Актуальность исследования заключается в том, что в процессе обучения учащимся приходится много запоминать. Разумеется, запоминание затрудняется, если материал понят плохо. Я считаю, что ребята, которые будут ознакомлены с моей работой, с приемами представленными в ней, освоят математику лучше, а вспомнив шуточную формулировку того или иного правила смогут легко воспроизвести его в памяти в трудную минуту экзамена.
Цель исследования – освоить методику мнемонику, помогающую лучше усваивать математический материал.
Задачи:
- изучить методику мнемоники;
- выявить связь математики и мнемоники;
- ознакомиться с техникой «запоминалок»;
- обработать математический материал с целью выявления приёмов запоминания;
-выяснить насколько ученикам нравятся «запоминалки», сделать выводы.
Объектом исследования является метод мнемоники.
Предметом исследования является использование «запоминалок» на уроках математики и в повседневной жизни.
Гипотеза: Можно ли связать мнемотехнику и математику, и можно ли применить мнемонику в повседневной жизни?
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 38.63 КБ |
Содержание:
Введение. 2
1. История мнемоники. 4
2. «Запоминалки» 9 класса МБОУ «Джидинская СОШ». 8
Заключение. 9
Список литературы. 10
Приложения.
Введение
«Учиться можно весело… Чтобы переваривать знания,
надо поглощать их с аппетитом»
Анатоль Франс
Мозг – уникальное творение природы, а память уникальна вдвойне. Только благодаря ей возможна передача знаний из поколение в поколение. Почти все, что сегодня известно о механизмах работы памяти, было открыто при изучении феноменов ее нарушения. С одной стороны, ухудшение памяти могут вызывать разные причины: обычная усталость, хронический стресс, состояние после перенесенной инфекции или тяжелой болезни, возрастные изменения. С другой, память можно тренировать при помощи специальной методик, а также «подкармливать» с помощью специальных препаратов нейроны, отвечающие за запоминание и хранение информации.
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему те же самые дети, которые с большим трудом усваивают несложные школьные истины о буквах и о словах, о цифрах и о числах, так легко запоминают сотни мультиков с их самыми разнообразными сюжетами, замысловатыми героями и часто довольно запутанными отношениями между этими героями?
Как часто вы замечали, что после объяснения учителя «в одно ухо влетело - в другое вылетело»! И ведь слушали, вроде бы внимательно! И поняли, как будто все! А через пять минут - ничегошеньки не помните. Что же нужно делать для того, чтобы знания, попадая в голову, задерживались там, на долгое время? Что может облегчить запоминание? Как сэкономить время при запоминании? Оказывается, существует множество приемов и методов запоминания. В основе развитой памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация. Для того чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение. Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию. Есть дети, которые испытывают затруднения при изучении математики: абстрактные цифры, формулы и многое другое их часто пугают. Применяя образы, учащиеся с удовольствием занимаются математикой. В учебниках математики правила для заучивания длинные. Для тех учащихся, чья память плохо развита, эти правила заучить наизусть трудно. Система образов помогает понимать, с легкостью воспроизводить научную информацию. Процесс запоминания материала становится более эффективным.
Математика – серьезная наука с ее сложными формулами, логическими выкладками строгими умозаключениями. Она включена в обязательный экзамен в 9, 11 классов и требуется при поступлении во многие ВУЗы и ССУЗы. Поэтому математика необходима всем. Обычно освоение математических понятий проходит во внутреннем плане, а материализуются они в виде весьма скучных и однообразных столбиков с примерами или уравнениями, особенно для тех, кому математика дается с трудом. А если подойти к этому с другой стороны? Совместить математику с жизненными ситуациями, игровыми приёмами, вот тогда ученику становится понятней, материал запоминается без особых усилий и хочется проверить правильность своих знаний.
Актуальность исследования заключается в том, что в процессе обучения учащимся приходится много запоминать. Разумеется, запоминание затрудняется, если материал понят плохо. Я считаю, что ребята, которые будут ознакомлены с моей работой, с приемами представленными в ней, освоят математику лучше, а вспомнив шуточную формулировку того или иного правила смогут легко воспроизвести его в памяти в трудную минуту экзамена.
Цель исследования – освоить методику мнемонику, помогающую лучше усваивать математический материал.
