Данная исследовательская работа посвящена любовной лирике В.М. Тушновой 1940-х годов. Предметом данного исследования является образ лирической героини любовной лирики В. Тушновой 1940-х гг.
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_liricheskoy_geroini_veroniki_tushnovoy.docx | 48.49 КБ |
Оглавление
Введение …………………………………………………..с. 2-3
Заключение………………………………………………….с.14
Список использованной литературы и источников………с.15
Введение
Лирический герой – это образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделенное особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром, а подчас и приметами реального облика, явленный из текста лирических композиций (цикл стихотворений, книга стихов, лирическая поэма, лирика конкретного поэта в целом). Понятие лирический герой впервые было сформулировано Ю.Н. Тыняновым в 1921 году применительно к творчеству А.А. Блока. Такому авторскому образу сопутствует лиричность, искренность, самонаблюдение, исповедальность. Не случайно в читательском сознании образ лирического героя чаще всего ассоциируется с реальной поэтической личностью. [8]
Особенно ярко это проявляется в любовной лирике, которая является основой творчества многих русских поэтовXIXи XX столетий. Именно в лирических стихотворениях о любви выражаются самые глубокие переживания поэта; он создает художественное произведение, передавая сокровенные мысли и чувства.
Тема любви была главной для Вероники Тушновой; наиболее известными являются её ранние произведения, на стихи которых были написаны знаменитые песни: «А знаешь, всё ещё будет…», «Не отрекаются любя». Уже современники отмечали камерность её лирики, обвиняя поэтессу в «перепевах надуманных переживаний в духе салонной лирики Ахматовой»[6] Но именно камерность, исповедальность лирики Тушновой делают её близкой и понятной современному читателю: «Почти каждое стихотворение этой женщины мгновенно западает в сердце и остается там»[1].Внутренний драматизм любовного чувства, стремление передать его в тончайших нюансах сближают лирику Тушновой с творчеством Марины Цветаевой, для лирической героини которой точно так же жизнь вне любви невозможна [4].Именно в 1940-е годы тема любви в лирике Тушновойначинает своё развитие, завершившееся в итоговом сборнике «Сто часов счастья» (1965 г.)
Предмет исследования – образ лирической героини любовной лирики В. Тушновой1940-х гг.
Объект исследования – стихотворения В. Тушновой 1940-х годов.
Цель исследования – рассмотреть характерные черты образа лирической героини В. Тушновой1940-х годов и обозначить её связь с традициями русской поэзии XX века, с творчеством М. Цветаевой.
1. «Не отрекаются любя …»
Любовь – это тяжёлое испытание, заставляющее человека преодолевать не только неизбежные трудности, но и самого себя, уступать другому, порой забывая о гордости, и, конечно, терпеливо ждать. Лирическая героиня Вероники Тушновой умеет ждать и всегда надеется на лучший исход.
Героиня стихотворения «Не отрекаются любя…» (1944) (вошло в сборник «Пути-дороги», 1954 г.) убеждена, что её любимый обязательно вернётся, поэтому не перестаёт его ждать. Любовь – это тепло и свет, которых не хватает людям; именно поэтому героиня уверена, что любимый вернётся к ней, «когда темно, когда в окно ударит вьюга». Только любовь позволит преодолеть все преграды: холод и мрак зимней ночи, снег, который заметёт «пути на дальних подступах к воротам». Препятствием для героев могут стать и очередь у телефона-автомата, и внезапно, «как назло», «ползущие» трамвай, метро…
Лирическая героиня до мелочей представляет себе обстановку, в которой должна произойти долгожданная встреча: чувства («грусть и тишь»), звуки в доме («хрип счётчика и шорох книжки») и то, как любимый постучит в двери, «взбежав наверх без передышки». Именно за эту встречу, в которую она так верит, героиня готова «всё отдать» и ей «трудно не ждать» любимого уже сейчас, возможно, задолго до его возвращения.
Первая строка стихотворения звучит как непреложный закон жизни, которому необходимо следовать. Что значит «не отрекаются любя»? Возможно, это слова о том, что любящий человек не откажется от своей любви, от своей мечты и преодолеет все преграды, стоящие перед ним.
2.«А знаешь, всё ещё будет…»
В стихотворении «А знаешь, всё ещё будет…» (1948) поэтесса задаётся вопросом: «Счастье – что оно?» По её мнению, это то, что нельзя закрыть на замок, потому что оно словно птица в клетке, любящая свободу. А клетка для птицы – смерть, «искалеченные крылья».
Это стихотворение не только о счастье– оно о надежде. Самое главное – верить, что «всё ещё будет». Лирическая героиня отпускает любимого человека без боли, без упрёков, потому что желает ему добра и не хочет лишать свободы: «Улетаешь? Лети, пожалуйста!» И всё же она верит, что когда-нибудь они с любимым обязательно «отпразднуют встречу». А значит, на новом этапе жизни снова наступит весна, которую «наколдует южный ветер». Весна для лирической героини – символ её любви, чувства возвышенного и одновременно земного. Счастье героини вернётся, когда однажды на рассвете её «разбудят» губы любимого человека.
Марина Цветаева в стихотворении «Никто ничего не отнял!» тоже рассказывает о расставании. Но надежды у лирической героини не остаётся. Она также отпускает любимого, и, как в стихотворении Тушновой, с его уходом связывается мотив полёта. Но героиня Тушновой отпускает героя легко, в то время как полёт героя стихотворения Цветаевой будет «страшным», и лирическая героиня предчувствует это:
На страшный полёт крещу Вас:
Лети, молодой орёл!
Героиня Тушновой называет героя на «ты», а у Цветаевой «Вы» ненадолго сменяется на «ты» во второй части стихотворения: за отстранённостью, желанием скрыть истинные чувства: «Мне сладостно, что мы врозь…» – скрывается боль разлуки.
Любящая женщина, поэт, говорит и о неравенстве талантов, «даров»:
Что Вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих!
И всё-таки только она может так любить, так смотреть вслед уходящему герою:
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел Вам вслед…
Дважды, в начале и в конце стихотворения, повторяется строка «Целую Вас через сотни…», замыкающая текст в кольцо. Только вначале героев разъединяют лишь вёрсты, и любовь лирической героини способна преодолевать это пространство, а в финале стихотворения их уже разделяют годы, которые также не могут победить её чувство.
3. «Не знаю – права ли…»
В произведениях Вероники Тушновой и Марины Цветаевой перекликаются не только мотивы полета и преодоления времени и пространства.Самым главным являются взаимоотношения героев, то, чем они способны пожертвовать ради любимого.А ведь умение отпускать тоже связано с тем, чтогероиня жертвуетсобственными чувствами, как бы тяжело ей это ни давалось.
Так, стихотворение «Не знаю – права ли…» (1946) пронизано душевной болью лирической героини, мучительными сомнениями:
Не знаю – права ли,
не знаю –честна ли,
не помню начала,
не вижу конца...
Может быть, она не помнит, как всё началось, потому что любовь поглотила её, заставила забыть обо всём. А конца не видит, потому что героев не ждёт счастье…
Однако она не сожалеет, «что было так немо и прямо, так просто и трудно, так нежно и зло…»Столкновение противоречивых чувств, сложность взаимоотношений героев воплощены в антитезах «просто» –«трудно»,«нежно»–«зло».И даже в запахе осени, «тревожном» и «пряном», дурманящем, выражена эта противоречивость. Осень – пора увядания, не случайно любовь героев обречена.
Обреченность ощущаетсяи в образе неба, которое «дымно...на склоны ползло». Тучи на небе –это символ надвигающейся боли в душе лирической героини – боли, которая не подвластна светлому чувству. Но эти минуты, пусть и горькие, наполненные тревогой, страданиями, всё же были проведены с любимым человеком, поэтому они воспринимаются как самые дорогие моменты в жизни: «Прекрасен той первой поры неуют...»
Любовь оборвалась, едва начавшись, и слишком многого в ней не было: «Я рада, что не было встреч под часами, что не целовались с тобой у крыльца…» Безусловно, читатель не верит в правдивость слов героини о радости, потому что онабудто пытается убедить саму себя. Подтверждением этому являются первые строчки стихотворения: «Не знаю, честна ли…» Лирическая героиня говорит, что во взаимоотношениях с дорогим ей человеком не было каких-либо клятв и требований, взаимных обязательств:
…я ничего тебе не обещала
И ты ничего не просил у меня.
Но героиня, которая дважды повторяет слова «я рада», несмотря на боль, сомнения, тревогу, благодарна любимому человеку, потому что именно рядом с ним в те быстротечные минуты она чувствовала себя счастливой…
Сомнения героини напрасны: любовь не принесла счастья, но женщина права, потому что честна и с любимым, и сама с собой, она умеет быть благодарной, искренней в выражении чувств, не винит героя и ничего у него не просит:
Подарков не просят
и не обещают,
подарки приносят
и отдают.
Любовь – дар, о ней нельзя просить, её нужно отдавать бескорыстно, а герой, по-видимому, не был к этому готов.
В стихотворении Тушновой нет образов «другого» и «другой»,нет соперников, но его лирический сюжет перекликается с сюжетом знаменитого стихотворения Марины Цветаевой «Мне нравится, что Вы больны не мной…»
Лирическая героиня так же повторяет: «Мне нравится…», как героиня Тушновой утверждает: «Я рада…» И так же не верит ей читатель, потому в её словах звучит бравада, отчаянное стремление выстоять в борьбе с любовью, которая осталась безответной. Чувству героев словно мешает «тяжёлый» земной шар, который никогда «не уплывет» под их ногами…
Лирическая героиня Цветаевой также говорит, что в этих отношениях нет обязательств, герои ничего друг другу не должны. Это даёт определённую свободу: «можно быть смешной, распущенной», «не играть словами», «не краснеть», – но не приносит счастья. Вот почему «никогда» во второй строфе звучит так печально:
… никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
В этом стихотворении звучит характерная для творчества Цветаевой тема несостоявшейся любви [4].
Лирической героине вовсе не нравится, когда при ней «спокойно» обнимают другую – ей больно. Уже во второй строфе она проговаривается, когда после строгого, официального обращения на Вы вдруг называет героя: «мой нежный».
Трижды повторяя «мне нравится», героиня смиряется с неизбежным: они будут рядом, но не вместе, любимый человек никогда не станет любящим.
Лирической героине очень дорог этот человек, и она, как и героиня стихотворения Тушновой «Не знаю – права ли…», благодарит героя. Но это благодарность не за любовь, не за мимолётное счастье, а за «ночной покой», «за редкость встреч закатными часами», за «не-гулянья под луной». А в следующей строке появляется солнце. У героев нет романтических встреч, символом которых является луна, и нет будущего, воплощённого в солнце.
И всё же редкие встречи«закатными часами» навсегда останутся в душе. В конце стихотворения героиня снова проговаривается:
За то, что Вы больны – увы! – не мной,
За то, что я больна – увы! – не Вами.
Заключительные строки, в которых использован синтаксический параллелизм, звучат пронзительно, в них обнажаются истинные чувства лирической героини, которая не борется за любовь – она сражается с собой, для этого ей необходимы сила и мужество. Кольцевая композиция стихотворения позволяет проследить за её душевными движениями, сокровенными мыслями.
Для того чтобы глубже понять это стихотворение, необходимо обратиться к истории его создания: известно, что оно посвящено М. Минцу, который на момент знакомства с Мариной Цветаевой уже был обручён с её сестрой Анастасией…[9]
4. «Мне говорят: нету такой любви…»
Лирические героини Вероники Тушновой и Марины Цветаевой обладают разными характерами, но их сближает отношение к любви. Про обеих лирических героинь можно сказать: без любви для них нет жизни. Обе они обладают огромной духовной силой, которая помогает им преодолеть жизненные испытания, поступить мудро и честно.
Лирическая героиня Тушновой не мыслит своей жизни без любви, но это чувство приносит больше боли, чем счастья.И всё-таки героиня не теряет надежды.
Стихотворение «Мне говорят: нету такой любви…» (1948) построено как диалог героини и людей, не верящих в любовь, стремящихся убедить её в том, что необходимо жить, «как все».
Лирическая героиня мечтает любить без боли и потерь. Но счастья, которое является для нее образцом в отношениях, не существует. Ей говорят, что все ее страдания напрасны:
Зря ты только морочишь
И себя и других!
Говорят: зря грустишь,
Зря не ешь и не спишь,
Не глупи!
Героиня выступает против чужих предрассудков, потому что она убеждена, что есть истинная любовь, и она уже живёт в ее сердце:
А она – здесь,
здесь,
здесь…
Для героини любовь – это живое существо, она сравнивает её с «тёплым птенцом» в сердце. Но это и грозная сила: она «в жилах … жгучим течёт свинцом»; это и «свет в глазах», и «соль в слезах». Она пронизывает и душу, и тело героини, становясь её частью, срастаясь с ней. Любовь делает женщину сильнее, это её мир, в котором есть солнце, горы, моря…
Это чувство очень сложное, многоликое, и только лирическая героиня это видит и отказывается верить, что её мечты несбыточны, напрасны.
В стихотворении используются лексические повторы, анафоры, которые отображают упорство героини в её стремлении обрести счастье, найти того человека, который сможет разделить её чувства.
Героиня убеждена: пока человек любит и любим, он защищен от невзгод и напастей: любовь «от забвенья – защита, от лжи и неверья – броня…»
На все «разумные» доводы она твёрдо отвечает: «А я никому душине дам потушить». Душа, наполненная любовью, выделяет героиню из толпы. Однако её не покидает надежда, что когда-нибудь так будут жить все.
5. «Надо верными оставаться…»
Так на чем же, по мнению лирической героини В. Тушновой, должна строиться любовь, чтобы будущее с любимым человеком было возможно?
В стихотворении «Надо верными оставаться…» (1948) лирическая героиня говорит, что любовь не может строиться на лжи и предательстве, измене. В этом случае она видит только один исход отношений:
Надо вовремя расставаться,
если верными быть нельзя.
Лирическая героиня не знает, что ожидает её с любимым человеком, она говорит, что отношения не могут быть безоблачными, но, если ты любишь, нужно в первую очередь думать о чувствах дорогого тебе человека:
Пусть вовек такого не будет,
но кто знает, что суждено?
Так не будет, но все мы люди…
Лирическая героиня говорит, что, даже если им не суждено быть вместе, при расставании они должны быть честны друг с другом. Героиня отпустит возлюбленного без упреков и скандалов, но она не позволит «лгать… как врагу»:
Я не буду тобою брошена,
лгать не станешь мне, как врагу
мы расстанемся, как положено,–
я сама тебе помогу.
Заключительная строфа стихотворения по своему настроению, интонации, содержанию перекликается с произведением Марины Цветаевой «Ты меня никогда не прогонишь…» В нём героиня очень решительно заявляет о невозможности предательства со стороны любимого, она остаётся неуязвимой для оскорблений, дурной славы – всего этого не будет: трижды повторятся слово «никогда».И героиня Цветаевой, так же, как героиня стихотворения Тушновой, подтверждает свою правоту в конце произведения:
Ты меня никогда не ославишь:
Мое имя – вода для уст!
Ты меня никогда не оставишь:
Дверь открыта, и дом твой – пуст!
Таким образом, она тоже помогает бывшему возлюбленному и уходит первой.
Героиня Тушновой готова отказаться от отношений, если быть вместе невозможно. Кроме того, для неё жизненно необходима вера в любовь и в любимого человека, в его уникальность.
