Исследовательская работа по обществознанию
МОУ Средняя общеобразовательная школа №35
Исследовательская работа
по обществознанию
по теме
«Роль СМИ в процессе социализации подростка»
Подготовил: ученик 11 «А» класса
Французов Александр
Руководитель: учитель истории и обществознания
Грачева Надежда Александровна
Саранск 2013
Введение
Социализация – процесс становления личности подростка.
В настоящее время огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Роль СМИ связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов.
Аспекты влияния СМИ многочисленны, представим лишь наиболее распространенные мнения. К примеру, существуют «прямые», непосредственные аспекты, которые связаны с основной функцией СМИ – передачей информации: развлекательная; информативная, воспитательная функция и др.
В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью различных методов, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.
СМИ сегодня – это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на подростков – аудиторию с неокрепшим самосознанием, неустоявшимся мировоззрением – наиболее велика.
Объект исследования - процесс влияния средств массовой информации на сознание подростков.
Предмет исследования – СМИ как инструмент воздействия на сознание подростка.
Цель исследования: осознать влияние средств массовой информации на подростка.
Гипотеза: СМИ оказывают значительное влияние на социализацию подростка.
Данная цель достигается последовательным решением следующих задач:
1. рассмотреть виды современных СМИ;
2. выявить сущность влияния СМИ на сознание подростка (на основе исследования научной литературы);
3. составить программу исследования;
4. провести исследование и интерпретировать его результаты;
5. сделать выводы по проведенному исследованию.
Методы исследования: анализ научной литературы, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Экспериментальной базой служит МОУ школа №35, учащиеся 8-10 классов.
Виды современных СМИ
Существует несколько групп СМИ, которые влияют на общественное мнение. Это – печатные издания, радиовещание, телевидение, интернет, информационные агентства. Теперь остановимся подробнее на каждой из них.
Печатные издания. Специфика печати, выражающей свое содержание через письменное слово и различные изобразительные средства, заключена, прежде всего, в большей аналитичности текстов. К печатным изданиям относятся журналы, газеты, бюллетени, сборники, альманахи, также издания, имеющие постоянное название, текущий номер, выпускаемые с указанной периодичностью и тиражом. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств. У человека есть возможность самому анализировать информацию, можно пользоваться возможностями “отложенного чтения" – после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте. Однако и у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и, в высшей степени, оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг. Ведь невозможно избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его "потребителем". Это особенно касается прессы, распространяемой по всей стране.
Радиовещание. Вторым по времени и практическому способу применения средство массовой коммуникации, является радиовещание, которое динамично развивается в России и обладает рядом специфических особенностей. Во-первых, носители информации являются радиоволны, передающие звук всех типов – речь, музыка, фон, шумы. Во-вторых, различные типы радиоволн способны передавать сигнал любого качества (включая стереофоническое звучание) на любые расстояния в момент совершения события или с любой задержкой. В-третьих, реализуется возможность передачи «чистого звука», что составляет основу его специфики. Радио остается наиболее оперативным в системе СМИ. Соответственно это обстоятельство облегчает приглашение к микрофону в качестве комментаторов наиболее актуальных и социально значимых фактов и явлений представителей общественности и, конечно же, самих участников событий. Во всем этом, как показывает мировая практика вещания, включая и российскую, радио уверенно опережает и прессу и телевидение.
Из всех видов СМИ радио является самым удобным для восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел. Его можно совместить с производственной занятостью и с бытовыми реалиями. Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе СМИ радио, ориентированное, прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека. Процесс этот неизбежен, он не зависит от желания человека, ибо выражает объективную закономерность природы восприятия окружающего мира. Высвобождая воображение, радио определенным образом компенсирует тот эмоциональный и мыслительный застой, те навыки автоматизма в поведении и реакции, которые выработаны привычным жизненным опытом.
Однако радио обладает некоторыми негативными свойствами: прослушивание радиопередачи невозможно отложить на удобное время; радиослушатель в определенный отрезок времени способен воспринимать только одну программу. Поэтому радиостанция должна иметь четко рассчитанную программную политику, сокращающую до минимума «наложения» программ для конкретной аудитории; рекламные тексты должны быть небольшими по размеру и хорошо восприниматься на слух.
Радиовещание способно удовлетворить стремление аудитории получить оперативную информацию, практические советы, интересно провести свободное время. Поэтому радиожурналисты оперативно освещают события уходящего дня, причем активным фоном этой информации служит музыка, сведения о погоде, программа передач, реклама или развлекательные программы.
Телевидение. На сегодня телевидение является самым совершенным видом массовой информации. Оно представляет собой богатейший источник информации, удобный инструмент изучения общества, его развития.
Важным фактором развития телевизионного вещания следует признать стремительное движение к единому общемировому информационному процессу, который превратится в реальность благодаря утверждению всемирного телевидения. За пределами влияния других средств массой коммуникации, телевидение способно охватить самые широкие слои населения. Эта способность телевидения объясняется особенностями его физической природы, определяющими специфику телевидения как средства создания и передачи сообщения. Телевидение в глазах своей аудитории ближе других средств массовой информации стоит к прямому, непосредственному, личностному и двустороннему общению. Такое восприятие создается эффектами присутствия, доверительности и диалогичности телекоммуникаций.
Мотивы обращения к телевидению на первое место выдвигают желание провести свободное время, а получение информации для большинства аудитории уходит на второй план, за исключением авторских программ.
Интернет. Интернет – глобальная компьютерная информационная сеть, объединяющая множество сетей. Это гигантская сеть компьютеров, размещенных по всему миру. Интернет создает новое глобальное информационное пространство, киберпространство. Можно выделить несколько преимуществ глобальной сети на сегодняшний день:
1. обмениваться посланиями за секунды с одним или множеством людей в любой точке земного шара, подключенной к Интернет;
2. получать доступ к отдаленному (в том числе на другом конце земли) компьютеру, располагающему базами данных, и использовать эти данные;
3. подписаться на дискуссионный лист (или создать такой лист) и участвовать в обсуждении различных вопросов, в том числе, в интерактивном режиме;
4. получать и рассылать регулярные выпуски – новостей, пресс–релизов по конкретной тематике;
5. представлять организации, персоны, идеи, товары и услуги, а также покупать и продавать товары и услуги.
Развитие глобальной сети позволило осуществлять одновременную коммуникацию в режиме реального времени (чаты, форумы, игры, видеоконференции, радиовещание в сети), последовательную коммуникацию (сетевую IP телефонию, пейджинговую связь, электронную почту) и иметь постоянно наличествующие данные в архивах, которые время от времени обновляются. Интернет позволил расширить возможности традиционных периодических изданий через создание электронных версий на сайтах (выпуски газет и журналов, информационные ленты агентств). Вместе с тем сама сеть стала источником новостей для традиционных СМИ (телепередачи, колонки в газетах, журналы, освещающие тему интернета).
Интернет все больше способствует глобальным коммуникациям: он функционирует как огромная библиотека, и как СМИ, и как бизнес-пространство, к тому же предоставляет огромные возможности в сфере развлечений.
Информационные агентства. Информационные агентства — специализированные информационные предприятия (организации, службы, центры), обслуживающие СМИ. Их основная функция — снабжать оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на их продукцию. Функционирование агентств ориентировано на сбор новостей.
Тексты агентских сообщений также имеют ряд особенностей. Текущая хроника поступает в форме коротких заметок, построенных по жесткой схеме. У каждого агентства есть собственные требования к текстам, но можно выделить и общие черты: ответ на вопросы, что, когда и где произошло, кто принимал в этом участие; обязательна ссылка на источник информации; детали (как, почему, с какими последствиями) отсутствуют или сообщаются во вторую очередь. Такая схема облегчает как работу корреспондента над сообщением, так и восприятие текста адресатом. Из других жанров используется комментарий, обзор, интервью, репортаж, политический портрет (преимущественно в тематических вестниках и бюллетенях).
Если на первых этапах своего существования агентства снабжали газеты и журналы исключительно хроникой и официальными сообщениями, то в настоящее время сфера информационных услуг значительно расширилась. Современные агентства, помимо хроники текущих событий и анонсов, готовят подписчикам и справочно-аналитический материал, специализированную информацию; проводят пресс-конференции, делают заявления, организуют акции. В структуре агентств нередко представлены как особые подразделения теле- и радиокомпании, редакции газет и журналов, рекламные компании, PR-службы. Крупные и влиятельные агентства предлагают подписку на десятки и сотни информационных продуктов различного содержания, периодичности и формы [6].
Сущность влияния СМИ на социализацию подростков
По мнению специалистов, СМИ имеют и положительные, и отрицательные стороны. Положительные стороны СМИ: массовость, получение знаний о мире, скорость передачи информации, проживание определенного жизненного опыта, просмотр большого количества фильмов, спокойная обстановка пользования. Отрицательные стороны: однообразие в мышлении, ощущениях, иллюзия знаний, нарушение внутреннего ритма, выработка автоматизма, превалирование эмоций, отключения разума, привитие плохого вкуса к разным видам искусства, иллюзия одиночества. СМИ имеют колоссальное влияние на социализацию подростка. Они несут аудитории информацию, рассчитанную на формирование определенных мировоззренческих установок, выработку определенной картины мира, определённых ценностей, норм, моделей поведения, стремлений, убеждений и т.п. у некоторых категорий, особенно у детей и подростков эта зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью. Формирование негативных идеалов, ценностей жизни, культа денег, возможности легко и беззаботно приобщаться к ним, агрессивности, пропаганда алкоголя, сексуальности. Благодаря деятельности современных СМИ происходит стихийная рационализация духовной жизни подростков, в сознании которой на первое место выдвинуты ценности досуга, работы, учебы, природы, и лишь самое последнее занимают вера, религия.
Исследование
1. Какому источнику информации вы больше всего доверяете?
Подростки предпочитают пользоваться Интернетом. Телевидение и печатные СМИ не так востребованы как всемирная сеть. А вот радио утратило популярность в подростковой среде.
2. Какая информация, передаваемая по СМИ вам наиболее интересна?
Подростки чаще всего используют СМИ для развлечений и отдыха. Они менее заинтересованы в криминале, катастрофах и молодежных проблемах. А вот политикой и экономикой интересуются лишь единицы.
3. Перечислите название газет и журналов, которые вы с интересом читаете.
Подавляющее большинство газет и журналов не читают. Из развлекательных популярны такие газеты и журналы как Спорт, Все звезды, Glamour, Fox magazine, Лиза, Авто, Yes, Oops. Из новостных и информационных – Мордовия, Столица С, Ночной Саранск, Из рук в руки, Телесемь.
4. Какие телепередачи наиболее предпочтительны для вас?
Для подростков предпочтительны музыкальные, спортивные, развлекательные программы и сериалы. Это подтверждает то, что подростки чаще всего используют СМИ для развлечений и отдыха. Новостями интересуются реже. А образовательные телепередачи наименее популярные.
5. Какое кол-во времени вы уделяете просмотру телевиз. программ в день?
6. Слушаете ли вы радио, если да, то какие передачи?
Большинство подростков радио не слушают, остальные же предпочитают музыкальные программы. Предпочтительны таки радиостанции как DFM и Хит FM.
7. С какой целью чаще всего пользуетесь Интернетом?
Интернетом подростки пользуются в основном для общения с друзьями и поиска музыки, игр и тр. А для учебы и поиска нужной информации Интернет используется только во вторую очередь.
8. Как часто вы пользуетесь Интернетом?
В подростковой среде Интернет используется ежедневно.
9. Сколько времени вы проводите в сети Интернет?
Примерно половину своего свободного времени подростки проводят в интернете.
10. Как часто вы анализируете информацию, полученную в СМИ
Большинство подростков анализирует информацию, полученную в СМИ.
11. Источником информации могут быть и родители, учителя, друзья, сверстники, оцените по 5-ти балльной системе степень получения информации от них
Средний результат 4,3. Это говорит о том, что наряду со СМИ ближайшее окружение подростка оказывает большое влияние на его социализацию.
Заключение
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
Исследование показало, что средства массовой информации занимают огромное место в жизни отдельного человека и общества в целом.
"Морская болезнь" у космонавтов
Кто самый сильный?
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Осенняя паутина
Шум и человек