Данная работа посвящена изучению и профилактике нарушений осанки у школьников. Вопросы заболеваний опорно – двигательного аппарата очень важны в школе, а потому в работе проведено теоретическое и практическое исследование, в которое активно включены школьники и которое направлено на выявление и предупреждение данной патологии.
Проведено исследование, определившее вопросы:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt.docx | 38.52 КБ |
issledovatelskiy_proekt_prezentatsiya.pptx | 2.87 МБ |
rezultat_anketirovaniya.pptx | 156.59 КБ |
МАОУ «Токаевская СОШ» Комсомольского района ЧР
Исследовательский проект
«Осанка – залог здоровья»
Образовательное учреждение
МАОУ «Токаевская СОШ
автор проекта
ученик 3 а класса:
Багаутдинова Зерине Ильгизаровна
Научный руководитель
учитель начальных классов
Мингалеева А. И.
Токаево – 2017 г.
Содержание
1. Введение | 3 |
2. Визитная карточка | 4 |
3. Аннотация | 6 |
4. Актуальность проекта | 6 |
5. Методические задачи | 7 |
6. Правила обследования | 8 |
7. Результаты исследования | 9 |
8. Выводы | 10 |
Введение
Мы - это будущее нашей страны. Мы хотим видеть себя здоровыми, красивыми, умными. Эти качества определяются, главным образом, правильной организацией двигательного режима ребенка, начиная с самого раннего возраста. Характерной особенностью детского организма является его бурный неравномерный рост и значительные изменения в строении и деятельности организма в разные периоды развития. Неправильно организованный или недостаточно активный двигательный режим жизни приводит к выраженным функциональным нарушениям различных систем организма. При этом снижается общая сопротивляемость детей к простуде, ухудшается работоспособность и восстановление возможностей организма после нагрузок различного характера, возникают нарушения в функционировании сердечно-сосудистой и нервной систем, что может привести к трудностям в развитии и самореализации. А это не маловажно, так как школьная программа становится все сложнее и требует больших физических и интеллектуальных затрат. Так же следствием недостатка двигательной активности являются нарушение осанки, слабость опорно-двигательного аппарата, ожирение.
Визитная карточка проекта
| «Осанка – залог здоровья» |
| окружающий мир |
| Исследовательский |
| Багаутдинова Зерине Ильгизаровна |
| Мингалеева Айгел Иршатовна |
| МАОУ «Токаевская СОШ |
| МАОУ «Токаевская СОШ» |
| Месяц |
| Изучить теоретический материалпо исследуемой теме. Выявить состояние здоровья обучающихся школы и раскрыть значимость хорошей осанки. Представить творческий отчёт по результатам исследования. Проблема правильной осанки стоит на одном из первых мест у школьных врачей и ученых, занимающихся вопросами здоровья школьников. |
| Выявление взаимосвязи осанки и состояния здоровья школьников, поиск и применение конкретных рекомендаций для сохранения и улучшения осанки. |
| Помочь осознать детям, что правильная осанка это - здоровье. Уточнить и расширить представление об осанке. Научить строить свою жизнь на основе знаний о здоровье. Сформировать у учащихся основные правила по профилактике нарушений осанки. Дать детям практические навыки самоконтроля за своей осанкой. |
| Существует прямая связь между осанкой и здоровьем, правильная осанка является не только залогом красоты, но и залог крепкого здоровья. |
| анкетирование, сравнение, беседа. |
| Своим исследованием мы подтвердили выдвинутую гипотезу: между осанкой и здоровьем существует прямая связь, правильная осанка – это не только залог красоты, но и крепкого здоровья. Мы узнали, что в организме человека всё взаимосвязано. Правильная осанка – залог не только красивой фигуры, но и хорошего состояния здоровья. Все отклонения в осанке, представляют большую опасность. Но мы теперь знаем как можно избежать этих проблем. В процессе проведения проекта формируется ценностное отношение у учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни, чувства ответственности за свое здоровье. |
Аннотация
Данная работа посвящена изучению и профилактике нарушений осанки у школьников. Вопросы заболеваний опорно – двигательного аппарата очень важны в школе, а потому в работе проведено теоретическое и практическое исследование, в которое активно включены школьники и которое направлено на выявление и предупреждение данной патологии.
Проведено исследование, определившее вопросы:
Работа выполнялась при участии научного руководителя.
Разработаны рекомендации для учащихся, плакаты и презентации с рекомендациями, представлен комплекс упражнений.
Данная работа представляется как результат отработанной несколькими годами метод работы с учащихся по разработке и реализации исследовательских проектов и работ в рамках образовательного процесса общеобразовательной школы.
Актуальность проекта
Учитывая низкие показатели физического развития школьников и большой процент школьников с нарушениями осанки и слабым мышечным корсетом, программа по коррекции и формированию осанки, включающая и комплексы на развитие всех групп мышц и их выносливость является очень актуальной.
Актуальность данной проблемы заключается и в том, что: во – первых, функциональные нарушения могут быть исправлены методами и средствами физического воспитания в совокупности с ортопедической помощью; во – вторых, процент детей с данной патологией колеблется стабильно от 35 до 65% учащихся.
По данным английских ученых от заболеваний, связанных с состоянием позвоночника страдает 2/3 населения Земного шара. Ежегодно в мире тратится более 70 млрд. долларов на выплаты по листам нетрудоспособности людей в связи с болью в позвоночнике. Так, только за один 1990 год в США экономические затраты на лечение болезней позвоночника и, связанные с этим убытки на производстве, составили 24 млрд. долларов.
За последние годы в Российской Федерации сложилась ситуация ухудшения состояния здоровья населения. Материалы государственного доклада «Положение детей в Российской федерации» за 2006 г. свидетельствуют, что хронические заболевания диагностируются у
40-50 % детей школьного возраста
40 % имеются различные функциональные отклонения и лишь
20 % детей практически здоровы.
Методические задачи
Выяснить:
условия формирования осанки у школьников моей школы
Провести цикл занятий с младшими школьниками по организации оптимального двигательного режима.
Изучить литературу по патологии опорно – двигательного аппарата
Разработать:
рекомендации для сверстников по сохранению осанки
Методы исследования:
проведение тестов на правильную осанку;
наблюдение;
анализ полученных результатов;
поиск и выработка комплекса рекомендаций и советов для учащихся 3 «б» класса.
Правила обследования
Чем раньше будет выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить. Мы, прежде чем началиданное исследование, изучили всю медицинскую методическую литературу по обследованию опорно – двигательного аппарата и выяснили, что такое обследование называется соматоскопией и проводится оно в трех позициях у каждого учащегося, раздетого до пояса сверху.
Одним из методов выявления патологического сколиоза и неправильной осанки является осмотр ребенка. Осмотр производится медленно и в определенной последовательности: передней и задней поверхности тела, сбоку, при наклоненном вперед корпусе, лежа.
Искривление позвоночника называется сколиозом, и врачи различают разные его формы. Сколиоз может быть врожденным и приобретенным. Среди приобретенных форм сколиоза выделим школьный сколиоз.
Тесты на правильную осанку
Тест №1.
Если положить на голову книгу и пройти по линии то, в тот момент, когда осанка окажется неправильной – книга упадёт.
В результате мы убедились, у многих из учащихся нарушена осанка.
Тест №2
Встать вплотную к шкафу или к стене. Сомкнуть стопы, посмотреть прямо вперёд. Руки опущены по швам. Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырёх точках – затылок, лопатки, ягодицы, пятки, и ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая; в противном случае мышцы брюшного пресса слабы и живот оттягивает позвоночник вперёд.
Тест № 3
Нужно встать прямо и напрячь колени. Если теряется равновесие, значит осанка неправильная.
Тест № 4
Анкетирование учащихся
Результаты исследования
У некоторых детей в 2015 г в обследуемой группе выявлены отклонения по некоторым параметрам развития.
Следовательно, их можно отнести в группу подверженную факторам риска возникновения нарушений здоровья, а у некоторых хронических заболеваний.
Анализ полученных результатов позволил нам выделить у обследованных школьников следующие факторы риска:
- ожирение(0 %);
- нарушения осанки у 3 детей (20,00%);
- низкая физическая работоспособность (0%).
Анализ анкетирования (диаграмма)
Рекомендации и советы для сохранения правильной осанки
Есть три компонента, которые помогают держать позвоночник в нормальном состоянии - это гимнастика, плавание и массаж. Во всех трех случаях главное –регулярность нагрузок!
ВЫВОДЫ
Своим исследованием мы подтвердили выдвинутую гипотезу: между осанкой и здоровьем существует прямая связь, правильная осанка – это не только залог красоты, но и крепкого здоровья.
Позвоночник это осевой орган, который влияет на осанку.
Все отклонения в осанке, о которых идет речь в работе, представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. В таких случаях они становятся той почвой, на которой возникают более стойкие и серьезные нарушения.
Если со временем вы привыкли к неправильной осанке, не расстраивайтесь — ее можно исправить, если постоянно обращать внимание на свою осанку и целенаправленно выполнять упражнения.
Перспективы исследования.
В ходе изучения учащимися материала по теме «Осанка - залог здоровья», их заинтересовали ответы на такие вопросы как:
И поэтому учащиеся решили, что следующая тема проектной работы будет:«Школьный рюкзак и здоровье школьника».
Слайд 1
Проект: «Осанка – залог здоровья». Руководитель проекта : Мингалеева А.И. Участница проекта : ученица 3 «А» класса МАОУ « Токаевская СОШ» Багаутдинова ЗеринеСлайд 2
ОСАНКА –стан, строй, склад живого тела и общность приемов и всех его движений; под осанкою разумеют стройность, величавость, приличие и красоту, посему осанистый – стройный телом и приятно величавый в движениях своих. Осаниться – принимать осанку; прибодрится, стараясь придать себе осанистый вид. Русская пословица гласит «Без осанки конь - корова» из словаря русского языка О.И.Даля
Слайд 3
Актуализация проекта: В 6-9 лет осанка еще неустойчива, а начало школьных занятий многократно увеличивает нагрузку на позвоночник. Многочасовое сидение на уроках, а затем и дома при выполнении домашних заданий здоровья не прибавляют. Что же можно сделать? Как не допустить развития нарушений осанки школьника? В борьбе за правильную осанку важно сделать ребенка нашим союзником. Давайте поможем ему захотеть быть стройным. Только никаких лекций! Они нам вряд ли помогут. Лучше подведем к этой мысли ребенка самостоятельно. Мы решили изучить все стороны этого вопроса, заострить внимание на этой проблеме и попытаться поправить создавшееся положение.
Слайд 4
Гипотеза : Существует прямая связь между осанкой и здоровьем, правильная осанка является не только залогом красоты, но и залогом крепкого здоровья. Цель проекта: Выявление взаимосвязи осанки и состояния здоровья школьников, поиск и применение конкретных рекомендаций для сохранения и улучшения осанки; Возраст детей 9-10 лет. Продолжительность проекта – 1 месяц. Вид проекта – исследовательский
Слайд 5
Задачи проекта: Помочь осознать детям, что правильная осанка это - здоровье. Уточнить и расширить представление об осанке. Научить строить свою жизнь на основе знаний о здоровье. Сформировать у учащихся основные правила по профилактике нарушений осанки. Дать детям практические навыки самоконтроля за своей осанкой.
Слайд 6
Этапы работы над проектом «Осанка – залог здоровья». Подготовительный этап. Планирование проекта. Вводная презентация ; Постановка проблемы;
Слайд 7
Исследование состояния осанки Тест №1. Если положить на голову книгу и пройти по линии то, в тот момент, когда осанка окажется неправильной – книга упадёт. В результате мы убедились, у многих из учащихся нарушена осанка.
Слайд 8
Тест №2 Встать вплотную к шкафу или к стене. Сомкнуть стопы, посмотреть прямо вперёд. Руки опущены по швам. Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырёх точках – затылок, лопатки, ягодицы, пятки, и ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая; в противном случае мышцы брюшного пресса слабы и живот оттягивает позвоночник вперёд.
Слайд 9
Тест № 3 Нужно встать прямо и напрячь колени. Если теряется равновесие, значит осанка неправильная.
Слайд 10
Основной этап. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий Поиск информации в библиотеке. Сочинение
Слайд 11
Заключительный этап. Оформление выставки рисунков: «Осанка залог здоровья». Создание плаката: «Здоровый образ жизни».
Слайд 12
Итоги. 1 группа. Тема: «Плохая» осанка» и факторы, влияющие на её появление: 1. Понятие осанки; 2. Значение осанки в жизни человека;
Слайд 13
Итоги. 2 группа. Тема: Работа над своей осанкой: 1. Как сидеть правильно; 2. Как спать правильно; 3. Отдых и наше здоровье;
Слайд 14
Итоги. 3 группа. Тема: Осанка и способы ее укрепления. 1. Как проверить осанку; 2. Упражнения и занятия, которые развивают и укрепляют осанку.
Слайд 15
Выводы: Своим исследованием мы подтвердили выдвинутую гипотезу: между осанкой и здоровьем существует прямая связь, правильная осанка – это не только залог красоты, но и крепкого здоровья. Мы узнали, что в организме человека всё взаимосвязано. Правильная осанка – залог не только красивой фигуры, но и хорошего состояния здоровья. Все отклонения в осанке , представляют большую опасность. Но мы теперь знаем как можно избежать этих проблем. Если со временем вы привыкли к неправильной осанке, не расстраивайтесь — ее можно исправить, если постоянно обращать внимание на свою осанку и целенаправленно выполнять упражнения.
Слайд 16
Перспективы исследования. В ходе изучения учащимися материала по теме «Осанка - залог здоровья», их заинтересовали ответы на такие вопросы как: Сколько весит школьный ранец и как это влияет на осанку? Каким должен быть правильный рюкзак школьника? Как правильно выбрать рюкзак? И поэтому учащиеся решили, что следующая тема проектной работы будет: «Школьный рюкзак и здоровье школьника».
Слайд 17
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Любимое яичко
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Злая мать и добрая тётя
Рукавичка
Император Акбар и Бирбал