Использование жаргонизмов в речи подростков
Чебарева Екатерина
МБОУ «СОШ № 1», 11 класс, г. Чистополь
Научный руководитель: Просвиркина Татьяна Вячеславовна, учитель русского языка и литературы
Как только человек научился говорить, в его словарном запасе стали проявляться слова, характеризующие его принадлежность к той или иной социальной группе, объединённой общими интересами. Слова-жаргонизмы используются для быстрой передачи информации людям, посвящённым в определённую область.
Актуальность данного исследования заключается в том, что свободное обращение с языком непростительно для развитого общества и ведёт к снижению языковой грамотности, как устной, так и письменной.
Исходя из сказанного выше следует цель работы:
- Исследовать частотность и разнообразие жаргонизмов в речи учащихся 7, 8. 11 классов нашей школы. Методы исследования: изучение литературы, анализ, анкетирование, наблюдение. Практическая значимость работы определяется возможностью применения материалов исследования на внеклассных занятиях по русскому языку, факультативных занятиях, посвящённых культуре речи, современному состоянию русского языка.
Жаргоны никогда не стоят на месте. В язык постоянно добавляются тысячи новых слов, отражающих действительность. Все они разбиваются по группам и составляют отдельные виды жаргона. Самыми распространенными видами являются: военный, журналистский, игровой.
Проблема использования жаргонизмов школьниками исследовалась мною среди учеников 7-8 и 11 классов по следующим вопросам:
1)Используешь ли ты в свое речи жаргонизмы? (Да/Нет) - 87 учащихся ответили «Да»/ 25 учащихся ответили «Нет»
2)Как часто? (Ежедневно/ Иногда) - 89 учащихся ответили: «Ежедневно» / 23: «Иногда»
3) Как ты думаешь, что влияет на изменение твоей речи? (Интернет/Социум/Телевидение)
53 учащихся ответили: «Социум», 26: «Телевидение», 33: «Интернет»
4) Какие жаргонные словечки употребляешь чаще всего? (словарь)
5) Читаешь ли ты классические произведения? 26 учащихся: «Да»/ 86:«Нет»
6) На кого бы ты хотел быть похожим? 43 учащихся ответили: «Артист»/ 16: «Писатель»/53: «Президент»
Исходя из проведенных мной исследований среди учащихся школы №1, можно сделать вывод, что жаргонные словечки прочно вошли в лексикон подростков. Проанализировав ответы школьников, я пришла к выводу что часто виной засорения языка являются молодежные сериалы, передачи: «Уральские пельмени», Реальные паданы», «Дом – 2», «Физрук», «Универ» и многое другое из ТНТ.
Я считаю, что необходимо бороться с грубыми словами в школьном жаргоне, как с проявлением насилия на речевом уровне. Жаргон школьников – дурная привычка, от которой очень трудно избавится.
Поэтому школьникам, по - моему мнению, необходимо правильно выбирать языковые средства, адекватные конкретной ситуации общения, учитывать при этом кому предназначена речь, для чего необходимо не только знать нормы литературного языка, но и анализировать живую речь.
Вложение | Размер |
---|---|
zhargonizmy.pptx | 750.8 КБ |
zhargonizmy.docx | 96.75 КБ |
Слайд 1
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖАРГОНИЗМОВ В РЕЧИ ПОДРОСТКОВ» ВЫПОЛНИЛА: УЧЕНИЦА 11 КЛАССА, ЧЕБАРЕВА Е.И. НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ПРОСВИРКИНА Т.В., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИСлайд 3
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: - ИССЛЕДОВАТЬ ВЛИЯНИЕ ЖАРГОНИЗМОВ НА КУЛЬТУРУ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ, АНАЛИЗ, АНКЕТИРОВАНИЕ, НАБЛЮДЕНИЕ. ГИПОТЕЗА : ВЛИЯЕТ ЛИ СОВРЕМЕННЫЕ СМИ НА ЗАСОРЕНИЕ РЕЧИ ПОДРОСТКОВ. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ : РЕЧЬ УЧАЩИХСЯ 7-8 И 11 КЛАССОВ. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖАРГОННОЙ ЛЕКСИКИ. ВЛИЯНИЕ ЭТО ЛЕКСИКИ НА ИЗМЕНЕНИЕ РЕЧИ.
Слайд 4
ЖАРГОНИЗМЫ ПОЯВИЛИСЬ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕЧИ ВМЕСТЕ С ЕЁ ПОЯВЛЕНИЕМ. КАК ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК НАУЧИЛСЯ ГОВОРИТЬ, В ЕГО СЛОВАРНОМ ЗАПАСЕ СТАЛИ ПРОЯВЛЯТЬСЯ СЛОВА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЕГО ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ, ОБЪЕДИНЁННОЙ ОБЩИМИ ИНТЕРЕСАМИ.
Слайд 5
ЖАРГОН (ОТ ФРАНЦ. JARGON ) – РЕЧЬ КАКОЙ-НИБУДЬ СОЦИАЛЬНОЙ ИЛИ ИНОЙ ОБЪЕДИНЁННОЙ ОБЩИМИ ИНТЕРЕСАМИ ГРУППЫ, СОДЕРЖАЩАЯ МНОГО СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ, ОТЛИЧНЫХ ОТ ОБЩЕГО ЯЗЫКА, В ТОМ ЧИСЛЕ ИСКУССТВЕННЫХ, ИНОГДА УСЛОВНЫХ. ЖАРГОНИЗМЫ – РАЗРЯД «ПАССИВНОЙ» ЛЕКСИКИ, К КОТОРОМУ ОТНОСЯТСЯ СЛОВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОБОСОБЛЕННОЙ ГРУППОЙ ЛЮДЕЙ, ОБЪЕДИНЁННЫХ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ. ОБЪЕДИНЯЮЩИМ ПРИЗНАКОМ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ, ПРОФЕССИЯ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ КЛАСС. СЛОВА ЭТОГО РАЗРЯДА, ОБЫЧНО НЕМНОГОЧИСЛЕННЫЕ, СОСТАВЛЯЮТ ОСОБЫЙ «ЯЗЫК» СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ, ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОТОРОГО ЕЁ ЧЛЕНЫ ОПОЗНАЮТ РАВНЫХ СЕБЕ. (НАПРИМЕР, ТАКУЮ РАБОТУ ИСПОЛНЯЕТ МОЛОДЁЖНЫЙ СЛЕНГ.
Слайд 6
ВИДЫ ЖАРГОНИЗМОВ: 1) ВОЕННЫЙ ЖАРГОН 2) ЖУРНАЛИСТСКИЙ ЖАРГОН 3) ИГРОВОЙ ЖАРГОН
Слайд 7
. Используешь ли ты в свое речи жаргонизмы? (Да/Нет) ВСЕГО БЫЛО ОПРОШЕНО 112 УЧАЩИХСЯ. ИЗ 112 ОПРОШЕННЫХ: - 87 УЧАЩИХСЯ ОТВЕТИЛИ «ДА» - 25 УЧАЩИХСЯ ОТВЕТИЛИ «НЕТ»
Слайд 8
Как часто используешь жаргонизмы? (Ежедневно/ Иногда) ИЗ 112 ОПРОШЕННЫХ: - 89 УЧАЩИХСЯ ОТВЕТИЛИ: «ЕЖЕДНЕВНО» - 23 УЧАЩИХСЯ ОТВЕТИЛИ: «ИНОГДА»
Слайд 9
Как ты думаешь, что влияет на изменение твоей речи? (Интернет/Социум/Телевидение) ИЗ 112 ОПРОШЕННЫХ: - 53 УЧАЩИХСЯ ОТВЕТИЛИ: «СОЦИУМ» - 26 УЧАЩИХСЯ ОТВЕТИЛИ: «ТЕЛЕВИДЕНИЕ» - 33 УЧАЩИХСЯ ОТВЕТИЛИ: «ИНТЕРНЕТ»
Слайд 10
Читаешь ли ты классические произведения? ИЗ 112 ОПРОШЕННЫХ: - 26 УЧАЩИХСЯ ОТВЕТИЛИ: «ДА» - 86 УЧАЩИХСЯ ОТВЕТИЛИ: «НЕТ»
Слайд 11
На кого бы ты хотел бы быть похожим? ИЗ 112 ОПРОШЕННЫХ: - 43 УЧАЩИХСЯ ОТВЕТИЛИ: «АРТИСТ» - 16 УЧАЩИХСЯ ОТВЕТИЛИ: «ПИСАТЕЛЬ» - 53 УЧАЩИХСЯ ОТВЕТИЛИ: «ПРЕЗИДЕНТ»
Слайд 12
Мониторинг наиболее употребляемых слов среди учащихся нашей школы (опрошено 112 человек) Слово Количество человек % Гиг 34 30 Глюк 76 68 Компач 100 89 Прога 54 48 Чел 98 88 Спасибон 60 54 Музло 73 65
Слайд 13
Краткий словарь: Хил – аптечка. Хилься – лечись. Ливер – игрок, покинувший поле боя при живом персонаже... Слив – быстрый проигрыш противнику. Крафтить – создавать какие-либо предметы. Например, кузнец скрафтил особый меч. Нуб – игрок новичок. Аська – программа ICQ . Бак – постоянная ошибка в программе. Батон волшебный – кнопка на компьютерах семейства ZXSpectrum . Винт – жесткий диск. Гиг – гигабайт. Глюк – непонятный сбой в программе. Прога – программа. Туса – вечеринка. Чел – человек. Родаки – родители. Спасибон – спасибо. Инет – интернет. Прикол – шутка, розыгрыш, остроумное высказывание. Препод – преподаватель. Музло – музыка.
Слайд 14
Вывод: Исходя из проведенных мной исследований среди учащихся школы №1, можно сделать вывод, что жаргонные словечки прочно вошли в лексикон подростков. Проанализировав ответы школьников, я пришла к выводу что часто виной засорения языка являются молодежные сериалы, передачи: «Уральские пельмени», Реальные паданы», «Дом – 2», «Физрук», «Универ» и многое другое из ТНТ. Я считаю, что необходимо бороться с грубыми словами в школьном жаргоне, как с проявлением насилия на речевом уровне. Жаргон школьников – дурная привычка, от которой очень трудно избавится. Поэтому школьникам, по - моему мнению, необходимо правильно выбирать языковые средства, адекватные конкретной ситуации общения, учитывать при этом кому предназначена речь, для чего необходимо не только знать нормы литературного языка, но и анализировать живую речь.
Слайд 15
Источники: 1 . «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ». Лингвистический энциклопедический словарь. 2. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография. – М.: Наука,1977. 3. Горошко Е.И. Электронная коммуникация (гендерный анализ) // Общение, языковое сознание и межкультурная коммуникация. – М.: Институт языкознания, 2005 – http :// www . textology . ru / public / goroshko 2. html ; 4. Даль В.И. «Толковый словарь русского языка». 5. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия – М. Росман. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006. 6. Ru . m . wikipedia . org .
XIV межрегиональные юношеские научно – исследовательские чтения
Имени Каюма Насыйри
Секция: русский язык и литература
Исследовательская работа
«Использование жаргонизмов в речи подростков»
Чебарева Екатерина
Средняя общеобразовательная школа №1,
11 класс, город Чистополь
Научный руководитель: Просвиркина Татьяна Вячеславовна
Казань, 2016
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Речь и общение ………………………...............................................6
1.1. Основные функции языка…………………………………………………6
1.2.Лингвистические особенности жаргонизмов……………………………..7
1.3.Виды жаргонизмов…………………………………………………………8
Глава 2.Жаргонные слова и выражения в речи учащихся
7-8 и 11 классов ………………………………………………………………....10
2.1. Пути попадания в речь жаргонизмов ……………………………………..10
2.2 Типичные жаргонизмы в речи учащихся …………………………………12
Заключение………………………………………………………………….…..13
Литература………………………………………………………………………14
Приложение……………………………………………………………………..15
Словарь жаргонизмов, используемых учащимися в школе………….………19
Введение
Жаргонизмы появились в человеческой речи вместе с её появлением. Как только человек научился говорить, в его словарном запасе стали проявляться слова, характеризующие его принадлежность к той или иной социальной группе, объединённой общими интересами. Как правило, речь отдельной социальной группы – будь-то студенты или работники угольной промышленности - отличается словами и выражениями, которые редко используются в обычном обществе и часто имеют искусственный и даже условный характер. Слова-жаргонизмы используются для быстрой передачи информации людям, посвящённым в определённую область. Зачастую они несут в себе примитивизм, который в узком кругу пользователей не страшен, а в широком не употребляется. При этом переход жаргонизмов в массовое использование может иметь негативный характер. Жаргонизмы, которые представляют возрастные или профессиональные характеристика, имеют нейтральное влияние на русский язык. Они циркулируют в языке, используясь только определенными группами людей в определённое время. Не оказывают они влияния и на носителей. Существуют жаргонизмы, употребление которых в культурном обществе не принято и даже запрещено. К таковым относится уголовный жаргон. Сегодня он активно проникает на страницы печатных СМИ. К сожалению, современный русский язык не имеет цензурных рамок и переживает своего рода кризис. В 20-х годах прошлого века в него проникло множество слов из преступного жаргона. Сегодня в русском языке активно используются слова из языка наркоманов. Повсюду слышатся такие слова, как кайф, туса, крыша поехала и др. Жаргонизмы неизбежно попадают в общество и находят своё проявление в печатных изданиях, на телевидении, в кино и литературе. Чтобы услышать современный сленг не нужно прикладывать больших усилий. Достаточно, например, включить радио и прислушаться к речи ведущих, именуемых сегодня ди-джеями. Появление на телевидении передач о мире преступности дало зелёный свет арготизмам из криминального мира. Такие жаргонизмы встречаются даже в названиях новых русских сериалов: «Катала», «Стукач», «Менты» и т.д. Использование жаргона имеет свою эстетику. Его носители зачастую хотят казаться остроумными и всячески противостоять общепринятым нормам. Такие люди хотят казаться оригинальными и независимыми от мнения общества. Ещё одна цель жаргона – приблизить вовсе небезобидные вещи к собственному условному миру.
Актуальность данного исследования заключается в том, что свободное обращение с языком непростительно для развитого общества и ведёт к снижению языковой грамотности, как устной, так и письменной.
Исходя из сказанного выше следует цель работы:
- Исследовать частотность и разнообразие жаргонизмов в речи учащихся 7, 8. 11 классов нашей школы;
- исследовать влияние жаргонизмов на культуру речи учащихся.
Для реализации поставленной цели мне необходимо решить ряд задач:
Я выбрала для исследования эту тему, т.к. мне хотелось бы детально разобрать и исследовать данную тематику. Я хочу, чтобы моя работа стала «призывом» к сокращению и полному искоренению использования разнообразной сленговой лексики. Жаргонизмы настолько глубоко вошли в нашу речь «заполонили» всю речь, что обойтись без них бывает довольно сложно. Я надеюсь, что моё исследование будет первым шагом в борьбе за чистую, правильную речь.
Методы исследования: изучение литературы, анализ, анкетирование, наблюдение.
Гипотеза: влияют ли современные СМИ на засорение речи подростков.
Объект исследования: речь учащихся 7-8 и 11 классов.
Предмет исследования:использование жаргонной лексики. Влияние этой лексики на изменение речи.
Практическая значимость работы определяется возможностью применения материалов исследования на внеклассных занятиях по русскому языку, факультативных занятиях, посвящённых культуре речи, современному состоянию русского языка.
Глава 1. Речь и общение.
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.
1.1. Основные функции языка
Выделяют следующие основные функции языка:
Обще́ние — сложный многоплановый процесс. Вне общения невозможна человеческая деятельность
Выделяют следующие виды общения:
1.2. Лингвистические особенности жаргонизмов
В «Универсальном словаре по русскому языку» даётся следующее определение:
Жаргон (от франц. Jargon) – речь какой-нибудь социальной или иной объединённой общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных.
