Богата наша земля. Люди находят в ней залежи железа, меди, золота, угля, нефти. Им нет цены. И все же самое ценное на Земле – земля, почва.О земле говорят – плодородная. Она родит плоды – рожь, пшеницу, картофель, ягоды, фрукты.
Всё, что растёт и живёт на Земле обязано почве Вырастить хороший урожай, значит быть сытым и богатым. Потому с необычайной любовью и уважением относились люди к земле.
Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Например, земля или по-другому почва. Мы каждый день шагаем по ней, вытаптывая ботинками, с весны до глубокой осени бороним, рыхлим, поливаем на садовых участках. Всем известная и знакомая, непознанная и таинственная!
Но,любые, самые богатые почвы, со временем истощаются . Природа давно и мудро всё устроила так, что уходящие из земли в растения элементы вместе с этими же растениями возвращаются назад, в землю, осуществляя великий непрекращающийся круговорот веществ. И мы, следуя этому закону, можем очень успешно поддерживать плодородие наших почв, а с ним — и получать максимально возможные урожаи
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt.docx | 27.1 КБ |
"ВЛИЯЕТ ЛИ СОСТАВ ПОЧВЫ НА РОСТ РАСТЕНИЙ"
Исследование провели
ученицы 6 класса
МКОУ «АлександровскаяСШ»
Тлебалиева Яна
Тугаева Дарина
Руководитель учитель биологии
Бондаренко Зинаида Федоровна
«…Родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Её мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа»
К. Паустовский
Богата наша земля. Люди находят в ней залежи железа, меди, золота, угля, нефти. Им нет цены. И все же самое ценное на Земле – земля, почва.О земле говорят – плодородная. Она родит плоды – рожь, пшеницу, картофель, ягоды, фрукты.
Всё, что растёт и живёт на Земле обязано почве Вырастить хороший урожай, значит быть сытым и богатым. Потому с необычайной любовью и уважением относились люди к земле.
Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Например, земля или по-другому почва. Мы каждый день шагаем по ней, вытаптывая ботинками, с весны до глубокой осени бороним, рыхлим, поливаем на садовых участках. Всем известная и знакомая, непознанная и таинственная!
Но,любые, самые богатые почвы, со временем истощаются . Природа давно и мудро всё устроила так, что уходящие из земли в растения элементы вместе с этими же растениями возвращаются назад, в землю, осуществляя великий непрекращающийся круговорот веществ. И мы, следуя этому закону, можем очень успешно поддерживать плодородие наших почв, а с ним — и получать максимально возможные урожаи
Да, растения сами способны быть замечательным удобрением. Причём, они могут применяться в трёх формах:
Натуральной (живой) — когда зелёную массу растений заделывают в землю
Перегнившей (в виде компоста)
Жидкой — в виде настоя зелёной массы растений
Римский учёный и писатель Плиний Старший в 50-70 годы нашeй эры озвучил такую мысль: «Все сoгласны с тем, что нет ничего пoлезнее люпина, если егo до oбразования бобов заделать в почву , закопать близ корней плодoвых деревьев и кустов винограда … Это такое же хoрошее удoбрение, как и навoз».
То есть, о замечательной спосoбности рaстений удобрять почву известно давно — нам остаётся только обогащать эти знания современным опытом.
Нас очень заинтересовала эта тема, и мы решили найти ответ на вопрос « Какое из зеленых растений обладает большей способностью удобрить почву»
Итак,Тема нашего исследования: « влияет ли состав почвы на рост растения?».
Объект исследования: почвенные смеси (почва +листва различных деревьев и кустарников» .
Предмет исследования: влияние почв разного состава на рост комнатного растения хлорофитума.
Возникло ещё много проблемных вопросов:
А что ж такое земля, почва, что за волшебное вещество, если оно способно прокормить целое человечество?
По каким причинам одни садоводы получают богатый урожай со своего приусадебного участка, а другие – скудный?
Цель исследования: изучить влияние состава почвы на рост растений.
Задачи исследования:
проанализировать полученные результаты и сделать самостоятельные выводы.
