Наш город, созданный на пересечении торговых путей, имеет, в первую очередь, экономическое значение в жизни страны. Когда-то служивший крепостью и домом для стрельцов и казаков, в последующем - главной военной высотой и промышленным центром страны, теперь наш город в поисках своего нового статуса и нового лица.
Рядовой застройкой Волгоград напоминает другие города. Но несколько главных ансамблей придают ему свой неповторимый облик. Это площадь Павших борцов, ансамбль на Мамаевом кургане, центральная набережная им. 62-й Армии. Немалую роль играет наличие и расположение в городе культурно-просветительных учреждений: здание планетария, здание цирка, театр юного зрителя, новый экспериментальный театр, панорама «Сталинградская битва».
Историки считают, что «в архитектуре любого города находит отражение какая-либо ведущая тема, адресованная основным историческим событиям. На архитектурном облике Волгограда навсегда останется отпечаток Великой Отечественной Войны» (15). Посещение указанных объектов создает у жителей и гостей города особый настрой и отношение к нему.
Художественный облик г.Волгограда складывался в течении 400-х сот лет, и объединяет в себе историю Царицына-Сталинграда-Волгограда. Теперь, в начале третьего тысячелетия, он представляет собой наличие не только зданий и мемориальных объектов, памятников, но и действующих православных храмов, а также присутствие на улицах и в парках города садово-парковой и городской скульптуры, не относящейся к каким-то конкретным историческим событиям.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 149 КБ |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
ГЛАВА 1. СКУЛЬПТУРА В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ ЦАРИЦЫНА-СТАЛИНГРАДА-ВОЛГОГРАДА..............................................................................6
1.1. Скульптура и городская среда.................................................................6
1.2. Особенности скульптурных произведений Царицына-Сталинграда-Волгограда…………………………………………………………………………....9
ГЛАВА 2. ВЗГЛЯД НА СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОД…………………..…...19
2.1. Городская скульптура г. Волгограда начала XXI в…...........................19
2.2. Путеводитель по Царицыну-Сталинграду-Волгограду (на примере Центрального района г. Волгограда).......................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРА……..…...……………………………………......28
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….…..30
Введение
Наш город, созданный на пересечении торговых путей, имеет, в первую очередь, экономическое значение в жизни страны. Когда-то служивший крепостью и домом для стрельцов и казаков, в последующем - главной военной высотой и промышленным центром страны, теперь наш город в поисках своего нового статуса и нового лица.
Рядовой застройкой Волгоград напоминает другие города. Но несколько главных ансамблей придают ему свой неповторимый облик. Это площадь Павших борцов, ансамбль на Мамаевом кургане, центральная набережная им. 62-й Армии. Немалую роль играет наличие и расположение в городе культурно-просветительных учреждений: здание планетария, здание цирка, театр юного зрителя, новый экспериментальный театр, панорама «Сталинградская битва».
Историки считают, что «в архитектуре любого города находит отражение какая-либо ведущая тема, адресованная основным историческим событиям. На архитектурном облике Волгограда навсегда останется отпечаток Великой Отечественной Войны» (15). Посещение указанных объектов создает у жителей и гостей города особый настрой и отношение к нему.
Художественный облик г.Волгограда складывался в течении 400-х сот лет, и объединяет в себе историю Царицына-Сталинграда-Волгограда. Теперь, в начале третьего тысячелетия, он представляет собой наличие не только зданий и мемориальных объектов, памятников, но и действующих православных храмов, а также присутствие на улицах и в парках города садово-парковой и городской скульптуры, не относящейся к каким-то конкретным историческим событиям.
Из современных жителей мало кто знает, что памятник Н.В. Гоголю или львы около Нового экспериментального театра - это скульптура царицынской эпохи. При демонстрации довоенной кинохроники г.Сталинграда часто можно увидеть изображение фонтана с танцующими детьми, который находился на площади около железнодорожного вокзала. А одна из самых главных в городе улиц — это улица Мира. Это самая первая улица, которая была построена в полностью разрушенном Сталинграде. Замыкает ее Планетарий. Здание увенчано скульптурой, символизирующей мир, одним из последних произведений В.Мухиной. Огромная монументальная скульптура «Мать-Родины» является визитной карточкой города — об этом знают даже жители других городов нашей страны. В наши дни, во время прогулки по городу, мы встречаемся с произведениями, созданными современными скульпторами в начале XXI века.
Таким образом, неотъемлемой частью «лица» города является уже не конкретная монументальная скульптура, а скульптурные произведения разных эпох существования города, представленные на улицах и в парках.
Малое количество исследовательских работ по изучению скульптурных произведений, находящихся на территории города, подтолкнуло нас к тому, чтобы сформулировать проблему научно-исследовательской работы: как описать и представить скульптуру Царицына-Сталинграда-Волгограда, учитывая ее разноплановость и разнохарактерность.
Объект исследования: скульптура, находящаяся на территории города Волгограда.
Предмет исследования: скульптурные произведения, созданных в разные исторические периоды существования города.
Цель исследования: собрать и объединить материал про скульптурные произведения Царицына-Сталинграда-Волгограда.
Задачи исследования:
Научная новизна исследования предполагает синтез искусствоведческого, краеведческого, журналистского материала, описывающего скульптурные памятники и городскую скульптуру Царицына-Сталинграда-Волгограда. Кроме того, предпринята попытка увидеть скульптурные произведения, находящиеся на территории города целостно, в связи с этим проведен сравнительный анализ скульптурных композиций разного времени, спрогнозированы возможные пути развития скульптуры в городской среде Волгограда.
Практическая значимость исследования. Собран материал для разработки путеводителя по скульптурным произведениям города. Подбор скульптурных композиций для описания и представления в путеводителе осуществлен с точки зрения современного молодого жителя города Волгограда.
