СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Исследовательский проект
Цель: выяснить, как влияет Солнце на здоровье и эмоциональное настроение человека.
Задачи:
1. Познакомиться с научной литературой о Солнце.
2. Найти и проанализировать информацию о влиянии Солнца на человека.
3. Выяснить путём анализа анкетирования, как Солнце влияет на настроение детей. Представить одноклассникам результаты исследования.
4. Представить подготовленный материал по теме в виде мини – проектов.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_solnechnyy_svet_i_zdorove_cheloveka.docx | 935.58 КБ |
Презентация к исследовательскому проекту (в сокращении) | 2.73 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 им. И.И. Марьина»
городской округ Красноуфимск
СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Исследовательский проект
Составители: Сергеева Дарья, Федотова Валерия,
Зайкова Виктория, Макарова Арина,
Журавлева Юлиана, Галкина Ксения,
Спицына Александра, Иванов Даниил,
Медведев Матвей,
ученики 3 «В» класса
Руководитель: Мангилева Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
Красноуфимск, 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...…………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СОЛНЕЧНОГО СВЕТА НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА ……………………………………………5
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЛЕКТА МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КЛАССНЫХ ЧАСОВ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ..10
2.1. Исследование влияния солнечного света на живые организмы….10
2.2. Содержание заседание клуба «Волонтеры здоровья» …………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………...………...……….20
ПРИЛОЖЕНИЕ. ………………………………………………………..………..21
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Солнце – самый знакомый всем людям астрономический объект; источник света и тепла, дающий нам жизнь, и источник ультрафиолетового излучения. Мы живём в Солнечной системе, и её центром является солнце.
Каждый человек иногда задумывался о том, какую же роль играет Солнце в жизни людей на Земле. Солнце — это большая звезда, которая расположена к нам ближе, чем все остальные небесные светила, и благодаря ей началось зарождение жизни на Земле. Люди во все времена осознавали, что именно благодаря солнечному свету существует жизнь на Земле.
В соответствии с этим возникает проблема – как солнечный свет влияет на жизнь человека и какое это влияние: положительное или отрицательное. Как влияет солнце на природу, на здоровье человека, на его настроение. Так возникла идея исследовать влияние солнечной активности на человека.
Объект исследования: влияние солнечного света на здоровье человека.
Предмет исследования: проектирование комплекта материалов для организации классных часов в начальных классах.
В соответствии с этой идеей определили цель исследования: выяснить, как влияет Солнце на здоровье и эмоциональное настроение человека.
Для достижения этой цели нами были намечены основные задачи исследования:
Методы исследования:
База исследования – МБОУ СШ №1 им И.И. Марьина, 3 В класс;
Изучение теории:
В процессе подготовки проекта на одном из заседаний волонтерского клуба провели «Мозговой штурм» и определили проблемные вопросы, по которым будем проводить исследования, и составили интеллект карту:
Каждый участник сам с учетом своих интересов выбрал тему и начал подготовку. Результатом данной работы стали мини – проекты, которые мы представили на территориальном семинаре в рамках открытого заседания клуба «Волонтеры здоровья».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ
СОЛНЕЧНОГО СВЕТА НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Зачем нужен солнечный свет? Одним из основных факторов, обеспечивающих существование всего живого на земле, является солнечный свет. Помните, еще в детстве нас учили, что свет — источник жизни на Земле?
Из чего состоит солнечный свет? Спектр солнечного излучения имеет видимую человеком, инфракрасную и ультрафиолетовую части. Видимый свет — это электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом, то есть, излучение с длиной волны от 740 нм (красный свет) до 400 нм (фиолетовый свет). Инфракрасное (или тепловое) излучение — это вид распространения тепла. Это то же самое тепло, которое вы чувствуете от горячей печки, солнца или от батареи центрального отопления. Науке неизвестны какие-либо негативные влияния инфракрасного излучения на организм человека. Оно не имеет ничего общего ни с ультрафиолетовым излучением, ни с рентгеновским. Абсолютно безопасно для человека. Более того, сейчас инфракрасное излучение нашло очень широкое распространение в медицине (хирургия, стоматология, инфракрасные бани), что говорит не только о его безвредности, но и о полезном действии на организм.
Ультрафиолет — невидимая, коротковолновая часть спектра солнечного излучения. В зависимости от длины волны ультрафиолет делят на три типа: А, В и С. Самое жесткое излучение UVС практически не достигает поверхности Земли, полностью поглощаясь озоновым слоем. Ультрафиолет В не только стимулирует клетки вырабатывать меланин, но и вызывает покраснение кожи, эритему, что является первым признаком ожога. Что касается лучей UVА, они обладают еще большей проникающей способностью, чем лучи UVВ, их не останавливают ни одежда, ни стекло, они минуют все барьеры и действуют на кожу круглый год, но оказывают меньшее негативное влияние.
Что мы знаем о Солнце? Несмотря на то, что Солнце находится очень далеко от Земли (149 млн. км.), поверхность нашей планеты получает достаточно солнечной лучистой энергии, в т. ч. инфракрасного и ультрафиолетового излучений, не видимых глазом. Солнце представляет собою горячий газовый шар. Оно в 750 раз превосходит по массе все остальные тела Солнечной системы, вместе взятые. Размер Солнца (1392000 км в диаметре) очень велик по земным меркам, но в мире звезд оно ничем особенным не выделяется. Однако в последние годы появляется все больше доводов в пользу некоторой необычности нашего Солнца. В частности, оно меньше излучает ультрафиолета, чем другие звезды того же типа. Оно обладает большей массой, по сравнению со схожими звездами. Кроме того, эти самые похожие на Солнце звезды замечены в непостоянстве, они меняют свой блеск, то есть, являются переменными звездами. Солнце не меняет заметно своей яркости. Всё это — не повод для гордости, а основание для более детальных исследований и серьезных проверок.
Солнце — основной источник энергии для всех процессов, совершающихся на земном шаре. Вся биосфера, жизнь существуют только благодаря солнечному свету. Однако, из-за вращения земли вокруг своей оси и вокруг солнца, различные участки земли освещаются неравномерно. Например, в период летнего солнцестояния (22 июня) продолжительность дня, то есть светлой части суток, достигает максимума и составляет 16 часов 22 минуты, а затем убывает и в период зимнего солнцестояния (22 декабря) составляет всего 8 часов 4 минуты.
Древние цивилизации почитали солнце как создателя всех благ. Римляне, греки и даже славяне чтили бога Солнца (каждый народ — своего) и поклонялись ему. Каждый античный монумент, имевший культовое предназначение, строился таким образом, чтобы можно было наблюдать восход солнца через «священные ворота» — специальную арку или отверстие в стене. «Ребенок появился на свет», «свет в конце туннеля», «просветление» и «светлый человек» — подобные выражения, передающие позитивное значение слова «свет», существуют во многих языках. Нет ничего удивительного в таком почитании светила: с точки зрения биологии мы являемся дневными существами, и напрямую зависим от солнца. Шесть месяцев в году продолжительность дня составляет менее 12 часов. Да еще в осенне-зимние дни часто бывает пасмурная погода, когда солнце вообще не показывается из-за туч.
Зимой мы просыпаемся в темноте и завершаем свои дневные дела много часов спустя после захода солнца. Соответственно, световой стимуляции для организма недостаточно. В результате дискомфорт, депрессии, нарушения здоровья и эмоционального настроения, пищеварения. Ничего нам не может заменить солнечный свет.
Солнце - источник тепла и света, без которого было бы невозможно возникновение и существование жизни на нашей планете. Не будь Солнца, не было бы на Земле зеленых лугов, тенистых лесов и рек, цветущих садов, хлебных полей, не могли бы существовать ни человек, ни животные, ни растения.
Значение Солнца для жизни на Земле человек чувствовал уже в далекие времена. Но первобытным людям Солнце представлялось каким-то сверхъестественным существом. Оно обожествлялось почти всеми народами древности. Наши предки славяне поклонялись богу солнечных лучей - Яриле, а у древних римлян был бог Солнца - Аполлон. Цари и князья, чтобы возвеличить свою власть, старались внушить людям представление о своем происхождении от бога Солнца.
Солнце содержит в себе огромнейшее количество энергии. На Землю попадают лишь около одной половины миллиардной доли этой энергии. Но именно благодаря ей на Земле происходит круговорот воды, дуют ветры, развивалась и развивается жизнь. Однако есть и минусы в этом, казалось бы, позитивном, явлении. Дыры в озоновом слое атмосферы, излучение, лишенное хотя бы минимальной защиты, все это вызывает определенные неудобства и серьезные проблемы, не позволяющие полностью наслаждаться теми благами и той пользой, которую может дать Солнце. Преждевременное старение кожи, покраснение, ожоги кожи и сетчатки глаз, неэстетичные пятна, потеря сознания во время так называемого "солнечного удара" и даже увеличение риска заболеть раковыми заболеваниями - все это может быть вызвано слишком долгим нахождением под Солнцем.
И все-таки солнышко нам нужно чтобы, лежа на пляже, получить от солнечных ванн максимальный антистрессовый эффект, а под действием ультрафиолета наша кожа вырабатывает витамин D, который препятствует вымыванию кальция из костей и зубов, защищает сердце и сосуды и предотвращает появление некоторых раковых заболеваний. Благодаря витамину D в коже происходит равномерное распределение меланина, и она получает ровный оттенок загара.
Американские ученые выяснили, что солнечный свет может помочь при лечении кожных заболеваний путем активизации иммунной системы в поверхностных слоях кожи. Согласно новому исследованию, под действием солнечного света определенные клетки кожи переводят витамин D3 в активную форму.
Солнечное излучение стимулирует выработку эндорфинов, "гормонов удовольствия", поэтому считается, что солнечный свет - лучший природный антидепрессант. Его позитивное влияние распространяется и на сферу межличностных отношений: в то время как холод побуждает нас "закрыться", солнце, напротив, "раскрывает" нас по отношению к внешнему миру, к окружающим. Именно по этой причине летом нам легче заводить новых друзей.
Одним словом, во всем нужно знать меру, и тогда Солнце, такое необходимое нам в любое время суток и года, будет ласковым и надежным другом, даря нам жизнь и наслаждение его солнечными лучами.
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЛЕКТА МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КЛАССНЫХ ЧАСОВ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.1. Исследование влияния солнечного света на живые организмы
Метод исследования: анкетирование. Анкета «Влияние солнечного света на живые организмы» для обучающихся 1- 4 классов представлена в Приложении 1.
Цель анкетирования: определение уровня осведомленности о здоровом образе жизни школьниками начального звена.
Этапы и время проведения: данное анкетирование проводилось 5 ноября 2016 года
Участники – ученики 3 «В» класса МБОУ СШ №1. Всего участвовало 28 человек.
Анкеты выдавались респондентам на руки, затем некоторые заполняли их в этот же день. Для чистоты эксперимента анкетирование проводилось анонимно. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Вопросы | Вариант ответа | Результаты ответов |
Что оказывает влияние на жизнь человека | Земля | 13% |
Луна | 8% | |
Солнце | 79% | |
От какого фактора настроение улучшается | Вкусная еда | - |
Тёплая солнечная | 87% | |
Удачный рабочий | 13% | |
В какое время суток ты чувствуешь себя | Раннее утро | 29% |
Полдень | 71% | |
Поздний вечер | - | |
В какое время года ты чувствуешь себя | Осень | - |
Зима | - | |
Весна | 17% | |
Лето | 83% | |
Как меняется твоё самочувствие в | Улучшается | 92% |
Ухудшается | - | |
Не меняется | 8 |
Результаты анкетирования приведены в диаграмме 1, 2, 3, 4, 5.
Рис. 1 Влияние солнца на жизнь человека.
Рис. 2 От какого фактора настроение улучшается быстрее?
Рис. 2 В какое время суток ты чувствуешь себя лучше всего?
Рис. 3 В какое время года ты чувствуешь себя лучше всего?
Рис. 4 Как меняется твое самочувствие в солнечный день?
Вывод: анкетирование одноклассников показала зависимость настроения и успешной деятельности от наличия тёплой и солнечной погоды.
Солнце позволяет добиться успеха. Солнце повышает жизненный тонус, дает чувство счастья, поддерживает и вдохновляет человека. Тот, кто просыпается рано утром, получает заряд бодрости. Поздний подъем приводит к подавленности, мы становимся несчастными. Таким образом, Солнце влияет на нашу жизнь.
2.2. Содержание заседание клуба «Волонтеры здоровья»
Тема: Солнечный свет и здоровье человека
Цель: выяснить, как влияет Солнце на здоровье и эмоциональное настроение человека.
Задачи:
1. Познакомиться с научной литературой о Солнце.
2. Найти и проанализировать информацию о влиянии Солнца на человека.
3. Выяснить путём анализа анкетирования, как Солнце влияет на настроение детей. Представить одноклассникам результаты исследования.
4. Представить подготовленный материал по теме в виде мини – проектов.
Оборудование и наглядные пособия: экран, проектор, компьютер, иллюстрации по теме, куклы, модели глаза, скелет, плакаты по теме, фонарик, выставка книг по теме, глобус, теллурий (модель солнце-земля-луна). Волонтеры в футболках однотонного цвета (белый, желтый, оранжевый или красный), эмблема (солнышко) и значок.
Форма: групповая (5 групп, «Вертушка»).
1 этап. Предварительная подготовка учителя и членов клуба к заседанию.
1. «Мозговой штурм» по теме, для определения круга вопросов для проведения заседания клуба и составление «Интеллект карты».
2. Подготовка консультантов к ведению заседания клуба. Под руководством учителя дети готовят мини - проекты по теме заседания по проблемным вопросам:
-Почему зимой день короче, а ночь длиннее и как это влияет на эмоциональное состояние человека?
-Что такое ультрафиолет и вредно ли загорать?
-Зачем зимой нужны солнцезащитные очки?
-Влияет ли солнце на рост и развитие человека и что такое авитаминоз?
-Почему сменяется день и ночь и как солнце влияет на сон?
-Влияет ли солнце на другие живые организмы (растения, животные)?
3. Намечается план проведения заседания клуба
- Организационный момент. Введение в новую тему (4 мин.)
- Экспресс – опрос «Что вы знаете о солнце?» (3 мин.)
- Деление на группы обучающихся. Инструктаж. (3 мин.)
- Вертушка (25 мин.)
- Рефлексия (5 мин.)
3. Под руководством учителя члены клуба изучают дополнительные источники информации: книги, Интернет, электронные энциклопедии
по теме заседания.
4. На уроках ИЗО школьников оформляют объявление о проведении заседания клуба, красочные пригласительные билеты, подписывают бейджики.
Образец объявления
Члены клуба младших школьников «Волонтеры здоровья» приглашают всех желающих принять участие в очередном заседании клуба.
Тема заседания: «Солнце и здоровье»
Заседание состоится 23 ноября в кабинете 105 в 12.00.
2 этап. Организация рабочего места
Мебель в кабинете расставлена с учётом работы в группах. Кабинет оформлен по теме заседания. На партах размещен подготовленный материал.
3 этап. Проведение заседания клуба.
1. Организационный момент (2 мин.)
У. Сегодня вы присутствуете на заседание клуба «Волонтеры здоровья»
Для его проведения я прошу нашего председателя выйти в центр.
Учитель предлагает председателю клуба открыть заседание.
Председатель объявляет: Тема очередного заседания клуба «Солнечный свет и здоровье человека» На заседании мы должны выяснить, как влияет Солнце на здоровье человека и его эмоциональное настроение.
2. Введение в новую тему (2 мин.)
У.-Начнем.
Д.
- Солнце – монетка, - скупой проворчал. –
-Нет, сковородка! – обжора вскричал.
- Нет, каравай, - хлебопёк произнёс.
- Компас, - сказал убеждённо матрос.
- Солнце – звезда, - астроном объявил.
- Доброе сердце, - мечтатель решил.
У. - Солнце – самый знакомый всем людям астрономический объект; источник света и тепла, дающий нам жизнь, и источник ультрафиолетового излучения. Мы живём в Солнечной системе, и её центром является солнце. В соответствии с законом в нашем организме тоже есть центр, и
этот центр – сердце. Людей всегда интересовал вопрос, как связаны эти два центра, как влияет солнце не только на здоровье человека, но и на его настроение.
3. Экспресс – опрос «Что вы знаете о Солнце?» ( 3мин.)
У. – А что вы знаете о Солнце? (Ответы детей и гостей)
П.- Сегодня на заседании вы получите ответы на следующие вопросы: (дети-волонтеры называют вопросы по очереди)
4. - Деление на группы обучающихся. Инструктаж. ( 3мин.)
П. – Наша работа пройдет в форме групповой работы. Каждая группа получит задание и маршрут. (Задание напечатано на отдельных листах). В течение 20 минут вы должны обойти 4 станции и найти ответы на ваши вопросы, а также выполнить задание на листочках. На каждую станцию вы потратите 4 минуты.
(Задания группам:
1 группа: Влияет ли солнечный свет на настроение человека?
2 группа: Как влияет солнце на здоровье человека?
3 группа: Как влияет солнце на другие живые организмы? (растения, животные)
4 группа: Солнце друг или враг?
5 группа: Почему зимой день короче ночи и наоборот?)
Председатель раздает вопросы.
П.-Есть вопросы?
5. - Вертушка (20 мин.) (Смена станции по сигналу учителя.
Отчет групп о выполнении задания. Дети консультанты в краткой форме презентуют свои мини-проекты по проблемным вопросам обсуждаемой темы.)
(включить слайд – шоу фотографий с данного мероприятия)
6. - Рефлексия (5 мин.)
У.- Просьба всем занять свои места. Продолжим работу.
П. – Просим представителей каждой группы рассказать о том, что у них получились. Как справились с заданием. (Отчет групп о выполнении задания.)
П.-А сейчас я попрошу каждого участника поделиться своими впечатлениями, для этого вы можете использовать вот эту памятку (на слайде)
П.--Мы хорошо поработали и собрали материал. Познакомили с ним наших одноклассников. А что дальше? Уберем наш материал на полки? (дать время обдумать)
П--Какие у вас будут предложения? (выпустить брошюры, листовки, пригласить ребят из других классов начальной школы, пригласить детей из детских садиков, разместить информацию на сайте школы, выпустить стенгазету)
У.- Наша сегодняшнее мероприятие подошло к концу. И на память все ребятам и гостям мы хотим вручить солнышки на память
У. – (вручение солнышек)
П. – На этом наше заседание закрывается. Всем большое спасибо за плодотворную работу.
Музыка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность выбора темы нашего проекта подтвердилась в ходе изучения теоретических и статистических материалов. Мы узнали, что Солнце – источник света и тепла, источник жизни всего живого на Земле.
В ходе работы над проектом, согласно цели, изучили влияние солнца на здоровье человека и его эмоциональное состояние. Подтвердили данную гипотезу результатами анкетирования одноклассников.
Оформили проектную работу, представили её результаты на территориальном семинаре в ходе заседания клуба «Волонтеры здоровья» (Приложение 11).
Планируемым результатом стало создание мини-проектов по теме «Солнечный свет и здоровье человека», сценарий заседания клуба «Волонтеры здоровья».
В будущем мы планируем выпустить брошюры на основе мини – проектов, разместить информацию на школьном сайте, выпустить стенгазету, и поучаствовать в других конкурсах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астрономия: Учеб. для 11 кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1990г.
2. Климишин И.А. Астрономия наших дней. - М.: "Наука".1976. - 453с.
3. Колтун М.М. Солнце и человечество: Научно-художественная литература.–Дет. лит., 1981. - 127с., фотоил. Космос: Сборник. Научно - популярная литература / Сост. Ю.И.
4. Энциклопедический словарь юного астронома / Сост. Н. П. Ерпылев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика, 1986. - 336с., ил.
5. http:// www.floralworld.ru /care/light.html - Влияние солнечного света на растения
6. http://www.gismeteo.ru/news.n2?item=63433473260 - Солнечна я активность воскресла
7. https://shkolazhizni.ru/world/articles/4520/
Приложение 1.
Анкета «Влияние солнечного света на живые организмы»
Вопросы | Вариант ответа | Результаты ответов |
Что оказывает влияние на жизнь человека | Земля | |
Луна | ||
Солнце | ||
От какого фактора настроение улучшается | Вкусная еда | |
Тёплая солнечная | ||
Удачный рабочий | ||
В какое время суток ты чувствуешь себя | Раннее утро | |
Полдень | ||
Поздний вечер | ||
В какое время года ты чувствуешь себя | Осень | |
Зима | ||
Весна | ||
Лето | ||
Как меняется твоё самочувствие в | Улучшается | |
Ухудшается | ||
Не меняется |
Приложение 2.
ПОЧЕМУ С НАСТУПЛЕНИЕМ ОСЕНИ
СВЕТОВОЙ ДЕНЬ СТАНОВИТСЯ КОРОЧЕ?
День — промежуток времени от восхода до заката Солнца. Ни один день по протяженности не равен другому. Длительность светового дня меняется в течение года. Чтобы понять, почему зимой день значительно короче ночи, а летом — значительно длиннее, нужны небольшие познания в астрономии.
Цель проекта: определить почему с наступлением осени световой день становится короче.
Задачи:
1) узнать, что такое световой день;
2) выяснить, почему зимой день короче ночи и наоборот;
Объект исследования: световой день.
Предмет исследования: длительность светового дня.
Гипотезы:1) Земля вращается вокруг своей оси с разной скоростью, так меняется время светового дня и ночи.2) Земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца, так меняется время светового дня и ночи.
Методы:
Значение угла наклона Земли.
Тут всё дело в наклоне земной оси, а значит наклона Земли по отношению к Солнцу. В космосе наша родная планета расположена на строго прямо, а чуть наклонясь, под углом 23,5 градуса. По этой причине летом освещается более значительная площадь северного полушария, в котором и находится наша и европейские страны.
Из-за наклона получается, что солнце позже «садится» за горизонт и вскоре вновь появляется из-за него. За полярным кругом солнце и вовсе проходит вдоль линии горизонта, потому даже в ночное время там светло как днем. Такое явление называется световым днем.
Соответственно, в зимнее время, когда Земля по орбите переместилась относительно Солнца, наоборот угол ее наклона не позволяет полноценно освещать часть поверхности, где находится наша страна. В это время солнце видно над горизонтом лишь на короткое время, а значит и освещает оно гораздо меньше часов и световой день длится гораздо меньше.
21 июня, в начале лета, световой день равен шестнадцати часам. Это летнее солнцестояние. Световой день — это время между восходом и заходом Солнца. Зимой же, в декабре, точнее 21 декабря, световой день равен всего восьми часам. Это зимнее солнцестояние, или солнцеворот.
В начале весны и осени есть такие дни, когда световой день равен ночи. Это весенние и осенние равноденствия. Но в целом день и ночь всегда составляют двадцать четыре часа.
Не забудьте, что в то время, когда в западном полушарии день, в восточном полушарии ночь. И наоборот.
Зимой дни короче, и мы получаем от Солнца меньше света и тепла. На улице рано темнеет, особенно в те дни, когда небо затянуто облаками или идет дождь.
Таким образом, день и ночь вместе всегда составляют двадцать четыре часа. Просто зимой быстрее темнеет, и кажется, что ночь длиннее дня. Хотя на часах одно в то же время, темнеет гораздо раньше.
Приложение 3.
КАК ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ УЗНАЮТ, ЧТО ПОРА УЛЕТАТЬ НА ЮГ?
Бытует мнение, что птицы не готовятся к перелетам заранее, а отправляются в теплые края, только когда начинают чувствовать приближение холодов. Благодаря многочисленным наблюдениям орнитологи убедились, что большинство птиц улетает на юг, когда еще нет никаких признаков приближения холодов и недостатка корма.
Цель проекта: определить, как узнают перелетные птицы, что пора собираться в дорогу.
Задачи:
1) узнать о значении солнечного света для птиц;
2) выяснить, как птицы определяют время прилета и отлета.
Объект исследования: перелетные птицы.
Предмет исследования: длительность светового дня как условие для отлета и прилета птиц.
Гипотезы: 1) изменение температуры влияет на отлет и прилет птиц; 2) длительность светового дня влияет на отлет и прилет птиц.
Методы:
Значение солнечного света для птиц.
Как же узнают перелетные птицы, что пора собираться в дорогу? Изменения температуры здесь часто ни при чем, ведь некоторые птицы начинают собираться в дорогу еще в начале августа. Главным механизмом, включающим подготовку к перелету, является изменение долготы дня (в конце лета и осенью дни становятся короче).
Приложение 4.
НУЖЕН ЛИ СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ РАСТЕНИЯМ?
У моей бабушки много комнатных растений. Я люблю помогать бабушке ухаживать за ними. Чтобы растения в комнате хорошо росли, им нужны особые условия. Почва необходима потому, что в ней есть питательные вещества. Вода помогает эти питательные вещества получить из почвы. Это возможно, если в комнате тепло. Воздух нужен растениям, как и всем другим живым существам, для дыхания. А вот какую роль играет свет? Как он влияет на растения? На эти вопросы я постаралась найти ответы.
Цель проекта: определить роль света (солнца) для роста и развития растений.
Задачи:
1) узнать о значении света для растений;
2) выяснить, всем ли растениям необходимо одинаковое освещение;
3) опытным путём определить влияние света на рост растений.
Объект исследования: семена редиса, кресс- салата.
Предмет исследования: свет как условие для развития растений.
Гипотезы: 1) если растение получает много света, то оно хорошо растёт; 2) если растение получает мало света, то оно плохо растёт; 3) если растение получает необходимое количество света, то оно хорошо развивается.
Методы:
Значение света для комнатных растений.
Свет жизненно необходим для растений. Только растения обладают уникальной способностью расти за счёт солнечного света. Зеленый цвет придает растению находящееся в его клетках химическое вещество – хлорофилл, который преобразует солнечный свет в питательные вещества. Этот процесс называется фотосинтезом. Он происходит с поглощением углекислого газа и одновременным выделением кислорода. Растения ощущают свет и реагируют на него. Например, если поместить растение на солнечный подоконник, то через несколько дней большинство его листьев повернется к свету. Эта реакция известна под названием фототропизма. Большинство растений растут весной и летом, когда света больше всего. Чем теплее, тем быстрее и легче происходит химическая реакция превращения углекислого газа в органическое вещество.
Опыты
Цель: рассмотреть, как ведут себя растения в определенных условиях.
Опыт с редисом и кресс-салатом
Посеяла семена редиса и кресс-салата в 2 баночки, наполненные землей, полила водой, накрыла пленкой. Одну поставила в темное место, другую разместила на окне. Через 2 дня в обеих баночках взошли семена, еще через два дня, они стали больше. Но ростки были разной длины и отличались цветом. Цвет ростков в баночке, которая стояла на подоконнике был ярко-зеленой, ростки в баночке, которая стояла в темном месте, были светло-желтым, побеги были длинными и изогнутыми. Вывод: трудно развиваться тем растениям, которые находились в темноте, но они упорно тянуться к свету.
Заключение
Свет – одно из самых необходимых условий жизни растений. Только на свету в листьях растений образуется хлорофилл, растение получает питание, поглощая из воздуха углекислый газ и выделяя кислород. Есть растения светолюбивые, а есть теневыносливые. Значит, гипотезы «если растение получает много света, то оно хорошо растёт» и «если растение получает мало света, то оно плохо растёт» не подтвердились. Подтвердилась только третья гипотеза «если растение получает необходимое количество света, то оно хорошо развивается».
Приложение 5.
КАК СОКРАЩЕНИЕ СВЕТОВОГО ДНЯ
ВЛИЯЕТ НА САМОЧУВСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА?
Осенью люди чаще чувствуют усталость. С большим трудом встают по утрам. Подавлены и часто простужаются. При смене сезонов на неважное самочувствие жалуются многие из нас. Нередко это состояние объясняется... недостатком солнечного света.
Цель проекта: определить, как сокращение светового дня влияет на самочувствие человека.
Задачи:
Объект исследования: самочувствие человека.
Предмет исследования: солнечный свет как условие хорошего самочувствия человека.
Гипотезы: 1) солнечная погода положительно влияет на самочувствие человека; 2) пасмурная погода отрицательно влияет на самочувствие человека; 3) погода не влияет на самочувствие человека.
Методы:
Значение солнечного света для человека.
И действительно, мы страдаем не только от излишка солнечных лучей, но и от их нехватки. Солнце осенью недостаточно активно, а без ультрафиолетового излучения невозможна выработка витамина D. Этот витамин воздействует на иммунитет и настроение человека.
Эту гипотезу также подтверждает анкетирование, проведенное среди одноклассников.
Вопросы | Вариант ответа | Результаты ответов |
Что оказывает влияние на жизнь человека | Земля | 13% |
Луна | 8% | |
Солнце | 79% | |
От какого фактора настроение улучшается | Вкусная еда | - |
Тёплая солнечная | 87% | |
Удачный рабочий | 13% | |
В какое время суток ты чувствуешь себя | Раннее утро | 29% |
Полдень | 71% | |
Поздний вечер | - | |
В какое время года ты чувствуешь себя | Осень | - |
Зима | - | |
Весна | 17% | |
Лето | 83% | |
Как меняется твоё самочувствие в | Улучшается | 92% |
Ухудшается | - | |
Не меняется | 8 |
Вывод: анкетирование одноклассников показала зависимость настроения и успешной деятельности от наличия тёплой и солнечной погоды.
Солнце позволяет добиться успеха. Солнце повышает жизненный тонус, дает чувство счастья, поддерживает и вдохновляет человека. Тот, кто просыпается рано утром, получает заряд бодрости. Поздний подъем приводит к подавленности, мы становимся несчастными. Таким образом, Солнце влияет на нашу жизнь.
Приложение 6.
КАК СОЛНЫШКО ДАРИТ ЧЕЛОВЕКУ СЧАСТЬЕ
Цель проекта: определить, как солнечный свет способствует выработке «гормона счастья»
Задачи:
1) узнать о влиянии светового дня на самочувствие человека;
2) что делать, если наступили пасмурные дни.
Объект исследования: самочувствие человека.
Предмет исследования: солнечный свет как условие хорошего самочувствия человека.
Гипотеза: солнечная погода влияет на выработку в мозге «гармона счастья».
Методы:
«ГАРМОН СЧАСТЬЯ»
В нашем мозге вырабатывается серотонин - его часто называют "гормоном счастья", он вырабатывается в организме в моменты, когда человек находиться в хорошем настроении и из нашей анкеты видно, что человеку для хорошего настроения необходимо солнышко, солнечный свет. Отсюда мы делаем вывод, что солнышко – дарит человеку счастье.
Эту гипотезу также подтверждает анкетирование, проведенное среди одноклассников.
Вывод: анкетирование одноклассников показала зависимость настроения и успешной деятельности от наличия тёплой и солнечной погоды.
Солнце позволяет добиться успеха. Солнце повышает жизненный тонус, дает чувство счастья, поддерживает и вдохновляет человека. Тот, кто просыпается рано утром, получает заряд бодрости. Поздний подъем приводит к подавленности, мы становимся несчастными. Таким образом, Солнце влияет на нашу жизнь.
Вопросы | Вариант ответа | Результаты ответов |
Что оказывает влияние на жизнь человека | Земля | 13% |
Луна | 8% | |
Солнце | 79% | |
От какого фактора настроение улучшается | Вкусная еда | - |
Тёплая солнечная | 87% | |
Удачный рабочий | 13% | |
В какое время суток ты чувствуешь себя | Раннее утро | 29% |
Полдень | 71% | |
Поздний вечер | - | |
В какое время года ты чувствуешь себя | Осень | - |
Зима | - | |
Весна | 17% | |
Лето | 83% | |
Как меняется твоё самочувствие в | Улучшается | 92% |
Ухудшается | - | |
Не меняется | 8 |
Приложение 7.
ПОЧЕМУ СОЛНЦЕ НАЗЫВАЮТ ВИТАМИНОМ?
Общеизвестным является тот факт, что наш организм не способен сам производить витамины и поэтому ежедневно должен получать их с пищей. Однако этот витамин является исключением из правил. Речь идет о так называемом «витамине солнца» или витамине D…
Цель проекта: определить почему витамин D называют «витамином солнца».
Задачи:
1) узнать о значении солнечного света для человека;
2) выяснить, действительно ли солнечный свет способствует выработке витамина D;
3) что делать человеку, если он живет в местности, где в году очень мало солнечных дней.
Объект исследования: витамин D.
Предмет исследования: свет как условие выработки витамин D в организме человека.
Гипотезы: 1) если человек получает много света, то в его организме вырабатывается витамин D, он хорошо растет и развивается; 2) если человек получает мало света, то в его организме не вырабатывается витамин D, что приводит к авитаминозу и болезни.
Методы:
Значение солнечного света для человека.
Витамин D (кальциферол) был открыт в результате изучения рахита (от греч. - спинной хребет, позвоночник). Для этого заболевания характерно нарушение образования костей вследствие недостатка в организме определенных минералов, главным образом кальция, а также витамина D. Рахитом, как правило, болели дети грудного и раннего возраста в период их активного роста. Без витамина Д, как и без многих других полезных веществ, организм ребенка не будет нормально функционировать. Поэтому принимать его нужно обязательно. Но не все так сложно, как может показаться на первый взгляд. Главный источник витамина Д — солнце. Поэтому нужно больше гулять! Если же время года недостаточно солнечное, придется принимать препараты витамина Д.
Витамин D обеспечивает нормальный рост и развитие костей, способствует отложению кальция в костной ткани. Витамин D помогает в борьбе против рахита, способствует повышению сопротивляемости организма. Образованию витамина D способствуют ультрафиолетовые лучи. Потребность людей в витамине D удовлетворяется за счет образования его в коже человека под влиянием ультрафиолетовых лучей и частично за счет поступления его с пищей. Витамин D содержится в некоторых рыбных продуктах: рыбном жире, печени трески, сельди атлантической, нототении. А также им богаты люцерна, хвощ, крапива
Витамин D помогает иммунитету быть сильным, а клеткам организма - расти и делиться.
Вывод: если человек получает много света, то в его организме вырабатывается витамин D, он хорошо растет и развивается. Значение витамина Д огромно, так как он:
Приложение 8.
ПОЧЕМУ ГОРНОЛЫЖНИКИ НОСЯТ СОЛНЦЕЗАЩИТНЫЕ ОЧКИ?
Вы считаете, что носить солнцезащитные очки можно только летом?
И с наступлением осени убираете их на дальнюю полку до следующего сезона. А вот и зря! Солнцезащитные очки ясным зимним днем даже нужнее, чем, скажем, в июне на пляже.
Цель проекта: определить, нужны ли солнцезащитные очки зимой.
Задачи:
1) узнать о влиянии солнечного света на глаза человека;
2) выяснить, нужны ли солнцезащитные очки зимой.
Объект исследования: ультрафиолет.
Предмет исследования: влияние ультрафиолета на глаза человека.
Гипотеза: если зимой светит яркое солнце необходимо защищать глаза солнцезащитными очками.
Методы:
Влияние солнечного света на глаза человека.
Солнцезащитные очки ясным зимним днем даже нужнее, чем, скажем, в июне на пляже. Так как зимой на землю проникает больше ультрафиолета, чем летом. Снег, белый и искристый, отражает ультрафиолет, тем самым удваивая количество вредных лучей. Причем отражается от снега именно та часть ультрафиолетового спектра, которая наиболее неблагоприятно действует на сетчатку глаз. Если не защищать глаза, то это повлияет на зрение человека. Поэтому, если зимой светит яркое солнце необходимо защищать глаза солнцезащитными очками.
Приложение 9.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ПОЛУЧИТЬ СОЛНЕЧНЫЙ УДАР?
Солнечный удар — болезненное расстройство работы головного мозга вследствие продолжительного воздействия солнечного света на непокрытую поверхность головы.
Цель проекта: как защитить свой организм от солнечного удара.
Задачи:
1) узнать о негативном влиянии прямых солнечных лучей на человека;
2) выяснить, как избежать солнечного удара.
Объект исследования: солнечный удар
Предмет исследования: негативное влияние прямых солнечных лучей.
Гипотеза: если человек в жаркий день находиться под прямыми солнечными лучами, он подвержен опасности (может получить солнечный удар).
Методы:
Как защитить себя от солнечного удара.
Солнечный удар – опасные состояния, которые без своевременной помощи напрямую угрожают жизни человека. Причины солнечного удара: Длительное нахождение в условиях повышенных температур, отсутствие или плохое кондиционирование воздуха; Длительное пребывание под прямым солнечным светом в случае солнечного удара; Плохая приспособительная реакция организма на повышение температуры внешней среды; Чрезмерное укутывание маленьких детей. Во избежание солнечных ударов, в жаркую солнечную погоду рекомендуется носить головные уборы из светлого материала, который сильнее отражает солнечный свет. В особо «горячие» дни старайтесь не выходить на улицу как минимум с 10 до 16.00. А лучше гуляйте только вечером или ранним утром, когда прохладнее.
Приложение 10.
ВЛИЯЕТ ЛИ ЗАГАР НА ЗДОРОВЬЕ КОЖИ?
Большинство из нас благодаря воздействию солнца чувствуют себя здоровыми, энергичными и полными жизни. Ультрафиолетовые лучи жизненно необходимы для нас: под действием этого излучения в коже вырабатывается витамин D, без которого в организме невозможно образование крепких, прочных костей.
Цель проекта: узнать, что происходит с кожей во время загара.
Задачи:
1) узнать для чего люди загорают;
2) выяснить загар - это друг или враг;
3) определить правила здорового загара.
Объект исследования: загорелая кожа человека.
Предмет исследования: загар.
Гипотезы: 1) умеренных дозах солнечный свет идет нам на пользу; 2) ультрафиолетовые лучи причиняют коже невосполнимый вред.
Методы:
Влияние солнечного света на кожу:
Сегодня много говорится о вреде, причиняемом солнцем, но не следует забывать, что в умеренных дозах солнечный свет идет нам на пользу. Что же происходит с кожей во время загорания? Загар — изменение цвета кожи (потемнение кожи) под воздействием ультрафиолетовых лучей. При избыточной дозе вместо загара образуется солнечный ожог. Длительное поджаривание на пляже повреждает кожу. Ультрафиолетовые лучи причиняют коже невосполнимый вред. Следствием чрезмерного солнечного облучения оказывается преждевременное старение и более высокий риск развития рака кожи.
Однако благотворно воздействуют на человеческий организм лишь небольшие дозы солнечного облучения. Необходимо отметить, что дозированные солнечные ванны все же полезны для большинства людей. Нужно разумно пользоваться солнцем и морем, только тогда можно чувствовать себя здоровым, бодрым и отдохнувшим.
Конечно, не стоит впадать в крайности и прятаться в летнее время от солнечных лучей. Учитывая положительные и негативные стороны солнечных ванн, старайтесь не находиться под открытым солнцем в период с 11 до 16 часов, когда солнечные лучи наиболее агрессивны. Солнечные ванные рекомендуется принимать в утренние и вечерние часы. Регулярно наносите перед загаром солнцезащитный крем с высоким уровнем SPF. Для защиты детской кожи лучше использовать крема с максимально высоким уровнем SPF – 50. Однако даже при нанесении защитной косметики не стоит разрешать ребенку долго находиться на солнце. А детям младше 2-х лет загорать на открытом солнце вообще запрещено. Берегите от солнца лицо и глаза.
Вывод: в умеренных дозах солнечный свет идет нам на пользу. Соблюдайте определенные правила, пользуйтесь защитным кремом. Загорайте с умом и будьте прекрасны!
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1 им. И.И. Марьина» городской округ Красноуфимск СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА Исследовательский проектСлайд 2
Солнечная система Солнечная система состоит из планет, которые вращаются вокруг Солнца
Слайд 3
Мозговой штурм
Слайд 4
Опыт с редисом и кресс-салатом Свет – одно из самых необходимых условий жизни растений
Слайд 6
В нашем головном мозге вырабатывается серотонин. Его часто называют «гормоном счастья»
Слайд 7
« В итамин солнца » или витамин D Рахит – заболевание нарушение образования костей вследствие недостатка кальция, минералов, а также витамина D Если человек получает много света, то в его организме вырабатывается витамин D
Слайд 8
Е сли не защищать глаза, то это негативно повлияет на зрение человека!
Слайд 9
Солнечный удар – опасное состояние, которое напрямую угрожает жизни человека
Слайд 10
Загар — изменение цвета кожи под воздействием ультрафиолетовых лучей. При избыточной дозе вместо загара образуется солнечный ожог Рак кожи Солнцезащитный крем
Заколдованная буква
Алые паруса
Кто должен измениться?
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Весенние чудеса