Гипотеза исследования
Мы предположили, что растения в различном составе почвы должны расти по разному. Предполагаем, что лучше будет расти наш хлорофитум в почве с добавлением мульчи листьев сирени .(Листья плотные, с большим количеством мякоти листа, .Сирень- морозоустойчивое, неприхотливое растение)
Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни.
Корни растений дышат воздухом, который есть в почве. Всасывают из почвы воду. Вместе с водой получают растворённые в ней минеральные соли – питательные вещества необходимые для жизни растений.
Но солей в почве мало. Растения могли бы их быстро израсходовать, но этого не происходит. Благодаря перегною запас солей в почве постоянно пополняется. Бактерии, живущие в почве, постепенно превращают остатки растений в перегной. Чем больше перегноя, тем почва плодороднее.
Человек добивается плодородия почвы, специально обрабатывая и ухаживая за ней: перекопка и рыхление обеспечивает поступление в почву воздуха, сохранение влаги, повышение всхожести семян; удобрение повышает количество питательных веществ в почве; прополка не позволяет сорнякам заглушать рост культурных растений.
Как чувствуют себя растения в различных по составу почвах? При каких условиях растения развиваются лучше, активнее?
Чтобы проследить за ростом растений, мы провели свое собственное исследование. Подготовили для эксперимента: 6 образцов почвы + мульча зеленых листьев различных видов растений, и 6 одинаковых по размерам ростков хлорофитума
1 | Почва+ мульча листьев смородины |
2 | Почва + мульча листьев вишни |
3 | Почва+ мульча листьев |
4 | Почва+ мульча зеленых побегов ржи |
5 | Почва+ мульча листьев груши |
6 | Контрольный образец |
На занятиях кружка «Юный натуралист» в октябре мы взяли одинаковые емкости, на 1/3 наполнили дренажом, подготовили различные смеси земли и измельченных листьев и посадили наши ростки хлорофитума.
Цветы решили поставит на подоконник в кабинете. Там много света и тепло.
Нам оставалось только наблюдать и поливать одинаковым количеством воды.
Прошло 2 недели. Наши растения совершенно не реагировали на созданные условия. Они от избытка света стали иметь очень бледную окраску.
Мы изменили место . Перенесли наши ростки подальше от окна и продолжали наблюдать. Казалось, что наш хлорофитум вообще не растет.
Пришлось поменять место в третий раз. Наконец- то мы заметили, что наши растения стали расти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно подвести итоги экспериментов. Для растения необходима рыхлая, богатая минеральными солями, влажная почва. Только тогда они будут чувствовать себя хорошо. У здоровых растений активно развивается корневая система. Мощные, сильные корни всасывают больше питательных веществ, растение хорошо растёт и развивается. При недостатке какого-либо компонента растение хуже растёт, а иногда и погибает. Не зря в народе говорят «Земля заботу любит», «Богатство соразмерно плодородию земли», «Цена земли - цена плодородия» Чем насыщеннее и плодороднее почва, тем лучше чувствуют себя растения, посаженные в неё.
При более внимательном изучении почвы с помощью наблюдений и опытов, мы пришли к следующим выводам:
Результатом исследовательской работы сообщаем, что выдвинутая нами гипотеза не подтвердилась. Лучший результат роста проявился у ростка хлорофитума, помещенного в состав почва + мульча ростков озимой ржи.
Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках биологии, во внеклассных мероприятиях, служить примером полезного применения зеленой травы в саду и огороде, как источника питательных веществ .
Выращенные нами цветы пополнят «Зеленый уголок», который создали старшеклассники, в коридоре нашей школы.
Лучшими растениями –сидератами являются растения семейства бобовые, затем злаки, и на третьем месте крестоцветные
Список источников информации:
Литература:
Пономарева ИН Биология : класс
Сайты в Интернете:
1. http://greenplaneta.3dn.ru/index/chuvashskie_pogovorki_i_poslovicy_o_zemle/0-8
2. http://driveural.ru/2012/07/09/eko-karta.html
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%F7%E2%E0
Источник: http://www.7dach.ru/Tangeya/organicheskie-udobreniya-iz-rasteniy-5711.html
Источник: http://www.7dach.ru/Tangeya/organicheskie-udobreniya-iz-rasteniy-5711.html
Иллюстрации:
Фотографии из личного архива
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сказка о земле
Дороже жемчуга и злата.
