Исследование всевозможных логических цепочек (силлогизмов) привело к обнаружению знаменитых парадоксов. Вот парадокс лжеца: «Я – лжец», - говорит некто и … впадает в неразрешимое противоречие! Ведь если он действительно лжец, он солгал, говоря, что он лжец, и, следовательно, он не лжец; но если он не лжец, он сказал правду и, следовательно, он лжец… А вот не менее известный парадокс брадобрея: некий брадобрей бреет тех и только тех, кто не бреется сам; бреет ли он сам себя? Если он бреется сам, то он не может себя брить, ибо бреет только тех, кто не бреется сам; если он не бреется сам, он должен брить и себя, ибо бреет всех тех, кто не бреется сам…
Пристрастия к логическим выражениям, игре ума, оказало важнейшее влияние на математику. Лишь в мире, где была развита наука об истинности и ложности высказываний, о правильности выводов, о том, что из чего может следовать и что не может, могло появиться доказательство.
Чем лучше развито логическое мышление у детей, тем он успешнее в учебе.
Вложение | Размер |
---|---|
logika.docx | 42.54 КБ |
logika_6.pptx | 377.99 КБ |
Оглавление
Введение_________________________________________________3
Заключение ______________________________________________8
Как развивать логическое мышление _________________________8
Список литературы_______________________________________10
Введение.
Словами можно доказать и опровергнуть все, что угодно,
и скоро люди усовершенствуют язык до такой степени,
что будут доказывать математически верно,
что дважды два – семь. (А.П.Чехов, «Огни»)
Значение логики велико для изучения школьных предметов. Для всех интеллектуальных операций. Она учит мыслить четко, лаконично, правильно. Воспитание логической культуры – необходимый компонент современного образования. Логическая культура не является врожденной: ее надо воспитывать, начиная с дошкольного возраста, затем в начальной и средней школе, в вузе и в аспирантуре. Логика нужна всем людям, работникам различных профессий.
Логика является одной из наук, имеющих важное значение для всех других областей научного значения, в том числе для математики и технонаук. Логика, как и математика, является универсальным языком науки, на котором должен уметь профессионально говорить любой ученый независимо от специальности…
И математика, и технические науки, и логика… сходны в одном: все они выполняют объединяющую функцию, скрепляя всю науку в единую систему.
Цель моей работы: познакомить с понятием «логика», с историей возникновения этого понятия. В практической части своей работы с помощью тестирования учащихся 5 – 8 классов проверить уровень их логического мышления. Дать рекомендации, как развивать логическое мышление с раннего возраста.
Логика и логическое мышление
Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос — Что такое логика? Логика изучает познавательную деятельность человека. Oб этом говорит сам термин «логика», происходящий от греческого слова «логос», что означает слово, понятие, рассуждение, разум. Логическое мышление — способность рассуждать и делать выводы — можно и нужно развивать у детей с самого раннего возраста. Умение мыслить логически, анализировать и делать выводы пригодится как в детстве, так и во взрослой жизни. Развитие логического мышления и фантазии приводит к тому, что человек начинает мыслить нестандартно.
Можно даже сказать, что логическое мышление — это основа гениальности.
Логика ведет свое происхождение от ораторского искусства. Убедить собеседника невозможно, если оратор сам себе противоречит (уж если ты сказал, что снег белый, не следует ссылаться на его черноту…). В Древней Греции, где важнейшие вопросы решались на советах, всякий уважающий себя философ, политический деятель или литератор старался строить речь так, чтобы она была доходчива и разумна. В античном мире чрезвычайно ценилось умение высказываться точно, кратко и остроумно. Не потеряло актуальности это умение и потом, недаром появилось выражение «краткость – сестра таланта». Зачастую не имея никаких данных о жизни многих выдающихся древних мудрецов, мы, тем не менее, знаем о них хотя бы по одному афоризму, некогда произнесенному ими. Как жил Евклид, чем интересовался, кроме геометрии? Эти факты неизвестны, зато все знают, как он ответил ученику, спросившему: «Какая польза будет мне от изучения математики?». Разгневанный Евклид позвал слугу и сказал: «Дай ему грош, он ищет выгоды, а не знаний».
Любовь к точной фразе привела древнегреческих философов к логике. Что из чего следует и почему? Можно ли, например, утверждать, что Сократ смертен, если дано, что все люди смертны и Сократ человек? Можно. А если дано, что все люди смертны и Сократ тоже смертен, верно, ли, что Сократ человек? Неверно: вдруг Сократом зовут не только древнегреческого мудреца, но и его собаку?
Законы логики, правила вывода верных утверждений из заданных посылок наиболее полно исследовал великий древнегреческий философ Аристотель.
Исследование всевозможных логических цепочек (силлогизмов) привело к обнаружению знаменитых парадоксов. Вот парадокс лжеца: «Я – лжец», - говорит некто и … впадает в неразрешимое противоречие! Ведь если он действительно лжец, он солгал, говоря, что он лжец, и, следовательно, он не лжец; но если он не лжец, он сказал правду и, следовательно, он лжец… А вот не менее известный парадокс брадобрея: некий брадобрей бреет тех и только тех, кто не бреется сам; бреет ли он сам себя? Если он бреется сам, то он не может себя брить, ибо бреет только тех, кто не бреется сам; если он не бреется сам, он должен брить и себя, ибо бреет всех тех, кто не бреется сам…
Пристрастия к логическим выражениям, игре ума, оказало важнейшее влияние на математику. Лишь в мире, где была развита наука об истинности и ложности высказываний, о правильности выводов, о том, что из чего может следовать и что не может, могло появиться доказательство. В сущности, чем отличаются две такие цепочки фраз:
1.Ночью все кошки серы. Мой зверь – кот. Значит, ночью он серый.
2.Треугольник с равными сторонами правильный. У этого треугольника все стороны равны. Значит он – правильный.
Ничем. Если первая и вторая фразы верны, верен и вывод. Именно так и была построена геометрия Евклида: несколько фраз были объявлены верными; если же они верны, то истинны все выводы, правильно построенные (по законам логики) на основе этих нескольких фраз…
Логическое познание, существующее в форме понятий, суждений и умозаключений, позволяет нам проникать в глубинные структуры вещей и явлений. С его помощью мы даем название покупаемому товару, судим о цене и целесообразности покупки.
Чем лучше развито логическое мышление у детей, тем он успешнее в учебе
Практическая работа
Тестирование учащихся 5 – 8 классов
Учащимся 5 – 8 классов было предложено решить 18 простейших логических задач, на вопросы которых нужно отвечать быстро. Тест не требует специальных математических знаний. Результаты тестирования позволили увидеть уровень логического мышления учащихся.
Данный тест был предложен учащимся калифорнийского университета.
Тест
Правильные ответы
Результат
Посчитайте число неправильных ответов и определите, кто вы:
0 – 1 – гений
2 – 4 интеллектуал
5 – 6 нормальный уровень мышления
7 – 10 слабо развито мышления
11 – 18 необходимо заняться развитием мышления
Итоги тестирования представлены в таблице 1
Таблица 1
Класс | Количество опрошенных учащихся | 0 – 1 | 2 – 4 | 5 – 6 | 7 - 10 | 11-18 |
5 - е | 36 | 0 | 0 | 0 | 13 | 23 |
6 «Б» | 22 | 0 | 0 | 3 | 6 | 13 |
7 – е | 34 | 0 | 1 | 2 | 18 | 13 |
8 «Б» | 8 | 0 | 2 | 1 | 4 | 1 |
Всего: | 100 | 0 | 3 | 6 | 41 | 50 |
Результатам тестирования по параллелям можно увидеть на графике
По результатам тестирования можно сделать вывод, что среди опрошенных учащихся 5 – 8 классов нет гениев, интеллектуалов – 3 человека. Анализируя результаты по возрастам учащихся видно, что в 5 классах из 36 опрошенных – 23 учащихся нуждаются в развитии логического мышления. В 6 «Б» классе из 22 опрошенных – 6 учащихся со слабо развитым логическим мышлением. В 7 классах среди 34 опрошенных – 18 учащийся со слабо развитым логическим мышлением. Из общего количества опрошенных, а это 100 учеников, 6 учащихся имеют нормальное мышление. Почти половина учеников (41) со слабо развитым логическим мышлением и 50 учащимся необходимо заняться развитием логического мышления. Результаты очень низкие. Что делать?
Заключение
Как развивать логическое мышление
Мыслить логически – значит отделять важное от второстепенного, находить взаимосвязи и делать выводы, приводить доказательства и опровержения, быть убедительным и не быть легковерным. И хотя в течение жизни каждый не раз пользуется этой способностью, большинство людей мыслит шаблонно, так как не стремится развить логическое мышление. Они не стимулируют его, редко прибегая к логике, а ее нужно тренировать и делать это можно чуть ли не с пеленок. Надо лишь знать, как правильно развивать логическое мышление, а для начала – понять, как оно работает.
В каждом возрасте – свои законы и виды логического мышления
Для маленьких детей еще не свойственно обдумывать что-то абстрактно, в уме. Самые первые стадии формирования логического мышления у малышей – наглядно-действенное и наглядно-образное. Чтобы осмыслить – нужно видеть и трогать.
Затем появляется словесно-логическое мышление, когда ребенку уже не обязательно иметь перед собой то, о чем он говорит и думает. У взрослых такое логическое мышление преобразуется в умение изучать поставленную задачу и ставить цели, разрабатывать план и способы ее достижения. Высший пилотаж мыслительной деятельности – способность размышлять творчески, не использовать готовые знания, а создавать новые, придумывать и изобретать.
Логика в жизни
Очевидно, что последние из перечисленных приемов логического мышления крайне полезны для успешного преодоления любых трудностей. Но многие отступают перед ними, уверенные, что не справятся. Какое заблуждение! Даже если задача трудна, всегда можно творчески подойти к ее решению. А тем, у кого не получается, помогут многочисленные средства и упражнения для развития логического мышления: тренировки, упражнения, головоломки, игры.
Но сначала - основные законы логического мышления:
Развиваться – значит играть
Дети не задумываются, как развить свое логическое мышление, они просто играют. Так пусть они получают и пользу, и удовольствие от легкого и веселого занятия.
Прежде всего – загадки. Любые, например, замечательные загадки-стихи Тимофея Белозерова. Главное – дать детям подумать самим или поразмышлять с ними вместе, но не подсказывать!
Еще один пример упражнения для развития логического мышления: через образы и картинки – взять любую детскую картинку и разрезать ее на несколько частей. Чем младше ребенок, тем меньше нужно деталей.
Для детей постарше – логические игры со словами. Это и поиск лишнего, и объединение слов в общие группы по определенным признакам, и отгадывание задуманных предметов через вопросы и ответы. При этом тренируются навыки обобщения и классификации, определения свойств объекта, построения логических связей.
Упражнения более сложного уровня – анализ поговорок и пословиц, поиск общего смысла в них, поиск закономерностей в числовых рядах.
Но не обязательно все усложнять. Психология учит, что логическое мышление, как и любой навык, легко тренируется в ненавязчивой игровой форме. Поэтому даже взрослым не стоит пренебрегать играми. А их придумано достаточно: шахматы, реверси (игра, где требуется окружить и присвоить фишки соперника), скрэббл (составление как можно более длинных слов) и подобные им. Эти развлечения стимулируют стратегическое и тактическое мышление, умение предвидеть замысел соперника и последствия своих действий. Так что развивать логическое мышление не только полезно, но еще и интересно.
Список литературы
http://www.homegate.ru/group/logika-games/post/7782
http://kak-bog.ru/kak-razvit-logicheskoe-myshlenie#ixzz453g7sPXo
Слайд 1
Логика и логичекское мышлениеСлайд 2
Словами можно доказать и опровергнуть все, что угодно, и скоро люди усовершенствуют язык до такой степени, что будут доказывать математически верно, что дважды два – семь. (А.П.Чехов, «Огни»)
Слайд 3
познакомить с понятием «логика», «логическое мышление», с историей возникновения этого понятия. в практической части своей работы с помощью тестирования учащихся 5 – 8 классов проверить уровень их логического мышления. дать рекомендации, как развивать логическое мышление с раннего возраста. Цели и задачи работы:
Слайд 4
« Логика » происходит от греческого слова «логос», что означает слово, понятие, рассуждение, разум. Логическое мышление — способность рассуждать и делать выводы. Можно сказать, что логическое мышление – это основа гениальности. Чем лучше развито логическое мышление у детей, тем он успешнее в учебе
Слайд 5
Тест Профессор ложится спать в восемь часов вечера, а будильник заводит на девять часов утра. Сколько будет спать профессор? 2. Может ли мужчина жениться на сестре своей вдовы? 3. Есть ли 7 ноября в Австралии? 4. У пастуха 10 овец. Все, кроме 9 издохли. Сколько осталось овец? 5. Вы пилот самолета, летящего из Гаваны в Москву с двумя посадками в Алжире. Сколько лет пилоту? 6. Обычно месяц заканчивается 30-м или 31- числом. В каком месяце есть 28 число? 7. Вы входите в малоизвестную комнату, которая затемнена. В ней есть две лампы: газовая и бензиновая. Что вы зажжете в первую очередь? 8. Один поезд идет из Москвы в Омск, другой – из Омска в Москву. Вышли они одновременно, но скорость первого поезда в три раза больше скорости второго. Какой поезд будет дальше от Москвы в момент их встречи? 9. Отец с сыном попали в катастрофу. Отец скончался в госпитале. К сыну в палату входит хирург и говорит, показывая на него: «Это мой сын». Могут ли эти слова быть правдой? 10. Археологи нашли монету, датированную 35 годом до нашей эры. Возможно ли это? 11. Палку нужно распилить на 12 частей. Сколько потребуется распилов? 12. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? 13. В каком количестве Ной взял зверей в свой ковчег? 14. Врач прописал больному три укола, по уколу через каждые полчаса. Сколько потребуется времени, чтобы сделать все уколы? 15. Сколько цифр «9» в ряду от 1 до 100? 16. Горели семь свечей. Три погасли. Сколько свечей осталось? 17. Кирпич весит 1 кг плюс еще полкирпича. Сколько весит кирпич? 18. Под каким кустом сидит заяц во время дождя?
Слайд 6
Правильные ответы 1 час Нет Есть Девять Вы пилот (пилоту столько лет, сколько вам) Во всех Спичку Одинаково Да, если хирург – мать мальчика Нет, тогда не писали дату изготовления Одиннадцать Пятьдесят По паре 1 час Двадцать Три 1 кг Под мокрым
Слайд 7
Результат Посчитайте число неправильных ответов и определите, кто вы: 0 – 1 гений 2 – 4 интеллектуал 5 – 6 нормальный уровень мышления 7 – 10 слабо развито мышления 11 – 18 необходимо заняться развитием мышления
Слайд 8
Итоги тестирования учащихся 5 – 8 классов Класс Количество опрошенных учащихся 0 – 1 2 – 4 5 – 6 7 - 10 11-18 5 - е 36 - - - 13 23 6 «Б» 22 - - 3 6 13 7 - е 34 - 1 2 18 13 8 «Б» 8 - 2 1 4 1 Всего: 100 - 3 6 41 50
Слайд 9
Результаты тестирования по параллелям
Слайд 10
Как развивать логическое мышление Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех! Развитию логического мышления необходимо учиться. Нужно уметь пользоваться логическим мышлением и воображением. Нужно также развивать и всячески способствовать развитию логического мышления. Ведь это пригодится в жизни! Многие игры, задачи и головоломки развивают логическое мышление. Вот некоторые рекомендации: Играйте в шахматы Купите сборник занимательных задач Составляйте логические цепочки Уделите внимание математическим играм и задачам
Слайд 11
А.П.Савин, В.В.Станцо , А.Ю.Котова. «Я познаю мир». – М., 2002 В.Волина. «Праздник числа». – М., 1994 Электронные адреса: http://www.rcub.ru http://www.homegate.ru/group/logika-games/post/7782 Список литературы
Кактусы из сада камней
Прекрасная арфа
Рисуем зимние домики
Если хочется пить...
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой