Священные места — это уникальные памятники традиционной народной культуры. Их появление следует связывать с потребностью людей обеспечить успех в охоте, оленеводстве, с желанием сохранить семью в добром здравии, избавиться от злого начала. Они играли важную роль в общественной и семейной жизни ненцев, помогали людям выжить в суровых природных условиях Севера.
Вложение | Размер |
---|---|
svyashchennye_mesta_na_yamale.pptx | 2.14 МБ |
Слайд 1
Священные места на ЯМАЛЕ . Курков КириллСлайд 2
Священные места — это уникальные памятники традиционной народной культуры. Их появление следует связывать с потребностью людей обеспечить успех в охоте, оленеводстве, с желанием сохранить семью в добром здравии, избавиться от злого начала. Они играли важную роль в общественной и семейной жизни ненцев, помогали людям выжить в суровых природных условиях Севера .
Слайд 3
В процессе освоения газоконденсатных и нефтяных месторождений Ямала были разрушены многие традиционные культовые места и древние захоронения ненцев. Несмотря на это, ненцы не только сохраняют память о священных местах предков, но и стараются восстановить те из них, которые подверглись разрушению. Культовые места на территории проживания коренных народов Ямало-Ненецкого автономного округа стали предметом изучения мировой и российской науки. Задача ученых-этнографов, археологов — содействовать сохранению уникальных памятников традиционной культуры народов этого края.
Слайд 4
На Вайгаче находятся известные общененецкие святилища. По преданию, на Вайгаче первоначально почитались два идола – Вэсако (Старик) и Хадако (Старуха). Вэсако “жил” на крайнем юге острова, в месте называемом Мыс Идолов. Это была деревянная фигура с семью лицами в окружении целой свиты небольших деревянных идолов .
Слайд 5
Хадако – на крайнем севере острова на Болванском мысе. Она представляла собой каменную глыбу, напоминавшую человеческую фигуру. Старуха считалась матерью Земли и покровительницей промыслов .
Слайд 6
Священное место Сэр Ири (о. Белый)
Слайд 7
Священное место Сэр Ири находится в глубине острова Белый, в 25–30 км от пролива Малыгина. Оно, видимо, уже давно не посещается и кажется запущенным. В центре святилища расположена фигура высотой около 2–2,5 м. Вокруг валяются разных размеров бревна, возможно, это идолы. Время и погода сделали свое дело, некоторые из них разрушились под воздействием воды и ветра. Фигура Сэр Ири сделана из круглого дерева, мастер старательно обработал лицевую часть, намечена шея и переход в плечевой пояс, намечены небольшого размера руки, видимо, на этом месте были сучья дерева, что облегчило мастеру задачу.
Слайд 8
Культовая скульптура Сэр Ири ( о. Белый)
Слайд 9
Культовая скульптура из священной нарты
Слайд 10
Священная нарта Харвута хэхэ хан расположена на высоком берегу реки Харвута . По-видимому , она стоит здесь уже давно, поскольку часть ее ушла под землю. Нарта трехкопыльная,серо -зеленоватого оттенка, в некоторых местах заросла желтовато-белым мхом. На нарте стоит ларец, правая часть которого разломана. Вокруг валяются доски от ларца и кусочки бересты, воз-можно , раньше в нее были завернуты культовые предметы. В нарте обнаружена культовая скульптура размером 50 см. Четко обработана лицевая часть, обозначена шея, книзу фигура становится узкой и проработана меньше.
Слайд 11
Культовая скульптура Мяд Пухуця
Слайд 12
Культовая скульптура Нумгымбой
Рождественский венок
Повезло! Стихи о счастливой семье
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Твёрдое - мягкое
Ребята и утята