В 5 и в 6 классе на уроках русского языка мы часто выполняем комплексный анализ текста. Анализ текста обязательно нужен при подготовке к изложению, так как он помогает понять особенности текста и грамотно пересказать его письменно, сохраняя авторский стиль. В комплексном анализе мы повторяем много орфограмм и пунктограмм, выполняем различные разборы, вспоминаем изобразительные средства языка, делаем творческие задания. Также мы уже знаем, что анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к экзамену в форме ГИА, ЕГЭ.
28 февраля этого года исполняется 95 лет со дня рождения Ф.А.Абрамова – нашего замечательного северного писателя. На уроках русского языка нам часто предлагают карточки с короткими рассказами Ф.А.Абрамова с различными заданиями по теме урока. Также для участияв районном конкурсе «Живая классика» я готовлю выступление по рассказам Федора Александровича. И у нас с учителем русского языка родилась идея для исследовательской работы.
Вложение | Размер |
---|---|
ir_kompleksnyy_analiz_teksta_chernysh_n.v.docx | 68.53 КБ |
VIIрайонная конференция
учебно-исследовательских и проектных работ
«Я - исследователь»
Направление «Русский язык»
«Комплексный анализ текста»
Работу выполнила
Клементьева Марина Геннадьевна,
обучающаяся 6 класса
МБОУ «Устьпаденьгская ООШ»
Руководитель –
Черныш Наталья Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Устьпаденьгская ООШ»
Усть-Паденьга
2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение………………………………………………………………………………………………...3
II. Основная часть
Глава 1.Комплексный анализ текста как вид учебной деятельности……………………4
Глава 2. Художественный текст - основа для комплексного анализа.
2.1.Ф.А.Абрамов – мастер короткого рассказа……………………………………………6
2.2.Практическая работа………………………………………………………………………………7
III. Заключение…………………………………………………………………………………………11
IV. Библиографический список………………………………………………………………………12
Введение
В 5 и в 6 классе на уроках русского языка мы часто выполняем комплексный анализ текста. Анализ текста обязательно нужен при подготовке к изложению, так как он помогает понять особенности текста и грамотно пересказать его письменно, сохраняя авторский стиль. В комплексном анализе мы повторяем много орфограмм и пунктограмм, выполняем различные разборы, вспоминаем изобразительные средства языка, делаем творческие задания. Также мы уже знаем, что анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к экзамену в форме ГИА, ЕГЭ.
28 февраля этого года исполняется 95 лет со дня рождения Ф.А.Абрамова – нашего замечательного северного писателя. На уроках русского языка нам часто предлагают карточки с короткими рассказами Ф.А.Абрамова с различными заданиями по теме урока. Также для участияв районном конкурсе «Живая классика» я готовлю выступление по рассказам Федора Александровича. И у нас с учителем русского языка родилась идея для исследовательской работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Глава 1.Комплексный анализ текста как вид учебной деятельности.
Любой человек в современном мире, не замечая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их.
Одна из первых задач, которые ставят перед собой школьники- овладение практической(орфографической и пунктуационной) грамотностью. Но это далеко не единственная задача.
Обучение русскому языку в общеобразовательной школе должно содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к занятиям по русскому языку, развивать их языковое чутье, способность к анализу языковых явлений, умение наблюдать факты речи. В решении этих задач огромное значение имеет комплексная работа с текстом, а соответственно разные виды разбора языкового материала, которые различаются по содержанию, объему и способу выполнения.[3, стр. 5]
Комплексный анализ текста – это вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. [4] Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы.
Комплексный языковой анализ текста создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья.
Прежде чем приступить к комплексному анализу текста, учащиеся должны понять, для какой сферы общения он предназначен и в каком стиле создан, так как каждая сфера общения диктует свои правила работы над текстом. Приступая к работе с текстом, учащиеся должны усвоить три группы понятий:
Комплексный анализ текста включает в себя три содержательные линии заданий: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности. Чаще всего комплексный анализ текста состоит из следующих основных групп заданий и видов обязательных заданий к каждой группе:
1). Речеведческий (текстоведческий) анализ включает задания:
А) Определить тему текста.
Б) Определить идею текста.
В) Доказать, что это текст.
2).Аспектно - лингвистический (фонетический, орфоэпический, лексический, синтаксический, словообразовательный, морфологический)
А) Произвести фонетический разбор
Б) Произвести морфемный и словообразовательный разбор
В) Произвести синтаксический разбор предложения.
