Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Он влияет на состояние детей, их поведение, создаёт творческую атмосферу. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Поэтому, знания о цветовых предпочтениях школьников могут помочь создать правильное цветовое окружение для них в школе и дома. Зная секреты влияния цвета на настроение, можно будет снимать усталость, стимулировать обучение.
Вложение | Размер |
---|---|
tsvet_nastroeniya_shkolnika.docx | 68.57 КБ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
гимназия №52 Приморского района Санкт-Петербурга
Малая Конференция проектных и исследовательских работ
учащихся начальной школы Приморского района
«Юный исследователь»
Тема работы:
Цвет настроения школьника
Выполнила: Дробышева Агата, 2В класс
Руководитель: Полежака
Лариса Николаевна,
учитель начальных классов
ГБОУ гимназия №52
Санкт-Петербург
2017
Паспорт исследовательского проекта
Формулировка постановки проблемы: Как цвет влияет на настроение школьника?
Актуальность и значимость работы: Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Он влияет на состояние детей, их поведение, создаёт творческую атмосферу. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Поэтому, знания о цветовых предпочтениях школьников могут помочь создать правильное цветовое окружение для них в школе и дома. Зная секреты влияния цвета на настроение, можно будет снимать усталость, стимулировать обучение.
Объект и предмет исследования: цветовая гамма, её влияние на поведение и настроение школьника.
Цель работы:
- изучение влияния цвета на настроение учащихся;
- особенности воздействия цвета на работоспособность и поведение учащихся;
- с помощью цвета стимулировать желание учиться.
Задачи исследования:
1. Изучить любимые цвета школьников.
2. Исследовать, с какими чувствами и эмоциями ассоциируются у школьника разные цвета.
3. Разобраться, как с помощью цвета можно улучшить успеваемость.
4. Разработать рекомендации по созданию цветового окружения для школьника.
Гипотезы:
Методы:
Продукт исследования: Составление рекомендации по созданию благоприятного цветового окружения для школьника.
Оглавление
Интервью со школьным психологом 8
Приложения. Рекомендации для школьников
Рекомендации для педагогов и родителей
Однажды в школе на уроке ИЗО у нас было задание, нарисовать свое настроение. Потом мы сделали выставку, и я удивилась, что рисунки были очень разные и все дети использовали для них разные цвета. От чего зависит цвет настроения школьника?
Я заинтересовалась этой проблемой.
Кроме того, мне очень хотелось узнать: какой у моих одноклассников любимый цвет? Может ли цвет влиять на поведение, настроение, успеваемость школьников?
Так у меня появилась идея создать проектно- исследовательскую работу на тему: «Цвет настроения школьников».
Человек видит мир в цветах. Цвет присутствует почти во всем, поэтому возможно, что он влияет на человека так же, как и все остальное. Многие не замечают, что цвет - это настоящее чудо, великий дар, посланный нам свыше.
В 1676 году сэр Исаак Ньютон с помощью трехгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр - солнечный свет пропускался через узкую щель и падал на призму. В призме луч света расслаивался на чистые спектральные цвета. Потом луч отображался на экране, где образовывалось радужное изображение спектра. Спектр распространялся от красного до фиолетового. Радуга, которую можно периодически наблюдать в небе после дождя является по сути таким же спектром.
При анализе цвета исследователи выяснили, что основных, эксклюзивных цвета, всего три. Это - красный, желтый, синий. Действительно, если взять в руки краски, то как не смешивай цвета, эти три цвета получить нельзя. Зато все остальные цвета можно получить, смешивая эти основные цвета. К примеру, чтобы получить оранжевый цвет, необходимо смешать красный и желтый. А для получения зеленого - желтый и красный.
Люди всегда приписывали каждому цвет свое особое значение.
Красный цвет, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и противоречивы. Красный символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны – вражду, месть, войну, связывается с агрессивностью. Красному цвету приписывались также целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству (от нечистой силы и дурного глаза помогают красные нити, ткани, кораллы, цветы и растения).
Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом и небесными светилами. С белизной связано представление о общепринятом, законном, истинном. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники.
Черный цвет символизирует несчастье, горе. Черное ассоциируется с мраком и землей и является подлинной эмблемой всего скрытого, тайного и неизвестного. Хотя вместе с тем, чёрный цвет ассоциируется со строгостью и элегантностью.
