Каждый год ребята-первоклассники приходят учиться в школу. Начало обучения в школе — это не только интересная учёба, новые знакомые и впечатления. Адаптация к школе – сложный процесс, который включает в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей.
Меня заинтересовало, как буду учиться в школе, смогу ли быстро адаптироваться к новым условиям.
В работе показано, что в психологии есть удивительное направление, которое называется арт-терапия. Это метод, который использует творчество человека, помогает успешно преодолевать неуверенность, страх, тревогу, а также предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека.
Цель исследовательской работы: подтвердить, что использование арт-терапии - эффективный и комфортный способ адаптации к школе.
Была выдвинута гипотеза о том, что творческая активность помогает привыкнуть к школьному режиму.
Весь эксперимент занял небольшой период -2 месяца.
Была найдена и обработана информация по заданной теме: прочитаны книги, изучены материалы на сайтах в сети Интернет, проведён эксперимент.
Для оформления работы использовались графики, рисунки и фотографии.
В результате проделанной работы было выявлено, арт-терапия - эффективный, комфортный способ свободного самовыражения в период адаптации первоклассника к школе. Рисование, творчество помогают снять напряжение, через рисунок приобретает уверенность в себе. а психологические тесты могут предупредить об утомлении и болезни детского организма.
Каждый год ребята-первоклассники приходят учиться в школу. Начало обучения в школе — это не только интересная учёба, новые знакомые и впечатления. Адаптация к школе – сложный процесс, который включает в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей.
Меня заинтересовало, как буду учиться в школе, смогу ли быстро адаптироваться к новым условиям.
В работе показано, что в психологии есть удивительное направление, которое называется арт-терапия. Это метод, который использует творчество человека, помогает успешно преодолевать неуверенность, страх, тревогу, а также предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека.
Цель исследовательской работы: подтвердить, что использование арт-терапии - эффективный и комфортный способ адаптации к школе.
Была выдвинута гипотеза о том, что творческая активность помогает привыкнуть к школьному режиму.
Весь эксперимент занял небольшой период -2 месяца.
Была найдена и обработана информация по заданной теме: прочитаны книги, изучены материалы на сайтах в сети Интернет, проведён эксперимент.
Для оформления работы использовались графики, рисунки и фотографии.
В результате проделанной работы было выявлено, арт-терапия - эффективный, комфортный способ свободного самовыражения в период адаптации первоклассника к школе. Рисование, творчество помогают снять напряжение, через рисунок приобретает уверенность в себе. а психологические тесты могут предупредить об утомлении и болезни детского организма.
Каждый год ребята-первоклассники приходят учиться в школу. Начало обучения в школе — это не только интересная учёба, новые знакомые и впечатления. Адаптация к школе – сложный процесс, который включает в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей.
Меня заинтересовало, как буду учиться в школе, смогу ли быстро адаптироваться к новым условиям.
В работе показано, что в психологии есть удивительное направление, которое называется арт-терапия. Это метод, который использует творчество человека, помогает успешно преодолевать неуверенность, страх, тревогу, а также предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека.
Цель исследовательской работы: подтвердить, что использование арт-терапии - эффективный и комфортный способ адаптации к школе.
Была выдвинута гипотеза о том, что творческая активность помогает привыкнуть к школьному режиму.
Весь эксперимент занял небольшой период -2 месяца.
Была найдена и обработана информация по заданной теме: прочитаны книги, изучены материалы на сайтах в сети Интернет, проведён эксперимент.
Для оформления работы использовались графики, рисунки и фотографии.
В результате проделанной работы было выявлено, арт-терапия - эффективный, комфортный способ свободного самовыражения в период адаптации первоклассника к школе. Рисование, творчество помогают снять напряжение, через рисунок приобретает уверенность в себе. а психологические тесты могут предупредить об утомлении и болезни детского организма.
Естественнонаучное направление: психология
Тема: «Первые шаги в лицее»
Швырёва Елизавета
МАОУ «Медико-биологический лицей» г.Саратова
1 «Б» класс
Научный руководитель:
Маркушина Т.А.
г. Саратов, 2016/2017 учебный год
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Арт-терапия ………………………………………………………..5
Глава 2. Арт-дневник ……………………………………………………......6
2.1. Диагностика по методикам психологов ……………………………...6
Заключение………………………………………………………………........8
Библиографический список………………………………………………….9
Введение
Каждый год ребята-первоклассники приходят учиться в школу. Начало обучения в школе — это не только интересная учеба, новые знакомые и впечатления. Это абсолютно незнакомая среда для ребенка. Адаптация к школе – сложный процесс, который включает в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей.
Вот, наконец, сбылась моя мечта – я пришла учиться в 1 класс Медико-биологического лицея! Поэтому тема адаптации к лицею меня сразу заинтересовала (Приложение 1).
Психологи говорят, чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время — и это не две недели и даже не месяц. Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода. При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от
В психологии есть удивительное направление, которое называется арт-терапия [1]. Это метод, который использует творчество человека для решения различных жизненных задач. В арт-терапии широко применяется рисование, лепка, музыка, фотография, кино, литературное творчество, актерское мастерство. С помощью методов арт-терапии успешно разрешаются внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния, проводится работа с травмами, потерями, тревогами, а также развивается креативность, повышается целостность личности.
Я решила поэкспериментировать и попробовать соединить тему адаптации к школе с арт-терапевтическим направлением в психологии [2].
Цель исследовательской работы: подтвердить, что использование арт-терапии - эффективный и комфортный способ адаптации к школе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Была выдвинута гипотеза о том, что творческая активность помогает привыкнуть к школьному режиму.
Сроки проведения работы: сентябрь - октябрь 2016.
Место проведения работы: г.Саратов, МАОУ МБЛ.
Объект исследования: преобладающее эмоциональное состояние обучающихся 1 «Б» класса.
Методы исследования:
Работа проводилась в 3 этапа:
Методики: Цветовой тест Люшера, ассоциативные карты У.Халколы «Спектрокарты».
Материалы: альбом, карандаши, блокнот, ручка, журналы.
Глава 1. Арт-терапия
1.1. Понятие арт-терапии
Арт-терапия является средством свободного самовыражения. Предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека. Эстетические критерии не имеют решающего значения. Данное направление работы не ставит своей целью обучение конкретным приемам изобразительного искусства.
Находясь в трудной, стрессовой ситуации, человек, сам того не замечая, спонтанно рисует линии, «каракули», чертит палкой по песку... Как правило, данный процесс не контролируется сознанием, это так называемые свободные рисунки, «почеркушки» как неосознанный способ освободиться от переизбытка эмоций и чувств.
1.2. Авторские методики в арт-терапии
В арт-терапевтическом направлении используются разнообразные методики, которые можно разделить на две группы: диагностические и терапевтические, хотя часто они объединяют в себе оба этих направления. Ценность арт-терапевтической работы в том, что помогает развивать способности к пониманию и словесному выражению своих чувств и потребностей, осознавать мотивы своих поступков и их воздействия на окружающих.
Цветовой тест Люшера. Методику создал Макс Люшер. Диагностическая работа заключается в том, что человек выбирает цветовые карточки и раскладывает их от наиболее приятных цветов до отвергаемых. Диагностика помогает определить эмоциональное состояние, энергетический баланс организма, а также личностные особенности человека, его самооценку[5].
Ассоциативные карты Улла Халколы «Спектрокарты» представляют собой серию фотографий [6]. Набор состоит из 73 цветных фотографий с изображением пейзажей, растений, различных природных и техногенных объектов, животных, произведений искусства (скульптур, архитектурных памятников). Ассоциативные карты не имеют строгих правил применения, они захватывают воображение, вызывают различные чувства и воспоминания и создают непринужденную обстановку для интерактивной деятельности.
Глава 2. Арт-дневник.
2.1. Диагностика по методикам психологов.
Наша работа началась с того, что совместно с психологом школы Швырёвой Еленой Валерьевной был составлен арт-дневник, который включал в себя ежедневный вечерний анализ того, что происходило на протяжении всего дня (Приложение 2).
Каждый день проводилась диагностика эмоционального состояния, энергетики организма и самооценки с помощью теста Люшера. Кроме того, создавался образ дня в виде рисунка или коллажа. А также выбиралась одна из ассоциативных карт Уллы Халколы, которая подводила итог дню. Карта учила определять главный образ дня (Приложение 3).
Другими словами, арт-дневник был разработан так, чтобы задействовать творческую активность.
Вести арт-дневник оказалось не так-то просто. Потребовалось большое терпение и желание довести работу до конца. Зато он научил меня анализировать то, что было важным в течение дня, понимать, какие чувства я испытываю и в связи с чем это происходит (Приложение 4).
Анализ записей арт-дневника показал:
Из класса пять ребят заболели в течение первого месяца учебы. В их число вошла и я. Психологи говорят, что это может быть связано с привыканием к новым условиям жизни. Отметила, что в день болезни, по тесту Люшера, у меня наблюдалось преобладание отрицательных эмоций и переутомление организма. Такое же состояние наблюдалось в некоторые дни болезни.
В классе дважды была проведена диагностика настроения и энергетики всех ребят за сентябрь: в начале и в конце месяца. В конце месяца увеличился процент обучающихся с преобладанием положительных эмоций, уменьшился процент детей с отрицательными эмоциями (Приложение 6).
В конце месяца учеников, имеющих средний уровень усталости организма, стало больше (Приложение 8). Появилось отрицательное, тревожное и равнодушное отношение у некоторых ребят к школе, учителю, одноклассникам и родителям (Приложение 8).
Мои результаты по всем видам диагностики – положительные (Приложение 7, 9).
Данный эксперимент доказал, что творческая активность помогает понимать свое состояние и находить способы справиться с трудностями.
Заключение
Арт-терапия - эффективный, комфортный способ свободного самовыражения в период адаптации первоклассника к школе. В атмосфере доверия, терпимости и внимания к своему внутреннему миру ученик через рисунок приобретает уверенность в себе.
В результате исследовательской работы были решены поставленные задачи, а именно:
Подтверждена правильность гипотезы, что творческая активность помогает привыкнуть к школьному режиму.
Библиографический список
Снегири и коты
Ералаш
Можно от Солнца уйти...
Ворона
Красочные картины Джастина Геффри