Проект
Вложение | Размер |
---|---|
svyashchenniki_vov.doc | 77.5 КБ |
svyashchenniki_1.pptx | 2.61 МБ |
МОУ Федюковская СОШ
Подольский городской округ
Тема проекта: «Православные священнослужители в годы Великой
Отечественной войны».
Подготовила: Алиева Джамиля
4 класс
Руководитель: Демкина И.Е.
2016 г.
Содержание.
1. Введение.
2. Православные священнослужители в годы Великой
Отечественной войны.
3. Заключение.
Введение.
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих.
К. М. Симонов
Тема, которую я выбрала для своей работы, очень актуальна, поскольку имеющиеся на сегодняшний день исследования не позволяют дать полную и объективную оценку деятельности Русской Православной церкви в годы Великой Отечественной войны. Эта тема плохо изучена, так как долгое время в нашей стране церкви уделялось мало внимания, многие религиозные традиции были просто забыты. Материалы о деятельности церкви в годы войны были мало кому доступны и хранились в архивах.
Актуальность.
Эта тема остаётся актуальной и в наши дни, когда возрождается и укрепляется православная вера, а церковь снова становится одним из важнейших нравственных авторитетов для большинства людей. Сейчас, в наше неспокойное время, в случае опасности, грозящей нашей стране, русскому народу снова потребуется то духовное единство, которое поможет ему выстоять и одержать победу. Оплотом этого духовного единства в наши дни снова становится православная церковь.
Цель моей работы - показать значение подвига русского духовенства в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
Предметом исследования является вклад служителей русской православной церкви в победу СССР над фашистской Германией, их роль в военных событиях этого периода.
Изучаемая проблема: до сих пор бытует точка зрения, что РПЦ не играла значимой роли в военных событиях 1941-1945 годов, что её участие в войне было незначительным и не оказало существенного влияния на победу. Я хочу опровергнуть эту точку зрения и доказать обратное.
Ожидаемые результаты: доказать, что деятельность РПЦ в годы Великой Отечественной войны внесла значительный вклад в победу.
Практическая значимость работы заключается в попытке:
собрать воедино информацию из различных источников и литературы об участии РПЦ в событиях Великой Отечественной войны;
показать неразрывную связь православной церкви и русской истории на протяжении XX века;
осветить роль церкви в суровые годы военных испытаний;
привить уважение, интерес к церковной истории и истории Отечества.
Методы: поисковый, мини-исследование, анализ литературы, описательный и сравнительно-исторический методы.
Православные священнослужители в годы Великой Отечественной войны.
9 мая - день Победы в Великой Отечественной войне, день памяти и славы, когда мы вспоминаем и чествуем воинов-освободителей, тружеников тыла – героев, чьими усилиями были повержены фашисты.
Победа досталась нам очень дорогой ценой - официальные сводки говорят о 27 миллионах погибших. Представьте, что если по каждому павшему объявить минуту молчания, то нам пришлось бы замолчать на 32 года! Героизм людей, их самоотверженность и боевой дух вдохновлялся обращениями православных священников. Православная Церковь на протяжении всей русской истории жила одной жизнью со своим народом и в дни Великой Отечественной войны, она вместе со всей страной переживала несчастье, обрушившееся на нашу Родину, целиком отдавая себя на службу ей. В первый же день войны она благословила всех православных на защиту отечества, назвав дело этой защиты всенародным подвигом.
22 июня 1941 года глава Православной Церкви в России патриарший местоблюститель Сергий обратился к пастырям и верующим с посланием, собственноручно напечатанным на машинке и разосланным по всем приходам. В этом послании он выражал уверенность в том, что с Божией помощью русский народ развеет в прах фашистскую вражескую силу. Митрополит вспоминает имена Александра Невского, Димитрия Донского, «неисчислимые тысячи наших православных воинов», которые жертвовали своей жизнью ради веры и родины. В послании к верующим говорилось о вероломстве фашизма, звучали призыв к борьбе с ним и глубокая вера в то, что русский народ «развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им и по плоти, и по вере». Митрополит Сергий призывал в «тяжкий час испытания» всякого помочь Отечеству тем, чем сможет. «Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь дарует нам победу» – такими словами заканчивается его обращение. Откликаясь на все основные события военной жизни страны, митрополит Сергий в годы войны обращался к пастве с 23 посланиями, и во всех них выражалась надежда на конечную победу народа.
Церковь не только утешала верующих в скорби, но и поощряла к самоотверженному труду в тылу, мужественному участию в боевых операциях, поддерживала веру в окончательную победу над врагом, способствуя тем самым формированию высоких патриотических чувств и убеждений среди тысяч соотечественников. Кроме того, от имени церкви подвергались осуждению дезертирство, сдача в плен, сотрудничество с оккупантами.
Таким образом, с первых дней Великой Отечественной войны церковь начала вдохновлять население СССР на борьбу с врагом, что оказало огромное влияние на подъём патриотических настроений именно тогда, когда это было наиболее необходим: в тяжёлые первые месяцы военных поражений. Это помогло советскому народу собраться с духом и постепенно одолеть врага.
Еще одним направлением патриотической деятельности РПЦ было активное участие во всесоюзном сборе средств на нужды Красной армии, в помощь раненым бойцам и их семьям, на сооружение танковых колонн и авиаэскадрилий. Сборы денежных пожертвований по приходам начались уже летом 1941 г.
Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий в послании московской пастве 14 октября 1941 г. призвал благословение Божие на всех тех, кто своими «трудами и пожертвованиями содействует нашим доблестным защитникам», а 30 декабря 1942 г. обратился к верующим и духовенству с призывом собрать средства на сооружение танковой колонны имени Димитрия Донского. Православный народ собрал более 8 миллионов рублей, на них были выстроены 40 танков, которые митрополит Николай (Ярушевич) 7 марта 1944 г. передал Красной армии. Сорок танков "Т-34", которые составили общецерковную танковую колонну, были построены на заводе Челябинска. Их передача частям Красной Армии состоялась у дер. Горелки, северо-западнее Тулы, по месту расположения комплектующих военных лагерей. Грозную технику получили 38-й и 516-й отдельные танковые полки. Учитывая высокую значимость патриотического акта верующих, в день передачи колонны состоялся торжественный митинг, на котором перед танкистами по поручению Патриарха всея Руси Сергия (Страгородского) выступил митрополит Николай Крутицкий. Это была первая официальная встреча представителя духовенства РПЦ с бойцами и командирами Красной армии.
Зимой 1942/1943 г. на студии Ленкинохроники при участии митрополита Николая (Ярушевича) был снят документальный фильм о сборе ленинградскими верующими средств на танковую колонну имени Димитрия Донского и эскадрилью имени Александра Невского. На истребителе с надписью на борту «Александр Невский» сражался известный лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, Александр Дмитриевич Билюкин. Всего за войну он выполнил 430 успешных боевых вылетов, в 36 воздушных боях лично сбил 23 и в составе группы 1 самолёт противника.
Русская Церковь с помощью верующих с 1941 по 1943гг внесла в Фонд обороны 200 миллионов рублей. К концу войны общая сумма средств, переданных на нужды обороны, увеличилась до 300 миллионов рублей.
Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны проводилась по многим направлениям: ободряющие послания и проповеди к пастве; идейная критика фашизма как антигуманной, античеловеческой идеологии; организация сбора пожертвований на оружие и боевую технику, был открыт специальный церковный сбор в фонд помощи детям и семьям бойцов Красной Армии. Собранные Церковью средства шли на содержание госпиталей и раненых, детей-сирот.
Трудно перечислить все виды патриотической деятельности духовенства в тылу во время войны. В прифронтовой полосе при храмах существовали убежища для престарелых и детей, а также перевязочные пункты, особенно в период отступления в 1941-1942 гг., когда многие приходы взяли на себя попечение о раненых, оставленных на произвол судьбы. Участвовало духовенство и в рытье окопов, организации противовоздушной обороны, мобилизуя людей, утешая потерявших родных и кров. В тылу, в сельских местностях, бывали случаи, когда священники после воскресной литургии призывали верующих вместе с ними выйти на колхозные поля для выполнения срочных хозяйственных работ.
Особенно много священнослужителей трудилось в военных госпиталях. Многие медпункты и госпиталя были устроены в монастырях и находились на полном содержании монашествующих.
Покровский женский монастырь сразу после освобождения Киева в ноябре 1943 г. исключительно своими силами организовал госпиталь, который обслуживали в качестве медсестер и санитарок настоятельницы обители, а затем в нем разместился эвакогоспиталь, в котором сестры продолжали работать до 1946 г. Монастырь получил несколько письменных благодарностей от администрации, а его настоятельница игуменья Архелая была представлена к награждению орденом за патриотическую деятельность.
Игуменью Анатолию (Букач), настоятельницу Одесского Михайловского женского монастыря также наградили медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", так как она с сестрами оказала Советской Армии большую помощь медикаментами, продуктами и одеждой.
Протоиерей Павел Успенский, настоятель московской церкви во имя Святого Духа на Даниловском кладбище, в тревожные дни не покидал Москву, хотя обычно он жил за городом. В храме было организовано круглосуточное дежурство: очень тщательно следили за тем, чтобы на кладбище по ночам не задерживались случайные посетители. В нижней части храма было организовано бомбоубежище. Для оказания первой помощи при несчастных случаях при храме был создан санитарный пункт, где имелись носилки, перевязочный материал и необходимые лекарства. Супруга священника и две его дочери принимали участие в сооружении противотанковых рвов. Энергичная патриотическая деятельность священника станет еще более показательной, если упомянуть, что ему было 60 лет.
Многие священнослужители не только словом, но и личным примером учили паству, как защищать Родину. Сотни священнослужителей были призваны в ряды действующей армии. На фронтах служили полковые священники.
Среди священнослужителей – воинов действующей армии – наиболее известны следующие:
Священник Георгий Писанко встретил войну в 45 лет, и, как нестроевой по мобилизации, был причислен к тыловым частям. Но тыл превратился в передовую… Окопы, которые воины готовили для отходивших подразделений, пришлось занять самим и выдержать неравный бой. Оглушённый разрывом снаряда, отец Георгий попал в плен. Выждав благоприятный момент, бежал, но безуспешно. После пыток и издевательств оказался на рытье немецких окопов, откуда вновь совершил побег.
Ярким примером выполнения патриотического долга можно считать жизнь священника В. Ф. Войно-Ясенецкого (1877-1961). Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий - хирург, доктор медицины. Автор 55 научных трудов по хирургии и анатомии, а также десяти томов проповедей. Наиболее известна его книга "Гнойная хирургия". 30 сентября 1941 года. профессор Войно-Ясенецкий перевёлся в г. Красноярск для работы консультантом в многочисленных госпиталях, имевших более 10 тысяч коек. Ленинградский писатель Юрий Герман рассказывал: «С первых же дней работы в Красноярских госпиталях он трудился самозабвенно. Много оперировал, все свои силы и знания отдавал обучению молодых хирургов и, как всегда, тяжело переживал каждую смерть. Питался плохо, часто не успевал даже получать продовольствие по своим карточкам. В операционной у него висели иконы, а перед операцией он разрешал больным целовать крест, висевший у него на груди». До болезни в 1942 году Святитель Лука делал по 4-5 операций в день, работая по 8-9 часов, но после болезни он был вынужден сократить свой рабочий день.
Священнослужители были активными участниками партизанского движения. В тылу врага пастыри, исполняя свой нравственный и патриотический долг, с риском для жизни укрывали красноармейцев, отставших при отступлении или бежавших из плена, вели антифашистскую агитацию среди населения, помогали советским военнопленным.
Александр Федорович Романушко из Полесья, настоятель церкви села Мало-Плотницкое Логишинского района Пинской области, с 1942 по лето 1944 гг. лично участвовал в боевых операциях, ходил в разведку. По его свидетельству, многие священнослужители Полесья были расстреляны фашистами за содействие партизанам. Из его письма, посланного осенью 1944 года митрополиту Алексию, следовало, что число священников в Полесской епархии уменьшилось на 55%. В оставленных некоторыми священниками храмах и местностях, где церкви были сожжены, отец Александр совершал отпевания расстрелянных, заживо сожженных, а также павших на поле боя партизан. И неизменно во время богослужения или при исполнении треб призывал верующих помогать партизанам и защищать родную землю от фашистов. Летом 1943 года к нему обратились родственники убитого полицая с просьбой совершить отпевание. Он приехал на похороны, но отказался совершить таинство и предал покойного анафеме. Тут же он произнес проповедь перед полицаями «…искупите перед Богом и людьми свою вину и обратите свое оружие против тех, кто уничтожает наш народ…». Его послушались, и часть полицаев ушла вместе с ним в партизаны. Через некоторое время, перед строем партизан, о. Александр Романушко был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» I степени. Два его сына также были партизанами, потом перешли в РККА, домой вернулись с орденами.
Протоиерей Иван Иванович Рожанович, настоятель церкви села Сварцевичи, ныне Дубровицкого района Ровенской области, которому к началу войны было около 70 лет, использовал свой дом как место встреч подпольщиков с партизанскими разведчиками. Отец Иоанн стал ценным помощником партизан, выполнял сложные задания и поручения, был членом антифашистского комитета. С личным участием о. Иоанна предпринимались рискованные шаги «челночной дипломатии» между бургомистром г. Высоцка Тхоржевским, комендантом полиции полковником Фоминым и партизанским командованием. И эта смертельно опасная игра принесла свои плоды: были освобождены пятнадцать партизанских заложников села Велюни. Кроме того, на сторону партизан перешел вооруженный отряд казаков из гарнизона РОА г. Высоцка и полицейские части во главе с полковником Фоминым. В январе 1943 года возникла угроза уничтожения партизанского села Сварцевичи. Отец Иоанн встретился с полковником дивизии СС и убедил его в мощи и силе партизан, которой на самом деле не было. Немцы испугались и начали отступать.
Георгиевский кавалер Первой мировой войны, священник псковского села Хохловы Горки Порховского района Федор Андреевич Пузанов стал разведчиком советской партизанской бригады. Пользуясь относительной свободой передвижения, разрешенной ему оккупантами как священнику сельского прихода, отец Федор вел разведывательную работу, снабжал партизан хлебом и одеждой, сообщал данные о передвижениях немцев. Отец Федор спас 300 советских граждан от угона в Германию, уведя людей в известное только ему место. Он сотрудничал с партизанами 5й бригады, и её командир, герой СССР, Константин Карицкий, вручал медаль священнику на сохранившемся фото. В январе 1944 г. он, рискуя жизнью, предотвратил угон в немецкий плен односельчан, за что был награжден медалью «Партизану Отечественной войны II степени».
Многие служители РПЦ пострадали от немцев за сотрудничество с советскими партизанами. Они проявили особое мужество и заслужили славу и память поколений. К ним относятся:
Николай Иванович Пыжевич, настоятель церкви в Старом Селе Ракитовского района Ровенской области вместе с семьёй с первых дней войны помогал партизанам, в домах верных ему людей распределял тяжелораненых, которых впоследствии лечили всем миром. Занимался он и распространением листовок среди населения. В сентябре 1943 г. отряд карателей заживо сжёг в собственном доме отца Николая и его семью. Летом 1943 года пришли каратели, батюшка выскочил в окно и почти скрылся в лесу, но, оглянувшись, увидел, что дом его, где остались жена и 5 дочерей, заколачивают досками и обкладывают соломой. «Я здесь, - закричал он, - меня берите, Богом прошу, детушек невинных пожалейте…» Офицер ударом сапога сбил священника на землю и расстрелял в упор. Тело отца Николая бросили в уже пылающий дом. Через некоторое время за помощь партизанам было полностью уничтожено и Старое Село, а 500 его жителей заживо сожжены в церкви.
Священник Иоанн Лойко, настоятель церкви во имя Покрова Богоматери в селе Хворосно Логишинского района Пинской области, принародно благословил трёх своих сыновей идти в партизаны. В феврале 1943 года Хворосно было окружено карательными отрядами фашистов. Штабом партизанского командования было принято решение без боя оставить этот край и с большей частью населения выйти из окружения, но отец Иоанн остался с теми, кто не имел возможности отступать, чтобы помогать больным, калекам, беспомощным старикам. В ночь 15 февраля оставшиеся в селе слышали пулемётные очереди, одиночные выстрелы, разноцветные вспышки ракет. Никто не знал, что их ждёт. Богослужение началось около 6 часов утра. Через некоторое время послышались близкие выстрелы. Всем стало понятно, что немцы рядом. После утрени началась исповедь. А народ всё шёл и шёл. Отцу Иоанну передали, что фашисты приказывают всему населению деревни идти в церковь на молитву. Вскоре храм был переполнен, но оттуда никого не выпускали. Почувствовав недоброе, отец Иоанн в кратком слове призвал прихожан усердно молиться и всех благословил причаститься Святых Тайн. Во время народного пения «Верую» в храм ворвались вооружённые фашисты и стали силой выводить из церкви женщин. Пастырь обратился с просьбой к офицеру дать возможность окончить богослужение. В это время здоровенный фашист, выталкивающий с клироса молодых певчих, схватил батюшку за одеяние и бросил его на Царские врата. Они открылись, и священник упал перед Божьим престолом. Прихожане услышали, что двери храма забивают гвозди, а через окна увидели, как к погосту подвезли несколько саней, гружённых соломой. Во время горения церкви оттуда доносилось всенародное пение молитв. Песнопение оборвалось только тогда, когда рухнула прогоревшая кровля храма. В этот трагический день сгорели заживо 300 человек.
Заключение.
Сколько священнослужителей было на фронтах Великой Отечественной? Сколько погибло? Нет этих цифр. Никто в свое время не вел такого учета. В ходе исследования моя гипотеза о том, что церковь внесла свой вклад в победу, подтвердилась. Православная церковь объединилась со светской властью в борьбе с фашистами. Войну объявили священной, освободительной, и Церковь благословила эту войну.
Многие священники и монахи приняли непосредственное участие в войне. Они сражались на фонтах, перевязывали раненых прямо на поле боя и при этом не забывали молиться, многие из них получили боевые награды.
Православие - традиционная религия русского народа. Во время войны помощь православной церкви состояла из двух направлений - духовного и материального. На нужды фронта собирались немалые суммы. Православие помогало людям обрести относительное душевное успокоение, надежду на победу России и Советского Союза. В тылу многие молились за фронтовиков. На фронте часто верили в божественную силу икон и крестов (атрибутов религии).
Таким образом, Русская Православная Церковь не только спасла нашу страну от захвата её фашистами, но и определила дальнейшую её судьбу, смягчив гонения на православную веру и определив дальнейшее возрождение церковной жизни, без которой невозможны ни сохранение культурных ценностей, ни дальнейшее духовное развитие русского народа. Ведь именно православные традиции как основная часть русской культуры определяют то, кем мы являемся, нашу историю, прошлое и будущее. И, забывая эти традиции, мы теряем свою самобытность и уникальность, своё национальное «я». Возрождение духовной жизни позволило нашей родине не только выстоять в войне, но и развиваться дальше как суверенное, независимое государство со своими духовными идеями и богатой самобытной культурой.
Церковь не потеряла своей роли и в наше время. Поэтому тема работы актуальна, история Церкви - это история духовной культуры, если мы хотим жить в гуманистическом обществе, эту историю нельзя забывать.
Интернет-ресурсы
Слайд 1
Подготовила: Алиева Джамиля 4 класс Руководитель: Демкина И.Е. Православные священнослужители в годы Великой Отечественной войныСлайд 2
Как будто за каждою русской околицей, Крестом своих рук ограждая живых, Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся За в Бога не верящих внуков своих. К. М. Симонов
Слайд 3
Цель работы: показать значение подвига русского духовенства в годы Великой Отечественной войны. Задачи: проследить, какова была реакция русской православной церкви (далее - РПЦ) на начало военных действий; рассказать об участии духовенства в военных событиях.
Слайд 4
22 июня 1941 года глава Православной Церкви в России патриарший местоблюститель Сергий обратился к пастырям и верующим с посланием: «Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь дарует нам победу»
Слайд 5
Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий 30 декабря 1942 г. обратился к верующим и духовенству с призывом собрать средства на сооружение танковой колонны имени Димитрия Донского.
Слайд 6
На истребителе с надписью на борту «Александр Невский» сражался известный лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, Александр Дмитриевич Билюкин.
Слайд 7
Покровский женский монастырь сразу после освобождения Киева в ноябре 1943 г. исключительно своими силами организовал госпиталь, который обслуживали в качестве медсестер и санитарок настоятельницы обители.
Слайд 8
Многие священнослужители не только словом, но и личным примером учили паству, как защищать Родину. Сотни священнослужителей были призваны в ряды действующей армии. На фронтах служили полковые священники.
Слайд 9
Священник Георгий Писанко встретил войну в 45 лет, и, как нестроевой по мобилизации, был причислен к тыловым частям. Но тыл превратился в передовую…
Слайд 10
Ярким примером выполнения патриотического долга можно считать жизнь священника В. Ф. Войно-Ясенецкого (1877-1961). Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий - хирург, доктор медицины.
Слайд 11
Александр Федорович Романушко из Полесья, настоятель церкви села Мало-Плотницкое Логишинского района Пинской области, с 1942 по лето 1944 гг. лично участвовал в боевых операциях, ходил в разведку.
Слайд 12
Протоиерей Иван Иванович Рожанович, настоятель церкви села Сварцевичи, ныне Дубровицкого района Ровенской области, которому к началу войны было около 70 лет, стал ценным помощником партизан, выполнял сложные задания и поручения, был членом антифашистского комитета.
Слайд 13
Командир 5-й Ленинградской партизанской бригады, Герой Советского Союза Карицкий К.Д. прикрепляет медаль «Партизану Отечественной войны II степени» священнику церкви Порховского района Пузанову Ф.А
Слайд 14
Священник Иоанн Лойко, настоятель церкви во имя Покрова Богоматери в селе Хворосно Логишинского района Пинской области, принародно благословил трёх своих сыновей идти в партизаны.
Слайд 15
Православные традиции, как основная часть русской культуры, определяют то, кем мы являемся, нашу историю, прошлое и будущее. И, забывая эти традиции, мы теряем свою самобытность и уникальность, своё национальное «я».
Слайд 16
Спасибо за внимание!
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Юрий Визбор. Милая моя
Весенние чудеса
В Китае испытали "автобус будущего"
Прекрасная арфа