3) Проверка правописной грамотности (орфографической и пунктуационной)
А) Объяснить орфограммы
Б) Объяснить пунктограммы.
В комплексном анализе текста необходимо обращать внимание на изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор текста воздействует на читателя. Учащиеся учатся находить художественные средства, чтобы в дальнейшем уметь пользоваться ими при воспроизведении и создании собственных текстов.
Вопросы и задания к тексту должны помогать ученикам создать представление о языковых особенностях текста, одновременно повышая лингвистическую грамотность учеников, во-вторых, совершенствоватьих орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность, в-третьих, заставлять учеников задумываться о содержании. Именно это способствует развитию речи и интеллектуальному росту учеников, пробуждает у них заинтересованность в изучении чисто лингвистических явлений. Другими словами, составляя перечень языковых заданий к конкретному тексту и формулируя их, учитель должен помнить о мотивированности самих заданий, об их логической последовательности. [5]
Таким образом, можно сделать вывод, что комплексный анализ текста, проводимый на уроках русского языка, дает возможность рассматривать в единстве вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и стилистики, обеспечивает их системное повторение.
Правильно организованная работа по комплексному анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.
Глава 2. Художественный текст - основа для комплексного анализа.
2.1. Ф.А.Абрамов – мастер короткого рассказа.
Исходя из гипотезы нашего исследования, напрактическом этапе нашего исследования нам необходимо было выбрать текст для комплексного анализа из произведений Ф.А.Абрамова. Для выбора текста мы взяли книгу Ф.А.Абрамова «Трава-мурава».[1]
«Трава-мурава» - это цикл коротких рассказов, над которыми Федор Абрамов работал около 30 лет. Короткие рассказы, включенные в книгу, знакомят читателя с яркими характерами, народной жизнью – в их трагическом звучании, в смешении героического и будничного, прекрасного и преступного, доброго и злого» - говорится в аннотации к книге.
Название книги связано с одной из самых любимых народных песен Федора Абрамова: «Хожу я по травке, хожу по муравке. Мне по этой травке ходить не находиться, гулять не нагуляться».
Более четверти века ушло на создание этого небольшого цикла: 1955-1983 годы. Около двухсот крохотных рассказов размером в страничку, чаще в полстранички, а то и в четверть, треть, даже в несколько строк. А в них русская народная жизнь за последние пятьдесят лет. А впервые «Трава-мурава» появилась в печати 1981 году (журнал «Север», №1).
Вот что пишет в предисловии к книге Л.В. Крутикова-Абрамова, жена Ф.А.Абрамова: «Сотни человеческих судеб, характеров, поступков проходят перед нами в «Траве-мураве». Есть в цикле и просто колоритные сценки, зарисовки, притчи, любование метким народным словом, юмором, скоморошиной. «Трава-мурава» составляет как бы «малую энциклопедию» народной жизни в её многоцветном разнообразии. Здесь все перемешано - радостное и горькое, смешное и трагическое, небывалое и привычное, яркое и неброское. О себе рассказывает сам народ: то печалится, то смеется и радуется, то негодует и возмущается. Быль то возвышается до сказки, то становится поучительной притчей, то оборачивается скоморошиной, столь распространенной на русском Севере». [1, стр.4]
Большинство героев этого цикла – люди рядовые, простые, незаметные, как травка-муравка. Но все они одарены самым высоким талантом - человечностью, добротой, любовью к земле, к своему делу, состраданием, верностью слову. Это люди, много поработавшие на своем веку, много претерпевшие.
Вот один из отзывов о «Траве-мураве»: «Любовь, стойкость, мужество, бодрость, трудовая доблесть Ваших северян - свидетельства о глубине и о неугасимой человеческой совести. Как важно знать в наше сложное время, что это есть! Плохого так много, увидеть его легче, чем хорошее, но Вы умеете видеть хорошее – зорко, глазами и сердцем, и мы, читатели, благодарны Вам за это», - писал Абрамову сразу после получения журнала «Север» профессор Ленинградского университета Д.Е.Максимов.[1, стр.5]
Для своего исследования из этой книги я выбрала рассказ «Вкус Победы».[1, стр.14] Главная героиня рассказа - девочка, наша ровесница, она рассказывает о своем послевоенном детстве, то есть рассказ должен быть понятен моим одноклассникам. Также в нем я заметила много орфограмм и пунктограмм, которые мы изучали в 5 и 6 классе.
