Образ Прометея в трактовке русских и зарубежных авторов
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_prometeya_v_mirovoy_khudozhestvennoy_literat.doc | 78.5 КБ |
МБОУ Гимназия №4
Тема: «Образ Прометея в трактовке русских
и зарубежных авторов».
Выполнила :
Вилкова Полина Андреевна
Ученица 9 «Б» класса
Учитель :
Лемудкина Наталья Владимировна
Кстово
2013 год
План
1. Введение.
2. Образа Прометея в мировой литературе.
2.1 Образ Прометея в трактовке зарубежных авторов.
2.2 Образ Прометея в трактовке русских авторов.
3. Заключение.
4. Библиография.
5. Приложение.
Введение
Греческая мифология сохранила предания о могучем титане Прометее. В отличие от других богов, он пожалел первых беспомощных и беззащитных людей, похитив огонь у богов и подарив его людям. Огонь не только помог людям выжить. Прометей также научил их ремеслам и письму, земледелию и мореплаванию, искусствам и приручению животных. Таким образом, огонь Прометея стал «искрой мудрости, источником знания и науки, избавил людей от невежества». Его жалость к людям определила его судьбу. По приказу Зевса он был прикован к горам Кавказа, куда каждые день прилетал орел клевать его печень, причиняя Прометею страдания, которые он мужественно сносил. Он был освобожден Гераклом в обмен на тайну о Зевсе.
Благодаря огню люди стали менее независимыми от богов, но сделать их равными богам у Прометея не получилось.
Прометей – одна из знаковых фигур не только греческой, но и общемировой культуры. По мнению Гадамера « .. в этом мифе с ранних времен западное человечество несомненно истолковывало само себя в своем культурном самосознании. Он как бы миф европейской судьбы». История Прометея представляется незавершенной, как и история человечества.
Его образ привлекал внимание многих зарубежных ( Эсхил, Гораций, Пропеций, Боккаччо, Вольтер, Ф. Шлегель,И. В. Гёте, Дж. Г. Байрон, Шелли и др.) и русских авторов (М. Ломоносов, Н. Щербина, В. Бенедиктов, Н. Минский, В. Иванов и др.) во все времена. Однако сейчас образ титана не столь востребован как в прошлые столетия и практически утратил былую популярность.
Авторы, обращавшиеся к образу Прометея, собирали его по «кусочкам» и по-своему расставляли акценты, подчеркивая те или иные стороны его поступка, «словно каждый век влил в него кровь своих стремлений» (сахарный, С. 19). Естественно, отсутствует классический текст мифа о Прометее, но существует много интерпретаций, что свидетельствует о востребованности мифа и поступка Прометея, и их неоднократном переосмыслении и интерпретации.
Образ Прометея вышел за рамки мифа и стал именем нарицательным, то есть «Прометей давно стал образом – типом, носителем общечеловеческого идеала, нормой героического поведения». Он стал для человечества олицетворением силы мужества, самопожертвования ради других. Боги были развенчаны, в них перестали верить, а Прометей остался примером. Прометеем стали называть людей, которые жертвовали жизнями ради других, оставались верными своему слову.
Многочисленные произведения авторов разных стран и эпох, отражающие представления и споры, сложность и противоречивость, роль этого героя и его поступка обуславливают актуальность темы «Образ Прометея в трактовке русских и зарубежных авторов».
Цель данной работы – проследить эволюцию образа Прометея в произведениях русских и зарубежных авторов в разные исторические периоды.
Задачи:
1. Проанализировать образ Прометея в произведениях авторов:
- Древней Греции;
- Средних веков;
- Нового времени.
2. Проанализировать образ Прометея в произведениях русских авторов
3. Сопоставить трактовки образа Прометея.
Образ Прометея в трактовке зарубежных авторов
Подвиг Прометея вдохновил многих писателей и поэтов. Ему посвящены трагедии, стихи, оды, рассказы. Каждый автор по-своему рассматривает этот образ, поступок и его последствия. Определенный отпечаток вносит историческая эпоха, во времена которой творил то или иной автор.