Желтый цвет производит на зрителя теплое и приятное впечатление. Желтая поверхность как бы испускает из себя свет и почти осязаемо приближается к зрителю. С другой стороны, желтый беспокоит, возбуждает воображение и может действовать подавляюще на психику. Желтый – цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный свет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядших листьев.
Синий – это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает о тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину. У многих народов синий цвет символизировал небо и вечность. Для романтиков синий цвет мечты. Синий может также символизировать доброту, верность, постоянство, расположение.
Зеленый– цвет травы и листьев. У многих народов символизировал юность, надежду и веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют "зеленой", а сам человек от злости "зеленеет").
Из приведённых примеров мы видим, что большинство цветов имеют противоречивые значения. Поэтому, можем предположить, что и влияние на людей эти цвета оказывают разное. Отчего один и тот же цвет положительно воспринимается одними людьми и вызывает негатив у других? Можно ли с помощью тех или иных цветов воздействовать на человека?
С древнейших времен люди использовали воздействие цвета в качестве лечения. Еще древние врачи Египта, Индии и Китая применяли удивительные целительные свойства цвета. Существуют даже документальные подтверждения, что китайские врачи тысячи лет назад лечили болезни желудка жёлтым цветом, а пациенты, болеющие скарлатиной, носили для исцеления носили красные шарфы.
В Средние века в храмах делали огромные витражные окна, чтобы через них проникали разноцветные целительные лучи.
В конце 19 века были открыты целительные свойства ультрафиолетовый лучей, которые помогают лечить рахит и кожные заболевания.
В наши дни ученые также полагают, что цветотерапия — это одно из самых перспективных и надёжных методов лечения и оздоровления.
Значит, можем предположить, что цвет влияет на состояние человека, его поведение и настроение. Если да, то, каким образом? Попробуем определить: какой цвет настроения школьника и от чего он зависит?
После того, как я прочитала эти статьи, решила изучить какого цвета настроение у моих одноклассников. В классе мы нарисовали три рисунка: «Мое хорошее настроение», «Мое плохое настроение» и «Какие обои я бы хотел в своей комнате». Во всех рисунках нужно было использовать не более 3-х цветов.
Затем я посчитала, какие цвета и сколько раз были использованы, мама помогла мне составить вот такие графики:
Получается, что для изображения хорошего настроения дети чаще всего использовали желтый цвет. А также другие яркие цвета – красный, зеленый, голубой. А реже всего использовали розовый и фиолетовый.
В рисунках плохого настроения чаще всего использовался синий и черный, а также красный. Реже всего дети рисовали плохое настроение оранжевым цветом.
Когда мои одноклассники рисовали стены своей комнаты, то чаще всего они пользовались яркими красками – синей, красной и желтой, также белой. А реже всего розовой, оранжевой, фиолетовой и серой.
После этого эксперимента у меня осталось много вопросов, например, почему некоторые цвета лидируют и в плохом и в хорошем настроении, например, красный цвет. Почему белый цвет дети не использовали в первых двух рисунках, но часто использовали для рисунка обоев. Почему черный цвет часто использовали для изображения хорошего настроения, я всегда считала, что это мрачный цвет. Чтобы ответить на эти вопросы, мы с руководителем проекта придумали тест «Цветные облачка».
Целью этого опыта было узнать, с каким цветом ассоциируются у моих одноклассников разные понятия, связанные со школой. Каждый ученик должен был нарисовать 10 разноцветных облачков и соединить их стрелками со словами: радость, огорчение, гнев, интерес, внимание, аккуратность, организованность, тревога, счастье, счастье, дружба, успех, любимый урок, нелюбимый урок, перемена, страх. Когда я стала рассматривать рисунки, я удивилась, какие непохожие получились результаты у разных детей. Но некоторые интересные выводы из этого текста можно было сделать.
Так для большинства моих одноклассников красный цвет означал сильные эмоции: радость, гнев, страх, тревогу. Черный цвет они выбирали чаще всего для нелюбимого урока, страха и огорчения, Интерес был зеленого цвета, а дружба фиолетового или оранжевого. Аккуратность белого или желтого цвета. Перемена синего или белого. Нелюбимый урок был в основном серого, коричневого или черного цвета. А цвет для любимого урока дети выбрали самый разный. Я предположила, что, наверное, для любимого урока мои одноклассники выбирали любимый цвет. Так родилась идея следующего эксперимента – опроса одноклассников.
Гипотеза №1: цвет настроения школьника определяется его любимым цветом.
Для опроса одноклассников я придумала такие вопросы:
Вот результаты по любимому цвету. Как видно из диаграммы, любимые цвета у моих одноклассников оказались самыми разными, почти все в равных долях. Лидируют красный, зеленый, голубой и фиолетовый. И этот результат подтвердил мое предположение из эксперимента с облачками, почему для любимого урока выбирали самые разные цвета. Наверное, большинство выбирали для него свой любимый цвет.
Но, давайте посмотрим ответ на второй вопрос: если бы я был цветом, то каким? Тут уже явно видно лидирующие цвета – красный, зеленый и желтый. Интересно, что эти же цвета дети определили и для хорошего настроения. Только с небольшой разницей: для хорошего настроения большинство выбрало желтый цвет, а также многие выбрали зеленый и красный. Это те же цвета, которые дети выбирали и для обозначения себя.
Я думаю, это значит, что в школе у моих одноклассников преобладает хорошее настроение. Они с удовольствием ходят в гимназию, им нравится учиться, они комфортно чувствуют себя в кругу друзей. Действительно, у нас дружный и успешный класс. И цветовая гамма это подтвердила: у школьников в гимназии преобладает позитивное настроение. Значит, цвет настроения школьника определяется не любимым цветом, а состоянием души, в нашем случае «цветом хорошего настроения».
Гипотеза не подтвердилась.
Вывод: цвет настроения школьника не зависит от его любимого цвета, а определяется состоянием души.
Для плохого настроения дети назвали только 5 цветов. Большинство ребят написали в ответах черный или серый цвет. Но почему и «плохое настроение» у некоторых школьников было красного цвета? С этим вопросом и ещё другими, на которые не смогла найти ответ, я решила обратиться к нашему школьному психологу.
Меня заинтересовал вопрос: если выбор цвета зависит от внутреннего состояния, значит, и настроение школьника может регулироваться цветовой гаммой.
Гипотеза №2: цветовая гамма может регулировать настроение школьника и влиять на его поведение, успеваемость и желание учиться.
Поможет ли мне беседа с психологом подтвердить или опровергнуть гипотезу?
В беседе с психологом я задала все интересующие меня вопросы, и вот что интересного мне удалось узнать про цвета в школе:
Оказывается, что цветовое восприятие, любимые и нелюбимые цвета во многом зависят от характера ребенка, его темперамента и возраста, его самочувствия в момент опроса.
Я предположила, что цвет может повлиять на поведение и успеваемость, привлечь внимание, повысить интерес к учёбе и желание учиться.
Мы решили провести эксперимент. Однажды мы отменили в классе дресс код и разрешили прийти в цветных платьях, блузках и рубашках красного, желтого и зелёных цветов (тех, которые дети использовали в рисуночных тестах «хорошее настроение»). Цветными были банты и резинки в волосах. Цветными были и школьные принадлежности. Даже стены мы украсили вырезанными из красной, жёлтой и зелёной бумаги кругами, цветами. Учебный день в школе прошел весело. И, правда, все были в хорошем настроении, активными, но очень возбуждёнными. Серьёзного настроения на учёбу у ребят не было, часто отвлекались. Когда Лариса Николаевна проверила тетради, то сказала, что ошибок в работе больше, чем обычно, и почерк в тот день не был таким старательным и аккуратным. Почему же цвета хорошего настроения не повлияли на качество учёбы?
На этот вопрос мне тоже помогла ответить школьный психолог Анастасия Андреевна. Оказывается, если помещение перенасыщено яркими цветами, это приводит к тому, что ребенок часто отвлекается и находится в возбужденном состоянии. Такое цветовое окружение идеально подходит для праздника, но не для школьной атмосферы. На уроке нужно долгое время удерживать внимание, сосредоточиться и работать. Важно, чтобы ничего не мешало и не отвлекало. Поэтому в школе используются пастельные (неброские) тона. Эти цвета помогают избежать утомляемости.
Так вот почему в нашем классе доска зелёного цвета, парты и мебель – коричневого цвета, а стены покрашены в приятный нежный голубой цвет, того же цвета и жалюзи.
Моя гипотеза подтвердилась.
Выводы: настроение школьника зависит от цветовой гаммы, а, значит, цвет может влиять на поведение школьника, его успеваемость и желание учиться.
Как результат своей исследовательской работы я составила список рекомендаций для родителей и педагогов по созданию благоприятного цветового окружения ребенка в школе и дома. Я надеюсь, что эта информация будет полезной для школьников и их родителей.
Приложение
Как напиться обезьяне?
Ералаш
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Пчёлки на разведках
Северное сияние