Вообще, жаргон возник из языка старых русских торговцев (бродячих, коробейников – офеней)уходящих из своих деревень на заработки. Отсюда и другое название жаргона – феня.
Жаргонизмы – разряд «пассивной» лексики, к которому относятся слова, используемые обособленной группой людей, объединённых по социальному признаку. Объединяющим признаком может служить возрастная категория, профессия, общественный класс. Слова этого разряда, обычно немногочисленные, составляют особый «язык» социальной группы, по использованию которого её члены опознают равных себе.
Сленг(англ. Slang- интержаргон, общий жаргон) – практически открытая лексическая система, не имеющая жесткой социальной ориентации: его носителями могут быть представители разных профессий, разного возраста, но основной носитель сленга – молодёжь. Сленг – это прежде всего проявление креативности, творческого характера мышления молодых. Сленг свидетельствует о потенциальной способности подростков к языково игре, к обыгрыванию уже существующих в литературном языке слов и выражений, для чего необходимо тонко чувствовать язык. В сленге особенно много слов, выражающих эмоции молодых людей, их оценку предметов и явлений действительности, поскольку литературные оценочные слова кажутся подросткам недостаточно выразительными.
1.3 Виды жаргонизмов.
Жаргоны никогда не стоят на месте. В язык постоянно добавляются тысячи новых слов, отражающих действительность. Все они разбиваются по группам и составляют отдельные виды жаргона. Самыми распространенными видами являются: а) военный; б) журналистский; в) игровой.
А) Военный жаргон: «Ванька-взводный», «Фрэггинг», «Дембельский аккорд»
Ванька – взводный или Ванька-ротный – собирательный образ русского офицера ротного звена, на которого ложиться тяжкая ноша военных будней и боевой подготовки в мирное время. Ванькой – взводным или Ванькой – ротным в современном армейском лексиконе принято называть офицера, по разным причинам не имеющего перспектив служебного роста выше батальонного звена.
Дембельский аккорд – объём разовых работ, выполняемы по приказу командования военнослужащими срочной службы(как правило, в последние один-два месяца перед увольнением в запас), условия выполнения которого неформально связаны с датой их предстоящего увольнения и мотивируется последней.
Б) Журналистский жаргон: «Газетная утка», «Фактоид», «Вундервафффе».
Журналистский жаргон – это одно из активно используемых коммуникативных средств современного общества.
Газетная утка – непроверенная или преднамеренно ложная информация, опубликованная в средствах массовой информации с корыстной или иной целью.
Фактоид – недостоверное или ложное утверждение, которое облекается в форму достоверного и выдаётся за достоверное;
В) Игровой жаргон: «Хил», «Ливер», «Кемпер», «Респа», «Респнуть», «Сток», «Слив», «Крафтить», «Нуб».
Данные термины придумываются изначально либо разработчиками игр, либо - что чаще - выходят из недр самих игровых сообществ. У игроков не хватает времени на переписку во время игры, в связи с чем, они сокращают многие слова (графа, кач, лока, акк, альт, го), а так же придумывают способы обхода всевозможных мат-фильтров в играх (дануна, сцуконах, бла, пшолнах, ёпта). Все эти слова быстро разлетаются по форумам, переходят из игры в игру и становятся в итоге расхожими выражениями, которые благодаря своей краткости, ёмкости и выразительности приобретают характер.
Глава 2. Жаргонные слова и выражения в речи учащихся 7-8 и 11 классов. Практическая часть.
Всего было опрошено 112 учащихся.
Предложены следующие вопросы:
Используешь ли ты в свое речи жаргонизмы? (Да/Нет)
Из 112 опрошенных:
- 87 учащихся ответили «Да»
- 25 учащихся ответили «Нет»
Можно сделать вывод, что, действительно, большое количество учащихся используют в своей речи слова-паразиты. Они живут крепко и основательно в сознании учащихся.
Как часто используешь жаргонизмы? (Ежедневно/ Иногда)
Из 112 опрошенных:
- 89 учащихся ответили: «Ежедневно»
- 23 учащихся ответили: «Иногда»
Понимая, что жаргон засоряет речь, школьники вместе с тем «в минуты жизненных неурядиц прибегают к жаргону: на нем легче высказаться». Исходя из этого, можно предположить, что учащиеся употребляют жаргонизмы, потому что не видят образности в лексике литературного языка, сиюминутное конкретное эмоциональное отношение им легче выразить с помощью жаргонизмов.
С особым вниманием я проанализировала ответы,полученные от ребят из 7-8 классов, так как именно в этом возрасте осуществляется формирование индивида. Наступает переходный возраст: происходит «впитывание» полученной информации на лету. С психологической точки зрения, переходный возраст проявляется у подростков в стремлении к независимости в поведении, стремлении найти себя в обществе (позиционировать себя), иногда – переиначить своё окружении под свои вкусы.
Телевизоры стали главным предметом в каждом доме. Утро начинается с просмотра телевизора и заканчивается тем же. Хотелось бы разобраться, как же просмотр различных передач влияет на нашу речь.
Я просмотрела 3 сериала: «Физрук», «Реальные пацаны»,«Универ» - и сделала неутешительные выводы:
1)Сериал «Физрук» (продолжительность 23 минуты).
Было использовано 31 жаргонное слово, таких как: «контачить», «покалякать», «движуха», «кажись», «красопец», «прессуха», «проблемус», «киношка», «ушатать», «родаки», «пацики» и др.
2) Сериал «Реальные пацаны» (продолжительность 20 минут).
Было использовано 23 слова, таких как: «тачка», «короче», «прикинь», «типа», «побоку», «моцик», «че» и др.
3) Сериал «Универ» (продолжительность 23 минуты).
Было использовано 15 слов , таких как: «отвали», «туса», «друган», «дискач», «тёлка», «шкура», «музло», «слив».
4) Реалити-шоу (продолжительность 60 минут).
Было использовано 34 слов-паразитов, наблюдались всевозможные сокращения, таких слов, как: это – «эт», в общем – «короч», и др. Также неимоверное количество нецензурных выражений.
Совершенно неправильное построение предложений (грамматически,пунктуационно), неверное произношение слов, использование сленга и других нелитературных оборотов речи, постановка ударения, наблюдается искажение слова. Просмотр таких передач пагубно влияет на речь подростка, делая её неправильной, «загрязнённой».
Как ты думаешь, что влияет на изменение твоей речи? (Интернет/Социум/Телевидение)
Из 112 опрошенных:
- 53 учащихся ответили: «Социум»
- 26 учащихся ответили: «Телевидение»
- 33 учащихся ответили: «Интернет»
Наибольшее количество учащихся ответили, что именно «социум» оказывает влияние на изменение речи. Человек на протяжении всей жизни находится без общества не может. И зачастую, находясь ежедневно в определенной группе людей перенимает (причем сам того не замечая) и речь, и поведение, также может сказываться и на изменении характера, в изменении внутреннего мира человека в целом.
Исследования ученых говорят о том, что у детей (подросткового возраста), которые ежедневно смотрят телевизор по несколько часов проблемы с концентрацией внимания, задержка развития речи, словарный запас очень скуден. Просматривая различные каналы, такие как: «ТНТ», «СТС»
Читаешь ли ты классические произведения? Какие?
Из 112 опрошенных:
- 26 учащихся ответили: «Да»
- 86 учащихся ответили: «Нет»
На кого бы ты хотел бы быть похожим?
Из 112 опрошенных:
- 43 учащихся ответили: «Артист»
- 16 учащихся ответили: «Писатель»
- 53 учащихся ответили: «Президент»
Заключение.
Судьба русского языка тревожит в настоящее время многих людей. Это объясняется тем, что в последние годы произошли большие изменения в жизни России, в ее общественном и государственном устройстве, эти изменения оказали и продолжают оказывать влияние на развитие современного русского языка. Не признаются обязательными общепринятые языковые нормы – лексические, грамматические, орфоэпические, стилистические.
Исходя из проведенных мной исследований среди учащихся школы №1, можно сделать вывод, что жаргонные словечки прочно вошли в лексикон подростков. Проанализировав ответы школьников, я пришла к выводу что часто виной засорения языка являются молодежные сериалы, передачи: «Уральские пельмени», Реальные паданы», «Дом – 2», «Физрук», «Универ» и многое другое из ТНТ.
Молодежный жаргон — это словотворчество, а не коверкание языка. Хотя слова зачастую грубы и им придается смысл, противоположный первоначальному значению, они весьма важны для общения в подростковой среде. Это подтверждается и тем, что жаргон видоизменяется со временем, но не исчезает совершенно. Жаргонизмы используются в речи учащихся разных возрастных групп.
Я считаю, что необходимо бороться с грубыми словами в школьном жаргоне, как с проявлением насилия на речевом уровне. Жаргон школьников – дурная привычка, от которой очень трудно избавится.
Поэтому школьникам, по - моему мнению, необходимо правильно выбирать языковые средства, адекватные конкретной ситуации общения, учитывать при этом кому предназначена речь, для чего необходимо не только знать нормы литературного языка, но и анализировать живую речь.
Литература.
6. Ru.m.wikipedia.org.
Приложение 1
Данные опроса
Используешь ли ты в свое речи жаргонизмы? (Да/Нет)
Из 112 опрошенных:
- 87 учащихся ответили «Да»
- 25 учащихся ответили «Нет»
Как часто используешь жаргонизмы? (Ежедневно/ Иногда)
Из 112 опрошенных:
- 89 учащихся ответили: «Ежедневно»
- 23 учащихся ответили: «Иногда»
Как ты думаешь, что влияет на изменение твоей речи? (Интернет/Социум/Телевидение)
Из 112 опрошенных:
- 53 учащихся ответили: «Социум»
- 26 учащихся ответили: «Телевидение»
- 33 учащихся ответили: «Интернет»
Читаешь ли ты классические произведения? Какие?
Из 112 опрошенных:
- 26 учащихся ответили: «Да»
- 86 учащихся ответили: «Нет»
На кого бы ты хотел бы быть похожим?
Из 112 опрошенных:
- 43 учащихся ответили: «Артист»
- 16 учащихся ответили: «Писатель»
- 53 учащихся ответили: «Президент»
Приложение 2
Словарь жаргонизмов, используемых учащимися в школе
Хил – аптечка. Хилься – лечись.
Ливер – игрок, покинувший поле боя при живом персонаже.
Кемпер – игрок, засевший в неожиданной точке, где он малозаметен или трудно убиваем. Кемпер- предпочитает сидеть в одном месте и не двигаться.
Респа – точка возвращения убитого персонажа. Респнуть – возвратить к жизни.
Сток – персонаж, оружие, броня и т.д со стандартной комплектацией. Без всяких наворотов.
Слив – быстрый проигрыш противнику.
Крафтить – создавать какие-либо предметы. Например, кузнец скрафтил особый меч.
Нуб – игрок новичок.
Сетевойжаргон: «Аська», «Бак», «Батон волшебный», «Винт», «Гиг», «Глюк», «Дерево», «Камень», «Прога».
Аська – программа ICQ.
Бак – постоянная ошибка в программе.
Батон волшебный – кнопка на компьютерах семейства ZXSpectrum.
Винт – жесткий диск.
Гиг – гигабайт.
Глюк – непонятный сбой в программе.
Дерево – структура расположения директорий на сервере.
Камень – процессор.
Компач – компакт- диск.
Прога – программа.
Молодёжный сленг: «Туса», «Чел», «Родаки», «Спасибон», «Инет», «Прикол», «Препод», «Музло».
Туса – вечеринка.
Чел – человек.
Родаки – родители.
Спасибон – спасибо.
Инет – интернет.
Прикол – шутка, розыгрыш, остроумное высказывание.
Препод – преподаватель.
Музло – музыка.
Военная хитрость
Четыре художника. Осень
Мороз Иванович
Лупленый бочок
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики