Работа выполнена ученицей 3А класса в рамках шокльной научно-практической конференции. Цель работы: изучить влияние компьютера на оргнаизм младшего школьника. К работе прилагаются: сама работа, текст к выступлению, презентация к выступлению, буклет и памятка.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Исследовательская работа
«Влияние компьютера на организм младшего школьника»
Выполнила работу:
ученица 3А класса МБОУ СОШ №8
Белоконь Алина
2017
Содержание
Введение | 3 |
| |
| 6 |
| 9 |
| 12 |
Результаты анкетирования среди 3 классов | 15 |
Выводы исследовательской работы | 25 |
Список литературы | 28 |
Приложение 1. Анкета для учащихся 3 классов «Влияние компьютера на младшего школьника» | 29 |
Приложение 2. Буклет о правилах безопасной работы за компьютером | 31 |
Приложение 3. Памятка с комплексом упражнений для глаз, мышц шеи и кисти руки | 32 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовательской работы о влиянии компьютера на организм младшего школьника заключается в том, что первые шаги в изучении компьютера всегда самые сложные. И от того, будут ли усвоены элементарные правила работы за компьютером на начальном этапе обучения, во многом зависит физическое и психическое здоровье школьника и в дальнейшем. Я выбрала тему «Влияние компьютера на организм младшего школьника» потому, что:
- во-первых, мы начали изучать информатику, работать за компьютерами, и многие, даже я не всегда соблюдают правила безопасного поведения за компьютером (неправильная посадка и другие);
- во-вторых, у меня есть родные и знакомые, которые очень много времени проводят за компьютером, я считаю, что это вредно для их здоровья;
- в-третьих, моя работа может помочь учителю информатики в профилактической работе вредного воздействия компьютера на организм человека.
Поэтому я решила исследовать зависимость учащихся 3 классов от компьютера и выявить, к каким изменениям в организме может привести это влияние.
Цель работы: изучить влияние компьютера на организм младшего школьника.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
Гипотеза:
Знание влияния вредных факторов, действующих на организм человека при работе за компьютером, соблюдения основных правила безопасности, проведение профилактической работы дома и в школе снизит вероятность компьютерной зависимости.
Одним из самых значимых научных достижений двадцатого века стало изобретение компьютера с его многочисленными возможностями, в том числе и мировая информационная сеть Интернет.
С момента появления компьютеров прошло немногим более полувека, но и за этот короткий по историческим меркам срок они до неузнаваемости изменили нашу жизнь, перевернув все представления о роли информации.
Компьютер пришел в науку, культуру, экономику и образование… И сегодня уже трудно представить себе хоть одну сферу деятельности человека, в которой не использовался бы компьютер. Бизнес, наука, производство – компьютеры с успехом работают везде.
Люди придумали компьютеры, чтобы быстро выполнять сложные расчёты. Но компьютеры могут решать не только математические задачи. Человек научил их управлять космическими кораблями, различными машинами, механизмами и даже целыми заводами.
Сейчас и дома компьютеры становятся незаменимыми помощниками. А сколько разных сведений хранят компьютеры в своей памяти! Они всегда к вашим услугам и в любой момент мгновенно дадут нужную справку.
Современный ребенок растет в среде, в которой компьютер – такая же привычная и обыденная вещь, как электрическое освещение, автомобили, телевизоры или сотовые телефоны. Для родителей же компьютер может стать головной болью, ведь он не так уж безопасен, как может показаться на первый взгляд.
Главная опасность компьютера (как, впрочем, и достоинство) в его бесконечной увлекательности. При этом не то что дети, но и многие взрослые совершенно забывают об элементарных правилах, которые следует соблюдать, чтобы не навредить своему здоровью: не испортить глаза, не искривить позвоночник и т.д.
О пользе и вреде компьютера можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Компьютер для подрастающего поколения порой даже заменяет друзей, родителей, школу...
Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Эту проблему я поднимаю в своей работе.
Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и, в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому я решила исследовать зависимость учащихся 3 классов от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям в организме может привести это влияние.
В своей работе я кратко описала профессиональные заболевания пользователей компьютеров и способы их профилактики, а также полезные советы по безопасной работе на компьютере.
1. Основная теоритическая часть
1.1. Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером
Основными вредными факторами, действующими на человека за компьютером, считаются:
Сидячее положение
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.
