Все человечество несет ответственность за состояние природы — творения Божия. Истощение ресурсов и загрязнение окружающей среды на фоне роста населения планеты с особой остротой ставят вопрос о солидарных усилиях всех народов для сохранения многообразия жизни, о рачительном использовании природных ресурсов и предотвращении экологических катастроф, спровоцированных человеческой деятельностью.
Вода – самое ценное вещество на земле. Вода есть жизнь – жизнь телесная, а для православных она является и началом духовной жизни. Именно погружением в воду для нас приоткрываются Врата Царства Небесного, и именно поэтому у русских людей с древних времен особое отношение к родникам. Как источник – начало любой реки, так и вода при Крещении дает нам начало жизни во Христе. "Родники"- так наш народ издавна называет бьющий из глубины земли водный источник. Прежде, чем выйти на поверхность, вода несколько раз проходит различные слои земли и очищается. Поэтому родниковая вода всегда отличалась прозрачностью, свежестью и отличным вкусом. Она не замерзает в суровые зимы и дает прохладу в летний зной. Глоток родниковой воды утоляет жажду, бодрит, укрепляет здоровье и исцеляет. Родником, или ключом обозначается небольшой водный поток, бьющий непосредственно из земных недр. Родниковая вода берется в том самом месте, откуда она поступает из-под земли. Некоторые родники представляют собой уникальные природные объекты, имеющие значительную научную ценность как памятники природы. Они являются центральным компонентом окружающих их ландшафтов, повышают их эстетические свойства. С родниками связаны многие легенды и обычаи местного населения, возникновение культа воды.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rodnik.docx | 35.84 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ардатовская средняя общеобразовательная школа»
Дубёнского муниципального района
Республики Мордовия
Конкурс исследовательских работ
«Уроки столетия»
« Родники источник жизни!»
(Церковь и экология).
Автор работы:
Катаев Сергей Юрьевич
ученик 6 класса
кружок «Юный биолог»
МБОУ «Ардатовская СОШ»
Руководитель:
Катаева Валентина Дмитриевна
учитель биологии и химии
МБОУ «Ардатовская СОШ»
тел:89176931214
2017год
Актуальность:
Все человечество несет ответственность за состояние природы — творения Божия. Истощение ресурсов и загрязнение окружающей среды на фоне роста населения планеты с особой остротой ставят вопрос о солидарных усилиях всех народов для сохранения многообразия жизни, о рачительном использовании природных ресурсов и предотвращении экологических катастроф, спровоцированных человеческой деятельностью.
Цель:
- формирование духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения;
-вовлечение учащихся в решение проблем охраны окружающей среды через участие в деятельности экологических организаций;
- воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
1. Произвести опрос местного населения по истории источника и известным легендам.
2.Организовать выезд рабочей группы для благоустройства территории родника.
3. Изучить расположение родника и окружающую их территорию. Составить паспорт родника.
4. Оформить собранный материал, составить фотоотчѐт.
Методы исследования:
1. Накопление научного материала: изучение литературы и источников; ознакомление с историей и теорией вопроса, достижениями в смежных областях; консультация; наблюдение.
2. Осмысление собранного материала: сравнение; измерение; анализ и синтез; обобщение; аналогия; моделирование.
3. Проверка и уточнение фактов: критика; уточнение сделанных выводов, корректировка; обсуждение результатов; эксперимент, проверка на практике.
Объект исследования: Родник «Ров лисьма»
План:
I.Введение .-----------------------------------------------с.4
II.Основная часть.---------------------------------------с.5 - 11
1. Родник «Ров лисьма»--------------------------------с.5 - 8
1). Место расположения родника.
2). Воспоминания местных жителей.
2.Экология и церковь.-----------------------------------с.9 - 10
3.Экологическое воспитание и церковь.------------с. 11
III.. Заключение. Выводы.------------------------------с. 12 - 13
IV. Литература.-------------------------------------------с. 14
V.Приложения.--------------------------------------------с. 15
1.Схема расположения родника на ул.Колхозной.(выполнена на компьютере)
2.Схема расположения родника по отношению улиц Кооперативной и Колхозной.
3.Фотографии родника летом и зимой.
Введение
Вода – самое ценное вещество на земле. Вода есть жизнь – жизнь телесная, а для православных она является и началом духовной жизни. Именно погружением в воду для нас приоткрываются Врата Царства Небесного, и именно поэтому у русских людей с древних времен особое отношение к родникам. Как источник – начало любой реки, так и вода при Крещении дает нам начало жизни во Христе. "Родники"- так наш народ издавна называет бьющий из глубины земли водный источник. Прежде, чем выйти на поверхность, вода несколько раз проходит различные слои земли и очищается. Поэтому родниковая вода всегда отличалась прозрачностью, свежестью и отличным вкусом. Она не замерзает в суровые зимы и дает прохладу в летний зной. Глоток родниковой воды утоляет жажду, бодрит, укрепляет здоровье и исцеляет. Родником, или ключом обозначается небольшой водный поток, бьющий непосредственно из земных недр. Родниковая вода берется в том самом месте, откуда она поступает из-под земли. Некоторые родники представляют собой уникальные природные объекты, имеющие значительную научную ценность как памятники природы. Они являются центральным компонентом окружающих их ландшафтов, повышают их эстетические свойства. С родниками связаны многие легенды и обычаи местного населения, возникновение культа воды.
Родник «Ров лисьма»
В нашей местности имеется множество родников, многие из них имеют свои легенды. К роднику «Ров лисьма» у жителей села трепетное отношение. В этом месте берег у реки очень крутой и жители близлежащих домов не сразу заметили, что где – то на высоте 3 метров от поверхности реки сочится вода. А потом она промыв почву, стекала в русло реки. Местный житель Кямкин Иван Ильич ,заметив, что с крутого берега течёт вода соорудил небольшой сруб, приделал трубу , в которую теперь собиралась родниковая вода и уже из трубы стекала в реку. Было это лет 30 лет назад, а в настоящее время к этому роднику ежедневно и летом и зимой приходит много людей, чтобы набрать вкусной родниковой воды.
Это удивительное место, сюда идут три тропы со всех сторон села. С крутого спуска к источнику можно спуститься с юго-восточной стороны, спуск слева более пологий. С северной стороны сделана тропинка для спуска со ступеньками. С любовью и нежностью относятся местные жители к роднику.
Не остались в стороне и обучающиеся нашей школы.
Учащиеся нашей школы продолжают реализацию проекта «Родник – источник жизни», целью которого является восстановление, благоустройство и сохранение родников, и привлечение внимания общественности к пониманию и важности проводимой нами работы.
Многочисленные старинные обряды, песни, сказки, сохранившиеся в памяти людей, свидетельствуют о том, что в религиозных верованиях мордовского народа одно из главных мест занимает обожествление воды. Вера в чудодейственную, живительно – лечебную, очистительную силу воды восходит к вполне реальным её свойствам: утолять жажду, помогать развитию живого.
Человек не может существовать вне природы. Природа и общество взаимодействуют между собой, поэтому людям нужно изменить стереотипы поведения. Главное - не сидеть на месте. Ведь под лежачий камень, как известно, вода не течет. Ни грязная, ни чистая, ни простая, ни святая… Постоянно следить за состоянием не только самих источников, но и территории вокруг них. Пусть расходится от родников чистота земли, чистота дел и помыслов. Любую проблему необходимо начинать решать с самого себя. Из глубины души православного человека созреет простой, но ведущий к правильным ответам и действиям план.
Экология человека – это наука о спасении жизни на Земле, наука о каждом из нас и о всех нас вместе. Она для президентов и учителей, для учеников и родителей, для учёных и чиновников, для верующих и атеистов, независимо от цвета кожи, вероисповедания, образования, благосостояния и партийной принадлежности. Она для землян, для всех тех, кто любит жизнь, и готов служить её процветанию.
Экология человека – путь к спасению жизни на Земле. Вода – одно из самых драгоценных сокровищ нашей планеты.
С процессом водосвятия связано много легенд. В народе ходит много преданий. К сожалению, не все понимают значимость таких святых мест. Вода – основополагающий источник благости (здоровья). А мы сами еѐ обезображиваем и делаем губительной. Первым шагом к защите всей воды должна стать защита родников, тем более что это - одно из чудес природы. И для защиты их нужны не только принудительные силы, но и человеческое благоразумие. Ведь только кучка людей ничего не сможет сделать. Необходима помощь всех людей. Поэтому каждый из жителей обязан думать сегодня о том, что он сделал и как это можно исправить.
Интервью жительницы села Ардатово - Биушкиной Таисии Тимофеевны
Русский народ испокон веков - православный народ, который знает и помнит, что к святым местам не зарастает тропа даже в годы забвения. Бог даст нам веру в добро, сохранит нам память, прибавит сил и терпения в трудную минуту. С Божьей помощью мы сохраним все родники - источники чистой живой воды. В настоящее время произошѐл больной перелом в жизни нашего общества. Люди почувствовали нехватку веры, вовремя стали на путь истины, не боясь и не оглядываясь, обратились к Богу. И именно эта дорога приведѐт к полному становлению духовной культуры каждого человека, на некоторое время спрятавшейся в душах и сердцах людей. Святые источники – Божий дар! Забывать этого нельзя никогда! Люди должны ставить перед собой цель обустройство источников чистой воды – родников. И нашлись у нас в селе такие люди, и ведѐтся работа в этом направлении. Такое доброе и нужное дело не могло не получить поддержки Церкви, относящейся к водным источникам, как к прекрасному творению Божию, с большим благоговением. Поэтому реализация таких идей сразу же получила благословение. Источники стали освящать и они приобрели второе рождение. Мы с Сухановой Надеждой Ивановной много лет поддерживаем чистоту около родника, чистим дорожку к нему зимой. На дереве, рядом с родником, обустроили место для моления, расположив там иконы. Здесь же местные мужчины, установили стол и скамейку для отдыха людей, посещающих родник. Более тридцати лет прошло с тех пор, когда мы стали замечать ручейки, бьющие с крутого берега реки, для многих жителей тогда возникла необходимость в вере. Родник забил из- под земли в то время, когда люди стали пытаться возродить церковь в селе. Сначала местные жители собирались у родника на церковные праздники: Крещение Господне, Вознесение Господне, День Святой Троицы Пятидесятницы, великий праздник первоверховных апостолов Петра и Павла и местные бабушки читали молебен на освящение воды. Затем в 2005 году в село прибыл отец Валерий, открыли молельный дом. Позже, под его началом, в 2006 году, на пожертвования сельчан было преобразовано под церковь здание магазина. В настоящее время в селе Ардатово новая деревянная церковь, освещение которой было 2012 году. И теперь на праздники молебен у родника служит настоятель храма.
Из воспоминаний Зинкиной Екатерины Ивановны.
На берегу реки, как раз напротив родника стояла изба семьи Письмеровых и была у них дочь Степанида, слепая отроду. После смерти родителей ей пришлось очень тяжко, жена брата её не привечала, и поэтому Степаниде пришлось уйти из дома. Поселилась она в маленькой хибарке, которую выделил колхоз, а ухаживала за ней бездетная местная жительница. Так вместе они и прожили до конца своих дней. Вот люди и говорят, что родник забил именно в этом месте в память о слепой девочке, хлебнувшей много горя за свою незрячую жизнь.
Экология и церковь.
Все человечество несет ответственность за состояние природы — творения Божия. Истощение ресурсов и загрязнение окружающей среды на фоне роста населения планеты с особой остротой ставят вопрос о солидарных усилиях всех народов для сохранения многообразия жизни, о рачительном использовании природных ресурсов и предотвращении экологических катастроф, спровоцированных человеческой деятельностью.
Основа экологических проблем показывает, что люди изменяют окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а поэтому преобразование природы должно начинаться с преображения души. Преподобный Максим Исповедник убежден: «человек может превратить в рай всю землю только тогда, когда он будет носить рай в себе самом» [1, с. 370].
Его мысль развивает протоирей Александр Ключарь: «Для достижения лучших земных условий, человек порой сознательно разрушает и губит экологию, нанося тяжелую рану, и даже непоправимую для будущего потомства. Коротка и скоротечна наша земная жизнь, сделать верный выбор и успеть суметь подготовиться к встрече с Вечностью и Праведным Судьей - наше право и задача. Там оправданий не будет, так как на это отпущено время и право в этой земной жизни. Если человек живет не по принципу потребительскому - дай мне самое лучшее, то ему не трудно увидеть премудрость Божию в закономерности мирового бытия» [2, с. 12].
Русская православная церковь всегда придавала важное значение вопросу взаимоотношения человека и природы, экологическим проблемам. Глобальная задача экологии в ее понимании состоит в том, чтобы
прежде стремясь к исканию вечных благ Царства Небесного, надо не забывать о земном, в рамках христианства соблюдать нравственные заповеди: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, чти отца твоего и матерь и др., т. е. совершенствоваться в духовно нравственном возрождении.
Святейший Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси, еще в 1974 г. связывал падение нравственности и кризисное состояние окружающей среды. «Экологический кризис, несомненно, связан с нравственным состоянием общества. Недаром глубокая тревога по этому поводу охватила ныне многих мыслителей, ученых, общественных и церковных деятелей» [3, с. 104].
Экологическое воспитание и церковь.
Одним из главных принципов позиции Русской православной церкви в вопросах экологии является принцип единства и целостности сотворенного Богом мира. Православие не рассматривает окружающую нас природу обособленно, как замкнутую структуру. Растительный, животный и человеческий мир взаимно связаны. С христианской точки зрения природа есть вместилище ресурсов, предназначенных не для эгоистического и безответственного потребления, но дом, где человек является не хозяином, а домоправителем. Экологические проблемы носят, по существу, антропологический характер, будучи порождены человеком, а не природой. Поэтому ответы на многие вопросы, поставленные кризисом окружающей среды, содержатся в основном, в человеческой душе, а не в сферах экономики, естественных наук, техники.
Таким образом, краткий анализ воззрений современной Русской православной церкви в вопросах экологии показывает, что они в значительной мере созвучны современным светским, научным позициям в решении экологических проблем.
В условиях экологических кризисов и катастроф люди крайне нуждаются в молитвенной поддержке. Представляется важным издавать существующие, адаптированные и вновь разрабатываемые молебные чины с призыванием помощи Божией на сельскохозяйственную деятельность, а также на различные труды, направленные на сбережение окружающей среды.
Русская Православная Церковь утверждает, что человек изменяет окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а потому преобразование природы должно начинаться с преодоления духовного кризиса человечества.
Заключение. Выводы.
В течении прошлых лет мы провели определенную работу по роднику
« Ров лисьма». После изучения родника, в результате работы с литературой, беседы с очевидцами мы можем подвести итоги своей работы и сделать следующие выводы: Поставленные задачи выполнены:
- Произвели опрос местного населения по истории источника и известным легендам;
- Организовали выезд рабочей группы для благоустройства территории родника;
- Изучили расположение родника и окружающую их территорию. Составили паспорт родника;
- Оформили собранный материал; составили фотоотчѐт. Мы провели опрос людей, посещающих родник.
Как показал опрос, жители чаще всего берут воду для питья и приготовления пищи. Нами составлен паспорт родника, дано его описание. Согласно общему обследованию территории родника мы сделали вывод, что состояние родника удовлетворительное. Результаты работы могут быть использованы для изучения истории родного края, христианской веры и морали, что воспитывает в детях патриотизм, духовность, положительные личностные качества.
Берегите родники жизни! Чтобы экологическое состояние святого места не вызывало беспокойство, мы, живущие на земле, всегда должны заботится о сохранении чистоты, не оставлять после себя груды мусора. Приезжая, чтобы очиститься духовно и телесно, помните, что это святое место и поток верующих людей к источникам неиссякаем. Главное - не сидеть на месте. Ведь под лежачий камень, как известно, вода не течет. Ни грязная, ни чистая, ни простая, ни святая… Постоянно следить за состоянием не только самих источников, но и территории вокруг них: для начала хотя бы в радиусе ста метров, плюс околицы поселков и обочины дорог. Пусть расходится от родников чистота земли, чистота дел и помыслов. Любую проблему необходимо начинать решать с самого себя. Из глубины души православного человека созреет простой, но ведущий к правильным ответам и действиям, план. Будущее чистой воды в восстановленных и сохранѐнных родникам, а сами родники в наших руках!
Что главнее для народа?
Родниковая вода!
Без источника Святого.
Нам прожить нельзя ни дня.
Родники - Святые источники, Божий Дар! Будет помнить об этом. Будем искать, находить, хранить и предавать новые факты, легенды, были, рассказы. Это нужно нам, ныне живущим, и им, кто будет жить после нас! И очень хочется верить, что святые источники не будут забыты и родники больше не затеряются в зарослях тонкого камыша, тальника, ольхи, плюща и в памяти человеческой.
Литература.
1. Основы социальной концепции Русской православной церкви // О социальной концепции русского православия. М., 2002. 370 с.
2. Протоирей Александр Ключарь. Глобальная задача экологии в свете Православного учения // Сборник пленарных докладов 8 Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2000 2888 с.
3. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Христианский взгляд на экологическую проблему // Православие и экология.
М., 1999. 448 с.
Нора Аргунова. Щенята
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Хрюк на ёлке
Мороз и заяц
За еду птицы готовы собирать мусор