Античность Древнегреческий трагик Эсхил одним из первых изобразил титана в своей трагедии « Прикованный Прометей». Мужественный и гордый Прометей, несмотря на страдания, сохранил решимость и веру в правильность своего поступка. Даже, когда скала проваливается сквозь землю, он сохраняет свою решимость, говоря « Без вины страдаю – гляди!» и остается непокоренным.
«Уверен будь, что я б не променял
Моих скорбей на рабское служенье».
В трагедии Прометей является другом людей и его наказание – акт несправедливости, поэтому произведение проникнуто духом против насилия.
В лице своего героя автор утверждает благородство, смелость. Силу духа, а также веру в прогресс человеческой культуры, в творческие возможности человека.
Истинное же величие трагедии, написанной Эсхилом, состоит в том, что здесь впервые в полный голос заявлена тема самопожертвования во имя человека и человечества, тема сознательного принесения себя в жертву во имя других. Носитель этой «жертвенной идеи» – Прометей. Жертвенность – его отличительная черта и опознавательный знак в сонме богов и героев.
«…» Напрасен ропот!
Все, что предстоит снести,
Мне хорошо известно. Неожиданной
Не будет боли. С величайшей легкостью
Принять я должен жребий свой. Ведь знаю же,
Что нет сильнее силы, чем всевластный рок.
Римские поэты Гораций и Пропеций представляли Прометея с отрицательной стороны, увидев в его подарке зло и несчастье.
« После кражи огня с небес
Вслед находка и с ней новых болезней полк
Вдруг на землю напал, и вот
Смерти день роковой, прежде мучительный
Стал с тех пор ускорять свой шаг...»
Более того, вместе с огнем пришли злоба, безумства и все отрицательные, негативные стороны характера человека.
« Ведь Прометею, чтоб людей создать,
Пришлось сбирать все свойства частицами.
И, по преданию, в наши недра
Злобы прилить и безумья львиных...»
Проперций обвинил его в том. что он не обратил внимание на душу человека, на его духовное наполнение. И, следовательно, он виноват в несчастьях человека в этом мире. Люди не могут жить мирно, дружно и счастливо.
«О, как бы Прометей, из глины лепя, неудачлив!
Неосмотрительно он выполнил дело свое:
Он, создавая тела, в искусстве духа не видел,
Дух же должен быть стать первой заботой творца.
Ныне нас бури в морях швыряют, все ищем врага мы
К браням былым приплетать новые брани спешим …» .
Только в Риме раздалась глубочайшая критика подвига Прометея и что такой критики греки почти не знали
Средние века
Боккаччо в «Генеалогии богов» (1373) представляет Прометея и как всемогущего Бога, сделавшего человека из земли и как человека со своей судьбой. Он удалился от семьи на вершину горы Кавказ, так как одиночество и уединение необходимо ему для приобретения мудрости. Он считал, что боги не могли наказать Прометея и приковать его к скале, потому что боги не могут сердиться на людей. Прометей не бог, а обыкновенный человек, но человек мудрый, который хочет научить людей. Орел – это высокие помыслы, которые мучают человека. Прометей предстает как символ науки и мудрости, искатель истины и знаний.
Новое время
Вольтер в своем произведении «Пандора» (1748) также показывает Прометея, наделенного человеческими чертами. Он борется с Зевсом из-за любви к Пандоре, созданной им самим. Огонь, принесенный им, одушевляет ее. Вольтер теряет образ борца и страдальца и превращает его в возлюбленного кавалера. А. Ф. Лосев пишет, что «больше, чем это сделал Вольтер, нельзя было снизить образ страдальца за разум и за все человечество. Можно сказать, что Прометей здесь вообще теряет всю свою тысячелетнюю символику….».