2.2.Практическая работа.
На втором этапе исследования я проанализировала задания для комплексного анализа текста из рабочей тетради «Комплексный анализ текста»[2], которой мы пользуемся на уроках русского языка.Для этого я выписала все задания к текстам (их оказалось 33) и ставила знак «+», если данное задание присутствовало в анализе. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Так я проанализировала 20 текстов и составила следующую сводную таблицу:
Задания | Общее кол-во |
| 19 |
| 16 |
| 16 |
| 19 |
| 20 |
| 3 |
| 20 |
| 15 |
| 13 |
| 9 |
| 1 |
| 10 |
| 18 |
| 7 |
| 5 |
| 5 |
| 6 |
| 4 |
| 2 |
| 3 |
| 3 |
| 2 |
| 9 |
| 4 |
| 1 |
| 4 |
| 1 |
| 3 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 3 |
В среднем к каждому тексту предлагается 12-14 заданий. Из таблицы я выбрала 12 самых распространенных заданий (выделены цветом). Совместно с руководителем работы мы подобрали слова и предложения из текста к этим заданиям. Также мы включили в анализ текста менее распространенное задание, связанное с фразеологизмами. У нас получились следующие задания:
Картошки, выглядит, здоровается
_____________________________________________________
А Санкостарш..й бра..Маньки, м…ей подру..ки из с…седнего дома.
Далее я далее я перепечатала текст, выделив орфограммы, и удалила знаки препинания на изученные правила.
Текст 1
- А я долго, до вос…ми лет, хле.. п..бедой (на) зывала.
Как сейчас помню. Бега…м …гра..м с д..вочешками возле наше… дома, и вдруг: «Санко, Санкопр..ехал!» А Санкостарш..й бра..Маньки, м…ей подру..ки из с…седне… дома. Вот мы и чесанули к Маньке.
С..лдат. М…дали во всю груд... С каждой за руку зд..ровает…ся у каждой спрашива…т как звать каждую по г..ло..ке гладит. А потом и г...ворит Я, говорит, Победу вам девки пр..вез.
А мы, мал..росия, что понима…м? Вылупили на него глаза как баран на новые в..рота. Нам бы Победу-то в брюхо запихать, вот тогда до нас бы и д..шло.
Ну дог..далсяСанко что у нас на уме. Достает из солдатско… мешка буханку хлеба. «Вот, говорит девки так Победа-то выглядит». Да даваймя…кую буханку на всех резать.
Долго я после того капризила. За стол с..димся, мама даст кусок, скатанный из моха да к..ртошки а я в слезы Победы х..чу…
Затем текст и задания я оформила по образцу комплексных анализов, данных в нашей печатной тетради. Получилась карточка с комплексным анализом текста, которую мы предложили моим одноклассникам на одном из уроков русского языка. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Работу выполняли 7 человек.
После работы по анализу текста мы также предложили ребятам заполнить анкету, чтобы выяснить их отношение к проделанной работе. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Анкетирование показало следующие результаты апробации нашего текста:
Да – 2 чел. Нет – 2 чел. Затрудняюсь ответить – 3 чел.
- сам текст интересный и познавательный – 5 чел.
- текст непонятный, неинтересный – 2 чел.
- задания легкие, не вызвали затруднения – 0 чел.
- некоторые задания вызвали затруднения – 6 чел.
- я думаю, что получу за работу хорошую оценку – 3 чел.
- я недоволен проделанной работой – 1 чел.
Да - 3 чел. Нет – 3 чел.Затрудняюсь ответить -1 чел.
Так как мы часто на уроках анализируем тексты Ф.А.Абрамова, в анкете было 2 вопроса на эту тему:
Да - 4 чел. Нет – 3 чел.
Много северных (абрамовских) слов, есть деревенские разговорные слова, много эпитетов, случай из жизни, описание жизненной ситуации, послевоенные годы в жизни детей.
2 человека не нашли особенностей лексики Абрамова.
