Исследовательская работа на тему "Евангельский сюжет «Поклонение волхвов»
на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи" . «Поклонение волхвов» – знаменитый евангельский сюжет о мудрецах, пришедших с Востока, чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары. Эта тема широко представлена в искусстве: музыке, литературе, скульптуре. Но особенно ярко и широко эта тема отражена в живописи. Данная работа направлена на изучение и анализ реализации евангельского сюжета на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 33.72 КБ |
приложение к исследовательской работе | 1.06 МБ |
Частное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа «Новый путь» г. Армавир
Исследовательская работа
Евангельский сюжет «Поклонение волхвов»
на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи
Автор работы:
Орехова Елизавета, ученица 6 «А» класса
ЧОУ-СОШ «Новый путь»
Руководитель работы:
Волошина В.П., учитель русского языка и литературы
ЧОУ-СОШ «Новый путь»
Армавир
2017
Содержание
1. Введение
2. Евангельский сюжет «Поклонение волхвов» на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи – сравнительный анализ:
2.1 Образ Волхвов
2.2 Дары Волхвов
2.3 Место и время сцены поклонения
2.4 Животные
2.5 Образ Марии
2.6 Образ младенца Христа
2.7. Цвет, фон, композиция картины, манера письма художника
3. Заключение
4. Список источников
5. Приложение
1. Введение
Тема исследовательского работы: «Евангельский сюжет «Поклонение волхвов» на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи».
Цель работы: выполнить сравнительный анализ реализации евангельского сюжета «Поклонение волхвов» на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи».
Задачи:
- ознакомиться с первоисточником, повествующем о событии – Поклонение волхвов;
- изучить литературу по данной теме;
- сопоставить события первоисточника и картины, изображающие данный сюжет;
- сравнить картины А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи;
- определить общее и различное в реализации сюжета «Поклонение волхвов» в картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи.
Объект исследования: воплощение, реализация евангельского сюжета «Поклонение волхвов» в живописи.
Предмет исследования: особенности картин «Поклонение волхвов» А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи.
Методы исследования: сравнительно-исторический анализ (сопоставление), метод аналогий, наблюдение, описательный метод.
«Поклонение волхвов» – знаменитый евангельский сюжет о мудрецах, пришедших с Востока, чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары. Эта тема широко представлена в искусстве: музыке, литературе, скульптуре. Но особенно ярко и широко эта тема отражена в живописи.
Впервые по хронологии памятников, отражающих данный сюжет, входит катакомбная живопись и рельефы на саркофагах IV века.
Затем этот сюжет становится одним из наиболее распространённых сюжетов в живописи средневековых мастеров, писавших картины на тему рождения Иисуса. Для художников сцена поклонения волхвов зачастую служила поводом продемонстрировать своё мастерство. При росписи стен христианских храмов этот сюжет являлся неотъемлемой частью.
Сюжет чаще распространен в Европе в разных странах, но встречается и в России, только в иконописи.
Художественные полотна на данный сюжет создали многие великие художники, среди которых: Г. Давид, И. Босх, А. Дюрер, Д. Веласкес, Рубенс, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и другие.
2. Евангельский сюжет «Поклонение волхвов» на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи – сравнительный анализ.
В нашей работе мы попробуем проанализировать несколько картин на данный сюжет: «Поклонение волхвов» А. Дюрера, П. Рубенса, Рафаэля, Леонардо да Винчи. Но будем рассматривать данные художественные полотна, используя первоисточник, чтобы лучше понять идею шедевров живописи и ее реализацию у разных художников.
Итак, что же говорится об этом событии в первоисточнике?
В Библии, в Евангелии от Матфея говорится: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (2:1 - 2).
Попробуем рассмотреть, как данная информация реализовалась в картинах.
2.1. Образ Волхвов
Вопросы о том, кто такие волхвы, откуда они пришли, сколько их было, какой возраст был у каждого, не освещены у Матфея. Их называли в разное время магами, мудрецами, звездочетами, волшебниками, кудесниками, гадателями, астрономами, даже царями. Евангелие не называет числа явившихся к Младенцу волхвов. Отсюда образ волхвов разнится на картинах в зависимости от автора и эпохи, в которую написано произведение.
