Исследовательская работа по выявлению нарушений свода стопы у учащихся 1-х классов
Вложение | Размер |
---|---|
votintseva_n._6a.docx | 42.52 КБ |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
КРЕПОК ТЕЛОМ – БОГАТ И ДЕЛОМ
Вотинцева Наталья Сергеевна,
МБОУ «СОШ №13», 6 «А» класс
Сушинцева Анна Эдуардовна,
МБОУ «СОШ №13», учитель физической культуры
г. Лысьва
2014 – 2015 учебный год
Содержание
Введение 3
1. Основная часть 5
1.1 Плоскостопие и его виды 5
1.2 Причины и последствия плоскостопия 6
1.3 Лечение и профилактика плоскостопия 7
2. Исследовательская часть 9
2.1 Проведение исследования 9
2.2 Результаты исследования 10
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Приложение 13
Введение
Актуальность. Все родители хотят, чтобы их дети росли активными и крепкими. Но, к сожалению, в настоящее время врачи бьют тревогу: состояние здоровья молодого поколения ухудшается год от года. Особенно часто среди детей и подростков стали встречаться различные заболевания опорно-двигательного аппарата. Медицинская статистика свидетельствует, что у 40% детей и подростков отмечаются патологии суставов, а у 80% школьников старших классов имеются нарушения осанки. Выявление и профилактика плоскостопия у детей играют огромную роль в формировании всего опорно-двигательного [1].
Проблема исследования заключается в том, что несвоевременная профилактика плоскостопия может привести к серьезным заболеваниям опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза: мы предполагаем, что проведенное нами исследование, поможет выявить нарушения сводов стопы учащихся первых классов, что в дальнейшем благоприятно скажется на уровне их здоровья.
Объект исследования: учащиеся первых классов МБОУ «СОШ №13».
Предмет исследования: плантограммы стоп учащихся первых классов МБОУ «СОШ №13».
Цель исследования: выявление уровня состояния стоп у учащихся первых классов МБОУ «СОШ №13».
Задачи:
1. Изучить литературу.
2. Провести исследование.
3. Сделать выводы.
Практическая значимость:
профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата;
на уроке с детьми, имеющими плоскостопие;
родителей к специалистам для уточнения диагноза «плоскостопие».
Плоскостопие – изменение формы стопы, характеризующееся
опущением её продольного и (или) поперечного сводов. Плоскостопие заключается в неправильном формировании сводов стопы, с последующим ухудшением в связи с костными заболеваниями и увеличением веса. Данное заболевание наблюдается достаточно часто в равной степени, как у мужчин, так и у женщин, и нередко выявляется ещё в детском возрасте.
Различают поперечное и продольное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм. Поперечное плоскостопие в сочетании с другими деформациями составляет 55,23 %, продольное плоскостопие в сочетании с другими деформациями стоп – 29,3 %.
При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, её передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, длина стоп уменьшается за счет веерообразного расхождения плюсневых костей, отклонения I пальца наружу и молотообразной деформации среднего пальца. При продольном плоскостопии уплощён продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы, длина стоп увеличивается. Плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса и, следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие.
По происхождению плоскостопия различают врожденную плоскую стопу, травматическую, паралитическую и статическую.
Ко всему прочему разделяют три основные степени развития плоскостопия, первая из которых выражает наименьшие изменения стопы при плоскостопии, а третья – наибольшие [2].
Плоскостопие, как и множество прочих болезней, имеет ряд причин, способствующих его развитию. Вспоминая о возможности врождённого приобретения данного недуга, отметим, что ребенок может получить плоскую стопу генетически от одного из родителей.
Ещё одной причиной образования плоскостопия могут стать различные заболевания, в том числе врождённые. Например, рахит. Общее ослабление костной системы, потеря эластичности связок и мышц провоцирует уплощение стоп из-за невозможности поддержания их здоровой формы. Негативное влияние может оказать и полиомиелит, который может вызвать паралич мышц подошвы и голени. Если ребёнку довелось перенести перелом лодыжки и прочие повреждения стопы, то это также не в меньшей степени может повлиять на развитие плоскостопия, причём не всегда в первые дни после устранения последствий перелома, но в последующей жизни человека и при непосредственном увеличении нагрузки на повреждённую стопу.
Однако самой распространённой причиной развития данного заболевания является слабость мышц и связок голеностопа, а также ослабление костей, в результате неправильного образа жизни. Ребёнок, который постоянно сидит за компьютером, поставив ноги на пол, при условии отсутствия регулярных общеукрепляющих физических нагрузок, также рискует заработать плоскостопие. Поспособствует этому хождение в неправильной обуви (слишком узкой или, наоборот, очень свободной, без каблука и пр.), несвоевременное лечение растяжений и ушибов в области голеностопа [4].
Порой, родители совершенно не осознают серьезности данного заболевания, поскольку поначалу со стороны оно совсем не заметно и, не оказывает, на первый взгляд, значительного негативного влияния на ребенка. Однако подобное заблуждение способно вылиться в серьезные последствия плоскостопия детей и привести к печальному развитию событий:
удержать равновесие;
непропорциональное развитие мышц ног и голени;
Наличие плоскостопия нарушает «рессорные» функции стопы, практически пропадает амортизация, и вся «отдача» (встряска) при ходьбе приходится на голень и тазобедренные суставы, что способно привести к артрозам. Именно поэтому плоскостопие у ребенка обязательно нужно предотвратить, если это возможно, и лечить непременно [3].
Диагноз «плоскостопие» выставляется на основании рентгенографии стоп в прямой и боковой проекциях с нагрузкой (стоя). Предварительный диагноз «плоскостопие» может быть выставлен ортопедом на основании физикального осмотра или анализа изображений полученных при помощи подоскопа [2].
У детей чаще всего диагностируется продольное плоскостопие, при котором нет необходимости выполнять хирургические вмешательства. При лечении врожденного плоскостопия у детей используются лангеты или специальные гипсовые повязки.
Поскольку основной причиной плоскостопия в детском возрасте становятся слабые мышцы и неокрепшие кости, то лечение носит тонизирующий характер. Во время лечения детям выполняют тонизирующий массаж, также назначается лечебная физкультура. Закаливающие процедуры позволяют нормализовать кровоснабжение и повысить мышечный тонус. Во время закаливания делают контрастные ванны для стоп.
Детям необходимо носить ортопедическую обувь и стельки. Ребенок не должен ходить босиком по ровной поверхности, а вот по гравию и траве ходить босиком полезно. Чем раньше родители начнут лечение плоскостопия у своего ребенка, тем больше шансов остановить прогрессирование и добиться полного исцеления.
При незначительных проявлениях плоскостопия у детей всё может обойтись специальными упражнениями, лечебной физкультурой, массажем, компрессами и лечебными ванночками для стоп, а также занятиями в бассейне. Всё это помогает укрепить мышцы сводов стопы, предупредить развитие и ухудшение заболевания, а также избавиться от неприятных симптомов болезни [5].
2. Исследовательская часть
2.1 Проведение исследования
Для проведения исследования, мы предложили первоклассникам вместе с родителям сделать отпечатки стоп. Для этого им было необходимо:
• сесть на стул, (углы в тазобедренных и коленных суставах 90°);
• нанести на подошвенную поверхность стопы гуашь или йод;
• аккуратно поставить ноги на лист бумаги, лежащей на полу перед тестируемым;
• встать, равномерно распределяя вес на обе стопы, и задержаться в этом положении несколько секунд.
Перед обработкой результатов, мы ознакомились с существующими способами оценки плантограмм. Наиболее простым и достаточно информативным нам показался анализ отпечатков стопы по И. М. Чижину. На отпечатке требуется провести следующие линии:
стопы;
внутреннего края стопы до пересечения с касательной и наружным краем отпечатка.
Далее рассчитывается индекс стопы, который равен отношению ширины первого отрезка (опорной части) ко второму отрезку.
Индекс стопы в норме колеблется от 0 до 1. Величина индекса от 1 до 2 свидетельствует об уплощенности стопы. Для плоскостопия характерна величина индекса стопы более 2.
2.2 Результаты исследования
Результаты исследования были занесены в общую таблицу, обработаны по классам, а так же в сумме. Исследование показало, что из 65 первоклассников нашей школы (сделавших отпечатки стоп) имеют:
Это означает, что почти на каждого четвертого первоклассника нашей школы приходится нарушение свода стопы.
Родителям учащихся, имеющих уплощенный и плоский свод стопы, мы порекомендовали обратиться к специалистам для подтверждения диагноза и определения необходимого лечения.
Для всех учащихся в каждый класс мы раздали примерный комплекс упражнений для профилактики плоскостопия (см. приложение 1).
Заключение
Плоскостопие заключается в неправильном формировании сводов стопы, с последующим ухудшением. Причины развития плоскостопия могут быть различны:
Наличие плоскостопия нарушает функции амортизации при ходьбе, что может привести к артрозам. Именно поэтому плоскостопие у ребенка обязательно нужно предотвратить, если это возможно, и лечить непременно.
Поскольку основной причиной плоскостопия в детском возрасте становятся слабые мышцы и неокрепшие кости, то лечение носит тонизирующий характер.
Профилактика плоскостопия с помощью средств физической культуры поможет укрепить мышцы сводов стопы, предупредить развитие и ухудшение заболевания, а также избавиться от неприятных симптомов болезни.
Список использованной литературы
Приложение 1
Примерный комплекс упражнений для профилактики плоскостопия
1. И. п. – сидя на скамейке или стуле, правую ногу вперед. Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка. 10 раз. То же левой ногой.
2. То же самое упражнение, только стоя.
3. И. п.– стоя на наружных сводах стоп. Подняться на носки – вернуться в И .п. 6-8 раз.
4. И. п. – стоя на наружных сводах стоп – полуприсед – 6-8 раз.
5. И. п. – руки на поясе. Ходьба на наружных сводах стоп – 30-60 секунд.
6.И. п.– основная стойка с сомкнутыми носками, руки на поясе. Поднять пальцы ног кверху – вернуться в И. п., 10 раз.
7. И. п.– стоя носками внутрь, пятками наружу – подняться на носки – вернуться в И. п. 10 раз.
8. И. п. – стойка ноги врозь, стопы параллельны, руки в стороны, присед на всей ступне – вернуться в И. п., повторить 6-8 раз.
9. И. п. – стоя, правая нога перед носком левой, след в след, подняться на носки. Вернуться в И. п., повторить 6-8 раз. Затем поменять ноги.
10. И. п. – стоя на носках, руки на пояс, покачиваться в голеностопных суставах, поднимаясь на носки и опускаясь, повторить 8-10 раз.
11.И. п.– стоя на носках, повернуть пятки наружу – вернуться в И. п., 8-10 раз.
12.И. п.– стоя, стопы параллельны, на расстоянии ладони. Сгибая пальцы, поднимать внутренний край стопы, 8-10 раз.
13.И. п.– стоя, стопы повернуть внутрь, подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить в коленях, вернуться в И. п., повторить 6-8 раз.
14.И. п. – упор, стоя на четвереньках, передвигаться небольшими шагами вперед (30-40 секунд, то же самое прыжками «зайчиком»).
15.И. п.– ходьба в полуприседе (30-40 секунд).
16.И. п. – стоя, поднять левую (правую) ногу, разгибая и сгибая стопы (оттягивание носка вниз и на себя). Упражнение выполняется в быстром темпе, повторить 10-12 раз каждой ногой.
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Глупый мальчишка
Будьте как солнце!
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Как нарисовать китайскую розу