Методы исследования. При проведении исследования использовались следующие методы: теоретический анализ литературы; работа на местности; сбор краеведческого материала; опрос городского населения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения; включает также приложение с фотографиями и один рисунок.
Глава 1. Скульптура в городской среде Царицына-Сталинграда-Волгограда
Часть 1. Скульптура и городская среда
Изобразительное искусство эстетизирует окружение и жизнь человека, заставляет задуматься о вечных ценностях, приобщает к культуре. Находясь в городской среде, человек в первую очередь сталкивается с архитектурными объектами и их декоративным оформлением. Скульптура используется как одно из основных средств такого оформления. «Средоформирующие возможности скульптуры велики: она может подчеркивать городские координаты, служить ориентиром или композиционной доминантой, выделять отдельные пространства между ними, корректировать их масштабные характеристики, закреплять визуальные связи. Таким образом, монументально-декоративная скульптура несет градостроительную функцию» (18).
В связи с чем же скульптура имеет такие возможности? В первую очередь ответ на этот вопрос кроется в особенностях скульптуры как вида изобразительного искусства (лат. - sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю). Произведения скульптуры имеют объемную форму и выполняются из пластических или твердых материалов. В качестве объектов чаще всего используются люди. Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором или ваятелем. Главные жанры скульптуры: исторические, мифологические, бытовые, анималистический жанр и портрет. Художественно-выразительные средства скульптуры — построение объёмной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета (15).
Различают круглую скульптуру, которую возможно осмотреть с разных сторон и рельеф. При рельефной скульптуре фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него менее или более чем на половину своей толщины. Монументальная скульптура связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами.
В изобразительном искусстве памятником называется статуя или бюст на пьедестале, установленные в память какого-либо человека, сыгравшего выдающуюся роль в жизни всего общества. Обычно памятник состоит из скульптурной части — статуи или группы и постамента — нижней, опорной части памятника, на которой устанавливается скульптура. Монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура). Станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание. Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепление, или моделировка — искусство работать из мягкого вещества (воск, глина); литейное дело (торевтика) — искусство делать изваяние из расплавленного металла; глиптика — искусство вырубать изображение из камня, металла, дерева и вообще твердых веществ. К отраслям ваяния можно, сверх того, причислить скульптурную резьбу на твердых и драгоценных камнях и изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство).
Предпринимая какую-либо работу, ваятель, прежде всего, лепит в малом виде из воска или мокрой глины макет, передающий идею его будущего произведения. Иногда, особенно в том случае, когда задуманное изваяние должно быть велико и сложно, художнику приходится изготовить другую, более крупную и детальную модель. Затем, руководствуясь макетом или моделью, он приступает к работе над самим произведением. Если предстоит исполнить статую, то берется для её подножия доска, и на ней утверждается стальной каркас, изогнутый и пригнанный таким образом, чтобы ни одна его часть не выходила за пределы будущей фигуры, и сам он служил для неё как бы остовом; кроме того, в тех местах, где тело фигуры должно иметь значительную толщину, прикрепляются к каркасу стальной проволокою деревянные кресты; в таких же частях фигуры, которые выдаются на воздух, например в пальцах рук, волосах, свесившихся складках одежды, деревянные кресты заменяются крученою проволокой или пенькой, напитанной маслом и свернутой в виде жгутов. Поместив такой остов статуи на треножном, неподвижном или горизонтально вращающемся станке, называемом кобылкою, художник начинает обкладывать каркас лепною глиной так, чтобы получалась фигура, в общих чертах сходная с моделью; затем, удаляя в одном месте излишне наложенную глину, добавляя в другом её недостаток и отделывая в фигуре часть за частью, он постепенно доводит её до желаемого сходства с натурой. Подобные приемы употребляются и при производстве рельефов значительного размера — с тою только разницей, что для укрепления глины пользуются вместо каркаса большими стальными гвоздями и болтами, вбитыми в дощатый щит или неглубокий ящик, служащий основанием рельефа. Вполне окончив лепку, ваятель заботится об изготовлении точного снимка со своего произведения из материала, более прочного, чем глина, и с этою целью прибегает к помощи формовщика, который отливает гипсовый слепок произведения. Без предварительной лепки глиняного оригинала и отливки его гипсового слепка не обходится создание ни одного более или менее крупного произведения скульптуры — будет ли оно каменное или металлическое. С получением гипсового слепка существенная часть художественной задачи ваятеля может считаться оконченной: остается только воспроизвести слепок, смотря по желанию, в камне (мрамор, песчаник, вулканический туф и т.д.) или в металле (бронза, цинк, сталь). При изготовлении мраморного и вообще каменного изваяния поверхность гипсового оригинала покрывается целою сетью точек, которые, с помощью циркуля, отвеса и линейки, повторяются на глыбе, подлежащей отделке. Руководствуясь этою пунктировкой, помощники художника под его надзором удаляют ненужные части глыбы посредством резца, долота и молота в некоторых случаях они пользуются при этом так называемой пунктирною рамой, в которой взаимно пересекающиеся нити указывают на те части, какие должны быть отбиты. Таким образом, из необделанной глыбы мало-помалу возникает общая форма изваяния; она все тоньше и тоньше отделывается под руками опытных рабочих, пока, наконец, сам художник не придаст ей последней отделки. Для большего приближения к ней в оптическом отношении, древние греки и римляне натирали свои мраморные изваяния воском и даже слегка раскрашивали их и золотили .
Процесс создания скульптуры не только трудоемкий, но и дорогой по финансовым затратам. Город не всегда может «позволить себе» оплатить крупное монументальное изваяние. Поэтому все чаще внимание художников-скульпторов в последние года привлекает жанровая городская скульптура. Это вид уличной скульптуры, характерной особенностью которого является демонстративно подчёркнутые отсутствие монументальности и демократизм. С целью органического вхождения в городскую среду и её оживления объекты жанровой городской скульптуры, как правило, устанавливаются без постамента и даже подиума, что в наибольшей степени приближает их к зрителю. Претензия на увековечение какого-либо исторического события или личности наблюдается в них не всегда. Скульптуры скорее апеллируют к чувству юмора и в ряде случаев демонстрируют иронию и сарказм по поводу общих, взятых из повседневной жизни, тем. Далеко не все подобные скульптуры имеют название, предоставляя зрителю возможность самому придумать его (8).
Действительность такова, что любой современный город содержит в своей среде разные по характеру скульптурные произведения. Серьезный монументальный памятник может соседствовать с иронически выполненной городской скульптурой без постамента или рельефом на историческом здании. В связи с этим, художественный облик города без специального описания и представления теряет свою целостность.
1.2. Особенности скульптурных произведений
Царицына-Сталинграда-Волгограда
Культурные традиции той местности, где мы живем, уходят глубоко в века. Свидетельством этого является уникальная находка половецкой скульптуры XII века название которой «баба воин». Рельефная скульптура является изображением воина. В высоту она достигает 75 сантиметров, в ширину – 48. На туловище скульптуры выбит орнамент зигзагообразной формы, на поясе четко обозначены ромбовидная бляха. А вот лицо сохранилось хуже. В этом месте изображение сколото. Также у скульптуры отсутствует нижняя часть туловища. Исследователи дали статуе название: «каменная баба». Это название происходит от тюркского «балбал» что означает «пращур», «дед-отец». Как рассказывают специалисты, подобные изваяния должны были приносить удачу, благосостояния, плодородия и служили для ритуальных целей. (фото 1). Информация о такой находке дает возможность предположить, что скульптурное искусство всегда развивалось вместе с человеком и присутствовало также на территории нашего города (2).
В начале своего существования г. Царицын являлся одним из многих городов военного назначения. В дошедших до наших дней документах, относящихся к 1636 г., сказано, что за стенами города в основном были деревянные дома и только возвышались над ним церкви построенные из камня. А. Н. Минх в «Историко-географическом словаре Саратовской губернии» так описывает город того времени: «Царицын окружен песками - началом степного пространства, лежащего по обоим берегам Волги и идущего до Астрахани; окрестности города безлесны и унылы, недалеко к югу начинаются степные кочевья калмыков. Кибитки (юрты) которых стояли за городом, где в то время бродили волы чумаков, перевозивших до устройства железных дорог товары на Дон, и оттуда возвращавшихся с антрацитом. Грузы доставлялись тогда в Царицын (1861 г.) Волгою с Нижегородской ярмарки, а затем шли в чумацких фурах на Дон, а также в Ставрополь, на Кавказ» (5).
А. Бесчинский так описывает Царицын конца XIX - начале XX в. в своем «Путеводителе по Волге»: «Внешний облик Царицына мало привлекательный. Город расположен на сыпучем песке, в котором вязнут ноги... В городе мало красивых зданий. Улицы неприглядные, большинство из них утопает в грязи...» (17, С.139). Поэтому, скульптурное искусство г. Царицына не было широко развито. В основном была представлена парковая скульптура в центральной части города в парке «Конкордия». Такая скульптура характерна искренностью, незатейливыми декоративными мотивами. Практически не осталось никаких данных о том, что именно изображала такая скульптура. Опираясь на краткие описания, можно только предположить, что жанр садово-парковой пластики отличался аллегорическим, мифологическим и историческим смыслами (10).
Изменения в характере скульптуры происходят в конце XIX в. Это время больше характерно обращением внимания к судьбам человека. В городских садах, и в парках, скверах устанавливаются фигурные портретные памятники, чаще – бюсты. Бюст Николаю Васильевичу Гоголю в Царицыне появился в ходе празднования 100-летия со дня рождения писателя (фото 2а). Сегодня это самый старый памятник в городе. Памятник Гоголю строился на добровольные пожертвования, о сборе которых объявила царицынская городская управа. Как только требуемая сумма была собрана, памятник был заказан. Его автором стал скульптор И. Ф. Тавбия. Бюст Гоголя высотой 1,32 метра был отлит из бронзы в Санкт-Петербурге на бронзолитейном заводе А.Морана. Бюст на постаменте из финского гранита был установлен в 1910 году в конце Елизаветинской улицы, на Александровской площади перед строящимся Александро-Невским собором. Сама улица также была переименована и стала Гоголевской. В 30-е гг. прошлого столетия, когда осуществлялись работы по генеральной реконструкции площади Павших борцов, перед взрывом собора, памятник Гоголю был перенесен на территорию создаваемого в то время Комсомольского сада. Во время реконструкции драмтеатра им. Горького в 1977 г. памятник Гоголю был перемещён к боковому выходу театра и повернут на 90 градусов, лицом в сторону Комсомольского сада (фото 2б).
В связи с поиском скульптурных произведений Царицына, заслуживающих внимания, интерес вызывает здание, где сейчас располагается Донской казачий театр. Оно было построено царицынским купцом-лесоторговцем А.М. Шлыковым для общественных нужд. Это двухэтажное здание с подвалом во время ВОВ было разрушено. С 1947 по 1952 гг. часть здания удалось восстановить в его первозданном виде. Художественную ценность этому зданию придает использование лепных розеток, масок и гирлянд. Оформление здания связно с легендой о гибели несовершеннолетней дочери купца. Поэтому в лепных розетках угадываются черты лица молодой девушки и мужчины с бородой. В 1910 г. здесь была открыта 4-я женская гимназия (фото 4).
