Помещаемый материал - это краткое описание проекта на тему "Этикет с детских лет, или Вежливость на каждый день".
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_etiket.docx | 33.92 КБ |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
Проектная работа
на тему
«Этикет с детских лет,
или
Вежливость на каждый день»
Выполнили:
обучающиеся объединения «Языкомания»
Мартынова Катя
Серкебаев Алмас
Хохленко Игорь
Руководитель:
Хохленко Наталья Рафаиловна,
педагог дополнительного образования,
1 квалификационная категория
Ясный, 2016
Тема: Этикет с детских лет, или Вежливость на каждый день.
Проблема:
У французского писателя А.Экзюпери есть замечательное высказывание: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Уже в первом классе многие из нас сталкиваются с первыми трудностями общения, так как не владеют навыками вежливого поведения, культуры общения. И поэтому мы решили внести в свою жизнь лёгкость и радость общения с окружающими, постигая правила «на разные случаи жизни».
Цель: Определить роль этикета в нашей жизни.
Задачи:
1. Узнать о происхождении и значении слов этикет и вежливость.
2. Изучить основные правила этикета.
3. Расширить, обогатить и активизировать собственный словарь «вежливости».
4. Составить рабочую тетрадь по этикету.
Объект изучения: этическая культура.
Предмет изучения: правила этикета.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
По предметно-содержательной области: культурологический.
По количеству участников: групповой.
Методы исследования:
- беседы с родителями;
- наблюдение за поведением и речью окружающих нас людей;
- опрос и анкетирование одноклассников, обучающихся Детско-юношеского центра;
- изучение информации из Интернета;
- чтение энциклопедий, словарей, книг, брошюр;
- посещение выставок, театров, кинотеатров, музеев;
- просмотр мультфильмов.
Исследование:
Опрос одноклассников и обучающихся ДЮЦа:
Мы провёли опрос среди одноклассников и обучающихся Детско-юношеского центра (ребята в возрасте 5-9 лет) с целью узнать, что им известно о понятиях «этикет» и «вежливость». Мы задавали вопросы:
1. Что такое этикет?
2. Какие правила этикета вам известны?
3. Что такое вежливость?
4. Какие вежливые слова и выражения вы знаете?
5. Помогает ли вежливость в жизни?
Анкетирование
(В анкетировании приняли участие ребята в возрасте 8-9 лет)
Анкета № 1
Ответьте на вопросы, в конце правильного ответа поставьте «+».
1. Если я поздоровался с утра с человеком, то при встрече с ним днем и вечером можно больше не здороваться.
Да
Нет
2. Я считаю, что во время спектакля разговаривать, есть конфеты и мороженое можно.
Да
Нет
3. Я считаю, что трогать руками музейные экспонаты можно.
Да
Нет
4. Можно ли отправляться в гардероб после концерта, если занавес еще не опустился?
Да
Нет
5. Ты с другом (подружкой) вошли в кинозал, театр, когда показ уже начался. Вы станете пробираться в темноте к своим местам, указанным в билетах.
Да.
Нет.
6. Мальчик и девочка спускаются по лестнице, кто идёт первым.
Мальчик.
Девочка.
7. Кто первым здоровается при входе в помещение?
Тот, кто младше.
Тот, кто входит.
8. В театре надо проходить к своему месту, повернувшись спиной к людям, которые уже сидят?
Да.
Нет.
9. Какие правила этикета ты хотел(а) бы узнать?
Правила речевого этикета (употребление вежливых слов)
Правила поведения гостей и хозяев
Правила о том, как дарить и принимать подарки
Правила поведения в кино, в театре, на концерте, на выставке
Правила поведения на улице
Правила поведения в магазине
Правила поведения в транспорте
Правила знакомства и представления
Правила пользования столовыми приборами
Анкета № 2
Ответьте на вопросы, в конце правильного ответа поставьте «+».
1. Этикет – это установленный порядок поведения?
Да
Нет
2. Уходя из гостей, принято благодарить хозяев:
за приятный вечер;
за вкусное угощение.
3. Здороваться надо везде, куда бы вы ни пришли, даже в лифте и
в магазине?
Да
Нет
4. Когда у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице с вопросом:
- Не скажете, сколько времени?
- Простите, пожалуйста, который час?
- Извините за беспокойство, не будете ли вы так любезны сказать мне, если вам не трудно, который час?
5. Как девочки и мальчики должны сидеть за праздничным столом?
- Мальчик с мальчиком, девочка с девочкой.
- Мальчик с девочкой.
6. Получив подарок, вы отложите его в сторону и скажете: «Спасибо. Потом посмотрю»?
Да
Нет
7. Как ты считаешь: в качестве подарка годятся вещи, которые когда-то подарили тебе самому?
Да
Нет
8. Как ты считаешь, необходимо ли знать и соблюдать правила этикета?
Да
Нет
Опрос показал, что ребятам проще было ответить на вопросы по теме «Вежливость».
На вопрос: «Что такое вежливость?» самыми распространенными были ответы:
Вежливость – это когда люди добрые, они дружно играют, не обижают друг друга и делятся своими игрушками.
Вежливость – это когда люди разговаривают по-доброму.
Вежливость – это когда люди просят что-нибудь вежливо.
Вежливость – это когда люди приветливы друг с другом.
Вежливость – это когда ребята не мешают играть, не отбирают игрушки.
Вежливость – это когда люди говорят только хорошее.
Вежливость – это когда человек готов помочь другому.
Ответы на вопрос о вежливых словах и выражениях, удивили нас, так как показали, что из всего многообразия вежливых слов, опрошенные используют в речевом обиходе следующие: здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, привет, пока. А такие выражения, как «будьте любезны», «сделай милость», «бог в помощь», «в добрый час», «в добрый путь», «счастливо оставаться» редко звучат в речи современных людей. При опросе мы заметили, что ребята, которые младше, называли больше вежливых слов, чем те, которые старше.
На вопрос: «Помогает ли вежливость в жизни?» ребята отвечали «да», но затруднялись пояснить свой ответ. А кто пояснял, тот говорил, что без вежливости у людей было бы плохое поведение и разговаривали бы они только плохо и грубо. А также, что вежливость помогает в магазине и при общении с мамой. Один ответ нас особо порадовал: вежливость нужна для того, чтобы люди были добрее, не ссорились и не обижали друг друга.
Опрос и анкетирование про этикет, показал, что с самим определением «этикет» ребята знакомы, но вот назвать правила этикета вызывало у них трудности. Опрошенные в основном приводили следующие примеры: нужно здороваться, не грубить взрослым, за столом не чавкать. Результаты анкетирования показали, что самыми распространёнными были ошибки о правилах речевого этикета, о том, как дарить и принимать подарки, о правилах поведения в гостях. На вопрос: «Какие правила этикета ты хотел(а) бы узнать?», ребята чаще выбирали варианты о правилах речевого этикета, о поведении в общественных местах и о столовом этикете. Все ребята, участвовавшие в анкетировании, признали, что знать и соблюдать правила этикета необходимо.
Актуальность:
Тему, которую мы выбрали для своего проекта, считаем актуальной, так как практически вся наша жизнь – это встречи и общение со многими людьми. Мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, в школе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. И от того, как протекают эти встречи, зависит и настроение, и отношения с людьми, и успех задуманного дела. К сожалению, очень часто мы сталкиваемся с тем, что окружающие нас люди не так доброжелательны по отношению друг к другу, как хотелось бы, слышим вокруг себя не очень хорошие слова (нецензурные слова, т.е. ругательства, сорные слова), такие, которые не должны говорить друг другу люди. По-нашему мнению, с таким положением дел нужно бороться. И начать мы решили с себя: собственным примером «заразить» окружающих своей вежливостью, предварительно освоив основные правила этикета. Девизом нашей работы стали слова Г.Остера: «Ужасно интересно всё то, что неизвестно!»
Гипотеза: возможно, владение этикетом помогает в повседневной жизни, знание правил этикета позволяет чувствовать себя свободно, естественно и раскованно в любом обществе, нравиться себе и окружающим своими манерами и умением общаться. Вежливые люди способны сделать мир радостным и добрым!
Продукт проектной деятельности:
Форма представления проекта: открытое занятие «Звёздный час этикета», мастер-класс «Это – можно, это - нет», презентация рабочей тетради «Мой друг - этикет».
Выводы:
1. Первое, что мы поняли, работая над нашим проектом, это то, что в основе всех правил этикета лежит доброжелательность, доброе отношение к людям и, как справедливо заметил академик Д.С.Лихачёв, «забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо».
2. Этикет в нашей жизни играет очень важную роль. Знание правил этикета – это необходимый спутник воспитанного, культурного, достойного человека, незаменимый помощник при ежедневном общении. Легче, комфортнее в обществе чувствует себя тот человек, который обладает культурой общения. Овладеть правилами этикета можно, только необходимо поставить перед собой цель и тренировать собственные привычки.
3. Мы убедились в том, что русский язык очень богат и разнообразен и позволяет без труда подобрать необходимые для каждой ситуации вежливые слова и выражения. А потому не пользоваться этим богатством просто невежливо.
4. Обогатили собственный словарь и составили этикетный словарик, которым может воспользоваться каждый, желающий научиться вежливости.
5. Оформили кабинет и стенды Детско-юношеского центра плакатами, стенгазетами.
6. Почувствовали, что быть вежливыми и культурными очень приятно!
7. Работу над проектом было решено продолжить в дальнейшем, потому что не все правила этикета были освещены, так, например, девочки выбрали тему для своего следующего проекта «Столовый этикет – это нужно или нет?».
8. Практическое применение данной работы возможно во время классных часов в начальной школе, во внеурочной деятельности, на занятиях объединения «Искорки» и для самостоятельного изучения теми, кто интересуется этикетом.
9. Работая над проектом, мы создали атмосферу общей культуры в объединении «Искорки», наши отношения в коллективе стали более дружескими.
Источники информации:
1. Васильева - Гангнус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 2004
2. Ладыженская Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 2 класса. Ч. 1. – М., 2009
3. Лихачёва Л. С. Школа этикета: поучения на всякий случай. – Екатеринбург, 1995
4. Лихачёва Л. С. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачках. – Екатеринбург, 1995
5. Панкеев И. И. Энциклопедия этикета. – М., 2005
6. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Культура/ Авт.-сост. Н.В. Чудакова. – М.,1999
7. Ресурсы Интернета
Почему Уран и Нептун разного цвета
Зимовье зверей
Одеяльце
На горке
Знакомимся с плотностью жидкостей