У И. В. Гёте (1774) Прометей предстает свободным творцом, создавшим людей – выражение гордой творческой силы и воли.
«Вот я – гляди! Я создаю людей,
Леплю их
По своему подобью,
Чтобы они, как я, умели
Страдать, и плакать,
И радоваться, наслаждаясь жизнью,
И презирать ничтожество твое,
Подобно мне!»
Девятнадцатый век
XIX века сделал Прометея символом свободы, победителем тирании.
Стихотворение КАКОЕ? Дж. Г. Байрона проникнуто глубоким оптимизмом, верой в осмысленность страданий Прометея, в торжество героической воли. Страдания Прометея, его стойкость, достоинство, с которым он несет свой крест – все это делает титана более близким к простым смертным, чем к Богам, которые суровы и беспощадны к человеку, равнодушны к его страданиям, ненависти, которая властвует на земле, Прометей противопоставил доброту.
« Ты добр – в том твой небесный грех
Иль преступленье…»
В противоборстве Прометея Байрон видит значение человеческой жизни.
« И чувство, что умеет вдруг
В глубинах самых горьких мук
Себе награду обретать
Торжествовать и презирать
И смерть в Победу обращать».
П. Б. Шелли в произведении «Освобожденный Прометей» (1816) окружает Прометея теми, кто является носителем того или иного светлого начала, теми, кто пусть и с меньшей силой, но все же всегда стремиться к добру и справедливости.
Прометей царствует над своими страданиями, он сам идет на мучения ради людей, противостоит тирании и управляет собой в отличие от Зевса, который хоть и правит богами и людьми, но сам подчиняется злу.
« И в ярости слепой ты мне, врагу,
Дал царствовать в триумфе бесконечном
Над собственным несчастьем горьким,
Над местью неудавшейся твоею».
«А я по-прежнему – владыка над собою
И роем пыток управляю».
Прометей не покоряется Зевсу, до конца стоит на своем, и его надежда, любовь и добродетель помогают ему освободиться. Он верит в свое предназначение
«О, как хотел бы я свершить скорее
Свое предназначенье – быть опорой,
Спасителем страдальца- человека».
Он борется с сосредочием всех пороков, он олицетворяет совершенное добро и зло, и его протест – это протест доброго гения против низкого, воплощенного в образе Зевса, зла.
Некоторое снижение образа Прометея можно найти в середине XIXвека. Дж. Леопарди выразил в своем диалоге «Пари Прометея» (1827) разочарование в буржуазной революции, пессимизм и безысходность достигнутых идеалов. Он изобразил Прометея ничтожным, жалким и завистливым мечтателем, никому не нужным и приносящем только зло. В «Плохо скованном Прометее»(1899) Андре Жид помещает Зевса-банкира и Прометея-обывателя в гущу обывательских будней буржуазного мира. Фр. Кафка в своей притче «Прометей», отражая упаднические настроения буржуазии, рассказывает, как о Прометее забыли боги, терзавшие его орлы, и он сам о себе, а его рана тоже «устало закрылась». «Остались необъяснимые скалы», к которым был прикован Прометей.
Образ Прометея в трактовке русских авторов
В русской литературе образ Прометея трактуется прежде всего как символ передовой науки на пользу человечества в стихотворении М. Ломоносова «Письмо о пользе стекла...» (1752) . В форме вопросительных предложений автор говорит о получении огня через увеличительное стекло от Солнца и об использовании телескопов для наблюдения неба, связывая то и другое с Прометеем, а его закование и страдания объясняет варварство людей, не приобщенных к науке.
« И только лишь о том мы думаем, жалея,
Не свергла ль в пагубу наука Прометея?
Не злясь ли на него, невежд свирепых полк
На знатны вымыслы сложил неправый толк?
Не наблюдал ли звезд тогда сквозь Телескопы,
Что ныне воскресил труд счастливой Европы?
