В исследовательской работе был проведен сравнительный анализ комиксов двух стран- СССР и США в XX веке. Практическая значимость исследования заключается в наглядной иллюстрации для учащихся на уроках истории идеологического противостояния СССР и США на примере комиксов.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 276.85 КБ |
МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»
Научная конференция в рамках XXI гимназических
Дней науки
Исследовательский проект
по теме:
"Характеристика советских и американских комиксов в XX веке.
Провокация к идеологическому противостоянию"
Исполнитель: Жирнов Валерий,
гимназист 9 Г класса
МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»
Руководитель: Игошева Надежда Антоновна,
учитель истории и обществознания
г. Сургут
2016 г.
Оглавление
Введение................................................................................................3
ГЛАВА I
1.1. Понятия комикса по сюжетам, жанру,
стилю рисования, объему....................................................................................................5
1.2. Первые в мировой истории комиксы..................................................................................................6
1.3. История первого комикса в США.................................................6
1.4. История первого комикса в СССР.................................................7
ГЛАВА II
2.1 События мировой истории в американских комиксах.................9
2.2. Влияние комикса на американское общество.............................12
2.3 Отношение американского общества к комиксу…………........13
2.4. События мировой истории в советских комиксах.....................14
2.5. Влияние комикса на советское общество.....................................15
2.6. Отношение советского общества к комиксу…………………....16
Заключение............................................................................................17
Литература………………….................................................................20
Приложение……………………………...............................................21
Введение
7 января 2015 года во Франции трое мужчин в масках с автоматами и гранатометами в руках атаковали редакцию журнала Charlie Hebdo (Шарли Эбдо). Журнал неоднократно на своих страницах поднимал тему ислама, всячески высмеивал пророка Мухаммеда и публиковал комиксы на него. В комиксах явное проявление идеологии.
У меня это сообщение по телевидению вызвало интерес к комиксам, желание узнать о них как можно больше. Мои сверстники, как оказалось, знают о существовании американских комиксов. Проблемой для меня и для них явилось отсутствие информации о советских и российских комиксах.
Поэтому объектом исследования стали комиксы.
Предмет исследования: характеристика американских и советских комиксов в XX веке.
Цель исследования: характеристика советских и американских комиксов ХХ века.
Гипотеза: если сравнивать советские и американские комиксы XX века, то можно характеризовать их как проявление идеологической борьбы двух сверхдержав.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: анализ, сравнение, обобщение.
В соответствии с гипотезой и задачами был определен ход исследования, который проводился в несколько этапов.
Первый этап: поисково-теоретический. На этом этапе осуществлялось изучение теоретических вопросов о происхождении и развитии понятия «комикс» в истории человечества. С целью изучения теоретических основ исследования, проходил поиск в исторической литературе информации о самых первых комиксах в мировой истории, истории США и СССР в XX веке.
Второй этап: исследовательский. На этом этапе составлялась сравнительная характеристика комиксов в США и СССР по сюжетам, жанру, тематике.
Третий этап: обобщающий. Формулировались выводы, оформлялось проектное исследование.
Новизна исследовательского проекта заключается в том, что был проведен сравнительный анализ комиксов двух стран- CCCР и США в XX веке по их тематике.
Практическая значимость исследования заключается в иллюстрации для учащихся на уроках истории идеологического противостояния двух стран – США и СССР в XX веке на примере комиксов.
Глава I
1. Комикс (от англ. comic — смешной) — рисованные истории, рассказы в картинках. Комикс сочетает черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство.
Существует много определений комикса, однако все они, в целом, сводятся к тому, что комикс представляет собой серию изображений, в которой рассказывается какая-либо история. Согласно большинству исследователей, комикс — это единство повествования и визуального действия. Скотт Мак Клауд, автор книги «Суть комикса» (англ. Understanding comics), предлагает краткое определение «последовательные изображения», и более полное — «смежные рисунки и другие изображения в смысловой последовательности». Жорж Садуль определяет комиксы, как «рассказы в картинках».[1]
Среди других названий этого вида искусства и отдельных его разновидностей - рисованные истории, для масштабных комиксов - графические романы (они же графические новеллы), для коротких — стрипы.
