Материал исследовательской работы может быть использован при изучении темы в курсе обществознания и в курсе истории в качестве сравнения современного понятия "правовое государство" и наличия его элементов в политическом устройстве Древнего Новгорода.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 368.32 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 2
г. о. Тейково Ивановской области
Исследовательская работа
«Элементы правового государства в политическом устройстве Средневековой Руси (на примере устройства Древнего Новгорода)»
Работу выполнила
Загаринская Анастасия Александровна,
ученица 10а класса
МСОШ № 2
Руководитель проекта
Белова И. В., учитель истории и
обществознания МСОШ № 2
Тейково 2017 год
Оглавление:
1. Ведение.
2. Основная часть:
3. Заключение.
4. Список литературы и Интернет-ресурсов.
5. Приложения.
1. Введение
Современный человек и общество не может представить себе жизнь без права, государства, юридических норм и других институтов, без правовых учреждений. В жизнь современного общества прочно вошло понятие «правовое государство». С точки зрения современного человека и общества это некий идеал, к которому стремится общество и государство, но, однако у этого идеала есть четкие границы, признаки, которые реализуются на практике. Всегда ли существовало правовое государство? Как зародилась идея правового государства? В чем признаки правового государства в современном обществе? Можно ли найти такие признаки в гораздо более раннем государственном устройстве нашей страны? Вот вопросы, на которые необходимо дать ответы в ходе исследования. Актуальность выбранной мною темы очевидна, так как многие современные демократические государства позиционируют себя как правовые государства, следовательно, стоит разобраться в том, что же такое «правовое государство».
Отмечая глубокие исторические связи государства и права, особенно на этапах новой и новейшей истории человечества, некоторые ученые на базе данных современной науки приходят к выводу, что право появилось раньше государства: оно в форме обычного права активно функционировало в рамках древних цивилизаций, приобретало важное значение в организации социальных отношений на догосударственной, предгосударственной и раннегосударственной стадии развития общества. Развитие государства и верховной власти привело к тому, что государство и верховная власть подчинило себе право. Такое положение существовало на протяжении многих веков и только во второй половине и в конце XX века соотношение права и государства стало меняться. В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:
Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток государства. Однако для современной России данный подход уже не подходит.
Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Такой либеральный подход имеет определенные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.
Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь. Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. Поэтому можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно — от создания права до его реализации в общественных отношениях. Государство, следовательно, способствует распространению права, обязывает участников общественных отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов. Не менее существенно многообразное обратное влияние права на государство. Исторический опыт показывает, что для своего существования государство как организация нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется: во внутренней организации государства; в его деятельности. С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статусы и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что человечество прошло долгий путь развития, прежде чем поставить государство на службу обществу, долгий путь, прежде чем были отрегулированы отношения права и государства в той идеальной модели, которая получила название «правовое государство».
Главная цель работы заключается в том, чтобы выяснить суть правового государства и его основные признаки и найти их наличие в политическом устройстве Древнего Новгорода, и в современной России. Задачи:
Главная проблема исследовательской работы заключалась сложности исследуемого объекта, так как общество живой организм, оно постоянно меняется. Здесь в оценках общественных явлений, связанных с различными сферами общественной жизни существует определенный субъективизм, от которого надо дистанцироваться. Дополнительной трудностью является то, что необходимо спроецировать элементы современного общества на общество прошлого (Древний Новгород), проанализировать и сопоставить эти элементы, и дать оценку. Поскольку мы имеем дело с Древним Новгородом, оказаться непосредственно в Древнем Новгороде не может и потому остается единственная возможность анализировать имеющуюся в нашем распоряжении исследовательскую литературу. Поэтому основными методами, которыми я пользовалась в исследовательской работе, были поисковые методы и метод сравнительного анализа общественных фактов.
2. Основная часть
1. История развития идеи правового государства
Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства. Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью. Например, Аристотель считал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме государственного строя». Он также отмечал, что во всяком государственном строе имеются три элемента: первый - законосовещательный орган о делах государства, второй - магистратуры, третий - судебные органы. С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-правовую общность людей. «Государство, - утверждал Цицерон, - есть достояние народа, а народ не любое единение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини Правосудия (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), олицетворяющей единение силы и права - правопорядок, в равной мере обязательный для всех. Идеи права и государства в эпоху Средневековья чаще всего были связаны с божественным началом и светского развития практически не имели.
Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и развитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени. Новое юридическое мировоззрение требовало новых представлений о свободе и достоинстве личности путем их утверждения посредством права. Обеспечение политической свободы личности возможно только на основе правовой организации и деятельности системы законодательной, исполнительной и судебной властей. В основе современных концепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами и свободами. Впервые законодательное закрепление права и свободы человека получили в конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789). С точки зрения концепции естественного права люди по договору образуют государство для охраны своих прав и свобод. Идея правового государства вместе с этим тесно связана с концепцией разделения властей. Либеральное правовое государство заинтересовано в известном ослаблении государственной власти путем осуществления принципа ее разделения. Смысл этой идеи заключается в том, что государство не должно возлагать все свои полномочия на какого-либо одного правителя (или органа). Сосредоточение всей власти в одних руках порождает произвол, уничтожает свободу. Свобода может быть там, где власть ограничена правом. Речь идет о том, что надо различать законодательную, исполнительную и судебную власти. Они должны быть самостоятельны. Принцип разделения властей исключает какое-либо сосредоточение власти в одних руках или в одном органе, что служит гарантией от произвола, неограниченного и бесконтрольного самовластия. Принцип разделения властей предусматривает не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной властей друг от друга, но и создание таких условий, при которых они ограничивали бы друг друга на основе системы «сдержек и противовесов». Законодательная власть может контролировать исполнительную власть путем издания обязательных для нее законов. Исполнительная власть имеет право законодательной инициативы. Судебная власть контролирует обе ветви власти путем проверки конституционности (законности) принимаемых ими юридических актов. Философские основы теории правового государства содержатся в трудах Иммануила Канта, которые можно свести к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему, как к средству» и «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом»; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей, для того чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе другого. Право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми. Государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым законам, или «государство в идее, такое, каким оно должно быть» обязано сообразовываться «с чистыми принципами права»; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.
Термин «правовое государство» (нем. Rechtsstaat) впервые был применен в немецкой юридической литературе в первой половине XIX века (в трудах ученых К.Т. Велькера, Р. фон Моля), а затем и в других странах, в том числе в России. Свою теорию правового государства Р. фон Моль изложил в книге «Наука полиции в соответствии с принципами правового государства». В англосаксонской правовой системе применяется термин «правление права» (англ. The Rule of Law). Концепция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине XVIII-XX веков, включает:
Таким образом, мы видим, что идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей многих столетий превратилась в стройную теорию, а затем нашла свое практическое применение в развитых странах мира, в том числе и в Российской Федерации на современном этапе ее развития.
В современной западной политико-юридической мысли утвердилась концепция либерального правового государства. По существу теория правового государства основана на признании незыблемости прав и свобод человека и принципа разделения властей. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом. Для того чтобы понять суть правового государства, недостаточно ограничиться набором внешних характеристик и определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства заключается именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение прав и свобод личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие его блеска.
2. Основные признаки правового государства
Теперь рассмотрим современное понимание правового государства и его элементов. Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина. Мы в предыдущей главе разобрались, что идея правового государства зародилась достаточно давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в. В современной политологии выделяют следующие признаки правового государства (смотри приложения 1-2):
Базовыми принципами функционирования правового государства являются: господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти; признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права даются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями; взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»; разделение ветвей государственной власти - этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране; разграничение полномочий между органами власти различных уровней; контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.
Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти. Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др. Итак мы видим, что основные признаки правового государства были окончательно сформулированы в XX веке и зафиксированы в основополагающих мировых документах и деятельности международных организаций.
