15 октя15 октября 2014 года исполнилось 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, едва ли не самого юного гения русской литературы и одного из самых загадочных и противоречивых её героев. От человека, находившегося большую часть своей осознанной жизни в разъездах, до наших дней дошло всего лишь 54 письма, нет дневниковых записей, нет даже черновиков. Все биографы Лермонтова составляли его жизнеописание на основе немногочисленных воспоминаний современников и скудных данных, относящихся в основном к делу о трагической дуэли 1841 года. Обращение к выбранной нами теме, т.е. раскрытие ещё одной грани таланта Лермонтова как художника, представляет ценный материал, открывает некоторые, пока ещё не известные факты биографии поэта, объясняет актуальность данного исследования.
Исследование было проведено на основе материалов, полученных из разных печатных и электронных источников.
Вложение | Размер |
---|---|
Изумительный дар М.Ю. Лермонтова | 114 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Троекурово
Лебедянского муниципального района Липецкой области
Исследовательская работа
« Изумительный дар М.Ю. Лермонтова "
секция «Общественно-гуманитарные науки»
Работу выполнила: обучающаяся 7 "А" класса
Сергиенко Елизавета Олеговна
МБОУ СОШ с. Троекурово
Научный руководитель:
Пономарева Елена Николаевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с. Троекурово
Троекурово – 2014 год
Содержание
I Введение …………………………………................................. 3
II Глава 1. Истоки удивительного дара М.Ю. Лермонтова.
работы . …….................................................................................... 4 - 6
III Глава 2. Живописное и литературное наследие
М.Ю. Лермонтова.
2.1. Кавказ в жизни поэта. …………………………..................... 9 - 11
2.2. Тема кавказской природы в художественном и
литературном творчестве М.Ю. Лермонтова. ………………….. 11 - 16
2.3. Вопрос вымысла и рисование с натуры в
работах М.Ю. Лермонтова ……………………………............... 16 - 18
2.4. Тематика и жанровое своеобразие художественных работ
М.Ю. Лермонтова. ........................................................................ 19 - 22
IV Заключение. ……………………………….......................... 23
V Литература. ………………………………. ....................... 24
I Введение.
15 октября 2014 года исполнилось 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, едва ли не самого юного гения русской литературы и одного из самых загадочных и противоречивых её героев.
От человека, находившегося большую часть своей осознанной жизни в разъездах, до наших дней дошло всего лишь 54 письма, нет дневниковых записей, нет даже черновиков. Все биографы Лермонтова, начиная с П.А. Висковатого, составляли его жизнеописание на основе немногочисленных воспоминаний современников и скудных данных, относящихся в основном к делу "О непозволительных стихах" и к трагической дуэли 1841 года.
Обращение к выбранной нами теме, т.е. раскрытие ещё одной грани таланта Лермонтова как художника, представляет ценный материал, открывает некоторые, пока ещё не известные факты биографии поэта, объясняет актуальность данного исследования.
Исследование было проведено на основе материалов, полученных из разных печатных и электронных источников.
Научная новизна моего исследования определяется тем, что данная тема изучена недостаточно.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы как основа для более глубокого и детального изучения живописного наследия и художественного мастерства М.Ю. Лермонтова.
Цель работы: показать, насколько значительно живописное и графическое наследие М.Ю. Лермонтова и как неразрывно связано оно с его поэтическим творчеством.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1. Представить тематическую классификацию художественных работ поэта.
2. Дать подробное описание наиболее значимых художественных работ.
3. Сопоставить художественные картины и литературные работы на одну и ту же тему.
II Глава 1. Истоки удивительного дара М.Ю. Лермонтова.
1. 1. Детский опыт и первые художественные работы.
«Многочисленные рисунки М. Ю. Лермонтова — прежде всего своеобразный графический комментарий к литературным замыслам и творческой работе поэта. Они дышат тем же неукротимым жизненным темпераментом, экспансивностью и эмоциональной напряженностью, что и его стихи. Но этим не ограничивается их художественное значение. Рисунки Лермонтова интересны и как яркое выражение передовых художественных исканий 30-х годов прошлого столетия..."
Н. Белявский
Основной массив материалов о Лермонтове был собран ещё при создании первого лермонтовского музея, открытого по инициативе барона А.А. Бильдерлинга в 1883 году при Николаевском кавалерийском училище (бывшей школе кавалерийских юнкеров, в которой учился Лермонтов). Там же впервые было собрано изобразительное наследие Лермонтова, раскрывающее ещё одну грань его неординарной творческой личности, полной трагизма и романтики. Сегодня его картины, рисунки и наброски представляют собой параллельную канву, по которой можно читать книгу жизни и творчества Лермонтова.
Многие выдающиеся писатели прошлого занимались живописью, у некоторых рисование выходило за рамки увлечения и представляло собой творческий процесс, синтетически связанный с литературным творчеством и художественным словом. Лермонтов, безусловно, относится к таковым, но до 1930 - х годов большинство исследователей воспринимали эту грань таланта едва ли не с агрессивным неприятием.
Так был ли Лермонтов художником? Или его работы - наброски странствующего офицера и дань салонному увлечению образованного человека? Примечательно, что в воспоминаниях современников Лермонтов часто предстаёт именно рисующим, его привязанность к живописи отмечали многие.
Тяга к рисованию у Миши Лермонтова обнаружилась с самого раннего возраста. По рассказам С.А. Раевского, пол в комнате маленького Мишеля в Тарханах был покрыт сукном, и величайшим удовольствием ребёнка было ползать и чертить мелом. Сначала няня хотела это запретить, а потом смотрит – у маленького Лермонтова лошадка получилась и собачка. Его еще никто никаким наукам не учил, и рисованию тоже, а он уже очень хорошо нарисовал. И тогда бабушка с няней принесли ему акварельные краски и листы бумаги. Маленький Лермонтов как раз снова заболел, и ему нельзя было выходить из дома. Он сидел около большого подоконника и рисовал акварелью то, что видел в окно. А в окне он видел сад, вдалеке на поле стога, еще дальше – лес. И все это маленький Лермонтов изображал разноцветными красками. Гости к бабушке приехали, а бабушка им сразу рисунки маленького Лермонтова показывать.
– Какой одаренный ребенок! – удивлялись гости. – Ведь это подлинные пейзажи, и рисует он восхитительно! Эти его рисунки надо обязательно сохранить, а ну как он сделается знаменитым художником! – советовали гости. И некоторые детские рисунки любимого внука бабушка сохранила.
На самом раннем портрете ( 2 - 3 лет ) будущий поэт изображён с мелком в правой руке и свитком с рисунками - в левой. Младший троюродный брат поэта Аким Павлович Шан - Гирей вспоминал: "Он был счастливо одарён способностями к искусствам, уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины." Графиня Е.П. Ростопчина в своих мемуарах писала, что Лермонтов "хороший пейзажист, дополнял поэта - живописцем". А.Ф. Тиран, сослуживец его по лейб - гусарскому полку, вспоминает: "Лермонтов прекрасно рисовал...".
Висковатов, написавший биографию Лермонтова на основании материалов, полученных непосредственно от родственников поэта и близких ему людей, роняет такую фразу: "Михаил Юрьевич имел дарование к музыке и большой талант к живописи. Он его не выработал, но был момент в жизни, когда он колебался между живописью и поэзией".
По этим и многим другим воспоминаниям мы видим, что живопись и рисование были истинно страстным увлечением поэта. По семейному преданию, рисовать он начал раньше, чем писать стихи. В годы учёбы в Московском университетском благородном пансионе брал уроки живописи у художника А.С. Солоницкого. В Петербурге Лермонтов продолжает свои живописные уроки у П.Е. Заболотского, добросовестного портретиста и живописца второго ряда, известного ныне в основном благодаря тому, что написал лучший портрет самого М.Ю. Лермонтова.
В коллекции Государственного Литературного музея ( Москва ) хранится значительная часть изобразительного наследия Лермонтова: всего 18 работ, среди которых - 4 живописных пейзажа, 6 акварельных портретов, 7 карандашных набросков и знаменитый автопортрет поэта в бурке на фоне Кавказских гор.
Самые ранние акварели из собрания Государственного Литературного музея относятся к периоду проживания Лермонтова на Малой Молчановке, к тому времени, когда он учился в Московском университетском благородном пансионе и в Московском университете. Обе маленькие акварели - "Испанец с кинжалом" ( 1830 - 1831 ) и "Испанская монахиня" ( 1830 - 1831 ).
К ранним работам Лермонтова относится акварельный портрет его отца (1831 ). Юрий Петрович Лермонтов после смерти своей супруги оставил сына на попечение бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. За это Арсеньева обещала сделать внука единственным своим наследником. "Тебе известны причины моей с тобой разлуки , - писал отец в своём завещании за 9 месяцев до смерти, - и я уверен, что ты за сие укорять меня не станешь. Я хотел сохранить тебе состояние, хотя с самою чувствительнейшею для себя потерею". Юрий Петрович скончался в 1831 году. Считается, что этот акварельный портрет Лермонтов скопировал с масляного оригинала, когда приезжал на отцовские похороны в имение Кропотово.
1.2. Влияние Рембрандта.
Как истинный художник Лермонтов любил краски. Главная прелесть лермонтовских красок в их сочетаниях. Некоторое влияние на формирование Лермонтова как живописца и графика оказал голландский художник Рембрандт. В его юношеских работах, особенно акварельных портретах, отчётливо проступает влияние этого художника, в частности разработанный им приём светотеневых контрастов.
Рембрандт привлекал поэта глубиной и одухотворённостью образов, мастерством передачи внутреннего мира человека. Лермонтов пишет картины по законам живописного искусства, где организующим началом является свет, как на полотнах Рембрандта, и сам старается показать зрителю эту параллель.
Проникновение рембрандтского элемента в произведения Лермонтова – художника добавляет его раннему творчеству эмоциональность, наибольший колорит.
Перед нами два портрета: портрет, созданный великим Рембрандтом, «Философ» и портрет, написанный М.Ю.Лермонтовым, «Черкес».
Удивительно похожи сосредоточенные взгляды, умные серьёзные глаза устремлены вдаль, фигуры полны достоинства.
Лермонтов удивительно легко передает необыкновенно трудную в графике светоносность пространства, родня этот рисунок с рембрандтовскими открытиями в передаче света и цвета.
Изображённые на портретах фигуры на самом деле не статичны. Первое, на что обращаешь внимание, это выразительные глаза героев. Сосредоточенные взгляды наполнены тайной, которую хочется разгадать. Наверное, и Лермонтов, и Рембрандт поделились со своими героями чем-то сокровенным и обязали их хранить молчание.
Оба художника пытались изобразить внутренний мир человека. Остаётся только согласиться, что у них это действительно получилось.
1.3. Испанский цикл.
Живописное и графическое наследие Лермонтова неразрывно связано с его литературным творчеством. Кажется, что многие рисунки иллюстрируют его сочинения: помимо общих сюжетов их объединяет пылкий темперамент, глубокие эмоции и автобиографичность. Всё, что волновало и увлекало Лермонтова, становилось темой и его стихов, и его рисунков - портреты друзей и любимых женщин, пейзажи, виды Кавказа, зарисовки скачущих лошадей, жанровые сценки, историческая тема.
В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие «испанский цикл». Обращение к Испании, традиционное для тогдашнего искусства, связано с драматической историей испанской революции — но в лермонтовском увлечении присутствуют и личные мотивы. Его влекло к этой стране особое чувство: юноша верил в то, что фамилия Лермонтовых происходит от испанского герцога Лермы, бежавшего из Испании на север Европы во время мавританского владычества.
Стремление к свободе — главному романтическому идеалу — молодой поэт выражает на испанском материале. В 1830 году была создана романтическая драма «Испанцы». Акварели и рисунки «Испанец с кинжалом» ( 1830 ), «Испанец»( 1837 ), «Испанец с фонарем и католический монах»( 1831 ), портретная миниатюра "Эмилия"(1830 -1831) — героини драмы «Испанцы» . Считается, что акварель принадлежала Варваре Алексеевне Лопухиной, о которой Аким Павлович Шан-Гирей писал: "Будучи студентом, он был страстно влюблён... в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А. Лопухину, это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная... Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей". Некоторые исследователи считают, что именно её Лермонтов и изобразил в образе испанской монахини.
Самое значительное в этом цикле — «Портрет герцога Лермы» (1830), первое известное живописное произведение Лермонтова. Своему легендарному предку художник придал автопортретные черты. Резкий боковой свет подчеркивает напряженную скорбь в темных глазах, в складке плотно сомкнутого рта. «Испанская страсть» в соответствии с романтическим каноном — потаенная, сдерживаемая усилием воли, подобно тому, как скрывается тело под глухим покровом одежды.
III Глава 2. Живописное и литературное наследие М.Ю. Лермонтова.
2.1. Кавказ в жизни поэта.
Мой гений сплёл себе венок
В ущелинах кавказских скал.
М.Ю. Лермонтов
Невозможно до конца понять роль Кавказа в творчестве М.Ю. Лермонтова, не зная, какую роль Восток играл в его жизни. Поэтому сначала обратимся к биографии поэта.
Кавказский край занимает исключительное место в жизни Лермонтова. "Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно - величавой природы, как Лермонтов" - писал критик В.Г. Белинский. А французская поэтесса и путешественница Жанна Гоммер де-Гэлль, лично встречавшаяся с Лермонтовым, называла его "Прометеем, прикованным к горам Кавказа".
За свою короткую жизнь ( 27 лет ) М.Лермонтов неоднократно приезжал на Кавказ. Когда великий поэт был ещё маленьким Мишелем, Елизавета Алексеевна Арсеньева ( его бабушка ) несколько раз из Тархан ( теперь город Лермонтово ) Пензенской губернии приезжали в гости в город Пятигорск ( тогда Горячеводск) в имение к родной сестре Екатерине Алексеевне. И каждый раз для укрепления здоровья ( а эти места славились минеральными источниками ) она брала с собой и маленького Мишу, которого воспитывала сама после смерти матери ( Мария Михайловна вскоре после рождения сына заболела туберкулёзом и умерла, не дожив до 22 лет и оставив сиротой трёхлетнего сына). Первый раз будущий поэт побывал в этих местах, когда ему исполнилось 4 года в 1818 году, второй раз - в 1820 году и третий - в 1825. Поездка, предпринятая летом 1825 года, когда мальчику было уже 10 лет, произвела на него огромное впечатление. Величественная природа, необычное население, рассказы раненых и больных офицеров, лечившихся в Пятигорске, о войне с горцами, о кавказских пленниках - всё это оказывало сильное воздействие на впечатлительного мальчика. Кроме того, именно здесь будущий поэт испытал первое сильное детское увлечение, встретив кузину 9 - ти лет, и первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь.
Пробуждение первого чувства соединялись с острым восприятием красот южной природы.
Знакомство с Кавказом не ограничилось детством Лермонтова. За стихотворение на смерть А.С. Пушкина "Смерть поэта" 25 февраля 1837 года, по велению Николая I, Лермонтов был отправлен в Нижегородский драгунский полк, который в то время стоял на Кавказе, где шла война с горцами. Посылая Лермонтова под пули, царь надеялся, что поэт не вернётся в столицу. Но участвовать в боях Лермонтову на этот раз не пришлось. Сначала болезнь задержала его в Пятигорске, затем он долго добирался до полка, который стоял в Тифлисе. Любимый край возродил Лермонтова, дав ему успокоиться, на время обрести равновесие в душе. В этот период поэт закончил "Песню про купца Калашникова", подготовил материалы для "Мцыри" и "Героя нашего времени", создал ряд прекрасных лирических стихотворений.
В феврале 1840 года враги поэта вызвали дуэль Лермонтова с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом. Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелил в воздух. О дуэли узнал царь, и Лермонтова арестовали. Это была вторая ссылка поэта. Наказанием был перевод в Тенгинский пехотный полк, который тогда воевал с горцами на Кавказе. Здесь поэт участвовал в боевых действиях и не раз рисковал жизнью в боях с чеченцами. Особенно кровопролитным было сражение при речке Валерик. За проявленное в бою мужество и смелость Лермонтов был несколько раз представлен к награде. Но царь отказал в ней.
Находясь на военной службе на Кавказе, М.Ю. Лермонтов не расставался с записными книжками, заносил в них услышанные из уст повидавших на своём веку кавказцев отдельные сюжеты будущих произведений.
14 апреля 1841 года, не получив отсрочки после двухмесячного отпуска в Петербурге, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае того же года прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утёс", "Тамара", "Свидание", "Выхожу один я на дорогу", "Морская царевна", "Пророк".
Кавказскому городу Пятигорску было суждено сыграть роковую роль в жизни поэта: здесь, кроме старых знакомых, Лермонтов находит своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. 15 июля 1841 года у подножия горы Машук близ Пятигорска состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым. Лермонтов выстрелил в воздух, а Мартынов прямо в сердце поэта.
Наследник Пушкина, Лермонтов и погиб так же, как его великий предшественник и учитель.
2.2. Тема кавказской природы в художественном и
литературном творчестве М.Ю. Лермонтова.
Гранью, разделяющей творчество Лермонтова, стала первая ссылка на Кавказ. Именно этот период до 1838 года, отличается повышенным интересом Лермонтова к живописи: работы маслом, значительное количество акварельных портретов, целая плеяда законченных пейзажей, выполненных карандашом.
Живописным, романтичным и почти сказочным краем предстаёт Кавказ на картинах и рисунках Лермонтова 1837 года. Лермонтов писал своему другу Алексею Лопухину: "Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал, и везу с собою порядочную коллекцию; одним словом, я вояжировал. Как перевалился через хребет в Грузии, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору ( Крестовая ) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух - бальзам; хандра - к чорту, сердце бьётся, грудь высоко дышит - ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь." Именно к этому времени относится создание 2 живописных работ - "Тифлис" ( 1837) и "Пятигорск" ( 1837 - 1838 ). Эти картины можно воспринимать как прямые иллюстрации к лермонтовским текстам, как живописное дополнение к художественному слову. Хотя некоторые учёные считают, что "графический комментарий бытует вне литературных черновиков". Графические и литературные образы сближаются "не столько по сюжету, сколько общностью тематики". Рисунки поэта "дышат тем же неукротимым жизненным темпераментом, экспрессивностью и эмоциональной напряжённостью, что и стихи. Они всегда значимы как своеобразный спутник творчества, как параллельный ассоциативный ряд, раскрывающий художественные устремления поэта".
В числе дошедших до нас картин маслом Лермонтова центральное место занимает кавказский цикл, созданный поэтом в период с 1837 - 1838 гг. Это: "Воспоминание о Кавказе", "Кавказский вид с Эльбрусом", "Кавказский вид с саклей", "Кавказский вид с верблюдами", "Сцена из кавказской жизни". Лермонтов выбирал пейзаж пофантастичнее, в чём заявил себя "живописцем - романтиком". Картины Лермонтова одушевлены романтическим восприятием природы. Только Лермонтов мог так "видеть" Кавказ, тот Кавказ, который был для него "чудным миром", "где люди вольны, как орлы". «виды» Лермонтова имеют внутреннее содержание. Весь его кавказский цикл живет, «дышит» как нечто цельное, единое, составляя органическую часть всего творчества поэта, и ключ к осмыслению содержания его живописи нужно искать в его излюбленном круге чувств и дум, в его «философии» природы. Поэтическое сознание Лермонтова было приковано к «горным снежным вершинам», где он искал «свободы и покоя».
«Синие горы Кавказа» были дороги ему не только потому, что он был обязан им яркими впечатлениями детства, что здесь пробудилось первое волнение любви, но и потому, что они «приучили» поэта к «высоте», к «небу», окрыляли его воображение, его мечты: «Кто близ небес, тот не сражен земным».
В пейзажной живописи вообще, а в романтической в особенности, изображение неба имеет исключительную значимость. На все то, что видит живописец на земле, смотрит он с «небес», с высоты романтической мечты. И в характере восприятия природы в пейзаже Лермонтова определяющим является небо.
Из картин кавказского цикла по эмоциональной насыщенности, обобщенности романтического восприятия выделяется «Воспоминание о Кавказе». Гаснущее вечернее небо, синие горы вдали, облака, два всадника-горца на переднем плане — все составные части пейзажа, все подробности: мелкий кустарник, травка и камни — согреты, оживлены поэтическим чувством. Фигуры всадников сливаются с природой. Они неотъемлемая часть этой природы, гор и скал, освещенной последними лучами солнца тихой долины. То же самое следует сказать о других пейзажных изображениях поэта: «Эльбрус при восходе солнца», «Кавказский вид с верблюдами», «Кавказский вид с саклей», «Вид Пятигорска». Природа является «темой» картины даже там, где, казалось, намечен «сюжет», — «Перестрелка в горах Дагестана», «Сцена из кавказской жизни».
Живопись Лермонтова находилась в русле художественных исканий времени. Однако если в создании «романтического» Кавказа в литературе предшественником он имел Пушкина, то в живописи не было у него такого предшественника, на творчество которого он мог опираться. Не было в русской живописи того романтического пейзажа, который мог служить Лермонтову образцом. Поэт и в живописи шел своим путем.
Любая кавказская панорама Лермонтова — это как бы малый фрагмент вселенной, тем не менее, выразивший всю бесконечность мироздания. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей — всадники, погонщики и верблюды, грузинки, набирающие в Куре воду, — подчинены изначально заданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого. Но, несмотря на романтическую интонацию, лермонтовские панорамы, как показал исследователь его творчества Ираклий Андроников, во многом совпадают с реальной топографией изображаемых мест, а кроме того, с описанием этих мест в произведениях.
В этом убеждаешься, знакомясь с обнаруженной в наше время лермонтовском картиной «Вид Крестовой горы» ( 1837 ). На небольшом картоне масляными красками поэт нарисовал один из чудесных горных пейзажей, так живо напоминающий нам зарисовки из «Бэлы». Перед нами в обрамлении суровых скал высится покрытая снегом гора, вершину которой венчает каменный крест. Огибая её, по склону проходит дорога, внизу, вырываясь из глубоких расселин, сливаются вместе два бурных горных потока. А выше на фоне голубого неба белеет гряда далеких гор, как бы растворяясь в прозрачном воздухе, которым напоена вся картина. Невольно на память вместе с текстом романа приходят строки из письма поэта к Алексею Лопухину, где он делится впечатлениями от Военно-Грузинской дороги. И если обратимся тексту повести «Бэлы» из романа "Герой нашего времени", то увидим, что изображение картины полностью совпадает с описанием этого места в романе. Даже время суток на картине, о котором можно судить по характеру освещения и направленности теней, точно соответствует описанию переезда через перевал в «Бэле».
Или описание Пятигорска из повести "Княжна Мери" того же романа, точно совпадает с изображением на картине "Пятигорск" ( 1837 - 1838 ): "... внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок; шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там дальше амфитеатром громоздятся горы все синие и туманные, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом".
Два изящных карандашных рисунка 1837 года изображают "Бештау близ Железноводска" и "Волобуеву мельницу". На рисунке "Бештау близ Железноводска" изображена улица в немецкой колонии Шотландке, которая находилась в нескольких километрах от Железноводска, куда "водяное общество" часто выезжало на пикники. Эти места были знакомы Лермонтову ещё с детства, последний раз он останавливался в Шотландке, направляясь 15 июля 1841 года из Железноводска к месту поединка. Они точно описаны в "Герое нашего времени": "Я выехал на дорогу, ведущую из Пятигорска в немецкую колонию, куда часто водяное общество ездит en piquenique. Дорога идёт, извиваясь между кустарниками, опускаясь в небольшие овраги, где протекают шумные ручьи под сенью высоких трав; кругом амфитеатром возвышаются синие громады Бештау, Змеиной, Железной и Лысой горы. Спустясь в один из таких оврагов, называемых на здешнем наречии балками, я остановился, чтобы напоить лошадь... ".
Кавказские впечатления и путевые очерки – новеллы Лермонтова послужили материалом для создания живописного и яркого полотна в русской прозе, каким стал роман «Герой нашего времени».
Знакомство с романом и историей его создания представляет интерес не только для изучения творчества Лермонтова. Внимательно перечитывая страницы романа, мы как бы вновь вместе с Лермонтовым сможем побывать на Кавказе, встретиться с прототипами действующих лиц, узнать некоторые сведения из малоизученного периода его биографии, когда была задумана и написана книга.
Кровопролитному сражению при Валерике посвящено стихотворение Лермонтова, одно из лучших лирико-философских произведений поэта.
А там вдали грядой нестройной,
Но вечно гордой и спокойной,
Тянулись горы - и Казбек
Сверкал главой остроконечной.
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он - зачем?
Эти страницы биографии Лермонтова отражены в его картине "Перестрелка в горах Дагестана" ( 1840 - 1841 ) и в наброске "Эпизод из сражения при Валерике" ( 1840 ).
Как мы видим история жизни, история переживаний, фантазий и страданий отражается и в литературном творчестве Лермонтова, и в его рисунках, которые играют роль художественного дневника.
2.3. Вопрос вымысла и рисование с натуры в работах М.Ю. Лермонтова.
На наш взгляд в специальной разработке нуждается вопрос: с натуры сделано большинство лермонтовских картин и рисунков, или преобладающее количество их написано по памяти?
В литературе, посвященной Лермонтову-художнику, распространен взгляд, что в большей своей части картины поэта «подсказаны фантазией». Врангель объясняет неуклюжесть выполнения и некоторую наивность композиции именно этим обстоятельством.
Белявский, отмечая в кавказских пейзажах Лермонтова «романтически-традиционную трактовку горного пейзажа с его неизбежными развалинами, черными силуэтами скал, пробивающимися среди них бурными потоками и типичным трехпланным построением пространства», склонен видеть в этом причину слабости живописной техники и неумение компановать большие, сложные картины, т. е. говорит о том, что они исполнены Лермонтовым, в отличие от его военных зарисовок, не с натуры.
Еще более категорично высказывается П. Корнилов, который, отзываясь с похвалой о колорите лермонтовских пейзажей («Кавказский вид с Эльбрусом» и «Кавказский вид с саклей»), пишет: «Они написаны не с натуры, а лишь по острому впечатлению, воспринятому в натуре».
Показания современников свидетельствуют, что Лермонтов рисовал и с натуры и «из головы». А. И. Арнольди, сослуживец поэта по Гродненскому гусарскому полку, вспоминает, что в Новгороде Лермонтов «брался за палитру, сам еще не зная, что явится на полотне». Бабушка поэта, Е. А. Арсеньева, в письме к своему родственнику А. И. Философову писала: «Посылаю вид кавказских гор, он <Лермонтов> там на них насмотрелся и приехав сюда, нарисовал».
С другой стороны, существует свидетельство В. В. Бобарыкина, который застал во Владикавказе проезжающего Лермонтова за столом, отделывающим рисунки, которые он делал с натуры, проезжая по Военно-Грузинской дороге. Наконец, сам поэт в письме к С. А. Раевскому в конце 1837 г. писал: «Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал, и везу с собою порядочную коллекцию...». Глагол «снял», несомненно, следует понимать здесь в значении «зарисовал».
Обращаясь к картинам и рисункам, мы можем путем их сопоставления друг с другом с достаточной долей уверенности определить, какая часть из них исполнена с натуры.
Так, из одиннадцати картин, исполненных маслом, пять картин выполнены, по нашему мнению, безусловно, с натуры. К числу их прежде всего должны быть отнесены «Вид Пятигорска» и «Вид Тифлиса», которые носят определенно «портретный» характер и по своему колориту кажутся несомненными пленэрами. Сюда же следует присоединить «Кавказский вид с Эльбрусом» и «Кавказский вид с саклей». Несомненно с натуры написан и портрет А. Н. Муравьева. Слишком много в нем тонко подмеченных черт, слишком реалистична характеристика оригинала, чтобы можно было допустить, что портрет сделан по памяти.
Что касается остальных шести картин маслом, то совершенно очевидно, что не могли быть сделаны с натуры портрет воображаемого предка поэта и «Атака лейб-гвардии гусар». То же следует сказать и о картинах «Черкес» и «Воспоминание о Кавказе», которые, согласно свидетельству А. И. Арнольди, написаны Лермонтовым в Новгороде в 1838 г.
Остаются еще две картины, о которых высказать определенное мнение представляется затруднительным: это «Кавказский вид с верблюдами» и «Перестрелка в горах Дагестана». Несколько условная композиция и коричневый колорит первой из них говорят против того, что она могла быть исполнена с натуры. В отношении второй вопрос стоит сложнее: подобно акварелям «Эпизод из сражения при Валерике» и «Эпизод из Кавказской войны», она может фиксировать какой-то определенный момент войны, свидетелем которого был Лермонтов, но может представлять собою и свободную композицию вообще. Построение картины, ее колорит, несколько условный пейзаж делают более правдоподобным второе предположение.
Так обстоит дело с картинами Лермонтова. Что касается его акварелей и рисунков карандашом, то среди них безусловно преобладают вещи, сделанные с натуры. Таково большинство его акварельных портретов, такова сюита его кавказских пейзажей, таковы его портретные зарисовки в юнкерской тетради и, наконец, ряд карикатурных зарисовок, многие из которых, к сожалению, до сих пор не расшифрованы.
При изумительной зрительной памяти Лермонтова, чему свидетельством являются зарисовки военных на страницах юнкерской тетради и с фотографической точностью передающие мельчайшие детали обмундирования и седловки, часто трудно бывает определить, сделана та или другая зарисовка с натуры или по памяти. Сказанное может быть отнесено, например, к многочисленным зарисовкам Вареньки Лопухиной на разных страницах юнкерской тетради.
В литературе о Лермонтове-художнике довольно прочно установилось мнение, что композицией он не владел. Врангель называет его композицию «наивной», Белявский говорит о неуменье компоновать большие, сложные картины, Корнилов заявляет: «Отсутствие профессиональной школы и навыков сказывается повсюду: в рисунке, в перспективе (линейной и воздушной), в технике наложения краски и т. д.». Но среди этого мнения трудно не согласиться с одним, безусловно, рисунки М.Ю. Лермонтова составляют большую культурную и историческую ценность, позволяют нам, потомкам, глубже понять духовный мир поэта и биографические факты, которые нам известны не так хорошо, как хотелось бы, и постигнуть весь смысл его литературных творений.
2.4. Тематика и жанровое своеобразие художественных работ
М.Ю. Лермонтова.
Художественное наследство Лермонтова по своему объему не особенно велико. Однако и то, что дошло до нас, дает возможность составить достаточно полное представление об этой стороне его деятельности: 13 картин, исполненных маслом, 44 акварели, около 50 рисунков на отдельных листах, два альбома — один, относящийся ко времени пребывания поэта в юнкерской школе, содержащий около 200 рисунков, и другой, относящийся к 1840—1841 гг., в котором имеется среди вписанных в него стихотворений около 20 рисунков и набросков, отображающих его боевую жизнь на Кавказе в 1840 г. и светскую жизнь 1840—1841 гг., наконец, около 70 зарисовок, находящихся в рукописях поэта. Они лишь однажды были собраны все вместе в одном зале, в 1941 году на Всесоюзной юбилейной выставке Лермонтова в Государственном историческом музее. Выставка была открыта всего час, но имела ошеломляющий успех.
По своей тематике картины и рисунки Лермонтова могут быть разбиты на несколько групп:
1. Военная тема - преобладает среди акварелей и рисунков.
2. Пейзажи - представлены акварелью и рисунками.
3. Портреты- акварели и рисунки.
4. Иллюстрации.
5. Карикатуры.
6. Наброски и рисунки, не имеющие определённого сюжета .
Первенствующее место занимает военная тема. Если среди его картин маслом мы можем назвать только две, отражающие эту тему: «Атака гусар под Варшавой» и «Перестрелка в горах Дагестана», то среди акварелей и зарисовок в тетрадях и на отдельных листах военные сцены доминируют над всеми остальными.
На втором месте стоят пейзажи. Среди тринадцати картин, исполненных маслом, шесть представляют собою пейзажи. Среди акварелей они почти отсутствуют, среди рисунков составляют довольно значительную группу.
Третье место принадлежит портретам. Из работ маслом, сделанных с натуры, мы можем назвать лишь одну: портрет А. Н. Муравьева. Зато акварельные портреты составляют целую сюиту: отец поэта, Лопухина, Раевский, Кикин, Одоевский, Монго-Столыпин, наконец автопортрет; несколько воображаемых — три испанца, восходящих к легендарному предку, так называемый «Фаталист», неизвестный мужчина в синем сюртуке и др. Значительное количество портретных зарисовок рассеяно по альбомам и отдельным листкам, но многие из этих зарисовок, несомненно являясь портретными, не могут быть до сих пор определены.
В этой группе жемчужиной является автопортрет поэта ( 1837 - 1838 ), по сей день считающийся самым достоверным изображением Лермонтова. Художник Мелихов вспоминал: "... он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся для меня загадкой. Глаза эти с умными, чёрными ресницами, делавшими их ещё глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны. Я никогда не в состоянии был бы написать портрета Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица, и, по моему мнению, один только К.П. Брюллов совладал бы с такой задачей, так как он писал не портреты, а взгляды". Лермонтовские портреты принадлежат художникам не столь знаменитым - П.Е. Заболотскому, А.И. Клюндеру, К.А. Горбунову. Но, несмотря на все их старания, они не сумели схватить жизнь лица, оказались бессильны в передаче духовного облика Лермонтова, ибо в этих изображениях нет главного - нет поэта!
Сам Лермонтов изобразил себя в мундире офицера Нижегородского драгунского полка на фоне Кавказских гор. Автопортрет был написан поэтом для В.А. Лопухиной и ей подарен. Долгое время он хранился в частном собрании в Европе и лишь в 1961 году был возвращён в Москву. И снова рисунок хочется сравнить с лермонтовскими строками:
Он некрасив, он невысок,
Но взор горит, любовь сулит,
И на челе оставил рок
Средь юных дней печать страстей.
Власы на нём как смоль черны,
Бледны всегда его уста,
Открыты ль, сомкнуты ль они,
Лиют без слов язык богов.
К этой же группе относится работа 1841 года, в которой поэт изобразил человека, имеющего непосредственное отношение к его гибели на дуэли, акварель "А.А. Столыпин в костюме курда". На маленькой акварели в образе курда ( представителя одной из кавказских народностей ) Лермонтов изображает своего двоюродного дядю и близкого друга - Алексея Аркадьевича Столыпина ( 1816 - 1858 ). В своём кругу он носил прозвище Монго, и Лермонтов даже писал о нём в шутливой поэме:
Монго - повеса и корнет,
Актрис коварных обожатель,
Был молод сердцем и душой,
Беспечно женским ласкам верил
И на аршин предлинный свой
Людскую честь и совесть мерил.
Именно Монго - Столыпин был секундантом Лермонтова на роковой дуэли, оборвавшей жизнь поэта в 1841 году.
К четвертой группе принадлежат иллюстрации. Это количественно самая незначительная группа. К ней должны быть прежде всего отнесены четыре иллюстрации к повести «Аммалат Бек» А. Бестужева-Марлинского, находящиеся в юнкерской тетради, рисунок на отдельном листе, изображающий старуху в чепце и молодую девушку, возможно, являющийся иллюстрацией к пушкинскому «Домику в Коломне», и, наконец, рисунок, изображающий сцену убийства, по всей вероятности, представляющий собою иллюстрацию к неизвестному нам литературному произведению.
Автоиллюстрации у Лермонтова, в отличие от Пушкина, как правило, почти не встречаются. Здесь должен быть упомянут лишь любопытный рисунок с надписью: «Diplomatie civile et militaire», который является несомненной иллюстрацией к стихотворению «Журналист, читатель и писатель», хотя на рисунке и изображено только два лица. Сюда же должна быть отнесена акварель, являющаяся фронтисписом к «Кавказскому пленнику» и рисующая эпизод из этой поэмы. Таковыми же могут быть признаны зарисовки на полях «Вадима» и (с некоторой натяжкой) на полях «Сашки».
К пятой группе относятся карикатуры. Их было много. Из свидетельств современников известно, что Лермонтов охотно рисовал их. По словам Васильчикова, секунданта его последней дуэли, у Глебова хранился целый альбом с карикатурами поэта на водяное общество, среди которых в различных видах был изображен Мартынов. Ряд карикатур Лермонтова был в альбоме Верещагиной, из которого до нас дошло несколько калек, снятых Висковатовым. Ряд карикатур имеется в юнкерском альбоме, правда, по большей части нерасшифрованных. В последнее время обнаружено несколько карикатур в альбоме А. Д. Блудовой.
Шестую группу составляют наброски и рисунки, сделанные «из головы», не связанные с каким-либо определенным литературным текстом и не являющиеся портретными. Это сюита различных голов, по преимуществу мужских, изображения всадников, военных и лошадей.
IV Заключение.
В ходе исследования выяснили, что М.Ю. Лермонтов обладал не только даром Слова, но и удивительными способностями художника. Картины и рисунки Лермонтова, по мнению многих исследователей, не профессиональны, они грешат против многих правил живописного мастерства, но зато они все овеяны духом гениальности Лермонтова, все они таят в себе какую-то только им присущую гамму красок, своеобразный аромат его восприятия природы, подлинные моменты его зрительных впечатлений.
Яркая и бурная жизнь поэта нашла своё отражение в его рисунках и картинах. Все свои жизненные наблюдения Лермонтов превращал не только в литературное произведение, но и в живописный или графический образ. Его литературный язык богат в своём колорите, а рисунки наполнены литературными и биографическими подробностями. Художественные работы поэта тонко вплетены в ткань его литературных работ. Здесь полное взаимопроникновение двух разных жанров.
Несомненно, что душа художника и глаз художника органично дополняли гениальный литературный дар М. Ю. Лермонтова.
V Литература.
Белозерская О. "Лермонтов - художник". - М., 2013.
Григорян А.Н. "Жизнь Лермонтова". - М.: Просвещение., 1991.
Ефремов П.А. "Портреты Лермонтова". - М.: Правда., 1958. т. 14. - 78 с.
Клейбер Б. "Два страшных года Лермонтова". - М., 1958. - 44-45 с.
Ласкина А. "Дом Лермонтова". - М., 1981. - 501 с.
Липецкая газета. Мечты "неведомого избранника". - Липецк, 10 июля 2014. - 30 с.
Пахомов Н. "Живописное наследство Лермонтова" - М., 1948.
Родники Липецкие. Кропотово. – Липецк, 1994. – 7, 25 с.
Рябин Д.Д. "Воспоминания". - М.: Просвещение., 1882.
Флоринский С.М. "Русская литература". - М., 1968. - 178 с.
BestReferat.ru›referat - 402183.html - реферата «Тайна рисунков М. Ю. Лермонтова». - Жукова Н.В. - Брянск., 2012.
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Извержение вулкана
Рисуем осень: поле после сбора урожая
На горке
Калитка в сад