В некоторых странах с развитой индустрией рисованных историй для них есть своё название. Так, во франкоязычном мире комикс называют фр. bandedessinée (рисованная лента) или BD, японские комиксы называются манга.
1.1. Понятия комикса по сюжетам, жанру, стилю рисования, объему.
В комиксах не обязательно присутствует текст, существуют и «немые» комиксы с интуитивно понятным сюжетом (например, «Арзак» Жана Жиро). Но чаще всего, прямая речь в комиксе передаётся при помощи филактера — «словесного пузыря», который, как правило, изображается в виде облачка, исходящего из уст, или, в случае изображения мыслей, из головы персонажа. Слова автора обычно помещают над или под кадрами комикса.
Комиксы могут быть любыми и по литературному жанру, и по стилю рисования. В виде комиксов адаптируются даже произведения классиков литературы. Но исторически сложилось, что самые распространённые жанры комикса — приключения и карикатура. Этот стереотип долго портил репутацию комиксов.
По объёму комиксы варьируются от коротких «полосок» из нескольких (обычно 3-х) картинок до объёмных графических романов и сериалов из множества выпусков.
Комикс тесно связан с кино, и особенно с мультипликацией. Как отмечает всё тот же Мак Клауд, «Фильм на плёнке — это очень медленный комикс. Пространство для комикса значит то же, что время для фильма».[2]
В английском языке, слово «cartoon» — «карикатура» может обозначать и комикс, и мультфильм. По сути, практически все японские мультфильмы «аниме» являются экранизацией японских же комиксов «манга».
1.2. Первые в мировой истории комиксы.
Жорж Садульё определяет комиксы, как рассказы в картинках. Традиция таких рассказов восходит к XVI и XVII веку, когда в Валенсии и Барселоне начали продавать картинки для народа, чаще всего на религиозную тематику. Это пересказ жития святых в сериях небольших гравюр, отпечатанных на листках цветной бумаги («аллилуи»). Рисунки на светские сюжеты назвались «(исп. aucas)» (от исп. jeu de l'oie).[3]
«Аллилуй» в XVI и XVII веках были широко распространены во Фландрии, Франции и Германии.
В XIX веке, в Эпинале, налаживается фабричное производство историй в картинках. Так на фабрике Пеллерена, издали 600 историй, состоящих из 16 квадратных картинок с подписями (классическая испанская «аллилуя» насчитывала 48 картинок).
В 1830—1846 годах швейцарец Родольф Тёпфер выпускает в Женеве серию альбомов, о приключениях господина Жабо и господина Крепена.
Художник-романтик Валентен, издавал альбомы картинок по сказкам Перро.
После 1870 года иллюстрированные еженедельники в Европе стали использовать одну из форм лубочных «картинок Эпиналя». Луи Люмьер, заимствовал сюжет «Поливальщика» из таких альбомов с картинками.[4]
Дальше история комикса нас ведет на прямую в США, где он получил широкое продолжение и стал одним из популярных жанров массовой культуры.
1.3. История комикса в США.
Первый американский комикс «Медвежата и тигр» вышел в 1892 году в журнале «TheSanFranciscoExaminer» (редактор Уильям Рендолф Херст). Трест печати Херста широко использовал иллюстрацию, с появлением же комиксов, они становятся любимым оружием херстовской прессы, впрочем как и прессы его соперника Джозефа Пулитцера.[5]
Позже Ауткольт (фр. Richard F. Outcault) выпустил серию «Аллея Хогана». Второстепенным персонажем в нём присутствовал маленький мальчик в жёлтом костюме, который очень полюбился жителям Нью-Йорка. Ауткольт делает его главным героем.
Херст стал заполнять комиксами воскресный выпуск своей газеты «Морнингджорнэл». «Жёлтого малыша» в «World» рисовал и раскрашивал Джордж Б. Люкс. Осенью 1899 года Херст меняет печатный станок, который печатал 4 страницы цветных рисунков, на станок печатающий 16 страниц. Воскресная газета выпускает комиксы сначала на 8 страницах, а затем на 16.
Одним из самых видных рисовальщиков Херста был в то время Уиндзор Мак Кей, который считался скорее специалистом по политической карикатуре, чем по комиксам. Он сотрудничал в нью-йоркской газете Херста «Нью-Йорк Америкен» и в свободное время нарисовал мультфильм «Джерти-динозавр».
Дальше история комикса в США делится на три части: золотой век, серебряный век, бронзовый век.
1.4. История первого комикса в СССР.
Основы развития комиксов в СССР были заложены ещё в период Гражданской войны. Вожди революции понимали, что безграмотный народ лучше проникнется идеями, которые будут поданы через яркие картинки. Поэтому и появились «Окна РОСТА» — серия агитационных плакатов, состоящих из одного или нескольких графических изображений, где была показана разница жизни при буржуях и при диктатуре пролетариата. К плакатам прилагались надписи, нередко в стихотворной форме, комментирующие действие на картинках. Это было начальным шагом в развитии отечественной рисованной истории, в которой работали такие известные личности, как поэт Владимир Маяковский, художники Д. Моор (многим знаком его плакат «Ты записался добровольцем?»), Иван Малютин и многие другие.[6]
После Гражданской войны настал новый этап советского комикса. В процессе развития советской детской литературы появлялись многочисленные периодические издания, где обязательно находилось место историям в рисунках. На страницах детских журналов «ЕЖ» («Ежемесячный журнал») и «ЧИЖ» («Чрезвычайно интересный журнал») нередко появлялись комиксы.[7]
В отличие от эпохи революции, когда в рисунках использовался контраст лишь двух цветов (красный и чёрный, красный и белый), картинки в детских журналах часто были просто чёрно-белыми, причём прорисовка их находилась на более высоком уровне.
В 70-е окольными путями в СССР проникли и западные комиксы. Их не печатали в массовых изданиях, не выпускали отдельными сборниками, они привозились из-за границы в нескольких экземплярах моряками или дипломатами, продавались только на «чёрном рынке» и стоили дорого. На фоне пресноватых отечественных комиксов Супермены и Человеки-пауки смотрелись брутально, необычно, агрессивно — а значит, притягательно.
На рынке советских комиксов лидерами были журналы для самых маленьких — «Весёлые картинки» и «Мурзилка», чей пик славы пришёлся на переломные 80-е годы. Впрочем, и ранее журналы имели устойчивый спрос у юных читателей.
В «Весёлых картинках» главными героями выступала группа Весёлых человечков — интернациональная команда персонажей сказок разных стран: Буратино, Дюймовочка, Карандаш, Петрушка, Самоделкин и другие. Вместе друзья путешествовали, попадали в самые необычные ситуации, помогали другим победить злодеев. Каждый из героев «Весёлых картинок» обладал ярко выраженными индивидуальными чертами — особым характером, манерой поведения и даже «суперспособностями». Так, Самоделкин мог смастерить всё что угодно из подручных материалов, а Карандаш умел оживлять свои рисунки. Необычные способности были главным оружием персонажей, но упор в комиксах делался на дружбе героев, их взаимопомощи, честности и доброте.
Конец 80-х ознаменовался небывалым всплеском интереса советских людей к западной массовой культуре, разнообразные представители которой всё активнее пробивали дорогу в СССР. Вслед за полномасштабным вторжением видеокассет с голливудскими фильмами стали появляться и комиксы по мотивам известных киноблокбастеров, такие, например, как «Робокоп».
Отечественные издания выходили как в Москве, так и на периферии. После выхода сборника разножанровых историй под названием «Вова» был выпущен двухтомник «Приключения капитана Донки», повествующий о храбром герое, которому удалось выйти из всех передряг живым и невредимым. За «Капитаном» последовали «Приключения Колобков» (сейчас их называют Братьями-пилотами).
Практически все советские рисованные истории тех лет имели общую черту — основой служили американские и европейские комиксы, сюжеты и герои которых были автоматически скопираваны. На тот момент этот приём успеха у публики не снискал, поэтому подобные издания продержались на рынке всего несколько выпусков, оставив тем не менее небольшой, но заметный след в развитии отечественной комикс-индустрии.
Глава II
В современном мире комикс является одним из популярных жанров массовой культуры. Он также как и остальные жанры может отражать события происходящие в мире, показывать свое отношение к этому. Комикс становится идеологическим оружием.
Во времена, когда комикс только завоевывал свою популярность, происходило множество разных событий в мире на основе, которых комикс и строил свое повествование.
2.1 События мировой истории в американских комиксах
Во время Второй мировой войны в комиксах стали популярны патриотические темы.
Капитан Америка борется с Гитлером и побеждает его.
Гитлер падает на стол, на котором лежит карта Америки,
а рядом — папка с надписью «Планы по саботажу в США»
(1941 год.
Страна: США.
Автор: Джек Керби)
После победы над фашизмом в комиксах стали появляться супергерои с ядерными способностями, например,
Атомный Громовержец и Атомный Человек, которые сражались в атомных войнах. Считалось, что таким образом комиксы помогают бороться с атомными фобиями, которые распространялись в то время в американском обществе.
( 1957 год.
Страна: США.
Автор: Том Бонд)
Когда после Второй мировой войны началось противостояние США и СССР, комиксы в США начали использовать для прямой пропаганды против коммунизма.
(1947 год.
Страна: США.
Автор: неизвестен)
В 1960-е годы за дело берется католическая церковь. Примером такого рода пропаганды является комикс «Этот Безбожный коммунизм» (This Godless Communism») 1961-1962 годов. Десятисерийный выпуск на страницах Treasure Chest Comics, рассказывает американцам о том, что такое коммунизм, что происходит в СССР, как коммунисты пришли к власти, и какие люди проживают в Восточной Европе.
Помимо прочего, на страницах комикса обсуждалась политическая ситуация в СССР, например, проблема сильного вождя партии после смерти Сталина.
Комикс предлагал такое видение ситуации в СССР: коммунистическая партия захватила власть и угнетает простой народ. Партийные лидеры живут в достатке, их огромные богатства недоступны населению. При этом коммунистическая партия не является представителем всего народа, люди не могут быть обвинены в недостатках коммунистов.
(1961 год.
Страна: США.
Автор: Рид Крэндел)
Но страх перед коммунистами существовал в сознании общества во многих формах – иносказательно он присутствует на страницах комикса в виде инопланетной угрозы, грабителей банков и т. д. Фактически любая угроза понималась как угроза с Востока, так как американцы были убеждены, что СССР стремится к мировому господству.[8]
В массовой культуре активно формируется положительный образ агентств, которые борются со шпионажем – прежде всего, ФБР и ЦРУ. В комиксах издательства Marvel их прообразом становится «ЩИТ» (S.H.I.E.L.D.– Supreme Headquarters International Espionage Law-enforcement Division), возглавить который должен агент, ветеран Второй мировой войны, Ник Фьюри. Эта сверхсекретная организация расположена глубоко под землей – спрятанный от человечества высокотехнологичный город-бункер. Задача S.H.I.E.L.D.– решение любых проблем: от вторжения инопланетян до борьбы со шпионажем.
Помимо шпионажа, опасения людей были связаны с техническими инновациями - прежде всего, с атомным оружием. Важной темой в культуре времени Холодной войны являлась одновременная любовь и ненависть к науке. Она превозносилась как нечто открывающее новые перспективы для человечества, но в то же время ее достижения вызывали страх перед атомной войной, который превратился в социальную фобию.
Еще одним важным пунктом разногласий становится космическое пространство. В 1957 году СССР запускает на орбиту первый спутник. По этому поводу американцы полны тревоги: что он там делает? Посылает ли сообщения своей шпионской сети? Или фотографирует военные секретные базы? Может ли спутник следить за обычными гражданами?
.
В Detective Comics #266 (1959) Бэтмен и Робин противостоят ученому, который создал спутник, крайне похожий на советский, и снабдил его оружием, вызывающим трещины в земной коре. Их ужас перед новейшим техническим изобретением можно видеть уже на обложке
(1959 год.
Страна: США.
Автор: Билл Фингер)
Проблема освоения космоса и использования его в мирных и военных целях становится темой множества историй. настаивает на путешествии: «Мы должны использовать этот шанс, если не хотим, чтобы коммунисты опередили нас».
Фантастическая Четверка получает свои суперспособности в результате желания первыми совершить путешествие в открытый космос. И хотя это опасно, Сьюзен Сторм настаивает на путешествии: «Мы должны использовать этот шанс, если не хотим, чтобы коммунисты опередили нас».
(1958 год.
Страна: США.
Автор: Боб Повэлл)
В конце ХХ века комиксы начинают переживать «тяжелые идеологические времена», связанные с концом холодной войны и потерей главного внешнего врага.
Фактически через комиксы, учитывая их огромную популярность, транслировались актуальные идеологические установки.
2.2. Влияние комикса на американское общество.
Насколько необходимым "духовным хлебом" стали для американцев комиксы, говорит такой случай. Незадолго перед второй мировой войной забастовка типографских рабочих вызвала перебои в поступлении комиксов в киоски. Возмущение жителей было так велико, что мэр Нью-Йорка в эти несколько дней лично зачитывал комиксы по радио - чтобы успокоить любимый город. Жители одного городка штата Иллинойс устроили референдум и переименовали свой город в Метрополис - вымышленный город, в котором действовал Супермен.
Понятно, что рядом с конформистскими комиксами должна была возникнуть диссидентская альтернатива. Она обнаружилась в частности в серии "Пого", автор У.Келли. У него под масками зверей действуют различные политические силы. В разгар маккартизма автор "Пого" ядовито высмеял шпиономанию в специальной книжке комиксов под названием "Мы встретили врага, и он - это мы".[9]
Американский комикс слишком разрушителен и антисоциален. В 1946 году около одной десятой всех комиксных изданий составляли комиксы о преступлениях. Однако уже в 1949 году такого рода комиксы составляли половину всей продукции, а в 1954 году - подавляющее большинство. Комиксы о преступлениях делают особый акцент на насилии как элементе развлечения. Слова "преступление", "убийство" набираются жирным шрифтом для привлечения внимания покупателя. Используя полицейскую хронику, подобные комиксы подчёркивают свою документальность.
В результате ограничений, в США получили распространение "воспитательные" комиксы. Так в 1971 г. компания «Марвел Комикс» по заказу Департамента здравоохранения и социальных служб США сделала комикс про злоупотребление наркотиками. Комикс был принят общественностью весьма благожелательно. И вскоре после этого сюжеты комиксов начинают затрагивать такие актуальные темы, как алкоголизм, проблемы загрязнения окружающей среды, борьбу с употреблением наркотиков.
2.3. Отношение американского общества к комиксу.
В США существует мощная антикомиксовая оппозиция. Исторически в антикомиксовом движении особенно выделяются книги Дж. Легмана «Любовь и смерть» (1948 г.) и Ф. Вертхейма — «Соблазнение невинных» (1954 г.) и «Знак Каина» (1964 г.).
Книга Ф. Вертхейма «Соблазнение невинных» вызвала широкий резонанс и была поддержана не только отдельными представителями общественности, но и сенатом. Ф. Виртхейм объявил американскую молодежь «невинными» жертвами комикса, он утверждал, что комиксы способствуют насаждению насилия, секса и коммунизма(!).
Сенат учредил специальный подкомитет, который в октябре 1954 года принял «самоограничительный» кодекс, так называемый «Кодекс комикса». Запрещено было использовать в названии любого журнала комиксов такие слова как страх, ужас, запрещены зловещие иллюстрации, сцены с живыми мертвецами, вампирами, пытки. Зло ни в коем случае не должно было выглядеть привлекательно. Строго запрещен был показ либо упоминание безнравственного поведения, вульгарных и делающих намек на непристойности иллюстраций.
А в 1960 г. ряд европейских стран — Великобритания, Нидерланды, Швеция и др. — официально запретили распространение «Комиксов об ужасах».
Однако в 1970-е гг. цензура несколько ослабла и Крупные исследования с применением ряда независимых методов показали, что в середине 60-х годов в США ежедневно читали комиксы в газетах от 80 до 100 миллионов человек. 58% мужчин и 57% женщин читали в газете практически только комиксы. Даже во время второй мировой войны средний читатель газеты сначала прочитывал комикс, а во вторую очередь - военную сводку. Наибольший интерес к комиксам проявляют люди в возрасте 30-39 лет. А все дети школьного возраста (99%) читают комиксы регулярно. Обсуждение прочитанных комиксов - главная тема бесед у школьников, что делает этот жанр культуры важнейшим механизмом социализации детей.
Комиксы сыграли большую роль в формировании и сохранении массового сознания американской нации. Они создали ощущение устойчивости общества. Комиксы "вели" среднюю американскую семью из поколения в поколение, задавая стабильную "систему координат" и культурных норм. В одной из книг по истории комиксов, вышедшей в 1977 году, приведены данные об известных сериях, которые к тому моменту издавались без перерыва в течение 80 лет! Французский исследователь комиксов пишет об их персонажах: "Американец проводит всю свою жизнь в компании одних и тех же героев, может строить свои жизненные планы исходя из их жизни. Эти герои переплетены с его воспоминаниями начиная с раннего детства, они - его самые старые друзья. Проходя вместе с ними через войны, кризисы, смены места работы, персонажи комиксов оказываются самыми стабильными элементами его существования".[10]
Таким образом, став важной частью массовой культуры США, комиксы в то же время были, вплоть до появления телевидения, мощным инструментом гегемонии. Можно сказать, что вся история современной американской идеологии неразрывно переплетена с историей комиксов.
2.4. Мировые события в советских комиксах.
Великая Отечественная война внесла коррективы в процесс развития советского комикса — он вновь становится явно политизированным, только теперь мишенью для художников были фашистские лидеры и солдаты немецкой армии. Военные плакаты назывались «Окнами ТАСС», они появились на улицах Москвы уже 27 июня 1941 года. Зачинателем движения были художники Павел Соколов-Скаля и Николай Денисовский. За время существования «Окон ТАСС» было выпущено около 1500 плакатов. Изображения печатались вручную, в несколько красок с помощью трафаретов. Мастерские, подобные «Окнам ТАСС», возникали в разных городах Советского Союза, в воинских частях, на заводах.
«Этой зимой германский солдат выдержал.
испытание. Но скоро терпение германского солдата может прийти к концу.»
( 1942 год.
Страна: CCCР.
Автор: Соколов-Скаля)
В послевоенные годы тематика советских комиксов в юмористических журналах для взрослых резко изменилась - теперь главной мишенью стали недавние военные союзники, прежде всего американцы.
На самом деле, советские комиксы не делали большой упор на изображения мировых событий, больше всего комиксы были направленны на воспитание патриотического духа и главный упор в комиксах делался на дружбу героев, их взаимопомощь, честность и доброту.
2.5. Влияние комикса на советское общество.
Рассказы в картинках, призванные воспитывать в детях находчивость и смелость, сразу полюбились юным читателям. На основе этих комиксов была даже выпущена настольная игра «Путешествие Макара Свирепого по Советскому Союзу» - благодаря ей дети учили географию страны, получали знания о ее природе, животном мире и полезных ископаемых.
На основе этих комиксов была даже выпущена настольная игра «Путешествие Макара Свирепого по Советскому Союзу» - благодаря ей дети учили географию страны, получали знания о ее природе, животном мире и полезных ископаемых.
В 1956 году на самом высоком политическом уровне было принято решение о выпуске нового иллюстрированного журнала для детей. Издательству ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» поручили собрать команду из профессиональных художников и писателей, которые занялись бы этим делом. Возглавил работу знаменитый карикатурист журнала «Крокодил», будущий народный художник СССР Иван Семенов.
Детский юмористический журнал, главными героями которого стали Карандаш и Самоделкин. «Веселые картинки» фактически стали первым официальным изданием, в котором публиковался полноценный вариант советских комиксов. Их героями выступала группа Веселых человечков - интернациональная команда персонажей сказок разных стран.
(1965год.
Страна: CCCР
Автор: Иван Семенов)
В группе сразу сошлись во мнении, что в новом журнале должно быть несколько главных героев - сказочных персонажей. Но оказалось, что в СССР не хватает собственных сказочных героев! В самом деле: Чиполлино и Буратино придумали в Италии, Дюймовочку - в Дании и даже всеми любимого Незнайку - в Канаде (Николай Носов взял своего героя из комиксов уже упомянутого канадца Кокса).
По сути, русскими персонажами можно было назвать только Петрушку и Ивана-дурака. Но делать главным героем советских детей Ивана запретил сам Никита Хрущев, заявив, что дураков в стране и так хватает.
Основным конкурентом Веселых человечков являлся обновленный в 1937 году Мурзилка - герой одноименного журнала. Он тоже попадал во всевозможные переделки, помогал детям, боролся со злыми силами - хулиганами, бандитами и колдуньей Ябедой-Корябедой. Мурзилке в его приключениях помогали малыши, добрые звери и самый верный друг - птичка Чирик.
( 1966 год.
Страна: CCCР
Автор: Владимир Чижиков.)
Главный упор в комиксах делался на дружбу героев, их взаимопомощь, честность и доброту. Авторами рисованных рассказов, кроме Семенова, были такие классики отечественной иллюстрации, как В. Конашевич, А. Лаптев, В. Сутеев, В. Чижиков, Н. Радлов.
2.6. Отношение советского общества к комиксу.
Фактически Россия побила все временные рекорды неприятия комикса. Сто лет существования комикса, этого девятого по счету искусства, прошли мимо нее. За ее пределами - стомиллионные тиражи, ежедневное чтение целых наций в России - одиночные выстрелы. Нельзя сказать, чтобы в России первой половины XIX века никто не стремился к графической литературе.
На самом деле, по сравнению с США, в СССР комикс только развивался. У него была не самая большая, но любящая аудитория. В общем, начало 1980-х годов показало, что в нашей стране комиксы будут жить. Возможно, они не обретут того огромного числа читателей, как за рубежом, но свой сегмент рынка печатной продукции займут прочно, обзаведясь устойчивой группой поклонников. События последующих лет это подтвердили...
В современной России комикс как жанр все еще находится в зачаточном состоянии. Но ситуация улучшается: все больше людей открывают для себя комиксы как стабильный источник удовольствия, появляются магазины, специализирующиеся на продаже комиксов, а издательства выпускают лицензированные переводные серии.
Заключение
В результате исследования установлено, что комиксы уже давно присутствуют в массовой культуре и, как правило, сейчас над ними работают не группа энтузиастов, а целой редакцией. В Америке и в Японии индустрия комиксов развита не меньше кино и телевизионной индустрии, литературы и видеоигр. Комиксам как формату уже около века, и за это время они породили множество ярких персонажей и увлекательных историй, питая своими наработками кино, мультфильмы, игры и телешоу. Серьезные авторы вроде Стивена Кинга и Нила Геймана не гнушались обращаться к этому формату.
Чаще комиксы напрямую связаны с историческими событиями и отражают их в соответствии с идеологией той страны, где их создают.
Таблица №1
Сравнительная характеристика комиксов в СССР и США в XX веке
Исторический | Предмет сравнения | СССР | США |
1920-1930 | Событие | Гражданская война. Приход к власти большевиков | Экономический кризис 1920-1930 года «Великая депрессия» |
Развитие комикса | Первое «Окно РОСТА» под авторством художника Михаила Михайловича Черемных. | Первое цветное и отдельное издание комиксов. Было напечатано сразу 36 выпусков комикса. | |
Содержание комикса | Агитация и борьба с алкоголиками, тунеядцами, хулиганами, высмеивая и клеймя их на своих страницах. | Юмористические рассказы на тему «Великой депрессии». | |
1940-1950 | Событие | Вторая мировая война | |
Развитие комикса | В отдельных изданиях появлялись настоящие комиксы — серии рисунков со связанным сюжетом. | Увеличилось общее количество комиксов. Появлялись новые издания. | |
Содержание комикса | Комикс становится явно политизированным, только теперь мишенью для художников были фашистские лидеры и солдаты немецкой армии. | В комиксах стали популярны патриотические темы. |
Дата | Предмет сравнения | СССР | США |
1960-1970 | Событие | Холодная война. Борьба за власть | |
Развитие комикса | Стали выпускать цветные комиксы. Увеличился тираж комиксов. | Период художественного развития и коммерческого успеха комиксов в США. | |
Содержание комикса | Главной темой стала борьба с недавним военным союзником- США | Комиксы в жанре ужасы и детектив. Борьба с коммунизмом и идеологией СССР. | |
1980-1990 | Событие | Период разрядки международной напряженности | |
Развитие комикса | Комиксы выходили не только на страничках известных и не очень журналов, но и отдельными изданиями. | Временный крах в комикс-индустрии, продажи упали, а многим магазинам и издателям пришлось закрыться. | |
Содержание комикса | На рынке советских комиксов лидерами были журналы для самых маленьких — «Весёлые картинки» и «Мурзилка». | Определенного направления не существовало. Комиксы выпускались на различные темы. |
Индустрия комиксов в ХХ веке только начинала свое развитие. За сто лет мы увидели не только сильные, но слабые стороны данного жанра в массовой культуре. В США, комикс в начале второй половины ХХ века полностью раскрылся, и приобрел значимое место в массовой культуре данной страны. Что касается СССР, то там комикс находился только в стадии своего развития.
Идеологическое противостояние, также присутствовало в комиксе. Комиксы, не хуже средств массовой информации, отражали политическую борьбу США и СССР. Это может говорить только об одном: комикс это необычный инструмент в массовой культуре, который может в своем необычном и красочном стиле, рассказать о событиях в мире. Конечно же, события в комиксе могут быть приукрашены или изменены, но не один источник массовой информации не идеален.
Но уже можно с полной уверенностью сказать, что история комиксов огромна. Это сфера имела как подъемы, так и спады. Комиксы подарили нам великое множество героев и историй. Персонажи узнаются многим людям, киностудии экранизируют истории многих произведений, в игровой индустрии выпустили многочисленное количество игр, а сами редакции продолжают выпускать масштабные по своей сути графические романы. Комиксы оправдано занимают свою нишу на рынке развлечений, при этом считаются видом искусства, и по всей видимости не собираются сбавлять темп в своем развитии.
Литература.
Приложение
Таблица №1
Сравнительная характеристика комиксов в СССР и США в XX веке
Исторический | Предмет сравнения | СССР | США |
1920-1930 | Событие | Гражданская война. Приход к власти большевиков | Экономический кризис 1920-1930 года «Великая депрессия» |
Развитие комикса | Первое «Окно РОСТА» под авторством художника Михаила Михайловича Черемных. | Первое цветное и отдельное издание комиксов. Было напечатано сразу 36 выпусков комикса. | |
Содержание комикса | Агитация и борьба с алкоголиками, тунеядцами, хулиганами, высмеивая и клеймя их на своих страницах. | Юмористические рассказы на тему «Великой депрессии». | |
1940-1950 | Событие | Вторая мировая война | |
Развитие комикса | В отдельных изданиях появлялись настоящие комиксы — серии рисунков со связанным сюжетом. | Увеличилось общее количество комиксов. Появлялись новые издания. | |
Содержание комикса | Комикс становится явно политизированным, только теперь мишенью для художников были фашистские лидеры и солдаты немецкой армии. | В комиксах стали популярны патриотические темы. |
Дата | Предмет сравнения | СССР | США |
1960-1970 | Событие | Холодная война. Борьба за власть | |
Развитие комикса | Стали выпускать цветные комиксы. Увеличился тираж комиксов. | Период художественного развития и коммерческого успеха комиксов в США. | |
Содержание комикса | Главной темой стала борьба с недавним военным союзником- США | Комиксы в жанре ужасы и детектив. Борьба с коммунизмом и идеологией СССР. | |
1980-1990 | Событие | Период разрядки международной напряженности | |
Развитие комикса | Комиксы выходили не только на страничках известных и не очень журналов, но и отдельными изданиями. | Временный крах в комикс-индустрии, продажи упали, а многим магазинам и издателям пришлось закрыться. | |
Содержание комикса | На рынке советских комиксов лидерами были журналы для самых маленьких — «Весёлые картинки» и «Мурзилка». | Определенного направления не существовало. Комиксы выпускались на различные темы. |
[1] Скотт Мак Клауд. «Суть Комикса»
[2] Скотт Мак Клауд. «Суть Комикса»
[3] https://ru.wikipedia.org/wiki/Комикс
[4] https://ru.wikipedia.org/wiki/Комикс
[5] Дмитрий Злотницкий Врата Миров: Фантастические комиксы // Мир фантастики. — май 2007. — № 45.
[6] http://old.mirf.ru/Articles/art4680.htm
[7] http://old.mirf.ru/Articles/art4680.htm
[8] http://comixy.narod.ru/amcom1.htm
[9] http://comicsboom.net/comics-news/russian_news/2304-eksklyuziv-fragment-iz-knigi-vek-supergeroev-istoki-istoriya-ideologiya-amerikanskogo-komiksa.html
[10] https://gazeta.eot.su/article/neslozhnoe-sushchestvo-3
Медведь и солнце
Нарисуем попугая цветными карандашами
Марши для детей в классической музыке
Горка
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен