Учебно - исследовательская работа регионального характера. Рассматривается процесс кинофикации Плесецкого района. Данные работы могут быть использованы на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе.
Вложение | Размер |
---|---|
agapova_alina.docx | 475.13 КБ |
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Юность Поморья»
«Кинофикация Плесецкого района в истории Архангельской области»
Исследовательская работа
Выполнила ученица 9 «а» класса
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Конёвская средняя школа»
муниципального образования
«Плесецкий муниципальный район»
Агапова Алина Сергеевна
Научный руководитель –
учитель муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Конёвская средняя школа»
муниципального образования
«Плесецкий муниципальный район»
Старицына Анжелика Асеновна
п. Плесецк, 2017
Оглавление
I.Введение………………………………………………………………….3
II.Основная часть
1.Кино в Архангельской области………………………………………...4
2.Кинофикация Плесецкого района……………………………………...5
3.Слово ветеранам…………..……………………………………………..8
III.Заключение…………………………………………………………….11
Библиографический список……………………………………………...13
Приложение № 1. Фотографии работников……………………...…….14
Приложение № 2 Список работников отдела кинофикации по
состоянию на 1 января 1946 года…………………………………….….15
Кинематограф относительно новый вид искусства. Его история в сравнении с тысячелетней историей музыки, живописи, театра очень коротка. Но это не мешает кино оставаться уже на протяжении нескольких десятков лет самым массовым видом искусства.
Актуальность исследования. В современном мире неоспоримым является факт значительной роли кинематографа в жизни общества. Ведь он является мощным механизмом воздействия на людей и одним из главных методов пропаганды. На протяжении всего ХХ – начала XXI вв. правительства многих стран одним из приоритетных направлений деятельности считали идеологическую работу; кинематограф, таким образом, становился важнейшим средством укрепления правящих режимов.
2016 год в нашей стране был объявлен Годом кино.
Цель работы: выяснить процесс кинофикации Архангельской области.
Задачи: - изучить материалы газет и Интернет ресурсов;
- побеседовать с работниками библиотеки и бывшими работниками киносети с. Конево
- проанализировать и систематизировать полученные данные.
Методы: анализ, синтез, беседа.
Объект исследования: Развитие кинематографа.
Предмет исследования: Кинофикация Архангельской области и Плесецкого района.
Основной проблемой стало отсутствие необходимой литературы. Основными источниками стали статьи из газеты «Плесецкие новости» и ответ из архивного отдела г. Каргополя, куда был отправлен запрос.
II.Основная часть
1. Кино в Архангельской области.
Кинотеатры стали открываться в Архангельске в начале XX века с появлением в городе электричества и первоначально назывались электротеатрами. Киноаппарат приводился в действие электрогенератором, а тот в свою очередь - керосиновым двигателем.
Начало кинофикации в губернии положил купец Е.И. Федосов. В 1906 году на набережной Северной Двины в сквере около Свято-Троицкого кафедрального собора он раскинул парусиновый шатёр под первый кинотеатр с громкой вывеской «Чары». Первое время он был только летним, однако с 1908 года кинотеатр стал работать круглый год.
В 1908 году при усадьбе Екатерины Кирилловны Плотниковой была построена электростанция, освещавшая не только дом, но и часть Троицкого проспекта. В 1914 году электростанцию переоборудовали в электротеатр, на котором долгое время висела надпись: «Электротеатр «Эдисон», поющий и говорящий кинематограф». Так в городе появился первый кинотеатр, располагавшийся в каменном здании.
Открытие состоялось 11 октября 1914 года. Электротеатр был рассчитан на 500 мест, в нем располагался прекрасный буфет от ресторана Минаева. Электротеатр "Эдисон" был крупнейшим не только в Архангельске, но и на всем Севере Европы. Норвежцы приезжали в Архангельск, как они говорили, в «Северный Париж», за тем, чтобы прогуляться по магазинам, погулять в ресторанах и посетить «Эдисон».
В 1920 году по приказу Архангельского губревкома 7 кинотеатров: «Ренессанс», «Марс», Мулен-Руж», «Эдисон», «Арс», 2 кинотеатра «Вулкан» - перешли в государственную собственность.
В начальный период становления кино губернские организации заботились и о деревне. В 1927 году впервые была начата подготовка кадров киномехаников для сельских передвижек. Были организованы курсы. Группа киномехаников поехала с передвижками в районы и стали обслуживать села Архангельского уезда. Непосредственно в губернские организации шли коллективные письма крестьян и уездных органов народного образования с просьбами продлить хотя бы на несколько дней работу прибывшей в ту или иную волость кинопередвижки.
В годы Великой Отечественной войны киносеть области передала военному ведомству 73 комплекта киноаппаратов; на курсах киномехаников и мотористов прошли подготовку более 500 человек.
Итогом успехов архангельских кинофикаторов во Всесоюзном социалистическом соревновании за годы войны явилось присуждение областному управлению 8 июля 1946 года переходящего Красного знамени ВЦСПС и Министерства кинематографии СССР на постоянное хранение.
Колоссальные трудности приходилось преодолевать киномеханикам-передвижникам: механизированного транспорта было все еще крайне мало, дороги в период войны не ремонтировались, фонды на горючее удовлетворялись наполовину. Одним из начинаний тех лет явилась посылка из районных центров в дальние села и лесные поселки агитационных кинофургонов.
На обыкновенные крестьянские сани укреплялся фанерный ящик, в котором киномеханик и агитатор везли не только банки с кинолентами, но и целые библиотечки художественной, научно-технической и общественно-политической литературы.
Стремление работников леспромхозов улучшить кинообслуживание лесозаготовителей родило новые формы работы. Появились кинотеатры на колесах, достоинство которых было в том, что пока рабочие находились в пути из поселка в лесные делянки, они успевали просмотреть кинофильм.
В пассажирском вагоне была установлена узкопленочная аппаратура, переделаны сидения. Всего помещалось 40-50 человек. Называли такой кинотеатр - «Елочка».
7 ноября 1956 года в Архангельске был открыт двухзальный кинотеатр «Мир». Ежедневно в кинотеатре проходило 15-16 киносеансов, и каждый сеанс все места в зале были заняты.
В 1958 году состоялся общественный смотр работы кинотеатров и других учреждений культуры, по итогам которого кинотеатру было вручено переходящее Знамя Комитета по кинематографии.
В 1977 году в Архангельске был открыт двухзальный кинотеатр «Русь» с самым большим экраном в городе!
Большой популярностью у зрителей пользовался открытый в январе 1978 года кинотеатр повторного фильма «Эдисон», работающий при кинотеатре «Русь».
Всего за период с 1937 по 1980 год в области построено 25 кинотеатров, в том числе 8 широкоформатных и 6 летних кинотеатров в Архангельске и городах области.
Все вновь построенные кинотеатры были оснащены первоклассной аппаратурой, а широкоформатные кинотеатры оборудованы универсальной аппаратурой для показа обычных широкопленочных, широкоэкранных и широкоформатных кинофильмов [5].
2. Кинофикация Плесецкого района
«В Год российского кино хорошо бы вспомнить всех, кому в наших краях власть доверяла руководство кинофикацией района с её начала»,- с такой просьбой обратились к сотрудникам архивного отдела администрации МО «Плесецкий район» работники культуры и народного образования.
В клубах и в школах в этот год проводились мероприятия, посвящённые, в том числе и истории развития в нашей стране киноискусства.
Архивный отдел – сокровищница огромного количества самых разнообразных документов и материалов, но, к сожалению, условия их хранения в течение почти восьмидесяти уже лет были неодинаковы. В отдельные годы и качество бумаги, и конечно карандашей и чернил было далеко не лучшим, поэтому прочесть отдельные слова, а то даже и строки не представляется возможным.
Итак, для обслуживания населения Плесецкого и Приозерного районов (теперь это один район) кино в 1938 году, по документам архива, были созданы отделы кинофикации.
А в 1951 году районные отделы Архангельского областного управления кинофикации, создавшего их, перешли в ведение Плесецкого и Приозёрного райисполкомов, где функционировали отделы культурно-массовой работы. Из документов следует, что возглавляли Плесецкий отдел кинофикации один за другим Николай Илларионович Марков, ставший впоследствии и организатором кинофикации всей Архангельской области. Заслуженный работник культуры РСФСР. Во Всесоюзном социалистическом соревновании 1938-40 годов Плесецкий отдел кинофикации вышел по показателям работы на одно из первых мест в стране.
А в период с 1942 по 1946 годы Архангельское управление культуры под руководством Маркова Н.И. семь раз отмечалось за высокие показатели в работе переходящим Красным Знаменем. Четырежды орденоносец, он отдал служению кино всё свою жизнь.
По архивным данным на 1 января 1946 года в Приозёрном отделе кинофикации работало 15 человек (см. Приложение 2), [8].
К сожалению, не удалось разобрать имён сменивших Н.И.Маркова на должности начальника Плесецкого отдела кинофикации товарищей Водолазкина (1946-1947). В 1949 году эту должность занимал Анатолий Дмитриевич Дундин, а с 1949 по 1951 – А.Василевский. Николай Васильевич Климантов трудился в этой должности с 1951 по 1953 год, а Валентин Леонидович Никитинский с 1953 год.
В Приозерном отделе начальниками трудились Сергей Иванович Нечаев (год начала работы в архивном документе неразборчив, но известно, что работал он в этой должности до 1946 года, затем прослужил в ней с 1947 по 1948 годы). Весь 1946 год отделом руководил Иван Ефремович Маминов, затем - Николай Иванович Дианов (1948-1951) и Анатолий Андреевич Пирогов (1951-1953).
В мае 1953 года Министерство культуры страны объединило отделы кинофикации культурно-просветительской работы в единые Плесецкий и Приозёрный отделы культуры. Киносферу курировали заместители руководителей отделов культуры. В Плесецке – Павлин Фёдорович Поршнев (1953-1963), в Конёве – Александр Иванович Нечаев (1955-1958) и Анатолий Кириллович Черепанов (1958-1963). Возглавляли отделы культуры в этот период в Плесецке Мария Александровна Круткова (1953-1955), А.Г. Круглов (1955-58), А.И. Новожилов (1959-1960), Константин Фёдорович Стекольщиков (1960), В.А. Чертовский (1961), Антонина Васильевна Попутникова (1962-1963),а в Конёве – Вениамин Александрович Курятков (1950-1957), М.Малашков (1957), Александр Михайлович Кузнецов (1957-1961). Александр Сергеевич Кузнецов (1961-1963).
В 1963 году в связи с ликвидацией Приозёрного райисполкома работники его отдела культуры перешли во вновь организованный Плесецкий сельский отдел культуры. Приступили к своим обязанностям заведующий отделом А.С. Кузнецов и назначенный его заместителем А.К. Черепанов. С марта по ноябрь 1963 года возглавлял отдел А.К. Черепанов. Далее его сменила Римма Петровна Коловангина (1963-1965).Заведующими Плесецким промышленным отделом культуры работали Нина Михайловна Артюх (1963) и Алексей Фёдорович Коряпин (1963-1965).В 1965 году сельский и промышленный райисполкомы были объединены.
В конце 1963 года образовалась Плесецкая дирекция киносети (1963-1992). Все эти годы бессменно руководил ею отличник кинематографии А.К. Черепанов. В структуру киносети вошли три кинотеатра – в Обозерском, Савинском и Плесецке. Директорами первого в районе кинотеатра «Россия» в посёлке Обозерский были Эрнст Христианович Палькман (1963-1986), Владимир Борисович Тоткало (1980-1981;1991-1992). Нина Петровна Шаповалова (1982-1986) и Евгения Александровна Алексеевская (1986-1990). В апреле 1992 года кинотеатр переименовали в Обозерский сельский Дом культуры.
В Савинском кинотеатре «Восход» директорами работали Иван Константинович Кузнецов (1965-1968). Эльвира Ивановна Гаврюк (1968-1983).Валентина Ивановна Потехина (1983-1992). В сентябре 1992 года «Восход» был закрыт.
В 1966 году в Плесецке был создан в эксплуатацию кинотеатр «Зенит» на 400 зрительских мест. Его директорами были Антонина Васильевна Попутникова (1966-1968), Мария Фёдоровна Федина (1968-1972), Римма Петровна Коловангина (1973-1987), Татьяна Владимировна Колодина ( 1987-1994). В 1994 году «Зенит» был закрыт, а в его здание перевели Дом культуры.
В феврале 1992 году произошла реорганизация дирекции киносети в форме введения в состав отдела культуры администрации Плесецкого района. А.К. Черепанов вновь стал заместителем заведующего районным отделом культуры по кино. Но лишь до 1995 года, когда кино в Плесецком районе, как и почти во всех районах области, перестало существовать» [1].
3. Слово ветеранам.
Из воспоминаний Коловангиной Риммы Петровны, директора кинотеатра «Зенит», на страницах газеты «Строитель коммунизма» от 25.08. 1979 г.
«Начала я киномехаником в Коковке, а потом дали мне маршрут – в восьми деревнях ждали зрители. 18 лет мне было, и каждый переезд требовал не малых сил. Кинопроектор 35 кг., динамомашина 28, трансформатор 15, усилитель 28, электродвижок 180, да ещё экран. Все это на лошадях возишь из деревни в деревню. Правило было одно – каждый день сеанс. С утра идешь к колхозному бригадиру просишь лошадей и возчика. Все погрузишь, в деревне надо все установить, чтоб работало, чтоб не сорвать сеанса. После Кенозера перевели меня на автомаршрут Плесо – Росляковская запань. 13 деревень старалась ездить с двумя фильмами. Ведь люди раз – два в месяц могли увидеть кино. Рекламу не нано было – валом валили в клуб, стоило только затарахтеть нашему движку. А для ребятишек наш приезд был самым счастливым праздником. В 1952 году появилась ускопленочнач аппаратура, двигатель весом всего 60 кг, работать стало много легче. Сейчас иной раз услышишь от молодых киномехаников, дипломированных специалистов: «меня банки носить не учили». И только из за этого срывать сеанс? Такого мы, ветераны, просто представить себе не в состоянии. Кино для людей – всегда праздник. Нельзя жалеть для этого труда. У кино сильные конкуренты сегодня – телевидение, эстрада. Надо бороться за зрителя. Совершенствовать рекламу. Обновлять аппаратуру. У нас в «Зените» за 13 лет она дважды заменена на более современную. Только высоким качеством показа, только своей отличной работой мы можем привлечь зрителя в кинотеатр. И пусть каждый сеанс остается праздником для нас и для зрителей» [4].
В ходе работы нам удалось выяснить, что в 1919 году начал свою работу Дом культуры в селе Конево. А 1934 год его уже переименовали в КЛУБ. К сожалению, в 1989 году сгорел клуб, который располагался в центре села (фото 4). 30 апреля 1991 года – начал свою работу новый, который был построен совхозом и действует до настоящего времени (фото 5).
Чтобы узнать о кинофикации нашего села, мы встретились с некоторыми работниками киносети. Одним из них была Тырлова Галина Николаевна (фото 2). Родилась 17 февраля 1955 года. Закончила учёбу в Ленинградском училище культуры. По словам Галины Николаевны, «на учёбу она отправилась по совету мамы, когда был набор в группу киномехаников». Причиной всего этого послужило то, что она очень любила в детстве смотреть фильмы, и ей захотелось попробовать себя в этом деле. В этой работе она не видела никаких сложностей. Галина Николаевна выделила два главных качества киномеханика - это терпение, трудолюбие и стремление к лучшему. У этой работы, по словам Галины Николаевны, «не было никаких минусов, только плюсы, чем больше народу, тем больше зарплата». В то время очень любили смотреть индийские фильмы, а так же наши советские фильмы, такие как «Калина красная», «Табор уходит в небо», «А зори здесь тихие». Стоимость билетов: детский – 5 коп, а взрослый – 20 коп, а после фильма всегда были танцы.
Маминова Валентина Михайловна (фото 3). Родилась 29 декабря 1953 года в городе Советске и там же закончила учёбу. Когда А.К. Черепанов набирал группу она тоже туда, на киномеханика. По её словам, «в этой работе нет сложностей, но каждый день таскать кинобанки было очень тяжело, а они были по 15 кг каждая». Когда клуб находился в центре, то народу было много, зал был полный, а когда клуб сгорел (1989 г.) то народу стало ходить мало. Большинство фильмов в то время катили индийские и наши советские.
Огорельцев Александр Иванович. Родился 4 июля 1950 года. Учёбу на шофёра окончил в Архангельске, а позже по приглашению Едакина Виталия Ивановича стал работать шофёром в киносети с. Конёва. Отработал около 17 лет. К работе относился с лёгкостью, никаких трудностей он не замечал. Главными качествами, которые выделяет Александр Иванович, должны быть, терпение и ответственность.
К сожалению Уманской Тамары Алексеевны, которая отработала более 25 лет в киносети, уже нет в живых. Мы встретились с её дочерью, Федотовой М.Г. и узнали, что Тамара Алексеевна родилась 25 сентября 1939 года. «21 января 1960 года была принята в Приозёрный отдел культуры направлена на курсы киномехаников в г. Советск. Учёба длилась 10 месяцев, в ноябре1960 года она стала работать киномехаником. В 1965 году Тамара Алексеевна выходит замуж и переводится в Плесецкую дирекцию киносети в качестве киномеханика на Бережно-Дубровскую киноустановку, и на киноустановку «Усадьба СХТ». Так 26 лет Тамара Алексеевна катила кино в Бережной Дуброве и СХТ. В любую непогоду иногда пешком, через лес, в лодке через реку, а иногда и в ледоход с кинобанкой весом около 10 кг (это если кино двухсерийное). Я не помню такого случая, чтобы кино не состоялось из-за того, что не приехал киномеханик.
Я очень часто ездила с мамой в кино, помогала ей перематывать киноленты, продавала билеты, брала подруг с собой и хочу заметить, что очень много молодёжи приходили и даже приезжали на рейсовом автобусе в кино. Много раз её приглашали на работу в Конёвский Дом культуры, но она всё время отказывалась, говорила: «Если я уйду, то люди останутся без кино».
Так и случилось, в 1991 году она уходит на пенсию и киноустановка «Украина – 5» встала, т.к. не могли найти другого киномеханика. За свою трудовую деятельность Тамара Алексеевна получала много почётных грамот, значков, ценных подарков от дирекции киносети» [7].
III. Заключение.
Кинематограф – это великое изобретение человека, оказавшее огромное влияние на формирование мировоззрения человека XX века. Еще раз вспомним с благодарностью ученых и изобретателей: Плато, Рейно, Эдисона, Маре, Ньюбриджа, Демени, братьев Люмьер - всех тех, кто из любви к открытиям помогли изобретению, которое они считали лишь «научной игрушкой» которое оказалось новым средством выражения мыслей людей.
В Архангельской области процесс кинофикации бурно протекал в течение всего ХХ века. Не прекращая своей деятельности и в годы Великой Отечественной войны.
В Плесецком районе показ кинофильмов шел с начала ХХ века и вплоть до 1995 года. На сегодняшний день в районе нет ни одного кинотеатра, где бы катили фильмы.
На сайте orlov29.ru жительница Плесецкого района Елена Анциферова задала вопрос: « Здравствуйте! В Плесецком районе нет ни одного кинотеатра. Кинотеатр есть только в г. Мирный. Однако город закрытый, поэтому посмотреть фильм могут только те граждане, у которых есть пропуск в город. Очень хочется, чтобы дети, да и взрослые, проживающие в Плесецком районе, развивались культурно. Читала в прессе, что в России будут возобновлены кинотеатры. Будет ли в Плесецком районе строительство хотя бы одного кинотеатра?»
Алексей Сметанин, глава МО «Плесецкий муниципальный район», ответил следующее: « Сообщаем Вам, что Федеральным фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии действительно осуществляется программа переоснащения кинозалов в населенных пунктах Российской Федерации. Но участвовать в конкурсном отборе могут только организации осуществляющие кинопоказ. На территории муниципального образования «Плесецкий район» такие организации отсутствуют. В бюджете муниципального образования «Плесецкий район» на 2016 год средства на строительство кинотеатров не предусмотрены».
А Вероника Яничек, министр культуры Архангельской области дала такой ответ: «Уважаемая Елена! Министерство культуры Архангельской области в 2015 году направило в адрес администрации муниципального образования "Плесецкий муниципальный район" типовой проект строительства многофункционального культурного центра (далее - центр). Данным проектом в здании центра предусмотрена возможность организации кинопоказов, концертов, выставок, проведения спектаклей, работы студий и мастерских.
Решение о финансировании привязки проекта к местности, а также строительстве центр на территории района принимает глава муниципального образования «Плесецкий муниципальный район». Со своей стороны, министерство культуры Архангельской области готово рассмотреть возможность включения данного объекта в государственную программу Архангельской области «Культура Русского Севера (2013-2020 годы)» при условии выделения дополнительных бюджетных ассигнований на эти цели».[6]
Кто прав? Кто виноват?
Можно сказать одно, что сегодня русское кино переживает свой подъем. Зайдя в любой кинотеатр, можно увидеть в афише фильм, сделанный в России, поставленный отечественным режиссером и сыгранный нашими знакомыми актерами. Современные русские фильмы – настоящие блокбастеры: их бюджет и кассовые сборы измеряются миллионами долларов, над ними работают программисты-профессионалы и насыщают их компьютерной графикой и спецэффектами, их показывают за рубежом, люди, которые работали над ними, получают российские и международные награды. Но вот жителям нашего района, что бы их посмотреть, надо приложить немало усилий!
Результаты работы могут быть использованы на уроках истории, в работе школьного музея и сельской библиотеки, а так же во внеклассной работе школы.
Библиографический список
Интернет - ресурсы
Приложения № 1 Фотографии
Фото 1 Торжественное собрание киноработников.
Фото 2 Тырлова Галина Николаевна.
Фото 3. Маминова В.М.
Фото 4. Клуб до 1989 г Фото 5. Клуб сегодня
Приложение № 2 Список работников отдела кинофикации по состоянию на
1 января 1946 года.
1. Нечаев Сергей Иванович
2. Новиков Ник. Устинович
3. Вурнова Ксения Степановна
4. Бульдин Дмитрий Иванович
5. Семьин Василий Фёдорович
6. Артемьева Мария Ивановна
7. Колобова Марфа Ивановна
8. Прохновская Софья Семёновна
9. Прохновский Сергей Сергеевич
10. Орлова Мария Степановна
11. Володина Парасковья Степановна
12. Володна Капиталина Ивановна
13. Холопова Александра Илларионовна
14. Костина Анастасия Ефимовна
15. Баженова Анна Ивановна
Сила слова
Шелковая горка
Если хочется пить...
Повезло! Стихи о счастливой семье
Цветущая сакура