Воздействие электромагнитного излучения монитора
Монитор является источником практически всех видов электромагнитного излучения (радиации). В зависимости от воздействия на объект, эти излучения, бывают ионизирующими и неионизирующими. К ионизирующим относится рентгеновское излучение, которое широко используется в медицине, к неионизирующим – электромагнитное поле (излучение) сверхнизкой и низкой частоты.
Ионизирующее излучение, воздействуя на объект, в частности, на клетки человека, вызывает их повреждение за счет образование ионов. Эти повреждения могут быть летальными, когда клетка погибает, и сублетальными, когда клетка выживает, но информация, "зашитая" в нее, портится. Такие клетки могут быть источником возникновения рака.
Электромагнитные излучения сверхнизкой частоты не обладают способностью вызывать ионизацию, а, соответственно, и мутации. Их действие на живую клетку мало изучено, однако известно, что они за относительно короткий срок воздействия (10-15 лет) не приводят к возникновению злокачественных опухолей. Существует огромное количество исследований электромагнитного поля сверхнизкой частоты, одни из которых доказывают, что этот вид излучения вреден для здоровья, а другие – обратное. Конкретного, повреждающего механизма воздействия электромагнитного поля сверхнизкой частоты никто не знает.
Таким образом, ионизирующие излучения, такие, как рентгеновское, при определенной дозе облучения могут вызывать возникновение злокачественных опухолей. Электромагнитные поля сверхнизкой частоты не представляют угрозы для здоровья человека, однако, в силу того, что их действие мало изучено, рекомендуется уменьшить или свести к минимуму с ними встречу.
Рентгеновское излучение, исходящее от монитора, ничтожно мало и сравнимо с естественным радиационным фоном. Это означает то, что сидите ли вы рядом с дисплеем или гуляете по улице – дозу вы получите примерно одну и ту же. Исключения составляют бракованные мониторы, уберечься от которых можно, выбирая известную марку, у известного поставщика и в известном магазине. Хотя никто не будет против, если вы придете в магазин вместе со счетчиком и посчитаете микрорентгены в час.
Воздействие на зрение
Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.
Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Суть работы на компьютере – ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить детали чертежа. А это – огромная нагрузка на глаза, ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих.
В результате, работа на компьютере серьезно перегружает наши глаза. Если к тому же монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то последствия не заставят себя ждать. У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения... Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром».
Перегрузка суставов кистей рук
Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
Каковы причины возникновения карпального туннельного синдрома запястья (КТС)? Главная причина – длительная однообразная неправильная работа кистями и пальцами рук. КТС поражает людей различных профессий. Чертежники, секретари, музыканты, водители, рабочие конвейерных производств – вот далеко не полный перечень профессий, которые предрасполагают к этому синдрому. А в наше время от него сильно страдают пользователи ПК, которые помногу часов совершают однообразные мелкие движения руками, двигая мышку или печатая на клавиатуре.
Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению синдрома запястного канала, достаточно выполнять несложные рекомендации по организации своего рабочего места и режима работы, каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнить несколько упражнений для кистей рук.
Стресс при потере информации
Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.
1.2. Признаки и симптомы зависимости ребенка от компьютера
Компьютерная зависимость – это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.
Она наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков.
Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности.
У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм.
В более старшем возрасте она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т. п.
Возникновению компьютерной зависимости способствует нарушение общения со сверстниками. Вместе с тем, компьютер предоставляет возможность для виртуального общения (в частности, через Интернет), что смягчает негативные психологические проявления нарушения реальных межличностных отношений.
Как и другие виды зависимости, компьютерная зависимость может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте (незаконный «взлом» компьютерных программ и т. п.).
Вместе с тем, компьютерная зависимость нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий.
Существует три стадии зависимости от компьютера:
Первая стадия – интерес. Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.
Вторая стадия – втягивание. Даже непродолжительное время без компьютера сопровождается плохим, подавленным настроением, раздражением, когда и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.
Третья стадия – полная зависимость. Конечно, люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени – нарушение психики.
10 симптомов компьютерной зависимости у ребенка – как узнать, что ребенок зависим от компьютера?
