Цель работы: определить группы людей, которым свойственно наибольшее и наименьшее количество акцентологических ошибок в речи; выявить наиболее типичные ошибки для всех групп анкетируемых (на примере участников социологического опроса)
Вложение | Размер |
---|---|
текст работы | 95.12 КБ |
презентация | 1.11 МБ |
Рау Милена Вячеславовна МБОУ Кулундинская СОШ № 1
План работы:
2.1. особенность русского ударении.............................................................4
2.2. Анализ результатов анкетирования.........………...................................6
2.3. Причины неправильной постановки ударения………………………....7
2.4. Пути решения проблемы…………………………………………….......9
1. Введение
До пятого класса я была убеждена, что ударение нужно лишь для того, чтобы проверить безударную гласную в корне слова. В шестом классе, начав выполнять упражнения, отрабатывающие навыки правильной постановки ударения, задумалась: а зачем это нужно? Запомнив правильную постановку ударения в небольшом количестве слов, я была поражена тем фактом, что очень многие люди вокруг меня ставят его неправильно. Тогда я задумалась: в чем причина многочисленных акцентологических ошибок в речи окружающих? Что требуется предпринять, чтобы речь стала правильнее и чище? Также у меня возник вопрос: кто ставит ударение наиболее правильно? Так возник замысел провести социологическое исследование на примере нашей школы, ведь школа, это, по сути, государство в миниатюре, так как можно опросить учащихся и родителей, школьных учителей и иных работников школы (технический персонал, педагога-психолога, социального педагога и др.)
Итак, тема исследования: «Проблемы современной акцентологии (на примере Кулундинской средней общеобразовательной школы № 1)».
Предметом исследования работы являются ответы респондентов на вопросы анкеты;
Объектом исследования являются акцентологические ошибки, допущенные респондентами (педагогам, иным работникам школы, ученикам и родителям);
Методы исследования:
Актуальность:
Цель работы: определить группы людей, которым свойственно наибольшее и наименьшее количество акцентологических ошибок в речи; выявить наиболее типичные ошибки для всех групп анкетируемых (на примере участников социологического опроса)
Задачи:
- провести анкетирование различных групп, а именно:
-определить наиболее часто повторяющиеся акцентологические ошибки;
-выявить причины допускаемых акцентологических ошибок;
- предложить способы устранения акцентологических ошибок в речи;
Выдвижение гипотезы: мы предположили, что:
-во-первых, в речи учащихся старших классов ошибок будет меньше, чем в речи учащихся среднего звена;
-во-вторых, в речи родителей с высшим образованием ошибок будет меньше, чем у родителей со средним образованием; родители делают ошибок меньше детей.
-в-третьих, самая правильная речь, вероятно, свойственна педагогам школы;
-в-четвертых, иные работники школы владеют правильной постановкой ударения хуже педагогов.
Также мы предположили, что основной причиной акцентологических ошибок является неправильная речь, льющаяся с экранов телевизора, и нежелание людей работать над собой, нежелание самообразовываться.
2.1. Особенность русского ударения.
Словесное ударение в русском языке характеризуется разноместностью (может стоять на любом слоге и любой части слова: но́вости, нау́ка, обуче́ние, буржуази́я и т.д.) и подвижностью (в разных грамматических формах слова может переходить с одного слога на другой: голова́, го́лову; при́нял, приняла́; сме́лый, смела́ и т.д.).
Предлоги, союзы и частицы обычно не имеют на себе самостоятельного ударения и примыкают к самостоятельным частям речи: за горо́й, не была́, оте́ц бы, придёт ли, сади́сь же. В некоторых случаях ударение переходит на предлог: по́д гору, на́ пол, за́ ночь. Таким образом, самостоятельные и служебные слова имеют одно словесное ударение, составляя единое по звучанию фонетическое слово.
Примечание. Небольшое число служебных частей речи имеют слабое ударение, не изменяют качества «ударного» гласного. Это союзы но, словно, точно, то...то. некоторые предлоги, не нарушающие смысловой связи с наречиями (вдоль, напротив, кроме, рядом с, между и т.д.), частица ну.
Сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (или второстепенное) ударение, условно обозначаемое знаком гравис (‘). Но среди сложных слов много и одноударных: предвое́нный, самостоя́тельный, автомаши́на, общежи́тие и т.д. Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное – вторым (ближе к концу слова): кля́твопреступле́ние, ко́нтрата́ка, о́колозе́мный, про́форганиза́ция, стро́йотря́д, самолётострое́ние, во́донепроница́емый, гла́ввра́ч, ме́жобластно́й, ме́жреспублика́нский, су́перобло́жка, ви́це-президе́нт, э́кс-чемпио́н и др.
Правильный выбор места ударения в слове имеет большое значение в работе над культурой устной речи. Ниже приведены примеры, в которых наиболее часто встречается ошибочное ударение. Это могут быть как отдельные слова, так и некоторые грамматические формы слов:
1) Имена нарицательные:
аге́нт, агроно́мия, алфави́т, апо́криф, апостро́ф, аре́ст, асимметри́я, балова́ть(ся), ба́рмен, бесо́вщина, бла́говест, бо́чковое, браву́рный, бряца́ние, валовы́е, вало́м вали́т, вероиспове́дание, верхове́нство, ве́черя, ге́незис, гражда́нство, гроте́сковый, грунтовы́е, дала́й-ла́ма, дефи́с, диа́спора, диоптри́я, диспансе́р, до́гмат, дре́вко, духовни́к, жалюзи́, жерло́, зави́дно, зна́мение, изы́ск, и́конопись, иконопи́сец, искони́, исче́рпать, катало́г, ка́тарсис, каучу́к, кладова́я, клобу́к, коло́сс, колла́пс, коклю́ш, кра́шение, креме́нь, ку́хонный, ма́ркетинг, мастерски́, месси́я, мимикри́я, многочасовы́е, мусоропрово́д, наме́рение, недви́жимость, недрема́нное (око), не́нецкий, непроторённый, несказа́нно, неуставны́е (отношения), нефтепрово́д, новорождённый, обеспе́чение, обесце́нить, облегчи́ть, ободри́ть, образова́нщина, однососта́вное, опто́вый, осве́домиться, о́тзыв (на рукопись), отзы́в (депутата), отку́порить, отча́сти, па́мятуя, пи́хта, плато́, повторённый, подро́стковый, предвосхи́тить, прину́дить, приобрете́ние, разгосуда́рствление, санитари́я, скро́енный, созы́в, сосредото́чение, сре́дства, столя́р, ста́тус, стату́т, стори́цей, табу́, тамо́жня, тамо́женный, торги́, танцо́вщица, тоте́м, травяни́стый, углуби́ть, украи́нский, уме́ньшить, упро́чение, факси́миле, фее́рия, фено́мен (явление), хво́я, хло́пковое, хода́тайство, ценова́я, христиани́н, шасси́, щаве́ль, экспе́рт, языкова́я (норма), языко́вая (колбаса).
Во многих словах наблюдаются колебания в постановке ударения: равноправные варианты – джи́нсовый и джинсо́вый, заи́ндевелый и заиндеве́лый, комба́йнер и комбайнёр, металлурги́я и металлу́ргия, про́полис и пропо́лис, петля́ и пе́тля, роже́ница и рожени́ца, ржа́веть и ржаве́ть, са́жень и саже́нь, тво́рог и творо́г, фа́нза и фанза́; при нормативном ударении а́вгустовский допустимо августо́вский, при берёста допустимо береста́, при ра́кушка допустимо раку́шка, при насторожённый допустимо насторо́женный; при нормативном ударении индустри́я – устарелое инду́стрия, при сметли́вый – устарелое сме́тливый, при ра́курс устарелое раку́рс;
2) Имена собственные:
Айги́, Е́вно, Азе́ф, А́бэ, Ко́бе, Ели́н Пели́н, Заходе́р, Пе́рес де Куэ́льер, Сте́йнбек, Сэ́линджер, Руа́ль А́мундсен, Бальмо́нт, Воронцо́ва-Да́шкова, Капи́ца, Се́ргий Ра́донежский, Серафи́м Саро́вский, Сальвадо́р Дали́, Иереми́я, Пикассо́, Зоси́ма. Алекси́й, Игна́тий Лойо́ла, протопо́п Авваку́м, Юлиа́н Ту́вим, Соколо́в-Микито́в, Са́юдис, Ана́дырь, Балаши́ха, Вели́кий У́стюг, Ки́жи, Ра́донеж, гора На́родная, Ставропо́льский край, Ганно́вер, Че́тьи-Мине́и, Апока́липсис, Кали́гула, Моло́х, Ка́рнеги-холл, Комеди́ Франсе́з. Метропо́литен-О́пера, Мьянма́, Никара́гуа, Перу́, Квебе́к, Си́дней, Массачу́сетс, Миссу́ри, Форо́с, Шри-Ланка́.
В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение: Нью́тон (но традиционно: Ньюто́н), Ре́мбрандт (но традиционно: Рембра́ндт), Ли́нкольн (но традиционно: Линко́льн), Дэ́вид Ко́пперфилд (но традиционно: Дави́д Копперфи́льд).
Примечание. В тех случаях, когда одно имя собственное относится к двум (или более) лицам, предметам, понятиям, нужно уточнить конкретное значение данного слова и, пользуясь энциклопедическими словарями, выяснить правильное ударение. Например, Ва́шингтон Джордж, первый президент США, но традиционно. Вашингто́н – столица США, Макбе́т – персонаж одноименной трагедии Шекспира, но в названии повести Лескова «Леди Ма́кбет Мценскою уезда». (5)
2.2. Анализ результатов анкетирования
В качестве основы анкеты мы взяли список трудных слов, в которых чаще всего носители языка допускают акцентологические ошибки (по мнению Д. Э. Розенталя), немного отредактировали его, добавив слова, чаще всего встречающиеся на экзамене в форме ЕГЭ. В итоге получилось 100 слов. Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к следующим выводам:
Ученики 6 класса: -девочки -56% правильные ответы;
-мальчики-54%, следовательно, в среднем звене девочки говорят более грамотно.
Ученики 10 классов: -девушки -55% правильные ответы;
-юноши-53%, следовательно, в старшем звене девочки говорят тоже грамотнее мальчиков.
Удивило то, что учащиеся 6 класса выполнили тестирование лучше учащихся 10 класса. С чем же это связано? Я думаю, что учащиеся 10 класса еще не задумываются о предстоящем экзамене, поэтому не уделяют должного внимания акцентологии, а учащиеся 6 класса, подходят к выполнению заданий на ударение более ответственно. К тому же, в 6 классе в учебнике под редакцией В.В.Бабайцевой предусмотрены упражнения на отработку навыков правильного ударения (при 6 часах в неделю), а в 10 классе на повторение ударения отводится только 2 часа (при 1, 5 часа в неделю). Гипотеза о том, что учащиеся старшего звена знают акцентологию лучше учащихся среднего звена, не подтвердилась.
Родители : -женщины -55% ( из них высшее образование -3, среднее-9)
-мужчины -58% (из них высшее образование-10, среднее-2), следовательно, гипотеза о том, что родители с высшим образованием ставят ударения правильнее, подтвердилась, но девочки делают ошибок меньше мам, в то время как папы ставят ударения вернее сыновей. Гипотеза о том, что родители делают ошибок меньше детей, подтвердилась лишь частично.