И в самом большом задании анкеты предлагалось отметить трудные и легкие задания комплексного анализа текста (из исследования и встречавшихся раньше). Вот результаты:
Задания | |
| «˅» - 1, «+» - 6 |
| «˅» -3, «+» - 4 |
| «˅» - 3, «+» - 4 |
| «˅» - 1, «+» - 6 |
| «˅» - 1, «+» - 6 |
| «˅» - 4, «+» -3 |
| «˅» - 0, «+» - 7 |
| «˅» - 1, «+» - 6 |
| «˅» - 1, «+» - 6 |
| «˅» - 1, «+» - 6 |
| «˅» - 2, «+» - 5 |
| «˅» - 1, «+» - 6 |
| «˅» -0, «+» - 7 |
| «˅» - 2, «+» - 5 |
| «˅» - 1, «+» - 6 |
| «˅» - 6, «+» -1 |
| «˅» - 3, «+» - 4 |
| «˅» - 2, «+» - 5 |
| «˅» - 5, «+» - 2 |
| «˅» - 0, «+» - 7 |
| «˅» - 3, «+» - 4 |
| «˅» - 4, «+» -3 |
| «˅» - 4, «+» - 3 |
| «˅» - 5, «+» -2 |
| «˅» - 2, «+» -5 |
Задания нашего текста выделены в таблице маркером. В речеведческом плане ребята оценили свои силы очень точно. Правильно озаглавили текст, определили его стиль и тип 6 человек, не справился 1 ученик. А вот в определении темы и основной мысли текста, действительно ошиблись 3 человека. В аспектно-лингвистической части ребята тоже чувствуют себя уверенно, большинство считают эти задания легкими. В работе допущены единичные ошибки в разборах, 1 учащийся не приступил к морфологическому и синтаксическому разбору. Все ученики воспользовались Толковым словарем для правильного выполнения 10 задания, 1 человек воспользовался Школьным словарем фразеологизмов. Вопрос о фразеологизмах в анкете вызывает затруднения у 4 человек, и в практической работе только 2 ученика нашли и объяснили значение фразеологизма, еще 1 человек нашел его, но не объяснил, остальные с этим заданием не справились. Это задание оказалось самым трудным. Третий аспект – правописание (задание 7 и 8). Здесь ребята достаточно высоко оценили свои возможности: орфограммы не вызывают ни у кого затруднений, 1 человек сомневается в пунктуации. Действительно, ученики хорошо вставляют орфограммы – всего 2 человека допустили ошибки, но в пунктуации мы свои силы переоценили – безошибочных работ не было. Все 7 человек не выделили одно обращение, только 1 человек увидел оба предложения с прямой речью, 3 человека обозначили прямую речь в одном предложении, 3 человека не заметили этих предложений. Многие не заметили однородных сказуемых.
Таковы результаты апробации моего текста.
Комплексный анализ текста, проводимый на уроках русского языка, дает возможность рассматривать в единстве вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и стилистики, обеспечивает их системное повторение. Правильно организованная работа по комплексному анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.
Мы считаем, что гипотеза исследования - рассказ Ф.А.Абрамова может стать основой для комплексного анализа текста на уроке русского языка – полностью подтвердилась. В книге Федора Абрамова мы нашли текст, заинтересовавший большинство ребят, с достаточным количеством орфограмм и пунктограмм, в нем нашлись слова и предложения для всех видов разборов. Задания соответствовали уровню 6 класса. Большинство моих одноклассников получили положительные оценки при апробации текста.
Цель моего исследования также достигнута:представлена практика по работе с комплексным анализом текста на уроках русского языка на основе рассказа Ф.А.Абрамова – составленный нами комплексный анализ текста Федора Абрамова «Вкус Победы» успешно использовался на уроке русского языка и может стать дополнением к нашей рабочей тетради «Комплексный анализ текста» при изучении темы «Имя прилагательное».
В ходе своей исследовательской работы я научилась составлять таблицы по систематизированию и обобщению заданий, подведению результатов анкетирования, совершенствовала навыки работы в Word, PowerPoint, углубляла свои знания по русскому языку. Трудно мне было выделить главное в теоретическом материале, здесь мне помогал руководитель.
Думаю, что наш текст будет использоваться в работе учителей русского языка и литературы нашей школы.
