«Титаник» - крупнейшее пассажирское судно мира класса «Олимпик» (1912). «Титаник» принадлежал английской компании Уайт Стар Лайн. Во время первого рейса 14 апреля 1912 корабль столкнулся с айсбергом в Атлантическом океане и затонул. В этой аварии погибли 1 517 человек. История "Титаника" стала легендарной благодаря нескольким художественным фильмам, снятым по мотивам этой трагедии, последний фильм 1997 получил приз Оскара. Доклад является авторской творческой разработкой, которая была составлена в рамках конкурса "Исторические события".
Вложение | Размер |
---|---|
titanik.docx | 503.12 КБ |
Оглавление
Список исторических личностей: 13
Отражение в массовой культуре: 13
«Титаник» (англ. RMS Titanic) - крупнейшее пассажирское судно мира класса «Олимпик» (1912). «Титаник» принадлежал английской компании Уайт Стар Лайн. Во время первого рейса 14 апреля 1912 корабль столкнулся с айсбергом в Атлантическом океане и затонул. В этой аварии погибли 1 517 человек. История "Титаника" стала легендарной благодаря нескольким художественным фильмам, снятым по мотивам этой трагедии, последний фильм 1997 получил приз Оскара.
В различных материалах приводятся противоречивые данные о “Титанике”, о числе спасшихся и погибших, о том, сколько человек оказалось в спасательных шлюпках. “Титаник”, гордость британского торгового флота, был спроектирован опытнейшими конструкторами, построен из качественных материалов, на одной из самых лучших верфей мира и укомплектован тщательно подобранной командой.
К сожалению, придется смириться с тем, что исчерпывающая правда о гибели
“Титаника” уже не будет известна никогда. Несмотря на два расследования проведенных сразу же после того, как плавучий дворец поглотили волны, многие детали так и остались невыясненными.
31 марта 1909 киль "Титаника" был заложен на судостроительной верфи фирмы «Харленд энд Волфф» в Куинс-Айленде около Белфаста. Судно строили с помощью крупнейшего в мире портального крана, рядом с другим лайнером «Олимпиком», строительство которого началось раньше. Томас Эндрюс был главным конструктором суперлайнера "Титаник". Он был известным ирландским бизнесменом и судостроителем, исполнительным директором судостроительной компании «Харланд энд Вольф» в Белфасте. Эндрюс был главным конструктором «Титаника» и одним из 1517 человек, погибших на его борту 15 апреля 1912 года в Атлантике. Титаник" был первым судном, за который Эндрюс был ответственным как конструктор от самого начала до конца. Через два года и два месяца - 31 мая 1911 - «Титаник» был спущен на воду, а внутреннюю оснастку завершили 31 марта 1912. «Титаник» был несколько улучшенной моделью своего предшественника - «Олимпика». Его длина достигала 259,83 м, а ширина 28,19 м, общая вместимость - 46,328 рег. т, а водоизмещение - 52,147 тонны при осадке 10,54 метра. К тому времени он был самым большим судном в мире,
Судно строят в сухом доке, днище которого выполнено из прочного железобетона. На нем размещается спускное устройство, смонтированное из толстых досок и мощных балок. Они расположены наклонно к воде, и готовое судно при спуске легко соскальзывает на ее поверхность.
Киль проходит по всей длине судна и является как бы хребтом судна, на котором держится вся конструкция. Эта стальная балка, уложенная на массивные дубовые брусья шириной 120-150 и толщиной 7-10 сантиметров, составлена из большого количества прочно соединенных частей. Правильное положение киля проверяется с максимальной тщательностью. Долгое время это делалось так: по всей длине киля на определенном расстоянии друг от друга расставляли колья с небольшими отверстиями посередине. Затем на одном конце этого ряда зажигали свет и, если его можно было увидеть через все отверстия с другого конца, значит, киль был заложен правильно; в противном случае приходилось все исправлять и выравнивать.
На плоский киль по всей длине судно устанавливали вертикальный киль. К нему от носовой части к корме крепятся поперечные балки и соединяются между собой клепаными стальными листами, образующими настил второго дна, разделенного переборками на большое число водонепроницаемых отсеков, используемых в качестве емкостей для топлива и балластной воды.