Не огнь ли он стеклом умел сводить с небес
И пагубу себе от варваров занес,
Что предали на казнь, обнесши чародеем?
Коль много таковых примеров мы имеем...»
У Н. Щербины в стихотворении «Песня Прометея» (1848) титан рассматривается, как символ духовной свободы, света и справедливости.
Мы читаем такое пророчество Прометея о будущем человечестве:
«Но настанут века золотые:
Ты их мыслью своей призовешь,
И добра семена дорогие
Своей кровью обильно польешь,
И все силы души и природы
Покоришь себе, новый Зевес,
Создашь новое солнце свободы,—
И два солнца засветят с небес»
В другом стихотворении под названием «Два Титана» (1851) тот же поэт противопоставляет абсолютного, безмерного и безжалостного Океана и преисполненного любви к людям и за то страдающего Прометея. О любви и мощи Прометея, которые некогда превзойдут и самого Зевса, сокрушив волны Океана и разбив его трезубец, поэт пишет:
«У него живой любовью
Сердце страстное полно,
Истекающее кровью,
Крепко мыслию оно... .»
Наряду с идеями свободы и справедливости Прометей выступа, также и как родоначальник и предначинатель художественного творчества, которое тоже имеет ближайшее отношение к свободе духа. Эдуард Губер, который в своей поэме «Прометей» (написанной в 1845 г) как раз соединил обе эти идеи, то есть героизм художественного творчества и героизм гордого и непокорного духа.
Бенедиктов В.Г. в своем стихотворении «Прометей» (1850—1856) нашел необычные для мифа о Прометее весьма нежные краски, которые до некоторой степени делают и образ самого Прометея не столь суровым. В начале стихотворения читаем:
«И страдальца вид ужасен,
Он в томленье изнемог,
Но и в муках он прекрасен,
И в оковах — все он бог!»
В диалоге между Зевсом и Прометеем, Зевс старается всячески унизить безрассудный и неразумный род людей, а Прометей говорит о возможности возвысить и укрепить род людской, что он и делает при помощи доставления людям огня.
У Я. Полонского в стихотворении «Прометей» (1880—1885) изображен непреклонный дух Прометея
« Что сделает гром
С бессмертием духа,
С небесным огнем?
Ведь то, что я создал
Любовью моей,
Сильнее железных
Когтей и цепей!!»
У Баратынского в стихотворении «К Дельвигу» (1821) говорится о безрассудном подвиге Прометея, для которого не приспособлена ничтожная человеческая масса.
«Похищенной искрой созданье свое
Дерзнул оживить безрассудный;
Бессмертных он презрел,— и страшная казнь
Постигнула чад святотатства»
У Кюхельбекера в стихотворении «К Прометею» (1820) Прометей изображен как прародитель поэзии и вдохновитель человечества на лучшие мечты и подвиги
«О, пришли ж, Прометей, все мое лучшее в дар —
Не удивленье одно, но любовь и звуки простые
Робких еще, но тобой смело настроенных струн!»
Шевченко в своем стихотворении «Кавказ» (1845) понимает Прометея как политический символ непобедимой мощи завоеванных и угнетенных народов.
«Спокон века Прометея
Там орел карает,
Что ни день, клюет он ребре,
Сердце разрывает
Разрывает, да не выпьет
Крови животворной,
Вновь и вновь смеется сердце
И живет упорно…»
В стихотворении Н.М. Минского «Счастье Прометея» титан утешается созерцанием красоты Кавказских гор. Об окончании своих страданий он уже не думает. Преодоление мук методом эстетического созерцания красоты было впервые описано только в этом произведении.
«И позабыл титан, что эта груда
Алмазных льдов — его тюрьмы стена.
Сияньем их душа опьянена,
И силы нет бороться против чуда.
Он все забыл...»
