Конкурсная работа для участия в издании книги «Ступени осознания культурного кода»
Вложение | Размер |
---|---|
hanty_chuhno.docx | 44.9 КБ |
Сочинение о роли культуры в жизни человека, семьи, общества, государства.
Конкурсная работа
ученицы 8-А класса МАОУ «Средняя школа №8»
Чухно Кристины Александровны
для участия в издании книги «Ступени осознания культурного кода»
«Самобытная культуры народов ханты и манси»
Когалым -2014
Глава1. Расселение угорских народов.
«Угры» -этническое имя, называющее ханты, манси и венгров. Впервые угры упоминаются в 410 году н. э. в хрониках.
Коми – зыряне, одними из первых познакомились с предками ханты и манси, назвав их ёгра, егра. Этот термин заимствовали русские и озвучивали его как Югра. Различаются угры обские (ханты и манси) и дунайские (венгры).
Ханты – самая крупная угорская общность на территории округа, проживающая по рекам Обь, Иртыш и их многочисленным притокам. Расселялись ханты обычно по берегам рек, речушек, озер, потому что вода, река помогала спасаться от кровожадных преследователей, кормила, одевала, служила дорогой не только захватчикам, но и купцам, которые отправлялись в далекие края, снабжать население товаром и закупали у местных жителей рыбу, орехи, пушнину.
Этнографы делят ханты на три группы: северную, южную, восточную.
В восточной группе выделяют этнические подгруппы с «речными» названиями, по месту их проживания: аганские, иртышские, казымские, салымские, кондинские, нижнеобские, пимские, среднеобские (сургутские), юганские и другие.
Салымские ханты проживают в бассейнах рек Большого и Малого Салыма на территории Нефтеюганского района. Большим почитанием у них пользовался Верховный Бог Сани (свет, белизна, яркий) и Верховный Бог Торум, священным деревом у них считался кедр.
Казымские ханты расселялись компактно в бассейне реки Казым. В 17 – 18 вв. в их состав влились выходцы с низовья Оби, Северной Сосьвы, Ляпина – манси. У них сохраняется национальный фольклор, бытует культ медведя, проводятся медвежьи игрища. Религия представлена верой вдухов – покровителей верховным божеством считается Торум. Однако в реальной жизни особо почитаются богини – матери: Калтащ, Касум - ими, Ощ-олан-ими, Калтащ – подательница детей, она определяет жизненный путь человека.
Другое название ханты – осяки.
Манси – один из самых малочисленных народов севера России. ВХанты-Мансийском округе в 1989 году их проживала 6582 человека, т.е. 77% от общей их численности. Живут манси по рекам: Северная Сосьва, Ляпин, Конда (кроме низовий) с притоками, а также на Нижней Оби (Березовский, Кондинский, Октябрьский районы). В 17 – 19 веках они расселялись и на Урале, в Прикамье. Еще раннее они проживали на Печоре, в Вычегде, в верховьях Вятки, Мезени.
За рубежом манси часто называют вогулами. Язык их относится к группе финно-угорской семьи языков.
Глава 2. Художественное искусство ханты. Об одном шедевре…
Райшев Геннадий Степанович (род. 01.11.1934) – член Союза художников России, заслуженный деятель культуры округа, художник-символист. В художественных поисках он опирается на традиции народного искусства обских угров, других этнических общностей, проживающих в Сибири.
В своих воспоминаниях он говорит: «Отец мой, как особо одаренный из ханты, до революции окончил церковноприходскую школу. Любил чтение, стих, грешил рифмой, в доме были книги. К нему ехали все. Говориди: « Приедещь в Сивохрап (место, где я родился), на берегу круглый дом, красная дверь, живет остяк Раим, он и приютит…
Помню на воде множество причаливших лодочек. Отец всех знал, часто собирал с берега бедных шишкарей, изба наполнялась пародом.... Он не терпел унижения и не мог видеть, как обижают других....
Мать возила почту на тройке коней, была смела и независима. Ушла из колхоза, так как заработка там фактически не было. После окончания начальной школы я несколько лет сам промышлял, приносил домой добычу-уток, белок. Сшил бродни - болотные сапоги - себе и матери. Дратва до боли врезалась в ладони, плакал.... Чтобы заплатить налоги, мать продала дом, корову. Постепенно после войны все односельчане покинули Сивохрап...».
Его картины своеобразны, на первый взгляд кажутся непонятными и странными. Но постепенно перед нами открывается незаурядный талант художника, где за символической формой скрывается глубокое содержание, где представляется возможность поразмышлять вместе с ним о природе творчества и искусства.
Вот одна из самых известных картин Г.Гайшева «Югорская легенда».
Предлагаем фрагменты диалога по картине «Югорская легенда» между заведующей филиалом «Мастерская художника Г.О Райшева» Лилией Лазаревой и самим художником.
Думаем, что данный диалог поможет нам разобраться в особенностях творческого стиля и творческого наследия художника.
Л. Лазарева:
Как возник замысел этой работы?