Интернет – ресурсы:
Задания | 1 текст | 2 текст | 3 текст | 4 текст | 5 текст | 6 текст | 7 текст | 8 текст | 9 текст | 10 текст |
| + | + | - | + | + | + | + | + | + | + |
| + | + | - | + | + | + | + | + | + | + |
| + | + | - | + | + | + | + | + | + | + |
| + | + | + | + | - | + | + | + | + | + |
| + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
| + | - | - | - | - | - | - | + | - | - |
| + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
| + | - | - | + | _ | + | - | + | + | + |
| + | + | - | - | + | + | - | + | + | + |
| + | - | - | - | - | - | - | + | + | + |
| + | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
| + | + | - | + | - | - | - | - | + | + |
разбор слова. | + | + | - | + | + | + | - | + | + | + |
| + | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
| - | + | - | - | - | + | - | - | - | + |
| - | + | - | + | - | - | - | + | - | - |
| - | + | + | - | + | - | - | - | - | + |
| - | - | + | + | - | - | - | - | - | + |
| - | - | + | - | - | - | - | - | - | - |
| - | - | + | - | - | - | - | + | + | - |
| - | - | - | + | - | - | - | + | - | + |
| - | - | - | + | - | - | - | - | - | - |
| - | - | - | - | + | - | - | + | - | + |
| - | - | - | - | + | - | - | - | - | - |
| - | - | - | - | - | + | - | - | - | - |
| - | - | - | - | - | + | - | - | - | - |
| - | - | - | - | - | - | + | - | - | - |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Таблица 1.
Задания | 11 текст | 12 текст | 13 текст | 14 текст | 15 текст | 16 текст | 17 текст | 18 текст | 19 текст | 20 текст |
| + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
| + | + | + | - | - | + | + | - | + | + |
| - | + | + | + | - | + | + | - | + | + |
| + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
| + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
| - | _ | - | - | - | - | - | - | - | + |
| + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
| - | - | + | - | + | + | + | + | - | - |
| + | + | - | + | + | + | - | _ | + | - |
| - | + | - | - | - | + | + | - | + | + |
| - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
| + | - | + | + | - | + | + | - | - | - |
| + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
| + | + | - | - | + | + | + | + | - | - |
| - | - | - | - | - | + | - | - | - | |
| + | - | + | - | - | - | - | - | - | - |
| + | - | - | - | - | + | - | - | - | - |
| + | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
| - | - | - | - | - | - | + | - | - | - |
| - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
| - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
| - | - | - | - | - | - | + | - | - | - |
| - | - | + | - | + | + | + | + | - | + |
| - | + | - | - | + | - | - | - | - | + |
| - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
| + | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
| - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
| - | - | - | - | - | - | + | - | + | |
| - | + | - | - | - | - | - | - | - | - |
| - | - | - | - | + | - | - | - | - | - |
| - | - | - | - | - | - | + | - | - | - |
| - | - | - | - | - | - | - | + | - | - |
| - | - | - | - | - | - | - | + | + | + |
Таблица 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Текст 1
__________________
- А я долго, до вос…ми лет, хле..п..бедой(на) зывала.
Как сейчас помню. Бега…м …гра..м с д..вочешками возле наше… дома, и вдруг: «Санко, Санкопр..ехал!» А Санкостарш..й бра..Маньки, м…ей подру..ки из с…седне… дома. Вот мы и чесанули к Маньке.
С..лдат. М…дали во всю груд... С каждой за руку зд..ровает…ся у каждой спрашива…т как звать каждую по г..ло..ке гладит.А потом и г...ворит Я, говорит, Победу вам девки пр..вез.
А мы, мал..росия, что понима…м? Вылупили на него глаза как баран нановыев..рота. Нам бы Победу-то в брюхо запихать, вот тогда до нас бы и д..шло.
Ну дог..далсяСанко что у нас на уме. Достает из солдатско… мешка буханку хлеба. «Вот, говорит девки так Победа-то выглядит». Да даваймя…кую буханку на всех резать.
Долго я после того капризила. За стол с..димся, мама даст кусок, скатанный из моха да к..ртошки а я в слезы Победы х..чу…
( Ф. Абрамов)
____________________________________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
К..рто…ки, выгл…дит, зд…ровается
_____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
АНКЕТА.
Да Нет Затрудняюсь ответить.
Задания | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
- сам текст интересный и познавательный
- текст непонятный, неинтересный
- задания легкие, не вызвали затруднения
- некоторые задания вызвали затруднения
- я думаю, что получу за работу хорошую оценку
- я недоволен проделанной работой
Да Нет Затрудняюсь ответить.
Да Нет
Плавает ли канцелярская скрепка?
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Сказка на ночь про Снеговика
Как нарисовать зайчика
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью