Авторы работы в ходе исследования
1) определяют, каково значение родительского наказа в контексте русских православных традиций.
2) изучают литературную критику по заявленной теме, выявляют подходы к осмыслению роли данных эпизодов в контексте художественного произведения.
3) дают свою версию понимания идейно-художественного назначения эпизодов родительских наказов в художественном произведении XIX века.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_roditelskiy_nakaz.pptx | 102.07 КБ |
Слайд 1
Районная научно-практическая конференция школьников Коченевского района «Родительский наказ в традиционной и современной культуре» Авторы: Соколова Марина, Ушакова Арина ученицы 10 класса МКОУ Кремлевской СОШ Научный руководитель: Афанасьева Н.В., учитель русского языка литературы первой квалификационной категории 2016 г.Слайд 2
Цель исследования - определить роль семьи, в частности родительских наказов, в формировании нравственных качеств человека. Задачи : 1) выяснить назначение эпизодов родительских наказов в художественных произведениях XVIII – XX веков; 2) провести анкетирование современных школьников, выявить уровень их ценностного отношения к жизни, к людям, к самим себе; 3) обобщить полученные данные и прийти к определенному заключению.
Слайд 3
Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Завет - наставление, совет последователям, потомкам. Н аказ - 1) Наставление, поучение, распоряжение (устар. и прост.) 2) Поучение, обращение, содержащее перечень требований и пожеланий ( официальн .). Наказание — мера воздействия, применяемая к кому-либо за какую-либо вину, проступок, преступление» Церковно-славянский словарь: Наказание — наставление, учение; образование. Наказатель — наставник, учитель. Наказую — научаю, наставляю. Наказ — наставление, приказание. Наказываю — научаю, смиряю».
Слайд 4
Родительские наказы, послужившие формированию нравственных качеств Родительские наказы, содержащие негативные черты семейного воспитания А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Андрей Петрович Гринев сыну: “ Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову , а честь смолоду”» Д.И.Фонвизин «Недоросль» Г-жа Простакова сыну: «Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань». « Нашел деньги – ни с кем не делись… Все себе возьми, Митрофанушка» Л.Н.Толстой «Война и мир» Николай Андреевич Болконский сыну: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! Н.В.Гоголь «Мертвые души» Отец Чичикова сыну: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. …. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, и чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете. …Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». К.Симонов «Сын артиллериста» Майор Деев сыну: «Держись, мой мальчик, на свете Два раза не умирать. Ничто нас в жизни не может Вышибить из седла!» А.С.Грибоедов «Горе от ума» Отец Молчалина сыну: «…угождать всем людям без изъятья, Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была» ….. …..
Слайд 5
Влияние родительского наказа на Петра Гринева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Выполнение отцовского наказа привело Гринева к подвигу: Возврат проигрыша Отказ присягнуть Пугачеву Сознание высокого долга
Слайд 6
Влияние родительского наказа на Павла Ивановича Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» Выполнение завета отца привело Чичикова к преступлению: Хитрость Обман Должностное преступление
Слайд 7
Родительские наказы, послужившие формированию нравственных качеств Родительские наказы, содержащие негативные черты семейного воспитания А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Андрей Петрович Гринев сыну: “ Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову , а честь смолоду”» Д.И.Фонвизин «Недоросль» Г-жа Простакова сыну: «Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань». « Нашел деньги – ни с кем не делись… Все себе возьми, Митрофанушка» Л.Н.Толстой «Война и мир» Николай Андреевич Болконский сыну: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! Н.В.Гоголь «Мертвые души» Отец Чичикова сыну: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. …. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, и чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете. …Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». К.Симонов «Сын артиллериста» Майор Деев сыну: «Держись, мой мальчик, на свете Два раза не умирать. Ничто нас в жизни не может Вышибить из седла!» А.С.Грибоедов «Горе от ума» Отец Молчалина сыну: «…угождать всем людям без изъятья, Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была» ….. …..
Слайд 8
Перечень пословиц к методике «Пословицы» С.М. Петровой 1. а) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом; б) что за честь, коли нечего есть. 2. а) не в деньгах счастье; б) когда деньги вижу, души своей не слышу. 3. а) кто хорошо живет, тот долго живет; б) жизнь прожить - не поле перейти. 4. а) деньги - дело наживное; б) голым родился, гол и умру. 5. а) на Бога надейся, а сам не плошай; б) не зная броду, не суйся в воду. 6. а) хочу - половина могу; б) лбом стены не прошибешь. 7. а) как проживешь, так и прослывешь; б) выше головы не прыгнешь. 8. а) люди - всё, а деньги - сор; б) деньгам все повинуются. 9. а) от народа отстать - жертвою стать; б) никто мне не указ. 10. а) своя рубашка ближе к телу; б) наше дело - сторона. 11. а) жизнь дана на добрые дела; б) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла. 12. а) доброе братство лучше богатства; б) черный день придет - приятели откажутся. 13. а) ученье лучше богатства; б) век живи, век учись, а дураком помрешь. 14 . а) можно тому богатым быть, кто от трудов мало спит; б) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат. 15. а) где тверд закон, там всяк умен; б) закон - что дышло, куда поворотишь, туда и вышло. а - духовное отношение к жизни, б - бездуховное отношение к жизни; а - незначимость материального благополучия в жизни, б - материально благополучная жизнь; а - счастливая, хорошая жизнь, б - трудная, сложная жизнь; а - оптимистическое отношение к жизни, б - пессимистическое отношение к жизни; а - решительное отношение к жизни, б - осторожное отношение к жизни; а - самоопределение в жизни, б - отсутствие самоопределения в жизни ; а - стремление к достижениям в жизни, б - отсутствие стремления к достижениям в жизни; а - хорошее отношение к людям, б - плохое отношение к людям; а - коллективистическое отношение к людям, б - индивидуалистическое отношение к людям; а - эгоцентрическое отношение к людям, б - эгоистическое отношение к людям; а - альтруистическое отношение к людям, б - паритетное отношение к людям; а - значимость дружбы, б - незначимость дружбы; а - значимость ученья, б - незначимость ученья; а - значимость труда, б - незначимость труда; а - значимость соблюдения законов, б - незначимость соблюдения законов.
Слайд 10
В ыводы: 1) произведения русской литературы подчеркивают важность родительских наставлений в формировании нравственных качеств человека; 2) семья, в частности родительские заветы, могут выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания; 3) родительские наставления играют ведущую роль в формировании нравственных качеств, удовлетворении духовных потребностей человека во все времена.
Любимое яичко
Л. Нечаев. Яма
Военная хитрость
Ель
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?