Г. Райшев:
Есть такая легенда - о наводнении, когда люди собрались на высоких берегах. Замысел картины родился из этого состояния легенды… И содержательность ее была подсказана самой жизнью… Многое мне было интересно по цвету, по ритму. Человеческие фигуры, их бытие, их красота и острота восприятия этой жизни. Все это требовало выхода. И я эту картину насыщал данным содержанием.
Л. Лазарева:
А у Натальи Николаевны Федоровой такой комментарий, что каждый ярус - это люди, проживающие на определенной реке.
Г. Райшев:
Здесь есть и этот мотив... В первом ряду мы можем увидеть угутских, а с другой стороны, слева, салымских. Угутские и салымские ведь граничат по своим территориям. Угутские мне очень нравятся, я их делаю больше, чем других... Слева, во втором ряду - пимские. А здесь вот алекинские (третий ярус слева). Они - обрусевшие. Поэтому изображены в русских одеждах...
Ряды людей - это как бы берега. Один берег, другой – повыше, третий - еще повыше и так далее. Люди стоят ярусами, один ряд над другим. Но это не просто уже ярусы в прямом смысле слова. Они становятся ярусами времени. Потому что чем дальше мы начинаем двигаться, тем фигурки становятся менее цветными...
Наконец, они стали уже только коричневые... Стали настолько обобщенные, что напоминают идолов. В конце концов, там идолы уже и обнаруживаются. На самом верхнем ярусе мы видим слева громадную бусину, а рядом поменьше бусину... Они в песке затеряны. То есть это уже какой-то археологический материал, оставшийся от жизни множества людей... Так устроен мир...
Л. Лазарева:
Люди превращаются в идолов?
Г. Райшев:
Люди не превращаются в идолов, а люди себя изживают, одно поколение сменяется другим.
Г. Райшев:
Хотя у меня все как-то перемешано, территории, поколения, но это не суть важно. Сама мысль все равно прочитывается..., что жизнь приходит от и до... от начала и до конца или до возрождения. И знак Торума находится над человеческим бытием.
Л. Лазарева:
Можно сказать, что в этой картине собраны те люди, с которыми вы раньше встречались и которых уже когда-то рисовали?
Г. Райшев:
Да, все эти люди- мои знакомые, поздние знакомые, те, которых я видел, когда ездил вКазым, в Варьёган, в Саранпауль. Многие свои жизненные, чувственные впечатления я сконцентрировал в этой картине.
Глава 3. Хантыйские средневековые княжества и городки
Новгородские летописи 11-14 вв. упоминают ханты и манси под единым названием Югра. А позднее, в 15-16 вв., манси стали называться «вогулами», а ханты - «остяками». Ненцы же были известны как «самоядь», а селькупы как «остяко-самоеды».
С начала нашего тысячелетия у народов Западной Сибири шёл активный процесс становления государственных образований. Примерно к ХП-ХШ вв. относятся первые упоминания о княжествах, которые в основе своей имели территориально родовые объединения. Во главе того или иного княжества стояли князьцы, власть которых была наследственной. Они обладали постоянными дружинами, а в случае войны набирали ополчения среди общинников. В ХУ-ХУ1 вв. Довольно известными были следующие княжества: Кодское, с правящей династией Алачеевых (хынты). Кодские князья совершали военные набеги на соседние угорские княжества, вели войны с русскими отрядами, ходили на Енисей против эвенков (тунгусов). Известно также Обдорское княжество с центром Пулноват ваш - город Обдорск (Салехард), Казымское княжество, с центром в городе Казым, мощное хантыйское кня¬жество находилось на реке Демьянке, не менее сильным было княжество Бардака, центр которого Бардаков городок находился вблизи города Сургута.
Известным мансийским княжеством того времени является Пелымское княжество, которое занимало бассейны рек Пелыма, Конды, Тавды. Вторым крупным мансийским княжеством было Ляпинское (бассейны рек Ляпин, Северная Сосьва, с центром в городке Кунаутнаи). Существовало и другое мансийское объединение - Белогорское княжество.
Центром княжеств были городки, причём достаточно укреплённые и расположенные в глубине княжества, что позволяло обезопасить его от неожиданных набегов врагов. Княжеская резиденция не была городом в полном смысле этого слова. Это была крепость, где жили князь со своей семьей, а также его слуги и рабы. Здесь находилась сокровищница (казна) князя, арсенал (за пас оружия и доспехов для вооружения ополченцев), княжеское святилище. Были здесь и кузнечные, оружейные, бронзолитейные мастерские. Внутри крепости застраивались большими срубными жилищами с полами из колотых плах. В домах были печки- каменки или глинобитные чувалы. Дома связывали деревянные мостовые.
Раскопки археологов полностью подтверждают подробные красочные описания княжеских городков, содержащиеся в угорском фольклоре. По своему назначению эти городки были аналогичны феодальным замкам.
Что есть на свете красота?
Сказка про Серого Зайку
Сила слова
Северное сияние
Девятая загадочная планета Солнечной системы