Данный проект двухгодичный. В нем рассматриваются вопросы не только агрессивного вождения, но и результаты социального опроса, агрессиное отношение человека к окружающей среде. В проекте говорится о "зеленом стиле" вождения. Автор выделяет термин "агрессиный пешеход" и пытается осмыслить его трактование.
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_agres_vozhden_2016.docx | 362.09 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №1 им. Н. М. ПРЖЕВАЛЬСКОГО»
города СМОЛЕНСКА
СМОЛЕНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Секция «ПСИХОЛОГИЯ»
«Агрессивное вождение»
(проект)
Выполнила: Панкова Дарья Владимировна
учащаяся 9 класса
Руководитель: Тарасевич Дина Ивановна
учитель географии
г. Смоленск
2016 год
Содержание
Введение 3
Термин «агрессивное вождение» 4
Понятие «водитель-агрессор» 5
Причины агрессивного вождения 6
Агрессивность на транспорте и в быту 8
Проявление агрессивного вождения 9
Психология водителя-агрессора 10
Водители каких стран самые агрессивные? 11
На каких машинах ездят самые агрессивные водители 12
Наказание за агрессивное вождение 14
Жертвы агрессивного вождения 16
Федеральные проекты 16
Социальный опрос 17
Агрессивный пешеход 19
Урок-игра с учениками начальной школы 21
Меры, противодействующие агрессивному вождению,
первоочередные для России 21
Зеленый стиль вождения – экологично и экономично 23
Источники 27
Введение
В сентябре, в самом начале учебного года, наша одноклассника на пешеходном переходе на зеленый свет светофора была сбита автомобилем. Водитель признал, что был занят разговором с женой, не заметил, как загорелся красный свет, но виновным себе не признает.
3 ноября в 17.30 на 373 км автодороги Брянск-Смоленск, водитель, лишенный прав, выехал на полосу встречного движения и врезался в «семерку», в которой ехала молодая семья. 38-летний водитель «семерки» погиб. Двухмесячный младенец от полученных повреждений скончался. 32-летняя женщина была госпитализирована в Красный Крест. Эта трагедия вызвала большое возмущение смолян. Звучали и предположения, что водитель «Мицубиси» был пьян. Но в ГИБДД нам эту информацию не подтвердили.
15 ноября на 191 км дороги «Смоленск-Вязьма-Зубцов» 40-летний водитель, управляя автомобилем «Ниссан Навара», двигаясь в сторону Вязьмы, не правильно выбрал безопасную скорость для движения, не справился с управлением и совершил опрокидывание в левый кювет. В результате ДТП водитель от полученных повреждений скончался, 43-летний пассажир с сотрясением головного мозга и переломами ребер госпитализирован в Вяземскую больницу.
Наберите любую информационную программу с аббревиатурой «ДТП» и на экране появятся десятки, если не сотни сообщений об авариях, произошедших в разных концах города, области, страны.
Наша одноклассница долго восстанавливалась от полученных травм, пережив искусственную кому и, по словам врачей, отделалась «легким испугом». Но это не единичный случай, а только один из тысяч.
Цифры заставляют задуматься: каждый год на дорогах России погибает столько людей, сколько даже нет в некоторых маленьких городках. Страшно представить, что за год как бы погибает целый город.
Последнее время в нашей стране стал часто употребляться термин «агрессивное вождение» в применении к описанию поведения на дороге, в Государственной Думе активно обсуждается «опасное вождение». Но ни в ПДД, ни в законах эти понятия не закреплены. Так что же такое «агрессивное вождение»? Откуда берет свои истоки? И почему в России только входит в обиход?
Цель работы: рассмотреть термин «агрессивное вождение», причины такого поведения, можно ли применять термин к пешеходам, и не пора ввести ли термин «агрессивный пешеход».
Задача работы:
Объект исследования: люди, которые имеют водительские права, соответствующий статусу «водитель» и люди, которые выступают в качестве пешеходов.
Предмет исследования: поведение на дороге.
Гипотеза: узнав больше об агрессивном вождении, о причинах такого явления, возможно, многие станут более аккуратными на дороге, станут соблюдать необходимые ПДД.
Термин «агрессивное вождение»
Агрессивное вождение – дорожная ярость или неосторожное вождение, в некоторых случаях откровенно хамское поведение водителей вовремя управление транспортным средством (использование грубых жестов, бранных оскорблений). Термин происходит от английского словосочетания «Road Rage».
Принято считать, что выражение «Дорожная ярость» или «Дорожный гнев» впервые было упомянуто в США в 1987—1988 году, когда ведущий одного из телевизионных каналов Лос-Анджелеса в прямом эфире употребил выражение Road Rage.
Согласно определению Национальной администрации безопасности дорожного движения (National highway traffic safety administration – NHTSA) агрессивным вождением является поведение участника дорожного движения, при котором он «совершает ряд нарушений правил дорожного движения, подвергая опасности жизнь и имущество других участников движения». Иными словами, такое поведение, которое ущемляет интересы других участников дорожного движения, провоцирует их на ответную агрессивную реакцию и приводит к дорожно-транспортным происшествиям.
Полиция Нью-Йорка даёт следующее определение агрессивному вождению «агрессивное вождение – эгоистичное, самонадеянное, бесцеремонное управление моторным транспортным средством, при котором не уделяется внимание безопасности других участников дорожного движения».
Еще в 1930 – 1970 гг в США и Европе был четко осознан тот факт, что «дорога не убивает». То есть, если водитель правильно обучен и правильно мотивирован, обязан адаптироваться к фактическим условиям, то есть выбирать режимы движения, позволяющие избегать аварийных ситуаций независимо от дорожных условий.
Если же поведение водителя противоречит вышеперечисленным принципам, его вождение признается агрессивным.
Стоит заметить, что в законодательстве большинства штатов Америки, а также в Великобритании, Франции, Германии, Австралии, Японии, Сингапуре разделено понятие "небережное вождение" с непредумышленным нарушением ПДД (careless driving) и "опасное вождение" с умышленным нарушением ПДД (dangerous driving). "Небережное вождение" признается административно-правовым нарушением, а "опасное вождение" может стать уголовно-наказуемым деянием как более серьезная форма неосторожности и небрежности.
Но в России данный термин так же не остается без внимания. Депутат Госдумы Ярослав Нилов выразил свое понимание «агрессивного вождения» так: «Агрессивное вождение может выражаться в опасном перестроении по полосам движения, в резком торможении, совершаемом после резкого ускорения, в намеренном создании других искусственных помех для других водителей или опасном приближении к впереди идущему автомобилю. Одна из главных характеристик такого агрессивного вождения явно умышленное, намеренное, осознанное создание помех для других участников дорожного движения».
Понятие «водитель-агрессор»
Для водителей, которые наиболее склонны к проявлению агрессии на дороге и частым нарушениям, появился специальный термин – «accident prone driver». Дословно от английского – склонный к аварии водитель. В русском языке синонимом данному словосочетанию является понятие «агрессивный водитель». Указанное понятие основано на гипотезе, согласно которой небольшое количество водителей становятся участниками непропорционально большого количества ДТП.
Примером водителей – агрессоров выступают многие известные личности. Например, Известный рэпер 50 Cent в 2006 году был задержан в США за агрессивное вождение собственного Lamborghini – водитель резко перестраивался с полосы на полосу. Позднее певца отпустили, оштрафовав на 220 долларов. Пилот Формулы-1 Льюис Хэмилтон лишился своего автомобиля Mercedes-Benz в Австралии за то, что «жег шины», развлекая болельщиков. Такое поведение было признано «агрессивным вождением» – позднее Льюис был оштрафован на 500 австралийских долларов, а его машина – продана с аукциона за 155 тысяч долларов.
Или же в Великобритании водитель мотоцикла, разогнавшийся на трассе до 240 километров в час, выложивший свой заезд в интернет, был лишен прав на 5 лет, а также приговорен к условному сроку на два года и 150 часам общественных работ. Формулировка – за агрессивное вождение и создание угрозы безопасности другим водителям.
К теме водителей – агрессоров подходит статья с сайта driver2.ru : «По исследованиям Gocompare.com в Великобритании был составлен рейтинг опасностей дорожной ситуации в островном государстве. В ходе этого опроса использовали мнение более 3 тысяч водителей.
Главным откровением этого опроса для многих стало подтверждение агрессивности водителей BMW, о которой заявило более 50 процентов респондентов. Более того, 65 процентов опрошенных водителей отметили, что они сталкиваются с проявлениями агрессивности на дороге по крайне мере один раз в час. Ну а 10 процентов отметили, что в результате агрессивной выходки другого водителя они попали в ДТП».
Рассматривая понятие «водитель-агрессор» со стороны обществознания, можно отметить, что правонарушение, например, пересечение двух сплошных, является умышленным, так как водитель совершает действие, надеясь на то, что он успеет увернуться от встречной машины. Это правонарушение противоправно, то есть нарушает нормы права. Так же правонарушение может быть совершено по неосторожности, то есть лицо предвидит, что в результате его действий могут возникнуть общественно вредные последствия, но легкомысленно рассчитывает их избежать.
Причины агрессивного вождения
Безусловно, автомобиль стал неотъемлемой частью нашей жизни. В результате массовой доступности произошло значительное увеличение темпов автомобилизации населения - на 131 % за последние 15 лет. Подвижность автомобилизированного населения за это же время увеличилась на 145 %.
Отсутствие комфортного передвижения, стесненные городские условия, ограниченность парковочного пространства в совокупности с низкой культурой вождения, пренебрежением интересами остальных участников движения являются причинами повышенной аварийности и ДТП. В силу неуважения и незнания даже элементарных ПДД бесчисленные случаи агрессивного вождения, являющиеся причинами высокого уровня жертв на дорогах, происходят ежедневно.
Согласно статистическим данным, всего за 2013 год в России произошло 185 764 ДТП, из которых примерно 131 913 (71%) вызвано агрессивными действиями водителей. Число погибших в результате нарушений ПДД возросло за год на 5,6% или 1245 человек. Подобная ситуация наблюдалась и в США: рост смертности в результате ДТП составлял в среднем 7% в год, начиная с 1990 года. Всего в период с 1990-2000 в США произошло 51-процентное увеличение ДТП, связанных с нарушением ПДД и агрессивным вождением (по данным NHTSA).
Однако истинные причины агрессивного поведения в нашей стране кроются, в первую очередь, в неразвитости институциональных факторов: в России не только не принята знаменитая аксиома: «дорога не убивает», но даже законодательно закреплен «приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении».
Человеческие качества так же являются причиной агрессивного вождения. Большинство водителей придерживаются следующих правил и понятий:
В нашей стране в результате пренебрежительного отношения к законодательству вырастает поколение людей, которое нарушение ПДД даже не воспринимает как нарушение законодательства. Увеличение количества «молодых новичков», еще плохо ориентирующихся в широком спектре дорожных ситуаций, не имеющих жизненного опыта, тоже вносит свою лепту в осложнение дорожной ситуации.
Агрессивность на транспорте и в быту
В статье «Транспортная психология. Агрессивное поведение» рассматривается вопрос: отражаются ли психологические установки на дорожном поведении таким же образом, как и на поведении вне рамок дорожного движения. Поведение водителей транспортных средств на пешеходном переходе типа «зебра» без светофора оценивалось по тому, присутствовали ли определенные признаки агрессивности (продолжение движения, несмотря на создание опасности для переходящих пешеходов, вынужденных «шарахаться», и выкрики в адрес пешеходов; подача звуковых сигналов). Один из экспериментаторов сам ходил по данному пешеходному переходу типа «зебра» тогда, когда автомобиль имел возможность остановиться. Кроме того, номерные знаки транспортных средств агрессивных водителей регистрировались, а затем каждому такому водителю дважды звонили домой по телефону и спрашивали у него вымышленных лиц. Его ответы классифицировались по различным показателям (агрессивная или неагрессивная возбужденность, оскорбление, бросание трубки без ответа). Наконец, те же лица письменно приглашались на собеседование. 25% из 996 изученных водителей вели себя в автомобиле на пешеходном переходе типа «зебра» агрессивно. Из этих лиц 128 были владельцами телефонов, которые и были привлечены к участию в телефонном эксперименте (но они проявляли на этом пешеходном переходе типа «зебра» в 2 раза реже свое агрессивное поведение по сравнению с лицами, не проходившими «телефонный» тест: 21,6% по сравнению с 41,2%). 11 % из этих лиц реагировали по телефону агрессивно. Таким образом на пешеходном переходе типа «зебра» агрессивное поведение проявляется чаще, чем в быту (в эпизодах с телефонным звонком).
В качестве возможного объяснения такой разницы автор указывает на то, что большая анонимность в дорожном движении по сравнению с разговором по телефону позволяет допускать разнузданность, агрессивное поведение. Тем не менее существует установленная взаимосвязь между агрессивными манерами поведения в обоих обстоятельствах. 124 человека пришли по присланному им письменному приглашению на собеседование, во время которого их наряду с прочим просили высказать мнение о тех реальных транспортных эпизодах, в которых за ними негласно наблюдали. Опрошенные классифицировались относительно своего агрессивного или неагрессивного поведения в отношении собеседовавшего. Агрессивность по телефону и два других условия ее проявления не имеют значимой статистической сопряженности.
В исследованиях обнаружились отчетливые различия в оценке агрессивного поведения в зависимости от того, были ли они получены в результате наблюдений в реальной дорожной обстановке или на основе устного опроса об отношении к аналогичным обстоятельствам. В ходе исследования на улице экспериментатор останавливал свой автомобиль на регулируемом светофором перекрестке, не трогаясь с места при «зеленом свете». Поведение водителей в стоявшем сзади транспортном средстве оценивалось по регистрируемому времени до первой подачи им звукового сигнала. Автомобиль экспериментатора был поочередно старомодной или современной марки. Оказалось, что до первой подачи звукового сигнала автомобилю старомодной марки время было значительно короче, чем в случае с автомобилем современной марки. Водители-мужчины, в частности молодые водители, оказывались более нетерпеливыми или менее терпимыми, чем водители-женщины.
Проявление агрессивного вождения
Как известно, каждый человек управляет автомобилем по-разному. Поведение на дороге отличается точно также как поведение в любой другой ситуации, то есть там, где один будет уступать и «пропускать», другой постарается «отстоять» свое мнение и «проскочить».
Множество исследований, проведенных социологами и психологами, позволили установить взаимосвязь типа личности, отношения к автомобилю, склонности к риску, импульсивности, манеры вождения и т.д.
Различные социальные опросы характеризуют субъекты агрессивного вождения следующим образом:
мужчины (61 %),
возраст 18-30 лет (37 %),
преимущественно неженатые/незамужние водители,
стаж вождения 0-5 лет,
высокий и средний уровень доходов,
предпочтение отдают мощным иномаркам или джипам.
Специалисты Temple University установили также, что более склонны вести себя агрессивно на дороге, нарушать закон и игнорировать возможные последствия этого:
люди, склонные к самоидентификации своего автомобиля с собственной личностью (часто считают автомобиль «членом семьи»);
люди с болезненным увлечением автомобилями;
люди, приверженные к материальным ценностям, склонные к практицизму;
молодые люди, чувствующие необходимость продемонстрировать технические свойства автомобиля и умение им управлять в большей степени, чем другие водители. Обычно они слишком самоуверенны и недооценивают риски, связанные с неосторожной ездой;
автовладельцы, испытывающие дефицит времени под воздействием каких-либо внешних факторов.
На основании полученных сведений можно заключить, что особое внимание нужно уделять молодому поколению, закладывая знания не только в области законодательства (в частности ПДД), но и повышения культуры вождения, а также способствуя формированию законопослушания.
Психология водителя-агрессора
В ноябре этого года я записалась на курсы в автошколу. Меня удивило то, что помимо ПДД преподается еще и психология. За 4 часа нам рассказали, как взять себя в руки при опасной ситуации, на какие стороны мыслительного процесса стоит обратить особое внимание, находясь за рулем, а также была затронута тема агрессивного вождения. Однако, преподаватель обошел ее стороной, не сказав толком ничего внятного. Именно поэтому я решила рассмотреть агрессивное поведение на дороге с точки зрения психологии.
Одной из причин того, почему водители ведут себя агрессивно, с точки зрения психологии является разделение на «своих» и «чужих». Как пишет в своей книге «Трафик. Психология поведения на дорогах» известный американский ученый Том Вандербильт, причина столь стереотипного поведения на дорогах связана с тем, что у нас слишком мало информации об окружающих нас людях. Мы полагаемся на стереотипы, как на некие «ярлыки сознания», помогающие нам найти смысл в действиях окружающих в условиях, когда у нас просто нет времени на тщательную оценку.
Другая причина – ощущение защищенности и анонимности. «Нарушу по-быстренькому, все равно никто не видит», — именно так обычно думает типичный нарушитель. Как ни странно, положительную роль по снижению анонимности и повышению безопасности на дорогах играет... запрет тонировки. Ведь нарушать, ловя на себе десятки недобрых взглядов, гораздо труднее, чем делать это, скрывшись за ширмой тёмных стекол. Что же касается чувства защищенности, то установлено, что чем больше автомобиль, тем сильнее оно. Машина создает у водителя искусственную ситуацию, когда ему кажется, что за рулем безопасно, — рассказывает Сергей Еникопов, кандидат психологических наук. — Ему кажется, что он надежно защищен в своем собственном мире. Плюс, автомобиль — это сам по себе очень мощный маскулинный символ. Не случайно же люди стараются купить автомобиль больше, мощнее, крупнее. И когда человек сталкивается на дороге с какими-то проблемами, попадает в сложные ситуации, то возникает неприятная ситуация уязвимости. Такому водителю даже может показаться, что пешеходы специально медленно идут, чтобы его как-то обидеть, задеть».
Еще одна причина кроется в специфике российских дорог. Руководитель проекта Probok.net Александр Шумский придерживается этого мнения: «Вот, например, у нас со времен Советского Союза улицы и парковочные места очень широкие. Это провоцирует на повышенные скорости. Никто не хочет ждать, когда впереди есть место, а сзади уже активно подгоняют. В Европе другая ситуация. Там улочки узкие, проезжие части не очень широкие. И гнать, и подрезать кого-то уже не получается. Поэтому я за установку каких-то островков безопасности и светофоров. Это правильно и не дает разогнаться так, как хотели бы этого агрессивные водители», — считает эксперт.
Для того, чтобы глубже изучить вопрос «Что чувствует водитель, когда нарушает ПДД?» я провела опрос среди моих знакомых – водителей, проанализировала их поведение при ответе. Из 10 полученных ответов я сделала вывод, что водители, нарушая ПДД, в большинстве случаев надеются на «авось», а некоторые и вовсе не признают себя агрессивными на дороге. Интересным фактом является то, что после того, как последовал мой вопрос, положение тела 6 из 10 опрошенных изменилось: их поза стала закрытой, они сомкнули руки на груди, что свидетельствует о появлении состояния тревожности, неуверенности в себе; 5 из 10 опрошенных при произнесении фразы типа: «В прошлый раз повезло и в этот повезет» «выдавливали» на своем лице неестественную и натянутую улыбку, что является признаком вранья, еще 2 человека активно потирали свой нос, что так же характеризует лжеца.
Таким образом, нет того водителя, который ни разу не нарушал ПДД, а все отговорки – это лишь ложь, которой оправдывается нарушитель.
Водители каких стран самые агрессивные?
Интересный опрос провели в Великобритании. Компания LeasePlan UK опросили более 3000 водителей из двадцати стран всего мира и представили результаты, в которых отметили страну, где автомобилисты наиболее агрессивны. Самыми агрессивными водителями оказались англичане, а самыми спокойными признаны водители Люксембурга. Правда, российских водителей почему-то решили обойти, а ведь они могли бы побороться за первое место в рейтинге.
Водителей разных стран просили ответить на три вопроса: угрожали ли им жестами на дороге, поступали ли словесные угрозы в их адрес и делал ли кто-то попытку заблокировать их автомобиль на дороге. На вершине этого рейтинга оказалась Великобритания, водители которой чаще всего отвечают утвердительно на все три вопроса. Любопытно, что флегматичные англичане опередили в этом смысле даже горячих итальянцев. Итак, 76% британских водителей получали в свой адрес агрессивные жесты на дорогах, 53% стали мишенью ругательств и угроз, а 73% сталкивались с тем, что их автомобили блокировали другие участники движения.
У ближайшего соперника Англии Франции враждебные жесты получали 73% автомобилистов, оскорбления — 44%, блокировали на дороге 42% опрошенных, в Чехии эти показатели составили — 70%, 40% и 72%, а в Германии – 43%, 47% и 62%.
Водители Индии, которых традиционно считают агрессивными, заняли в рейтинге лишь пятое место с результатами 52%, 44% и 59%.
Соединенные Штаты оказались на восьмом месте (52%, 32%, 44%). А самые спокойные водители, как это ни странно, оказались в Турции, где эти показатели составили 23%, 15% и 13% соответственно.
Специалисты полагают, что агрессия водителей — вынужденная реакция. И дело тут не в характере, плотном дорожном трафике и в том количестве часов, которые водители проводят в пробках. При этом 65% опрошенных полагают, что антисоциальное поведение, в том числе дорожная ярость, становится все более распространенной на дорогах, а 62% думают, что вежливость водителей неуклонно снижается.
Психологи также считают, что агрессия идет рука об руку с чувством вины. Чем сильнее ее пресс, тем мощнее может быть реакция на любой раздражитель, каким бы ничтожным он ни показался стороннему наблюдателю. Порой этот «клапан» открывается на дороге.
На вопрос — «Ощущаете ли вы, что водители стали агрессивнее на дорогах?», 60% респондентов отвечают утвердительно; 29% считают, что ничего не изменилось, и лишь 11% полагают, что на дорогах стало спокойнее.
На каких машинах ездят самые агрессивные водители
Британская газета Telegraph провела опрос среди автомобилистов, где был выявлен топ-10 автомобилей, на которых ездят самые агрессивные водители. По мнению опрошенных, марка автомобиля оказывает влияние на их владельцев, зачастую провоцируя их на неадекватное поведение на дороге, опасные маневры и превышение скорости.
Британский топ автомобилей с агрессивными водителями выглядит следующим образом:
1. BMW
2. White van (Белый фургон - легкий коммерческий транспорт, аналог нашей «маршрутки»)
3. Audi
4. Ford
5. Land Rover
6. Lorry
7. Vauxhall (Opel)
8. Range Rover
9. Volkswagen
10. Mercedes
В Интернете составили отечественный топ моделей автомобилей с самыми опасными водителями. Получилось примерно следующее:
1. BMW
В этом мы сходимся с англичанами. BMW - это уже не марка авто, а диагноз. Владельцы BMW имеют самое зашкаливающее количество ДТП независимо от года выпуска и состояния автомобиля. В 90-года эта марка считалась "самой бандитской", видимо, былая слава держится и по сей день.
2-3. Mazda3, Honda Civic, Ford Focus
Это относительно бюджетные (чаще - купленные в кредит) автомобили. Их владельцами нередко бывают представители офисного планктона, гламурные кисы и мелкие торговцы. Сочетание брендового имени, общей неудовлетворенности и относительно мощных двигателей может заставить водителей чувствовать себя гонщиками.
2-3. Любые изделия АвтоВАЗ
Водители таких авто часто чувствуют себя обделенными жизнью, что порой заставляет их бесконечно тюнинговать свои «тачки» и доказывать всем на дороге, что и у них нормальный автомобиль. К тому же, в силу дешевизны, изделиями АвтоВАЗа часто пользуются те, кто купил права не жалеет автомобиль, рыночные торговцы и малолетние отморозки (часто вообще без прав!), что сказывается на стиле вождения. Исключения, пожалуй, составляют пожилые водители. Но с ними обычно проблемы зеркально противоположные - уж больно любят они ездить в крайнем левом ряду со скоростью 40 км/час.
4. Джипы любых моделей
С этой "маркой машины" тоже все ясно. Потому что изначально внедорожники покупаются не из-за плохих дорог, а с тем, чтобы пропускали на хороших. Модель не важна - будь то дешевый китаец, бюджетные корейцы или дорогущие японцы-европейцы. Если джип, то я главный на дороге - примерно такова психология владельцев джипов.
5. Любые «Газели» и «Волги»
Этот пункт схож с британским "белым фургоном". Ситуацию еще обостряют несколько факторов:
• Водители коммерческих авто и маршруток вечно спешат.
• Категория прав - В (легковые), а ведь «Газели» сильно отличаются от легковушек и массой и маневренностью.
• Публика за рулем, как правило, еще та - либо гастарбайтеры, либо торгаши.
• Хозяева «Волг» по-прежнему считают (как и 30 лет назад), что у них самая крутая машина.
6. Мерседес
Диагноз похож на BMW. Мерседес считается наикрутейшей тачкой, дающий права на любой стиль передвижения по дорогам. И так же неважен год выпуска и состояние машины.
7. Субару
Субароиды - категория автовладельцев немножко «не от мира сего». Для них Субару и болид Формулы-1 это примерно одно и то же. А "сделать" на дороге любую другую иномарку - дело чести.
8. Ауди
Чуть менее опасны, чем Мерседесы и BMW, но нередко представляют угрозу на дорогах. Особенно, спортивные варианты автомобилей. Кузов типа купе напрочь способен отвернуть мозг владельцу оного.
9. Грузовики (любые)
Ощущение безопасности (сидят высоко наверху) и безнаказанности порой начисто вышибает из водителей грузовиков любые зачаточные знания об этике поведения на дорогах и правил дорожного движения. Особо любимое занятие - гонки по крайнему левому ряду.
10. Такси (любые)
Тут комментарии излишни. Как правило, приезжая публика за рулем, казенная (не своя) машина и возможность небольшого отступления от ПДД выливаются в кошмар на улице Вязов для всех окружающих водителей.
Наказание за агрессивное вождение
Так как в России официально не принято понятие «агрессивное вождение», то и наказания за него нет. Но стоит заметить, что попытки к его принятию были. Поправки в Административный кодекс в Госдуму внесли представители ЛДПР. Предлагалось ввести ответственность за управление транспортным средством, создающее угрозу аварийной ситуации (агрессивный метод вождения). Однако, предложение не было утверждено, так как сначала необходимо интегрировать сам термин «агрессивное вождение» в ПДД. А также в апреле 2013 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил МВД и Минюсту решить вопрос о введении ответственности за опасное и неосторожное вождение. Но, к сожалению, данный вопрос не решен до сих пор.
В законодательстве большинства стран Европы и Соединенных Штатов Америки присутствуют нормы, в которых установлена ответственность за агрессивное вождение. Вот некоторые виды наказаний:
Страна | Наказание |
Великобритания | Согласно действующим с 1992 года поправкам, опасное вождение карается тюремным сроком до двух лет лишения свободы и (или) штрафом, сумму которого назначает суд в зависимости от тяжести правонарушения. Агрессивный водитель также лишается права управления автомобилем с обязательной пересдачей экзамена по управлению автомобилем. |
Германия | За агрессивный стиль езды автовладелец не только заплатит штраф в размере 250 евро, но и лишится водительских прав сроком на три месяца. |
США | Размер штрафа, который агрессивный водитель должен будет выплатить в различных штатах, колеблется от 500 до 2500 долларов. |
Австралия | За агрессивный стиль езды водителя могут оштрафовать на сумму до 5500 долларов или лишить водительских прав сроком на три года. А за повторное нарушение этого же водителя уже может ждать лишение водительских прав сроком на пять лет или административный арест. |
Япония | Японцы, позволяющие себе агрессивный стиль езды, караются штрафом и исправительными работами в течение 6 месяцев. |
Возможно, если бы в России ввели такие же меры против водителей-агрессоров, ДТП стало бы меньше.
Жертвы агрессивного вождения
Почти в результате каждого ДТП появляются жертвы. На месте жертвы может быть сам водитель, пассажиры или невинные прохожие.
Есть три основных причины ДТП – это агрессивное вождение, вождение в нетрезвом виде и нарушение правил пешеходами. Однако в некоторых источниках можно увидеть и четвертую, которая склоняется к неважному качеству дорог. На таких дорогах за год произошло больше 40 тысяч ДТП. И, согласно статистике, порядка 84 % всех ДТП вызваны именно нарушениями ПДД, а не другими причинами.
Многие ДТП заканчиваются трагически. Таким образом, ежегодно в результате автокатастроф погибает более 1,2 миллионов человек. Так с января по ноябрь 2007 года по информации ГИБДД России только в нашей стране произошло 214 157 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 30 227 человек, ещё 268 070 человек получили ранения различной тяжести.
По данным специалистов из Всемирной Организации Здоровья (World Health Organization) за все годы существования автомобилей, в ДТП уже погибло около 25 миллионов человек.
Федеральные проекты
В нашей стране, хотя и в ПДД нет термина «агрессивное вождение», все равно происходит борьба за соблюдение ПДД.
Примером борьбы может послужить федеральный проект «СтопХам».
СтопХам — некоммерческая организация (НКО), выступающая против хамства и нарушений водителями транспортных средств правил парковки. Участники движения фиксируют на видеокамеру правонарушения и иные незаконные действия автолюбителей и загружают в Сеть Интернет в виде отдельных выпусков. С 2010 существовала в составе проектов «Наши-2.0» и «Сталь» молодёжного движения «Наши». С 2012 года программа преобразована в самостоятельное российское общественное объединение. Последователи движения имеются не только в целом ряде городов России, но также на Украине и в Молдавии.
В качестве основной цели общественного объединения декларируется борьба с нарушением правил дорожного движения и пренебрежением к окружающим со стороны его участников: парковка в неположенном месте, самозахват городской земли для парковок, использование тротуаров для передвижения на автомобиле и т. п. Участники акции ищут неправильно припаркованные автомобили, создающие помехи для окружающих и, при наличии в автомобиле водителя, обращаются к нему с просьбой припарковать автомобиль в соответствии с ПДД. В случае отказа сделать это, либо при отсутствии водителя, на лобовое стекло автомобиля с пассажирской стороны приклеивается круглый стикер с текстом «Мне плевать на всех, паркуюсь где хочу». Процесс, нередко сопровождающийся со стороны водителей оскорблениями и попытками подраться, снимается на видеоносители (телефоны, камеры), после чего активисты проекта монтируют видеоролики, которые выкладывают в Интернете: на YouTube, ВКонтакте и на официальном сайте движения.
Еще одной акцией по борьбе с нарушителями ПДД являются макеты машин ДПС по обочинам Федеральных трасс. Издали муляжи очень похожи на настоящие машины, при виде которых добросовестные водители сбрасывают скорость, тем самым предотвращая ДТП на опасных участках.
Социальный опрос
В процессе работы над проектом проведен опрос учащихся гимназии и их родителей, с целью выяснения отношения к агрессии на дороге.
В опросе принимали участие мои сверстники (14-18 лет) и люди старшего поколения.
Как видно из диаграммы, подавляющее большинство респондентов определило себя как уже состоявшихся водителей или обязательно в недалеком будущем водителями. Только одна треть, по разным причинам, решила остаться пешеходами.
И, к сожалению, больше половины участников, так или и иначе, сталкивались с агрессией на дорогах. Интересное наблюдение, взрослые участники опроса реже сталкивались с агрессией на дорогах.
Практически, 50% отвечают агрессией на выпады противоположной стороны. Еще раз отмечу, что главными участниками опроса были гимназисты. Другой распространенной реакцией является игнорирование агрессивного поведения. Такое понимание ситуации проявляют в основном взрослые.
Большинство опрошенных сходится во мнении, что «агрессивный водитель» это злой и возмущенный.
Настоящим откровением для меня, но отнюдь не для учителя географии, стали ответы на такой простой вопрос.
55% респондентов – нарушители правил!
Но при этом, 64% участников дорожного движения не считают себя агрессивным водителем или пешеходом!
Агрессивный пешеход
И здесь наметилось противоречие. Если 55% нарушают правила ПДД можно ли рассматривать себя как неагрессивного участника дорожного движения? И правомерно ли ввести такой термин как «агрессивный пешеход»? На данный запрос в поисковой сети появился 1 миллион ответов. И все, как один, показывают различные ситуации на дорогах, связанные с поведением пешеходов, от курьезных до трагических. Водители на данный вопрос не сразу находили ответ. Скорее, говорили они, пешеходы не агрессивные, а … невнимательные, бестолковые, без головы на плечах и т.д.
Посмотрим определение: Агрессивное поведение, или агрессия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Нарушение правил дорожного движения со стороны пешеходов, сознательно или нет, разве не попадает под определение? Оцените свое собственное поведение на дорогах.
На площади Победы работает новый светофор на пересечении трамвайных путей. Как только он появился пешеходы не знали и переходили дорогу по привычке. Но теперь, горожане в курсе наличия светофора. Конечно, большинство людей законопослушные граждане, но каждый раз находятся те, кто переходит дорогу на красный свет.
Как переходят дорогу на нерегулируемых переходах? Много ли переходящих обращает внимание на идущий транспорт? Много ли останавливается перед переходом? Никогда не видели, как бывает автомобиль остановился на пешеходном переходе и стоит там, не может тронуться, потому что люди ступают на переход постоянно? Сколько людей переходит дорогу в неположенном месте? Особенно это характерно для остановок общественного транспорта. Хорошо, если водитель вовремя заметил. Но в осенне-зимнее время года, в ненастную погоду, если пешеход одет в темную одежду? Не порождает ли такое наше поведение ответную реакцию уже со стороны водителей.
Проводя аналогию с правонарушением со стороны водителей-агрессоров, агрессивные пешеходы так же проявляют неосторожность, например, переходя дорогу в неположенном месте, рассчитывает быстро «проскочить» и не попасть под машину. Это является умышленным правонарушением.
Никто не оправдывает водителей-лихачей. И, как правило, страдают не агрессивные пешеходы или агрессивные водители, а вполне законопослушные граждане.
И еще одна цифра требует большего внимания для анализа. Большинство гимназистов указали, что отвечают агрессией на агрессию. Кстати, это не характерно для опытных взрослых людей, которые знают, что агрессора можно утихомирить только полным игнорированием. А молодое поколение требует отмщения. Правда, и понятие агрессии у разных категорий может быть разное.
Можно ли придумать достаточное наказание для агрессивных водителей? Можно ли призвать пешеходов действовать на дороге аккуратно, помнить, что вы не одни участники дорожного движения? Если посмотреть на данную ситуацию в целом, наше поведение на дороге как в зеркале отражает поведение в жизни. Из результатов опроса видно, что взрослые люди гораздо спокойнее и умеют принимать поведение людей как данность. Молодые люди более бескомпромиссные, эгоцентричные. Большинство из них, является единственным ребенком в семье. Это накладывает отпечаток и на поведение в обществе, на работе, на дороге. Чтобы изменить отношение водителей и пешеходов к поведению на дороге, необходимо изменить поведение людей среди себе подобных. Закончить хочется словами Б. Шоу
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
Урок-игра с учениками начальной школы
Главной целью урока было ознакомление детей с терминами «агрессивное вождение», «водитель-агрессор», «агрессивный пешеход» и углубление знаний ПДД.
По результатам урока выяснилось, что большая часть детей знала об этих понятиях, но в своем лексиконе не имела точного определения до урока, что говорит о его полезности. Помимо того все ученики назвали основные правила дорожного движения относительно пешехода. Чтобы закрепить полученные знания детям был показан мультик, и предложено разгадать кроссворд, с которым они справились на отлично.
План урока и его наглядные результаты размещены в приложении 2.
Меры, противодействующие агрессивному вождению, первоочередные для России
Обеспечить равенство прав участников движения. Это означает полное отсутствие преимуществ, предоставляемых по каким-либо иным, в том числе статусным признакам. Исключением являются только кортежи первых лиц государства при совершении официальных поездок.
Действовать в соответствии с принципом «дорога не убивает» в повседневном поведении всеми без исключения гражданами, а также при обсуждении и принятии законодательных актов.
Внедрять инструменты гражданского контроля – стимулирование создания организаций профессиональных перевозчиков, неформальных ассоциаций пользователей и прочих гражданских конвенций.
Вносить изменения в нормативно-правовые документы. Прежде всего - дать четкое определение термину «агрессивное вождение», обозначить его отличия от обычного нарушения ПДД посредством указания критериев агрессивности и введению их в российскую нормативно-правовую базу.
Установить систему видеонаблюдения на аварийных участках дорог, пересечениях и съездах.
Установить дорожные знаки, напоминающие о вежливом поведении на дорогах (по аналогии с зарубежной практикой).
Поощрять водителей к поддержке усилий правоохранительных органов по выявлению и наказанию агрессивных водителей посредством сообщений автовладельцев о случаях опасного вождения, свидетелями которых они являлись. Возможно также предусмотреть такую форму сотрудничества полиции и сознательных граждан, при которой правоохранительные органы будут поощрять добровольных помощников, перечисляя на их счет, в случае предоставления доказательства нарушения (например, записи с видеорегистратора) до 20 % от суммы штрафа, который взыскивается с нарушителя.
Вносить изменения в образовательную программу на уровне автошкол:
проводить направленную психологическую работу в автошколах, способствующую быстрой и эффективной адаптации неопытных водителей, знанию возможных психофизиологических особенностей поведения участников движения, их проявлений в дорожном движении и, соответственно, реакции на поведение других участников;
увеличивать количество часов практического вождения при обучении.
Изменять направленность работы в рекламно-информационной сфере. Приоритетным направлением должна стать дорожная безопасность. Необходимо способствовать исключению из рекламной продукции агрессивных образцов и моделей для подражания, подстрекательства к нарушению ПДД и агрессивному поведению, чрезмерного акцента на скоростных возможностях автомобиля. Особенно это касается ресурсов Интернета, где, с одной стороны, практически отсутствует необходимая социальная цензура, а с другой – оказывается мощное влияние на поведение человека.
Обеспечивать формирование первоначальной социально приемлемой положительной модели с ориентацией на безопасное и бережное вождение – то есть ответственное, грамотное и доброжелательное транспортное поведение:
имеется в виду не только соблюдение ПДД, но и элементарных культурно-технических норм: постоянной готовности уступить дорогу, неуместности агрессивной манеры вождения или произвольного маневрирования, доставляющие неудобства другим участникам движения, четкому соблюдению очередности при слиянии потоков и т.п.;
разработка социальных программ, способствующих снижению привлекательности модели «сильного, успешного, всемогущего» агрессора на автодорогах и оказывающих помощь в формировании социально одобряемых жизненных ориентиров;
внедрение системы скидок или бонусов на страхование ТС в случае многолетнего безаварийного вождения.
Пока же все эти меры получат хоть сколь-нибудь заметное место в политике городских властей, предложим экспресс-руководство для российских автомобилистов (за основу взяты меры по «выживанию на дороге», разработанные Национальной администрацией безопасности дорожного движения (NHTSA), публикации Департамента автотранспорта штата Калифорния (State of California Department of Motor Vehicles):
Зеленый стиль вождения – экологично и экономично.
В своей практической деятельности человек использует различные виды транспорта, имеющие передвижные и стационарные силовые установки. Передвижные силовые установки позволяют передвигаться транспортному средству по поверхности (сухопутной или водной, или в атмосфере). Стационарные силовые установки снабжают электрической или другими энергиями видами устройства, совершающие необходимую работу, в том числе и передвижение транспортных средств.
Негативное влияние транспорта на окружающую среду состоит в том, что для его функционирования необходимо топливо, которое само по себе токсично. При работе разных двигателей поглощается кислород и выделяются выхлопные газы, многие из которых отрицательно влияют на природу. Нерациональное использование веществ, применяемых при уходе за двигателями, также загрязняет внешнюю среду. Работа транспорта сопровождается шумом, вибрациями, излучением электромагнитных колебаний, тепловым загрязнением среды обитания. При движении машин по грунтовым дорогам нарушается поверхностный слой почвы, возникает запыление и т. д.
Экологическая небезопасность автомобиля — это неоспоримый факт. Но в условиях, когда железнодорожные билеты дорожают, а электрокары большинству из нас не по карману, автомобиль остается предпочтительным видом транспорта.
Правительственные органы многих стран призывают отказываться от автомобилей в пользу велосипедов или роликовых коньков, объединяться для поездок на работу с соседом или вообще не ездить на службу — работать за компьютером дома. Однако для большинства автомобилистов, привыкших иметь машину и пользоваться ею, не всякая из этих рекомендаций приемлема.
Но выход есть и для тех, кто хотел бы уменьшить вред, наносимый при вождении окружающей среде. Обратите внимание на советы британского журнала «Эколоджист»!
Ускоряйтесь медленно
Простейший способ сократить расход топлива — это вести машину плавно, не агрессивно, без резких ускорений. Переходите на повышенную передачу, когда тахометр показывает 2000 об/мин, если машина бензиновая и 2500 об/мин — если машина дизельная.
Соблюдайте ограничения скорости
По правилам вы и так обязаны это делать, но дело еще в том, что, соблюдая скоростной режим, вы уменьшается вредные выбросы. По расчетам британского целевого фонда Energy Saving Trust, при скорости 136 км/час вы расходуете топлива на 25% больше, чем на 112 км/час. Так что, снижайте скорость!
Не прогревайте автомобиль перед поездкой
Раньше считалось, что прежде чем тронуться, следует прогреть двигатель, однако для современных авто это не обязательно. На холостом ходу расходуется топливо, и ничего, кроме этого, вы не достигнете.
Не держите кондиционер постоянно включенным
Включайте кондиционер только когда очень жарко или очень холодно. Для работы этого прибора требуется много топлива. Возможно, вы удивитесь, узнав, и без него можно иметь комфортную температуру. Попробуйте чуть уменьшить обогрев салона зимой. Вам действительно нравится ездить в мобильной сауне? Комнатной температуры должно быть вполне достаточно.
Убирайте с крыши багажник
Все, что ухудшает аэродинамику автомобиля, увеличивает расход топлива. Это касается багажников, креплений для велосипедов, лыж, «кенгурятников» и всяких крыльев. Вы можете проверить, на сколько снизится расход горючего, когда снимете с крыши крепление для велосипеда.
Облегчайте ваше авто
Конечно, выбрасывать сиденья из салона не стоит. Речь идет только о тех ненужных вещах, которые вы постоянно возите с собой. Если дело происходит летом, посмотрите, не возите ли вы по инерции огромную бутыль с «незамерзайкой»? Может быть, пора убрать ее в гараж? Возможно, вы без надобности возите клюшки для гольфа, и их пора вынуть, особенно если впереди — дальняя поездка?
Проверяйте давление в шинах
Правильное давление в шинах – залог экономичного расхода топлива. Поддерживайте рекомендованное давление, регулярно проверяйте его. Проверить давление и при необходимости подкачать колеса можно бесплатно на любой бензоколонке.
Выключайте двигатель на стоянках
Это, конечно, не значит, что двигатель следует выключать каждый раз, когда машина останавливается. Но если остановка, предположительно, займет более трех минут, делать это стоит. На холостых оборотах двигатель, расходует довольно много топлива.
Воздерживайтесь от поездок на очень короткие расстояния
По мнению специалистов, непрогретый двигатель (а на малых расстояниях двигатель прогреться не успевает) съедает вдвое больше топлива, чем прогретый. Так стоит ли расходовать двойную порцию топлива ради не всегда оправданных целей?
Проверяйте, нет ли на вашем маршруте дорожных работ
Перед поездкой стоит проверить в интернете, нет ли на вашем маршруте аварий или плановых ремонтных работ. Так вы сможете избежать пробок, сэкономить топливо и время.
Ведите учет своих результатов
Получайте удовольствие от того, как вы снижаете расходы на топливо. Если ваш автомобиль оборудован компьютером с функцией контроля среднего расхода топлива, попробуйте достичь наибольшего пробега при наименьшем расходе. Если компьютера нет – можно легко рассчитать пробег и израсходованный объем горючего. Отслеживая свои успехи в деле экономии топлива, вы невольно приучитесь водить машину более эффективно.
ИНТЕРНЕТ-источники
Приложение 1
Таблица 68. Экспорт по видам велосипедов, РФ, 2009-2013 гг (млн долл)
Параметр | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |||
Спортивные | 0,72 | 1,26 | 1,20 | 2,47 | 2,76 | |||
Транспортные | 0,05 | 1,20 | 1,16 | 2,85 | 3,14 | |||
Детские двухколесные | 0,04 | 0,02 | 0,04 | 0,07 | 0,08 | |||
Трехколесные и прочие | 0,00 | 0,01 | 0,03 | 0,05 | 0,06 | |||
Всего | 0,82 | 2,49 | 2,43 | 5,45 | 6,05 | |||
Источник: Федеральная таможенная служба РФ, BusinesStat
Таблица 69. Прогноз экспорта по видам велосипедов, РФ, 2014-2018 гг (млн долл)
Параметр | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |||
Спортивные | 3,12 | 3,49 | 3,95 | 4,46 | 5,03 | |||
Транспортные | 3,44 | 3,75 | 4,09 | 4,47 | 4,88 | |||
Детские двухколесные | 0,10 | 0,12 | 0,14 | 0,17 | 0,20 | |||
Трехколесные и прочие | 0,07 | 0,07 | 0,10 | 0,12 | 0,16 | |||
Всего | 6,73 | 7,44 | 8,28 | 9,22 | 10,27 | |||
Источник: BusinesStat
Приложение 2
План игры-урока
-при переходе улицы следует посмотреть сначала налево, а затем, находясь уже посередине дороги, – направо;
- переходить улицу следует только в тех местах, где установлен специальный знак – «Пешеходный переход»;
- если нет возможности воспользоваться подземным переходом, нужно найти переход со светофором;
- за пределами города дети могут идти по краю дороги только с взрослыми, причем навстречу движущемуся транспорту;
- трамвай или автобус опасно обходить как сзади, так и спереди. Для того чтобы перейти улицу следует дойти до пешеходного перехода;
- выбегать на дорогу категорически запрещается. Перед тем, как ее перейти, необходимо остановиться;
- на тротуаре или на проезжей части играть строго запрещено;
- самым лучшим вариантом для перехода улицы является следование за группой пешеходов.
7. В заключение я предлагаю вам проверить свои знания, разгадав кроссворд. Кроссворд разгадывается по группам.
Почему Уран и Нептун разного цвета
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Рисуем домики зимой
Вокруг света за 80 дней
Зимний дуб