На берегу Белого моря, в посёлке Рабочеостровск строится благоустроенное жильё, а большинство жителей посёлка по-прежнему любят ходить в байну с веничком. Пятница - для стирки, субботний день – для бани (Пиäттэниччю пезопяйвю, суаватту кюлюн кюльвендю), Помылся в бане - как сто пудов с себя снял. Без веника баня не парит, а пар не жарит. Байна – тепло и ласково называют в Карелии баню. Баня издавна является местом общения. Уважаемого гостя угощали не только обедом, но и парной баней, с веничком. К сожалению, утрачены многие тонкости банного искусства, и сегодня лишь немногие школьники рассказывают о семейных банных традициях.
Цель нашей работы - выявление осведомлённости людей о банных традициях
Задачи: Собрать информацию о банных традициях в нашей местности. Выяснить, когда заготавливают банные веники. Выяснить, какие банные веники заготавливают в нашей местности. Выполнить наблюдения о том, как связывают банный веник. Выяснить, где оставляют «полный медом веник» после бани. Выполнить социологическое исследование «Обычаи и традиции карельского народа» в форме анкетирования.
Объект исследования: банные традиции. Предмет исследования: банный веник.
Методика исследования: Работа по выявлению осведомлённости людей о банных традициях в поселке Рабочеостровск, городе Кеми Кемского муниципального района, выполнялась по нескольким направлениям: выявление объекта и предмета исследования; интервьюирование местных жителей; подбор научной литературы по теме, чтение описания банных традиций в литературе и самостоятельное объяснение результатов исследования; сбор материала о проблеме в социуме – социологическое исследование в форме анкетирования «Обычаи и традиции карельского народа», анализ результата исследования; сравнительный (компаративный) анализ результатов исследования; сбор предметов исследования и фиксирование результатов наблюдений с использованием фотосъёмки.
Результаты исследования: в Карелии, в лес за банными вениками выходили после Троицы и Иванова дня. После Троицы ломали берёзовые веники. Накануне Иванова дня, женщины собирала цветы, парилась цветами, а после Лиственного Ивана ломали и резали ветки с девяти берёз и вязали из них банные веники. Местные жители ходили за вениками чаще в березник. В нашей местности сохранилась традиция сбора различных банных веников, которые оказывают своеобразное воздействие на человека. Веники делают из бородавчатой, повислой берёзы - rauvuskoivi. Берёзовые веники успокаивают, расслабляют, восстанавливают силы. В берёзовый веник можно добавить ветки сосны, ели, можжевельника. Ивовые, рябиновые и смородиновые веники предпочитают женщины. Крапивный веник для физически сильных людей. Накануне Иванова дня девушки собирали цветы, парились цветами для лемби (девичья «славутность», эротическая привлекательность). Не надо париться веником, сделанным из веток, на которых кукушка куковала (у листьев одна сторона красная). Раньше веник связывали тонким берёзовым прутиком. Если вблизи березняка росли рябины, жители искали рябиновые ветки и тонкими эластичными рябиновыми прутиками крепко связывали веники парами. После бани «полный медом веник»[1] бросают в воду или на крышу бани. По обычаю, в Карелии банные веники бросали в огонь в Петров день или сжигали их на росстанях в Иванову ночь. В карело-финском эпосе «Калевала» Ильмаринен оставил веник в бане. В нашей местности оставляют веник в бане, уносят за баню на перегной, кто-то сушит для повторного использования или сжигает. К сожалению, ответы в анкетах нам подтвердили, что теряются традиции банной культуры в Петров день и в летний Иван.
Мы живём в замечательном крае! Карелия - наша малая родина, где живут карелы, финны, русские, белорусы, украинцы, ингуши и другие народы. Наш край – уголок голубых озёр и чистого воздуха, где хранятся традиции карельского народа. Со временем, люди переселяются в благоустроенное жильё с душем, ванной и другими удобствами, и естественно, начинают забывать традиции и обычаи, к сожалению, многие не празднуют Иванов день. Сегодня сохранились семейные традиции банного искусства. Банные веники ломают после Троицы, режут после Иванова дня, их связывают парами берёзовым или рябиновым прутиком, а потом чаще оставляют в бане или сжигают.