По морально-политическому пути в интерпретации образа Прометея пошёл в своей стихотворной трагедии «Прометей» (1919) известный поэт-символист Вячеслав Иванов. Его Прометей неоднозначен, но свою главную заслугу он видит в том, что стремился к созданию людей свободных. Вот почему он призывает к борьбе с рабством, к борьбе за свободу, частицу которой он вложил в людей вместе с его божественным огнём. Без этой борьбы человек подобен животным:
«Своим страстям и вожделеньям низким
Вам рабствовать дано; но, как челом,
Подъятым к небу, ты не в силах долу
Своим страстям и вожделеньям низким
Четвероногим, — так не в силах ты
Забыть в тебе зачатую свободу.»
Заключение
Таким образом, образ Прометея претерпел ряд изменений в произведениях зарубежных и русских авторов.
В зарубежных произведениях образ титана прошел:
- от бога, спасшего человечество до человека, со свойственными ему страстями;
- от создателя человека до губителя душ;
- от борца до завистливого мечтателя;
- от заслужившего восхищения героя до его полного забвения;
- от бунтаря до обывателя;
- от творца до врага, принесшего зло и несчастья
- от мифологического титана до полной демифологизации.
Все эти изменения были обусловлены настроениями, царившими в литературе в той или иной исторической эпохи, что не могло не сказаться на трактовке образа Прометея. Изображение богов, близких к людям характерно для Древней Греции; жанр немифологических произведений возникает в Средние века; Для Нового времени свойственно изображение человека, показ жизни с полным воспроизведением ее противоречий в эпоху Возрождения; обращение к эстетическим ценностям прошлого в романтизме и интерпретация различных философских концепций в модернизме.
В русской литературе мы наблюдаем иные точки зрения на этот образ.
Прометей олицетворял:
- передовую науку;
- духовную свободу;
- безрассудство;
- буржуазную революцию;
- индивидуализм;
- борьбу против рабства;
- героизм.
Образ Прометея в произведения русских авторов создавался под влиянием настроений в обществе - не удовлетворенность существующим строем, попытки интеллигенции найти выход из создавшийся ситуации, борьба за свободу, предчувствие революции и сама революция.
Легенда о Прометее, таким образом, прославляет бунт против религии бездушия, против несправедливых и жестоких богов. Огонь знания разрушает нелепые стереотипы религиозного мышления прошлого. Причём прославляется не бунт ради бунта как таковой, а бунт ради человеколюбия и сострадания.
«…древние создали благородный и страдальческий образ Бунтаря, – писал Альбер Камю (философ, писатель, лауреат Нобелевской премии), – и одарили нас величайшим мифом о мятежном разуме. Неистощимый греческий гений, сотворивший немало мифов о скромности и преданности, сумел, однако, создать и символ восстания. Бесспорно, некоторые прометеевские свойства обрели вторую жизнь в той мятежной истории, в которой мы живем: борьба со смертью ("Я племя смертное от гибели в Аиде самовольно спас"), мессианизм ("Я их слепыми наделил надеждами"), человеколюбие ("Да, я ненавистен Зевсу... потому что меры не знал я, смертных любя")».
Мораль легенды такова: любовь к человеку превыше любой религии, и если религия воплощает ненависть вместо любви, если она попирает свободу человека и человеческое достоинство, если она негуманна, то бунт против такой религии и таких богов есть не грех, а подвиг. И бунт этот происходит через похищение огня знания, то есть через просвещение и образование.
Библиография
1. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / 2-е изд., испр.-
М.: Искусство, 1995.-320 с.
2. Сахарный Н. Трагедия Эсхила / М. : Изд. «Худ. Литература» , 1971. – С.3 - 26
3. Легенда о Прометее: о сути восстания против богов / Интернет ресурс: nauka-i-religia.narod.ru/pozicia/promet.html
4. Даниленко В. Демифологизация образа Прометея в истории литературы / Интернет ресурс: www.za-nauku.ru/index.php
Если хочется пить...
Чья проталина?
Рукавичка
И тут появился изобретатель
Рисуем осень: поле после сбора урожая