Исследовательская работа Русская православная церковь в период гонений (на краеведческом материале)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Русская православная церковь в период гонений (1917- 1941 гг)
Выполнил:
Степачев Никита,
обучающийся 9б класса
ГБОУ СОШ «Центр образования»
пос.Варламово м.р.Сызранский
Научный руководитель:
Батуева Екатерина Игоревна,
учитель истории
446073, м.р.Сызранский, пос.Варламово, ул.Советская, д.12
Тел. 8 (8464) 99-80-18
Самара 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Антирелигиозная политика большевиков……………………………6
Глава 2. Реализация антирелигиозной политики большевиков на территории Сызранского благочиния с 1917 по 1941 гг…………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………...21
Список источников и литературы……………………………………………..23
Приложение……………………………………………………………………..26
ВВЕДЕНИЕ
1917 год стал переломным как для Русской Церкви, так и для всей Российской империи. В Русской православной церкви начался сложный процесс приспособления к условиям новой действительности, поиск оптимальной модели взаимодействия с гражданскими властями и верующими.
Декреты советской власти, принятые в конце 1917 – начале 1918 г., лишили Русскую православную церковь прав собственности на землю, отняли у нее учебные заведения (в том числе профессиональные) и все связанное с ними имущество, аннулировали в глазах государства действенность церковного брака. Первые годы после прихода большевиков к власти ознаменовались массовыми убийствами представителей духовенства и поруганием церковных святынь. Одним из наиболее значимых событий церковной политики Советского государства периода Гражданской войны была организованная в конце 1918 г. кампания по вскрытию мощей православных святых. Сами церкви закрывались, а их помещения отдавались под склады, клубы, кинотеатры и другие, более актуальные для рабоче-крестьянского государства учреждения. Скорбный список замученных большевиками деятелей церкви открывает убийство протоиерея Иоанна Кочурова, совершенное 31 октября 1917 года - в первую неделю после Октябрьского переворота. Далее аресты и убийства духовных лиц следуют почти безостановочно. Тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств. До сих пор остается невыясненным или, по меньшей мере, спорным вопрос об общем числе священнослужителей, убитых большевиками в годы гражданской войны.
Для православных, 2017 год ознаменован 100-летием преставления всех новомучеников Российских, пострадавших в 1917 году, для агностиков и атеистов – началом долгой и жестокой борьбы с церковью как с духовно-нравственной оппозицией большевикам, претендующим на идеологическую монополию. Споры о тех событиях не утихают до сих пор, поэтому выбранная тема исследования представляется нам значимой и актуальной.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в настоящее время изучение данного вопроса на краеведческом материале весьма распространено, но целостная работа в отношении Сызранского благочиния отсутствует.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования для обучающихся на уроках истории и краеведения, а также для всех, интересующихся российской историей.
Целью нашего исследования является изучение положения Русской православной церкви в период с начала революционных событий 1917 года до начала Великой Отечественной войны 1941 г.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования нашей работы является антирелигиозная политика большевиков.
Предмет исследования – реализация антирелигиозной политики большевиков на территории Сызранского благочиния.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что к Сызранскому благочинию был применен комплекс мер большевистской антирелигиозной политики.
Хронологические рамки работы: 1917-1941 гг. Начальная дата обусловлена Октябрьским переворотом, приходом большевиков к власти и началом антирелигиозной политики государства. Конечная дата связана с началом Великой Отечественной войны и изменением, в связи с этим, государственной церковной политики.
В ходе выполнения работы нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические (анализ литературы)
- эмпирические (интервьюирование о. Михаила, настоятеля храма Успения Божией Матери)
Методологическую основу исследования составляют, как общенаучные принципы исследования: объективность, всесторонность, историзм, научность, системность, – так и конкретно исторические:
- проблемно-хронологический метод позволил изучить антирелигиозную политику в ее последовательном развитии,
- историко-сравнительный метод – соотнести формы и этапы антирелигиозной политики,
- локально-исторический метод - рассмотреть антирелигиозную политику на местном уровне.
Источники, лежащие в основе данного исследования, можно разделить на три группы:
Сложность исследования заключалась в недостаточной источниковой базе делопроизводственных документов в связи с тем, что до 1928 г. Сызранский уезд являлся административно-территориальной единицей Симбирской губернии и как нам представляется, большая часть материалов, датированных до 1928 года, хранится в фондах архивах Ульяновской области.
Структура работы соответствует цели и задачам исследования.
Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
ГЛАВА 1. АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА БОЛЬШЕВИКОВ
К началу революционных потрясений в Российской империи было около 115 млн. православных верующих (70 % населения), 78 тыс. храмов и часовен, около 120 тыс. священников, диаконов и псаломщиков, 130 архиереев, 1253 монастыря и скита с 95 тыс. монашествующих и послушников, 57 Духовных семинарий и 4 Духовные академии. [1]
Советское государство, желая уничтожить Русскую православную церковь, тем не менее не смогло сделать это сразу по приходу к власти. Большевики, несмотря на свое желание уничтожить Церковь как носительницу враждебной идеологии, были вынуждены учитывать настроения в народе и мнение мирового сообщества.
В связи с этими обстоятельствами репрессивная политика государства против Церкви была достаточно сложной и изощренной. Периоды интенсивных гонений сменялись относительно благополучным временем и наоборот.
Историки предлагают ряд периодизаций гонений против Русской православной церкви в СССР. Мы в своей работе будем придерживаться периодизации, предложенной М. Крапивиным, который выделяет следующие периоды:
1) Церковь и большевистская революция (1917-1920гг.)
2) Религиозный НЭП (1921-1927 гг.)
3) Воинствующее безбожие и большевистский террор (1928-1941 гг.)[2]
Захватив власть, большевики принимали законы, прямого отношения к политической ситуации не имевшие, но касавшиеся Церкви и говорившие об их антицерковном настрое.
Так, 11 декабря 1917 года появляется декрет народного комиссара просвещения, подписанный Лениным, который конфискует у Церкви все учебные заведения.
17–18 декабря 1917 года принимаются декреты, касающиеся вопросов брачного законодательства. В соответствии с этими декретами законным признается только гражданский брак. Регистрация рождений, браков, разводов и смертей ведется только государственными органами.
Множество брачных союзов, которые заключались гражданским образом, легко появлялись и исчезали. А введение гражданского брака, наряду с гибелью родителей в Гражданской войне, стало источником огромного количества беспризорных детей в 1920-х гг.
20 января 1918 года, как раз в момент открытия второй сессии Поместного Собора, появился декрет, отменяющий все государственные дотации и субсидии Церкви и духовенству с 1 марта 1918 года. Церковь должна была существовать только на свой счет.
20 января 1918 года был принят так называемый декрет об отделении Церкви от государства. Декрет этот имел очень большое значение, поскольку обозначал полный переворот в церковно-государственных отношениях в России. Он был основным законодательным актом этого рода вплоть до 1929 года, когда было принято новое законодательство.
10 июля 1918 года первая советская конституция своей 65-й статьей объявляла духовенство и монашествующих нетрудящимися элементами, лишенными избирательных прав, а дети их, как дети «лишенцев», лишались, например, права поступления в высшие учебные заведения. То есть, уже первая рабоче-крестьянская конституция ставила некоторые социальные группы, в том числе и духовенство, в категорию людей бесправных.[3]
Летом 1918 г. начинаются убийства и казни достойнейших архипастырей, пастырей, монахов и мирян. В 1919 году, в годы гражданской войны, начинаются массовые гонения на духовенство под предлогом их сочувствия белым армиям, во время этих гонений было убито и замучено множество, архипастырей, пастырей и мирян. [4]
Как Глава Русской Православной Церкви и Верховный Пастырь своего народа патриарх Тихон мужественно выступил на защиту Церкви и народа и вскоре после своего восшествия на престол он издал три исторических акта с бесстрашным и открытым обличением большевиков. Важнейшим из них - было анафематствование большевиков, как изменников и отступников от Веры и врагов Русского народа. [5]
Одним из наиболее значимых событий церковной политики Советского государства периода Гражданской войны была организованная в конце 1918 г. кампания по вскрытию мощей православных святых. 16 февраля 1919 г. последовало постановление Народного комиссариата юстиции об организованном вскрытии мощей.[6]
С начала 1919 года вскрытие мощей происходило повсеместно, по официальным сведениям, опубликованным в журнале «Революция и Церковь», с осени 1919 по осень 1920 года произведено 63 публичных вскрытия мощей. К 1922 году публичные вскрытия мощей почти прекратились, но во время изъятия церковных ценностей при отобрании у Церкви серебряных рак и ковчегов производилось множество неофициальных вскрытий, зачастую без надлежащих протоколов.[7]
В 1917-1920 годы многие иерархи, священники и миряне, сопротивлявшиеся конфискации церковных ценностей, погибли мученической смертью. 1-ая волна гонений унесла в расстрелах более 15000 жизней только в 1918 -19 гг. (см.Приложение 1). Общее число репрессий около 20000. Почти все столкновения, все аресты заканчивались расстрелами.[8]
Теперь Церкви предстояло столкнуться со всей мощью тоталитарного государства, поставившего её уничтожение одной из важнейших своих целей. Власть лишь сменила тактику, временно отказавшись от активной репрессивной политики. Начался второй этап противостояния, продолжавшийся до конца 1920-х гг.
В войне с вероисповеданиями, особенно с РПЦ, большевики использовали ВЧК (позже НКВД) – "тайный орден рыцарей революции" – и секретную Антирелигиозную комиссию при ЦК РКП (б), где в обстановке строжайшей тайны разрабатывались планы тотального подавления Церквей. Председателем комиссии был Емельян Ярославский (Миней Израилевич Губельман), его заместителем – известный начальник 6-го отделения ЧК Е. Тучков.[9]
Вследствие Гражданской войны в 1921-1922 гг., в стране бушевал голод, от которого погибло около 5 млн. человек. Российская православная церковь не осталась в стороне от народного бедствия: 22 августа 1921 года Патриарх Тихон выпустил Послание, в котором призывал верующих людей всех конфессий, как в России, так и во всем мире к помощи голодающим. Православные люди отдавали последние, остававшиеся у них ценности для помощи голодающим. К февралю 1922 года Церковь собрала более 8 млн. 962 тыс. рублей, - огромную по тем временам сумму, не считая драгоценностей и натуральней помощи голодающим.
А 26 февраля вышел декрет ВЦИК, который аннулировал добровольный характер пожертвований: местным Советам предписывалось изъятие всех драгоценностей, не исключая и предметов, имеющих богослужебное значение.
В этой кампании главной задачей правительства была отнюдь не забота о голодающих, а нанесение Русской православной церкви мощнейшего удара со стратегической целью: полностью предотвратить даже возможность какого-либо выступления духовенства против правительства, нейтрализовать его авторитет.[10]
Для этого весной 1922 года ГПУ впервые серьёзно занялось идеей создания раскола в Церкви. «Обновленцы» декларировали демократизацию управления и модернизацию богослужения. Выступали против руководства Церковью патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке нового режима и проводимых им преобразований. Лидером «обновленцев» стал священник А.Введенский.
Обновленческих епархий и храмов к 1925 г. становится, с поддержкой ОГПУ, почти столько же, сколько и православных, но все их церкви пусты — народ не ходит в храмы, где служат обновленцы. Обновленцы вводят женатый епископат. Осуществляется давление ОГПУ на воспреемников св. Патриарха Тихона и всех священнослужителей «тихоновцев».[11]
Таким образом, на втором этапе происходит насаждение при поддержке ОГПУ обновленческого раскола для уничтожения Церкви изнутри. Этому способствовала созданная государственная система антирелигиозной пропаганды. С 1922 г. выпускаются газеты: “Атеист”, “Безбожник” В 1925 году был создан “Союз безбожников СССР”, позднее переименованный в “Союз воинствующих безбожников” (СВБ), развивший бурную деятельность. В 1922 году было выпущено 15 антирелигиозных произведений, а за три месяца 1923 года уже 27.
С 1928 года, несмотря на Декларацию заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, своего рода попытку найти компромисс с безбожной властью («Мы хотим… сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи…»), гонение Русской православной церкви усиливается.
Проводится кампания по массовому уничтожению объектов религиозного культа, в частности церквей. Так как огромное количество культовых сооружений было приспособлено под музеи, склады, дома культуры (и даже квартиры), то точное количество именно уничтоженных (то есть взорванных или разобранных) храмов установить крайне трудно.
По итоговым данным за 1935-1936 гг. было закрыто около 10 000 церквей, в 1937 г. - 8 000, в 1938 г. прекратило действовать более 6 000 храмов. По стране прошли массовые репрессии против духовенства и мирян. Арестованным предъявляли самые невероятные обвинения в шпионаже, саботаже, терроре. 1937-1938 гг. принято считать эпохой наиболее ожесточенных гонений.
Судебное производство было упрощено до крайности. Теперь скорый и неправедный суд вершили “тройки” - судебные коллегии из 3-х членов: 1-й секретарь обкома, главный прокурор области, начальник областного управления НКВД. В 1937 г. они получили право вынесения смертных приговоров.
Достаточно сложно установить точное число священнослужителей и мирян, пострадавших за веру во время гонений 2-й половины 1930-х гг. В разных источниках приводятся различные сведения. Это связано с невиданным прежде в истории Русской православной церкви размахом гонений и их засекреченностью.
По данным Комиссии по реабилитации Московской Патриархии, к 1941 г. было репрессировано за веру 350 тыс. чел., из них 140 тыс. священнослужителей. 150 тыс. чел. пострадало в 1937-1938 гг., из них 80 тыс. расстреляно. Но даже эти данные оказались несколько заниженными по сравнению с последними сведениями, приводимыми прот. Г. Митрофановым: в I937-1941 гг. по религиозным делам было репрессировано 172 тыс. чел., из них 116 тыс. чел. расстреляно. [12]
Через два десятилетия деятельности по разрушению зримой структуры Церкви было близко к завершению. К 1939 г. по всей стране оставалось незакрытыми около 100 храмов из 60 000 действующих в 1917 году. На свободе пребывали только 4 правящих архиерея, причем и на них в НКВД были сфабрикованы "показания" для ареста, который мог произойти в любое время.
Изменение государственной церковной политики и восстановление церковной жизни началось только во время Отечественной войны 1941-1945 гг. и было очевидным следствием общенародной трагедии. Тогда Сталин вспомнил про почти полностью уничтоженную им и его единомышленниками церковь. Он лично принял митрополита Сергия и дал церкви ряд послаблений.[13]
В результате гонений 2-й половины 1930-х гг. Русская православная церковь как организация была разгромлена. Но полностью уничтожить её коммунисты всё же не смогли. Несмотря на самые страшные в истории христианств гонения, Русская православная церковь все же не была полностью уничтожена и сохранила потенциал для будущего возрождения.
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКИ БОЛЬШЕВИКОВ НА ТЕРРИТОРИИ СЫЗРАНСКОГО БЛАГОЧИНИЯ В ПЕРИОД С 1917 ПО 1941 ГГ.
Во второй практической главе мы попытались проанализировать как реализовывалась антирелигиозная политика на территории Сызранского благочиния.
История Православия г. Сызрани берет истоки с 1683г, с момента основания самого города. Его первые жители принесли с собой православное вероисповедание. Начали основываться первые монастыри, церкви (Вознесенский монастырь, Новодевичий и др.) Православное духовенство выполняло целый ряд государственных функций. В частности, проводило регистрацию рождений, браков, смертей, участвовало в судопроизводстве, приводило к церковной присяге. Под опекой церкви находилась вся общественная жизнь. Богослужением сопровождалось открытие предприятий и учреждений, начало и завершение любого общественного мероприятия. Без соответствующего молебна не начинали сельскохозяйственные работы, не выгоняли скот на пастбище и прочее. Рождался человек - его несли в церковь крестить, там же его венчали, причащали, крестили его детей. К церкви обращались за благословением при постройке дома, рытье колодца и т.д.
Русская Православная Церковь контролировала учебно – воспитательный процесс во всех учебных заведениях. Религиозно – церковным влиянием была пронизана вся личная жизнь православных жителей г. Сызрани.
Великие испытания обрушились на Русскую Православную Церковь в нашем городе, как и по всей стране, после 1917г. Многие служители культа и все те, кто остался верен Православию, были репрессированы в 20-е – 30-е годы.[14]
Для установления их имен, мы сначала проанализировали всероссийский Биографический справочник "За Христа пострадавшие", содержащий сведения о пострадавших за православную веру в годы репрессий клириках и мирянах Русской Православной Церкви. Справочник составлен по материалам одноименной базы данных, разработанной д.т.н. проф. Н.Е.Емельяновым в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете на базе оригинального программного обеспечения СУБД «НИКА» (разработка Института системного анализа РАН).[15]
Среди 4000 тысяч биографий, мы выделили тех, кто так или иначе имел отношение к Сызрани или Сызранскому району. Это старец Василий Троицкий, монах-келейник Трофим Белов, священник Никольский Яков Иванович, один из лидеров организации «Истинные», священник Смирнов Михаил Иванович, крестьянка Маркушина Степанида Григорьевна, старец Андрей Злобин (Рачинский), диакон Зотов Василий Федорович, протодиакон Кузмин Андрей Андреевич, мыловар Татаркин Дмитрий Петрович, член церковного совета Панкратов Афанасий Федорович, председатель церковного совета Мордвинкин Николай Иванович. (см.Приложение 2)
Затем дополнили полученные знания региональным источником, изучив Мартиролог, приведенный в книге А.Жоголева «Новые мученики исповедники Самарского края». [16] (см.Приложение 3)
При проведении поисковой деятельности имен сызранцев, верных Церкви и поплатившихся жизнью за свои убеждения, мы обратились к настоятелю храма Успения Божией Матери о. Михаилу (Гордееву). Отец Михаил несколько лет ведет работу по поиску имен невинно убиенных. Им на территории храма поставлен Крест с именами репрессированных. Внутри него - земля из святых мест, в том числе и из Вифлеема. На табличке в основании креста написаны имена и фамилии расстрелянных за веру в Заусиновском овраге г.Сызрани. (см.Приложение 4)
В списке (см.Приложение 5) , составленном о.Михаилом, представлены имена не только тех, кто был здесь погребён, но и тех жителей города Сызрани и ближайших поселений, которые были репрессированы и расстреляны в тюрьмах других городов. Эти данные подтверждены в письме Администрации г.о.Сызрань № 02-265/2099 от 24.04.2014 г. директору НИЦ «Мемориал» по вопросу увековечивания памяти жертв политических репрессий.
О.Михаил рассказал, что в 2010 году в овраге была проведена небольшая поисковая операция. В надежде найти документы или нательные кресты расстрелянных он и другие неравнодушные люди обошли это место с металлоискателем. Поиски затрудняли арматура, другие предметы и хлам. Дело в том, что тела репрессированных, сброшенных в овраг, сверху засыпали строительным мусором. Останки просто гнили, и никаких признаков могил не осталось.[17]
Затем наша исследовательская деятельность по вопросу реализации антирелигиозной политики сосредоточилась в Сызранском филиале ГБУСО «ЦГАСО».
Во исполнение Декрета об отделении церкви от государства, одним из первых документов является телеграмма от Симбирского губернского исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов № 3416 от 17.10.1918: «На основании Декрета об отделении церкви извещается, что содержание храмов при школах, приютах, а также содержание причта относится за счет коллектива верующих. Никакие расходы, несмотря на постановления прихожан, за счет республики не допускаются».[18]
Затем в Сведениях о положении дела об отделении церкви от государства в г. Сызрани от 04.03.1919 г., представленных начальником городской милиции, приводится следующая информация:
«Акты о браках, рождениях и смертях регистрируются местным отделом юстиции, а не причтом.
Во всех учреждениях советских воспрещается совершение религиозных обрядов, церемоний и помещение каких-либо религиозных изображений.
Допущение религиозных шествий, совершение обрядов на улицах и площадях только с разрешения советской власти. Детям Закон Божий не преподается.
Случаев расстрела и ареста служителей культа в Сызрани не было. Изданных местными советскими властями постановлений по вопросу проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства не имеется.
Заявлений от служителей культа г.Сызрани, снимающих с себя священнический сан или же вступающих в ряды коммунистической партии, не было»
Но отмечается, что « в поселении замечается недовольство и ропот на отделение церкви от государства в связи с совершением разных записей рождений, смертей и браков, строгое соблюдение которых население считает излишней волокитой против прежних порядков»[19]
В 1920 происходит сбор сведений о количестве церквей. Информация предоставлялась в следующем виде: название храма, общая площадь вместимости храма, точное количество граждан, заключивших договор о пользовании храмом, происходят ли богослужения. На территории г.Сызрани на 12.10.1920 г.находилось 15 церквей, во всех них велись богослужения. Также богослужения по сводкам Волостных комитетов не прекращались и в церквях Сызранского уезда. Церкви не было только в Б.Сайманской волости, т.к. население там было татарское.[20]
Интересным представляется «Договор о передаче зданий и имущества храма Святой Троицы г.Сызрани» от 3.12.1919 г., в нем прихожане «обязуются пользоваться всем перечисленным исключительно для удовлетворения религиозных потребностей. В частности, обязуются не допускать политических собраний, раздачи листовок, книг, брошюр, направленных против Советской власти или ее представителей. Также не совершать набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против Советской власти, подчиняться всем распоряжениям местного Совета рабочих и крестьянских депутатов. На свои средства производить оплату всех текущих расходов храма, беспрепятственно допускать к проверке деятельности храма лиц Совета».[21]
Вообще история богослужебных мест для православных верующих Сызранского благочиния во многом напоминает судьбу большинства храмов и монастырей России тех лет, все 15 городских церквей после 1920 года были закрыты. Их здания использовались под различные нужды, как например, здание Крестовоздвиженской церкви – под картофелехранилище или Христо - Рождественский собор под инкубатор для цыплят. Другие сравняли с землей, как Всехсвятскую кладбищинскую церковь, на территории которой было расположено управление и производственные помещения Сызранского пассажирского автокомбината (СПАТК). Покровская и Троицкая церкви были уничтожены силами местных активистов –«Союза воинствующих безбожников».
Причем активно в этом участвовали и некоторые из прихожан: уносили домой доски, кирпичи, разворовывали иконы…
Спасскую башню от разрушения спасло то, что в 50-х годах XIX века они получил статус памятника архитектуры республиканского значения. Сейчас силуэт храма часто употребляется в качестве символа г.Сызрани.
Изменения коснулись учебных заведений. Сызранское духовное училище было основано в 1833г. на средства Святейшего Синода и местных церковных приходов в Закрымзенском районе г.Сызрани, на углу пересечения ул. Канатной (ныне ул.Чапаева) и ул. Колосова (ул. Фрунзе) . После Октябрьской революции 1917г. новая власть закрыла Духовное училище и в мае 1918г. в его здании открылся «народный университет», в котором в вечерние часы читались лекции по «различным отраслям знаний».
С 1927г. в здании училища разместилась «профессиональная школа» на 100 учащихся. В ней готовили слесарей, токарей, столяров…
В дальнейшем эта школа была преобразована в профессионально – техническое училище №17, готовящее специалистов железнодорожного транспорта. Сейчас это технический профиль Губернского колледжа г.Сызрани.
Отдельно хотелось бы сказать о судьбе Казанском соборе и монастырях.
Казанский собор остался одним из немногих сооружений в Сызрани, уцелевших после страшного пожара. В то страшное время настоящим героем для сызранцев стал сторож собора, унтер – офицер Яков Чуркин. Вот как об этом подвиге сообщалось в №3 «Симбирских епархиальных ведомостях» за 1909г.: «Казанский собор при пожаре уцелел потому, что ведомый рукой Господа церковный сторож во время потушил загоревшуюся наружную раму, через которую огонь мог проникнуть внутрь. В итоге сгорела сторожка и обгорела колокольня, которые быстро были восстановлены…» Благодарные горожане наградили Якова Чуркина золотой медалью и 100 рублями денег.
Духовенство собора, верное христианским заповедям, активно занималось благотворительной и просветительской деятельностью. Особенно активно работал Попечительский совет храма во время первой мировой войны. Большие денежные суммы выделялись на обеспечение семей запасных воинов и прихожан, призванных на войну. Собор сотрудничал с обществом Красного Креста, занимался сбором теплых вещей, помогал беженцам. Духовенство приняло решение о передаче на нужды войны 2% своего содержания.
После известных Октябрьских событий Казанский собор достаточно долго избегал печальной участи быть закрытым, даже рушить его рука не поднималась. К началу 30-х годов это был вообще один действующий храм на весь город и являлся последним оплотом Православия в г. Сызрани. Но через несколько лет, в самом разгаре «похода на уничтожение религии», закрыли и его…[22]
Выписка из заседания малого президиума Средневолжского края свидетельствует: «Протокол № 67 от 13 февраля 1932 года. Постановили: закрыть в г. Сызрани церкви: Засызранскую, Казанский собор, Вознесенскую, Всехсвятскую…» Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война, а вернее та помощь. которую Церковь и верующие оказывали фронту, заставили власти изменить церковную политику . В 1944 году собор был снова открыт. Конечно, к этому моменту от храма остались по существу только голые стены, и все пришлось начинать заново. Люди приносили хранившиеся у них иконы, собирали деньги на проведение реставрационных работ. Так Казанский собор начал обретать свою вторую жизнь.[23]
Судьба монастырей Сызрани после революции была такой же, как и у многих других святых обителей необъятной России.
Последним настоятелем Свято-Вознесенкого мужского монастыря был архимандрит Александр, в миру Сергей Флегонтович Вахатов. Согласно архивным данным именно он в 1919 году подписал акт о роспуске монастыря. Все здания и владения монастыря вне его стен: духовное училище, мельницы, торговые лавки и подворья, леса, земельные угодья были национализированы и отошли городу. Один из корпусов был занят под детский приют. Число монашествующих на 1920 год – 16 чел.[24]
В 1928 году была закрыта Вознесенская церковь, а в начале 30-х годов закрылась и Феодоровская. Молитва церковная в этом месте полностью прекратилась. Тогда же, в конце 20-х годов, был образован плодово-ягодный комбинат, который позже стал называться заводом пищевых концентратов. Он пользовался всеми зданиями монастыря. Здания монастырские использовались просто варварски. Феодоровский храм сначала использовался как водонапорная башня, затем как гараж, куда заезжали машины и где хранились горюче-смазочные материалы, затем как склад. В здании, где жили монахи, были коммунальные квартиры, там жили семьи работников завода. Даже монастырская баня — кирпичное здание — было превращено в заводоуправление.
При монастыре было очень большое кладбище, на котором хоронили не только монахов и священников, но и благочестивых, знатных жителей города. Здесь была похоронена первая игумения Сретенского женского монастыря— игумения Мария, князья Урусовы, городской голова Леднев. Сейчас по этому кладбищу частично проходит современная автомагистраль, соединяющая юго-западный район с центром города. Частично его территорию занимал завод пищеконцентратов. Цеха, где изготавливалась пищевая продукция, стоят на костях наших предков — монахов и жителей Сызрани.
Три года назад в Феодоровском храме при проведении работ (прокладывались шурфы) были обнаружены захоронения. С помощью архива было установлено, что это останки девицы Екатерины Дмитриевой, родной сестры Ивана Ивановича Дмитриева, который был известным поэтом, министром юстиции Российской Империи на рубеже XVIII-XIX веков и, самое главное, большим благотворителем монастыря. Именно он вернул монастырю 3,5 тысячи гектаров земли, которые отобрала в свое время Екатерина II. За заслуги Ивана Ивановича Дмитриева его родная сестра Екатерина, будучи девицей, была похоронена непосредственно в храме. Через год во время проведения реставрационных работ были обнаружены еще два гроба. В одном находились честные останки Архиепископа Анатолия — первого Управляющего Симбирской епархией, который создал эту епархию, поднял ее. Последние годы своей жизни Архиепископ Анатолий провел в Сызранском Вознесенском монастыре, здесь умер и был погребен. Когда об обретении его останков узнали в Ульяновске, Высокопреосвященнейший Владыка Симбирский и Мелекесский Прокл обратился к Владыке Сергию с просьбой, чтобы эти останки были возвращены на симбирскую землю, что вскоре и произошло . А в другом гробе находились останки Архимандрита Германа — первого настоятеля-Архимандрита монастыря. Их перезахоронили с почестями около Феодоровского храма.
Милостью Божией в 1993 году после обращения благочинного Сызранского округа Самарской епархии протоиерея Григория Коберника администрация города приняла решение о возвращении Церкви сохранившихся зданий монастырского комплекса. Отец Григорий подготовил храм, один из корпусов для жизни монахов, и 24 июня 1996 года Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий совершил освящение Вознесенского соборного храма и первую Божественную литургию после закрытия монастыря.[25]
Сретенский женский монастырь основала сызранская купчиха Татьяна Степановна Извощикова. Овдовев и будучи бездетной, она решила своё состояние обратить на создание в Сызрани женской обители. Для чего в 1856 году она приобрела и пожертвовала участок земли в 7800 квадратных сажен для устройства на нём женской общины. Участок находился в северо-восточной части Сызрани, в районе, примерно ограниченным современными улицами Советской, Володарского, Карла Маркса и переулком Некрасовским. На нём располагался фруктовый сад. Она заключила договор на приобретение различных строительных материалов для строительства, началось строительство дома для начальницы общины, келий для сестёр и деревянной однопрестольной церкви. Однако будучи уже пожилой (65 лет) и слабой здоровьем, Извощикова не могла активно заниматься обустройством обители, даже несмотря на содействие наместника Сызранского Вознесенского мужского монастыря архимандрита Августина. Для создания обители был нужен энергичный человек, и им стала монахиня Пензенского Троицкого монастыря Мария. Своею примерной жизнью она обратила на обитель внимание августейшего дома. Государь император Александр Николаевич и государыня императрица Мария Александровна выражали ей милостивейшее внимание, а к обители — щедросочувствие. Помимо денежных средств в 1860 императрица пожаловала в дар новой обители «ризу и стихарь из отличного атласа, резедоваго цвета, расшитые золотом и шелками». Такое внимание и щедрые пожертвования привели к быстрому развитию общины,довольно быстро были построены три храма. Своим указом от 28 июня 1858 года Святейший Синод преобразовал общину в общежительный женский монастырь третьего класса с именованием Сызранский Сретенский женский монастырь.
Мария возглавляла обитель до своей смерти в 1877 году. Её преемницей, занимавшей пост настоятельницы в 1878—1909 годах, стала игуменья Мария II (Мария Павлова). За свою службу она дважды была награждена золотым наперсным крестом «За прохождение служения при одобрительном поведении с похвальным усердием и пользою». После смерти Марии II Святейший Синод в июле 1909 года утвердил настоятельницей манатейную монахиню Арсению, возведённую в игуменьи 23 мая 1910 года. Она возглавляла монастырь вплоть до его закрытия.
«Все живущие в общине должны иметь совершенно во всем послушание к начальнице. Кроме служб церковных, отправлять каждодневно утреннее и вечернее правило. Рукоделие для сестер предоставляется таким, каким они занимались доселе, смотря по способностям и приобретенному навыку. Из своих изделий ничего нельзя дарить или продавать. Живущим в обители сестрам за ограду без крайней надобности и позволения начальницы выходить строго воспрещается. Посетителей из мужеского пола вход в келию не допускать, хотя бы кто был и близкий родственник».
В 1871 году в монастыре была открыта богадельня для престарелых, сирот из духовного звания и беспомощных вдов. Также имелись больница на 4 койки и училище, открытое удельным ведовством, в котором сёстры обучались рисованию. Действовала библиотека и, с 1857 года, архив, хранивший все монастырские документы, среди которых были два письма Александра II, двенадцать писем императрицы Марии Александровны и три письма великих князей о пожертвованиях денежных средств на обитель.
5 июля 1906 года во время сильного городского пожара в Сызрани пострадал и Сретенский монастырь. Были уничтожены почти все корпуса и деревянная церковь. На каменных церквях сгорели только крыши. Многих монахинь принял у себя Старо-Костычевский Смоленский женский монастырь, некоторые разъехались по родственникам и знакомым. Уже в 1907 году большинство строений было восстановлено, первыми были отстроены богадельня, хлебопекарня, просфорная и игуменский корпус.
В 1920 году в монастыре было 210 монашествующих, в корпусах размещался госпиталь, монахини служили в лазарете для ухода за ранеными красноармейцами. Часть земли была отдана крестьянам, часть под коммуну отдела народного образования. Лошади взяты в Красную Армию.[26]
Постановлением Сызранского уездного исполкома Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов от 6 ноября 1923 года монастырь был закрыт. Несмотря на заявление граждан с просьбой передать в их пользование церкви монастыря, под которым стоят подписи 15 прихожан, были переданы детской коммуне беспризорников для размещения школы, библиотеки и клуба. В январе 1924 года вся монастырская мебель, предметы церковной утвари, стекло, извлечённое из иконостаса, были переданы Сызранскому музею местного края.[27]
В 1930-х годах практически все монастырские постройки были разобраны, архитектурный комплекс монастыря был полностью разрушен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
500 святых почитала Русская Православная Церковь в начале XX века, из них русских святых — 450. Количество же святых мучеников и исповедников, которых дала Русская Церковь в ХХ веке, исчисляется десятками тысяч человек. К январю 2004 года 1420 новомучеников прославлены Русской Православной Церковью в лике святых мучеников и исповедников. Их число растет с каждым заседанием Священного Синода. Таким образом, Русская Православная Церковь стала в основном Церковью Новомучеников Российских.
14 января, в день памяти Самарских новомучеников, в храмах епархии молитвенно поминаются вместе со Священномучеником Архиепископом Александром (Трапицыным) и другие самарские священники, отдавшие жизнь за Христа.
Мы же, в своей работе, при помощи различных источников, попытались составить наиболее полный список имен сызранцев, верных Церкви и поплатившихся жизнью за свои убеждения. Пришли к выводу, что репрессии против священников происходили, очевидно, после 1919 года, так как в Сведениях о положении дела об отделении церкви от государства в г.Сызрани, подписанных начальником городской милиции, случаев ареста и расстрела служителей культа в Сызрани не было. Но на дальнейший поиск информации в этом направлении у нас нет доступа.
Кроме того, изучили вопрос взаимоотношений церкви и государства в период с 1917 г.по 1941 г., выделили этапы антирелигиозной политики большевиков и дали им краткую характеристику, проанализировав литературу по данной проблеме.
Рассмотрели, как реализовывалась антирелигиозная политика относительно Сызранского благочиния, при помощи архивных документов, таких как Опись храма святой Троицы при заключении договора о передаче зданий и имущества, Инструкция о порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих, Материалы по ликвидации Сызранского женского Сретенского монастыря.
Также мы изучили историю и современное состояние некоторых объектов Сызранского благочиния, взяли интервью у о.Михаила (Гордеева), настоятеля храма Успения Божией Матери, который ведет работу по восстановлению имен и судеб репрессированных в Сызрани.
В заключении, хотелось бы подчеркнуть, что гипотеза нашего исследования подтвердилась - к Сызранскому благочинию был применен весь комплекс мер антирелигиозной политики большевиков, итогом которой, как мы убедились, стало множество репрессированных, разрушение храмов и церквей, что во многом повторило судьбу других регионов в тот период.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Архивные источники:
Сызранский филиал ГБУСО «Центральный государственный архив Самарской области»:
фонд Р-11
Опись № 1 Сызранский уездный исполком
Д.2; Д.45; Д.7; Д.241;Д.253; Д.260; Д.636; Д.780
Литература:
Интернет-ресурсы
Периодическая печать:
Приложение 1
рис.1. Статистическая оценка репрессий против РПЦ.[28]
Приложение 2
Год Рождения=1860
Место Рождения=Самарская губ., г.Сызрань
Сан=иеромонах
Область=Самарская
После 10 лет счастливой супружеской жизни решился Василий оставить мир. Открыл свое устремление супруге, та три дня молчала и молилась ведь у них было
десять детей, а на третий день собрала котомку и твердо сказала мужу: "Ступай, коли Богу ты нужен. Спасай нас своими молитвами". И отправился Василий на Афон
Место Служения=Греция, Святая гора Афон, Пантелеймоновский монастырь
Должность=монах, иеромонах
После революции был послан из монастыря на родину для духовного окормления и
пробуждения покаянного чувства у обманутого народа. Вернувшись, о.Василий стал жить в заброшенном погребе за околицей с.Троицкого в 20 километрах от Сызрани.
Через некоторое время он был обнаружен сельчанами, и с этого времени началось
его старческое служение в с.Троицком. Шесть лет жил о.Василий в холодном
погребе, а затем местные жители срубили ему избушку на огородах и умолили
перебраться туда. Он известен в Самарской земле как старец Василий Троицкий
Место Ареста=Самарская о., Сызранский р., с.Троицкое
Арестован в конце 20-х годов. Вернулся из заключения примерно в 1930 году на
костылях — освобожден досрочно после разбившего его в тюрьме паралича ног
Место Захоронения=Самарская о., Сызранский р., с.Троицкое, в ограде церкви
Обстоятельства Смерти Умер примерно в 1934 или 1935 году
Аресты Куйбышевская о.
Кончина расстрел
Самарская о., г.Сызрань, Петропавловская церковь
священник
Год начала 1922
Год окончания 1923
Самарская о., г.Сызрань
Год ареста 1923
Самарская о., г.Сызрань, тюрьма
Год начала 1923
Год окончания 1923
Находился в тюрьме 1 месяц, после чего был освобожден
Самарская о., г.Сызрань, Петропавловская церковь
священник
Год начала 1923
Год окончания 1924
Был лишен избирательных прав
Самарская о., г.Сызрань
Год ареста 1924
././1924
Статья ст.73 УК РСФСР
Приговор оправдать
Самарская о., г.Сызрань, тюрьма
Год начала 1924
Год окончания 1924
Находился в заключении 4 месяца, после чего был оправдан и освобожден
Самарская о., г.Сызрань, Петропавловская церковь
священник
Год начала 1924
Год окончания 1930
Самарская о., г.Сызрань, Казанский собор
священник
Год начала 1930
Год окончания 1931
День окончания 21
Месяц окончания 2
О.Иаков был женат. Жена — Софья Павловна (1881г.р.). У них был сын Иван (1919г.р.)
Самарская о., г.Сызрань, Октябрьская ул., 39
Год окончания 1931
День окончания 21
Месяц окончания 2
Самарская о., г.Сызрань
Год ареста 1931
День ареста 21
Месяц ареста 2
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ
28/10/1931
Обвинение "контрреволюционная агитация, активный член руководящего ядра церковно-торгашеско-монархической организации "Истинные", один из столпов Тихоновщины, непримиримый борец против Соввласти и декларации митрополита Сергия"
Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР
Приговор 3 года ссылки в Северный край (через ПП ОГПУ), считая срок с 21.02.1931г.
Групповое дело "дело группы духовенства и мирян Самарской о., Сызранского у., 1931г."
Из обвинительного заключения: "Отстаивал устои старой царской церкви, являясь
ярым врагом Соввласти. Принимал участие в обсуждениях вопроса об организации
общины для борьбы с союзом безбожников. Был знаком с книгой Нилуса
"24 протокола Сионских мудрецов" и на основе данных этой книги принимал участие
в ведении контрреволюционной агитации".
Виновным себя не признал
Самарская о., г.Сызрань, Домзак
Год начала 1930
День начала 21
Месяц начала 2
Год окончания 1931
В период следствия содержался под стражей в Сызранском Домзаке.
Дальнейшая судьба неизвестна
Дата 19891024
Кем реабилитирован Прокурор Куйбышевской обл.
По году репрессий 1931
Симбирская губ., Алатырский у., с.Засарье
священник
Год начала 1913
День начала 17
Месяц начала 11
Год окончания 1915
День окончания 22
Месяц окончания 9
Симбирская губ., Симбирский у., с.Копышевка
священник
Год начала 1915
День начала 22
Месяц начала 9
Год окончания 1918
День окончания 16
Месяц окончания 10
Симбирская губ., Симбирский у., с.Тагай
священник
Год начала 1918
День начала 16
Месяц начала 10
О.Михаил был женат. Жена, Елизавета Степановна — дочь священника Петропавловской
церкви г.Симбирска о.Степана Сергеева
Ульяновск
Год ареста 1937
Месяц ареста 12
Арестован по т.н. "ульяновскому делу", по которому в декабре 1937г. в Ульяновске было арестовано 78 человек духовенства, церковнослужителей и мирян, якобы входивших в мифическую "единую общеобластную церковно-монархическую, фашистско-повстанческую контрреволюционную организацию" под руководством обновленческого архиепископа Иоанна (Никольского), архиепископа Митрофана (Гринева) и григорианского митрополита Иоанникия
Соколовского
тройка при УНКВД по Куйбышевской обл.
15/12/1937
Обвинение "участие в "Областной церковно-контрреволюционной организации""
Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР
Приговор высшая мера наказания — расстрел
Кончина
1938
День 21
Месяц 1
расстрел
Место Ульяновск
Место захоронения Ульяновск, на окраине Старого кладбища
Расстрелян по приговору
Из крестьянской семьи
Места проживания Куйбышев
Аресты Куйбышев
Осуждения тройка при УНКВД СССР по Куйбышевской обл.
Приговор высшая мера наказания — расстрел
Проходила по церковному делу
Кончина
Неточная дата конец 1930-х гг.
расстрел
Место рождения Самарская о., Сызранский р., с.Рачейка
Семилетний Андрей во время эпидемии холеры, когда умерли все его братья и сестры, дал монашеский обет — стал у иконы Христа творить свою собственную молитву: "Папку с мамкой не мучь! Выполнишь их желание — буду Твоим угодником, а не выполнишь — в Ангелы к Тебе не пойду!" И обет, данный дерзостным мальчуганом, принял Бог. Все соседи повымерли, а его с родителями холера не тронула. Однако, когда вырос, женился, и вскоре затосковал. Затем по чудесному наставлению Божию
решил круто изменить свою жизнь и стал отшельником
Куйбышевская (Самарская) о., Сызранский р., с.Рачейка
Год начала 1941
Месяц начала 6
Старец Андрей (Рачинский), молчальник, начал свой подвиг в июне 1941 года. Через 3 года жизни в келье, в лесу около родного села, стал помогать людям. Наставления старца всегда были просты: "Живите по заповедям, ближних своих любите. Молитва и пост — ваше оружие. Крепость ваша — смирение". Но простые эти слова звучали так веско и так убедительно, что многие именно в них находили ответы на то, что казалось неразрешимым. О силе молитв его ходили легенды, однако недолго он служил людям, последовал скорый арест
Куйбышевская (Самарская) о., Сызранский р., с.Рачейка
Старец Андрей был арестован в конце 40-х годов, подвергнут избиениям и пыткам
././.
Приговор высшая мера наказания — расстрел заменен на 10 лет заключения. Старец Андрей был приговорен к расстрелу, через несколько месяцев расстрел заменили 10-ю годами тюрьмы. Из заключения он вернулся в родное село в конце
пятидесятых годов.
Куйбышевская (Самарская) о., Сызранский р., с.Рачейка
После возвращения из заключения в родное село старец Андрей вырыл на месте разрушенной кельи землянку и затворился в ней на 5 лет
Кончина
Неточная дата начало 1960-х годов?
Место захоронения Куйбышевская о., Сызранский р., с.Рачейка
Старец Андрей умер в начале 60-х годов, вскоре после выхода из затвора
Самарская о., г.Сызрань
диакон
Год окончания 1932
Месяц окончания 2
Самарская о., г.Сызрань
Год ареста 1932
День ареста 22
Месяц ареста 2
тройка при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю
././1932
Статья ст.58–10 УК РСФСР
Приговор 3 года концлагерей
Самарская о., г.Сызрань, Троицкая церковь
диакон
Должность псаломщик
Год окончания 1937
Самарская о., г.Сызрань
Был арестован в конце 1937г. или в январе-феврале 1938г.
././1938
Приговор высшая мера наказания — расстрел
Куйбышевская о., г.Сызрань, тюрьма
Год окончания 1938
День окончания 17
Месяц окончания 2
Кончина
1938
День 17
Месяц 2
расстрел
Место Куйбышевская (Самарская) о., г.Сызрань
Ташкент
протодиакон
Год окончания 1923
Самарская о., г.Сызрань
протодиакон
Год окончания 1932
Месяц окончания 2
Был любим прихожанами, имел очень хороший голос
Самарская о., г.Сызрань
Год ареста 1932
День ареста 22
Месяц ареста 2
После ареста прихожане помогали его семье
Год ареста 1937
День ареста 27
Месяц ареста 5
тройка при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю
././1932
Статья ст.58–10 УК РСФСР
Приговор 2 года лишения свободы
Челябинская о., г.Магнитогорск (с 1932г.)
Год начала 1932
Куйбышевская (Самарская) о., г.Сызрань
протодиакон
Год окончания 1937
Был любим прихожанами, имел очень хороший голос
Самарская о., г.Сызрань
Год ареста 1937
День ареста 27
Месяц ареста 5
тройка при УНКВД по Куйбышевской обл.
15/12/1937
Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР
Приговор заключение в ИТЛ
Кончина
1943
День 30
Месяц 5
умер в заключении
В свидетельстве о смерти указана причина — острое воспаление почек
Дата 19570322
Кем реабилитирован Куйбышевский областной суд
По году репрессий 1937
Окончил 3 класса церковно-приходской школы. Мыловар
Самарская о., г.Сызрань, ул.Щепалинская, 1
Год окончания 1931
День окончания 21
Месяц окончания 2
В 1930г. был лишен избирательных прав за торговлю
Самарская о., г.Сызрань, ул.Щепалинская, 1
Год ареста 1931
День ареста 21
Месяц ареста 2
Обвинение при аресте "участник к-р церковно-монархической организации, подготавливал в массе верующих повстанческое настроение"
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР
28/10/1931
Статья ст.58–10, 58–11 УК РСФСР
Приговор 3 года высылки в Северный край
Групповое дело "дело группы духовенства и мирян Самарской о., Сызранского у., 1931г."
Самарская о., г.Сызрань, Сызранский домзак
Год начала 1931
День начала 21
Месяц начала 2
Год окончания 1931
Содержался в домзаке во время предварительного заключения.
Дальнейшая судьба неизвестна
Дата 19891024
Кем реабилитирован Прокурор Куйбышевской обл.
По году репрессий 1931
Самарская о., г.Сызрань, Ильинская церковь
Должность член церковного совета
Самарская о., г.Сызрань, ул.Синицына, 42
Год окончания 1931
День окончания 21
Месяц окончания 2
Самарская о., г.Сызрань, ул.Синицына, 42
Год ареста 1931
День ареста 21
Месяц ареста 2
Обвинение при аресте "участник к-р церковно-монархической организации, подготавливал в массе верующих повстанческое настроение"
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР
28/10/1931
Статья ст.58–10, 58–11 УК РСФСР
Приговор из-под стражи освободить, лишив права проживания в 12 пунктах и СВК с прикреплением к определенному месту жительства сроком на 3 года
Групповое дело "дело группы духовенства и мирян Самарской о., Сызранского у., 1931г."
Самарская о., г.Сызрань, Сызранский домзак
Год начала 1931
День начала 21
Месяц начала 2
Год окончания 1931
Содержался в домзаке во время предварительного заключения.
Дальнейшая судьба неизвестна
Дата 19891024
Кем реабилитирован Прокурор Куйбышевской обл.
По году репрессий 1931
Из мещан. Окончил подготовительную школу
Самарская о., г.Сызрань
Должность председатель церковного совета
Год начала 1928
Год окончания 1929
Самарская о., г.Сызрань, ул.Фрунзе, 11
Год окончания 1931
День окончания 21
Месяц окончания 2
Самарская о., г.Сызрань, ул.Фрунзе, 11
Год ареста 1931
День ареста 21
Месяц ареста 2
Обвинение при аресте "участник к-р церковно-монархической организации, подготавливал в массе верующих повстанческое настроение"
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР
28/10/1931
Статья ст.58–10, 58–11 УК РСФСР
Приговор из-под стражи освободить, лишив права проживания в 12 пунктах и СВК с прикреплением к определенному месту жительства сроком на 3 года
Групповое дело "дело группы духовенства и мирян Самарской о., Сызранского у., 1931г."
Самарская о., г.Сызрань, Сызранский домзак
Год начала 1931
День начала 21
Месяц начала 2
Год окончания 1931
Содержался в домзаке во время предварительного заключения.
Дальнейшая судьба неизвестна
Дата 19891024
Кем реабилитирован Прокурор Куйбышевской обл.
По году репрессий 1931
Приложение 3
Мартиролог - список признанных святых, имена которых приводятся в календарном порядке в соответствии с датой их мученичества:
- Авдеев Николай Константинович 1887 г. р., уроженец с. Ивашевка Сызранского района, русский, священник. Проживал в г. Сызрани. Арестован 22 февраля 1932 г. Тройкой при ПП ОГПУ по СВК осужден по ст. 58-10 УК РСФСР на 3 года концлагерей
- Александрова-Клерович Мария Максимовна, 1881 г. р., бывшая учительница, пенсионерка, активная церковница. Проживала в г. Сызрани. Осуждена на 10 лет концлагерей.
- Алексеевский Алексей Петрович, 1873 г. р., священник с. Заборовка Сызранского района. Расстрелян 18 февраля 1938 г. в г. Куйбышеве.
- Архипова Зинаида Ивановна, 1897 г. р., монахиня бывшего Костычевского монастыря. Проживала в г. Сызрани. Работала уборщицей в совбольнице г. Сызрани. Расстреляна.
- Ашанина Прасковья Петровна, 1898 г. р., уроженка с. Жемковка Сызранского района, монахиня. Осуждена на 10 лет концлагерей.
- Ашанина Мария Ивановна, 1895 г. р., уроженка с. Жемковка Сызранского района, монахиня. Осуждена на 10 лет концлагерей.
- Балакова Зинаида Харитоновна, 1888 г. р., монахиня Костычевского монастыря. Расстреляна 12 сентября 1937 г. в г. Сызрани.
- Белов Трофим Семенович, 1883 г. р., уроженец с. Жемковка Сызранского района Куйбышевской области, монах-келейник. Писал стихи. Расстрелян.
Белякина Пелагия Степановна, 1877 г. р. Проживала в с. Демидовка Сызранского района, келейница. Расстреляна.
Бирюков Иван Иванович, 1875 г. р., колхозник с. Жемковка Сызранского района. Расстрелян.
Бирюкова Анастасия Ивановна, 1896 г. р., уборщица магазина сельпо с. Жемковка Сызранского района. Осуждена на 10 лет концлагерей.
Богословский Александр Иванович, 1889 г. р., священник с. Костычи Сызранского района. Осужден на 10 лет концлагерей.
Вахатов Сергей Флегонтович, 1860 г. р., священник с. Рамино Сызранского района. В 1931 г. осужден на 3 года высылки. Расстрелян 19 февраля 1938 г. в г. Куйбышеве.
Винокуров Петр Андреевич, 1879 г. р., уроженец с. Новодевичье Сызранского района Куйбышевской области. В 1930-1933 гг. проживал в с. Новый Тукшум Новодевиченского района. Расстрелян 4 октября 1937 г.
Гауз Матрена Петровна, пенсионерка. Проживала в с. Жемковка Сызранского района. Расстреляна.
Глухова Наталья Семеновна, 1896 г. р., церковница. Проживала в г. Сызрани. Расстреляна.
Глухова Прасковья Семеновна, 1889 г. р. Проживала в г. Сызрани, Работала в артели “Сапожник”. Заявляла, что коммунисты - антихристы, проклятые Богом люди. Расстреляна.
Голубятников Федор Егорович 1898 г. р., бухгалтер межрайбазы крайпотребсоюза г. Сызрани. Являлся почитателем монаха Власия. Расстрелян.
Гордеев Степан Андреевич, 1885 г. р., священник с. Жемковка Сызранского района. В 1929 г. осужден на 3 года концлагерей за контрреволюционную деятельность. Отбыл наказание в Котласе и Мариинском. Расстрелян 18 февраля 1938 г. в Куйбышеве.
Горина Евдокия Корнеевна, 1887 г. р. Проживала в с. Трубетчино Сызранского района, монахиня. Осуждена на 10 лет концлагерей.
Грицевич Корнилий Флорович, 1870 г. р., служитель религиозного культа. Проживал в с. Новый Ризодей Сызранского района. Расстрелян 18 февраля 1938 г. в г. Куйбышеве.
Гурина Анисья Ивановна, 1908 г. р. Проживала в с. Трубетчино Сызранского района. Осуждена на 10 лет концлагерей.
Даньщикова Варвара Петровна, 1876 г. р., монахиня. Проживала в с. Косычи Сызранского района. Расстреляна.
Денисов Александр Иванович 1904 г. р., священник обновленческой Покровской церкви г. Сызрани. Расстрелян 18 февраля 1938 г. в г. Куйбышеве.
Десницкий Александр Иванович, 1867 г. р., священник с. Демидовка Сызранского района. Расстрелян 18 февраля 1938 г. в Куйбышеве.
Дудин Андрей Васильевич, колхозник с. Демидовка. Осужден на 10 лет концлагерей.
Ермакова Пелагия Васильевна, 1892 г. р., единоличница. Проживала в с. Рамино Сызранского района. Осуждена на 10 лет концлагерей.
Ермистров, 1895 г. р. Проживал в г. Сызрани. Без определенных занятий. Расстрелян.
Ермошина Анна Васильевна, 1889 г. р., мордовка, монахиня Костычевского женского монастыря. Расстреляна.
Ерошина Анастасия Васильевна, 1892 г. р., колхозница. Проживала в с. Рамино Сызранского района. Осуждена на 10 лет концлагерей.
Жидких Иван Ильич, председатель церковного совета с. Богдановка Петровского района. Арестован 9 декабря 1937 г. Расстрелян 22 января 1938 г. в г. Сызрани.
Земляницкий Алексей Иванович, 1879 г. р., священник. В ноябре 1932 г. был арестован и осужден на 5 лет концлагерей. Освобожден в конце 1933 г. по инвалидности. Работал счетоводом. С ноября 1935 г. по май 1936 г. - священник с. Екатериновка Сергиевского района. С мая 1936 г. по февраль 1937 г. проживал в г. Куйбышеве, певчий в церкви г. Куйбышева. В с. Сырейка Кинельского района направлен Куйбышевским архиереем 11 февраля 1937 г. Расстрелян 26 января 1938 г. в г. Сызрани.
Зотов Василий Федорович (см. фото), 1889 г. р., уроженец с. Троицкое Сызранского района, русский, дьякон. Проживал в г. Сызрани. Арестован 22 февраля 1932 г. Тройкой ПП ОГПУ по СВК. Осужден по ст. 58-10 УК РСФСР на 3 года концлагерей. Псаломщик Троицкой церкви г. Сызрани. Расстрелян 17 февраля 1938 г. в г. Сызрани.
Зюкуев Иван Дмитриевич, 1889 г. р., священник с. Старая Рачейка. Ранее осужден по ст. 58-10 на 5 лет высылки. Расстрелян 18 февраля 1938 г. в г. Куйбышеве.
Илларионов Александр Яковлевич, 1854 г. р., священник с. Сырейка Кинельского района. В 1930 г. арестовывался за антисоветскую агитацию. Приговорен к расстрелу. Умер 30 декабря 1937 г. в Сызранской больничной тюрьме.
Ильин Григорий Борисович, 1887 г. р., дьякон Троицкой церкви г. Сызрани. Расстрелян 17 февраля 1938 г. в Сызрани.
Казанцев Дмитрий Николаевич, 1881 г. р., председатель церковного совета с. Кашпир Сызранского района. Расстрелян.
Калинин Яков Иванович, 1875 г. р., русский, сторож церкви с. Ст. Рачейка. Арестован 19 сентября 1935 г. Осужден на 2 года лишения свободы.
Кислинская Марфа Ефимовна, 1873 г. р. Работала в церкви с. Костычи Сызранского района, монахиня бывшего Костычевского монастыря. Осуждена на 8 лет концлагерей.
Козлов Иван Григорьевич, 1890 г. р., уроженец с. Костычи Сызранского района, председатель церковного совета. Осужден на 10 лет концлагерей.
Коклюхин Семен Кириллович, 1847 г. р. Проживал в с. Костычи Сызранского района. Организовал нелегальный монастырь. Арестован в 1937 г. Отправлен в дом престарелых и инвалидов.
Кокорев Петр Егорович, 1888 г. р., пенсионер. Проживал в с. Костычи Сызранского района. Расстрелян.
Колесников Александр Арсеньевич, 1886 г. р. Проживал в г. Сызрани, пенсионер. Расстрелян.
Красильников Михаил Васильевич, колхозник с. Демидовка. Расстрелян.
Крестовский Сергей Николаевич, 1884 г. р. В 1934 г. арестовывался за контрреволюционную деятельность. Псаломщик Троицкой церкви г. Сызрани. Расстрелян 18 февраля 1938 г.
Крестовоздвиженский Петр Алексеевич, 1872 г. р., протоиерей Троицкой церкви г. Сызрани. Расстрелян.
Кудрявцев Матвей Николаевич, 1875 г. р. В 1931 г. был приговорен к высылке на 3 года за контрреволюционную деятельность. Ссылку отбыл. Проживал в г. Сызрани. Работал в артели “Красный инвалид”. Расстрелян.
Кудрявцев Михаил Яковлевич, 1897 г. р., служил в Белой армии, колхозник с. Демидовка. Расстрелян.
Кузнецов Василий Иванович, 1911 г. р. В 1930 г. судим по ст. 74 УК. Колхозник с. Рамино Сызранского района. Осужден на 10 лет концлагерей.
Кузьмин Андрей Андреевичсм. фото), 1888 г. р., уроженец и житель г. Сызрани, русский, дьякон. Арестован 22 февраля 1932 г. Осужден по ст. 58-10 УК РСФСР на 2 года лишения свободы. Дьякон Покровской церкви г. Сызрани. Расстрелян.
Кузьмина Любовь Антоновна, 1874 г. р., келейница. Проживала в с. Демидовка. Расстреляна.
Курочкина Надежда Осиповна, 1872 г. р., монахиня. Проживала в с. Жемковка Сызранского района. Расстреляна.
Кутумов Иван Иванович, 1874 г. р., пенсионер. Проживал в с. Костычи Сызранского района. Осужден на 8 лет концлагерей.
Куфтин Александр Артемьевич, 1875 г. р. Проживал в с. Рамино Сызранского района, раскулаченный. Без определенных занятий. Расстрелян.
Куфтина Евдокия Ивановна, 1892 г. р., монахиня. Проживала в с. Жемковка Сызранского района. Осуждена на 10 лет концлагерей.
Лисова Мария Ивановна, 1886 г. р., заместитель председателя церковного совета с. Костычи Сызранского района. Осуждена на 10 лет концлагерей.
Мазин Павел Петрович, 1879 г. р., колхозник. Проживал в с. Жемковка Сызранского района. Расстрелян.
Малышева Пелагея Петровна, 1888 г. р., церковница. Проживала в г. Сызрани. Осуждена на 10 лет концлагерей.
Маслов Василий Васильевич, 1869 г. р., уроженец с. Костычи Сызранского района. Проживал в г. Самаре. Расстрелян в 1930 г.
Медведева Анастасия Алексеевна, 1896 г. р., монахиня бывшего Костычевского женского монастыря. Проживала в г. Сызрани. Работала санитаркой вендиспансера. Расстреляна.
Меренкова Евдокия Федоровна, 1887 г. р. Работала на швейкомбинате в г. Сызрани. Осуждена на 10 лет концлагерей.
Мокеева Прасковья Михайловна, 1903 г. р. Работала детальщицей швейкомбината в г. Сызрани. Осуждена на 10 лет концлагерей.
Молянов Николай Иванович, 1882 г. р., чуваш, священник с. Богдановка Петровского района. В 1930 г. за антисоветскую агитацию был осужден на 5 лет концлагерей. Срок отбыл. Расстрелян 27 сентября 1937 г. в г. Сызрани.
Мочальников Иван Николаевич, 1875 г. р., заведующий бюджетным отделом Сызранского госбанка. Расстрелян.
Невский Петр Ильич, 1881 г. р. Окончил Духовную Академию, священник г. Сызрани. Расстрелян.
Никитин-Дроздов Алексей Никитович, 1879 г. р., инвалид. Проживал в г. Сызрани. Расстрелян.
Никольский Петр Федорович, 1892 г. р., священник. Проживал в с. Старая Рачейка. Ранее арестовывался за контрреволюционную деятельность. Расстрелян 18 февраля 1938 г.
Олухов Андрей Иванович, колхозник с. Демидовка Сызранского района, псаломщик. Дважды арестовывался за контрреволюционную деятельность. Расстрелян.
Пантюхин Петр Васильевич, 1896 г. р., священник Троицкой церкви г. Сызрани. Расстрелян 18 января 1938 г.
Петровский Петр Семенович, 1862 г. р., уроженец с. Переволоки Самарской губернии, священник в с. Н.-Сызранские хутора. Арестован 28 февраля 1931 г. Осужден на 3 года высылки в Северный край.
Писарев Павел Вениаминович, 1877 г. р., священник Вознесенской церкви с. Костьми Сызранского района. Расстрелян 12 сентября 1937 г. в г. Сызрани.
Победоносцев Павел Алексеевич, 1883 г. р., уроженец с. Зеленец Самарской губернии, русский, священник. Проживал в с. Жемковка Сызранского района. Управлением ОГПУ СВК арестован 18 августа 1932 г. Приговорен к 3 годам концлагерей.
Попунов Михаил Матвеевич, 1885 г. р., священник с. Кашпир Сызранского района. В 1930 г. осужден за контрреволюционную деятельность на 10 лет лишения свободы. Срок отбыл. Расстрелян.
Потемкин Семен Михайлович, 1874 г. р., церковный староста с. Заборовка. Расстрелян 19 февраля 1938 г. в г. Куйбышеве.
Пузанкова Надежда Александровна, 1905 г. р., делопроизводитель конторы депо Сызрань-I. Осуждена на 10 лет концлагерей.
Рассабин Иван Михайлович, лесоруб. Проживал в с. Демидовка Сызранского района. Расстрелян.
Ревякин Яков Иванович, 1903 г. р., псаломщик церкви с. Жемковка Сызранского района. Расстрелян.
Ревякина Анна Дмитриевна, 1881 г. р., монахиня с. Жемковка Сызранского района. Осуждена на 10 лет концлагерей.
Романов Дмитрий Данилович, 1891 г. р., уроженец с. Костычи Сызранского района, пенсионер. Расстрелян.
Румянцев Сергей Михайлович, 1884 г. р., священник Покровской церкви г. Сызрани. Расстрелян.
Савичев Иван Дмитриевич, 1896 г. р., дьякон с. Костычи Сызранского района. Расстрелян 21 августа 1937 г. в г. Сызрани.
Садчикова Пелагия Алексеевна, 1898 г. р., монахиня. Проживала в с. Костычи. Арестована в 1930 г. Осуждена на 10 лет концлагерей.
Самаркин Иван Михайлович, 1896 г. р., чуваш, священник с. Молячкино Шигонского района. Расстрелян 24 января 1938 г. в г. Сызрани.
Селиверстов Алексей Васильевич, 1878 г. р. Проживал в г. Сызрани. Участник контрреволюционной монархической организации. Расстрелян.
Семенова Любовь Яковлевна, 1900 г. р., монахиня. Проживала в г. Сызрани. Расстреляна.
Сергиевский Николай Петрович, 1870 г. р., священник с. Кашпир Сызранского района. Расстрелян 18 февраля 1938 г.
Сизов Григорий Данилович, 1869 г. р., уроженец и житель с. Жемковка Сызранского района Самарской губернии, русский, священник. Арестован 18 августа 1932 г. Лишен права проживания в СВК на 3 года.
Сизова Анна Кирилловна, единоличница. Проживала в с. Жемковка Сызранского района. Расстреляна.
Синицина Евдокия Григорьевна, 1871 г. р., келейница. Проживала в с. Демидовка Сызранского района. Расстреляна.
Смирнов Алексей Васильевич, 1870 г. р., священник Троицкой церкви г. Сызрани. Три раза арестовывался ВЧК ОГПУ, к суду не привлекался. Расстрелян 12 сентября 1937 г. в г. Сызрани.
Смирнов Василий Васильевич, 1872 г. р., священник, настоятель Троицкой церкви г. Сызрани. Расстрелян.
Смолькова Анна Ивановна, 1869 г. р., староста Покровской церкви г. Сызрани. Одинокая. Расстреляна.
Сосова Агафья Ивановна, 1886 г. р., монахиня Сызранского женского монастыря. В 1936 г. арестовывалась за контрреволюционную деятельность. Расстреляна.
Степанов Александр Федорович, 1891 г. р., священник с. Заплавное Борского района. Расстрелян 20 января 1938 г. в г. Сызрани.
Строев Дмитрий Иванович, 1868 г. р., церковный староста с. Демидовка Сызранского района. Расстрелян 20 февраля 1938 г.
троева Евдокия Николаевна, 1882 г. р., с. Демидовка Самарского района, келейница. Расстреляна.
Строева Елена Андреевна, 1891 г. р. Проживала в с. Демидовка Сызранского района, келейница. Осуждена на 10 лет концлагерей.
Тенетов Николай Федорович, 1883 г. р., псаломщик. Проживал в с. Кашпир Сызранского района. Расстрелян 18 февраля 1938 г.
Титов Дмитрий Петрович. Проживал в с. Демидовка Сызранского района. Без определенных занятий. Расстрелян.
Титова Агриппина Алексеевна, 1872 г. р. Проживала в с. Демидовка Сызранского района, келейница. Расстреляна.
Томбакова Агриппина Ивановна, 1877 г. р., монахиня, с. Старые Костычи Сызранского района. Расстреляна.
Травин Николай Николаевич, 1879 г. р., священник с. Трубетчино Сызранского района. Арестовывался в 1932 г. Расстрелян 20 февраля 1938 г. в г. Куйбышеве.
Тюряков Никифор Васильевич, 1876 г. р. Проживал в с. Костычи Сызранского района, церковник. Осужден на 10 лет концлагерей.
Усачев Николай Иванович, 1904 г. р. Проживал в с. Костычи, инвалид, холост. Распространял контрреволюционную литературу. Расстрелян.
Усков Иван Петрович, 1875 г. р., единоличник. Проживал в с. Рамино Сызранского района. Расстрелян.
Феликсов Александр Александрович, 1881 г. р., русский, священник с. Старая Рачейка. Осужден 19 сентября 1935 г. на 2 года лишения свободы.
Цветкова Агафья Матвеевна, 1923 г. монахиня. Проживала в с. Костычи. Осуждена на 5 лет концлагерей.
Цибульская Софья Ивановна, 1872 г. р., пенсионерка. Проживала в г. Сызрани. Расстреляна.
Шигина Евдокия Яковлевна, 1885 г. р. Проживала в с. Демидовка. Без определенных занятий. Расстреляна.
Юрин Алексей Зиновьевич, 1870 г. р. Проживал в с. Жемковка Сызранского района. Без определенных занятий. Расстрелян.
Янина Арина Федоровна, 1882 г. р., келейница с. Демидовка. Расстреляна.
Приложение 4
Поклонный крест в память о жертвах репрессий в Заусиновском овраге г.Сызрани
Приложение 5
Список расстрелянных за веру в Заусиновском овраге г.Сызрани
1. Прот. Алексий Алексеевский
2. Прот. Николай Богородский
3. Прот. Стефан Бурлаков
4. Прот. Сергий Вахатов
5. Прот. Сергий Голиченков
6. Прот. Стефан Гордеев
7. Прот. Корнилий Грицкевич
8. Прот. Александр Десницкий
9. Прот. Михаил Дроздов
10. Прот. Николай Еделькин
11. Прот. Александр Жемчужников
12. Прот. Алексий Земляницкий
13. Прот. Иоанн Зюкуев
14. Прот. Петр Крестовоздвиженский
15. Прот. Василий Малинин
16. Прот. Николай Молянов
17. Прот. Петр Невский
18. Прот. Петр Никольский
19. Прот. Иоанн Новожилов
20. Прот. Петр Пантюхин
21. Прот. Павел Писарев
22. Прот. Михаил Попунов
23. Прот. Сергий Румянцев
24. Прот. Николай Сергиевский
25. Прот. Алексий Смирнов
26. Прот. Василий Смирнов
27. Прот. Андрей Степанов
28. Прот. Александр Степанов
29. Прот. Михаил Тихов
30. Прот. Николай Травин
31. Прот. Михаил Ярославский
32. Иерей Александр Петров
33. Иерей Иоанн Самаркин
34. Иерей Иоанн Цветков
35. Иерей Захарий Ясницкий
36. Диакон Василий Зотов
37. Диакон Григорий Ильин
38. Диакон Андрей Кузьмин
39. Диакон Иоанн Савичев
40. мон. Зинаида Балакова
41. мон. Зинаида Архипова
42. мон. Надежда Курочкина
43. мон. Анастасия Медведева
44. мон. Любовь Семенова
45. мон. Агриппина Томбакова
46. Алексий Бабушев
47. Иван Бирюков
48. Иоанн Букин
49. Василий Барянцев
50. Матфей Вдовин
51. Матрона Гауз
52. Вукол Гордеев
53. Наталья Глухова
54. Феодор Голубятников
55. Георгий Данилов
56. Варвара Даньщикова
57. Алексий Дроздов-Никитин
58. Иоанн Ермаков
59. Иоанн Жидких
60. Емилиан Зимин
61. Василий Зотов
62. Иаков Ивлиев
63. Димитрий Казанцев
64. Петр Кокорев
65. Александр Колесников
66. Георгий Кравков
67. Сергий Крестовский
68. Матфей Кудрявцев
69. Михаил Кудрявцев
70. Архипп Кургашов
71. Александр Куфтин
72. Павел Мазин
73. Иоанн Мочальников
74. Валентина Неживенко (ж)
75. Андрей Олухов
76. Андрей Пицин
77. Иаков Потапов
78. Сергий Потемкин
79. Иоанн Рассабин
80. Иаков Ревякин
81. Димитрий Романов
82. Павел Русских
83. Павел Рыбушкин
84. Косма Рябов
85. Алексий Селиверстов
86. Анна Сизова
87. Евдокия Синицина
88. Анна Смолькова
89. Василий Соловов
90. Косма Соловов
91. Димитрий Строев
92. Евдокия Строева
93. Николай Тенетов
94. Димитрий Титов
95. Агриппина Титова
96. Иоанн Усков
97. Павел Усольцев
98. Стефан Ушков
99. Ермил Харитонов
100. София Цибульская
101. Мелания Чичерова
102. Алексий Шембаров
103. Евдокия Шигина
104. Иоанн Штарев
105. Симеон Юдин
106. Алексий Юрин
107. Феодор Юрин
108. Ариадна Янина
109. Мария Янина-Погутина
[1] Шкаровский М.В. - Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Вече, Лепта, 2010. — 480 с: ил.
[2] Противостояние: большевики и церковь (1917-1941 гг.) / М. Ю. Крапивин ; Волгогр. гос. пед. ун-тВолгоград: Перемена, 1993.-100с.
[3] Протоиерей Георгий Митрофанов. История Русской Православной Церкви.–1927 Сатисъ. С.-Пб. 2002.С. 123–133
[4]Российская православная церковь. [Электр. ресурс] Режим доступа: http://www.eshatologia.org/522-anafema-bolshevikam.html
[5] Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Составитель Г. Штриккер. М.: "Пропилеи",1995. – 400 с
[6] Новикова Т.М. . Деятельность Русской православной церкви в период Гражданской войны (на материалах Восточной Сибири). Журнал теоретических и прикладных исследований «Известия» Алтайского государственного университета №4(64) т.4 2009.г.
[7] Козлов В.Ф. Вскрытие мощей. // Православная Энциклопедия. Том 9, стр. 719-721
[8] Н.Емельянов. Оценка статистики гонений на русскую православную церковь с 1917 по 1942 г. [Электр. ресурс] Режим доступа: http://www.ateismy.net/content/spravochnik/statsgonenija.html
[9] Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Составитель Г. Штриккер. М.: "Пропилеи",1995. – 400 с.
[10] Губкин О.В. "Русская Православная Церковь под игом богоборческой власти в период с 1917 по 1941 годы", Московский Патриархат, Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия, Кафедра церковной истории, Санкт-Петербург, 2006
[11] Н.Емельянов. Оценка статистики гонений на русскую православную церковь с 1917 по 1942 г. [Электр. ресурс] Режим доступа: http://www.ateismy.net/content/spravochnik/statsgonenija.html
[12] Губкин О.В. "Русская Православная Церковь под игом богоборческой власти в период с 1917 по 1941 годы", Московский Патриархат, Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия, Кафедра церковной истории, Санкт-Петербург, 2006
[13] Н.Емельянов. Оценка статистики гонений на русскую православную церковь с 1917 по 1942 г. [Электр. ресурс] Режим доступа: http://www.ateismy.net/content/spravochnik/statsgonenija.html
[14] Сызрань: годы и люди. Куйбышев: Куйбышевское кн. изд –во. – 1983.
[15] Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.
[16] Новые мученики и исповедники Самарского края / Сост. А.Жоголев. - Самара, 1996.
[17] Сайт газеты Волжские Вести. [Электр. ресурс] Режим доступа: http://vvesti.net/597-zausinovskiy-ovrag-pamyat-ne-rasstrelyat.html
[18] Ф.Р-11, Оп.1 «Сызранский уездный отдел управления», Д.2, Л.56 Сызранский филиал ГБУСО «ЦГАСО»
[19] Ф.Р-11, Оп.1 «Сызранский уездный отдел управления», Д.7, Л.8 Сызранский филиал ГБУСО «ЦГАСО»
[20] Ф.Р-11, Оп.1 «Сызранский уездный отдел управления», Д.253 Сызранский филиал ГБУСО «ЦГАСО»
[21] Ф.Р-11, Оп.1 «Сызранский уездный отдел управления», Д.260 Сызранский филиал ГБУСО «ЦГАСО»
[22] Шигонова Е. Казанский Собор Сызрани - памятник истории и архитектуры, центр культурной и православной жизни города. (К 125-летию Казанского Собора): Реферат ученицы 11-го класса гимназии г. Сызрани / Е. Шигонова; Науч. руков. Е. Ю. Кажаева; Обл. научно-практ. конференция. - Самара, 1997. - 30 с
[23] Страница прихода Храм Казанской иконы Божией Матери г. Сызрань http://syzran-kazan.cerkov.ru/
[24] Ф.Р-11, Оп.1 «Сызранский уездный отдел управления», Д.241 Сызранский филиал ГБУСО «ЦГАСО»
[25] Портал православной газеты Благовест. http://благовестсамара.рф/-public_page_9134
[26] Ф.Р-11, Оп.1 «Сызранский уездный отдел управления», Д.7 Сызранский филиал ГБУСО «ЦГАСО»
[27] Ф.Р-11, Оп.1 «Сызранский уездный отдел управления», Д.780 Сызранский филиал ГБУСО «ЦГАСО»
[28] Н.Емельянов. Оценка статистики гонений на русскую православную церковь с 1917 по 1942 г. Заглавие с экрана: http://www.ateismy.net/content/spravochnik/statsgonenija.html
Ласточка. Корейская народная сказка
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
О чем поет Шотландская волынка?
Калитка в сад
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое