Наша жизнь всё дальше и дальше уводит нас от прошлого, от наших корней, отрывает нас от земли, на которой мы выросли и обрели своё настоящее. Современный темп жизни с её технологиями и новыми разработками стирает из нашей памяти все, чем жили наши бабушки и дедушки, ведя натуральное хозяйство. Мы забываем, как жили наши предки, как вели хозяйство, как умели радоваться самому малому и простому в своей жизни.
Последнее время в нашей стране восстанавливаются традиции и народные промыслы. То тут, то там на рынках можно встретить людей с продукцией сделанной своими руками. Но кто они? Как живут? Как работают? Кому передают своё мастерство?
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 166 им. А. А. Микулина городского округа Самара
«Основные направления работы Средневолжской ассоциации мастеров по сохранению народных промыслов Самарской области »
Молгачёв Денис ученик 9 В класса
МБОУ Школа № 166
Советского района
Научный руководитель:
Филипенко Светлана Витальевна
учитель географии первой категории
Наша жизнь всё дальше и дальше уводит нас от прошлого, от наших корней, отрывает нас от земли, на которой мы выросли и обрели своё настоящее. Современный темп жизни с её технологиями и новыми разработками стирает из нашей памяти все, чем жили наши бабушки и дедушки, ведя натуральное хозяйство. Мы забываем, как жили наши предки, как вели хозяйство, как умели радоваться самому малому и простому в своей жизни.
Последнее время в нашей стране восстанавливаются традиции и народные промыслы. То тут, то там на рынках можно встретить людей с продукцией сделанной своими руками. Но кто они? Как живут? Как работают? Кому передают своё мастерство?
Традиционное крестьянское хозяйство было по сути дела натуральным, т.е. все необходимое для жизни производилось внутри него. По мере упадка натурального хозяйства один за другим виды сырья превращались в особые виды промышленности (промыслы). Вообще, всю крестьянскую кустарно-ремесленную промышленность можно разбить на следующие группы: домашнее производство, когда переработка сырых материалов производилась в том самом крестьянском хозяйстве (семье), где они и добывались; ремесло, т.е. производство на заказчика, где нет еще товарного производства, а продукт труда не появляется на рынке; мелкие крестьянские промыслы (или мелкое товарное производство), когда тот или иной заказ производился для рынка и осуществлялся через специального скупщика (посредника). Домашнее производство включало в себя в первую очередь т.н. «женские производства»: прядение, ткачество, вышивание, ковроткачество и некоторые другие. В старину они были наиболее развиты, но по мере проникновения в деревню покупных тканей постепенно приходили в упадок.
Материалом для самодельных тканей служили главным образом лен, конопля, шерсть. Стебли льна (конопли) вымачивали и мяли, затем трепали и чесали, превращая в «кудель». Эту кудель привязывали к прялке (в виде вертикальной стойки, укрепленной на горизонтальной доске – «донце»), где сидела пряха и, скручивая нить, наматывали на веретено. Сравнительно недавно, с конца 18 в. Стала распространяться самопрялка с колесом. Выпряденную нить затем «сновали»: обычно на вращающейся раме, и «основу» натягивали на ткацкий стан. Он ставился в жилой избе, занимая, как правило, целый угол.
Большинство «мужских производств» со временем приняло товарный характер.
Кроме них имели место т.н. отхожие промыслы. Многие из них были связаны с ремесленными занятиями. Таковы были: плотничный, печной, кровельный, малярный, штукатурный и т.д. Этот тип сезонного отходника-ремесленника (в одиночку и артелями) был одним из очень характерных образов русской дореволюционной этнической среды.
Другой вид отхожего промысла был связан с мелкой торговлей, например, тип «коробейника» – продавца мелкого галантерейного товара, путешествовавшего со своим «коробом» по деревням. Были еще ямщицкий, бурлацкий и некоторые другие отхожие промыслы. Бурлаки тянули «бичевой» нагруженные баржи вдоль транспортных рек.
Широко известным по всей России местом бурлацкого промысла была Волга – главная русская транспортная артерия.
В Самарской губернии, по дореволюционным сводным сведениям практически повсеместно были распространены следующие виды кустарной промышленности (в дореволюционной литературе не существовало их классификации на отдельные, вышеперечисленные группы; все они фиксировались просто как промыслы):
-портняжный промысел (шитье армяков, кафтанов, рубах, портов, шерстяных рукавиц, мешков и т.д.;
-производство льняной пряжи и ткани (прядение и сучение ниток, изготовление холстов, серпинки, полотенец, белья);
- изготовление изделий из лыка и коры (лаптей, мочала, мочальных веревок, различных коробов и т.д.).
В Самарской области существует Средневолжская ассоциация мастеров. Средневолжская ассоциация мастеров объединяет 32 народных художественных промысла и более 800 работающих индивидуально мастеров декоративно-прикладного творчества из Самарской, Ульяновской, Саратовской, Оренбургской областей, а также Альметьевской области Республики Татарстан. Постоянно расширяя сферу деятельности, ассоциация в 2007 году приняла в свой состав тульскую фирму «Индрик – Керамика», изготавливающую архитектурную морозостойкую керамику, в том числе изразцы, шамотные изделия для помещений с повышенной влажностью, жаропрочную майолику, а также красочную керамическую посуду всех народов мира. Членом ассоциации с 2005 года является предприятие «Авторские ковры», единственный в России производитель шерстяных и шёлковых ковровых изделий ручной работы всех стилей – от архаики до модерна. С 2001 года в работе ассоциации деятельное участие принимает сызранская кузнечная фирма «Левша», превратившаяся за эти годы в завод по художественной обработке металла.
За годы своего существования ассоциация возродила в местах традиционного бытования гончарный промысел в селе Большой Сарбай Кинель-Черкасского района, гончарный промысел в районном центре село Пестравка, создала новые промыслы «Казахский аул» в Кинельском районе и ООО «Похвистневские народные художественные промыслы» в г. Похвистнево. При активном участии ассоциации в г. Сызрань создана иконописная галерея, школа для обучения детей Сызранской иконописи.
В 2004 году НП «САМ» разработало систему реализации товаров и услуг мастеров декоративно-прикладного творчества Самарского края и первую интерактивную электронную базу данных о самарских мастерах декоративно-прикладного творчества. В 2004 – 2005 годах была создана Постоянно-действующая выставка-ярмарка изделий самарских мастеров. Лучшая часть её экспозиции в марте 2006 года была продемонстрирована на международной ремесленной выставке-ярмарке в г. Мюнхен (Германия).
Мастера ассоциации работают в разнообразных жанрах декоративно-прикладного искусства:
- художественная обработка металла, камня, стекла, меха, кости, кожи, керамики, дерева, корня и бересты;
- художественная роспись ткани, фарфора, фаянса, майолики и керамической плитки, горячий и холодный батик;
- ручное ткачество, вышивка, изготовление авторских ручных ковров и гобеленов;
- вязание, макраме, фриволите, квилт, пэчворк;
- кружево- и бисероплетение, плетение из лыка, лозы, соломки, торсион-папье;
- изготовление кукол, игрушек, национальных костюмов, ювелирных изделий и музыкальных инструментов, одежды и посуды, медалей и скульптур.
Основные направления деятельности Средневолжской ассоциации мастеров:
- фасадные и интерьерные работы на объектах жилого, социально-культурного, производственно-коммерческого и др. назначения, реставрационные работы;
- создание сувенирной и подарочной продукции с символикой Самарского края;
- обучение мастерству на лучших традициях художественных промыслов и ремёсел Самарского края;
- возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремёсел Самарского края.
В результате исследования я выяснил, что народные промыслы России разнообразны и востребованы людьми.
На территории Самарской области представлены почти все существующие народные промыслы. Живущим в сёлах и деревнях продукция народных промыслов знакома и является их неотъемлемой частью жизни. В ходе работы стало ясно, что основную задачу по сохранению промыслов выполняет Средневолжская ассоциация мастеров, которой удалось не только сохранить основные направления, но и широко продвигать их, знакомя людей с производимыми изделиями.
Ничто не радует человека так, как изделие, созданное с любовью и теплом рук. Моему поколению по силам сохранить этот богатый опыт народа и передать его своим детям.
Список источников и литературы
Источники:
1. Традиционные промыслы и ремесла. http://www.uic.ssu.samara.ru/povolzje/.
2. Газета Волжская коммуна. http: //www. vkonline.ru/ content/ view/118944/otkrylas-masshtabnaya-vystavka-remesel-masterov-samarskoj-oblasti/.
3. Прогулки по Самаре. http://samara.onfoot.ru/.
4. Электронная библиотека СОУНБ. http://www.lib.smr.ru/catalog/.
5. Путеводитель по культуре народов Самарского края. http://allworldart.ru/wp-content/.
Литература:
6. Бежкович А. С., Жегалова С. К., Лебедева А. А., Просвиркина С. К. Хозяйство и быт русских крестьян. Памятники материальной культуры. Определитель. М.: Изд-во Советская Россия, 1959г. - 254с. Кабытов, П. С. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. – Самара: Самарский научный центр РАН, 2000. – 336 с.
7. Бирюков, В. М. Народное декоративно-прикладное искусство Куйбышевской области 19-20 веков. – Куйбышев: Куйбышев. обл. универс., 1988. – 86 с.
8. Каркарьян В. Г. Тайны деревянных украсов Самары.– М.: Агни, 2012. – 352 с.
9. Кирсанов Р.С. Гончарное производство русского населения Пестравского района Самарской области / Р.Кирсанов // Самарская область. Этнос и культура.- 1997.- № 2-3.
10. Подсобные промыслы Самарской губернии. // Самарская газета. - № 263. - 2 декабря 1890 г.
11.Свод материалов по кустарной промышленности в России. СПб., 1874.- 630 с.
Осенняя паутина
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Философские стихи Кристины Россетти
Белый лист
Свадьба в Малиновке