Все мы помним о случаях зависимости людей от игровых автоматов – проигрывались последние деньги, рушились семьи, уходили на задний план близкие люди, работа, реальная жизнь. Корни компьютерной зависимости те же: регулярная стимуляция центра удовольствия в человеческом мозге приводит к тому, что постепенно сформированный недуг вытесняет из потребностей человека все, что не относится к его любимому занятию. С детьми все еще сложнее – зависимость более сильная, а удар по здоровью – двойной. Каковы симптомы подобной зависимости у ребенка?
1.3. Технологии, помогающие сохранить здоровье ребенка при работе с компьютером
«Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры», - И.П. Павлов.
Комфортное рабочее место
Как правильно организовать компьютерное рабочее место? Далеко не каждый задумывается об этом, а ведь от правильной организации рабочего места зависит не только, насколько удобно вам будет работать, но и ваше здоровье в целом. Существуют простые способы обезопасить себя при общении с компьютером. Например, правильно организовать свое рабочее место. Следующие рекомендации помогут вам в этом:
Монитор лучше располагать чуть дальше, чем это делают при обычном чтении. Верхний край экрана должен располагаться на уровне глаз или чуть ниже. Если вы работаете с текстами на бумаге, листы надо располагать как можно ближе к экрану, чтобы избежать частых движений головой и глазами при переводе взгляда. Освещение необходимо организовать так, чтобы на экране не было бликов. Создайте хорошую освещенность в помещении, где вы работаете. Применяйте современные светильники, которые дают оптимальное освещение. В комнате, где вы работаете, не применяйте краски и обои холодных тонов, а также темные. Лучшие цвета для человека – белый, лимонно-желтый и салатный.
Продолжительность работы за компьютером
Длительность непрерывных занятий для детей:
7-10 лет - 15 минут
11-13 лет - 20 минут
14-15 лет - 25 минут
16-17 лет - 30 минут
В течение недели школьник может работать с компьютером не более трех раз.
После 10-15 минут непрерывных занятий на ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.
Специальное питание для глаз
Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает настой или отвар шиповника, клюква.
Гимнастика для глаз.
Существуют компьютерные программы, имитирующие отдых для глаз.
Трудно сказать, насколько они действенны. Наверное, лучше те же 10 минут отдохнуть по-настоящему, чем разглядывать экран с имитацией отдыха.
Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит для профилактики и на первых стадиях ослабления зрения. Желательно выполнять "глазной" комплекс упражнений и тем, кто работает за компьютером, и тем, чьи глаза склонны к переутомлению. Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут.
Буклеты о правилах безопасной работы за компьютером и памятки с комплексом упражнений для глаз, мышц шеи и кисти руки в приложении.
2. Основная практическая часть
Результаты анкетирования среди 3 классов
Для проведения исследования о влиянии компьютера на организм младшего школьника я провела анкетирование в 3А и 3Б классах. Всего было опрошено 47 учащихся. Результаты анкетирования приведены в таблице:
Вопросы | Варианты ответов | |||
1.Сколько часов в день вы сидите за компьютером? | Менее 1 часа | 1 час | 2 часа | От 4 до 10 часов |
16 | 19 | 7 | 5 | |
2.С какого возраста вы играете на компьютере? | С 4 лет | С 5-6 лет | С 7-8 лет | Не играю |
7 | 11 | 27 | 2 | |
3.Есть ли у вас постоянное желание играть в игры? | Да | Нет | Не знаю | - |
12 | 25 | 10 | ||
4.С лёгкостью можете оторваться от игры? | Да | Нет | Не знаю | - |
36 | 8 | 3 | ||
5.Какое общение вы предпочитаете? | Общение по электронной почте | С другом наяву | Не важно как | - |
4 | 26 | 17 | ||
6.Может ли заменить вам компьютер катание на коньках? | Да | Нет | Не знаю | - |
28 | 11 | 8 | ||
7.Вы кушаете, пьете чай, готовите уроки у компьютера? | Да | Нет | Когда как | - |
5 | 39 | 3 | ||
8.Проводили вы хоть одну ночь за компьютером? | Да | Нет | - | - |
5 | 42 | |||
9.Придя домой, вы сразу садитесь за компьютер? | Да | Нет | - | - |
2 | 45 | |||
10.Вы забывали чистить зубы и кушать, заигравшись за компьютером? | Да | Нет | Не придаю значения | - |
1 | 46 | - | ||
11.Пребывали ли вы в плохом, раздраженном настроении, не могли | Да | Нет | - | - |
7 | 40 | |||
12.Конфликтовали вы, угрожали, шантажировали в ответ на запрет сидеть за компьютером? | Да | Нет | - | - |
2 | 45 | |||
13.Что вас больше всего интересует? | Компьютер | Чтение книг | Разгадывание логических заданий | - |
11 | 11 | 25 | ||
14.Сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером? | Менее 1 часа | 1 час | 2 часа | 10 часов |
8 | 31 | 7 | 1 | |
15.Устают ли глаза при работе с компьютером? | Да | Нет | Не придаю значения | - |
34 | 11 | 2 | ||
16.Вы делаете гимнастику для глаз? | Да | Нет | Как получится | - |
38 | 2 | 7 | ||
17.Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью? | Да | Нет | Мне все равно | - |
43 | 3 | 1 | ||
18.В какие игры вы предпочитаете играть? | Бродилки | Стратегии | Логические | - |
8 | 9 | 30 | ||
19.С приобретением компьютера твой интеллект… | Повысился | Остался на том же уровне | Не замечаю | - |
10 | 22 | 15 |
По результатам анкетирования я составила диаграммы и получила следующие результаты:
- 40% опрошенных учащихся проводят за компьютером – 1 час;
- 2 часа за компьютером проводят 15% детей;
- 34% детей проводят за компьютером менее 1 часа в день;
- 11% опрошенных учащихся проводят за компьютером большое количество времени – от 4 до 10 часов.
- 58% учащихся начали играть в компьютерные игры с 7-8 лет, 23% - с 5-6 лет;
- с самого раннего возраста играю в игры 15% детей;
- а не играют в компьютерные игры всего 2% опрошенных учащихся.
- 53% учащихся не испытывают постоянного желания играть в компьютерные игры;
- 26% опрошенных учащихся испытывают постоянное желание играть в игры;
- но при этом 21% детей не могут ответить на этот вопрос, отвечают, что не знают, испытывают желание или нет.
- не может не радовать тот факт, что 77% учащихся могут легко оторваться от игры;
- но при этом есть 17% детей, которые не могут оторваться от игры, пока ее на закончат, а 6% детей – затрудняются ответить на данный вопрос.
- 55% предпочитают непосредственное общение с друзьями наяву;
- 9% детей непосредственному общению с друзьями наяву предпочитают переписку по электронной почте или социальным сетям;
- при этом 36% могут общаться и по электронной почте и наяву.
- наибольшему количеству опрошенных детей, а именно 60% - компьютер может заменить катание на коньках;
- при этом 17% детей сомневаются;
- и лишь 23% учащихся предпочитают катание на коньках игре на компьютере.
- 83% опрошенных детей не кушают и не готовят уроки за компьютером;
- 11% детей выполняют уроки, кушают и пьют чай у компьютера;
- 6% учащихся периодически выполняют уроки и кушают за компьютером.
- 11% опрошенных детей проводили хоть одну ночь за компьютером;
- остальные 89% не допускали такого случая.
- лишь 4% опрошенных детей, приходя домой, сразу садятся за компьютер;
- 96% приходя домой из школы, сразу за компьютер не садятся.
- лишь 2% опрошенных детей – а это 1 человек забывал почистить зубы и кушать, заигравшись за компьютером.
- 15% опрошенных детей находились в плохом, разраженном настроении, когда был сломан компьютер;
- 85% детей в такой ситуации не находились.
- лишь 4% опрошенных детей, а это 2 человека, угрожали, шантажировали в ответ на запрет сидеть за компьютером;
- 96% такой ситуации не допускали.
- 24% опрошенных детей интересует больше всего компьютер;
- столько же детей интересуют книги;
- 53% детей интересуются больше всего решением логических задач.
- 17% опрошенных детей считают, что за компьютером можно работать менее 1 часа;
- можно за компьютером работать 1 час – так считают 66% учащихся;
- 15% - считают, что за компьютером можно работать 2 часа;
- а 1 ученик (2%) считает допустимым работать за компьютером 10 часов в день.
- 72% опрошенных детей считают, что при работе за компьютером глаза устают;
- 24% учащихся считают, что работа за компьютером не приносит вреда глазам;
- 4% - не придают этому значения.
- 81% опрошенных детей делают гимнастику для глаз;
- 4% учащихся гимнастику не делают;
- 15% детей делают гимнастику время от времени.
- 89% опрошенных детей понимают и знают, какую угрозу здоровью несет компьютер;
- 7% учащихся не знают об этой угрозе;
- 4% детей не придают этому никакого значения.
- 17% учащихся предпочитают играть в «Бродилки»; 19% - в «Стратегии»; 64% - в логические игры.
- 21% опрошенных детей считают, что с приобретением компьютера их интеллект повысился;
- 47% детей считают, что их интеллект остался на том же уровне;
- 32% учащихся не обращают на это внимание и не замечают такой зависимости.
Выводы исследовательской работы
Исследуя вопрос влияния компьютера на здоровья младшего школьника, я сделала вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьёзную зависимость.
Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Тем более, что компьютерный мир так заманчив, красочен и моден.
В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость. Многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества. Развитие новых технологий обучения в школе требует хорошего знания персонального компьютера. Изучить самостоятельно работу во многих программах довольно-таки сложно. Лучше сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения. В этом учащимся поможет школа.
По статистике отмечается рост числа персональных компьютеров у учеников дома, но это пока никак не влияет на их здоровье. Результаты моего исследованию показывают, что школьники в большинстве соблюдают нормы работы за компьютером дома: 74% опрошенных учащихся проводят за компьютером – 1 час и менее в день; всего 24% опрошенных детей интересует больше всего компьютер, а остальные дети увлекаются книгами и решением логических задач. В школе тоже уделяется огромное внимание технологиям, помогающим сохранить здоровье.
Отношение учителей к появлению у школьников персональных компьютеров практически однозначно: машина создана не для развлечений, а для работы. Дети должны, в первую очередь, пополнять свои знания, а не играть. Конечно, есть игры, которые развивают память и мышление, по моим данным: 17% учащихся предпочитают играть в «Бродилки»; 19% - в «Стратегии»; 64% - в логические игры. А это отрицательно сказывается на их психике и работоспособности младших школьников.
Ученые проводят параллель между частым использованием компьютера и резким ухудшением зрения у детей подростков. Но, как это ни странно звучит, дети быстро адаптируются и, скорее всего, просто не обращают внимания на проявившиеся симптомы. Многие дети, а это 89% опрошенных детей понимают и знают, какую угрозу здоровью несет компьютер, а 4% детей не придают этому никакого значения.
Проведя исследование, я выяснила, что 72% опрошенных детей считают, что при работе за компьютером глаза устают, 24% учащихся считают, что работа за компьютером не приносит вреда глазам, 4% - не придают этому значения. Но в то же время, 81% опрошенных детей делают гимнастику для глаз, 4% учащихся гимнастику не делают, 15% детей делают гимнастику время от времени.
Вопросы, связанные с компьютерной зависимостью, очень интересуют меня, потому что каждый должен знать, как уберечь себя и своих родных от негативного влияния компьютера. А проведя исследование, я выяснила, что
Я думаю, что расхождение в данных может быть связано с не очень откровенными ответами на вопросы анкеты, с несовершенными способами исследования.
Исследуя вопрос влияния компьютера на психическое здоровье учеников третьих классов, я получила следующие результаты:
В рамках своей исследовательской деятельности я провела профилактическую работу среди учащихся 3А и 3Б классов. Она включала в себя распространение буклетов «Правила безопасной работы за компьютером» (Приложение №2) и памятки с комплексом упражнений для глаз и мышц шеи (Приложение 3).
Список литературы
1. Васильева И.Н., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий// Вопросы психологии 2002. №3.
2. Минакова А.В. Психологические особенности лиц, склонных к Интернет – зависимости. http://nedug.ru
3. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1991. №3.
4. Здоровьесберегающие технологии – http://wmaria2007.narod.ru/zdorovesberezhenie
5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Школьник и компьютер. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.
6. Компьютер и здоровье ребёнка – http://www.patee.ru/children/child-health/view/?id=13631
7. Родительское собрание «Компьютер – не забава» - http://www.profistart.ru/ps/blog/17629.html
8. Санитарные правила и нормы гигиенические требования к условиям обучения в ОУ - http://kergud.edurm.ru/p11aa1.ht
Приложение 1.
Анкета для учащихся 3 классов
«Влияние компьютера на младшего школьника»
1. Сколько часов в день вы сидите за компьютером?
а) 1 час
б) 2 часа
в) от 4 до 10 часов
2. С какого возраста вы играете на компьютере?
а) с 4 лет;
б) с 7 лет;
в) свой вариант ответа _______________
3. Есть ли у вас постоянное желание играть в игры?
а) да;
б) нет;
в) не знаю
4. С лёгкостью можете оторваться от игры?
а) да;
б) нет;
в) не знаю
5. Какое общение вы предпочитаете?
а) общение по электронной почте;
б) с другом наяву;
в) не важно как
6. Может ли заменить вам компьютер катание на коньках?
а) да;
б) нет;
в) не знаю
7. Вы кушаете, пьете чай, готовите уроки у компьютера?
а) да;
б) нет;
в) когда как
8. Проводили вы хоть одну ночь за компьютером?
а) нет;
б) да;
9. Придя домой, вы сразу садитесь за компьютер?
а) да;
б) нет;
10. Вы забывали чистить зубы и кушать, заигравшись за компьютером?
а) да;
б) нет;
в) не придаю значения
11. Пребывали ли вы в плохом, раздраженном настроении, не могли
ничем заняться, если был сломан компьютер?
а) да;
б) нет
12. Конфликтовали вы, угрожали, шантажировали в ответ на запрет сидеть за компьютером?
а) да;
б) нет
13. Что вас больше всего интересует?
а) компьютер;
б) чтение книг;
в) разгадывание логических заданий
14. Сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером?
а) 1 час;
б) 2 часа;
в) 10 часов
15. Устают ли глаза при работе с компьютером?
а) да;
б) нет;
в) не придаю значения
16. Вы делаете гимнастику для глаз?
а) да;
б) нет;
в) как получится
17. Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?
а) да;
б) нет;
в) мне все равно
18. В какие игры вы предпочитаете играть?
а) бродилки;
б) стратегии;
в) логические
19. С приобретением компьютера твой интеллект:
а) повысился;
б) остался на том же уровне;
в) не замечаю
Приложение 2.
Буклет о правилах безопасной работы за компьютером
Приложение 2.
Памятка с комплексом упражнений для глаз, мышц шеи и кисти рук
Исследовательская работа
«Влияние компьютера на организм младшего школьника»
СЛАЙД 1.
Я выбрала тему «Влияние компьютера на организм младшего школьника» потому, что:
- во-первых, мы начали изучать информатику, работать за компьютерами, и многие, даже я не всегда соблюдают правила безопасного поведения за компьютером (неправильная посадка и другие);
- во-вторых, у меня есть родные и знакомые, которые очень много времени проводят за компьютером, я считаю, что это вредно для их здоровья;
- в-третьих, моя работа может помочь учителю информатики в профилактической работе вредного воздействия компьютера на организм человека.
Так, как я учусь в 3 классе, то и решила исследовать зависимость учащихся 3 классов от компьютера и выявить, к каким изменениям в организме может привести это влияние.
СЛАЙД 2.
Цель работы: изучить влияние компьютера на организм младшего школьника.
СЛАЙД 3.
Я предположила (Гипотеза):
Знание влияния вредных факторов, действующих на организм человека при работе за компьютером, соблюдения основных правила безопасности, проведение профилактической работы дома и в школе снизит вероятность компьютерной зависимости.
СЛАЙД 4.
Для достижения цели решала следующие ЗАДАЧИ, выполняя конкретные мероприятия (шаги):
СЛАЙД 5.
Это…
СЛАЙД 6.
Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности.
У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм.
Рассмотрела три стадии зависимости от компьютера: интерес, втягивание, полная зависимость.
СЛАЙД 7.
Тем самым сформировала представление об элементарных правилах, которые необходимо соблюдать при работе за компьютером, чтобы не навредить своему здоровью. А именно, я рассмотрела и изучила: основные правила поведения в кабинете информатики, правила поведения и режим работы за компьютером, специальное питание для глаз, гимнастику для глаз, мышц шеи и кисти рук.
СЛАЙД 8.
СЛАЙД 9.
Я опросила 47 учащихся.
СЛАЙД 10.
Результаты моего исследованию показывают, что школьники в большинстве соблюдают нормы работы за компьютером дома: 74% опрошенных учащихся проводят за компьютером – 1 час и менее в день; всего 24% опрошенных детей интересует больше всего компьютер, а остальные дети увлекаются книгами и решением логических задач. В школе тоже уделяется внимание технологиям, помогающим сохранить здоровье.
СЛАЙД 11.
Дети с помощью компьютера должны, в первую очередь, пополнять свои знания, а не играть. Конечно, есть игры, которые развивают память и мышление, по моим данным: 17% учащихся предпочитают играть в «Бродилки»; 19% - в «Стратегии»; 64% - в логические игры. Сюжеты многих игр отрицательно сказываются на их психике и работоспособности.
Ученые связывают частое использование компьютера с резким ухудшением зрения у детей. Но, многие дети не обращают внимания на проявившиеся симптомы. 89% опрошенных детей понимают и знают, какую угрозу здоровью несет компьютер, а 4% детей не придают этому никакого значения.
СЛАЙД 12.
Проведя исследование, я выяснила, что 72% опрошенных детей считают, что при работе за компьютером глаза устают, 24% учащихся считают, что работа за компьютером не приносит вреда глазам, 4% - не придают этому значения. Но в то же время, 81% опрошенных детей делают гимнастику для глаз, 4% учащихся гимнастику не делают, 15% детей делают гимнастику время от времени.
СЛАЙД 13.
Исследуя вопрос зависимости детей от компьютера, я получила следующие результаты:
СЛАЙД 14.
СЛАЙД 15.
Вопросы, связанные с компьютерной зависимостью, очень интересуют меня, потому что каждый должен знать, как уберечь себя и своих родных от негативного влияния компьютера.
СЛАЙД 16.
Исследуя вопрос влияния компьютера на здоровья младшего школьника, я сделала вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьёзную зависимость, если не соблюдать элементарные правила, о которых я говорила выше.
А сейчас в рамках профилактической работы я раздам буклеты «Правила безопасной работы за компьютером» и памятки с комплексом упражнений для глаз и мышц шеи, чтобы Вас не коснулась тема ухудшения здоровья, в том числе компьютерной зависимости, по причине «большой дружбы» с компьютером.
Слайд 1
Исследовательская работа «Влияние компьютера на организм младшего школьника» Выполнила работу: ученица 3А класса МБОУ СОШ№8 Белоконь Алина 1Слайд 2
Цель работы: - изучить влияние компьютера на организм младшего школьника . 2
Слайд 3
Гипотеза: Знание влияния вредных факторов, действующих на организм человека при работе за компьютером, соблюдение основных правила безопасности, проведение профилактической работы дома и в школе снизит вероятность компьютерной зависимости. 3
Слайд 4
Задача 1 Изучить литературу о влиянии компьютера на здоровье человека. 4
Слайд 5
Сидячее положение в течение длительного времени. Воздействие электромагнитного излучения монитора. Утомление глаз, нагрузка на зрение. Перегрузка суставов кистей. Стресс при потере информации. Задача 2 Познакомиться с вредными факторами, которые влияют на человека за компьютером. 5
Слайд 6
Три стадии зависимости от компьютера: Первая стадия – интерес. Вторая стадия – втягивание. Третья стадия – полная зависимость. Задача 3 Научиться распознавать факторы и симптомы зависимости человека от компьютера. 6
Слайд 7
Задача 4 Изучить технологии, которые помогают свести к минимуму вредное влияние компьютера на организм школьника. 7
Слайд 8
8 Задача 5 Создать буклеты о правилах безопасной работы за компьютером и памятки с комплексом упражнений для глаз, мышц шеи и кисти руки (профилактическая работа).
Слайд 9
Задача 6 Провести анкетирование учащихся « Влияние компьютера на здоровье младшего школьника» Участники: 3А и 3Б классы МБОУ СОШ №8 Количество: 47 человек 9
Слайд 10
10 Результаты исследования:
Слайд 11
11 Результаты исследования:
Слайд 12
12 Результаты исследования:
Слайд 13
13 Результаты исследования:
Слайд 14
14 Результаты исследования:
Слайд 15
15 Результаты исследования:
Слайд 16
16 ВЫВОД: Помогает человеку: Учеба Работа Развлечения Общение и т.д. Вредит человеку: Зрение Осанка Отстранённость от реального мира Зависимость Соблюдать правила ! !
Вокруг света за 80 дней
Юрий Визбор. Милая моя
Как нарисовать портрет?
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Хитрый коврик