«В 1915 г. В Царицыне состоялось открытие Дома науки и искусства. Четыре массивные колонны поддерживали портал с лепным изображение лаврового венка. Высокая гранитная лестница вела к парадному входу, а внизу стояли, словно охраняя его огромные белые львы... по бокам на фасаде были барельефные изображения на тему науки и искусства. Фронтон украшали скульптуры греческих богов» (1, С.55). Дом науки и искусства в дальнейшем был преобразован в театр им. М.Горького( фото 3).
Статуи львов стояли у театра им. Горького в Царицыне как украшение. Сейчас львы находятся около Нового Экспериментального Театра. Грозные морды животных своеобразны и выразительны — львы изображены с полураскрытой оскаленной пастью и страшными клыками. На силу и ловкость хищника указывают широкая грудь, могучие лапы и стройное мускулистое тело с подтянутым животом. Историки логично предполагают, что снятые львы были отреставрированы. Известно, что во время войны фигуры львов не были закрыты, они «несли вахту». Во время обстрелов и бомбежек львы получили «тяжёлые ранения». Несмотря на повреждения львы «пережили» войну и остались на своих местах. Сохранность львов позволила им продолжить украшать театр НЭТ, только уже с боковой части этого здания.
Использование скульптурных монументально-декоративных элементов при оформлении архитектурного сооружения в описанных случаях способствует повышению выразительности архитектурных форм, обогащению эмоционального звучания всего сооружения, равно как воздействует на окружение в целом .
В дореволюционном Царицыне были свои профессиональные художники и скульпторы, а так же и любители. Первое собрание художников и скульпторов после революции состоялось в октябре 1918 г., когда особенно оживилась их деятельность в преддверии первой годовщины октября в связи с объявлением конкурса на лучшее украшение города к празднику. Благодаря этому город обогатился новыми скульптурными произведениями, к сожалению не сохранившимися до наших дней.
Шло время, одна эпоха сменяла другую. Огромную роль в жизни страны и частности нашего города сыграла октябрьская революция 1917 г. Со сменой эпохи стал меняться и облик города. Так Царицын сменил свое название на Сталинград .
Жизнь Сталинграда разделилась на два времени: до войны и после. В довоенные годы страна знала Сталинград как растущий индустриальный центр. Преобладали скульптуры, посвященные одной теме – прославлению мысли и прекрасного по форме человеческого тела.
В развитии советской парковой скульптуры главной доминантной была идеология. Примеры таких скульптур - это образ здоровой советской девушки, занимающиеся спортом («Девушка с ракеткой», стоявшая на центральной набережной, скульптуры перед входом во Дворец Физкультуры и спорта «Девушка с мячом», а так же параллельно с ней «Девушка с ракеткой», «Метатель диска», изготовленные из гипса), образ советской счастливой женщины, которая производила бы на свет здоровых детей («Счастливое детство» в Комсомольском парке). (фото 8, 9)
Продолжает этот ряд скульптура на фонтане с названием «Танцующие дети», а также неизвестные скульптуры, выложенные в сети интернет из личного архива старожила города (фото 6, 7). Опишем фонтан «Танцующие дети». Скульптурная композиция на фонтане представляла собой шестерых детей — трёх мальчиков и трёх девочек — взявшихся за руки и танцующих вокруг крокодила. Вокруг них сидело несколько лягушек, у которых изо рта били водяные струи (фото 10) .
К сожалению, все скульптуры, созданные в 30-е, 40-е гг., были беспощадно разрушены Великой Отечественной Войной. Великая Отечественная Война оставила огромный след в истории города - это не могло не отразиться на скульптурном искусстве Сталинграда. Однако, сохранился памятник, созданный скульпторами М. Г. Белашовым и Е. Ф. Алексеевой-Белашовой, а также архитектором В. Е. Шалашовым (фото 5). Он был открыт 17 ноября 1940 г. Скульптура высотой 3,85 м отлита из бронзы и установлена на гранитный постамент, высота которого составляет 4,5 м. На постаменте накладными бронзовыми буквами выполнена надпись: «Герою Советского Союза комдиву Виктору Степановичу Хользунову. 1905-1939 г.». Во время Сталинградской битвы бронзовая скульптура взрывом была сброшена с пьедестала, но уцелела. После освобождение города ее подняли и поставили прямо на земле среди руин. Впоследствии памятник был полностью восстановлен на прежнем месте. Изменилась только ориентация памятника: если до войны памятник летчику стоял боком к Волге (спиной к ротонде), то после восстановления памятник развернули лицом к городу (спиной, соответственно, к Волге) (16,С.57).
Одной из первых восстановленных улиц в Сталинграде была ул.Мира. В конце улицы был построен планетарий, крышу которого украшала и украшает по сей день, скульптура всемирного скульптора В.И.Мухиной «Мир». Скульптура представляет собой фигуру молодой женщины, держащей в руке земную сферу с голубем. Она символизирует покой и уверенность, торжество мира над войной (фото 11).
По проекту Волгоградского архитектора Ф.Каимшиди в содружестве с ленинградским скульптором М.К. Аникушиным в 1947 г. был создан один из первых памятников в честь обороны Сталинграда — памятник чекистам, солдатам, и офицерам 10-й дивизии войск НКВД ( 15, С.149).
Так же на улице Мира было реконструировано здание драмтеатра им. Горького (современного НЭТа). Его крышу венчают скульптуры муз. Скульптуры на здании театра появились в начале 50-х годов прошлого века. Высота скульптур достигает около 3,5 метра, а в диаметре 2-2,5 метра. Скульптурная композиция представляет собой трех девушек, олицетворяющих различные виды искусства (фото 13а, 13б, 13в).
Одним из первых зданий был восстановлен вокзал. Здание вокзала украшает скульптурная группа «Апофеоз труда» (фото 14). Многоскульптурная композиция представляет собой группу людей представляющих трудовой класс, у входа вокзал установлены многофигурные горельефы, отображающие героику Гражданской и Великой Отечественной войн.
Скульптурная группа "Искусство" с фонтаном на верхней террасе Центральной набережной Волгограда установлена в 1957 г. (фото 15). Скульптор С.С.Алешин, архитектор В.Е. Шалашев.
Упоминая некоторые из скульптурных произведений, мы видим как быстро украшался и обогащался Сталинград скульптурными произведениямине только на военную тематику, но и посвященные искусству. Город был быстро восстановлен. Всего в городе было установлено более 50-ти памятников на военную тематику. В 1961 г. из Сталинграда город-герой был переименован в Волгоград.
В 1959 г. было начато строительство Мамаева Кургана. Мамаев курган - господствующая над городом высота. В период Сталинградской битвы он был местом самых ожесточенных боев, ключевой позицией обороны города.
На Мамаевом кургане сооружен грандиозный скульптурный ансамбль, увековечивший подвиг героев Сталинградской битвы (фото 15).
Перед лестницей на курган - вводная композиция «Память поколений». На ней изображены люди разных возрастов, несущие венок на могилу погибших героев. Аллея пирамидальных тополей приводит на первую площадь ансамбля. В центре площади будто вырастает из скалы 12-метровая фигура русского воина-богатыря, окруженная бассейном. У подножия скульптуры надписи: «Ни шагу назад!», «Стоять насмерть!»
Примыкающие к площади стены-руины создают впечатление улиц разрушенного города. На стенах проступают фигуры и лица защитников города, рельефные сцены, рассказывающие о фронтовой жизни и подвигах воинов. Стены расписаны выдержками из боевых приказов, протоколов партийных и комсомольских собраний, клятвами воинов. Следующая терраса ансамбля - площадь Героев. В центре ее - огромный водяной партер. В спокойной глади воды отражаются шесть скульптурных композиций, рассказывающих о подвигах воинов, эпизодах битвы. Другую сторону водяного партера окаймляет 112-метровая стена, выполненная в виде развернутого и сильно удлиненного знамени. На стене слова: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?!». Венчает памятник-ансамбль 52-метровая скульптура Матери-Родины, в гневе поднявшей карающий меч. Мать-Родина зовет своих сынов на борьбу с врагами.
Открыт памятник 15 октября 1967 г. Над ансамблем работал талантливый коллектив скульпторов, архитекторов, инженеров под руководством Героя Социалистического Труда Е.Вучетича: архитекторы Я. Белопольский, В. Демин, Ф. Лысое; скульпторы: М. Алещенко, В. Матросов, Л. Майстренко, А. Мельник, В. Морунов, А. Новиков, А. Тюренков; руководитель инженерной группы Н. Никитин; военный консультант Маршал Советского Союза В. Чуйков.
Военная тематика в 60-е, 70-е гг. в Волгограде оставалась актуальной. В 1961 году была установлена скульптурная композиция-памятник защитникам Красного Царицына (фото 16). Шестифигурная скульптурная композиция из бронзы установлена на постамент, облицованный полированными плитами из темно-серого гранита. Памятник посвящен героям гражданской войны, в том числе рабочим царицынских предприятий, принимавшим активное участие в обороне Царицына в 1918 — 1919 г. Памятник защитникам Красного Царицына расположен на площади Металлургов, центральной площади Краснооктябрьского района, перед Дворцом культуры им. В.И. Ленина. Памятник установлен в августе 1961 г., его авторы – скульптор А.П.Кибальников и архитектор В.Е. Шалашев (16, С.120).
Памятник комсомольцам был открыт 2 февраля 1973 г. и посвящен памяти комсомольцев – Защитников Сталинграда (скульптор А. Криволапов). Высота скульптурной группы – 4 м, постамента – 4 м. Это три скульптуры – три молодых бойца, которые скорбят о погибшем товарище. Но даже смерть не может сломить комсомольцев (фото 17). Скульптор рассказал о молодых защитниках города, которые переживали горечь утраты близких друзей, но оставались несломленными, непокоренными в этой борьбе (16, С.84).
9 мая 1975 г. открыт памятник Михаилу Паникахо. Известно, что 2 октября 1942 г. на том месте, где установлен памятник, 28-летним матросом был совершен подвиг. Памятник показывает молодого матроса, который объятый пламенем кидается на вражеский танк и останавливает его (фото 18). Михаил Паникахо был награжден посмертно орденом Отечественной войны 1 степени, за этот подвиг. В 1990 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза (16., С. 123).
В 1977 г. у здания элеватора был установлен памятник защитникам Сталинграда. С сентября 1942 г. по январь 1943 г. здесь велись ожесточенные бои за владение городским элеватором. Здесь сражались пехотинцы, моряки, артиллеристы и моряки-североморцы. Скульптура называется «Памятник североморцам» (фото 19).
В 80-е, 90-е гг. военная тематика постепенно стала отходить на второй план. Тематика скульптур постепенно смещается к истории города. Свидетельство этому - скульптуры этих лет. В 1989 году был открыт памятник на площади Примирения в честь 400-летия Царицына-Сталинграда-Волгограда (фото 20), посвященный отцам-основателям города (скульпторы: Ю.Ф. Юшин, А.И. Тамаров, архитектор О.Б. Садовский).
Так же недалеко от скульптуры отцов-основателей города существует скульптура М.Агашиной (скульптор В. Фетисов). Русская поэтесса Маргарита Агашина с 1951 по 1999 г. жила в Волгограде. Она писала о любви, о детях, о русской женщине и о Волгограде. На её стихи положено много известных песен. Самая известная из них «Растет в Волгограде березка». В 1993 году М.Агашиной было присвоено звание: «Почетный гражданин города-героя Волгоград». Памятник установлен в сквере на проспекте Ленина. Сквер также носит имя поэтессы (фото 21).
Мы описали во второй части первой главы не все памятники, установленные в городе, а лишь некоторые, считающиеся наиболее известными. Это сделано для того, чтобы показать патриотический характер скульптуры, преобладавшей в Сталинграде-Волгограде. Вовремя прогулки по городу второй половины XX в., в основном, мы встречаем крупные монументальные памятники (а также бюсты и барельефы, которые здесь не описаны), посвященные военным событиям и людям, прославившимся во время войны. Вернувшись мысленно к истокам основания города и к началу этого параграфа, мы читаем: «В начале своего существования г. Царицын являлся одним из многих городов военного назначения». Потом мы видим, что в период ВОВ и, соответственно, Сталинградской битвы, назначение города не изменилось. Поэтому стоит ли удивляться перенасыщенности городской среды памятниками, посвященными войне? Благодаря искусству скульптуры, город просто показывает свое «лицо» и истинное предназначение.
Необходимо, отметить, что все скульптурные композиции выполнены на высокохудожественном уровне, удивляют мощью и проникновенностью, динамизмом и лиричностью. При пристальном рассмотрении скульптурных групп возникает чувство гордости за талантливого скульптора и за город, обладающий такой яркой историей.
Глава 2. Взгляд на современный город
2.1. Городская скульптура г. Волгограда начала XXI в.
Современный Волгоград имеет богатое культурно-историческое наследие. Здесь находятся 5 действующих музеев, 190 памятников истории, 18 памятников монументального искусства, 304 памятника архитектуры.
В 2005 г. на территории города были установлены сразу три новые городские скульптуры: «Ангел-Хранитель города Волгограда» (скульптор С.Щербаков), скульптура Влюбленных на фонтане (Сильвио Белуччи), скульптура, посвященная «Медикам Царицына – Сталинграда – Волгограда» (скульптор С. Щербаков).
В Волгограде много памятников, несущих тяжелую информацию о смерти, войне, трагических страницах военной истории. Поэтому скульптурное искусство Волгограда в начале XXI века характерно стремлением «разбавить» военизированную тематику скульптурой другого плана. «И хотелось бы, чтобы вместе с тем было бы светлое место душевного притяжения, где люди бы назначали свидания, гуляли с детьми, просто радовались жизни» (6). Именно поэтому родилась идея установки скульптуры «Ангел-Хранитель города Волгограда» (фото 22). Находится этот памятник в Ворошиловском районе Волгограда в сквере имени Саши Филиппова. Автор скульптуры Ангела города-героя - скульптор, заслуженный художник России Сергей Щербаков. Скульптура представляет собой выполненного в тонированной бронзе ангела, стоящего на гранитной полусфере. Одухотворенное и в то же время строгое лицо ангела обращено к Волге, его руки сложены в величественной молитве за всех горожан. По замыслу автора, Ангел-Хранитель восстановит разорванную связь поколений легендарного города на Волге,
14 октября 2005 г. в Волгограде был открыт «Фонтан Влюбленных» (фото 23). Он расположен на улице Мира, недалеко от входа в Волгоградский Новый Экспериментальный Театр. Скульптуру влюбленных для фонтана выполнил из бронзы флорентийский скульптор Сильвио Белуччи, специализирующийся на садово-парковой скульптуре. Фонтан и скульптуру построили на месте разрушенного фонтана, который был на этом месте до 60-х годов. Скверу, где установлена скульптура, дали название - "Площадь любви". Старый фонтан назывался «Каменный цветок» и, по воспоминаниям старожилов, был очень красивым. В середине фонтана располагался Каменный цветок, рядом стоял Данила – мастер с инструментом, а вокруг сидели большие лягушки. С них детишки скатывались в воду. Фонтан подсвечивался разноцветными лампами, и по вечерам фонтан имел волшебный вид.
Скульптура «Медикам Царицына – Сталинграда – Волгограда» поставлена около Волгоградского медицинского университета, в честь всех медиков города Царицына Сталинграда и Волгограда. Скульптура представляет собой 2-х метровый гранитный камень в виде расколотого сердца, внутри которого - символическое «древо жизни». Этот гранитный памятник символизирует разбитое сердце внутри, которого находится «дерево жизни» (фото 24).
От всех иных монументов и изваяний города-героя, установленные скульптуры отличаются неперсонифицированностью, устремленностью к будущему и к духовным ценностям. Это и есть основная характеристика городской скульптуры. Надо заметить, что в последние года в Волгограде становится популярной именно городская скульптура.
К типу городской скульптуры относятся: скульптура, посвященная первой учительнице, скульптура сантехника, скульптура автомобилиста, бегемота, совы, собаки, ряд скульптур, акцентирующих культурные, духовные, исторические ценности: скульптура Петра и Февронии, скульптура «Казачья слава» и др. Естественно, наряду с непорсонифицированной скульптурой устанавливаются в городе и памятники, посвященные определенным людям и событиям: например, барельеф в честь П.А. Серебрякова (скульптор В.Фетисов), памятник В.Высоцкому (фото 29).
Скульптура первой учительнице изображает учительницу и ученика. В руках у педагога – журнал и указка, представить без которых преподавателя довольно сложно. Я хотел, чтобы в этой работе каждый увидел своего первого учителя, говорит автор композиции волгоградец Анатолий Пахота. Над созданием скульптуры он работал несколько месяцев. Скульптура выполнена из бронзы, ее высота составляет почти полтора метра (фото 25).
Необычная скульптура, изображающая вылезающего из канализационного люка сантехника и совмещенная с фонтаном, появилась во дворе Центрального универмага Волгограда. Табличка с именем скульптора и названием памятника на экстравагантном монументе отсутствует, поэтому понять, посвящен ли он какому-то конкретному сантехнику либо представляет собой собирательный образ представителей этой профессии, решительно невозможно (фото 26).
