Текст предназначен для тренировочных работ по орфографии и пунктуации
Вложение | Размер |
---|---|
Деформированные тексты для отработки навыков грамотного письма | 83 КБ |
«Цветок на земле» Андрей Платонов
Скучно Афоне жить (на) свете(4). Отец его на войне, мать с утра до вечера работа(и/е)т в колхозе на м..лочной ферме, а дедушка (т/Т)ит спит на печке. Он и днем сп(е/и)т, и ночью сп(е/и)т, а утром, когда просыпа(и/е)т..ся и ест кашу с м..локом, он тоже дремл(и/е)т.
— Дедушка(2), ты (не) спи, ты уж выспался, — сказал нынче утр..м Афоня дедушке.
— (Не) буду, Афонюшка, я (не) буду, — ответил де(т/д). — Я лежать буду и на тебя гл..деть.
— А зачем ты глаза закрыва(и/е)шь и со мной ничего не говор(е/и)шь? — спросил тогда Афоня.
— Нынче я (не) буду глаза смежать(1), — обещ..л дедушка Тит. — Нынче я на свет буду смотреть.
— А отчего ты сп(е/и)шь, а я нет?
— Мне годов много, Афонюшка… Мне без трёх девяносто буд(и/е)т, глаза уж сами хмурят..ся.
— А тебе ведь темно спать, — говорил Афоня. — На дворе солнце гор(е/и)т, там тр..ва растёт, а ты сп(е/и)шь — ничего (не) вид(е/и)шь.
— Да я уж все вид(и/е)л, Афонюшка.
— А отчего у тебя глаза белые и слезы в них плач..т?
— Они выцв..ли(3), Афонюшка, они (от) света выцвели и слабые стали, мне гляд(и/е)ть ведь долго пришлось.
Афоня осмотр(и/е)л деда, какой он есть. (В) бороде (у) деда были хле(б/п)ные крошки, и там ж..л ещё один к..марик.
Скучно Афоне жить на свете. Отец его на войне, мать с утра до вечера работает в колхозе на молочной ферме, а дедушка Тит спит на печке. Он и днем спит, и ночью спит, а утром, когда просыпается и ест кашу с молоком, он тоже дремлет.
— Дедушка, ты не спи, ты уж выспался, — сказал нынче утром Афоня дедушке.
— Не буду, Афонюшка, я не буду, — ответил дед. — Я лежать буду и на тебя глядеть.
— А зачем ты глаза закрываешь и со мной ничего не говоришь? — спросил тогда Афоня.
— Нынче я не буду глаза смежать, — обещал дедушка Тит. — Нынче я на свет буду смотреть.
— А отчего ты спишь, а я нет?
— Мне годов много, Афонюшка… Мне без трёх девяносто будет, глаза уж сами хмурятся.
— А тебе ведь темно спать, — говорил Афоня. — На дворе солнце горит, там трава растёт, а ты спишь — ничего не видишь.
— Да я уж все видел, Афонюшка.
— А отчего у тебя глаза белые и слезы в них плачут?
— Они выцвели, Афонюшка, они от света выцвели и слабые стали, мне глядеть ведь долго пришлось.
Афоня осмотрел деда, какой он есть. В бороде у деда были хлебные крошки, и там жил ещё один комарик.
(1)- Смежать - 2 слога.
С – (с)- согл., парн., глух., твёр.
М – (м)- согл., парн., звон., мягк.
Е – (е)- глас., безуд.
Ж – (ж)- согл., парн., звон., твёр.
А – (а)- глас., удар.
Т – (т)- согл., парн., глух., мягк.
Ь – (-)
7 б., 6 зв.
(2) – дедушка (дед\ушк\а)
(3) - Выцвели – глагол, они (что сделали?) выцвели, н.ф.- выцвести, сов. в., 1 спр., в мн. ч., в прош. вр., в 3-м л., сказуемое.
(4) – Скучно Афоне жить на свете.(Повест., невоскл., простое ,распр.)
192 слова.
Попковой Алисы 5 «В» класс.
Белка пош..велила пуш..стым хвостиком.
— А я вот заблудился. Понёсся сдуру за глухарём и заблудился. Теперь меня(1) по всему лесу ищ(ю/у)т, мамка рев(и/ё)т... Не понима(и/е)шь ты ничего, толкуй с тобой! А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая пр..ворная! — Он помолчал и махнул рукой: — Убирайся давай, рыжая, стрелят.. буду!