После сооружения настила второго дна начинается установка перпендикулярно к килю с правого и левого борта стальных шпангоутов, представляющих собой профильные балки. Шпангоуты правого и левого борта соединяются поперечными стальными балками, на которых крепятся палубные настилы. Вместе со шпангоутами для создания жесткой конструкции оконечностей судна устанавливаются штевни - мощные стальные балки весом 50-75 тонн. Теперь можно приступать к обшивке судна пронумерованными стальными листами, которые крепятся к шпангоутам. Шпангоуты вместе с листами образуют корпус судна. По мере того как продолжаются работы на корпусе, вокруг поднимаются леса, позволяющие работать клепальщикам и сварщикам.
После того как смонтированы основные части судна, на высоте второго дна устанавливаются боковые кили. Это стальные полосы длиной около одной трети длины судна, расположенные в его центральной части по обоим бортам. Их задача - увеличить остойчивость судна, то есть ослабить его качку на волне. Затем на корме устанавливается руль, а винты насаживаются на валы.
Теперь судно готово к спуску. Это трудоемкая операция, требующая тщательной подготовки и большого напряжения. Дальнейшая работа продолжается уже на воде, при стоянке судна у заводского причала. На него нужно установить машины и множество другого оборудования. Объем необходимых работ можно представить на примере "Олимпика", вес которого при спуске составлял 24600 тонн, а после доукомплектования увеличился примерно в два раза.
«Титаник» был самым большим судном, которое когда-либо до него строилось. На «Титанике» были три винта и комбинированная силовая установка. Она состояла из двух групп четырехцилиндровых поршневых паровых машин, вращали два боковых винта, каждый весом 38 тонн, и паровой турбины низкого давления, которая вращала четырёхлопостной средний винт весом 22 тонны. Мощность паровых машин и турбины равнялась как минимум 55 000 л., Что позволяло развивать скорость более 23 узлов. Турбина размещалась в кормовой части судна. Ближе к носовой части располагались паровые машины, далее шесть отсеков были заняты 24 котлами, которые производили пар для главных машин, турбин, генераторов и вспомогательных механизмов. Каждый котел имел 6 печек, а еще 5 вспомогательных котлов имели по 3 печки".
В конструкции «Титаника» использовали новейшие технологии того времени. Его дизайн был настолько революционным, что журнал «Шипбилдер» (Shipbuilder) провозгласил его «практически непотопляемым». Внутри, трюм "Титаника" был разделен 15 поперечными перегородками на 16 больших водонепроницаемых отсеков. Конструкция позволяла судну оставаться на плаву с двумя любыми затопленными отсеками, или даже четырьмя первыми отсеками, но затопления большего количества отсеков и в других частях корпуса могла привести к затоплению целого судна. Однако считалось, что революционные по тем временам новшество (например, электрические люки между отсеками) позволят избежать больших проблем.
На открытой шлюпочной палубе размещались 20 спасательных шлюпок. В ее передней части находился ходовой мостик, удаленный от носа судна на 58 метров. На мостике располагалась ходовая рубка со штурвалом и компасом, сразу за ней помещение, где хранились навигационные карты. Справа от рулевой рубки были штурманская рубка, каюта капитана и часть кают офицеров, слева - остальные каюты офицеров. Позади них за передней трубой – рубка радиотелеграфа и каюта радиста.
Огромное судно, каким был "Титаник", должно было иметь достаточное количество электроэнергии. К распределительной сети были подсоединены 10.000 лампочек, 562 электрообогревателя, прежде всего в каютах I класса, 153 электромотора, в том числе электроприводы для восьми кранов общей грузоподъемностью 18 тонн, четыре грузовые лебедки грузоподъемностью 750 килограммов. Электричество обеспечивало работу вентиляторов в котельных и машинных отделениях, четырех лифтов для пассажиров, каждый на 12 человек, из которых три обслуживали пассажиров I класса и один - II класса, и большое количество телефонов. Помимо основных телефонных линий, соединявших мостик с носовой частью, кормой, машинным отделением, вахтенным постом на передней мачте и другими важными участками, на "Титанике" имелся коммутатор с 50 линиями, обеспечивавшими связь с другими помещениями и постами судна. Электричество питало также пятикиловаттный генератор беспроволочной телеграфной станции "Маркони", электроприборы в гимнастическом зале, десятки машин и приборов в кухнях, нагреватели и холодильники.
Кроме новейших технологий того времени, «Титаник» был также роскошно оборудованный многими самыми изысканными удобствами и роскошью. На судне кроме обычных для того времени удобств, были также бассейн, спортзал, турецкая баня, библиотека и зал для игры в мяч. Даже каюты третьего класса были лучше чем на любом другом корабле, каюты же первого класса были непревзойденные по уровню роскоши, отделки и удобств. Они имели изысканная мебель с драгоценным убранством, картины и частный променад. Стоимость билета в таких каютах была приблизительно 4 350 долларов - огромная сумма для того времени. Также к услугам пассажиров первого класса было кафе «Паризьен», которое предлагало изысканную европейскую кухню в шикарно отделанном кафе и на веранде. Для удобств пассажиров первого класса были также три лифта и один лифт для второго класса.
Самой оригинальной и изысканной частью интерьера лайнера были Великие Ступени "Титаника". По широкой лестнице можно было спуститься в помещение первого класса, попадая со шлюпочной палубы внутрь судна. В верхней части лестницы стену, отделанную ореховым деревом, были встроены большие часы с бронзовыми фигурами Чести и Славы, венчающими Время. Над всей лестницей возвышался внушительный стеклянный купол, разделённый фигурными металлическими переплётами на симметричные части. Лифты без шума доставляют пассажиров в нижние части судна и возвращают обратно на верхние палубы. На палубе А можно было полюбоваться читальным залом, курительным салоном, холлом и зимним садом.
На "Титанике" было предусмотрено всё, что могло потребоваться для удовлетворения самых изысканных желаний пассажиров, привыкших получать за свои деньги максимум забот, внимания, удобств и роскоши. По замыслу создателей судна, оно должно было в наибольшей степени удовлетворять запросы именно этого избалованного слоя общества. Например, специальное отделение для собак пассажиров первого класса, салон, предназначенный только для камердинеров миллионеров и горничных их жён, или возможность моментальной доставки свежих срезанных цветов, хранившихся в холодильных камерах, превосходили всё, что до сих пор случалось видеть на пароходах даже крупнейших судоходных компаний.
На «Титанике» было семь офицеров - трое старших и четверо младших. Капитаном «Титаника» был назначен Эдвард Джон Смит - английский мореплаватель с большим опытом. Смиту доверяли как пассажиры, так и руководство компании, несмотря на аварию под его руководством, во время которой лайнер Олимпик столкнулся с другим кораблем и пострадал. Сам капитан Смит планировал уйти на пенсию после этого рейса.
На момент выхода «Титаника» на трансатлантическую трассу на его борту находилось 1316 пассажиров и 908 членов экипажа (по данным Министерства торговли Великобритании). Лайнер мог брать на борт до 2439 пассажиров, но в апреле спрос на трансатлантические рейсы был традиционно низок, поэтому «Титаник» был загружен только наполовину.
Пассажиры «Титаника» представляли собой настоящий «бомонд» того времени - миллионеры, финансовые магнаты, европейская знать и другие выдающиеся личности. Наиболее известными были миллионер Джон Джейкоб Астер, индустриальный магнат Бенджамин Гугенгайм, обладатель ряда магазинов Исидор Страус, Сэр Козмо Даф Гордон и многие другие. Среди присутствующих также была миллионерша Маргарет Браун («Молли»), которая получила славу именно благодаря ее путешествию и спасению во время аварии. По ее храбрость и бесшабашность американская пресса назовет ее позже «непотопляемого Молли» - ее персонаж появится в нескольких пьесах и фильмах. Главный менеджер компании Брюс Исмей также принял участие в этом рейсе - его намерением было сравнить уровень сервиса и характеристики «Титаника» с «Олимпиком», который прошел испытания год назад. Для этого в рейс были приглашены также главный инженер, который строил корабль - Томас Эндрюс и несколько других специалистов.
Для развлечения пассажиров был законтрактован оркестр из восьми человек: семь англичан и один француз. Поведение членов оркестра во время аварии тоже стала легендарной, поскольку, пытаясь унять страсти и предотвратить панику, они играли почти до самого конца и поэтому не смогли спастись.
Начало его первого рейса в среду 10 апреля 1912 едва не завершился катастрофой для «Титаника». Когда была отдана команда, отшвартоваться, «Титаник» так быстро начал выходить из гавани Саутгемптону, что поднял большую волну, и от нее оборвались тросы другого американского корабля, стоявшего на приколе, и он едва не столкнулся с «Титаником». Только благодаря своевременным командам и решительным действиям капитана Смита удалось предотвратить аварию еще в гавани Саутгемптона. Спустя 5,5 часов, пройдя 147 км, лайнер взял на борт пассажиров из французского Шербура. Второй остановкой был ирландский Квинстаун (Ков), которого «Титаник» достиг около полудня 11 апреля, там были пополнены запасы провизии, а на борт поднялись последние пассажиры.
14 апреля 1912 - в воскресенье в день аварии было получено несколько сообщений об айсбергах у побережья Северной Америки. И многие были гораздо южнее, как раз на пути транспортных сетей. Еще в пятницу и субботу поступали телеграммы с предупреждениями от других кораблей, наблюдавших айсберги на своем пути.
Первое сообщение об айсбергах в воскресенье было получено в 13:40 и передано капитану Смиту, который вместо того, чтобы вывесить его на мостике передал его Брюсу Исмэй и вернул его только значительно позже. Под влиянием этого сообщения и еще двух телеграмм позже капитан Смит сменил курс «Титаника» отклонив его на 16 километров южнее обычного маршрута.
Еще одна более конкретная телеграмма поступила от немецкого судна «Америка» в 13:45, где сообщалось о двух больших айсбергах значительно южнее обычного. Однако эта телеграмма так и не попала на капитанский мостик - получив телеграмму, радисты начали ремонтировать передатчик, не обратив на телеграмму внимания и положив ее в кучу с другими бумагами. Эта важнейшая новость так и не попала во внимание команды и «Титаник» продолжал продвигаться вперед на большой скорости - 22,5 узлов.
Хотя команда и имела многочисленные предупреждения об айсбергах, действенные меры не были приняты и уверенность в технологических новшествах лайнера, давала капитану и команде надежду, что беду можно будет обойти
«Титаник» продолжал приближаться к побережью Северной Америки на большой скорости, и команда оказывала большее значение резко падающей температуре и другим ежедневным хлопотам, чем мерам безопасности. В частности, в воскресенье не состоялась тренировка экипажей спасательных лодок, которое было предусмотрено циркуляром компании «Уайт Стар», однако никто не обратил на это внимания, зато второй помощник капитана Чарльз Лайтоллер распорядился принять меры, чтобы запасы пресной воды не замерзли в связи с низкой температурой. Капитан Смит обсудил с Лайтоллер ситуацию и пошел спать. Было отмечено, что море было чрезвычайно тихим, что также было опасным ввиду того, что без ветра не было волн вокруг айсберга, которые можно было бы увидеть издалека. К тому же, матросы в «вороньем гнезде» - смотровой площадке на высокой мачте не имели биноклей. Матросов, которые просматривали, таким образом, путь корабля, нанимали специально для этой работы и в смятении первого рейса забыли обеспечить их биноклями. Даже если они и были бы, увидеть айсберг в темноте безлунной тихой ночи на большом расстоянии было почти невозможно.
В 23:40 одному из матросов в «вороньем гнезде» - Фредерику Флиту удалось разглядеть большой айсберг прямо по курсу корабля, и он быстро ударил в колокол и позвонил на капитанский мостик. Получив новость, шестой помощник капитана Джеймс Муди и старший офицер срочно приняли меры - машинному отделению была отдана команда, остановить двигатель и перевести обороты винтов в обратное направление, штурвал был повернут влево до конца. Несмотря на это, кораблю не хватило расстояния для полного поворота, чтобы обойти его, и айсберг пробил обшивку вдоль кормы, повредив, таким образом, стальные пластины ниже ватерлинии и вызвав затопление трюма. Хотя помощник капитана Мэрдок и позакрывал автоматические люки между отсеками, повреждения вдоль целого борта повлекло затопление сразу шести отсеков и к тому же они не были плотными и достигали только палубы Е.
В 0:05 15 апреля капитан Смит приказал расчехлить спасательные шлюпки и постепенно собирать пассажиров на шлюпочной палубе. Затем он лично пришёл в радиорубку и приказал радистам передавать сигнал бедствия. При этом сначала в эфир были переданы неточные координаты «Титаника», погрешность составила порядка 20 км. Тем временем вода стремительно затопляла подпалубные помещения, и около полуночи они были полностью залиты водой.
В сложившихся условиях необученному экипажу предстояло подготовить к спуску 16 шлюпок, усадить в них 1100 человек и спустить их с высоты 21 м. Ввиду недостаточной квалификации команды, отсутствия чёткого алгоритма действий, сумятицы на палубе эвакуация была организована плохо.
В 0:15 старшим стюардам всех классов был передан приказ капитана позаботиться о том, чтобы пассажиры тепло оделись и покинули каюты, захватив спасательные жилеты. И все это проделать так, чтобы не создавать паники и дополнительных осложнений. На «Титанике» не было системы оповещения, поэтому стюарды начали ходить по каютам, будить спящих пассажиров и членов экипажа и сообщать им о необходимости пройти к шлюпочной палубе.
Во избежание паники экипаж не сообщал истинных причин эвакуации. В первом часу ночи большинство пассажиров, так или иначе, узнали об айсберге, но, поскольку значительная их часть практически не ощутила столкновения, оно не воспринималось как фатальное. Те пассажиры, которые поднялись на шлюпочную палубу, спокойно наблюдали в стороне за подготовкой шлюпок к спуску. Ни малейших признаков паники в это время замечено не было. Многие пассажиры не стали подниматься на шлюпочную палубу, предпочитая оставаться в тёплых каютах. Люди не могли поверить, что «Титаник» тонет, и считали мероприятия по эвакуации лишней формальностью, несмотря на то, что после полуночи стал, заметен дифферент на нос.
Капитан Смит понимал, что даже при полной загруженности шлюпок больше 1000 человек останутся на тонущем корабле. Это обстоятельство повергло его в ужас. Он на некоторое время потерял решительность: не призывал к скорейшей эвакуации, не организовывал работу команды, отдавал невнятные, противоречивые приказы, не слушал помощников и других членов экипажа. Капитан не приказал помощникам загружать шлюпки как можно больше, ввиду их недостаточного количества, не следил за ходом эвакуации и за выполнением своих приказов.
В 0:45 от правого борта на воду была спущена первая шлюпка (№ 7). В ней было занято 28 мест (из 65). Вслед за ней с интервалом в несколько минут были спущены шлюпки № 5, 3 и 8. В 1:10 от левого борта была спущена шлюпка № 6. В первых девяти шлюпках, спущенных с «Титаника», оставалось большое количество свободных мест. Шлюпка № 5 была спущена на воду с 29 свободными местами, шлюпка № 3 с 33, шлюпка № 8 с 37, шлюпка № 1 с 28.
Шлюпки с «Титаника» продолжали спускаться с интервалом в несколько минут. Краска, которой были покрашены лебедки, была свежей, и, поскольку ими ещё не пользовались, канаты прилипали к блокам. Шлюпки шли вниз рывками. Сначала резко опускалась носовая часть, потом корма. Миссис Уоррен позднее говорила, что в ту минуту она была уверена, что выпадет из шлюпки. Томас Эндрюс ходил по шлюпочной палубе и призывал женщин, которые все ещё колебались, спуститься в шлюпки. «Дамы, — говорил он, — вы должны немедленно сесть. Нельзя терять ни минуты. Не будьте привередливыми в выборе шлюпок. Не раздумывайте. Садитесь, садитесь!»
Между тем экипаж в трюме под руководством главного механика Джозефа Белла продолжал бороться с водой. Члены трюмной команды установили в носовые отсеки дополнительные насосы и продолжали откачивать воду. Инженеры, котельщики и машинисты выпускали пар из котлов в четвёртой котельной, чтобы те не взорвались во время затопления. В первых трех котельных работа не прекращалась, вырабатываемый пар поддерживал работу генераторов, благодаря чему обеспечивалось бесперебойное электроснабжение судна. Около 0:45 герметичная дверь между пятой и затопленной шестой котельной не выдержала давления и обрушилась. В результате в пятую котельную хлынул рокочущий поток океанской воды, убив двоих механиков.
В 1:20 вода уже начала затоплять полубак, только тогда большинство пассажиров поняли, что «Титаник» обречён и в ближайшее время неизбежно затонет. В шлюпки начали садиться женщины, которые ещё недавно отказывались или колебались. Появились первые признаки паники: люди начали перебегать с одного борта на другой в поисках свободной шлюпки, некоторые пытались запрыгнуть с палубы в шлюпку во время её спуска.
В 1:30 дифферент на нос составлял больше 5°, а из-за крена в 9° на левый борт между шлюпками на левом борту и корпусом корабля образовалась метровая щель. Дети не могли преодолеть это расстояние, и их приходилось попросту бросать в шлюпку.
По приказу капитана в 0:14 радисты начали передавать сигнал бедствия CQD, который продолжал использоваться на радиооборудовании компании «Маркони К°» после принятия в 1906 году единого радиосигнала бедствия SOS. Ближе всего к тонущему «Титанику» оказались три судна: «Калифорниэн» в 32 км, «Маунт Тампль» в 80 км и «Карпатия» в 93 км.
В 23:30 после пятнадцати часов напряжённой работы единственный радист «Калифорниэна» Сирил Эванс выключил радиостанцию и отправился спать. По трагическому стечению обстоятельств это произошло всего за 10 минут до столкновения «Титаника» с айсбергом и за 40 минут до начала передачи сигнала бедствия. Поскольку у Эванса не было сменщика, единственное судно, которое могло прийти на помощь, пока «Титаник» ещё держался на плаву, не отвечало на сигналы бедствия.
С мостика «Титаника» были видны огни «Калифорниэна», который не реагировал на сигнал бедствия, поэтому капитан приказал пускать сигнальные ракеты белого цвета через каждые пять минут. Все восемь ракет, выпущенные четвёртым помощником Боксхоллом, видели на мостике «Калифорниэна», однако вахтенные посчитали, что какое-то грузовое судно без телеграфа информирует о том, что оно остановилось из-за большого скопления айсбергов. Также экипаж «Титаника» пытался установить связь с помощью лампы Морзе, но на «Калифорниэне» их приняли за обычное мерцание огней судна вдалеке.
Радистам «Титаника» удалось установить связь со многими судами и передать сигнал бедствия. 7 судов сменили курс и отправились к месту бедствия.
В 2:10 ночи вода в носовой части завесила настолько, что начала погружать нос и поднимать корму из воды почти вертикально. В 2:17 корма уже была поднята из воды под углом в 45 °, и это привело к обрушению дымовых труб и затопления центральной части лайнера через пробитый стеклянный купол. В это время среди уцелевших пассажиров уже началась паника - мебель, незакрепленные оборудования начали переворачиваться, погас свет. Даже массивные котлы внизу не выдержали напряжения и, оторвавшись, проломили несколько перегородок трюма.
За всё время затопления внутрь лайнера проникло порядка 65 000 т воды, таким образом, его водоизмещение увеличилось более чем в два раза, с 52 310 т до 117 000 т. В таком состоянии корпус корабля находился под действием двух противоборствующих сил: с одной стороны, нос тянуло ко дну, результирующая сила, действующая на корму, вследствие уменьшения выталкивающей силы была также направлена вниз. С другой стороны, погрузившаяся под воду средняя часть лайнера (между второй и третьей трубой) сохраняла положительную плавучесть. Возник изгибающий момент, стремящийся повернуть корму относительно носа. В результате в 2:18 корпус лайнера разломился в районе третьей дымовой трубы на две части. Средний сегмент при разломе почти полностью разрушился. Кормовая часть опустилась и приняла почти горизонтальное положение. Некоторое время нос и корму связывал участок двойного дна. Полностью отвалившись, нос пошёл ко дну, а корма, быстро заполняясь водой, приняла почти вертикальное положение и на несколько секунд остановилась, затем, вращаясь вокруг своей оси, стала погружаться и в 2:20 полностью скрылась под водой.
После потопления корабля сотни людей остались в холодной воде. Некоторые погибли сразу от травм, либо утонули - однако большинство умерли от холода. Холодная вода снижала температуру тела настолько, что это останавливало кровообращение и препятствовало жизнедеятельности многих органов - в первую очередь легких. Между тем некоторые пассажиры в 18 шлюпках колебались: стоило ли возвращаться подбирать выживших из моря. Было опасение, что в панике эти шлюпки будут переполнены и тоже пойдут на дно. Через 15-20 минут крики стали постепенно замолкать, тонущие люди теряли сознание и умирали. Пятый помощник Гарольд Лоу, командовавший шлюпкой № 14, ждал, пока голоса немного утихнут, перед тем, как вернуться и подобрать ещё живых людей. Для этого он собрал вместе 5 шлюпок и пересадил в них пассажиров своей шлюпки. Затем с семью матросами и одним добровольцем стал грести в сторону места крушения. Вся операция заняла около 40 минут. К этому времени в живых оставалось всего несколько человек. Одним из спасённых оказался азиат, которого в бессознательном состоянии втащили в шлюпку с плавающей двери. Он очень быстро пришёл в себя и вскоре стал даже помогать матросам грести. Всего команда Лоу вытащила из воды четверых мужчин, один из которых вскоре умер. На поверхности воды остались плавать сотни окоченевших трупов, руки многих были сведены судорогой и подняты вверх.
История потопление такого совершенного корабля, как «Титаник» и гибель такого большого количества людей стала главной новостью. Только с прибытием спасенных пассажиров стала проясняться истинная картина трагедии: с 1 324 пассажиров и 899 членов экипажа "Титаника" только 706 удалось спастись. Позже только 320 тел были найдены на поверхности океана; погибших подбирали на специальном судне, зафрахтованном компанией Уайт Стар, и похоронили тоже за счет компании в г. Галифаксе, провинции Новая Шотландия Канады. После двух недель поисков обнаружили и подняли 306 тел. На континент были доставлены в основном пассажиры 1 класса, которых определяли по дорогой одежде и личным вещам. Тела остальных зашивали в холщовые мешки и по одному сбрасывали в море. Всего в море было захоронено 116 человек, 60 из них не были опознаны. Из 1500 погибших при крушении «Титаника» найдены были лишь 333 тела. В июне одно из поисковых судов сообщило, что спасательные жилеты, удерживающие тела на поверхности воды, разваливаются, и все оставшиеся тела в любом случае к этому времени утонули.
В катастрофе выжило менее трети находившихся на борту. Один пассажир скончался на борту «Карпатии», несколько человек умерли спустя какое-то время после прибытия её в Нью-Йорк от различных травм, полученных при крушении, и нервного потрясения. Из пассажиров погибло 49 % детей, 26 % женщин, 82 % мужчин. Из членов экипажа выжили только 23 %. Всего в ту ночь на «Титанике» погибло 696 членов экипажа, 528 пассажиров третьего класса, 167 пассажиров второго класса и 123 пассажира первого класса.
Причины крушения:
Столь большое число погибших объясняется, прежде всего, недостатком шлюпок на борту. На помощь тонущему «Титанику» мог прийти пароход «Калифорниэн», если бы там с меньшим легкомыслием отнеслись к сигнальным ракетам, если бы вахтенные помощники смогли распознать сигналы, передаваемые с помощью лампы Морзе, если бы на борту имелся второй радист, который бы принял сигнал бедствия.
Брюс Исмей - главный менеджер компании Уайт Стар Лайн;
Бенджамин Гугенгайм – индустриальный магнат, пассажир корабля «Титаник»;
Боксхоллом - четвёртый помощник капитана корабля «Титаник»;
Гарольд Лоу - пятый помощник капитана корабля «Титаник»;
Джек Филлипс - радист корабля "Титаник";
Джозеф Белла - главный механик корабля «Титаник»;
Джон Джейкоб Астер – миллионер, пассажир корабля «Титаник»;
Джеймс Муди - шестой помощник капитана корабля «Титаник»;
Исидор Страус - обладатель ряда магазинов, пассажир корабля «Титаник»;
Маргарет Браун(Молли) – миллионерша, пассажир корабля «Титаник»;
Миссис Уоррен - пассажир корабля «Титаник»;
Сэр Козмо Даф Гордон - пассажир корабля «Титаник»;
Томас Эндрюс - главный конструктор корабля «Титаник»;
Уильям Мэрдрок - помощник капитана корабля «Титаник»;
Фредерик Флит - матрос корабля «Титаник»;
Чарльз Лайтоллер - второй помощник капитана «Титаник»;
Эванс Сирил - радист корабля "Калифорниэна";
Эдвард Джон Смит - капитан корабля "Титаник".
В живописи:
Вилли Штёвер - немецким художник-график. Создал чёрно-белую иллюстрация «Гибель Титаника» для журнала Die Gartenlaube («Садовая листва»). На ней изображены последние минуты «Титаника» перед погружением.
Кен Маршалл - американский живописец. Особое место в его творчестве занимает тема крушения «Титаника». Многим его картинам присуща почти фотографическая точность.
В литературе:
Лоренс Бизли - «Гибель парохода „Титаник “
Арчибальд Грейси IV - «Правда о Титанике» и «Титаник: Рассказы выживших»
Чарльз Лайтоллер - «Титаник и другие корабли»
Уолтер Лорд - «Незабываемая ночь» (или «Последняя ночь»)
Милош Губачек - документальная книга «Титаник»
Предвосхищение катастрофы:
Морган Робертсон - американский писатель-фантаст. Опубликовал повесть в 1898 г. «Тщетность», которая в 1912 году (после реального крушения) была переиздана с небольшими изменениями под названием «Тщетность, или крушение Титана».
В кинематографе:
14 мая 1912 года вышел немой десятиминутный художественный фильм «Спасшаяся с Титаника». Главную роль в нём исполняла американская актриса Дороти Гибсон, которая была пассажиркой «Титаника».
В 1943 году по заказу Йозефа Геббельса, рейх министра народного просвещения и пропаганды нацистской Германии, был снят пропагандистский фильм «Титаник».
Первым фильмом о трагическом плавании «Титаника», который удостоился премии Оскар, был «Титаник» американского режиссёра Жана Негулеско, выпущенный в 1953 году.
В 1958 году вышел фильм «Гибель „Титаника“» (оригинальное название «Незабываемая ночь») — документальная кинодрама, экранизация документально-исторической книги Уолтера Лорда «Последняя ночь „Титаника“». Режиссёром фильма стал Рой Уорд Бейкер. Съёмки картины проходили в Великобритании. При постройке декораций были использованы чертежи корабля, в качестве консультантов выступили четвёртый офицер «Титаника» Джозеф Боксхолл и коммодор «Кунард Лайн» Гарри Греттидж.
В 1979 году вышел англо-американский телефильм, в российском показе называвшийся «Спасите „Титаник“», «Титаник» или «S.O.S. с „Титаника“, реалистично показавший плавание и крушение «Титаника», а также судьбы и переживания нескольких групп его пассажиров разных классов.
Художественный фильм «Титаник» является одноимённой картиной Джеймса Кэмерона, вышедший на экраны в 1997 году. «Титаник» получил 11 премий Оскар, на протяжении 12 лет удерживал достижение самого кассового фильма. Перед началом съёмок режиссёр Джеймс Кэмерон совершил 12 погружений к обломкам лайнера и тщательно исследовал их. В написании сценария, подготовке декораций принимали участие такие специалисты по «Титанику», как член исторического общества «Титаник» Дон Линч, художник Кен Маршалл, историк и исследователь Паркс Стивенсон.
Помимо художественных фильмов, крушению «Титаника» посвящено много документальных - «Секунды до катастрофы: Титаник» и «Что потопило Титаник?», «Непотопляемый Титаник», «Заключительное слово с Джеймсом Кэмероном», фильм канала «Россия-1» «Титаник».
Тема крушения «Титаника» затронута также в мультипликации. Гибель корабля легла в основу нескольких мультфильмов, в том числе: «Титаник. Легенда продолжается» и «Легенда Титаника». Отличительной стороной этих мультфильмов является весёлая подача произошедшего крушения, а также счастливые окончания.
В компьютерных играх:
В 1996 году вышла игра «Титаник: Прошлое можно изменить». Игра проходит от первого лица от имени британского шпиона.
«Титаник» присутствует в нескольких судоводительских симуляторах, например, «Ship Simulator 2006», «Ship Simulator 2008», «Virtual Sailor», Silent Hunter III.
В 2012 году компания «Four Funnels Entertainment» анонсировала выход игры «Титаник:Честь и слава
Вилли Штёвер «Гибель Титаника»
Кен Маршалл «Титаник»
Сказка об одной Тайне
Агния Барто. Сережа учит уроки
Под парусами
Привередница
Акварельные гвоздики