Учителя: - 71% (у всех высшее образование). К сожалению, не удалось отследить грамотность относительно категорий «мужчины-женщины», так как педагогический коллектив нашей школы состоит преимущественно из женщин. Гипотеза о том, что самая грамотная речь свойственна педагогам школы, подтвердилась.
Иные работники школы: - 62%. К сожалению, тоже не удалось отследить грамотность относительно категорий «мужчины-женщины», так как мужчины крайне неохотно участвовали в анкетировании в отличие от женщин, которые с удовольствием проверяли собственные знания. (высшее образование - 4 человека). Опрос проводился не только среди технического персонала, но в анкетировании поучаствовали педагог-психолог, логопед, социальный педагог, старшая вожатая, именно по этой причине, думаю, получился достаточно высокий процент правильных ответов (больше, чем у родителей). Гипотеза о том, что иные работники школы владеют правильной постановкой ударения хуже педагогов, подтвердилась.
2.3. Причины неправильной постановки ударения
носителями русского языка.
Проводя анкетирование, мы просили респондентов указать наиболее вероятные причины неверной постановки ударения, но, к сожалению, респонденты к этой просьбе отнеслись довольно небрежно: либо ответы были формальные, либо затруднялись ответить на данный вопрос, либо ответ просто отсутствовал, поэтому в качестве причин неверной постановки ударения мы выделим следующие:
Ударение в русском языке очень своеобразно. В чем его специфика?
Первой особенностью русского ударения является то, что оно свободное, то есть не прикреплено к определенному слогу в слове. Оно может падать и на первый слог (вОля, гОрод), и на второй (свобОда, прирОда), и на третий (молокО, молодОй) и т.д. Такое ударение называется также разноместным.
В других языках ударение зачастую прикреплено во всех словах к определенному слогу. Например, во французском и турецком языках оно всегда падает на последний слог. Сравни французские слова: одеколОн, эскимО, пломбИр.
В польском языке ударение всегда падает на предпоследний слог: ВаршАва, КрАков. В чешском и венгерском языках оно всегда приходится на первый слог. Возьмем чешские слова: ПрАга, КАрловы ВАры,.
Второй особенностью русского ударения является его подвижность, то есть способность менять свое место в зависимости от формы слова. Например: понЯть – пОнял – понялА.
Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость, которая выражается в том, что с течением времени ударение меняет свое место в слове и появляется новый вариант произношения. Например, раньше говорили: кладбИще, паспОрт, эпигрАф, воздУх, музЫка, призрАк. Сейчас такое произношение считается неправильным. Но оно сохранилось в художественных произведениях. И мы можем встретить старое произношение в стихах Пушкина, Лермонтова, Некрасова, баснях Крылова и в произведениях других поэтов и писателей. Например:
Гремит музЫка полковая.
(А.Пушкин)
Процесс изменения ударения идет и сейчас, на наших глазах. Так, если раньше можно было произносить только договОр, то сейчас допустимым является и дОговор. Это касается и таких слов, как кулинарИя, рАкушка, феномЕн, августОвский, считались нелитературными, то теперь они являются допустимыми.(4)
Такая вариативность и подвижность русского ударения создает определенные трудности при произношении не только для иностранцев, но и для русских людей.
На эту причину меня натолкнул анализ ошибок, сделанный в анкетировании. Например, в слове «каталОг» ни одна девушка 10 класса не сделала ошибки, в то время как 4 юноши ее допустили. И это логично. Девушки пользуются каталогами иностранных производителей косметики (Oriflame, Avon, Faberlic и прочие), в лексиконе юношей это слово редко употребляется.
Еще один пример. Все учащиеся 6 класса верно поставили ударение в слове «углубИть» в то время, как половина учителей в нем сделала ошибку. Вероятно, это связано с личностью М.С.Горбачева, который, будучи главой страны, произносил «зАнять, прИнять, углУбить». Такое произношение в устах главы государства служило нормой для граждан.
Не секрет, что, получая образование, высшее или среднее, человек получая знания, получает еще и опыт общения, расширяет свой кругозор и лексикон. Поэтому люди с высшим образованием знают акцентологические нормы лучше, чем люди со средним образованием (люди с высшим образование чаще всего занимают руководящие посты, а значит, в той или иной мере вынуждены следить за своей речью). К тому же педагогов положение обязывает следить за своей речью, делая ее образцовой. В этой связи ничего удивительного нет в том, что слово «диАспора» практически все учащиеся 6 класса написали неверно, в то время как учащиеся 10 класса практически не сделали в нем ошибок, так как это слово уже есть в их лексиконе.
2.4. Пути решения проблемы
На этот вопрос участники анкетирования тоже ответили не в полном объеме, поэтому предлагаем следующие пути выхода из создавшейся ситуации:
Заключение
В заключение нужно сказать, что средний показатель по нашей школе получился 58%. Хорошо это или плохо? Думаю, что неплохо, но нужно нам всем еще работать и работать над правильностью своей речи. Нужно обратить внимание на результаты исследования старшеклассникам, ведь их результат меньше, чем у шестого класса. Всем ученикам стоит задуматься над тем, что высшее образование – это путь к грамотности.
Подводя итог всему вышеизложенному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что язык – неотъемлемая часть нашей культуры, поэтому нужно работать над собой и своей речью неустанно, ведь грамотная речь поможет не только успешно сдать ЕГЭ, но и поддержит ваш имидж грамотного человека.
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите
Ведь это наш язык родной –
Его для внуков сохраните!
Приложение 1.
Список слов, предложенный для анкетирования
Агент, алфавит, асимметрия, баловать(ся), банты, бармен, благовест, бочковое, валовые, валом валит, вероисповедание, верховенство, вечеря, генезис, грунтовые, дефис, диаспора, диоптрия, диспансер, духовник, жалюзи, жерло, завидно, звонит, знамение, зонты, ивовый, иконопись, искони, исчерпать, каталог, катарсис, каучук, квартал, кладовая, колосс, коклюш, красивее, крашение, кремень, кухонный, мастерски, мессия, многочасовые, мусоропровод, намерение, недвижимость, несказанно, неуставные (отношения), нефтепровод, новорожденный, обеспечение, обесценить, облегчить, ободрить, односоставное, оптовый, осведомиться, отзыв (на рукопись), отзыв (депутата), откупорить, отчасти, пихта, плато, повторить, подростковый, принудить, приобретение, санитария, сливовый, скроенный, созыв, сосредоточение, средства, столяр, статус, сторицей, табу, таможня, таможенный, торги, торты, танцовщица, углубить, украинский, уменьшить, упрочение, феерия, феномен (явление), хвоя, хлопковое, ходатайство, ценовая, христианин, шарфы, шасси, щавель, эксперт, языковая (норма), языковая (колбаса)
Приложение 2
Правильные ответы.
аге́нт, алфави́т, асимметри́я, балова́ть(ся), ба́нты, ба́рмен, бла́говест, бо́чковое, валовы́е, вало́м вали́т, вероиспове́дание, верхове́нство, ве́черя, ге́незис, грунтовы́е, дефи́с, диа́спора, диоптри́я, диспансе́р, духовни́к, жалюзи́, жерло́, зави́дно, звони́т, зна́мение, зо́нты, и́вовый, и́конопись, искони́, исче́рпать, катало́г, ка́тарсис, каучу́к, кварта́л, кладова́я, коло́сс, коклю́ш, краси́вее, кра́шение, креме́нь, ку́хонный, мастерски́, месси́я, многочасовы́е, мусоропрово́д, наме́рение, недви́жимость, несказа́нно, неуставны́е (отношения), нефтепрово́д, новорождённый, обеспе́чение, обесце́нить, облегчи́ть, ободри́ть, однососта́вное, опто́вый, осве́домиться, о́тзыв (на рукопись), отзы́в (депутата), отку́порить, отча́сти, пи́хта, плато́, повтори́ть, подро́стковый, прину́дить, приобрете́ние, санитари́я, сли́вовый, скро́енный, созы́в, сосредото́чение, сре́дства, столя́р, ста́тус, стори́цей, табу́, тамо́жня, тамо́женный, торги́, то́рты, танцо́вщица, углуби́ть, украи́нский, уме́ньшить, упро́чение, фее́рия, фено́мен (явление), хво́я, хло́пковое, хода́тайство, ценова́я, христиани́н, ша́рфы, шасси́, щаве́ль, экспе́рт, языкова́я (норма), языко́вая (колбаса).
Приложение 3
Процент правильных ответов среди учащихся
Соотношение высшего и среднего образований в коллективе
4. Список источников литературы:
1 . Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматич. формы. 3-е изд. М.: Рус. яз., 1987.
2. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматич. формы/С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова; АН СССР. Ин-т рус. яз. 6-е изд., стереот. М.; Рус. яз., 1989.
3. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М.: Рус. яз., 1993.
5. http://evartist.narod.ru/text1/74.htm
Слайд 1
Проблемы современной акцентологии (на примере Кулундинской средней общеобразовательной школы № 1) Выполнила: ученица 6А класса Рау Милена Руководитель: учитель русского языка и литературы Рудая М.В.Слайд 2
Тема: «Проблемы современной акцентологии (на примере Кулундинской средней общеобразовательной школы № 1); Предмет исследования : ответы респондентов на вопросы анкеты; Объект : акцентологические ошибки, допущенные респондентами.
Слайд 3
Методы исследования: -анкетирование; -статистический метод обработки полученных данных; -описательный. Актуальность: -многочисленные акцентологические ошибки в речи окружающих людей; -необходимость умения правильной постановки ударения для успешной сдачи ЕГЭ; -правильная речь - один из признаков культурного человека.
Слайд 4
Цель : «Определить группы людей, которым свойственно наибольшее и наименьшее количество ошибок; Задачи: -провести анкетирование различных групп; -выявить причины акцентологических ошибок; -предложить способы устранения ошибок в речи.
Слайд 5
Гипотеза: -в речи старшеклассников ошибок меньше, чем в речи учащихся среднего звена; -родители с высшим образованием делают меньше ошибок, чем родители со средним образованием, родители грамотнее детей; -самая грамотная речь у педагогов школы; -иные работники школы владеют правильной постановкой ударения хуже педагогов школы. -причиной ошибок является неправильная речь, льющаяся с экранов телевизора, и нежелание людей работать над собой.
Слайд 7
Процент правильных ответов среди учащихся
Слайд 10
Соотношение высшего и среднего образований в коллективе
Слайд 11
Причины неправильной постановки ударений: 1. особенность русского ударения; -свободное (вОля, прирОда, молодОй); -подвижность (понЯть – пОнял – понялА); -изменчивость (кладбИще, воздУх, музЫка) - заимствованные слова (жАлюзи) ; - профессионализмы (Алкоголь,искрА) ; -незнание акцентологических норм, нежелание учить эти нормы; -Влияние СМИ (побАлуйте); - влияние социума и времени (катАлог, углУбить) ; - отсутствие высшего образования и жизненного опыта (диаспОра) ; - боязнь поправить другого человека.
Слайд 12
Пути решения проблемы: -введение дополнительных часов русского языка в школьную программу; -больше упражнений на правильную постановку ударения; -смотреть программы развивающего и обучающего характера; -читать больше классической литературы; -создать миниатюрный словарь трудных слов.
Слайд 13
Заключение: Друзья,следите за собой, Когда по — русски говорите! Ведь это наш язык родной- Его для внуков сохраните!
Слайд 14
Спасибо за внимание!
Шум и человек
Весёлая кукушка
Спасибо тебе, дедушка!
Повезло! Стихи о счастливой семье
Л. Нечаев. Яма