Так, у Дюрера на картине 3 волхва разного возраста: юный чернокожий (европейская традиция), старец и мужчина средних лет. Изображение таких волхвов у Дюрера символично: три волхва разного возраста – символ трех возрастов человека: юности, зрелости и старости. Темнокожий юноша - символ того, что Христу поклоняются повсюду. На картине из трех волхвов только один стоит на коленях перед Христом, остальные просто ждут своей очереди.
В картине Рафаэля Санти количество волхвов больше, но солируют три, только у них в руках есть подарки. Среди волхвов также присутствует темнокожий человек. Но если у Дюрера волхвы одеты в богатые одежды, то у Рафаэля волхвы одеты в похожую и простую одежду, без украшений. В отличие от картины Дюрера на полотне Рафаэля практически все волхвы стоят на коленях перед Иисусом.
Волхвы у Рубенса так же, как и у Дюрера и Рафаэля, разного возраста и разных рас. Изображение одежды волхвов у Дюрера и Рубенса в какой-то мере совпадает: они богатые, расшитые, яркие, прописанные детально. На картине Рубенса огромное количество действующих лиц, поэтому понятно, почему Рубенс так ярко выделил волхвов, которых тоже всего три, тоже разного возраста.
И последняя картина, которую мы рассмотрим, это шедевр Леонардо да Винчи. Здесь волхвы обезличены, так как по композиции картины центр полотна – это Мария с ребенком. Волхвы лежат ниц, поклоняются Христу, что сближает по изображению волхвов у Рафаэля Санти. Они тоже в простой одежде, так как для Леонардо это не так важно.
2.2 Дары Волхвов
Волхвы пришли с дарами к младенцу Иисусу. «Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Мф. 2:9—11)
Каждый подарок имеет определенный смысл, символ.
Золото — царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём, символ царской власти;
Ладан — дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником, это символ божественной сущности Христа;
Смирна — дар тому, кто должен умереть, так как смирну в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар отсылает к грядущей искупительной жертве Христа.
Иными словами, ладан — дар Богу, золото — Царю, смирна — Человеку.
На всех картинах дары присутствуют, кроме картины Леонардо да Винчи. У Рафаэля волхвы просто держат разные сосуда, и догадаться, где какой дар практически невозможно. У Рубенса и Дюрера дары богато украшены, они разной формы, в разных сосудах и ларцах.
2.3. Место и время сцены поклонения
Итак, когда и куда явились волхвы на поклон младенцу? В христианских памятниках ведутся споры, каждый автор утверждает свое, но самое главное, что можно выделить несколько моментов, схожих друг с другом.
Акт Поклонения произошел сразу после Рождества Христа, когда святое семейство еще оставалось в пещере. Другие считают, что Поклонение произошло с уже повзрослевшим младенцем и в доме. Исходя из этого, сложилась традиция в живописи: либо показывать эти два события (Рождество и Поклонение) идущими друг за другом, либо Поклонение как отдельный акт.
На анализируемых нами картинах мы видим, что у Рубенса, Дюрера, Рафаэля, Леонардо да Винчи не совсем ясно, где происходит данное событие. Все картины объединяет разрушающиеся стены какого-то дома или храма, что является символом новой всеобщей религии, которая пришла на смену множества прежних.
Только у Дюрера есть намек на то, что это хлев: в левом углу картины мы видим домашних животных – корову и осла. Летают бабочки, птицы, ползают жуки.
Расхождения касаются также и по отношению к времени году и времени суток данного события в разных источниках.
У Дюрера много зелени, бабочки и жуки говорят о том, что скорее всего художник изобразил весну. Рубенс изобразил деревья в зелени, художник тоже связывал это событие с весной.
У Рафаэля тоже на картине присутствуют трава и цветы, что также подтверждает тот факт, что художник изображал весну или лето. Что же касается картины Леонардо да Винчи, то в центре картины мы видим большое дерево в зелени.
Таким образом, все эти художники думали, что данное событие произошло весной или летом.
В какое время суток это произошло? Чаще данное событие соединяют с появлением знаменитой звезды, поэтому в традиции закрепилось изображение на картине вечера или ночи. Но есть и исключения.
Например, Дюрер вообще нет звезд на небе, это день, скорее всего вторая половина дня, но светло, на небе мы видим хорошо различимые облака.
А вот у Рубенса четко видно, что это темное время суток: мы видим звезды, а также людей с факелами, что бы освещать дорогу.
На картине у Леонардо да Винчи невозможно понять, какое время суток перед нами. Звезда отсутствует.
Рафаэль Санти изобразил светлое время суток, о чем свидетельствует небольшой кусочек в левом углу голубого неба. Звезда отсутствует тоже.
2.4. Животные
Практически на всех полотнах, изображающих Поклонение, присутствуют животные. Чаще всего это лошади, тем самым художники подчеркивают, что волхвы добирались издалека. Но есть и другие животные и смыслы, спрятанные за их изображениями.
Так, у Леонардо да Винчи всадники на лошадях изображены не рядом с Христом, а на заднем фоне. Считается, что художник выступал против войн таким образом.
Применив глубокое сканирование красочного слоя, флорентийцу Серачини удалось проникнуть под верхние слои краски и увидеть первоначальное изображение «Волхвов». Нашлись и животные: осел, бык и слон.
У Дюрера, мы уже упоминали выше, есть изображение коровы, осла, птиц, бабочек и жуков.
Рафаэль Санти изобразил только всадников на лошадях.
У Рубенса помимо лошадей есть и верблюды, что еще раз доказывает, что дело происходит на Востоке.
2.5. Образ Марии
Мария как персонаж картины чаще всего рисуется художниками либо справа, либо слева. У Рубенса, Дюрера и Рафаэля она сидит слева. А вот Леонардо да Винчи нарушает традицию – располагает ее в центре картины, а по бокам ее остальные действующие лица.
На всех картинах Мария изображена красивой, гостеприимной, добродушной, с легкой улыбкой на лице, умиротворенная. Чаще всего одежда на ней неброская, простая по форме и материалу.
2.6 Образ младенца Христа
Традиционно отмечается игривый характер при изображении младенца в картинах. Иногда его изображают играющим с яблоком.
У Дюрера младенец еле сидит на коленях, тянется к старцу, любопытный.
У Рубенса Христос изображен в сиянии, так автор отмечает, что малыш непростой, у него божественное происхождение.
У Леонардо да Винчи младенец, как у Дюрера, тянется к старцу.
Рафаэль изобразил Христа просто улыбающимся волхвам.
Все картины объединяет то, как одет младенец – это подобие пеленки, материала, немного окутывающего ребенка. Этот материал белого цвета или светлых тонов. Что еще раз подчеркивает невинность малыша, а также выделяет Христа на картине, так как больше ни у кого этого цвета и его оттенков не использовали художники, исключение составляет Мария.
2.7 Цвет, фон, композиция картины, манера письма
Во всех картинах есть несколько планов, кроме картины Рафаэля. У него присутствует только передний план, нет ничего, кроме Поклонения.
У Дюрера несколько планов, на заднем плане много движения, а сам процесс Поклонения будто застыл.
Рубенс наполнил картину множеством разноплановых людей, они все в движении, композиция многофигурная.
Леонардо да Винчи тоже изобразил много людей разного возраста, но Мария с младенцем в центре, так что остальные сразу уходят на второй план.
Только у Рубенса присутствуют ангелы в верхней части картины, на остальных они отсутствуют.
Цвета на всех картинах яркие, кроме шедевра Леонардо да Винчи. Темный фон только у Рубенса, слева идет свет от младенца. У Дюрера много света, он избегает мистики. Теплые светлые тона на картине Рафаэля.
При всей схожести воплощения сюжета, картины отличаются манерой письма.
Так, Рубенса отличают интересное композиционное решение, богатство красок, жестов, внимание к деталям, динамика происходящего на картине.
Для Дюрера характерна фотографическая точность, внимание к мелким деталям, яркие, похожие на эмаль, краски.
Монументальные формы, четкие силуэты, уравновешенная композиция – в этом Рафаэль, его стремления к высоким идеалам и совершенству.
Леонардо да Винчи ближе всех к реализму, неяркие краски, внимание к символике изображенного.
Все художники посвятили свои картины одному сюжеты, но предложили разные решения одной темы.
3. Заключение
Анализируя и сравнивая картины «Поклонение волхвов» Рубенса, Дюрера, Рафаэля и Леонардо да Винчи, мы пришли в своей работе к следующим выводам.
4. Список источников
Шум и человек
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Сочини стихи, Машина
Сказка об одной Тайне