Народные обычаи и традиции являются неразрывными нитями, связывающими жизнедеятельный опыт наших предков и современных жителей Республики Карелия.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 692.5 КБ |
Муниципальная бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рабочеостровская средняя общеобразовательная школа»
Кемского муниципального района
Рассказ о том, как дева молодая,
в лес за вениками вышла.
Автор работы:
Теребенина Алина Андреевна, 10 класс,
МБОУ «Рабочеостровская СОШ»
Руководитель работы:
Капустина Анна Суловна, учитель
МБОУ «Рабочеостровская СОШ»
посёлок Рабочеостровск
Кемский муниципальный район, Республика Карелия, Российская Федерация
2015г.
Содержание
Введение | 3 |
Глава 1. Когда дева молодая, в лес за вениками вышла? | 5 |
Глава 2. В какой лес за вениками вышла дева молодая? | 6 |
Глава 3. Как вязала веник дева молодая? | 7 |
Глава 4. Где остался «полный медом веник»? | 8 |
Заключение | 10 |
Список литературы | 11 |
Список респондентов | 11 |
Приложение | 12 |
Введение
«Tyttö tuon sanoiksi virkki: "Jo nyt saunan saustuttelin, lämmitin kylyn utuisen, hauoin vastat valmihiksi, lempivastat liehautin. Kylve, veikko, kyllältäsi, vala vettä vallaltasi, pese pääsi pellaviksi, silmäsi lumisiruiksi!" Siitä seppo Ilmarinen kävi itse kylpemähän sekä kylpi kylläksensä, valelihe valkeaksi; pesi silmät sirkeäksi, silmäkulmat kukkeaksi, kaulansa kananmuniksi, koko varren valkeaksi. Tuli saunasta tupahan, - tuli tuntemattomana, kasvot vallan kaunihina, poskipäät punertavina»1 | «А она ему сказала: |
Пятница - для стирки, субботний день – для бани (Пиäттэниччю пезо пяйвю, суаватту кюлюн кюльвендю), Помылся в бане - как сто пудов с себя снял. Без веника баня не парит, а пар не жарит. Байна – тепло и ласково называют в Карелии баню. Баня издавна является местом общения. Уважаемого гостя угощали не только обедом, но и парной баней, с веничком. К сожалению, утрачены многие тонкости банного искусства, и сегодня лишь немногие школьники рассказывают о семейных банных традициях.
На берегу Белого моря, в посёлке Рабочеостровск строится благоустроенное жильё, а большинство жителей посёлка по-прежнему любят ходить в байну с веничком.
Цель работы - выявление осведомлённости людей о банных традициях
Задачи:
Объект исследования: банные традиции.
Предмет исследования: банный веник.
Место исследования: г.Кемь, посёлок Рабочеостровск, Кемского муниципального района, Республики Карелия, Российской Федерации.
Продолжительность исследования: один год.
Методика исследования
Работа по выявление осведомлённости людей о банных традициях в поселке Рабочеостровск, городе Кеми Кемского муниципального района, выполнялась по нескольким направлениям:
Глава 1. Когда дева молодая, в лес за вениками вышла?
«Tuopa Aino, neito nuori, sisar nuoren Joukahaisen, läksi luutoa lehosta, vastaksia varvikost»2 | «Айно, дева молодая, |
Когда дева молодая, в лес за вениками вышла?
Как показал социологический опрос «Обычаи и традиции карельского народа», на вопрос «Когда заготавливают березовые веники?» - 6% респондентов предполагают, что банные веники заготавливают в мае, 4% - в июне, 31% - в июле, 12% - в августе, 3.% - в сентябре, 44% - ответили «не знаю» и никто не вспомнил, что традиционное время заготовки банных веников связано с праздниками День Святой Троицы и Иванов день.
Троица завершает весенний природный цикл, а Иванова ночь была одновременно праздником света, новой жизни и расцвета природы, но в то же время и моментом солнцеворота. Именно с этими праздниками связана традиция сбора банных веников.
В Карельском народном календаре сказано:
«После Троицы уже можно ломать берёзовые веники. Троица приходится на пятидесятый день после Пасхи. До Иванова дня нельзя срезать и ломать ветки железными орудиями, можно только руками ломать. 07.07(24.06) – Иванов день, летний Иван, Лиственный Иван. Накануне Иванова дня приносили связку берёзовых прутьев с листьями в каждый угол избы. Только после этого начинали резать веники, до этого нельзя было. Говорили, что лес как роженица, если раньше будут резать. До Иванова дня не надо приносить в дом травы и цветы. Если их принесут дети, то сразу же надо вынести их на улицу, потому что вместе с травой и цветами в дом приходит всё плохое, паразиты, мухи, комары и т.п., и когда будет молния в грозу, то она, скорее всего, ударит в те дома, куда приносили траву. До Иванова дня не надо бы трогать никакие травы. После можно приносить. Траве надо дать вырасти в покое, тогда она наберёт полную силу в Иванову ночь. Если до Иванова дня срезать ножом ветки, то растревожится лес, и стадо будет убывать, если скот кормить этими ветками. В Иванов день в избу приносят ветки и укладывают вдоль стен. Тогда из избы выведутся клопы. Накануне Иванова дня девушки собирали цветы, парились цветами. Лемби (девичья «славутность», эротическая привлекательность) поднимется, если ночью перед Ивановым днём взять с трёх девяти (с 27) трёхствольных сосен со среднего ствола дров и истопить ими баню. Потом взять ветки с девяти берёз и сделать из них веник. Из трёх порогов и трёх родников взять воды и вымыться ею. Остатки воды отнести обратно в пороги и родники, откуда вода была взята».[3]
Вывод: Дева молодая, в лес за банными вениками выходила после Троицы и Иванова дня. После Троицы ломала берёзовые веники. Накануне Иванова дня, дева собирала цветы, парилась цветами, а после Лиственного Ивана ломала и резала ветки с девяти берёз и вязала из них банные веники.
Глава 2. В какой лес за вениками вышла дева молодая?
«Tuopa Aino, neito nuori, sisar nuoren Joukahaisen, läksi luutoa lehosta, vastaksia varvikosta. Taittoi vastan taatollensa, toisen taittoi maammollensa, kokoeli kolmannenki verevälle veijollensa»4 | «Айно, дева молодая, |
«Rauvus koivi – берёза бородавчатая (повислая), rauvuskoiviun lehestä luajitah kylpyvastoja[5] – из листа берёзы бородавчатой делают банные веники» - подтвердила Светлана Ивановна Шевелева, учитель карельского языка. Ветки у такой берёзы длинные, очень гибкие и неломкие, лист нежный, бархатистый.
Действительно, на вопрос «Какие банные веники заготавливают? - 65% респондентов знают, что в Карелии заготавливают берёзовые банные веники, 1% - ивовые, 1% - рябиновые, 1% - смородиновые, 3% - хвойные, 3% - веники из крапивы. Значит, существовала традиция сбора различных банных веников.
Научный руководитель Анна Суловна Капустина рассказала: «Моя бабушка родилась в 1902 году в деревне Ювалакша Калевальского района, и она рассказывала, что в молодости девушки ходили в баню с душистым веником из смородины. В то время не было парфюмерии».
В школьном музее Светлана Петровна Пилипенко пояснила: «В Карелии берёзовым банным веником пользовались все члены семьи. Берёзовый веник лечит от простуды. Ивовые, рябиновые и смородиновые веники предпочитают женщины. Крапивным веником пользуются при болях в суставах, мышцах, пояснице после физических нагрузок. Хвойный веник используют для полива камней в бане. Хвойные ветки можно добавить в берёзовый веник».