Васютка вскинул ружьё и выстрелил (в) воздух(4). Белка, будто пуш..нка, подхваче….ая ветром, метнулас.. и пошла считат.. деревья. Проводив её взглядом, Васютка выстр..лил ещё раз и долг.. ждал ответа. Тайга не откликалас... По-прежнему надоедлив.., вразнобой г..рланили кедровки,(не) подалёку трудился дятел да пощёлкивали капли росы, осыпаясь с деревьев.
Патронов(2) остал(а/о)сь десять штук. Стрелят.. Васютка больше не решился. Он снял т..л.грейку, бросил на неё кепку и, поплевав на руки, полез на дерево.
Тайга... Тайга... Без конца и края т..нулась она (во) все стороны, м..лчаливая, равн..душная. С высоты она к..залась огромным тёмным морем. Небо не обрывал..сь сразу, как это быва(и/е)т в горах(3), а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проёмы исчезли совсем. Облака спрессова….ой ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них.
Белка пошевелила пушистым хвостиком.
— А я вот заблудился. Понёсся сдуру за глухарём и заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут, мамка ревёт... Не понимаешь ты ничего, толкуй с тобой! А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная! — Он помолчал и махнул рукой: — Убирайся давай, рыжая, стрелять буду!
Васютка вскинул ружьё и выстрелил в воздух. Белка, будто пушинка, подхваченная ветром, метнулась и пошла считать деревья. Проводив её взглядом, Васютка выстрелил ещё раз и долго ждал ответа. Тайга не откликалась. По-прежнему надоедливо, вразнобой горланили кедровки, неподалёку трудился дятел да пощёлкивали капли росы, осыпаясь с деревьев.
Патронов осталось десять штук. Стрелять Васютка больше не решился. Он снял телогрейку, бросил на неё кепку и, поплевав на руки, полез на дерево.
Тайга... Тайга... Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проёмы исчезли совсем. Облака спрессован- ной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них.
(1)- Меня – 2 слога.
М – (м)- согл., непарн., звон., мягк.
Е – (и)- глас., безуд
Н – (н)- согл., непарн., звон., мягк.
Я – (я)- глас., удар.
4 б., 4 зв.
(2) – Патронов – (патрон\ов)
(3) – В горах – сущ., (в чём?) н. ф. – горы ,во мн. ч., в П. п., д.
(4) – Васютка вскинул ружьё и выстрелил в воздух.(Повест., невоскл., простое, ослож. однор. сказуемыми, распр.)
189 слов.
Попковой Алисы 5 «В» класс.
Голос его пролетел н..много (над) тайгой и упал нев..сомо — кедровой шишкой (в) мох.
Медле….о спустился Васютка (с) дерева, задумался, да так и просид(и/е)л с полчаса. Потом встряхнулся, отрезал мяса(1) и, стараясь (не) смотр(и/е)т.. на маленькую краюшку хлеба, принялся ж..вать. Подкрепивш(и/е)с.., он собрал кучу кедров…. шишек, размял их и стал насыпать в к..рманы ..рехи. Руки делали своё дело, а в голове решался вопрос, ..дин-единстве….ый вопрос: «Куда идти?»(4). Вот уж и к..рманы полны орехов, патроны пр..верены, к мешку вместо лямки приделан ремень, а вопрос всё ещё не реш(и/ё)н. Наконец Васютка заброс(е/и)л мешок(3) (за) плечо, постоял с минуту, как бы прощаясь с обж..тым местом, и п..шёл строго (на) север. Ра….удил он просто: в южную сторону тайга т..нется на тысячи километров, в ней вовсе затеря(и/е)ш..ся. А если идти (на) север, то километров через сто лес кончит..ся, начн(и/ё)т..ся тундра. Васютка п..нимал(2), что выйти (в) тундру — это ещё не спасение. Поселения там очень ре(д/т)ки, и едва ли скоро наткн(и/ё)ш..ся на людей. Но ему хотя бы выбрат..ся из лесу, который загоражива(и/е)т свет и дав(и/е)т своей угрюмостью. Погода держалас.. все ещё х..рошая. Васютка боялся и подумат.. о том, что (с) ним будет, если разбушует..ся осень.(По) всем признакам ждат.. этого осталос.. (не) долго.
Голос его пролетел немного над тайгой и упал невесомо — кедровой шишкой в мох.
Медленно спустился Васютка с дерева, задумался, да так и просидел с полчаса. Потом встряхнулся, отрезал мяса и, стараясь не смотреть на маленькую краюшку хлеба, принялся жевать. Подкрепившись, он собрал кучу кедровых шишек, размял их и стал насыпать в карманы орехи. Руки делали своё дело, а в голове решался вопрос, один-единственный вопрос: «Куда идти?» Вот уж и карманы полны орехов, патроны проверены, к мешку вместо лямки приделан ремень, а вопрос всё ещё не решён. Наконец Васютка забросил мешок за плечо, постоял с минуту, как бы прощаясь с обжитым местом, и пошёл строго на север. Рассудил он просто: в южную сторону тайга тянется на тысячи километров, в ней вовсе затеряешься. А если идти на север, то километров через сто лес кончится, начнётся тундра. Васютка понимал, что выйти в тундру — это ещё не спасение. Поселения там очень редки, и едва ли скоро наткнёшься на людей. Но ему хотя бы выбраться из лесу, который загораживает свет и давит своей угрюмостью. Погода держалась все ещё хорошая. Васютка боялся и подумать о том, что с ним будет, если разбушуется осень. По всем признакам ждать этого осталось недолго.
М – (м)- согл., непарн., звон., мягк.
Я – (я)- глас., удар.
С – (с)- согл., парн., глух., твёр.
А – (а)- глас., безуд.
4 б.,4 зв.
194 слова.
Попковой Алисы 5 «В» класс.
- Скажи-ка, дядя, ведь (не) даром
Москва, спале…ая п..жаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говор(а/я)т, еще какие!
(Не) даром помн(е/и)т вся Россия
(Про) день Бородина!
- Да, были люди (в) наше время,
(Не) то, что нынешнее племя:
Богатыри – (не) вы!
Пл..хая(1) им д..сталась доля:
(Не) многие в..рнул(е\и)сь с поля...
(Не) будь на то г..сподня воля,
(Не) отдали б Москвы!
Мы(3) долго молча ..тступали,
Д..садно было, боя ждали,
Ворч..ли старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
(Не) смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
(О) русские штыки?"
И вот нашли б..льшое(2) поле:
Есть разгулят..ся где на воле!
Построили редут(4).
У наших ушки на макушк..!
Чуть утро осв..тило пушки
И леса синие в..рхушки -
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощ(у/ю) я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем лом(е/и)ть стеною,
Уж посто(е/и)м мы головою
(За) родину свою!
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
(1)– Плохая – 3 слога
П – (п)- согл., парн., глух., твёр.
Л – (л)- согл., непарн., звон., твёр.
О – (а)- глас., безуд.
Х – (х)- согл., непарн., глух., твёр.
А – (а)- глас., удар.
Я – (й)- согл., непарн., звон., мягк.
(а)- глас., безуд.
6 б., 7 зв.
(2) – Большое (больш\ое)
(3) – Мы – мест.,(кто?), н. ф. мы, 1-е л., И.п., мн. ч., подлеж.
150 слов.
Попкова Алиса 5 «В» класс.
Служ(е/и)л(2) на Кавказе офицером один барин. Звали его(3) Жилин.
Пришло раз ему письмо из дома(4). Пиш(и/е)т ему старуха мать: «Стара я уж стала, и хоч(е/и)т..ся перед смерт..ю повидат.. любимого сынка. Приезжай со мной простит..ся, п..хорони, а там и (с) б..гом, поезжай опять (на) службу. А я тебе и невесту пр..искала: и умная, и х..рошая, и именье есть. Полюбит..ся тебе, может, и жен(и/е)ш..ся и совсем остан(и/е)ш..ся».
Жилин и раздумался: «И (в) самом деле: плоха уж старуха стала; может, и (не) прид(ё/и)т..ся увидат... Поехат..; а если невеста х..р..ша — и женит..ся можно».
Пошел он к п..лковнику, выправил отпуск, простился с т..варищ(а/я)ми, поставил своим с..лдатам четыре в..дра водки на прощан..е и собрался ехат...
На Кавказе тогда война была. По д..рогам (ни) днем, (ни) ноч..ю (не) было проезда. Чуть кто из русских от..едет или отойдет от крепости, татары или уб..ют, или увед..т в горы. И было заведен.., что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в средине едет народ.
Дело(1) было летом. Собралис.. на зорьке обозы за крепость, вышли пр..в..жатые солдаты и тронулись по дороге. Ж..лин ехал верхом, а телега (с) его в..щ(я/а)ми шла в обозе.
Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин.
Пришло раз ему письмо из дома. Пишет ему старуха мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом, поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься».
Жилин и раздумался: «И в самом деле: плоха уж старуха стала; может, и не придется увидать. Поехать; а если невеста хороша — и жениться можно».
Пошел он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать.
На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в средине едет народ.
Дело было летом. Собрались на зорьке обозы за крепость, вышли провожатые солдаты и тронулись по дороге. Жилин ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе.
(1)– Дело – 2 слога.
Д – (д)- согл., парн., звон., мягк.
Е – (е)- глас., удар.
Л – (л)- согл., непарн., звон., твёр.
О – (а)- глас., безуд.
4б.,4зв.
(2) - Служил – (служ\и\л\ )
(3) – Его – мест., (кого?), н. ф. он, 3-е л., м. р., Р.п., ед. ч., допол.
191 слово.
Попкова Алиса 5 «В» класс
П.П. Бажов «Каменный цветок»
Так и пошло. На каждый день (п/П)рокопьич (Д/д)анилушке р..боту да(и/е)т, а все з..бава. Как сне(г/к) выпал, вел(и/е)л ему с с..седом за дровами езд(е/и)ть – пособ(е/и)шь-де. Ну, а какая п..дмога! Вперед на санях сид(е/и)т, лошадью прав(е/и)т, а назад за возом п..шком ид(и/е)т. Промн(и/е)т..ся так-то, поест дома да сп(е/и)т покрепче. Шубу ему Прокопьич справ(е\и)л, шапку теплую(2), рукавицы, пимы на заказ скатали.
Прокопьич, вид(и/е)шь, имел достаток. Хоть крепос..ной был, а по оброку ход(и/е)л, зарабатывал маленько. (К) Данилушке-то он крепко прилип(3). Прямо сказать, за сына держал. Ну, и не жал(е/и)л для него, а к делу своему (не) подпускал до времени.
В х..рошем-то жит..е Данилушко живо поправлят..ся стал и к Прокопьичу тоже прил..нул. Ну, как! - понял Прокопьичеву з..боту, в п..рвый раз так-то пришлось пожить. Прошла зима. Данилушке и вовсе вольготно стал... То он (на) пруд, то (в) лес. Только и к мастерству Данилушко присматривался. Прибеж(и/е)т домой(1), и сейчас же у них разговор. То, другое Прокопьичу расскаж(и/е)т да и спрашива(и/е)т - это что да это как? Прокопьич объясн(и/е)т, на деле покаж(и/е)т. Данилушко примеча(е/и)т(4).
Так и пошло. На каждый день Прокопьич Данилушке работу дает, а все забава. Как снег выпал, велел ему с соседом за дровами ездить — пособишь-де. Ну, а какая подмога! Вперед на санях сидит, лошадью правит, а назад за возом пешком идет. Промнется так-то, поест дома да спит покрепче. Шубу ему Прокопьич справил, шапку теплую, рукавицы, пимы на заказ скатали.
Прокопьич, видишь, имел достаток. Хоть крепостной был, а по оброку ходил, зарабатывал маленько. К Данилушке-то он крепко прилип. Прямо сказать, за сына держал. Ну, и не жалел для него, а к делу своему не подпускал до времени.
В хорошем-то житье Данилушко живо поправляться стал и к Прокопьичу тоже прильнул. Ну, как! — понял Прокопьичеву заботу, в первый раз так-то пришлось пожить. Прошла зима. Данилушке и вовсе вольготно стало. То он на пруд, то в лес. Только и к мастерству Данилушко присматривался. Прибежит домой, и сейчас же у них разговор. То, другое Прокопьичу расскажет да и спрашивает — это что да это как? Прокопьич объяснит, на деле покажет. Данилушко примечает.
(1)- Домой – 2 слога.
Д – (д)- согл., парн., звон., твёр.
О – (а)- глас., безуд.
М – (м)- согл., непарн., звон., твёр.
О – (о)- глас., удар.
Й – (й)- согл., непарн., звон., мягк.
5 б., 5зв.
(2) – Тёплую – (тёпл\ую)
(3) – Примечает – глаг., (что делает?), н. ф. примечать, 1-е спр., наст. вр., 3-е л., ед. ч., сказуем.
167 слов.
Попкова Алиса 5 «В» класс
Ах эта снежная зима
Браво, Феликс!
Мост из бумаги для Киры и Вики
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Под парусами