описание свадебного обряда на селе
Вложение | Размер |
---|---|
svadebnye_obryady.pptx | 238.9 КБ |
svadebnye_obryady.docx | 43.9 КБ |
Слайд 1
Свадебные обрядыСлайд 2
Актуальность работы. Изучение традиционного русского свадебного обряда остается одним из важных направлений современной отечественной этномузыкологии . Интерес к теме- обусловлен важнейшей ролью данного ритуала в жизненном цикле человека, принадлежностью к архаическому пласту этнической культуры.
Слайд 3
Целью исследования является обоснование концепции возникновения стабильной музыкальной традиции свадебного обряда на исторически сложившейся территории русского селения , как поздней фольклорной культуры смешанного типа. Исходя из заявленной цели, ставится ряд взаимообусловленных задач: - выявить культурно-исторические предпосылки формирования музыкально-фольклорной традиции исследуемого региона с позиций системообразующих компонентов; - установить структурные закономерности драматургии свадебного ритуала; - рассмотреть музыкальную драматургию обряда, жанровый состав напевов; - охарактеризовать основные музыкально-стилевые комплексы
Слайд 4
Сватовство У вас есть цветочек, а у нас есть садочек . Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек ? Молодой гусачок ищет себе гусочку . Не затаилась ли в вашем доме гусочка ? — Есть у нас гусочка , но она ещё молоденька.
Слайд 5
Оглашение решения о свадьбе Объявление о помолвке происходило обычно за столом. О помолвке гостям объявлял отец девушки. После его речи молодые выходили к гостям. Первыми пару благословляли родители, затем свои поздравления приносили гости, после чего пир продолжался. А Невеста с помощью подруг должна была приготовить к свадьбе большое количество приданого. В основном в приданое шли вещи, сделанные невестой собственными руками ранее. В приданое обычно входила постель (перина, подушка, одеяло) и дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца.
Слайд 6
Девичник
Слайд 7
Хождение невесты в баню могло происходить как накануне свадебного дня, так в сам свадебный день утром. Обычно невеста ходила в баню не одна, с подругами или с родителями. Хождение в баню сопровождалось специальными причетами и песнями, На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда — расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». «Красная красота» — лента или ленты, вплетённые в косу девушки.
Слайд 9
Приезд жениха Было распространено подметание дороги. Это делается для того, чтобы под ноги молодым не бросили предмет, на который могла быть наведена порча (волосы, камень и др. Это была дорога перед домом невесты, по которой поедет поезд жениха, Дружка и другие гости тщательно следили, чтобы никто не нарушил чистоту дороги (например, не перебежал бы дорогу свадебному поезду); за такое нарушение виновного могли жестоко избить.
Слайд 10
Перед отправкой в церковь родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. После венца жених везёт невесту в свой дом. Здесь их должны благословить родители.. Была традиция что жениха и невесту сажали на шубу. Шкура животного выполняет функцию оберега. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. Обычно он во время благословения находится рядом с иконой. В некоторых традициях хлеб положено откусить и жениху, и невесте. Этому хлебу также приписывалось магическое действие. Его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода.
Слайд 11
Свадебный поезд Еще был такой обычай делать подношение местному колдуну или знахарке , чтобы те не навредили свадебному поезду. При этом колдун или знахарка могли нарочно прийти к поезду и стоять там, пока не получат достаточный подарок.
Слайд 12
Венчание
Слайд 13
Начинается свадебный пир. Пир мог длиться два или три дня. На второй день обязательно перемещение всех в дом невесты, пир продолжается там. Если пируют три дня, на третий снова возвращаются к жениху. На второй день свадьбы невеста обычно выполняла некоторые обрядовые действия. Один из самых распространённых у нас обрядов — «поиски ярочки».то есть невесты Невеста прячется где-нибудь в доме, а «пастух» то есть жених должен её найти. Разбрасывали в помещении мусор, деньги, зерна — молодая жена должна была тщательно подмести пол, что проверялось гостями. Свадебные песни сопровождают все этапы свадьбы, начиная от сговора до завершающих обрядов второго дня. Выделяются прощальные песни, оформляющие завершение добрачной жизни;
Слайд 14
Обережные обряды с. Исит Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами. Защитой от нечистой силы считался звон бубенцов, сопровождавший свадебный поезд на всем пути к церкви . Чтоб закружить голову нечистику и отправить его куда подальше, молодых обводили вокруг столба или дерева . Чтобы домовой принял молодую в новую семью — необходимо было невесту внести в дом на руках, не наступив на порог . Для многодетности и богатства осыпали молодых зерном или хмелем, сажали на шубу выветренную вверх мехом . Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком или рушником.
Слайд 15
Пословицы и поговорки Не страшно жениться, страшно к тому делу приступиться (страшно к попу приступиться). Страшно видится: стерпится — слюбится. Холостому помогай Боже, а женатому хозяйка поможет. Тошно жить без милого, а с немилым тошнее. Не купи у попа лошади, не бери у вдовы дочери! Жениться — не лапоть надеть. Добрая женитьба к дому приучает, худая от дому отлучает. Дай Бог с кем венчаться, с тем и кончаться. Невеста родится, а жених на конь садится (на коня сажали трех-семи лет). В девках сижено — горе мыкано ; замуж выдано — вдвое прибыло. Женился на скорую руку да на долгую муку. У старого мужа молодая жена – чужая корысть. Мужчина, коли хоть немножко казистее черта, — красавец. Много женихов, да суженого нет. Тот не хорош, другой не пригож, погляди-ка на себя, сама-то какова? Не ищи красоты, ищи доброты .
Слайд 16
С лица не воду пить, умела бы пироги печь . Не бери жену богатую, бери непочатую! Первую дочь бери — по отцу, по матери, а вторую – по сестре! Выбирай корову по рогам, а девку по родам (смотри по роду)! Быть на свадьбе, да не быть пьяну — грешно. Венчальные свечи разом задувать, чтобы жить вместе и умереть вместе. Горько вино, не пьется (или: кисло, и молодые должны подсластить, поцеловаться). Девка после сговора на улицу и в церковь не ходит. Дождь на молодых — счастье. Жениха под венец опоясывают вязаным кушаком (узлы охраняют от порчи). Коли на улице распута , быть свадьбе беспутной. Молодые до венца не едят. До венца тощи, после солощи . Монах на свадьбе зловещ для молодых. Обручальное кольцо под венцом уронить — не к доброму житью. Подвенчальную свечу берегут, а зажигают ее для помощи при первых родах. Пошла смывать девьи гульбы, прохладушки (предсвадебная баня). Свадьба без див не бывает (без проказ либо без чудес).
Слайд 17
Спасибо за внимание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Иситская средняя общеобразовательная школа»
Доклад по теме
« Свадебные обряды»
Выполнили: ученицы 3 класса
Прохорова Айта
Прохорова Диана
Руководитель: Филиппова З.А.
2016г
Содержание.
1.Проблема, актуальность, цели и задачи исследования…………………
2. Сватовство…………………………………………………………………
3.Смотрины………………………………………………………………….
4.Рукобитие (помолвка)…………………………………………………….
5. Подготовка к свадебному дню……………………………………………
6.Приданое …………………………………………………………………..
7.Обряды накануне свадебного дня…………………………………………
6.Девичник / Мальчишник…………………………………………………..
7.Свадебный поезд…………………………………………………………….
8.Свадебный выкуп……………………………………………………………
9.Венчание……………………………………………………………………..
10.Гуляние……………………………………………………………………..
11.Свадебный пир……………………………………………………………..
12. Обережные обряды………………………………………………………..
13. Пословицы и поговорки …………………………………………………..
14 Современность………………………………………………………………
15. Свадебные даты…………………………………………………………….
16 Заключение………………………………………………………………….
17. Библиография………………………………………………………………
Введение.
Старинную русскую свадьбу исследователи по всей справедливости называют очень сложным и очень красивым спектаклем, длившимся несколько дней. Причем в этом спектакле ничего не делалось «просто так»: любое движение или слово, любая деталь одеяний была исполнена глубокого смысла, и смысла зачастую очень древнего, уходящего корнями опять-таки в язычество. И вот что интересно. Еще в прошлом веке в крестьянской среде бытовало такое воззрение: если был соблюден христианский, церковный обряд, но не было сватовства, «закрывания» невесты и обязательного «пира на весь мир» — на всю деревню (то есть типично языческих элементов) — общественное мнение упорно отказывалось принимать этот брак, считать свадьбу действительной. И наоборот: если «языческие» элементы были исполнены честь честью — с церковным венчанием, считалось, можно и повременить, приурочить его, например, к крестинам ребенка.
Я не буду рассказывать о свадьбе подробно. Учеными написано о ней такое количество книг, что мы с вами захлебнемся в поверьях, обычаях и просто интересных подробностях. Да и задача моя вовсе не в том, чтобы рассказать все возможное о язычестве древних славян и его современном наследии. Я хочу лишь разбудить ваше любопытство, хочу, чтобы почаще звучало «почему?» и открывались умные книги, которые если и не все объясняют, то, во всяком случае, подсказывают, где искать.
Наверняка вам приходилось видеть свадьбу, но вот знаете ли вы, почему на свадьбе главное действующее лицо, центр общего внимания — невеста, а не жених? И почему на ней белое платье? А зачем фата?
В древности каждый человек был членом определенного рода. Дети принадлежали к роду родителей, а вот дочь-девушка, выходя замуж, переходила в род мужа. (Именно поэтому замуж «выходят» — в смысле, выходят из своего рода, покидают его.) Вы уже знаете, что означал для язычников такой переход. Девушка должна была «умереть» в прежнем роду и «снова родиться» уже в другом, уже замужней, «мужатой» женщиной. Вот какие сложные превращения происходили с невестой. Отсюда и повышенное внимание к ней, которое мы посейчас видим на свадьбах, и обычай брать фамилию мужа, ведь фамилия — это знак рода. Отсюда и обыкновение звать родителей мужа «мамой» и «папой», чем, кстати, пожилые люди нередко весьма дорожат.
Теперь ясно, почему жених старается внести невесту через порог своего дома обязательно на руках: ведь порог — граница миров, а невесте, прежде «чужой» в этом мире, надлежит превратиться в «свою».
А что белое платье? Иногда приходится слышать, будто оно, дескать, символизирует «чистоту и скромность» невесты, но это неправильно. На самом деле белый — цвет траура. Да, именно так. Черный в этом качестве появился сравнительно недавно. Белый же, как пишут ученые — историки и психологи,— с древнейших времен был для человечества цветом Прошлого, цветом Памяти и Забвения. Испокон веку такое значение придавали ему и на Руси. А другим «траурно-свадебным» цветом был... красный, «черный», как он еще назывался. Его издавна включали в одеяние невест. Есть даже народная песня: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» — песня дочери, которая не хочет уходить из родного дома к чужим людям — замуж. Итак, белое (или красно-белое) платье — это «скорбное» платье девушки, «умершей» для своего прежнего рода.
Теперь про фату. Еще совсем недавно это слово означало просто «платок». Не теперешнюю прозрачную кисею, а настоящий плотный платок, которым наглухо закрывали невесте лицо. Ведь с момента согласия на брак ее считали «умершей», а жители Мира Мертвых, как правило, невидимы для живых (и наоборот: помните «Вия» Н. В. Гоголя? «Подымите мне веки: не вижу!»). Вот и невесту никому нельзя было видеть, а нарушение запрета вело ко всевозможным несчастьям и даже к безвременной смерти, ибо в этом случае опять-таки нарушалась граница, и Мертвый Мир «прерывался» в наш, грозя непредсказуемыми последствиями... По той же причине молодые брали друг друга за руку только через платок, а также не ели и не пили (по крайней мере невеста) на всем протяжении свадьбы: ведь они в этот момент «находились в разных мирах», а касаться друг друга и тем более вместе есть могут только люди, принадлежащие к одному миру, более того — к одной группе, только «свои»...
...На русской свадьбе звучало множество песен, притом большей частью печальных — тяжелая фата невесты понемногу набухала от искренних слез, даже если девушка шла за любимого. И дело здесь не в трудностях жизни замужем в прежние времена, вернее не только в них. Ведь невеста покидала свой род и переходила в другой. Стало быть, она покидала духов-покровителей прежнего рода и вручала себя новым. Но и былых незачем обижать и сердить, выглядеть неблагодарной. Вот и плакала девушка, слушая жалобные песни и изо всех сил стараясь показать свою преданность родительскому дому, прежней родней и ее сверхъестественным покровителям — умершим предкам, а в еще более отдаленные времена — тотему, мифическому животному-прародителю.
А «коса» — девичья краса»? С языческих пор сохранился обычай прощаться с нею навеки и заплетать молодой жене две косы вместо одной, притом укладывая пряди одну под другую, а не поверх. А если девушка убегала с любимым против воли родителей (именно такой брак назывался «браком против воли», воля имелась в виду исключительно родительская, а не самой невесты, как думают иногда), молодой муж обрезал драгоценную девичью косу и предъявлял отцу с матерью жены вместе с выкупом за «умыкание» девушки. И в любом случае замужняя женщина должна была прикрывать свои волосы головным убором или платком (чтобы «сила», заключенная в них, не повредила новому роду). «Опростоволосить» женщину, то есть сорвать с нее головной убор, значило нанести колдовской ущерб ее семье, оскорбить ее саму и нажить серьезные неприятности — штраф, если не кровную месть. А свадебный выкуп назывался в Древней Руси «вено», и эт слово родственно словам «венок» и «венец» — девичий головной убор.
Актуальность работы. Изучение традиционного русского свадебного обряда остается одним из важных направлений современной отечественной этномузыкологии. Интерес к теме- обусловлен важнейшей ролью данного ритуала в жизненном цикле человека, принадлежностью к архаическому пласту этнической культуры.
Проблема понимания свадебного ритуала как целостной этномузыкальной системы особенно актуальна для поздних фольклорных традиций, основанных на культурном опыте переселенцев. При этом' определенную сложность представляет выявление механизмов устойчивости и сохранения фольклорного наследия, осознание принципов взаимодействия полистилистических элементов внутри одной этнокультурной зоны.
Особое внимание к свадебному комплексу также обусловлено процессом угасания самобытного ритуала. Социально-политические и экономические условия развития общества приводят к разрушению традиции, уходу из современной народной праздничной культуры многоэтапного свадебного действа, сохранившегося в наши дни лишь в памяти пожилых людей.
Настоящее исследование посвящено свадебному обряду, бытующему на территории русского села Исит.
Целью исследования является обоснование концепции возникновения стабильной музыкальной традиции свадебного обряда на исторически сложившейся территории русского селения , как поздней фольклорной культуры смешанного типа.
Исходя из заявленной цели, ставится ряд взаимообусловленных задач:
- выявить культурно-исторические предпосылки формирования музыкально-фольклорной традиции исследуемого региона с позиций системообразующих компонентов;
- установить структурные закономерности драматургии свадебного ритуала;
- рассмотреть музыкальную драматургию обряда, жанровый состав напевов;
- охарактеризовать основные музыкально-стилевые комплексы
Свадебный обряд, включает следующие основные составляющие:
1.Сватовство
2.Смотрины
3.Рукобитие (помолвка)
4.Вытие
5.Девичник / Мальчишник
6.Свадебный поезд
7.Свадебный выкуп
8.Венчание
9.Гуляние
10.Свадебный пир
Обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Это влечёт за собой и переход под покровительство духов мужнего рода. Такой переход был сродни смерти в своём и рождению в другом роду. Например, вытие — это то же, что и причитание по покойнику. На девичнике поход в баню — омытие мёртвого. В церковь невесту часто ведут под руки, символизируя тем самым отсутствие сил, безжизненность. Из церкви молодая выходит уже сама. Жених вносит невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорождённого члена семьи, который в дом не входил, а в доме оказался. Когда невесту сватали, то одевали в красный сарафан и говорили: «У вас товар — у нас купец».
Сватовство
Сватали обычно родственники жениха — отец, брат и т. д., реже — мать, хотя сватом мог быть и не родственник. Сватовству предшествовала определённая договорённость родителей жениха и невесты.
Сват, зайдя в дом невесты, совершал некоторые обрядовые действия, определяющие его роль. Например: у нас сват должен погреметь печной заслонкой.
Часто сват не прямо говорил о цели своего прихода, а произносил некоторый обрядовый текст. В такой же манере отвечали ему родители невесты. Это делалось для того, чтобы уберечь обряд от действий нечистой силы. Текст мог быть таким:
У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек?
— Молодой гусачок ищет себе гусочку. Не затаилась ли в вашем доме гусочка? — Есть у нас гусочка, но она ещё молоденька.
Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать.
После сватовства родители давали свату ответ. Согласие девушки не требовалось (если его и спрашивали, оно было формальностью), иногда даже сватовство могло проходить в отсутствие девушки.
«Смотрят место»
Через несколько дней после сватовства родители невесты (либо родные, если невеста — сирота) приходили в дом жениха смотреть его хозяйство. Эта часть свадьбы была более «утилитарной», чем все другие, и не предполагала специальных обрядов.
От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды.
Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху.
Оглашение решения о свадьбе
Рукобитие (помолвка)
Если после осмотра хозяйства жениха родители невесты не отказывали ему, назначался день публичного оглашения решения о свадьбе. В разных традициях этот обряд назывался по-разному («помолвка», «рукобитие», «заручины», «запоруки» — от слов «ударить по рукам», «сговор», «запой», «пропой» — от слова «петь», «просватанье», «своды» и многие другие названия), но в любой традиции именно с этого дня начиналась собственно свадьба, а девушка с парнем становятся «женихом и невестой». После публичного оглашения только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу (такие, как побег невесты).
Обычно «сговор» проводится примерно через две недели после сватовства в доме невесты. На него обычно собирались родственники и друзья семьи, жители деревни, так как день «сговора» был определён после осмотра хозяйства жениха, а за несколько дней до самого «сговора» эта новость распространялась по всей деревне. На «сговоре» предполагалось угощение для гостей.
Обещание жениться часто подкреплялось задатками и залогами. Отказ от обручения считался делом бесчестным, долженствующим навлечь на виновного как небесную, так и земную кару, в виде взыскания расходов, даров, платы за бесчестье, а иногда — и уголовного наказания.
Объявление о помолвке происходило обычно за столом. О помолвке гостям объявлял отец девушки. После его речи молодые выходили к гостям. Первыми пару благословляли родители, затем свои поздравления приносили гости, после чего пир продолжался.
После помолвки родители жениха и невесты договаривались о дне свадьбы, о том, кто будет дружкой и т. д. Жених делал невесте свой первый подарок — часто кольцо, как символ крепкой любви. Невеста, принимая его, давала свое согласие стать его супругой.
Церковное воззрение в древней Руси приспособилось к народному: освящало церковным благословением обручение, совершавшееся часто задолго до заключения брака, и признавало его нерасторжимость; но решающий момент в заключении брака церковь видела в венчанье, за укрепление которого в жизни усиленно боролась.
Подготовка к свадебному дню
Следующий период в некоторых традициях назывался «неделей» (хотя не обязательно он длился именно неделю, иногда — до двух недель). В это время готовилось приданое. В северных традициях невеста постоянно причитала. В южных — каждый вечер в дом невесты приходил жених с друзьями (это называлось «посиделки», «вечорки» и т. д.), пели и плясали.
На «неделе» жених должен был приехать с подарками. В северной традиции все действия на «неделе» сопровождаются причетами невесты, в том числе и приезд жениха.
Приданое
Невеста с помощью подруг должна была приготовить к свадьбе большое количество приданого. В основном в приданое шли вещи, сделанные невестой собственными руками ранее.
В приданое обычно входила постель (перина, подушка, одеяло) и дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца.
Обряды накануне свадебного дня
Накануне и утром свадебного дня невеста должна была совершить ряд обрядовых действий. Их набор не фиксирован (например, в некоторых регионах невеста должна была посетить кладбище), но есть обязательные обряды, присущие большинству региональных традиций.
Баня
Хождение невесты в баню могло происходить как накануне свадебного дня, так в сам свадебный день утром. Обычно невеста ходила в баню не одна, с подругами или с родителями. Хождение в баню сопровождалось как специальными причетами и песнями, так и рядом обрядовых действий, некоторым из которых придавалось магическое значение.
Девичник
Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами.
На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после «завешивания») — расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». «Красная красота» — лента или ленты, вплетённые в косу девушки.
Девичник сопровождается причетами и специальными песнями. Часто причет невесты звучит одновременно с песней, которую поют подружки. При этом имеет место противопоставление причета песне — причет звучит очень драматично, в то время как сопровождает его весёлая песня подруг.
Первый день свадьбы
В первый день свадьбы обычно происходит следующее: приезд жениха, отъезд к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир.
В старину в селе Исит схема обряда была такова: утром первого дня баня и встреча подруг, потом — приезд жениха, «вывод перед столы» (вывод невесты к гостям и жениху), угощение гостей. При этом основным является «вывод перед столы», так как здесь совершается ряд магических действий, невеста наряднее всего одета. На ночь все остаются в доме невесты, а жениху и невесте полагается ночевать в одной комнате. Это значит, что собственно свадьба уже совершилась. На следующий день происходит венчание и пир у жениха.
Дружка
Дружка (или дружко) — один из главнейших участников обряда. Хотя все участники обряда замечательно знают его (так как это не спектакль, а именно обряд), дружка в определённой мере руководит обрядовыми действиями.
Дружка должен отлично знать обряд, например, в какой момент нужно произносить свадебные приговоры и т. п. Часто дружку ритуально хулят и ругают, и он должен уметь достойно ответить на подобные шутки в свой адрес. Жених же — почти пассивная фигура, он в свадебный день не говорит обрядовых слов.
Обычно дружка — родственник жениха (брат) или близкий друг. Его атрибут — вышитое полотенце (или два полотенца), повязанное через плечо.
В некоторых традициях может быть не один дружка, а два или даже три. Но всё равно один из них главенствует над другими.
Приезд жениха
В некоторых традициях утром свадебного дня дружка должен посетить дом невесты и проверить, готова ли она к приезду жениха. Невеста к приезду дружки должна быть уже в свадебной одежде и сидеть в красном углу.
Жених с дружкой, друзьями и родственниками составляет свадебный поезд. Во время того, как поезд движется к дому невесты, его участники (поезжане) пели специальные «поезжанские» песни.
Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций это выкуп входа в дом. Выкупаться могут ворота, дверь и т. п. Выкупать может как сам жених, так и дружка.
Элементы магических действий в этой части обряда особенно важны. Распространено подметание дороги. Это делается для того, чтобы под ноги молодым не бросили предмет, на который могла быть наведена порча (волосы, камень и др.). Конкретная дорога, которая должна быть подметена, разнится в разных традициях. Это может быть и дорога перед домом невесты, по которой поедет поезд жениха, может быть пол комнаты, по которому молодые пойдут перед отъездом к венцу, дорога к дому жениха после венца и т.д. Дружка и другие гости тщательно следили, чтобы никто не нарушил чистоту дороги (например, не перебежал бы дорогу свадебному поезду); за такое нарушение виновного могли жестоко избить. С языческих же времен сохранился обычай делать подношение местному колдуну или знахарке (при их наличии), чтобы те не навредили свадебному поезду. При этом колдун мог нарочно прийти к поезду и стоять там, пока не получит достаточный подарок.
Существенная деталь обряда, сохранившаяся и в городских условиях — непосредственный выкуп невесты. Выкупать невесту могут или у подружек, или у родителей.
Иногда имел место ритуальный обман жениха. Невесту выводили к нему, закрытую платком. В первый раз могли вывести не настоящую невесту, а другую женщину или даже старуху. В таком случае жених либо должен был идти искать невесту, или выкупать её ещё раз.
Венчание
.Перед отправкой в церковь родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. Перед венчанием невесте расплетали девичью косу, а после того, как молодые были повенчаны, ей заплетали две «бабьих» косы и тщательно закрывали волосы женским головным убором (повойником). Иногда это происходило уже на свадебном пиру, но у старообрядцев две косы заплетали и повойник надевали либо между обручением и венчанием, либо даже перед обручением.
Приезд в дом жениха
После венца жених везёт невесту в свой дом. Здесь их должны благословить родители. Здесь также имеет место сочетание христианских элементов с языческими. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу. Шкура животного выполняет функцию оберега. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. Обычно он во время благословения находится рядом с иконой. В некоторых традициях хлеб положено откусить и жениху, и невесте. Этому хлебу также приписывалось магическое действие. В некоторых регионах его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода.
Свадебный пир
После венчания невеста никогда не причитает. С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда. Далее молодые отправляются за подарками в дом невесты.
Затем жених привозит невесту к себе в дом. Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинается свадебный пир.
Во время пира поют величальные песни. Кроме жениха и невесты, величали родителей и дружку.
Пир мог длиться два или три дня. На второй день обязательно перемещение всех в дом невесты, пир продолжается там. Если пируют три дня, на третий снова возвращаются к жениху.
«Укладывание» и «бужение» молодых
Вечером (или ночью) осуществлялось «укладывание молодых» — сваха или постельница готовила брачную постель, которую жених должен был выкупить. Пир в это время часто продолжался. На следующее утро (иногда — спустя лишь несколько часов) дружка, сваха или свекровь «будили» молодых. Часто после «бужения» гостям демонстрировали признаки «чести» (девственности) невесты — рубашку или простыню со следами крови от дефлорации. В других местах о девственности невесты свидетельствовал жених, отъедая с середины или с краю яичницу, блин или пирог, или отвечая на ритуальные вопросы вроде «Лёд ломал или грязь топтал?». Если невеста оказывалась «нечестной», её родителей могли подвергнуть осмеянию, повесить на шею хомут, замазать ворота дёгтем и т. д.
Второй день свадьбы
На второй день свадьбы невеста обычно выполняла некоторые обрядовые действия. Один из самых распространённых обрядов — «поиски ярочки».
Этот обряд заключается в том, что «ярочка» (то есть овечка, невеста) прячется где-нибудь в доме, а «пастух» (один из её родственников или все гости) должен её найти.
Распространено было также хождение «молодухи» за водой с двумя веслами на коромысле, разбрасывание в помещении мусора, денег, зерна — молодая жена должна была тщательно подмести пол, что проверялось гостями.
Важным является приезд жениха к тёще. Этот обряд имеет множество различных названий в разных регионах («хлибины», «яишня» и др.). Заключается он в том, что тёща давала жениху приготовленную еду (блины, яичницу и др.). Тарелка накрывалась платком. Зять должен был выкупить её, положив на платок (или завернув в него) деньги.
Свадебные песни
Свадебные песни сопровождают все этапы свадьбы, начиная от сговора до завершающих обрядов второго дня. Выделяются прощальные песни, оформляющие завершение добрачной жизни; величальные, исполняемые во время ритуальных застолий и служащие для общинного закрепления новой структуры социума; корильные песни; песни, комментирующие ход ритуала. Эти функции реализуются прежде всего в поэтических текстах песен, тогда как их напевы в большинстве своем полифункциональны и соотносятся с большой группой текстов различного содержания. Набор музыкально-поэтических форм, их иерархия и функциональная соотнесенность с эпизодами свадебного действа в каждой локальной традиции различны.
Обережные обряды
Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами.
Защитой от нечистой силы считался звон бубенцов, сопровождавший свадебный поезд на всем пути к церкви.
Чтоб закружить голову нечистику и отправить его куда подальше, молодых обводили вокруг столба или дерева.
Чтобы домовой принял молодую в новую семью — необходимо было невесту внести в дом на руках, не наступив на порог.
От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды.
Для многодетности и богатства осыпали молодых зерном или хмелем, сажали на шубу выветренную вверх мехом.
Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком или рушником.
Пословицы и поговорки
Свадьба и смерть — сёстры.
Не страшно жениться, страшно к тому делу приступиться (страшно к попу приступиться).
Страшно видится: стерпится — слюбится.
Холостому помогай Боже, а женатому хозяйка поможет.
Тошно жить без милого, а с немилым тошнее.
Не купи у попа лошади, не бери у вдовы дочери!
Жениться — не лапоть надеть.
Добрая женитьба к дому приучает, худая от дому отлучает.
Дай Бог с кем венчаться, с тем и кончаться.
Невеста родится, а жених на конь садится (на коня сажали трех-семи лет).
В девках сижено — горе мыкано; замуж выдано — вдвое прибыло.
Женился на скорую руку да на долгую муку.
У старого мужа молодая жена – чужая корысть.
Мужчина, коли хоть немножко казистее черта, — красавец.
Много женихов, да суженого нет.
Тот не хорош, другой не пригож, погляди-ка на себя, сама-то какова?
Не ищи красоты, ищи доброты.
С лица не воду пить, умела бы пироги печь.
Не бери жену богатую, бери непочатую!
Первую дочь бери — по отцу, по матери, а вторую – по сестре!
Выбирай корову по рогам, а девку по родам (смотри по роду)!
Быть на свадьбе, да не быть пьяну — грешно.
Венчальные свечи разом задувать, чтобы жить вместе и умереть вместе.
Горько вино, не пьется (или: кисло, и молодые должны подсластить, поцеловаться).
Девка после сговора на улицу и в церковь не ходит.
Дождь на молодых — счастье.
Жениха под венец опоясывают вязаным кушаком (узлы охраняют от порчи).
Коли на улице распута, быть свадьбе беспутной.
Молодые до венца не едят. До венца тощи, после солощи.
Монах на свадьбе зловещ для молодых.
Обручальное кольцо под венцом уронить — не к доброму житью.
Подвенчальную свечу берегут, а зажигают ее для помощи при первых родах.
Пошла смывать девьи гульбы, прохладушки (предсвадебная баня).
Свадьба без див не бывает (без проказ либо без чудес).
Современность
Современные свадьбы регистрируются в ЗАГСЕ или во Дворце Бракосочетаний государственными служащими в зале под торжественную музыку (марш Мендельсона) в собрании приглашенных гостей c выдачей свидетельства. Свадьбе предшествует помолвка, когда желающие вступить в брак объявляют о своем намерении, после чего они считаются женихом и невестой. Еще ранее мужчина делает своей избраннице "предложение руки и сердца" (просит выйти за него замуж). Практика сватовства к настоящему моменту практически утрачена. Между помолвкой и свадьбой проходит в среднем от 1 до 3 месяцев. К свадьбе готовят кольца, которые надевают во время церемонии бракосочетания. Невеста обыкновенно облачается в белое свадебное платье и фату, жених в торжественный костюм.
На церемонию принято прибывать на заранее нанятом транспорте (белом лимузине, украшенном лентами и воздушными шарами с изображением перекрещенных колец) в сопровождении ближайших гостей. Вереница автомобилей жениха и невесты, а также гостей именуется свадебным кортежем (Свадебный поезд). В машине жениха и невесты также присутствуют помимо водителя свидетель (дружка, шафер) и свидетельница - помощники со стороны жениха и невесты.
После церемонии регистрации брака жених и невеста считаются молодоженами (новобрачные, молодые). Они принимают поздравления, пьют шампанское и нередко бьют бокалы "на счастье". При выходе с места церемонии молодоженам кидают под ноги монеты, а молодая жена выбрасывает букет невесты.
После молодожены устраивают фотосессию для свадебного фотоальбома на фоне достопримечательностей края и к вечеру прибывают в заранее заказанное кафе или ресторан для свадебного ужина (Свадебный пир). Во время свадебного ужина молодожены садятся во главе стола и принятие пищи прерывается возгласами Горько!, после чего молодожены должны поцеловаться. Современная русская свадьба не обходится без свадебного торта.
Свадебные даты
1 год – ситцевая свадьба
2года –бумажная свадьба
3 года –кожаная свадьба
5 лет –деревянная свадьба
7 лет –медная свадьба
8 лет –жестяная свадьба
10 лет – розовая свадьба
15 лет –хрустальная свадьба
20 лет – фарфоровая свадьба
25 лет – серебряная свадьба
30 лет – жемчужная свадьба
35 лет – полотняная (льняная) свадьба
40 лет – рубиновая свадьба
50 лет – золотая свадьба
60 лет – бриллиантовая свадьба
65 лет – железная свадьба
70 лет – благодарственная свадьба
75 лет –коронная свадьба
Заключение
У каждого народа есть свои национальные праздники. Многие из этих праздников родились ещё в древности — несколько столетий или даже тысячу лет назад. Всё вокруг: деревни и города, вещи, одежда, профессии, природа меняются, а народные праздники продолжают и продолжают жить. Ибо праздники — это праздники сердца, души народа.
Русские народные праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу. Каждый народ, как могучее дерево, силен своими корнями. Чем глубже его корни, тем больше знает народ свою историю и считается с его уроками, тем устойчивее чувствует он себя в современном мире и тем лучше удается ему сохранить свое своеобразие. Чем тоньше нити связывающие народ с его историческим прошлым, тем легче теряет он свое лицо…
Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, а так же одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром прошлого, он для вас пуст.
Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая семьей или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.
Старые люди сказывали: «Человек, незнающий и непонимающий своего языка, словно одинокая птица, собравшаяся в дальний путь»
В нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш долг – успеть сохранить все ценное и достойное будущего из народной культуры, его материального и духовного наследия.
До тех пор, пока мы не научимся уважать и любить свои традиции, язык, своих богов, мы никогда не научимся уважать самих себя.
Библиография
1. Елжова Н.В. Веселые праздники для серьезных людей. – Ростов на Дону « Феникс» 2003г
2. Зимина М.С. Праздник в доме – Москва « Мой мир» 2007г.
3.Алишев С.Х. По следам минувшего .- Казань , 1986 г
4.Русский энциклопедический словарь. Москва , 1999
5.Трепавлов В. Исторический журнал «Троя» №1 1992г
6.Халиков Н.А. Обычаи и обряды русских – Москва , 1998 г
7.КнязеваО.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт- Петербург Издательство « Детство- Пресс» 1999г
Девочка-Снегурочка
Если хочется пить...
Юрий Алексеевич Гагарин
Знакомые следы
Рисуем ананас акварелью