Вывод: Дева молодая ходила за вениками чаще в березник. В нашей местности сохранилась традиция сбора различных банных веников, которые оказывают своеобразное воздействие на человека. Веники делают из бородавчатой, повислой берёзы – rauvus koivi. Берёзовые веники успокаивают, расслабляют, восстанавливают силы. В берёзовый веник можно добавить ветки сосны, ели, можжевельника. Ивовые, рябиновые и смородиновые веники предпочитают женщины. Крапивный веник для физически сильных людей. Не надо париться веником, сделанным из веток, на которых кукушка куковала (у листьев одна сторона красная).
Глава 3. Как вязала веник дева молодая?
«Use'in minun utuisen, use'in, utuisen raukan, tytöt allani asuvat, vierelläni viehkuroivat, lehvät päältä leikkelevät, varvat vastoiksi sitovat»6 | «Часто под берёзкой белой, Собираются девицы, Вкруг ствола красотки ходят, Листья сверху обрезают, Вяжут веники из веток»[6] |
Хранитель школьного музея Светлана Петровна Пилипенко рассказала: «Собираются ветки березы, или какого-либо другого дерева, перебираются ветки и связываются посильнее верёвочкой или шпагатом. А раньше веник связывали прутиком. Собирали ветки в веник, перебирали ветки, находили самую тоненькую и её оголяли от листьев. Этим тонким прутиком протыкали ручку веника и плотно обматывали вокруг ручки веника».
Библиотекарь Татьяна Семёновна Шуткина поведала: «Я была как-то летом в деревне у подруги и спросила у неё, как она делает веники». Подруга мне рассказала: «Собираю веник. Беру веточку рябины и обматываю вокруг ручки веника. Веточки рябины очень эластичные и крепко держат веник».
Ученица 9 класса Липкина Виктория принесла и показала нам банный веник, завязанный прутиком. Берёзовый веник уже использовали, а ветки веника плотно связаны прутиком замысловатым узелком.
Научный руководитель Анна Суловна Капустина так же принесла банный веник, действительно заготовленный из rauvus koivi - бородавчатой, повислой берёзы. Оказалось, что веник завязан прутиком, а узелок был другой.
Вывод: Раньше девы молодые связывали веник тонким берёзовым прутиком. Если вблизи березняка росли рябины, девы искали рябиновые ветки и тонкими эластичными рябиновыми прутиками крепко связывали веники парами.
Глава 4. Где остался «полный медом веник»?
«Siitä seppo Ilmarinen kävi itse kylpemähän sekä kylpi kylläksensä, valelihe valkeaksi; pesi silmät sirkeäksi, silmäkulmat kukkeaksi, kaulansa kananmuniksi, koko varren valkeaksi. Tuli saunasta tupahan, - tuli tuntemattomana, kasvot vallan kaunihina, poskipäät punertavina»7 | «И кователь Ильмаринен |
Из ответов на вопрос анкеты «Что делают с веником после бани?», мы узнали следующее: 50% респондентов оставляют веник в бане, 26% - сжигают веники, 14% - уносят за баню на перегной, 10% - сушат для повторного использования.
О том, что женщины раньше делали с использованным банным веником, мы узнали в Карельском народном календаре:
«Веник для поднятия лемби делают накануне Иванова дня из веток, собранных на росстанях, с девяти берёз. Попарившись, бросают в воду или на крышу бани. Веник для поднятия лемби делают из веток берёзы, которая растёт в муравейнике, им парятся, в Петров день сжигают. Все веники, которыми девушки парились в течение года, собирают в Иванову ночь, сжигают их на росстанях и прыгают через огонь».[8]
В анкете «Обычаи и традиции карельского народа» самый популярный ответ на вопрос «Что делают с веником после бани?» среди респондентов мужчин - оставляют в бане.
Элиас Леннрот в карело-финском эпосе «Калевала» описал красивого и румяного кователя Ильмаринена после бани. Описания банного «полного медом веника»[9] после бани в эпосе нет. Вероятно, Ильмаринен оставил веник в бане.
Вывод: После бани «полный медом веник» бросают в воду или на крышу бани. По обычаю, в Карелии банные веники бросали в огонь в Петров день или сжигали их на росстанях в Иванову ночь. В карело-финском эпосе «Калевала» Ильмаринен оставил веник в бане. В нашей местности оставляют веник в бане, уносят за баню на перегной, кто-то сушит для повторного использования или сжигает. К сожалению, ответы в анкетах нам подтвердили, что теряются традиции банной культуры в Петров день и в летний Иван.
Заключение
«Annikki hyvänimikkö lämmitti saloa saunan puilla tuulen taittamilla, Ukon ilman iskemillä. Kivet koskesta kokosi, saattoi löylyn lyötäviksi, ve'et lemmen lähtehestä, heraisesta hettehestä. Taittoi vastan varvikosta, lempivastasen lehosta, hauteli metisen vastan metisen kiven nenässä»10 | «Дева Анникки, красотка, Хорошо нагрела баню. Жжет упавшие деревья И что молнией разбиты; Набрала в реке каменьев, Полила их — пар поднялся От воды, в ключе добытой, В роднике, покрытом пеной. Нарвала в кусточках веток, В роще веточек хороших, Парит полный медом веник На краю медовом камня»[10] |
Мы живём в замечательном крае - Карелии! Это наша малая родина, на земле которой живут карелы, финны, русские, белорусы, украинцы, ингуши и другие народы. Наш край – уголок голубых озёр и чистого воздуха, где хранятся традиции карельского народа. Со временем, люди переселяются в благоустроенное жильё с душем, ванной и другими удобствами, и естественно, начинают забывать традиции и обычаи, к сожалению, многие не празднуют Иванов день.
Сегодня сохранились семейные традиции банного искусства. Банные веники ломают после Троицы, режут после Иванова дня, их связывают парами берёзовым или рябиновым прутиком, а потом чаще оставляют в бане или сжигают.
Народные обычаи и традиции являются неразрывными нитями связывающие жизнедеятельный опыт наших предков и современных жителей Республики Карелия. Я, современная школьница, мечтаю побывать на карельском празднике в Иванов день, и попрыгать через костёр из банных веников на росстанях.
Список литературы:
Список респондентов:
Приложение
Результаты наблюдения «Как связывают банный веник»
Фото 1. «Берёзовый банный веник, заготовленный из rauvus koivi - бородавчатой, повислой берёзы» |
Фото 2. «Берёзовый веник, связанный берёзовым прутиком» |
Фото 3. «Берёзовый веник, связанный рябиновым прутиком» |
[1] Лённрот Э. «Калевала», Перевод Бельского Л., Петрозаводск, Карелия, 1985, руна восемнадцатая.
[2] Лённрот Э. «Калевала», Перевод Эйно Киуру и Армаса Мишина. Петрозаводск, Карелия, 1998 г. песнь четвёртая.
[3] Огнева О., Кокка А. «Праздники и будни. Карельский народный календарь», Петрозаводск, Verso, 2013г
[4] Лённрот Э. «Калевала», Перевод Эйно Киуру и Армаса Мишина. Петрозаводск, Карелия, 1998 г. песнь четвёртая.
[5] Зайков П., Ругоева Л. «Карело-русский словарь» (северо-карельские диалекты), Петрозаводск, Периодика, 1999г.
[6] Лённрот Э. «Калевала», Перевод Бельского Л. Петрозаводск, Карелия, 1985, руна сорок четвёртая
[7] Лённрот Э. «Калевала», Перевод Бельского Л., Петрозаводск, Карелия, 1985, руна восемнадцатая.
[8] Огнева О., Кокка А. «Праздники и будни. Карельский народный календарь», Петрозаводск, Verso, 2013г.
[9] Лённрот Э. «Калевала», Перевод Бельского Л,. Петрозаводск, Карелия, 1985, руна восемнадцатая.
[10] Лённрот Э. «Калевала», Перевод Бельского Л,. Петрозаводск, Карелия, 1985, руна восемнадцатая.
Сказка "12 месяцев". История и современность
Ёжикина Радость
Снег своими руками
Ледяная внучка
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью