"Наш прекрасный, богатый, могучий" русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Существование в нашей речи подобных слов нарушает чёткое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Современные школьники употребляют в своей речи много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться.
Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.99 МБ |
![]() | 2.88 МБ |
![]() | 41 КБ |
Слайд 1
Выполнила: Полосухина Ксения Александровна, ученица 5 класса МКОУ «Верх-Бехтемирская СОШ» Бийского района Руководитель: Цветенберг Светлана Семёновна учитель русского языка и литературы МКОУ «Верх-Бехтемирская СОШ» Бийского района МКОУ «Верх-Бехтемирская средняя общеобразовательная школа» Бийского района Фестиваль-конкурс «Радуга» Исследовательский проект «Слова-пустышки» 1 с.Верх-Бехтемир 2017Слайд 3
Цель: доказать, что учащиеся школы достаточно часто употребляют в речи слова-пустышки. 2 Задачи: Определить, что такое слова-пустышки. Определить причины употребления слов-пустышек. Выявить наличие в речи учащихся слов-пустышек. Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-пустышки. Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами. Составить презентацию «Слова-пустышки» и выступить перед учащимися школы
Слайд 4
Актуальность «Наш прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится невыразительной. Существование в нашей речи слов-пустышек нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Современные школьники в своей речи употребляют очень много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться. 3 Объект исследования: речь учащихся МКОУ «Верх-Бехтемирская СОШ». Предмет исследования: c лова – «пустышки».
Слайд 5
Методы исследования: 1. Изучение теоретического материала о словах-пустышках. 2. Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков. 3. Анкетирование. 4. Анализ полученных результатов. Этапы исследования: 1. Подготовительный 2. Аналитический 3. Анализ и обобщение 4. Защита проекта
Слайд 6
Гипотеза верно ли, что большинство школьников употребляют слова-пустышки и чаще всего не замечают их в своей речи, потому что имеют скудный словарный запас. Новизна работы представление некоторых стратегий для снижения риска появления слов - паразитов в речи.
Слайд 7
«Упаковочный материал» (Л.В. Щерба) слова-«сорняки», «лишние» слова, слова-«мусор», «вредные» слова, «незнаменательная лексика», «пустые частицы», «вставные элементы», «слова-заменители». 6
Слайд 8
Слова-пустышки – беда людей со скудным словарным запасом 8
Слайд 9
Причины употребления слов-пустышек «Они являются … сигналами: я здесь, я на связи, сейчас уже скажу, ждите ответа» «Чисто говорить трудно. Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки ».
Слайд 10
Причины возникновения слов-пустышек Недостаточный словарный запас (ну, вот, типа, типа того, как бы, вроде того). Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями в связи с внутренним состоянием говорящего: волнением, растерянностью (э-э-э, м-м-м, а-а-а). Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь (короче, значит, так сказать). Мода на некоторые слова (в принципе, допустим, собственно говоря, стало быть - взрослая категория людей; прикольно, пипец, по-любому, жесть, по ходу - в речи школьников). Для эмоциональной окраски речи (блин, чёрт, ваще, да не вопрос).
Слайд 11
Классификация слов-«пустышек» 9 Группа Слова-пустышки Звуки э-э-э, мэ-э-э, Частицы Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы Вводные единицы Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать Местоимения, местоименные наречия Это, это самое, как его, там Переход из одной части речи в другую Блин, чёрт Модальные слова Конечно, наверное, вероятно, кажется
Слайд 13
Лингвистический эксперимент 4 класс 50 слов 5 слов-паразитов 7 класс 65 слов 14 слов-паразитов 11 класс 70 слов 7 слов-паразитов
Слайд 14
Слова – пустышки в художественной литературе
Слайд 15
Анкета «Слова-пустышки в вашей речи 1. Употребляете ли Вы слова-пустышки? 2. Какие Вы знаете слова-пустышки? 3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете? 4. Как Вы думаете, почему люди употребляют в речи слова-пустышки? 5. Какие способы борьбы Вы можете предложить? 6. Боритесь ли Вы с привычкой употреблять слова-пустышки? Результаты исследования 100%учащихся употребляют слова-пустышки . как бы, ну как его, прикинь, типа, эта, так, ну, короче, как сказать, блин, вот, жесть, олень, прикольно, ну, это самое .
Слайд 16
Избавимся от слов-пустышек Не нужно бояться тишины. Практика, практика и еще раз практика. Смотрите на собеседника . Как только вы захотите сказать «эээмм», сделайте вдох . Посчитайте. Пытайтесь контролировать свою речь . Обретайте спокойствие. Потренируйтесь ясно, грамотно и лаконично выражать свои мысли . 9. Практикуй ! 10. Повышай самооценку! 11. Читай хорошую литературу!
Слайд 17
Вывод изучила лингвистическую литературу по теме исследования ; изучила распространенность слов-пустышек среди учащихся 5-7 классов нашей школы ; нашла способы снижения употребления слов-пустышек в речи ; в результате анкетирования, наблюдения проанализировала наиболее употребляемые школьниками слова-пустышки и составил частотный словарь ; составила брошюру «Способы избавления от слов-пустышек» ; составила презентацию.
Слайд 18
Значимость и прикладная ценность исследования обратить внимание сверстников на культуру речи. Практическое применение: организация школьного учебного курса ; обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку ; может быть использован на уроках русского языка в качестве мультимедийной презентации ; на внеклассных мероприятиях, во внеурочной деятельности ; как пример для создания других исследовательских работ.
Слайд 19
«Есть только один путь заставить человека говорить грамотно – научить его любить свой язык».
Слайд 20
«Язык народа и богат, и точен, Но есть, увы, неточные слова, Они растут, как сорная трава, У плохо перепаханных обочин». Николай Рыленков «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Слайд 21
Интернет-ресурсы https://yandex.ru/images/ http://www.philology.ru http://www.ru.wikipedia.org/wiki/ http://www.planetashkol.ru/articles/22711/ https://liwli.ru/world/35-russkikh-slov-parazitov/
Пояснительная записка к исследовательскому проекту «Слова-пустышки»
1. Название проекта | «Слова-пустышки». (Идея проекта возникла на занятиях внеурочной деятельности «Тайны слова») |
2. Автор | Полосухина Ксения, ученица 5 класса МКОУ «Верх-Бехтемирская СОШ» |
3.Руководитель | Цветенберг Светлана Семёновна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Верх-Бехтемирская СОШ» |
4. Цель | доказать, что учащиеся школы достаточно часто употребляют в речи слова-пустышки. |
5. Задачи |
|
6. Актуальность | «Наш прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Современные школьники в своей речи употребляют много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться. |
7. Ход выполнения проекта | 1. Подготовительный этап. Изучение теоретического материала о словах-пустышках. 2. Аналитический. Составление плана и работа по нему. 3. Анализ и обобщение материала, выводы. 4. Защита проекта |
8. Результат проекта | Брошюра «Способы избавления от слов-пустышек». Создание презентации. |
9.Значимость и прикладная ценность исследования | Обратить внимание сверстников на культуру речи. |
10. Практическое применение | Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. Может быть использован на уроках русского языка в качестве мультимедийной презентации, на внеклассных мероприятиях, во внеурочной деятельности, а также как пример для создания других исследовательских работ. |
Используемая литература:
1. Дараган, Ю.В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи/ Ю.В. Дараган. – М,1996. -142 с.
2. Ильяш М. И. Основы культуры речи. Киев/М.И. Ильяш. - Одесса, 1984.-254 с.
3. Левонтина И. Б. «О словах-паразитах»/И.Б. Левонтина. - Журнал «РЯШ» №15, 2004.
4.Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»/С.И. Ожегов. – М, 2004.
5. Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: Учеб. пособие./Ю.В. Фоменко. - Новосибирск, 1994. - 189 с.
6. Кожевникова К. Спонтанная устная речь в русской эпической прозе.– Praha, 1970.
7. Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru
Сказка "Узнай-зеркала"
Прекрасная арфа
Сладость для сердца
Заколдованная буква
Аэродинамика и воздушный шарик