У старика была дочь-красавица на выданье. Собрались добры молодцы – все хорошие и пригожие. Кого выбрать отцу дочери в мужья? И предложил он женихам ответить на три вопроса. Первый вопрос: «Без чего не может жить человек?». Один говорил – без коня, другой – без денег. И только самый молодой Иванушка дал правильный ответ: «Жить нельзя без воды, без воздуха, без земли». На второй вопрос: «Чего больше всего на земле?», Иван ответил: «На земле больше всего зёрен песка и глины». Последний вопрос гласил: «Что самое ценное на свете?». Молодцы вспомнили всё: и жемчуга, и золото, и драгоценные камни. Один Иван сказал: «Самое ценное на свете – земля. На ней мы рождаемся, живем и умираем, она наша кормилица. Поэтому земля - дороже жемчуга и злата».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Матушка-кормилица
Пришли однажды древние люди на лесную поляну. Сидят, думу думают: «В лесу много съедобных корешков, зёрен, ягод, да далеко за ними ходить. Нельзя ли у своего жилья вырастить?»
Сожгли люди деревья, пни выкорчевали, землю взрыхлили. Посадили растения. Поливают, сорняки выпалывают. Ждут урожая. И Почва, сначала рассердившись на людей за костры, смирилась. Радуется: ухаживают за ней, рыхлят, поливают, заботятся.
Мало стало людям земли, сожгли они весь лес вокруг. Огромные поля вспахали. Ждут богатого урожая. А тут ветер ураганный налетел да дождь ливневый. Унёс ветер самый плодородный слой почвы, а вода смыла весь будущий урожай. Жжёт Солнце беспощадную пустыню. Взмолилась Почва: «Люди добрые, спасите меня от палящего зноя, нещадного ветра, буйной воды! Уж я вам добрым урожаем отплачу».
Защитили люди Почву. Но стали люди замечать, что с каждым годом урожай всё меньше, а растения болеют и погибают. Ругают люди Почву. А Почва говорит им: «Что же вы всё одно по одному сеете да не даёте мне отдохнуть, сил набраться?» Придумали люди севооборот.
Обрадовалась Почва, одаривает людей хорошим урожаем. Да новая беда пришла. Прознали люди, что можно больше урожая получать, если кормить почву разными удобрениями, а против вредителей – ядами поливать. Возмутилась Почва: «Пощадите! Не могу я переварить всё это! Гибнут мои жители. Есть у природы другие средства, чтобы подкормить и защитить растения». Стали люди птиц привлекать и компост делать.
Вот и осенние заботы у людей закончились. Наступили холода. Укрылась Почва снегом. Заботливо оглядывает своих жителей. Кому норку подправит и листьев подстелет, кому сладкий корешок даст, кому зёрна бережёт. Но неугомонный ветер задумал разметать весь снег, чтобы промёрзла почва. Снова ищет защиты Почва у людей: «Спасите меня и моих жителей от гибели неминучей!» Задержали люди снег на полях.
Тут бы и зажить им счастливо. А люди давай разные новинки в Почву закапывать. Опять сетует Почва: «Не родились ещё у меня такие жители, которые бы превращали эти новинки в питательные вещества для моих растений. Спасите меня, уберите это безобразие!»
Только зажили дружно и богато, ан нет – нашли люди в земле железные руды, золото, уголь, нефть и другие полезные ископаемые. Стали скважины бурить, котлованы огромные рыть, а Почву пустой породой заваливать. Каркают стаи ворон над этими странными дымящимися горами. Умирает под ними Почва: «Тяжко мне. Ядовитые газы меня отравили. Не растёт на мне ни травинки, ни деревца. Не радуют меня и пчёлки мои любимые».
И решили люди впредь заботиться о почве, не дожидаясь новой беды.
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Ель
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Шум и человек
Ребята и утята