Актуальность темы и проблемы исследования обусловлена выявленными противоречиями. С одной стороны, еще учёные древности считали количественные отношения основой сущности мира, и многие выдающиеся математики посвятили свои работы магическим квадратам, а с другой стороны эта тема не рассматривается в школьном курсе математики. С одной стороны, раньше многим были известны способы составления магических квадратов, например Бенджамин Франклин писал: «В дни моей юности я в свободное время развлекался тем, что составлял магические квадраты», а с другой стороны, сегодня практически никто составлять магические квадраты не умеет. А между тем, изучение магических квадратов, их свойств может помочь в развитии познавательного интереса к предмету математики, к истории её развития, развитии любознательности и логического мышления.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_magicheskiy_kvadrat.docx | 119.31 КБ |
magicheskiy_kvadrat.ppt | 188.5 КБ |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа №14"
Проект
"Магические квадраты"
Выполнил: ученик 5а класса
Власов Иван
г.Арзамас, 2017г.
Содержание
1.Введение...................................................................................................................................................1
2.Теоретическая часть..............................................................................................................................
2.1.Откуда пришли к нам квадраты?...................................................................................................2
2.2.Виды магических квадратов и способы их заполнения..............................................................3
2.3.Применение магических квадратов...............................................................................................5
3.Практическая часть.............................................................................................................................7
4.Выводы...................................................................................................................................................8
Литература................................................................................................................................................9
Введение.
Актуальность темы и проблемы исследования обусловлена выявленными противоречиями. С одной стороны, еще учёные древности считали количественные отношения основой сущности мира, и многие выдающиеся математики посвятили свои работы магическим квадратам, а с другой стороны эта тема не рассматривается в школьном курсе математики. С одной стороны, раньше многим были известны способы составления магических квадратов, например Бенджамин Франклин писал: «В дни моей юности я в свободное время развлекался тем, что составлял магические квадраты», а с другой стороны, сегодня практически никто составлять магические квадраты не умеет. А между тем, изучение магических квадратов, их свойств может помочь в развитии познавательного интереса к предмету математики, к истории её развития, развитии любознательности и логического мышления.
Гипотеза - изучение свойств магических квадратов позволит определить общие способы их построения.
Цель данной работы - выяснить различные варианты составления магических квадратов, изучив которые можно заполнить квадрат любого размера, а так же рассмотреть возможные области их применения.
Задачи исследования:
В ходе работы были использованы следующие методы:
В работе исследуется происхождение и формулируется определение магических квадратов, рассмотрены различные виды квадратов, способы их составления, а так же показана область применения этих загадочных фигур.
В ходе работы над проектом, я планирую не только расширить свои знания по данной теме и повысить свои вычислительные навыки, но и научиться составлять магический квадрат Пифагора, с помощью которого можно познать характер человека, состояние его здоровья, потенциальные возможности, раскрыть достоинства и недостатки.
Сроки проведения работы: с января по апрель 2017 учебного года.
Этапы работы:
1
2.Теоретическая часть
Высшее назначение математики – находить
порядок в хаосе, который нас окружает.
Норберт Винер
2.1.Откуда пришли к нам квадраты?
Магический, или волшебный квадрат — это квадратная таблица, заполненная числами таким образом, что сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и на обеих диагоналях одинакова. Если в квадрате равны суммы чисел только в строках и столбцах, то он называется полумагическим.
Страна, в которой был впервые придуман магический квадрат, точно неизвестна, неизвестен век, даже тысячелетие нельзя установить точно. Первые упоминания о магических квадратах были у древних китайцев. Согласно легенде, во времена правления императора Ю (около 2200 до н.э.) из вод Хуанхэ (Желтой реки) всплыла священная черепаха, на панцире которой были начертаны таинственные иероглифы и эти знаки известны под названием ло-шу и равносильны магическому квадрату, изображенному на (рис. 1). Подсчитав количество кружков каждой из фигур, получим магический квадрат 3*3.
4 | 9 | 2 |
3 | 5 | 7 |
8 | 1 | 6 |
Первый рисунок на панцире священной черепахи (рис. 2)
Рис.1 Рис.2
Квадрат, найденный в Кхаджурахо (Индия)
Самый ранний уникальный магический квадрат обнаружен в надписи XI века в индийском городе Кхаджурахо:
7 | 12 | 1 | 14 |
2 | 13 | 8 | 11 |
16 | 3 | 10 | 5 |
9 | 6 | 15 | 4 |
Это первый магический квадрат, относящийся к разновидности так называемых «дьявольских» квадратов.
Из Китая магические квадраты распространились сначала в Индию, а затем и в другие страны. В начале XVI века знаменитый немецкий художник Альбрехт Дюрер увековечил магический квадрат в искусстве, изобразив его на гравюре «Меланхолия». Дата создания гравюры (1514 год) указана числами, стоящими в двух центральных клетках нижней строки.
2
Фрагмент гравюры Дюрера «Меланхолия»
В ХIX веке. интерес к магическим квадратам вспыхнул с новой силой. Их стали исследовать с помощью методов высшей алгебры. Получение магических квадратов считалось популярным развлечением среди математиков. Ими создавались огромные квадраты, например, 45*45, содержащий числа от 1 до 2025. Были придуманы способы построения магических квадратов любого размера, однако до сих пор не найдена формула, по которой можно было бы найти количество магических квадратов данного размера.
В наше время магические квадраты продолжают привлекать к себе внимание не только специалистов, но и любителей математических игр и развлечений. За последнее столетие значительно возросло число книг по занимательной математике, в которых содержатся головоломки и задачки, связанные с необычными квадратами.
2.2.Виды магических квадратов и способы их заполнения.
Магический квадрат Ян Хуэя (Китай)
В 13 в. Математик Ян Хуэй занялся проблемой методов построения магических квадратов. Его исследования были потом продолжены другими китайскими математиками. Ян Хуэй рассматривал магические квадраты не только третьего, но и больших порядков. Некоторые из его квадратов были достаточно сложны, однако он всегда давал правила для их построения. Он сумел построить магический квадрат шестого порядка, причем последний оказался почти ассоциативным (в нем только две пары центрально противолежащих чисел не дают сумму 37):
27 | 29 | 2 | 4 | 13 | 36 |
9 | 11 | 20 | 22 | 31 | 18 |
32 | 25 | 7 | 3 | 21 | 23 |
14 | 16 | 34 | 30 | 12 | 5 |
28 | 6 | 15 | 17 | 26 | 19 |
1 | 24 | 33 | 35 | 8 | 10 |
Квадрат Альбрехта Дюрера
Магический квадрат 4×4, изображённый на гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия I», считается самым ранним в европейском искусстве
16 | 3 | 2 | 13 |
5 | 10 | 11 | 8 |
9 | 6 | 7 | 12 |
4 | 15 | 14 | 1 |
Сумма чисел на любой горизонтали, вертикали и диагонали равна 34. Эта сумма также встречается во всех угловых квадратах 2×2, в центральном квадрате (10+11+6+7), в квадрате из угловых клеток
3
(16+13+4+1), в квадратах, построенных «ходом коня» (2+8+9+15 и 3+5+12+14), в прямоугольниках, образованных парами средних клеток на противоположных сторонах (3+2+15+14 и 5+8+9+12). Большинство дополнительных симметрий связано с тем, что сумма любых двух центрально симметрично расположенных чисел равна 17.
Квадраты Генри Э. Дьюдени и Аллана У. Джонсона-мл.
Если в квадратную матрицу n × n заносится не строго натуральный ряд чисел, то данный магический квадрат — нетрадиционный. Ниже представлены два таких магических квадрата, заполненные простыми числами (хотя 1 в современной теории чисел не считается простым числом). Первый имеет порядок n=3 (квадрат Дьюдени); второй (размером 4x4) — квадрат Джонсона. Оба они были разработаны в начале двадцатого столетия:
|
|
Есть еще несколько подобных примеров:
17 | 89 | 71 |
113 | 59 | 5 |
47 | 29 | 101 |
1 | 823 | 821 | 809 | 811 | 797 | 19 | 29 | 313 | 31 | 23 | 37 |
89 | 83 | 211 | 79 | 641 | 631 | 619 | 709 | 617 | 53 | 43 | 739 |
97 | 227 | 103 | 107 | 193 | 557 | 719 | 727 | 607 | 139 | 757 | 281 |
223 | 653 | 499 | 197 | 109 | 113 | 563 | 479 | 173 | 761 | 587 | 157 |
367 | 379 | 521 | 383 | 241 | 467 | 257 | 263 | 269 | 167 | 601 | 599 |
349 | 359 | 353 | 647 | 389 | 331 | 317 | 311 | 409 | 307 | 293 | 449 |
503 | 523 | 233 | 337 | 547 | 397 | 421 | 17 | 401 | 271 | 431 | 433 |
229 | 491 | 373 | 487 | 461 | 251 | 443 | 463 | 137 | 439 | 457 | 283 |
509 | 199 | 73 | 541 | 347 | 191 | 181 | 569 | 577 | 571 | 163 | 593 |
661 | 101 | 643 | 239 | 691 | 701 | 127 | 131 | 179 | 613 | 277 | 151 |
659 | 673 | 677 | 683 | 71 | 67 | 61 | 47 | 59 | 743 | 733 | 41 |
Последний квадрат, построенный в 1913 г. Дж. Н.Манси, примечателен тем, что он составлен из 143 последовательных простых чисел за исключением двух моментов: привлечена единица, которая не является простым числом, и не использовано единственное чётное простое число 2.
Общий метод построения квадратов неизвестен. Но в ходе своей работы, я пришел к выводу, что магических квадратов 2*2 не существует. Квадрат размером 2*2 должен был бы состоять из чисел 1,2,3,4, а его постоянная была бы равна 5. У такого квадрата по две строки, столбца и диагонали. Чтобы квадрат стал магическим, надо представить число 5 в виде суммы двух данных чисел шестью различными способами, но это сделать не возможно! Ведь таких комбинаций всего две: 1+ 4 и 2+3. Как ни расставляй числа в клетках таблицы, их сумма будет равна 5 либо в каждой строке, либо в обоих столбцах, либо по диагоналям, но никак не одновременно.
Существует единственный магический квадрат 3*3, так как остальные магические квадраты 3*3 получаются из него либо перестановкой строк или столбцов либо путем поворота исходного квадрата на 900 или на 1800
6 | 1 | 8 |
7 | 5 | 3 |
2 | 9 | 4 |
4
2 | 9 | 4 |
7 | 5 | 3 |
6 | 1 | 8 |
8 | 3 | 4 |
1 | 5 | 9 |
6 | 7 | 2 |
2.3.Применение магических квадратов.
Область применения магических оказалась довольно таки интересной. Сегодня очень актуальным становится вопрос о защите информации. Например, на уроке информатики изучают тему кодирование. С помощью магических квадратов так же можно закодировать информацию. Например, зашифровать текст. Расположив буквы согласно числам магического квадрата, получаем фразу «БУДУ В СЕМЬ» или «КЛЮЧИ ПОД КОВРИКОМ».
Так же очень популярна японская головоломка судоку, прародителем которой можно считать Магический квадрат. Она помогает нам развивать логическое мышление и вычислительные навыки. В настоящее время много газет печатают эти головоломки вместе с кроссвордами и другими логическими задачами. Не меньшую популярность завоевали судоку и в сети Интернет.
Англичане используют площадку для игры в шаффлборд, размеченную в виде магического квадрата.
Ну, и, конечно же, в нумерологии. Еще великий ученый Пифагор, считал, что всем на свете управляют числа. Поэтому сущность человека заключается тоже в числе - дате его рождения. Он создал метод построения квадрата, по которому можно познать характер человека, состояние его здоровья и его потенциальные возможности, раскрыть достоинства и недостатки и тем самым выявить, что следует предпринять для его совершенствования. Во времена Пифагора магические квадраты на каждого человека создавались индивидуально. Сейчас есть специальная программа, где вводится дата рождения человека, а на экран выводится готовый магический квадрат.
Для того чтобы понять, что такое магический квадрат Пифагора и как подсчитываются его показатели, сделаем расчет. Составлю магический квадрат для себя.
Возьмем дату рождения 03.01.2006г. Сложим цифры дня, месяца и года рождения (без нулей): 3+1+2+6=12. Далее складываем цифры результата: 1+2=3. Затем из первой суммы вычитаем удвоенную первую цифру дня рождения: 12-0=12. И вновь складываем цифры последнего числа: 1+2=3. Получили числа 03.01.2006,12,3,12,3.
111 | 222 | 333 |
6 | ||
Ячейки квадрата означают следующее:
Ячейка 1 – целеустремленность, воля, упорство, эгоизм.
1 – законченные эгоисты, стремятся из любого положения извлечь максимальную выгоду.
11 – характер, близкий к эгоистическому.
5
111 – «золотая середина», Характер спокойный, покладистый, коммуникабельный.
1111 – люди сильного характера, волевые. Мужчины с таким характером подходят на роль военных – профессионалов, а женщины держат семью в кулаке.
11111 – диктатор, самодур.
111111 – человек жестокий, способный совершить невозможное; нередко попадает под влияние какой-то идеи.
Ячейка 2 – биоэнергетика, эмоциональность, душевность, чувственность. Количество ячеек определяет уровень биоэнергетики.
Двоек нет – открыт канал для интенсивного набора биоэнергетики. Эти люди воспитаны и благородны от природы.
2 – обычные в биоэнергетическом отношении люди. Такие люди очень чувствительны к изменениям в атмосфере.
22 – относительно большой запас биоэнергетики. Из таких людей получаются хорошие врачи, медсестры, санитары. В семье таких людей редко у кого бывают нервные стрессы.
222 – знак экстрасенса.
Ячейка 3 – точность, конкретность, организованность, аккуратность, пунктуальность, чистоплотность, скупость, наклонность к постоянному «восстановлению справедливости».
Нарастание троек усиливает эти качества. С ними человеку есть смысл искать себя в науках, особенно точных. Перевес троек порождает педантов, людей в футляре.
Ячейка 4 – здоровье. Это связано с энергетическим пространством, наработанным предками и защищающим человека. Отсутствие четверок свидетельствует о болезненности человека.
4 – здоровье среднее, необходимо закалять организм. Из видов спорта рекомендуется плавание и бег.
44 – здоровье крепкое.
444 и более – люди с очень крепким здоровьем.
Ячейка 5 – интуиция, ясновидение, начинающее проявляться у таких людей уже на уровне трех пятерок.
Пятерок нет – канал связи с космосом закрыт. Эти люди часто ошибаются.
5 – канал связи открыт. Эти люди могут правильно рассчитать ситуацию, извлечь из нее максимальную пользу.
55 – сильно развита интуиция. Когда видят «вещие сны», могут предугадывать ход событий. Подходящие для них профессии – юрист, следователь.
555 – почти ясновидящие.
5555 – ясновидящие.
Ячейка 6 – заземленность, материальность, расчет, склонность к количественному освоению мира и недоверие к качественным скачкам и тем более к чудесам духовного порядка.
Шестерок нет – этим людям необходим физический труд, хотя они его, как правило, не любят. Они наделены неординарным воображением, фантазией, художественным вкусом. Тонкие натуры, они тем не менее способны на поступок.
6 – могут заниматься творчеством или точными науками, но физический труд является обязательным условием существования.
66 – люди очень заземлены, тянуться к физическому труду, хотя как раз для них он не обязателен; желательна умственная деятельность, либо занятия искусством.
666 – знак Сатаны, особый и зловещий знак. Эти люди обладают повышенным темпераментом, обаятельны, неизменно становятся в обществе центром внимания.
6666 – эти люди в своих предыдущих воплощениях набрали слишком много заземленности, они очень много трудились и не представляют свою жизнь без труда. Если в их квадрате есть девятки, им обязательно нужно заниматься умственной деятельностью, развивать интеллект, хотя бы получить высшее образование.
Ячейка 7 – количество семерок определяет меру таланта.
7 – чем больше они работают, тем больше получают впоследствии.
77 – очень одаренные, музыкальные люди, обладают тонким художественным вкусом, могут иметь склонность к изобразительному искусству.
6
777 – эти люди, как правило, приходят на землю ненадолго. Они добры, безмятежны, болезненно воспринимают любую несправедливость. Они чувствительны, любят мечтать, не всегда чувствуют реальность.
7777 – знак Ангела. Люди с таким знаком умирают в младенчестве, а если и живут, то их жизни постоянно угрожает опасность.
Ячейка 8 – карма, долг, обязанность, ответственность. Количество восьмерок определяет степень чувства долга.
Восьмерок нет – у этих людей почти полностью отсутствует чувство долга.
8 – натуры ответственные, добросовестные, точные.
88 – у этих людей развито чувство долга, их всегда отличает желание помочь другим, особенно слабым, больным, одиноким.
888 – знак великого долга, знак служения народу. Правитель с тремя восьмерками добивается выдающихся результатов.
8888 – эти люди обладают парапсихологическими способностями и исключительной восприимчивостью к точным наукам.
Ячейка 9 – ум, мудрость. Отсутствие девяток – свидетельство того, что умственные способности крайне ограничены.
9 – эти люди должны всю жизнь упорно трудиться, чтобы восполнить недостаток ума.
99 – эти люди умны от рождения. Учатся всегда неохотно, потому что знания даются им легко. Они наделены чувством юмора с ироничным оттенком, независимые.
999 – очень умны. К учению вообще не прикладывают никаких усилий. Прекрасные собеседники.
9999 – этим людям открывается истина. Если у них к тому же развита интуиция, то они гарантированы от провала в любом из своих начинаний.
Итак ,решая магические квадраты, мы:
- учимся мыслить, совершенствуем математический счет ;
- можем предсказывать свою судьбу.
3.Практическая часть
1.Впишите в пустые клетки квадрата такие числа, чтобы квадрат стал магическим.
2 | 6 | |
5 | 1 | |
4 |
18 | 14 | |
15 | ||
16 |
2.Восстановите магические квадраты.
3 | 15 | 14 | |
13 | 16 | ||
10 | 11 | ||
8 | 12 | 9 |
14 | 11 | ||
15 | 8 | 10 | |
16 | 2 | 9 | |
13 | 12 |
7
4.Вывод
В условиях отсутствия компьютеров и ограниченного пространства доступных числовых конструкций, магические квадраты десятки веков приводили людей в неописуемый, доходящий до экзальтации восторг, когда они как чуду внимали совершенству незатейливых суммирующих закономерностей.
Сегодня этим уже никого не удивишь. Человек научился строить магические квадраты самой разной природы и порядка. И то, что раньше казалось таинством, сегодня представляется ремеслом.
В моей работе представлены вопросы, связанные с историей развития одного из интересных вопросов математики, - магических квадратов. Рассмотрены некоторые способы их построения и описаны некоторые их свойства.
Несмотря на то, что собственно магические квадраты не нашли широкого применения в науке и технике, они подвигли на занятия математикой множество незаурядных людей и способствовали развитию многих разделов современной математики: теории групп, матриц, комбинаторного анализа.
Были решены поставленные задачи: я изучил историю возникновения и развития магических квадратов. Ознакомился с основными методами построения магических квадратов.
Материалы данного исследования могут быть использованы при подготовке к олимпиадам по математике, на математических кружках и факультативах, при проведении внеклассных мероприятий с целью развития и расширения познавательного кругозора, развития логического мышления.
8
ЛИТЕРАТУРА
9
Слайд 1
Проект «Магический квадрат Выполнил: ученик 5а класса Власов ИванСлайд 2
Цель данной работы - выяснить различные варианты составления магических квадратов, изучив которые можно заполнить квадрат любого размера, а так же рассмотреть возможные области их применения. Задачи исследования: изучить историю возникновения и развития магических квадратов; изучить свойства магических квадратов; ознакомиться с основными методами построения магических квадратов; научиться строить магические квадраты любого порядка; оформить результаты исследования.
Слайд 3
Сроки проведения работы: с января по апрель 2017 учебного года. Этапы работы: 1 этап – изучение проблемы ; 2 этап – сбор информации по проблеме ; 3 этап – обработка и анализ информации ; 4 этап – оформление документации; 5 этап – презентация учебного проекта .
Слайд 4
Магический квадрат Магический, или волшебный квадрат — это квадратная таблица, заполненная числами таким образом, что сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и на обеих диагоналях одинакова.
Слайд 5
Магический квадрат 4 9 2 3 5 7 8 1 6
Слайд 6
Магический квадрат
Слайд 7
Магический квадрат 1 823 821 809 811 797 19 29 313 31 23 37 89 83 211 79 641 631 619 709 617 53 43 739 97 227 103 107 193 557 719 727 607 139 757 281 223 653 499 197 109 113 563 479 173 761 587 157 367 379 521 383 241 467 257 263 269 167 601 599 349 359 353 647 389 331 317 311 409 307 293 449 503 523 233 337 547 397 421 17 401 271 431 433 229 491 373 487 461 251 443 463 137 439 457 283 509 199 73 541 347 191 181 569 577 571 163 593 661 101 643 239 691 701 127 131 179 613 277 151 659 673 677 683 71 67 61 47 59 743 733 41
Слайд 8
Магический квадрат 6 1 8 7 5 3 2 9 4 2 9 4 7 5 3 6 1 8 8 3 4 1 5 9 6 7 2
Слайд 9
Применение магических квадратов
Слайд 10
Применение магических квадратов Квадрат Пифагора Дата моего рождения 03.01.2006г. 3+1+2+6=12. 1+2=3. 12-0=12. 1+2=3. 03.01.2006,12,3,12,3. 111 222 333 6
Слайд 11
Магический квадрат 2 6 5 1 4
Слайд 12
Магический квадрат 2 6 5 1 4 2 7 6 9 5 1 4 3 8
Слайд 13
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Денис-изобретатель (отрывок)
Рисуем "Ночь в лесу"
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Этот древний-древний-древний мир!
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца