Цель исследовательской работы - составить портрет пионера-героя Великой Отечественной войны и сравнить с портретом современного школьника.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_pionery_geroi.docx | 171.06 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Александровская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
Портрет пионера-героя
Великой Отечественной войны
Работу выполнил: Захаров Кирилл,
учащийся 5 класса,
Руководитель: Захарова Нелли Васильевна,
учитель английского языка
Трактор, 2016г
СОДЕРЖАНИЕ
Литература
Приложение
«Не щадя себя в огне войны
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями»
В нашей школе проходит много мероприятий, связанных с Победой в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. На уроках литературного чтения, на классных часах мы много говорим о героях и их подвигах, которые были совершены ради Победы над фашистскими захватчиками. В школе и дома читаем книги, смотрим фильмы, в которых говорится о событиях, происходивших в те страшные годы. Ради победы, за свою Родину сражались не только взрослые, но и наши сверстники – дети 10-14 лет. Мне очень интересно знать, какими же были те юные герои, которые смотрели смерти в глаза, не боялись погибнуть в бою, смело сражались наравне со взрослыми с фашистами.
Цель моей работы заключается в том, чтобы составить портрет пионера-героя великой отечественной войны и сравнить с портретом современного школьника.
Для достижения своей цели я поставил перед собой следующие задачи:
Для того, чтобы достичь поставленных задач, я наметил этапы работы над своим исследованием:
Таким образом, я буду использовать в своей исследовательской работе следующие методы:
Из толкового словаря С.И. Ожегова я нашёл следующие толкования слова «пионер»:
Толковый словарь В.И. Даля даёт следующее определение слову «пионер»: воин для земляных работ; пионеры, как и сапёры принадлежат к инженерам, их обязанность пролагать дороги, есть и конные пионеры.
Проанализировав все определения слова «пионер», я пришёл к выводу, что нам в исследовании подходит определение из словаря С.И. Ожегова о том, что пионер – это член детской организации СССР.
Кто же такой герой? По словарю С.И. Ожегова «герой» - это человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Пионеры герои были удостоены звания Героя Советского Союза – это почётное звание, присваивавшееся за доблесть и героизм. Это определение также мы взяли из словаря С.И. Ожегова.
Из источников Интернета я узнал определение пионеру-герою. Пионеры-герои – советские пионеры, совершившие подвиги в годы становления Советской власти, коллективизации, Великой Отечественной войны.
Из источников Интернета мы выяснили, чем занимались пионеры до начала Великой отечественной войны. В первые годы советской власти пионеры помогали беспризорникам и боролись с безграмотностью, собирали книги и устраивали библиотеки, занимались в технических кружках, ухаживали за животными, ходили в геологические походы, в экспедиции по изучению природы, собирали лекарственные растения. Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг.
Война наложила свой отпечаток на историю всей страны, не говоря уже о пионерской организации. Узнав, что началась война, многие пионеры- мальчишки и девчонки, несмотря на свой юный возраст, уходили на фронт, в партизанские отряды. Те, кто оставался, вели активную деятельность в тылу. Осваивали станки на заводах, технику на полях, дежурили на крышах во время бомбёжек, собирали вещи в армию для русских солдат. На их плечи легла нелёгкая обязанность – освоить работу взрослых для обеспечения армию едой, необходимой техникой.
Уже в первые дни войны при защите Брестской крепости отличился воспитанник музыкального взвода, 14-летний Петя Клыпа. Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности; из юных партизан особо известны Марат Казей, Володя Дубинин, Лёня Голиков и Валя Котик (все они погибли в боях, кроме Володи Дубинина, подорвавшегося на мине; и всем им, кроме более взрослого Лёни Голикова, к моменту гибели было 13—14 лет).
Нередки были случаи, когда подростки школьного возраста воевали в составе воинских частей (так называемые «сыновья и дочери полков» — известна одноимённая повесть Валентина Катаева, прототипом героя которой послужил 11-летний Исаак Раков).
За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями: Ордена Ленина были удостоены — Толя Шумов, Витя Коробков, Володя Казначеев; Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук; Ордена Отечественной войны 1-й степени — Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалёв; Ордена Красной звезды — Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович.
Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы». Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова. В интернете даётся список пионеров-героев:
Великой Отечественной войны
Я прочитал некоторые рассказы о пионерах-героях, в которых говорится об их героических поступках. Читая рассказы, я подготовил «личные дела» некоторых пионеров-героев. Вот некоторые из них. (см. Приложение1)
Имя: Лёня Голиков
Возраст: 14 лет (Родился 17 июня 1926 года в д. Лукино Новгородской области)
Характер: Смелый, отважный, выносливый, настоящий товарищ, никогда не оставит друга в беде, любящий свою Родину, общительный.
Героические поступки: одевался в лохмотья и узнавал информацию о немцах, взорвал вражеский эшелон, принес к месту стоянки партизанского отряда раненого товарища убегая от немцев, убил фашистского генерала и захватил важные документы, участвовал в 27 боях, уничтожил несколько десятков фашистов, подорвал 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 склада с зерном и продовольствием, 10 машин с боеприпасами.
Погиб: 1943 года 24 января под селом Острая лука.
Награды: Медаль «За боевые заслуги», Орден Ленина, медаль «Золотая звезда», звание «Герой советского союза».
Жизнь после смерти: пионерские отряды имени Лени Голикова, воздвигнут памятник, названы улицы в его честь.
***
Имя: Валя Котик
Возраст: 14 лет
Характер: Смелый, отважный, выносливый, любящий свою Родину.
Героические поступки: В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, и связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Также внёс свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии близ города Шепетовки, бросив гранату в машину, в которой тот ехал с первых дней войны начал бороться с немецкими оккупантами, убил гитлеровского солдата, сражался плечом к плечу со взрослыми, взорвал вражеский эшелон
Погиб: 17 января 1944 года
Награды: Герой Советского Союза , орден Ленина, орден Отечественной войны I степени: медаль «Партизану Отечественной войны» II степени
Жизнь после смерти: перед школой Вали Котик поставлен в честь него памятник
Имя: Марат Казей
Возраст: 14 лет (родился 29 октября 1929 года в д. Станьково Минской области)
Характер: Смелый, отважный, выносливый, любящий свою Родину, самоотверженный
Героические поступки: минировал железные дороги, сражался до последнего патрона, подорвав себя, уничтожил врагов
Погиб: 11 мая 1944 года
Награды: Медаль «Золотая Звезда», звание Героя Советского Союза, орден Ленина ,орден Отечественной войны I степени, медаль «За отвагу», медаль «За боевые заслуги».
Жизнь после смерти: В Минске Герою установлен памятник, изображающий юношу за мгновение до геройской смерти (возведен в 1959 году по проекту скульптора С.Селиханова и архитектора В.Волчека), копия этого памятника находится в Минском Музее истории Великой Отечественной войны. В его память был построен пионерский лагерь «Марат Казей», который находится в д. Горваль Речицкого района, там же установлен его бюст. В селе Ягодное, близ Тольятти — на территории бывшего пионерского лагеря «Алые паруса» установлен памятник Марату Казею. В Москве на территории Выставки достижений народного хозяйства у входа в павильон №8 установлен бюст скульптора Н. Конгисер. Явился прототипом персонажа российско – японско – канадского анимационного фильма в жанре фэнтези «Первый отряд».
***
Имя: Зина Портнова
Возраст: 14 лет (родилась 20 февраля 1926 года в Ленинграде в семье рабочего)
Характер: смелая, отважная, выносливая, любит свою Родину, сообразительная.
Героические поступки: она распространяла антифашистские листовки она пускала под откос вражеский эшелон, разрушала железнодорожные мосты, выводили вражеские заводы, Зина и другие подпольщики отравили пищу и погибло свыше ста фашистов.
Погибла: 1943 году в Белоруссии
Жизнь после смерти: пионерские отряды имени Зины Портновой, воздвигнут обелиск с высеченным именем девочки, названы улицы в её честь.
***
Имя: Борис Цариков
Возраст: 12 лет
Характер: внимательный, смелый, отважный, любит свою Родину
Героические поступки: участвовал в рейдах и диверсиях, ударил немца, взял автомат, выстрелил в другого немца, положил под рельсы взрывчатку и взорвал вражеский эшелон, уничтожив при этом 70 танков, форсировал Днепр 9 раз, чтобы донести важную информацию.
Погиб: 13 ноября 1943 года
Награды: орден Ленина, орден Красного Знамени.
Жизнь после смерти: Именем Героя названы школа в Гомеле, улицы в Гомеле и Львове.
Великой Отечественной войны: сходства и различия
Для того, чтобы ответить себе на вопрос, есть ли среди моих друзей и учащихся нашей школы ребята, похожие по характеристике с пионерами-героями Великой Отечественной войны, я провёл анкетирование. В опросе приняли участие учащиеся 3-11 классов – 50 человек. В анкете были следующие вопросы:
Нет (не помню имён) | 8чел. 23чел |
Из книг Из фильмов Из интернета От учителей | 10чел. 4 чел. 3 чел. 7 чел. |
Мужество Патриотизм Ненависть к врагам своей Родины Отвага Смелость дать отпор врагу Готовность прийти на помощь друзьям Честность Справедливость Стойкость, умение терпеть боль Находчивость | 1чел. 9 чел. 9 чел. 1 чел. 6 чел. 16 чел. 9 чел. 7 чел. 7 чел. 2 чел. |
Мужество Патриотизм Ненависть к врагам своей Родины Отвага Смелость дать отпор врагу Готовность прийти на помощь друзьям Честность Справедливость Стойкость, умение терпеть боль Находчивость Имена пионеров-героев, которые назвали учащиеся: Лёня Голиков, Зоя Космодемьянская, Павлик Морозов. | 8 чел. 5 чел. 6 чел. 7 чел. 6 чел. 0 чел. 4 чел. 2 чел. 5 чел. 8 чел. |
Очень жаль, что некоторые ребята назвали пионером-героем Зою Космодемьянскую. (см. Приложение2) Поискав информацию из Интернета об этом герое Великой отечественной войны, я выяснил, что она родилась 13 сентября 1923 года в селе Осино-Гай Гавриловского района Тамбовской области, в семье потомственных местных священников. К началу войны ей было около 18 лет. Она не могла быть пионером в этом возрасте. Она была комсомолкой.
31 октября 1941 года Зоя в числе 2000 комсомольцев-добровольцев явилась к месту сбора в кинотеатре «Колизей» и оттуда была доставлена в диверсионную «школу Спрогиса». После трехдневного обучения Зоя в составе группы была 4 ноября переброшена в район Волоколамска, где группа успешно справилась с заданием (минирование дороги).
А 17 ноября вышел приказ Сталина за № 0428, предписывавший лишить «германскую армию возможности располагаться в селах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населённых пунктов на холод в поле, выкурить их из всех помещений и теплых убежищ и заставить мерзнуть под открытым небом», с этой целью «разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40-60 км в глубину от переднего края и на 20-30 км вправо и влево от дорог».
Зоя в составе одной из диверсионных групп также получила задание сжечь в течение 5-7 дней 10 населенных пунктов, в их числе деревню Петрищево. Группа, в которой она находилась, попала под обстрел у деревни Головково и понесла тяжелые потери.
Зоя Космодемьянская была арестована при выполнении этого задания и после пыток казнена немцами 29 ноября 1941 года в деревне Петрищево Московской области.
В 1942 году посмертно ей было присвоено звание Героя Советского Союза. В советской литературе и искусстве - посвящены многие произведения поэтов, писателей, драматургов, художников, скульпторов; ее именем названы улицы в разных городах страны.
Некоторые ребята посчитали, что Павлик Морозов может быть пионером-героем Великой Отечественной войны (см. Приложение3). Я выяснил, что он родился 14 ноября 1918 года в селе Герасимовка Туринского уезда Тобольской губернии у Трофима Сергеевича Морозова и Татьяны Семёновны Байдаковой. К началу Великой отечественной войны ему было бы 27 лет, но он не дожил до тех дней, т.к. был убит.
Учащиеся нашей школы не знают имён пионеров-героев Великой Отечественной войны. В чём причина? Я думаю, что всё зависит от самих ребят, т.к. всё, чем интересуются мои одноклассники, они всегда могут с уверенность рассказать об этом. А если человеку не интересна эта тема, то и сказать ему нечего. Но я уверен, что имена наших героев мы обязаны знать. Я не говорю обо всех, хотя бы о некоторых. Благодаря их героизму не видим фашистской жестокости, спокойно гуляем по улицам, дышим воздухом, радуемся. Одним словом ЖИВЁМ.
Проанализировав анкетные данные учащихся нашей школы, стоит отметить, что среди моих сверстников, скорее всего, нет на 100% похожих на пионеров-героев (по описанию характера). Из диаграмм можно увидеть, что большинство ребят обладают следующими качествами (см. Приложение4):
патриотизм – 9 чел;
ненависть к врагам своей родины – 9 чел;
готовность прийти на помощь друзьям – 16 чел;
честность -9 чел.
Какими же чертами характера обладают учащиеся нашей школы в меньшей степени, так это (см. Приложение5)
находчивость – 8 чел;
смелость дать отпор врагу – 6 чел;
отвага – 7 чел;
мужество – 8 чел.
Прочитав информацию о некоторых пионерах-героях Великой отечественной войны, я составил их словесный портрет. Каждый пионер обладает такими качествами:
Учащиеся нашей школы, независимо от их возраста, не знают имён пионеров-героев. Ошибочно называют пионерами-героями Великой Отечественной войны тех людей, чьи имена известны, но они не являются именно теми, о ком идёт речь. Значит, они не только пионеров-героев не могут назвать, но и знания о других личностях у них тоже ошибочные.
Учащиеся нашей школы не подходят на 100% под описание пионеров-героев Великой отечественной войны. Это можно объяснить тем, что мы живём в другое время, у нас другие интересы, другие ценности. Но стоит отметить, что в характере современных школьников преобладают такие качества, как патриотизм, ненависть к врагам своей родины, готовность прийти на помощь друзьям, честность.
Меньше ребят, у которых следующие черты характера: находчивость, смелость дать отпор врагу, отвага, мужество.
Поработав с анкетами ребят, я пришёл к выводу, что нам необходимо знать героев, их подвиги. Зная прошлое, мы бережём настоящее и думаем о будущем.
Литература
Приложение
Приложение 1
Приложение 2 Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Хризантема и Луковица
Нора Аргунова. Щенята
Рукавичка
Заяц, косач, медведь и весна