответственность за свой народ, Род, семью. Теперь нам надо постараться дать жизнь своим детям и внукам, сохранить и приумножить то, что было завещано нам, передать им свой язык, культуру, традиции, "Веды", привить им нравственные и духовные устои, любовь к Родной земле, к своему народу. Информация полученная при выполнении проекта, поможет нам и в дальнейшем.
Слайд 21
Источники информации, использованные при выполнении проекта Учебник «Русская повседневная культура» Интернет – ресурсы.
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Госпожа Метелица
Золотая хохлома
Сказка об одной Тайне
Без сердца что поймём?