3. Элементы правового государства в политическом устройстве Древнего Новгорода
Попробуем разобраться были ли элементы правового государства в политическом устройстве отдельных русских княжеств в Древнерусском государстве и после его распада. Для объекта исследования возьмем политическое устройство Древнего Новгорода. В Новгороде уже в начале XII века сложилась республиканская форма правления (феодальная республика), что для большинства древнерусских княжеств было не свойственно. Этим политический строй Новгорода отличался от остальных земель-княжеств. Для Новгородской боярской республики характерны некоторые особенности общественного строя и феодальных отношений: значительный социальный и землевладельческий вес новгородского боярства, имеющего давние традиции, и его активное участие в торговой и промысловой деятельности. Основным экономическим фактором была не земля, а капитал. Это обусловило особую социальную структуру общества и необычную для средневековой Руси форму государственного правления. Верховной властью в Новгороде обладало новгородское вече – собрание части мужского населения города, которое обладало широкими полномочиями («общегородское» вече): оно призывало князя, судило о его «винах», «указывало ему путь» из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и владыку; решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей; избирало представителей власти в новгородских владениях и судило их. Я полагаю, что наличие вече можно рассматривать как элемент такой ветви власти как законодательная. В вече принимало участие все политически активное население, следовательно, можно придти к выводу о том, что здесь есть такой элемент правового государства как наличие прав и свобод. (Смотри приложения 3-4)
Формально исполнительная власть была в руках посадника, первого гражданского сановника, председателя народного веча, который избирался им из числа местных бояр на срок один-два года. Посадник руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, представительствовал во внешних сношениях. Во время исполнения своих обязанностей они назывались степенными (от слова «степень» — помост, с которого они обращались к вечу). При отставке они получали название старого посадника и старого тысяцкого. Помощником посадника был тысяцкий. Он осуществлял контроль за налоговой системой, ведал торговым судом и возглавлял в походах городское ополчение. Если посадник был боярином то тысяцкий представлял в городском управлении купцов, ремесленников, «меньших» людей. Глава новгородской церкви – владыка (позже архиепископ) – также избирался на вече. Он хранил казну Новгорода, ведал государственными землями, участвовал в руководстве внешней политикой, возглавлял церковный суд. При его дворе велась новгородская летопись. Епископ имел свой полк. Должность владыки, в отличие от всех остальных была пожизненной. На вече избирали также новгородского архимандрита, который возглавлял все черное духовенство. Новгородское вече приглашало князя с дружиной как начальника всех вооруженных сил в случае войны. Вече заключало с князем договор. Князь не имел права вмешиваться в дела городского самоуправления. Ему и его боярам запрещалось иметь владения в Новгородской земле, вести торговлю, совершать правосудие. Если князь нарушал договор, то вече прогоняло его – «указывало путь». Стремясь не допустить усиления власти князя, новгородцы подолгу не задерживали князей. Помимо этих административных должностей и веча, существовал совет господ («господа») — своеобразная новгородская высшая палата. В состав совета входили:
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что в политическом устройстве Древнего Новгорода присутствуют отдельные элементы правового государства. Например, в Новгороде были четко распределены обязанности различных должностных лиц, а следовательно, мы можем рассматривать подобное распределение как такой элемент правового государства как разделение властей. То есть в политическом устройстве Древнего Новгорода можно четко выделить как минимум два признака правового государства. Это существенно отличало Новгород от других княжеств, где складывались либо в чистом виде монархическая абсолютная власть как, например во Владимиро-Суздальском княжестве, либо ограниченная монархия, как например в Галицко-Волынском княжестве.
4. Элементы правового государства в Конституции РФ 1993 года
Согласно статье 1 Конституции РФ 1993 года – Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В данной статье собраны воедино не только все формы государства, но и провозглашается что РФ есть правовое государство. Разберемся какие элементы правового государства зафиксированы в Конституции РФ. Обратимся к разделу I главе I «Основы конституционного строя»: в данной главе в статье 2 говорится, что человек его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Действительно государство в основополагающем законе ставит в основу политического строя соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Следуем далее, в статье 10 зафиксирован один из важнейших признаков правового государства – разделение властей. Эта статья гласит «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Государственная власть в РФ осуществляется Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием, Правительством РФ, судами Российской Федерации. Данный признак правового государства можно конкретизировать положениями Конституции РФ 1993 года, где четко определены права и полномочия всех ветвей власти законодательной, исполнительной и судебной. Эти права и полномочия зафиксированы в главах 4,5,6,7, которые посвящены Президенту РФ, Федеральному Собранию, Правительству, судебной власти. В основах конституционного строя зафиксирован еще один признак правового государства – верховенство права или закона. Статья 4 гласит – «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».
В своей работе я определила основные признаки правового государства. Одним из таких признаков является политический и идеологический плюрализм. Обратимся к тексту Конституции РФ статья 13 гласит: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность». Следовательно, можно сделать вывод, что Конституция РФ последовательно провозглашает один за другим признаки правового государства. Рассмотрим далее текст Конституции нашей страны. Глава 2 фиксирует права и свободы человека и гражданина. В статье 19 закреплено: «Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». В Конституции собраны права человека и гражданина, которые можно разбить на несколько групп – гражданские (личные), политические, социальные, экономические, культурные, процедурные (связаны с процедурой судопроизводства и защитой человека в судебном процессе). Огромный блок прав человека, составлен с учетом, в том числе и международных основополагающих документов по правам человека, например, Всеобщей Декларации прав человека 1948 года, Международных пактов о гражданских и политических правах, социальных, экономических и культурных правах. Однако глава 2 декларирует не только права человека, в ней записаны и обязанности гражданина РФ, следовательно, в данном моменте мы видим такой признак правового государства как – взаимная ответственность человека и государства: статья 57 – каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, статья 58 – каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, статья 59 – защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, статья 44 – каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, статья 38 – забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Итак, мы видим, что взаимная ответственность гражданина и государства выражается в системе прав и обязанностей закрепленных в Конституции РФ.
3. Заключение
Завершая исследование, я могу сделать следующий вывод. Идея правового государства формировалась на протяжении многих столетий. Взгляды о том, как должно быть наилучшим образом устроено государство появились еще в глубокой древности и были связаны с именами таких древнегреческих и древнеримских мыслителей, как Сократ, Аристотель, Платон, Цицерон. В период Средневековья идея существования государства была тесно связана с божественным началом и лишь в период Нового времени мыслители Просвещения вновь вернулись к идее правового государства. К таким мыслителям относятся, например, Д. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и многие другие. Со временем четко оформились признаки правового государства, которые нашли свое отражение в существовании современных демократических государств, эти признаки зафиксированы во многих международных документах и в Конституциях развитых стран. Подробно изучая Конституцию Российской Федерации, я отметила, что данные признаки записаны и в нашей Конституции в разных ее положениях. Можно сделать вывод, что правового государства это тот правовой и политический идеал, к которому стремиться современное демократическое государство. Однако и сами признаки правового государства были отточены и сформулированы также с течением времени, то есть они в той или иной степени в отдельно взятом виде существовали в прошлом, в истории различных государств и княжеств, что мы и видим на примере политического устройства Древнего Новгорода. Таким образом, мы видим, что государство и право на протяжении длительного времени существовали параллельно и только в определенные период Новейшего времени они пересеклись и превратились в правового государство. Правового государство есть достижение современной цивилизации в политической сфере общества.
4. Список литературы и Интернет-ресурсов
1. Право. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : профил. уровень / Л. Н. Боголюбов, Е. А. Лукашева, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова; Рос. акад. Наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2011.
2. Право : учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений : профил. уровень / А. И. Матвеев, В. Н. Кудрявцева, Е. Б. Абросимова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова. – М. : Просвещение, 2008.
3. Введение в политологию: Кн. Для учащихся ст. классов / Гаджиев К. С., Каменская Г. В., Родионов А. Н. и др. – М. : Просвещение, 1993.
4. Конституция Российской Федерации. (Герб, гимн, флаг) СПб, ООО «Виктория плюс», 2014.
5. http://www.turkaramamotoru.com/ru/-67182.html
6. http://isfic.info/pravov/rosp07.htm
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Новгородская_республика
8. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/pravovoe-gosudarstvo.html
9. http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/gosudarstvo-i-pravo.html
5. Приложения
1-2. Признаки правового государства
1-2. Признаки правого государства.
3-4. Политическое устройство Древнего Новгорода
3-4. Устройство Древнего Новгорода
Аэродинамика и воздушный шарик
У меня в портфеле
Всему свой срок
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Пчёлки на разведках