В стихотворении 1949 года «Не боюсь, что ты меня оставишь…» она прямо говорит об этом. Страшна не измена, не предательство, а то, что однажды героиня проснётся и увидит своего любимого «таким же, как любой другой». Вот тогда город станет «залитой огнями» пустыней, а лирическая героиня останется одна со своим страшным открытием: «И пойму, что нет тебя отныне / Ни на этом свете, ни на том...»
6. «Сто часов счастья»
В итоговомсборнике «Сто часов счастья» (1965), ставшим последним прижизненным изданием Тушновой[3], образ лирической героини не претерпел значительных изменений: в ней те же искренность, честность, благородство, умение быть благодарной, то же стремление стать счастливой. Но любящая женщина становится мудрее, сильнее, потому что испытания закаляют её.
Известно, что история создания сборника связана с любовью Вероники Тушновой к поэту и писателю Александру Яшину, любовью несчастливой: Яшин был женат.
Читая стихотворение «Сто часов счастья», невозможно не представить те счастливые минуты, которые лирическая героиня провела с любимым, не случайно она сравнивает своё счастье с крупицами золотого песка. Очень подробно она рассказывает, как собирала его «любовно, неутомимо, по крупице, по капле, по искре, по блестке», используя развёрнутую метафору.
В следующей части стихотворения появляется мотив дороги, связанный с погоней за счастьем. Сто часов счастья противопоставляются огромному количеству дней, которые были проведены «на продрогшем перроне, в гремящем вагоне», «на аэродроме». Героиня не считает дни – она подчёркивает, что все её страдания стоили того, чтобы добиться счастья.
Как стать счастливой? Оказывается, счастье можно «добыть» «из горького горя» – эти родственные слова, стоящие рядом, позволяют понять, какой ценой достаются долгожданные мгновения. Главная мысль стихотворения состоит в том, что нельзя опускать руки: «Нужно только, чтоб сердце не стыдилось над счастьем трудиться». Вспоминается Н. Заболоцкий с его призывом: «Душа обязана трудиться и день, и ночь»… И здесь тоже сердце не должно быть «лениво, спесиво» – оно должно быть благодарным даже «за малую малость». Так и лирическая героиня благодарна судьбе за сто часов счастья, «чистейшего, без обмана».
Заключение
В 1940-е годы в творчестве Вероники Тушновой формируется образ лирической героини, совпадающий с личностью автора. По сути, лирика Тушновой – это её дневник, в котором она рассказывает о том, как тяжело досталась ей любовь, сколько боли и страданий ей пришлось пережить. Это, безусловно, сближает её лирику с творчеством Марины Цветаевой. Творчество Цветаевой и Тушновой по-прежнему вызывает отклик в сердцах читателей, потому что чувства, которые они воплощают, понятны и близки каждому.
Любить для лирической героиниТушновой – значит ценить любимого человека и то, пусть недолгое, счастье, которое было им подарено. Но это и великий труд, требующий концентрации душевных сил, терпения и упорства.
В стихотворениях Вероники Тушновой потрясает искренность, с которой она делится с читателем своими переживаниями, и мужество, помогающее лирической героине пережить боль от разлуки, от потери, от предательства.
Лирическая героиня Тушновой убеждена: жизнь не может состоять только из счастливых дней. Счастье для неё – дарить тепло близкому человеку, и даже долгое ожидание встречи наполняет её существование особым смыслом. Ради ста часов выстраданного, выстроенного трудолюбивым и благодарным сердцем счастья она готова бесконечно ждать.
Это хрупкая и одновременно очень сильная женщина, способная прощать любимого, хранить ему верность, всецело отдаваться чувству, жить им и ради него. В этом образе покоряет честность, благородство, способность жертвовать своими чувствами и отпускать любимого человека.
Именно за любовь она готова «всё отдать», хотя любимы й не способен или не готов ответить ей тем же. Её чувства бескорыстны и чисты.
Список используемой литературы и источников
доступа]
Сказка про Серого Зайку
Сказочные цветы за 15 минут
Композитор Алексей Рыбников
Рисуем подснежники гуашью
Белый лист