В настоящее время визуальная поэзия вызывает большой интерес среди читателей, даже среди тех, кто плохо знаком с классической лирикой. Поэзия, рассчитанная на зрительное восприятие, - это литературная игра, в которой молодежь с удовольствием принимает участие. В частности, многие пользователи Интернета тренируются в написании акростихов и подают свои творческие опыты на различные виртуальные конкурсы. В этом смысле, выбранная нами тема исследования вполне актуальна.
Я поставила перед собой задачу формирования у моих учениц художественного вкуса, поэтому особенную важность придавала этапу сбора материала. Груздевой Свете и Овчаренко Анне удалось, на мой взгляд, отобрать для исследовательской работы несколько десятков акротекстов хорошего художественного уровня. Поскольку все понравившиеся произведения невозможно было включить в текст доклада, у школьниц возникла правильная мысль о необходимости приложения.
В работе этого типа не предусматривался целостный анализ каждого стихотворного произведения, целью исследования мы поставили создание простейшей типологии, классификации имеющихся акротекстов. На школьном уровне не имело смысла вводить новую терминологию — и ученицы использовали популярный на конкурсах акростихов термин «хребет» для обозначения вертикальной надписи по левому краю произведения, которая и определяет особенность этого типа стихов. Так возникла классификация «по хребту», которая удобна в первую очередь из-за простоты.
Ученицами были подобраны убедительные примеры, подтверждающие правомерность такой классификации.
Главной ценностью данной работы я считаю «встречу» учениц с большим количеством стихотворных текстов, представляющих одну из сторон поэтического творчества. Школьницы ознакомились с историей возникновения акростиха, с хорошими образцами визуальной поэзии. Мы вместе радовались произведениям Юнны Мориц, которые являются замечательными стихами даже сами по себе, без формального усложнения, которое требует акростих.
Думается, что у визуальной поэзии и в самом деле есть будущее, ведь в настоящее время у людей визуальное восприятие явно преобладает над вербальным. Акростих же соединяет в себе словесный текст и картинку. Психологи считают, что такого типа произведения можно использовать для рекламы, так как даже едва замеченная вертикальная надпись воздействует на подсознание читателя. В любом случае этот тип поэзии имеет право на существание и значит, его изучение представляет определённый интерес.
Вложение | Размер |
---|---|
gruzdeva_ovcharenko2015.doc | 69 КБ |
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тайны русского акростиха
Выполнили
Ученицы 8А класса
МБОУ Гимназия № 3 г. Дубна Московской области
Груздева Светлана,14 лет и Овчаренко Анна,14лет.
Научный руководитель
Мадигожина Наталья Валентиновна
г. Дубна
2015 г.
Оглавление.
Введение.................................................................................................3.
Глава 1. Теория и история акростиха................................................4-5.
Глава 2. Посвящение и подпись.........................................................6-8.
Глава 3. Стихи-загадки...........................................................................9.
Глава 4. Реклама и антиреклама......................................................10-11.
Глава 5. Вертикальное название...........................................................12.
Глава 6. Спонтанный акростих........................................................13-14.
Выводы....................................................................................................14.
Список литературы.................................................................................15.
Приложение........................................................................................16-21.
Введение.
Материалом для исследования послужили русские акростихи от 17 века до наших дней. Интерес к подобным произведениям пробудился у нас после знакомства с великолепным поэтическим сборником Юнны Мориц «Ванечка», целиком состоящим из акростихов. Однако если большинство цитируемых нами акротекстов других авторов легко находятся в Интернете и в обычных печатных изданиях, то «Ванечку» нам пришлось собирать «по частям». По какой-то причине даже на личном сайте Юнны Мориц размещена только обложка этого сборника, в магазинах эта книга давно уже стала редкостью, а новым тиражом не выходила. Этот сборник поэтесса подарила в 2002 году своему единственному внуку, и отдельные произведения нам удалось найти лишь в периодической печати 2002 года: «Дед Мороз в тулупе ярком/ Едет к Ванечке с подарком,/ Даст он Ване пряничка,/ Мою книгу «Ванечка»! (« Дед Мороз», [1]) Около десятка акротекстов из «Ванечки» были нами неожиданно найдены в журнале «Крестьянка». Женский журнал рекомендовал молодым мамам эту литературную новинку.
Наше знакомство с акростихами других авторов не шло гладко. В визуальной поэзии, частью которой является акростих, есть большой недостаток — сам текст произведения нередко осознается как вторичный, читатель в первую очередь глазами и сознанием воспринимает вертикальное слово или фразу, оценивает мастерство виршевика — и только потом начинает читать текст целиком, оправдывая его содержательные несовершенства трудностью формы.
Однако при создании акростиха все решает талант, как и при написании обычного произведения. Отличные акростихи некоторых авторов доказывают, что и такой вид лирики имеет право на существование! К тому же некоторые ученые нашего времени считают, что практическое применение визуальной (рассчитанной на зрительное восприятие) поэзии имеет широкие перспективы, особенно в сфере посвящений, поздравлений и рекламы.
После знакомства с несколькими сотнями акростихов разных авторов, мы поставили перед собой цель разделить эти тексты на группы, то есть классифицировать их. Перед нами стояло несколько задач :
- выбрать из имеющихся у нас текстов акростихи хорошего художественного уровня,
- разработать простую классификацию произведений без введения новой терминологии,
- обосновать деление стихотворений именно на эти группы.
Основные методы данного исследования : чтение, анализ, сопоставление.
1. Теория и история
АКРОСТИХ — стихотворение, начальные буквы каждой строки которого составляют слово или фразу. Возник в Древней Греции и название его происходит от греческого «акрос» - «находящийся на краю». Акростих рассчитан на зрительное восприятие, на слух он неощутим. Считается, что акростих является изобретением Эпихарма, греческого филолога и драматурга, жившего в Сиракузах в V в. до н.э. Фактически акростих был для него методом установления авторства своих работ: в его тексты было "вшито" собственное имя.
В русской поэзии акростих распространился в 17 веке. Изучая рукописные тексты 17-18 веков, исследователи установили, что составление акростихов было особенно популярным среди поэтов-монахов, сторонников патриарха Никона. Выдающимся мастером сложных акростихов был иеромонах-никоновец Герман, умерший в 1682 г. Почти в каждом акростихе он зашифровал свое имя.
Примерно в это же время появились акростихи - посвящения. В «Букваре» поэта Кариона Истомина, изданном в 1694 году, напечатан, например, акростих, посвященный царевичу Алексею.
Иногда «хребтом» акростиха служила целая фраза. Одна из самых длинных фраз состояла из 100 букв: «Преславному и благочестивому господарю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всея Русии и самодержцу радоватися». Впрочем,исследователи древнерусской литературы утверждают, что и эта длина «вертикальной фразы» не предел. Для акростишной фразы в 17 веке, когда особенно распространился этот вид текстов в нашем Отечестве, становится стандартом следующий рисунок: такому-то радоватися — такой-то челом бьет. Было даже составлено пособие для написания акростихов: «Краестрочный алфавит».
Но чаще всего по вертикали уже несколько веков поэты размещают либо имя того, кому посвящено произведение, либо подпись автора текста.
Нередко современные исследователи называют надпись по левому краю стихотворения «хребтом», мы также воспользуемся в своей работе этим условным термином.
«Древнерусские виршевики писали акростихи вполне серьезно, они читали и чтили греков и латинян , хотели сравниться с ними в мастерстве. Это была радость освоения самой стихотворной формы. Силлабисты тщательно вписывали свои имена в начало строк, авторизуя послания в будущее. Для них это был и своего рода религиозный акт, если учесть, что religio есть связь. Строки таким образом как бы перевязывались — акростих, эта вертикальная строка, связывал небо с землей и одновременно служил обручем стихотворного сосуда. Во всяком случае, защитой от забвения. Разве не интересно узнать через три века, что это «монах Герман писах»...» - утверждает Сергей Бирюков. [2, 56]
В 18 веке дань акростиху отдал Державин, создав несколько небольших визуальных текстов.
Классическая поэзия 19 столетия в целом оказалась равнодушна к этому виду литературной игры, хотя несколько альбомных стихов поэтов пушкинской поры мы приведем в приложении.
Зато настоящий расцвет акростиха пришелся на начало ХХ столетия. В эпоху серебряного века акростих занимал Брюсова и Анненского, Северянина и Городецкого, Гумилева и Ахматову. Есть акростихи и у Сергея Есенина.
Во второй половине ХХ века, как и в наши дни, акростих не редкость. Но были и есть в этой области авторы-рекордсмены, сочинившие по несколько десятков акротекстов (например, Николай Глазков).
Но, кажется, только Юнна Мориц написала целый сборник замечательных акростихотворений.
В наши дни в Интернете регулярно проводятся конкурсы акростихов, тысячи пользователей создают свои «шедевры» и выкладывают их на всеобщее обозрение. Был даже конкурс, в котором нужно было написать акростих об акростихе.
Развитие акростиха в ХХ веке пошло по пути комбинирования и усложнения его форм. Авторы начинают уделять внимание не только первым, но и средним (месостих), или, например, первым и последним буквам строки.
ПОДПИСЬ
И если тексты все прочлИ
Вы, то поймете: я ворчлиВ,
А жизнь моя не так легкА.
Но мил моей судьбы капкаН. ( Иван Чудасов)
В некоторых акроконструкциях возникают слова, читаемые по диагоналям. Мы оставим за рамками нашего исследования все суперсложные конструкции и ограничимся акростихом как таковым, то есть попробуем классифицировать группы текстов, в которых слово или фраза прочитываются по левому краю стихотворения.
Современные виршевики советуют составлять акростих таким образом: разместить колонкой желаемое слово, а затем по этим начальным буквам писать стихотворение. [3, 28] Считается, что простой акростих может сочинить каждый человек. Зачем же нужны подобные произведения и есть ли у них будущее? Мы попытаемся обозначить свою точку зрения по этому поводу, а также предложить простую классификацию акростихов.
2. Посвящение и подпись
Итак, раньше всего возникли акростихи, где «хребтом» было имя автора или посвящение. Как было сказано выше, один из первых русских создателей акростиха, иеромонах Герман, вставлял в стихотворения своеобразную подпись: «Герман монах моляся писах».
Господа славяще ясно,
елико мощно и гласно,
Рай нам ныне отверзшаго,
мертвых всех воскресившаго.
Аггелов царя поюще,
на слышание завуще... и т.д.
Гимнов Богу с авторской подписью у монаха Германа найдено более десятка. Исследователи древнерусской литературы считают, что в эпоху, когда указывать авторство, особенно в церковной литературе, было делом непозволительным, эта вертикальная подпись могла считаться тайнописью. Гимны исполнялись, а не читались, а имя автора можно было воспринять только зрительно. Таким образом это была общая тайна «посвященных» церковнослужителей, которые таким образом все-таки хотели оставить свое имя в истории.
Другое дело — светские произведения, особенно посвященные другим, высокопоставленным людям! Так Симеон Полоцкий в книге «Рифмологион» (1667) посвящает акростих царю Алексею Михайловичу («ЦАРЮ АЛЕКСЕЮ МИХАЙЛОВИЧУ ПОДАИ ГОСПОДИ МНОГИЕ ЛЕТА»), тоже располагая по левой вертикали целую фразу. У Полоцкого мы нашли еще около десятка акростихов с посвящениями разным важным лицам. Такие произведения и преподносились в качестве подарка как акростихи, технической сложности которых нужно было удивляться!
Меньше всего русских акростихов, как ни странно, приходится на «золотой век» русской поэзии. Однако товарищ А.С.Пушкина по Лицею, Илличевский, писал акропародии на лицеистов - Горчакова, Белина, Пущина... Николаю Ржевскому Илличевский шутливо предрекал скорую смерть, написав такую акроэпитафию:
Родясь как всякий человек,
Жизнь отдал праздности, труда как зла страшился,
Ел с утра до ночи, под вечер спать ложился;
Встав, снова ел да пил, и так провел весь век.
Счастливец, на себя он злобы не навлек;
Кто, впрочем, из людей был вовсе без порока?
И он писал стихи, к несчастию, без прока.
Последнюю букву фамилии РжевскийЙ автор опустил в виду технической сложности, которую позднее смогли обойти, как мы увидим, Юнна Мориц и автор текста о Дмитрии Быкове.
Но, как утверждает стиховед Холшевников, в 19 столетии акростих как форма поэзии не воспринимался всерьез и встречался лишь в альбомных стихах и дружеских посвящениях. [4, 34] Того серьезного, почти мистического значения, которое придавали акростиху древнерусские поэты и будут придавать некоторые авторы серебряного века, в 19 веке замечено не было.
Зато акростих стал необычайно популярен во время серебряного века, то есть в начале ХХ столетия. Акмеисты и символисты посвятили десятки акротекстов поэтам, которых чтили. М.Кузмин — Брюсову (Валы стремят свой яростный прибой...1906), Николай Гумилев — конечно, Анне Ахматовой (Аддис-Абеба, город роз..., 1911), Валерий Брюсов - Игорю Северянину (И ты стремишься ввысь, где солнце — вечно..., 1912), Игорь Северянин - Валерию Брюсову (Великого приветствует великий...,1912), Борис Пастернак – Марине Цветаевой (Мельканье рук и ног и вслед ему..., 1926) и так далее.
Иногда к имени добавлялся эпитет типа "прекрасная Кати"или «милой Анне»...
В ХХ веке, как и в нынешнем столетии, этот тип акростиха был также очень распространен. В наше время некто Джуди Белкин написал и разместил в Интернете такой акростих-посвящение:
Да я не Байрон! Я же и не Блок.
Мне все равно — фонарь или аптека,
И все же я слегка усвоить смог
Татарской речи звук в раю Артека.
Решил: пора выдавливать раба,
И вот давлю по капле эти гены:
Йок — значит нет: привычки неизменны,
Бар — значит есть: ну, стало быть, судьба.
Ылдыз — звезда. Я — Принц, но где ж мой Лис?
Крым, райский мой пейзаж, исчез в тумане:
О, йок и бар, мечта об инь и яне!
Вставай, луна. Свети, моя ылдыз.
Мы были уверены, что Д. Быков сам написал этот акростих, но потом нашли в Интернете такую информацию: Джуди Белкин - преподавательница русского языка и литературы в английском колледже. Она пишет о себе: «Двуязычна благодаря воспитанию в смешанной семье... Иногда сочиняю небольшие стихи..., скорее шуточные, нежели серьезные. Родилась ближе к середине прошлого (двадцатого) столетия, чем к его концу. В детстве была вундеркиндом, потом перестала им быть. Любимые русскоязычные поэты: Пушкин, Баратынский, А.К.Толстой, Ходасевич, Мандельштам, Бродский. О ныне живущих умолчу.» Впрочем, вполне вероятно, что Дмитрий Быков придумал себе не только псевдоним, но и литературную биографию, и тогда не случайно, что коллега нашего поэта имеет те же инициалы — Д.Б.!
3. Стихи — загадки
Интересный тип акростиха представляют загадки, где отгадка дается по левой вертикали. Даже Г. Державин уже забавлялся созданием подобных текстов:
Родясь от пламени, на небо возвышаюсь;
Оттуда на землю водою возвращаюсь!
С земли меня влечет планет всех князь к звездам;
А без меня тоска смертельная цветам.
(ок. 1805)
Поэты «золотого века» также баловались, сочиняя акрозагадки: так, например, Лев Мей намекает приятельнице, какое он вино предпочитает, с помощью акростиха. (“Рябиновка», см. приложение)
Поэт Ю. Нелединский-Мелецкий (1752-1828) так восхвалял дружбу:
Довольно именем известна я своим;
Равно клянется плут и непорочный им,
Утехой в бедствиях всего бываю боле,
Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых душ могу служить одна,
А меж злодеями – не быть я создана.
Сергей Городецкий в начале ХХ столетия восхищался книгой:
Кто когда бродил в тумане
Ночью, в холоде, во мгле,
Иль в людском земном обмане,
Гордо знает, что земле -
Альфа света, солнца, знаний?
Если читатель не ожидает, что перед ним акростих, то он невольно задумывается, пытаясь разгадать загадку.
«А ларчик открывается так просто...»
4. Реклама и антиреклама
В первые годы Советской власти акростихи часто несут задачу агитации: как указывает в своем словаре А.Квятковский, в 1922 году в газете «Правда» появляется стихотворение, где «начальные буквы составляют фразу «Подпишись на «Правду» ». В кооперативном журнале «Город и деревня» за 1924 г. (№11-13) помещен рекламный акростих, в котором начальные буквы стиха составляют фразу «Принимается подписка на «Город и деревню» ».[5]
Акростих может быть коварен. Известна история с молодежной газетой, в которой нагоняй получили сразу трое журналистов за пропущенное в печать ругательное акростишное посвящение Хрущеву. Главный редактор журнала, которого чуть не сняли с работы, оправдывался тем, что он не китаец и не японец, чтобы читать стихи по вертикали!
Вообще ругательства встречались нам в акростихах 20 — 21 веков довольно часто, но мы не считаем этичным их здесь приводить. Авторы подобных стихов, как правило, неизвестны, хотя неплохой художественный уровень некоторых стихотворений позволяет предположить, что они написаны настоящими поэтами. Вот перед нами пример произведения, которое, скорее всего, было ответом на акростих с хребтом «дурак» или « такой-то дурак»:
Сижу на крыше: в темноте
Антарес яростный сияет;
Мерцая в томной маете,
Денек прекрасный тихо тает.
Уран плывет среди огней,
Растущих, как цветы, из мрака,
Алеет Вега ярче мака,
Кольцом Сатурн опутал Змей...
( Автор неизвестен)
Здесь мы видим ответный выпад, то есть надпись « сам дурак!»
По левой вертикали авторы размещают иногда и политические выпады. «Смелый» автор , как правило, предпочитает не указывать собственного имени. Нам удалось найти несколько анонимных акростихов, посвященных Сталину, которые содержат не вполне пристойные выпады в адрес мстительного Вождя.
Так было и в прошлых веках. Неизвестный автор, выразив свое мнение по поводу моральных качеств современника своего, Аракчеева, до сих пор остался неизвестным.
Ангелов племя,
Рыцарь бесов,
Адское семя
Ключ всех оков!
Чувств не имея,
Ешь ты людей,
Ехидны злее,
Варвар! Злодей!
(Около 1823)
В таких акростихах читаемый по вертикали текст не имеет прямого отношения к содержанию стихотворения. Это средство обойти цензурные запреты. В прессе встречаются упоминания об об опубликованном в советской периодике акростихе Николая Глазкова «Дорогому Леониду Ильичу». Ирония возникала потому,что само стихотворение, посвященное «хребтом» Генсеку, носило исключительно лирический характер.
Еще смелее для советского времени было стихотворение Евгения Шешолина с хребтом «Христос воскрес».
В литературных кругах известна история воронежского поэта Павла Мелехина, продававшего свои стихи более удачливым советским авторам и однажды, вместо собственной авторской подписи, зашифровавшего в первых буквах акростиха своё негативное отношение к зажиточному Михаилу Касаткину, купившему и опубликовавшему стихотворение, которое здесь не приводим опять же ввиду его непристойности. Таким образом «антиреклама» обычно представляет собой некую «фигу в кармане», которую долго или вовсе не замечает тот, кому она предназначена, так как оскорбленный даже не предполагает, что перед ним акростих.
Подобные акростихи сближаются по функции с загадкой, где отгадка дается по вертикали.
5. Вертикальное название.
С течением времени поэты все чаще выносили в «левую вертикаль» основную мысль произведения, запрятывали туда название текста. Акростихи часто использовались и для деликатного выражения мыслей и чувств. Например, в "хребте" могло быть записано: "Прости меня", "Люблю другую", "Не уходи". Мы приводим в приложении несколько таких акротекстов, написанных поэтами конца 20-начала 21 века.
Однако, мы нашли всего один пример, когда поэт целый сборник посвятил таким акростихам. Это сборник Юнны Мориц «Ванечка». В этих акростихах сначала радуешься великолепным текстам, попадаешь в настроение, и только потом замечаешь, что название стиха или его главная мысль повторяются еще и по вертикали.
Кто не слышал и не смотрел милых, детских песенок и мультфильмов, таких как: «Собака бывает кусачей», «Большой секрет для маленькой компании», «Ёжик резиновый», «Крошка Енот», «Земляничный дождик»? Слова к этим песням и сценарии к мультфильмам написала Юнна Мориц. В 2004 году вышла её большая красивая книга «Двигайте ушами», на обложке ею давно придуманная надпись «Для детей от 5 до 500 лет». В рецензии на эту книгу Гранкина Н.Е. пишет так: « Её стихи, это её дети, которых она очень любит и позволяет им практически всё. Детским стихам Мориц можно всё – нарушать законы стихосложения и законы цивилизованной речи вообще. И вместо этого создавать свои – «законы игры, смешного сна, весёлой путаницы, когда можно выдумывать всё, что угодно, фантазировать, сочинять небывалые слова, отправляться со слонихой, Слонёнком, Слоном в гости к дельфинам, ловить сачком и удочкой Бегемота и Кашалота и собирать Букет Котов.» [6, 14] У Юнны Мориц в её детских стихах вы не найдёте назидания. Грустить, творить, фантазировать, дурачиться, капризничать ребёнок имеет полное право. По мнению Юнны Петровны, детей нужно воспитывать с любовью, иногда баловать, «их нужно освобождать от всех запретов, которые не наносят им и окружающим физический вред». Своим творчеством поэтесса пытается оградить детей от зла этого мира. В предисловии к сборнику «Большой секрет для маленькой компании» (1993 г.) Юнна Мориц признаётся в любви к тем, кто всегда растёт, с кем всё время что-то случается, кто способен задать три вагона вопросов и умчаться в мир волнующих приключений, опасностей и великих открытий. Она признаётся в любви к детям и, конечно же, к своему обожаемому внуку Ванечке, которому и подарила целую книгу акростихов!
6. Спонтанный акростих.
Поэт С. Бирюков утверждает, что акростих может возникнуть и спонтанно. Так, он сам, дескать, заметил начало имени Велимир в своей композиции «Белый ворон», когда написал четыре строчки; на пятой строке акростих в принципе завершился, приобретя довольно редкую форму, но рука продолжала двигаться и остановилась только по завершении еще двух строк. И так получилось, что произведение посвятилось поэту - футуристу Велимиру Хлебникову!
Спонтанный акростих автор может вообще не заметить. Обычно он захватывает три, реже — четыре строки. И тогда появляются разные случайнорожденные «коты», «лбы»... Возможно, злую шутку сыграло сочетание букв с В. Субботиным в его «Листках календаря»:
Блеск молнии над головой,
Листва защелкала сердито,
И океан воды живой
На землю хлынул через сито.
Однако соотношение сознательного — бессознательного в таких случаях до конца не ясно. Многие исследователи долгое время считали спонтанным акростихом предсмертное стихотворение Г.Державина, где по левой вертикали читалось : «РУИНА ЧТИ»... «ЧТИ» в то время означало «чести». [7,565] И таким образом горькая ирония вертикальной надписи произведения Державина вполне соответстует содержанию его текста, в котором главная мысль — что время смывает и разрушает все. Но все-таки после Поэта остается Памятник — его стихотворение, которое до потомков дойдет уже «руиной». От былой славы останутся одни обломки...
На данный момент в литературоведении победила точка зрения, что стих «Река времен в своем стремленьи...» был акростихом вполне сознательным. Такую идею развивает, например, А.Левицкий в своей статье «Образ воды у Державина и образ Поэта», почти целиком посвященной этому акростиху 18 столетия:
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.
Разумеется, в акростихе, как и в любом другом художественном произведении, все решает талант. В нашей подборке есть блистательные примеры виртуозного владения этой на самом деле сложной формой. Есть и альбомные вещи.
Выводы
Итак, мы выделили по «хребту» следущие типы акростихов:
1. Подпись и посвящение.
2. Загадка.
3. Реклама и антиреклама.
4. Вертикальное название.
Можно , конечно, выделить в отдельную группу и «спонтанный акростих», но текстов такого типа все-таки не очень много.
Использованная литература.
1. Юнна Мориц. «Ванечка». Челябинск, «Автограф», 2002.
2. Бирюков С. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма М.: Наука, 1994. - 288 с. Пособие для учащихся.
3.Н.Шульговский. Занимательное стихосложение. Москва, изд. Дом Мещерякова, 2009 год, - 205 с, с.25-30.
4.Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология. Составитель В.Холшевников. , Ленинград, ЛГУ, 1983 — 448с.., с.34
5.Александр Павлович Квятковский «Школьный поэтический словарь» Москва, Дрофа, 2000.
6. Гранкина Н.Е. Вступит. статья к сб. Юнна Мориц. Двигайте ушами. Росмэн-Пресс, 2003. -152с.
7.Левицкий А.А. Образ воды у Державина и образ поэта /А.А. Левицкий// XVIII век : сборник ст. / отв. ред.Н.Д. Кочеткова. – СПб. : Наука-СПб., 1996 .
8.Г.Державин, Н.Карамзин, В.Жуковский. Стихотворения. Повести. Публицистика. Книга для ученика и учителя.Москва, АСТ-Олимп, 1998.- 750с.
О путнике
Горячо - холодно
Под парусами
Барсучья кладовая. Александр Барков
Астрономический календарь. Февраль, 2019