Скульптура Сове находится у входа в Политехнический колледж, расположенный в Кировском районе на улице 64-й Армии. Каменная птица изготовлена в натуральную величину – 20-сантиметровая статуэтка совы водружена на полутораметровый постамент (фото 31). Памятник Сове – символу знаний и мудрости был открыт в год 75-летнего юбилея колледжа.
23 апреля 2008 г. в Волгограде был торжественно открыт памятник бегемоту (скульптор Зураб Церетели). Прессе было заявлено, что это подарок Волгограду, а с другой стороны, подарок торговому центру с названием «Гиппо». Скульптура бегемота выполнена из бронзы. Высота его составляет всего 1,5 метра. Это самый маленький «памятник», когда либо изготовленный скульптором (фото 33).
Скульптурная композиция, изображающая пианиста, установлена у здания Волгоградского института искусств. Барельеф установлен на гранитном постаменте, выполнен из белого камня, на нем Павел Алексеевич Серебряков изображен играющим на пианино (фото 30). Автор композиции - почетный гражданин Волгограда, народный художник России Виктор Фетисов. Открытие приурочено к 95-летию со дня основания этого учебного заведения, которое носит имя Павла Алексеевича Серебрякова.
На верхней террасе набережной им. 62-ой Армии, возле храма Иоанна Предтечи теперь стоит памятная композиция «Казачья слава» (авторы композиции - Владимир Серяков и Сергей Щербаков). Скульптура состоит из двух фигур: казака на коне, уезжающего на службу, и казачки, провожающей мужа с иконой Божьей Матери в руках. Скульптор Владимир Серяков рассказывает, что прототипами персонажей памятника являются настоящие люди, наши земляки, жившие в станице Клетской в начале ХХ в.: Георгиевский кавалер Кузьма Крючков и его жена. «Мы гордимся своей историей, преданиями и легендами, а также предками, прославившими наш край» - говорит скульптор (фото 32).
Там же на центральной набережной рядом с храмом Иоанна Предтечи установлена бронзовая композиция Петра и Февронии (скульптор Константин Чернявский), которые являются покровителями семейного очага. Этот памятник Петру и Февронии – настоящий гимн любви. Православная композиция выполнена из бронзы. Она, объясняет скульптор, лучше других материалов отражает теплоту отношений этой удивительной супружеской пары. Скульптор так описывает свое произведение: «Здесь представлены Петр и Феврония, которые склонились над голубями – это символ любви и семьи. Сзади них – зайчик. Я сделал его, во-первых, чтобы детям не было скучно. А во-вторых, он присутствовал при сцене знакомства Петра и Февронии. И в этой композиции как раз знакомство» (4).
У подножия памятника – 8 заповедей относительно устройства семейной жизни. Они выполнены на граните и крепки как камень. Ведь у православных Петр и Феврония считаются символом любви и супружеской верности (фото 27).
Таким образом, современное скульптурное творчество Волгограда характеризуется стремлением отобразить вечные духовные ценности: любовь, дружба и уважение к своей истории, уважение к человеку в целом. Скульптуры прославляют сохранение любви в семье, любовь к своему истинному призванию, к своей профессии, уважение к исторически значимым людям и событиям.
Ограничения, введенные для школьной научно-исследовательской работы, не позволяют описать все скульптуры, появившиеся в последнее десятилетие в Волгограде. Но у нас и нет такой задачи. Данное исследование начато в связи с большим желанием изучить, а также познакомить гостей и жителей города с особенностями скульптурного творчества города. Поэтому в данном параграфе предпринята попытка наметить общие тенденции в развитии современной городской скульптуры.
2.2. Путеводитель по Царицыну-Сталинграду-Волгограду
(на примере Центрального района г. Волгограда)
В городе Волгограде много памятников и скульптур. Соприкосновение с ними обогащает наш духовный мир, делает нас богаче и мудрее. Но, к сожалению, невозможно познакомится сразу со всеми памятниками и скульптурами одновременно. А предложение проехать сразу к Мамаеву кургану на взгляд молодого современного жителя города уже не актуально. Город необходимо раскрывать людям не только как значимый в прошлом, военный объект, или как промышленный центр, но и как местность, обладающую индивидуальной историей и духовным содержанием. Поэтому мы предлагаем знакомить с городом и представляющими его скульптурными произведениями последовательно, разделив на зоны, в зависимости от того, где находятся скульптуры.
Так, в качестве примера может выступать Центральный район, а вернее правая его часть, если стоять лицом к Волге. Мы предлагаем начать путешествие по времени, начиная с царицынской эпохи, потом затронуть довоенную сталинградскую скульптуру, далее послевоенную, потом скульптуру созданную в конце XX века. Окончанием экскурсии будет визит к скульптуре, созданной в начале XXI века. Выглядит это следующим образом: 1. Скульптура львов около НЭТа; 2. Памятник Н.В. Гоголю; 3. Скульптура «Счастливое детство» (по фотографии); 4. Памятник чекистам; 5. Памятник в честь 400-летия Царицына-Сталинграда-Волгограда, посвященный отцам-основателям города; 6. Памятник М.Агашиной; 7. Скульптурная группа «Казачья Слава»; 8. Скульптура Петра и Февронии.
Самое яркое впечатление, на наш взгляд, производят статуи львов, которые находятся у здания драматического театра (современного НЭТа). Когда находишься рядом с ними, то чувствуешь их величие и силу. Эти статуи прошли не просто через годы, а через столетия. Сохранив до наших дней свою форму, они также сохранили и вложенную скульптором в их глазах мудрость. Они достойны того, чтобы именно с этих скульптур началась экскурсия по городу.
Далее предлагаем пройти в сторону от львов к памятнику Н.В.Гоголю, который находится в настоящее время на территории городского сада и также является памятником царицынского времени. После памятника Н.В. Гоголю можно прогуляться по городскому саду и узнать из путеводителя информацию о том, что в довоенное время в Сталинграде это место называлось Комсомольским садом и здесь находились интересные скульптурные произведения, не сохранившиеся до наших дней.
Далее необходимо выйти с территории городского сада на улицу Краснознаменскую и спуститься вниз по направлению к Волге до предмостной площади (площади Примирения). Прогулка через пойму реки Царицы по мосту обязательно оставит яркие впечатления и раскроет с наилучшей стороны памятник чекистам — памятник послевоенного Сталинграда. После осмотра памятника можно перейти улицу Рабоче-Крестьянскую и вернуться обратно на площадь Примирения уже по другой стороне моста. Во время прогулки с другой стороны моста открывается вид на Волгу и храм Иоанна Предтечи.
Вернувшись на Площадь Примирения путешественник знакомится с памятником, посвященным отцам-основателям города, потом проходит в сквер, расположенные позади памятника. Здесь находится памятник М. Агашиной. Названные памятники созданы в Волгограде в конце XX в. и характеризуют изменения в развитии скульптурного творчества в городе. Отдохнув в тени березок можно продолжить путешествие дальше и спуститься по улице Ленина на набережную им.62-й Армии.
В парке на верхней террасе набережной мы встретим произведения, созданные в Волгограде уже в начале XXI в.: скульптурные композиции «Казачья слава» и «Петр и Феврония».
Предложенный в путеводителе маршрут будет сопровождаться краткой информацией о роли каждого скульптурного произведения в истории и формировании ландшафта города, а также о его авторе. Кроме того, прилагается нарисованная схема, образно представляющая маршрут.
Напоследок, заметим, что можно не придавать скульптурам, находящимся в городе, никакого значения и жить рядом, не замечая их. Но человек духовно развитый, человек, уважающий свою историю просто не имеет на это права.
Заключение
Выполняя первую задачу исследования, мы попытались изучить особенности создания скульптуры как вида изобразительного искусства, а также ее разновидности в качестве монументальной, монументально-декоративной и садово-парковой скульптуры. Вторая задача исследования предполагала сбор информации об основных скульптурных произведениях, находящихся в городе и относящихся к разным историческим периодам, с разных сторон характеризующих Царицын-Сталинград-Волгоград. Результатом решения двух вышеуказанных задач будут наши выводы о том, что скульптурные композиции в городской среде Волгограда, к нашему сожалению, выглядит разрозненно, разобщенно. Окружающая среда не организована специально и не подчеркивает особенностей некрупных памятников (памятник В. Высоцкому, памятник М.Агашиной и др.). Но, естественно, это не относится к обширным архитектурным и парковым ансамблям (Мамаев Курган, Площадь им. Чекистов, фонтан «Искусство»), где парковая и мемориальная зона продуманы до мельчайших деталей. Дополнительно возникла необходимость провести небольшой опрос молодых жителей г.Волгограда.
Целью опроса заключалась в выявлении уровня информированности молодых людей о современном скульптурном творчестве в городе. При проведении опроса молодого населения города выяснилось, что большинство молодых людей не знает о том, где находиться тот или иной скульптурный памятник монументально-декоративного характера. Еще меньшая информированность проявилась в процессе выяснения знаний молодежи о местонахождении современной городской скульптуры. В связи с этим были намечены следующие задачи исследования: описать особенности современных скульптурных композиций и подготовить материал для создания современного путеводителя по скульптурным произведениям города.
В процессе решения третьей задачи исследования выяснилось, что за последние 10 лет не появилось ни одного масштабного монументального памятника, но за то город может гордиться достаточным количеством монуметально-декоративной городской скульптуры, появившейся как в честь определенных событий (памятный барельеф П.А.Серебрякова, памятник Г.Засекину, А.Невскому и т.д.), так и в качестве символа чего-либо (скульптура влюбленных, скульптура Петра и Февронии, скульптура сове, скульптура автомобилиста и др.).
Перед исследователем встал вопрос: «Каким образом познакомить современных жителей со скульптурными произведениями города так, чтобы прослеживалась связь разных исторических периодов?». Было принято решение объединить информацию по описанию мемориальных памятников и городской скульптуры в одном путеводителе, в котором бы предлагалось совершить экскурсию от скульптурных произведений царицынского времени, через последовательное описание скульптуры довоенного Сталинграда, представление памятников послевоенного Сталинграда, Волгограда XX в., к скульптуре начала XXI в. Мы предположили, что таким образом была бы решена проблема исследования и достигнута его цель по сбору и объединению материала о скульптурных произведениях Царицына-Сталинграда-Волгограда.
Для создания пробного варианта путеводителя и решения четвёртой задачи исследования были выбраны объекты, находящиеся в шаговой доступности и локализованные в правой части Центрального района г. Волгограда. Мы предполагаем, что скульптурные композиции можно представить в следующей последовательности: 1. Скульптура львов около НЭТа; 2. Памятник Н.В. Гоголю; 3. Скульптура «Счастливое детство» (по фотографии); 4. Памятник чекистам; 5. Памятник в честь 400-летия Царицына-Сталинграда-Волгограда, посвященный отцам-основателям города; 6. Памятник М.Агашиной; 7. Скульптурная группа «Казачья Слава» 8. Скульптура Петра и Февронии.
Предлагаемый вариант путеводителя не окончательный, он должен апробироваться в дальнейшем. Кроме того, путеводитель может создаваться отдельными частями, с учетом локализации скульптурных объектов на территории города. Предполагается, что это будет продолжением данной исследовательской работы.
Список литературы
Рисуем акварельное мороженое
Нора Аргунова. Щенята
Заяц-хваста
Рождественские подарки от Метелицы
Четыре художника. Осень