Данная работа - исследование с целью ответа на вопрос: каковы языковые особенности построения комплимента в современной речи школьников.
С целью получения ответа на поставленный вопрос автор изучил этимологию слова, историю изучения комплимента, его классификацию, а также провел социологический опрос, позволяющий выявить современное состояние этого одного из неотъемлемых компонентов современной коммуникации. Новизна работы состоит в выявлении особенностей употребления комплимента в современной речи подростков.
Результаты могут быть интересны широкому кругу лиц, интересующихся современным состоянием языка, учащимся, педагогам, читателям.
Вложение | Размер |
---|---|
davayte_govorit.doc | 188 КБ |
kompliment.pptx | 2.87 МБ |
I.Введение
Интерес к процессу межличностной и межкультурной коммуникации, к способам достижения эффективности общения стремительно возрастает. В связи с этим предмет нашего исследования – комплимент, один из неотъемлемых компонентов современной коммуникации, средство гармонизации межличностного взаимодействия.
Комплиментом интересуются различные области научного знания: психология, социология, лингвистика, отдаёт ему должное внимание и риторика – наука о средствах и способах убеждения. В современных исследованиях по риторике комплимент включается в систему жанров эпидейктической речи, однако фундаментальных исследований о комплименте как о риторическом жанре и его специфике нет.
Тема является актуальной, т.к. позволяет расширить общий и филологический кругозор, увидеть особенности речи подростков.
Цель нашей работы – выявить языковые особенности построения комплимента в современной речи школьников.
Для этого нам необходимо решить ряд задач:
Методы исследования: описательный, сопоставительный, анкетирование.
Научная новизна работы состоит в выявлении особенностей употребления комплимента в речи современных подростков.
Практическая значимость: результаты могут быть интересны широкому кругу лиц, интересующихся современным состоянием языка, учащимся, педагогам, читателям.
Глава II
Теоретические основы исследования комплимента
1. Этимология слова комплимент
Рассмотрение особенностей комплимента нам представляется целесообразным начать с определения семантики и этимологии соответствующего понятия.
«Словарь современного русского литературного языка» даёт следующее толкование: «Комплимент – это похвала, вызванная стремлением сказать любезность или польстить кому-либо» [ ССРЛЯ 1956 5т.: 1262 ]. «Новый и полный российско - франко-немецкий словарь» под комплиментом понимает ещё и поклон [Новый и полный российско-франко - немецкий словарь 1813: 567].
Из этого следует, что в 19 веке комплимент отождествляется как с вежливыми словами, так и с приветствием и поклоном.
Широкое распространение искусство комплимента как обязательная форма придворного этикета получило при дворе Людовика XIV. В менуэте комплимент приобрёл характер целой специальной речи, произносимой на его протяжении.
Развитие значений слова «комплимент» происходило в испанском языке. Затем они проникли во французский и посредством последнего вошли в массовое употребление в немецком языке.
Следует отметить, что комплимент как элемент речевого действия и воздействия был по достоинству оценён уже в 17 веке: в 1623 году в Германии появились первые письма-комплименты, а чуть позже и первый сборник комплиментов.
В начале 18 века лексема «комплимент» вошла в лексический состав русского языка и впервые появилась в бумагах Петра I 1701 – 1702 гг. Единого написания не было: «кумплюмент», «кумплемент», «куплюмент» и «куплемент» [Фасмер 1986 2т.: 306].
На вопрос о том, из какого языка русский заимствовал слово «комплимент» пока трудно ответить однозначно. Большинство словарей утверждает, что это французское слово и споры касаются, в основном, вопроса о его прямом или опосредованном заимствовании. Так, например, М. Фасмер утверждает, что слово пришло в русский язык посредством немецкого или итальянского. В. Даль – что оно пришло из немецкого языка, а «Словарь русского языка» утверждает, что оно французское.
Принимая во внимание всё вышесказанное, наиболее убедительной нам представляется точка зрения М.Фасмера. Однако, учитывая русский вариант фонетического оформления лексемы и принимая во внимание то, что в период, когда слово вошло в лексический состав языка, политические, экономические и культурные связи России были более тесными именно с Германией, а не с Италией, мы позволим себе не согласиться с утверждением М.Фасмера о том, что языком-посредником мог явиться итальянский язык.
Немаловажным свидетельством того, лексема появилась в русском языке посредством именно немецкого языка, на наш взгляд, является и то, что в России в начале 18 века появилось руководство по этикету « Приклады, како пишутся комплименты разныя», созданное по аналогии с немецкими письмами-комплиментами.
В конце 19 – начале 20 веков отождествление комплимента с поклоном, а затем и с приветствием, восходящими к испанскому языку, русским языком были утрачены и употреблялось только по традиции:
«при появлении нового гостя встают и делают комплимент и даже в том случае, когда вновь прибывший не замечает это, и повторяют этот поклон при ближайшей встрече с ним. Находясь с кем-нибудь в беседе, новому гостю кланяются оборотясь к нему всем корпусом, но никак не боком. При подобных комплиментах во всяком случае не становятся спиною к бывшему собеседнику» [ Светский благовоспитанный молодой человек 1898: 18 – 19 ].
Расхождение в толковании комплимента объясняется утратой некоторых значений лексемы, а именно “приветствие” и “поклон”, как следствие изменившихся этикетных норм поведения в обществе.
Исходя из всего выше сказанного, этимология слова комплимент представляется нам следующим образом:
Латинский – испанский – французский – немецкий – русский.
2. История изучения комплимента
Из вышесказанного следует, что лексема “комплимент” в европейских языках появилась только в начале 17, а в России – в начале 18 века. Поэтому объектом специального изучения и освещения в литературе комплимент мог стать, начиная с этого времени.
При произнесении похвалы особое внимание следует уделять тому, среди кого произносится похвала и восхвалять то свойство человека, которое наиболее ценится у людей данного класса.
В случае, если не находишь что сказать о человеке самом по себе, Аристотель советует сравнить его с другими, но только с людьми знаменитыми, так как, «если он окажется лучше людей, достойных уважения, его достоинства от этого только выиграют». [Аристотель 1978: 47].
При похвале допускается преувеличение, так как похвала имеет дело с понятием превосходства, которое является прекрасным. Вообще же преувеличение больше всего подходит к эпидейктическим речам, потому что «оратор имеет дело с деяниями, признанными за неоспоримый факт; ему остаётся только облечь их величием и красотой» [Аристотель 1978: 46].
В 19 веке сфера использования комплимента значительно расширилась. Он стал элементом устного этикетного общения и трактовался как особенная форма похвалы, знак склонности и привязанности [Хороший тон в светской жизни 1991: 191].
На основе изученной литературы о светском этикете [Хороший тон 1881; Правила светской жизни и этикета 1889; Светский благовоспитанный молодой человек 1898; и др.], можно четко выделить требования, предъявляемые к использованию этого речевого жанра в IX веке:
Понятие «комплимента» и «лести» противопоставляется, как выражение реально существующих достоинств собеседника, целью которого является доставить удовольствие собеседнику, не предполагая собственной выгоды, и восхваления несуществующих или сильно преувеличенных достоинств собеседника, с целью извлечь выгоду.
Однако, на наш взгляд, граница между комплиментом и лестью является довольно зыбкой и зависит от коммуникативной ситуации и самих коммуникантов, точнее от их возрастных и социальных характеристик, а также от личных взаимоотношений адресанта и адресата.
Немаловажным является и то, что происходит дифференцирование комплимента и похвалы. Так, например, О.С. Иссерс говорит о том, что для похвалы основной целью является положительная оценка, а для комплимента – сообщить о благорасположении [Иссерс 1999: 178]. Исследователь отмечает, что «для похвалы показателем успешности … является принятие оценки, показателем неудачи – её отклонение», «для комплимента даже несогласие адресата с говорящим не означает неуспеха…», а также утверждает, что похвала предполагает оценку качеств, знаний, умений адресата и чтобы получить похвалу, нужно совершить нечто, проявив себя с положительной стороны. Комплимент же не ограничен в этом плане [ Иссерс 1999: 179 ].
После Октябрьской революции 1917 года в русском обществе произошла смена системы ценностей и в центре внимания оказались совсем иные идеалы. В результате этого вплоть до 80-х годов комплимент не являлся объектом пристального внимания и специального изучения.
Однако, уже начиная с 80-х годов, наблюдается рост интереса к данному речевому жанру. Начиная с этого же времени, сначала зарубежная лингвистика, а затем и современная русистика заинтересовались комплиментом с прагматической стороны. К этому привела, очевидно, тенденция к предельному упрощению интересующего нас риторического жанра. В рамках прагматики комплимент рассматривается как одна из многочисленных речевых тактик. Её цель – установление контакта и поддержание добрых отношений [Иссерс 1999: 178].
В последние годы комплиментом в целях обучения искусству делового общения стала активно интересоваться практическая психология. Она рассматривает комплимент как необходимый компонент создания доверительной тональности общения, способствующий его эффективности.
Новая тенденция в сфере комплиментов представляет собой широко используемые в конце XX в. и, особенно, в начале XXI в. речевые формулы, которые, будучи по некоторым признакам и по ситуации использования комплиментами, фактически являются антикомплиментами: «Имея такие формы, можно обойтись и без содержания», «Я с тобой себя такой умной чувствую!» и др. Примеры антикомплиментов широко представлены на различных Интернет-сайтах. Если цель комплимента — доставить удовольствие собеседнику, поднять ему настроение, поощрить, то цель антикомплимента — обидеть адресата, посмеяться над ним. В качестве новой для комплимента особенности функционирования следует отметить проникновение в него фамильярности, грубых слов и выражений вплоть до ненормативной лексики. Для современного комплимента характерна тенденция к использованию все более лаконичных фраз без применения художественной выразительности: «Красивое платье!», «Ты всегда так стильно одеваешься» и т. п.
Что касается самого слова «комплимент», то в силу социально-политических
изменений в российском государстве и изменений этикетных норм в обществе произошла почти полная утрата ряда его первоначальных значений: «изъявление почтения», «выражение чувств по поводу чего-либо», «поклон», «приветствие». Толковые словари современного русского языка приводят только одно значение слова комплимент: «любезные слова, лестный отзыв» (С.И.Ожегов), «любезность, лестные слова, содержащие похвалу» (Д.Н.Ушаков).
3.Классификация комплиментов
Речевая структура комплиментов позволяет нам выделить следующие типы комплиментов:
Прямой комплимент
Построение прямого комплимента достаточно стандартно. Он в основном имеет трёхчастную композицию: обращение, собственно сообщение и мотивацию, т.е. детальную характеристику объекта:
- Людмила Ивановна, Вы на самом деле очень красивы. Ни у кого я не видела таких роскошных волос и выразительных глаз!
В качестве обращения могут выступать:
- Оксана, вы как всегда очаровательны!
- Елена Сергеевна, Вы замечательный начальник!
- Ты сегодня здорово выглядишь.
- Вам к лицу этот цвет.
Следует отметить, что обращение в комплименте к адресату по фамилии для русской речевой культуры не свойственно. Кроме того, одночленная номинация, состоящая только из отчества, допустима лишь в тех редких случаях, когда между коммуникантами существуют близкие отношения, поскольку это придаёт высказыванию оттенок фамильярности:
- Сергеевна! Ты лучше всех!
В комплиментах, которые произносятся при приветствии, встрече, обращение может отсутствовать:
- Привет! Как дела? Выглядишь потрясающе!
Довольно часто в прямых комплиментах мотивация отсутствует:
- Вы замечательный собеседник!
Очень часто в прямых комплиментах используются распространители, указывающие на время:
- Ты вчера как-то особенно красиво выглядела.
Широко используются качественные прилагательные в сравнительной и превосходной степенях:
- Просто не верится, что спустя столько лет Вы стали ещё прелестнее, чем были раньше.
Объектами прямых комплиментов могут стать:
- Вам к лицу эта причёска.
- Вы очень талантливы.
- Я бы не смогла лучше придумать, чем ты!
Косвенный комплимент
В косвенном комплименте реализуется способность адресанта к нестандартному мышлению и его адекватной вербализации.
В этой группе комплиментов можно выделить несколько подвидов.
- Какие у Вас красивые дети! Своими голубыми глазками и светлыми кудряшками они удивительно напоминают ангелочков!
- Рядом с Вами я особенно остро ощущаю, сколько у меня недостатков!
- Ваше присутствие оказывает на меня благоприятное воздействие!
Для косвенных комплиментов характерно использование тех же тропов, что и в прямых комплиментах: градации, сравнений, гипербол.
Градация:
- Я люблю бывать в Вашем доме. У Вас всегда так чисто, уютно, спокойно!
Гиперболизация:
- Ни за что бы со всем этим не справилась, если бы не ты!
Комплимент – антитеза
Так же, как и в косвенном комплименты, здесь реализуется способность адресанта к нестандартному мышлению и его адекватной вербализации.
Комплименты этого типа строятся на антитезе.
- Знаете, мне Вас искренне жаль.… Наверное, нелегко быть такой красивой женщиной?!
Этот вид комплиментов психологии считают самым эмоциональным и запоминающимся. Однако «минус» ни в коем случае не должен перевесить «плюс», иначе результат может оказаться обратным тому, на который рассчитывал адресант.
Подобные комплименты довольно редко содержат мотивацию, поскольку это может придать ему напыщенность и лишить искренности, и состоят из обращения и собственного сообщения:
- Когда я читала вашу книгу, то жалела только об одном… Что её написала не я!
Обращение в таких комплиментах может быть представлено по-разному:
- Знаете, Наташенька, я не могу назвать Вас симпатичной только потому, что Вы на самом деле красивы.
Из всех тропов наиболее частотной в комплиментах – антитезах является использование гиперболы.
Основными объектами комплиментов этого вида являются природные способности, качества характера и внешность адресата.
Комплимент – ответ
Комплименты – ответы довольно однотипны. Они редко содержат обращение и мотивацию и состоят в основном, из сообщения о положительном качестве собеседника. В большинстве случаев это сообщение является косвенным комплиментом:
- Вы замечательно танцуете!
- Ну что Вы! С вами это совсем не трудно!
Среди комплиментов – ответов можно выделить два подвида.
- Я такая неуклюжая!
- Я бы этого не сказал.
- Ты хорошо выглядишь.
- Спасибо. Взаимно!
Следует сказать о том, что комплименты этого типа рассматриваются адресатом в основном только как этикетная норма и всерьёз воспринимаются крайне редко.
В устной речи текст комплимента представляет собой единичное высказывание. Это связано со спонтанностью, характерной для разговорной речи. Этим же объясняется и отсутствие разнообразие в использовании риторических фигур. Наиболее часто употребляемыми тропами являются лишь гипербола, градация и сравнение.
Рассмотрим языковые маркеры или языковые средства выражения комплимента, анализируя источники языкового материала. В нашем случае источниками языкового материала являются отрывки из произведений русской классической литературы.
Проанализировав указанные ниже произведения, мы пришли к пониманию того, что средства выражения комплимента в тексте весьма разнообразны. Приведём некоторые из них:
1. Комплимент выражен эпитетом:
- Государь ты мой, красно солнышко,
Иль убей меня, или выслушай! (М. Лермонтов)
2. Комплимент представлен в виде связки местоимения и полного прилагательного:
Певец мой дорогой, поэт мой знаменитый,
Позволь, обняв, тебя по-прежнему любить… (А. Фет)
3. Языковой маркер комплимента – краткое прилагательное во множественном числе:
Их было две. Нам должно их назвать:
Пожалуй, мы хоть старшую Варварой
Меньшую Александрой станем звать.
Они прекрасны были. Чудной парой… (А. Фет)
4. Местоимение сочетается с кратким прилагательным в единственном числе:
Друзья! Как он хорош за чашею вина!
Как молодой души неопытность видна! (А. Фет)
5. Языковым средством выражения является сочетание существительного и полного прилагательного:
И вы, красотки молодые,
Которых позднею порой… (А. Пушкин)
6. Языковое средство выражения комплимента – существительное:
Мороз и солнце! день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный
Пора, красавица, проснись… (А. Пушкин)
7. Сочетание полного прилагательного и дополнения:
О, Береника! Сердцем чую
Заочный блеск и власть красы,
И помню россыпь золотую
Твоей божественной косы. (А. Фет)
8. Комплимент выражен сочетанием местоимения, существительного и полного прилагательного:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил… (А. Пушкин)
9. Простая форма сравнительной степени качественных прилагательных:
«Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет,
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее». (А. Пушкин)
10. Комплимент выражен в форме вопросительного предложения:
- Не правда ли, мсье Печорин, что серая шинель гораздо более идет мсье Грушницкому?
- Я с вами не согласен, - отвечал я, - в мундире он ещё моложавее. (М. Лермонтов)
Глава III
Комплимент в речи современных школьников
Нам показалось интересным рассмотреть комплимент в речи старших школьников.
В комплименте школьника, как правило, используется оценочная лексика:
Ты молодец! Красава! Богиня! Фея! Царь! Победитель! Герой! Андроид! Какой отпад! Классный! Любимая, красивая, хорошая, ты у меня самая прекрасная девочка. Мило. Шикарно. Чудесная, ослепительная. Волшебно, прекрасно.
Широко используется подростками жаргонная, сленговая лексика, варваризмы:
Вау! Стильный прикид! Отпадный макияж. Ты выглядишь на все сто! Клевый бук. Альфач! Реальный парняга! Гламурный падонок! Утиии пупсы! Ловушки тебя моя! Четкий чувак.
Для словообразования характерно использование уменьшительно-ласкательных суффиксов:
Ничего прикидик! Тебе идёт! Моделька. Няшка. Милашка - очаровашка! Любимушка.
Подростки очень часто для выражения своих эмоций используют новообразования:
Королевишна! Ну просто симпопусик. Красотень ты моя. Красопетка. Пуська!! Суперски!!!
В синтаксисе предложений используются небольшие по объёму, чаще всего односоставные или неполные предложения, как правило, восклицательные:
Отпад! Ты выглядишь на все сто! Офигенная вещь! Прикольно. И такая единственная на свете! Просто нет слов, такая красивая! Малыш, сказочно красива!!! Самая красивая в мире! Самая лучшая! Ты просто космос!!!!Такая воздушная! Таинственная такая!!! Пуся! Прелесть! Бесподобна! Можно сразу на обложку!
Мы выяснили, что основными тропами, использующимися в комплиментах, являются эпитеты, гиперболы, градации, сравнения, реже – антитезы.
Ну, ты крутой Ты офигенно выглядишь! Настя настолько красивая, что нуждается в охране! Осторожно!!!Здесь ослепляют красотой!! !
В построении комплимента наблюдается переход в вопрос:
- Вау, смотри какой классный маникюр!
- Где сделала? Сама?
Так же комплимент строится как шутка, и редко воспринимается всерьёз:
Извините, не подскажете дорогу к вашему сердцу?
Иногда обращениями служат существительные и словосочетания с оценочным значением:
Малыш, ты сказочно красива!!! Детка, ты просто космос! Хороша, чертовка. Крутышка моя. Какая ты красивая, дорогая моя!
Проведя частеречный анализ комплиментов современных подростков, мы установили, что чаще всего школьники используют имена существительные:
Принцесса, красотка, прелесть,шик, симпопулька.
Очень часто существительные распространяются согласованными определениями, выращенными прилагательными и местоимениями:
Такие красавицы! Вах...какие красотки! Милашка моя! Моя самая замечательная снегурочка.
Довольно часто комплимент выражается полной или краткой формой имени прилагательного: серьёзен, крут, хороший, прикольненький, best
Для выражения комплимента используются степени сравнения прилагательных и наречий:
Сколько лет, сколько зим, а ты все красивее и красивее!!!! Самая лучшая.
Реже комплимент выражается только с помощью местоимений:
Самая моя, ничего так.
Иногда комплимент выражается различными формами глагола: все хорошеешь и хорошеешь. На природе цветёшь! Не изменилась. Вау, вау, вскружила голову всем
Единичны случаи использования наречий для выражения лестной оценки: Мило, шикарно.
Как мы заметили, старшие школьники тоже используют разные типы комплиментов. И всё-таки чаще всего используются прямые комплимент
Наташа, ты так здорово выглядишь! Саня, ты супер! Настен, как всегда бесподобна
Так же используются и комплименты-сравнения; однако в комплиментах людей старшего возраста есть сравнения, как с литературными героями, так и со знаменитыми людьми, то у школьников сравнение только с известными артистами, певцами, чаще всего зарубежными:
Ну вы прям как Джоли и Бред Пит! Как Ленин в детстве.
Косвенный комплимент представлен в речи современных школьников небольшим количеством примеров. В основном тогда, когда речь заходит о родителях, друзьях или родственниках:
Блин, у тебя такая клевая мама! Твоя мама так молодо выглядит! Ни за что на свете не поверила бы, что ей 40 лет!
Так же похвала относится к адресату опосредованно, но гораздо реже:
-Люблю Джастина Бибера! Ты очень сильно на него смахиваешь.
Используются и такие комплименты, когда адресант отмечает то положительное воздействие, которое оказывает на него адресат:
Рядом с тобой я все могу!!
Как было сказано в теоретической главе о классификации комплимента, комплимент-ответ строится по следующей схеме: «То же самое могу сказать и о Вас (тебе)». Такие комплименты в речи современных школьников, как мы заметили, отсутствуют, потому что недостаточно развита культура речевого общения в силу возраста. Сказывается недостаточность образования школьников.
Однако у учеников встречаются такие комплименты-ответы, где комплимент является выражением несогласия адресата с заниженной самооценкой собеседника:
- Ох, мне кажется я в этом вопросе тупее бревна!
- Ну, я бы так не сказал.
- Последнее время у меня совсем ничего не получается.
Ты пошутила что ли? Тебе в этом деле нет равных!
Комплимент-антитеза отсутствует в речи современных школьников ввиду того, что для речи современных школьников характерна лаконичность, краткость речи.
Общаясь в кругу друзей, приятелей, сверстников, школьник-подросток переключается на другой код, с использованием лексических средств сленга или жаргона, просторечия. Используются фразеологизмы: тупой, как бревно, валенок; наглый, как танк. Общение в учебной группе, в классе (в ситуациях, возникающих в рамках учебно-воспитательного процесса) требует использования литературной формы речи. Если же это неформальное общение, то, в основном, используются лексические средства школьного сленга. Переключение может происходить и тогда, когда за коммуникативным общением стоит одно и то же событийное содержание. Например, при коммуникативном событии «исправления двойки» школьник сообщает своему другу: «Двойку схлопотал, надо идти подмазываться». Обращаясь же к учителю, школьник переходит на литературную форму общения: «Когда мне прийти к Вам исправить двойку?». Это относится и к комплименту. Своим сверстникам школьник скажет: «Темно выглядишь!», а подойдя к взрослому человеку: «Вы потрясающе красивы сегодня!». Это всё объясняется тем, что у подростка есть определенные предпочтения в речи, соответствующие нормам и ценностям той группы, среди которой он находится. Это друзья, сверстники, одноклассники или те, с которыми он связан общими интересами (музыка, спорт, какое-либо увлечение). В этой группе обычно складываются такие формы речи и речевого общения, которое является для неё специфическими, и определяют речевое поведение членов этой группы. Таким образом, формируется общность языковых средств и сходство правил их использования.
В традиционных, классических комплиментах установление контакта и осуществление воздействия на адресата проходит мягко, ненавязчиво, доброжелательно и способствует психологическому сближению собеседников. В речи современных школьников нет той изысканности комплимента, которая существовала в 18-19 веках. Чем грубее звучит комплимент, тем адекватнее он воспринимается школьником. Возможно, это объясняется потребностью в самовыражении подростка.
Современные комплименты, отражающие отношения между молодыми людьми, часто являются очень развязными по содержанию и по форме. Именно в комплиментах современные молодые люди стремятся выразить свои чувства, эмоции, стараясь быть при этом остроумными, экстравагантными, что часто приводит к чрезмерным преувеличениям и скрытым насмешкам по отношению к адресатам.
Особенно ярко комплимент как новое явление в речи современной молодежи отражен в системе Интернет, причем надо отметить то обстоятельство, что в разделе комплиментов там фактически много не комплиментов, а высказываний, имеющих большее отношение к жанрам флирта или иронии. Современные комплименты объединяет общая тенденция, которая выражается в стремлении у молодежи выделиться с помощью комплимента перед своим собеседником, сострить, соригинальничать. Практически каждый такой комплимент содержит в себе, наряду с похвалой, какой-либо элемент иронии или издевки.
Глава IV
Анализ результатов анкетирования
Результаты эксперимента и данные анкетирования говорят о том, что комплимент активно функционирует в речевом общении. Частотность употребления комплимента также зависит от пола. Чаще в своей речи комплименты используют девушки. Следует заметить, что юноши более независимы в выборе объекта комплимента. 68 % подростков часто употребляют комплименты в речи, 27% - редко, 5 % - никогда.
73 % опрошенных считают, что мужчины достойны комплиментов, 27 % говорят приятные слова только девушкам. 86 % школьников используют комплименты в повседневном общении лишь 14 % - в деловом. С целью сделать приятное собеседнику говорят комплименты 43 % школьников, с целью вызвать симпатию – 43 %, с личной выгодой 14 %.
91 % орошенных считают комплимент средством улучшения эмоциональной атмосферы общения. 27 % подростков делают комплименты по поводу внешности собеседника, 17 % оценивают одежду, 35% радуются успехам, 21% опрошенных отмечают характер и способности окружающих. 68 % опрошенных используют в своей речи развернутые, экспрессивные комплименты, краткие – 32%.
Парадокс: по результатам анкетирования мы видим, что школьники используют развернутые экспрессивные комплименты, но анализ комплиментов в их же речи показал, что комплименты краткие, но эмоциональные.
Глава V
Заключение
Проведённое исследование позволяет предполагать, что история слова комплимент в значении «похвальные слова, лестный отзыв» восходит к концу 16 – началу 17 века.
Комплимент следует рассматривать как неотъемлемый компонент современной речевой практики, как средство гармонизации межличностного взаимодействия. С нашей точки зрения, необходимо четко дифференцировать близкие понятия «похвала», «лести» и «комплимента».
В 18 – 19 веках данным риторическим жанром интересовались прежде всего как элементом этикета. В 20 веке комплимент как средств гармонизации межличностного взаимодействия представляет интерес для таких областей науки, как психология, риторика.
Новая тенденция в сфере комплиментов представляет собой широко используемые в конце XX в. и, особенно, в начале XXI в. речевые формулы, которые, будучи по некоторым признакам и по ситуации использования комплиментами, фактически являются антикомплиментами: «Имея такие формы, можно обойтись и без содержания», «Я с тобой себя такой умной чувствую!» и др. Примеры антикомплиментов широко представлены на различных Интернет-сайтах. Если цель комплимента — доставить удовольствие собеседнику, поднять ему настроение, поощрить, то цель антикомплимента — обидеть адресата, посмеяться над ним. В качестве новой для комплимента особенности функционирования следует отметить проникновение в него фамильярности, грубых слов и выражений вплоть до ненормативной лексики. Для современного комплимента характерна тенденция к использованию все более лаконичных фраз без применения художественной выразительности: «Красивое платье!», «Ты всегда так стильно одеваешься» и т. п.
Проанализировав речь школьников, мы выявили, что их комплимент очень отличается от комплимента взрослых. Наблюдение показало, чем грубее звучит комплимент, тем адекватнее он воспринимается. Именно в комплиментах современные молодые люди стремятся выразить свои чувства, эмоции, стараясь быть при этом остроумными, экстравагантными, что часто приводит к чрезмерным преувеличениям и скрытым насмешкам по отношению к адресатам.
По речевой структуре комплименты можно классифицировать следующим образом:
Как правило, речевая структура комплимента содержит обращение и собственно сообщение. Гораздо реже включается мотивация.
Основными тропами, использующимися в комплиментах, являются гиперболы, градация, сравнения, реже – антитезы.
Развитие языковых явлений невозможно вне общества, поэтому можно с уверенностью утверждать, что на любой факт речи, так или иначе, влияют социальные, исторические, политические, культурные факторы. Комплимент как средство гармонизации межличностного взаимодействия за последние десятилетия претерпевает значительные изменения: он предельно упрощается, меняется его гендерная направленность. Если в 19 веке комплимент предпочтительнее делал юноша, мужчина в адрес девушки, то в 20 веке девушка, женщина; всё чаще комплименты адресованы мужчинам.
Как показало наблюдение, школьники используют следующие типы комплиментов: прямые, косвенные, комплименты-сравнения, комплименты – ответы. Комплимент-антитеза отсутствует в речи современных школьников ввиду того, что для их речи характерна лаконичность, краткость.
Чаще всего делается комплимент внешнему виду человека, реже – предметам одежды, вещам, принадлежащим адресату комплимента, ещё реже – возрасту человека, удостоенного комплимента.
Чаще всего в создании комплимента участвуют имена существительные, иногда они распространяются прилагательными и местоимениями; на втором месте по частоте использования – прилагательные и наречия, на третьем – различные глагольные формы, реже используются местоимения, ещё реже – междометия.
Обычно комплимент подростка состоит из одного слова или словосочетания, реже используются односоставные и двухсоставные полные и неполные предложения, единичны случаи цитирования стихотворного текста, дающего высокую оценку внешности человека.
Среди языковых средств, используемых в комплиментах, основным является гипербола, реже - градация, эпитет, сравнение. Используются восклицательные слова и предложения, уменьшительно-ласкательные суффиксы, короткие односоставные предложения, используется жаргонная, сленговая лексика, варваризмы, авторские неологизмы.
Данные анкетирования говорят о том, что комплимент активно функционирует в речевом общении современных школьников.
Литература
Приложение 1
Основные правила комплимента
Искусство делать комплименты – часть культуры. Это искусство правильно и красиво преподносить их. Еще Дейл Карнеги в начале прошлого века вывел правило трех плюсов, которые откроют любую дверь, которые помогут установить контакт с любым человеком без приложения особых усилий, которые помогут создать и поддержать позитивные деловые отношения. Это улыбка, имя и, конечно же, комплимент.
Комплименты любят все. Использование их поможет приобрести вам много добрых друзей, успех и уважение. Комплименты производят благоприятное действие, придают беседе грациозность и элегантность.
1. Основные правила комплимента
1. Максимальная искренность. Комплименты, несомненно, должны быть простыми и естественными. Когда же в них чувствуется преувеличение, претензии и напыщенность, они становятся нелепыми, смешными. Также стоит избегать неискреннего или чрезмерно восторженного комплимента. Комплиментом называется небольшое преувеличение достоинства, которое собеседник желает видеть в себе. Комплимент отличается от лести именно тем, что дается небольшое преувеличение. Льстец сильно преувеличивает достоинства собеседника. Сравним: "Тебе очень идет этот цвет" (комплимент) и "Ты самая красивая" (лесть). Лесть грубее и имеет больше шансов быть отвергнутой из–за вопиющей «неправдоподобности». Поэтому, особенно в деловом общении, явное преимущество за комплиментом как инструментом более тонким и действенным.
2. Чувство меры и такт. Так, чрезмерные комплименты молодого мужчины молодой девушке в присутствии ее жениха или друга могут поставить всех троих в неудобное положение.
3. Максимальная дружественность и естественность. Недопустимо сделать один и тот же комплимент двум рядом стоящим людям.
4. Уместность в разговоре. Фальшивый, `дежурный`, вынужденный комплимент может лишь обидеть собеседника, закрепить у него мнение о вас как о человеке двуличном и ненадежном.
2. Когда использовать комплимент
Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве, расставании или во время беседы. Деловой же этикет предписывает, что лучше это делать до начала рабочего дня, в перерыве или после работы.
3. Реакция на комплимент
Люди принимают комплименты весьма благосклонно, ибо всякому приятно уже то, что ему хотят сказать что–то хорошее. Принимая комплимент в свой адрес, кратко поблагодарите и дайте понять, что это вам приятно. Постарайтесь ответить добрыми словами, в то же время и не навязываясь на дальнейшую похвалу. Например, молодой человек или девушка, слыша похвалу своим родителям, должны благодарить и скромно подтверждать эту похвалу, ничего не прибавляя.
Правила хорошего тона рекомендуют с удовольствием принимать комплименты. Никогда не следует отвергать комплиментов, например, так:
- Мне нравится Ваш костюм.
- О, что Вы! Это старье давно пора выбросить.
Говоря так, вы ставите другого человека в глупое положение. По крайней мере, поблагодарите его за комплимент. Наилучшим ответом было бы выразить и ваши собственные положительные чувства: "Спасибо, мне и самому нравится этот костюм, он такой удобный". Желая сделать комплимент, рекомендуется избегать таких выражений, как: "Вы сегодня прекрасно выглядите!". Слово "сегодня" надо выпустить, иначе задуманная любезность обернется своей противоположностью.
4. Кто и кому может говорить комплименты
Здесь нет особых ограничений. Принято делать комплименты женщинам. На самом же деле выслушивать комплименты любят все, просто реакция мужчин бывает не так заметна. Такая «слабость» объясняется тем, что комплимент удовлетворяет важнейшую психологическую потребность человека - потребность в положительных эмоциях. Не приняты лишь за некоторыми исключениями комплименты между мужчинами. По крайней мере, в тех случаях, когда они не сопровождаются легкой иронией.
В деловом этикете говорить друг другу комплименты могут и сотрудники одного пола.
5. Как часто говорить комплименты
Как можно чаще. Всякому, кто хоть в какой–то степени достоин доброго слова. Именно практикой достигается легкость и непринужденность в комплименте, что делает его естественным и неотразимым. Комплимент начинается с желания его сказать. Найдите, что лично Вам нравится в собеседнике. И скажите об этом.
6. Как правильно обращаться к адресату
Форма обращения может быть формальной и неформальной, всё зависит от ситуации.
7. Каким должен быть комплимент
Комплиментарная часть высказывания должна быть простой по конструкции, заведомо понятной. Комплимент не должен содержать поучений: "Ты хороший парень, но успеваемость надо подтянуть". Необходимо также избегать двусмысленных оборотов, могущих вызвать совсем не те чувства и ассоциации, на которые рассчитываете. Необходимо также избегать двусмысленных оборотов, могущих вызвать совсем не те чувства и ассоциации, на которые рассчитываете. Например, улыбка делающего комплимент может придать словам обратный смысл, который воспринимается уже как насмешка.
Есть вещи, приятные каждому. Все хотят хорошо выглядеть (особенно женщины), добиваться успеха во всем, пользоваться уважением, признанием, любовью; иметь хорошую семью, умных, здоровых детей и т.д. Общение с человеком дает дополнительную информацию.
В современном мире большее внимание уделяют комплименту, направленному на:
- Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно) выглядите.
- Вы так (очень) обаятельны (умны, находчивы, рассудительны, практичны).
- Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный) специалист (экономист, менеджер, предприниматель).
- Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно) ведете (свое) хозяйство (дело, торговлю, строительство).
- Вы умеете хорошо (прекрасно) руководить (управлять) людьми, организовывать их.
- С вами приятно (хорошо, отлично) иметь дело (работать, сотрудничать).
Для комплимента используются формулы речевого этикета:
1. Для начала общения: приветствие - комплимент:
-Добрый день (утро, вечер)! Отлично выглядите!
2. В процессе общения: благодарность - комплимент:
-Благодарю! Большое спасибо! Вы (ты) умница!
3. Для окончания общения: прощание - комплимент:
-Всего хорошего! До встречи! Было приятно провести вечер с таким образованным человеком, как Вы.
«Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это все любви прекрасные моменты…», - писал Булат Окуджава. Умение делать красивые и уместные комплименты - немаловажное достоинство человека в общении. Тактично и вовремя сказанный, комплимент поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к собеседнику, к его предложениям, к общему делу.
Приложение 2
Анкета
1. Какие комплименты ты чаще всего используешь в своей речи?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
мальчики | девочки | |
| ||
- прическа - одежда | ||
| ||
|
Слайд 1
Давайте говорить друг другу комплименты исследовательская работа ученицы 8 А класса МБОУ «ООШ № 5» Гатиной РегиныСлайд 2
Предмет исследования: комплимент Цель работы : выявить языковые особенности построения комплимента в современной речи.
Слайд 3
Задачи: ознакомиться с научной литературой по исследуемому вопросу; записать речь школьников; провести анкетирование среди учащихся 8-9 классов; описать лингвистические приёмы, языковые ситуации использования комплимента. Методы исследования: описательный, сопоставительный, анкетирование
Слайд 4
Этимология слова комплимент Латинский – испанский – французский – немецкий – русский. « Комплимент – это похвала, вызванная стремлением сказать любезность или польстить кому-либо»
Слайд 5
История изучения комплимента 17век: появление лексемы в Европе, в России – в начале 18 века. 19 век: элемент устного этикетного общения и особенная форма похвалы, знак склонности и привязанности. 20-70 годы 20 века: не являлся объектом пристального внимания и специального изучения. 80 годы 20 век: наблюдается рост интереса к данному речевому жанру. 21 век: интерес к комплименту практической психологии.
Слайд 6
Прямой комплимент Оксана, вы как всегда очаровательны ! Ты сегодня здорово выглядишь . Вам к лицу этот цвет.
Слайд 7
Косвенный комплимент Рядом с Вами я особенно остро ощущаю, сколько у меня недостатков ! Ваше присутствие оказывает на меня благоприятное воздействие!
Слайд 8
Комплимент – антитеза Когда я читала вашу книгу, то жалела только об одном… Что её написала не я !
Слайд 9
Комплимент – ответ - Вы замечательно танцуете! - Ну что Вы! С вами это совсем не трудно !
Слайд 10
Использование тропов для выражения комплимента Эпитет Друг мой бесценный Гипербола Ни за что бы со всем этим не справилась, если бы не ты! Градация У Вас всегда так чисто, уютно, спокойно! Сравнение Какие у Вас красивые дети, как ангелочки!
Слайд 11
Комплимент в речи современных школьников Оценочная лексика: Ты молодец! Красава ! Богиня! Фея! Царь! Победитель! Герой!! Милашка! Жаргонная , сленговая лексика: Ты выглядишь на все сто ! Офигенная ! Прикольно! Клевый! Классный! Альфач !
Слайд 12
Комплимент в речи современных школьников Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов: Ничего прикидик ! Моделька . Няшка . Милашка. Новообразования: Ну просто симпопусик . Красопетка .
Слайд 13
Комплимент в речи современных школьников Односоставные предложения : Красивая . Милая. Шикарно. Прикольная. Элегантно. Четкий. Тебе идет. Хорошо выглядишь .
Слайд 14
Комплимент в речи современных школьников Школьники используют эпитеты, гиперболы, градации, сравнения, реже – антитезы. Т ы крутой! Настя настолько красивая, что нуждается в охране!
Слайд 15
Комплимент в речи современных школьников Имена существительные : п ринцесса , шик. Краткая и полная форма имени прилагательного : к рут , замечательная снегурочка. Степени сравнения прилагательных и наречий : сколько лет, сколько зим, а ты все красивее и красивее; самая лучшая. Местоимения : самая моя, ничего так. Глагол: все хорошеешь и хорошеешь. Наречия: мило , шикарно.
Слайд 16
Анализ результатов анкетирования Как часто Вы делаете комплименты ? Часто Редко Никогда Школьники 68% 27% 5% Делаете ли Вы комплименты мужчинам? Да Нет Школьники 73% 27% В какой ситуации Вы чаще делаете комплименты? Повседневное общение Деловое общение Школьники 86% 14%
Слайд 17
Какова основная цель комплимента? Сделать приятное собеседнику Вызвать симпатию Личная выгода Школьники 43% 43% 14% Является ли комплимент средством улучшения эмоциональной атмосферы общения? да нет школьники 91% 9% Что является предметом комплимента? внешность одежда успех характер, способности Школьники 27% 17% 35% 21% Какой вид комплимента Вы предпочитаете? Развернутый, экспрессивный Краткий, без экспрессии Школьники 68% 32%
Слайд 18
Заключение . Отражение отношения между молодыми людьми. Стремление выразить свои чувства остроумным, экстравагантным способом. Форма - прямой комплимент, касающийся в основном достижений и внешности собеседника. Комплимент претерпевает значительные изменения: предельно упрощается, меняется его гендерная направленность. Наблюдается тенденция к антикомплименту.
Слайд 19
В какой манере следует произносить комплимент? Уверенным тоном, но доброжелательно, с улыбкой. Избегайте дешевых театральных эффектов, излишней восторженности. Мимика, жесты должны соответствовать словам. В комплименте не может быть даже намека на иронию. Избегайте штампов. Ценятся только те комплименты, которые сказаны вовремя и к месту. Не делайте комплиментов мимоходом, между делом. Готовя комплимент, нужно просчитывать возможную реакцию на него.
Слайд 20
Как правильно реагировать на искренний комплимент? С достоинством и благодарностью. Слова благодарности нужно высказать искренно, не ограничиваясь дежурным «спасибо». Воздержитесь одергивать льстящего. Ограничьтесь словами вежливой благодарности. Комментарии и вопросы лучше оставить при себе. Принимая комплимент, не возражайте. Не умаляйте своих достоинств. Если восхитились вашим внешним видом, неуместно в ответ говорить о своем плохом самочувствии.
Слайд 21
Давайте говорить друг другу комплименты
Сказка "Колосок"
Пчёлки на разведках
Акварель + трафарет = ?
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Белый лист