Задачи:
- изучить методику мнемоники;
- выявить связь математики и мнемоники;
- ознакомиться с техникой «запоминалок»;
- обработать математический материал с целью выявления приёмов запоминания;
-выяснить насколько ученикам нравятся «запоминалки», сделать выводы.
Объектом исследования является метод мнемоники.
Предметом исследования является использование «запоминалок» на уроках математики и в повседневной жизни.
Гипотеза: Можно ли связать мнемотехнику и математику, и можно ли применить мнемонику в повседневной жизни?
Практическая значимость. Метод мнемоники помогает лучше усвоить математический материал и применять эти знания в учебе, в повседневной жизни.
Методы исследования: поиск материала, анализ анкетирования.
Методы и приёмы: исследовательский, информационно – познавательный.
Мнемо́ника (от греческого mnemonikon — искусство запоминания), мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.
Нельзя не согласиться с тем, что при помощи мнемотехнических приёмов можно запоминать такие вещи, которые при помощи обыкновенных приёмов нельзя было бы запомнить, например, целый ряд чисел, слов, ничем друг с другом не связанных и т. п. Несомненно, что при помощи искусственных мнемотехнических приёмов можно в этом отношении достигнуть результатов, которых при помощи обыкновенных способов достигнуть никак нельзя.
Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Одни говорят, что она была известна на востоке, другие “изобретателем” этого искусства считают греческого поэта – Симонида (умер 469 до н.э.) Об этом существует даже легенда.
Легенда. Симонида пригласили к одному богатому человеку на пир. Когда гости уже сидели за столом, ему доложили, что пришли два молодых человека, которые желают его видеть. Он тот час же встал из-за стола и вышел, но никого не нашел. А в это время, комната, в которой происходило пиршество, провалилась, и все в ней находившиеся были убиты. Родственники погибших попросили Симонида вспомнить, кто и где сидел. Он действительно вспомнил, в каком порядке сидели пирующие за столом и места, ими занимаемые. Этот случай и привел к открытию особенности памяти, что по месту можно вспомнить информацию, имеющую конкретный образ.
Мнемоника впервые была описана неизвестным римским учителем риторики. Мнемоника использовалась как инструмент, позволяющий точно запоминать большие объемы смысловой информации. Надо заметить, что ни один оратор греческий или римский не выступал перед публикой с конспектом в руках, что делало необходимым применение искусственных приемов запоминания. Кстати, многие ораторы и сейчас используют приемы мнемоники, описанные еще Цицероном.
Мнемотехнику преподавал даже Джордано Бруно, разъезжая по разным городам Европы он предлагал memoria technica. В средние века это искусство пользовалось большим успехом, и легко понять почему. Нужно было знать наизусть чрезвычайно много; для богословских споров, в то время особенно практиковавшихся, необходимо было знание наизусть и целиком места из Священного Писания; требовалось иногда указать точно, в какой книге, главе, параграфе и прочее находится известное место. Все эти трудности, возможно, было обойти, только воспользовавшись мнемоникой.
Мнемотехникой интересовался и Аристотель, который обучил этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладал Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт
К сожалению, только в конце прошлого века вновь возродился интерес к мнемотехнике. Стали создаваться новые приемы, методы и техники запоминания.
В современной трактовке мнемоника обозначает всю совокупность приёмов и методов запоминания информации, применяемых в той или иной системе, а термин мнемотехника трактуется как практическое применение методов определенных в данной конкретной мнемонике.
Основные приёмы:
Для лучшего запоминания с давних пор используются мнемотехнические приемы. Их суть заключается в том, что информация, которую необходимо запомнить, определенным образом структурируется. Например, дату французской революции – 1789 год – легко запомнить, если обратить внимание на последовательность цифр: 7,8,9.
Рифма и ритм
Один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание материала - это зарифмовать его. Этот способ, используемый в некоторых мнемонических упражнениях, также нашел широкое применение в математике.
Математики отлично понимают значение рифмы для запоминания правил, формул и т.д.. Например, нужно запомнить номер 773-25-14. Для этого вы можете зарифмовать его следующим образом: Семь семь три два пять один четыре я все помню в целом мире.
Аббревиатура (акроним)
Мы сталкиваемся с аббревиатурами на уроках алгебры и геометрии почти каждый день, поскольку их использование весьма популярно. Мы уже привыкли к таким словам, как ОДЗ (область допустимых значений), ФСУ (формулы сокращённого умножения) и т.д.
Принцип аббревиатуры также широко используется для фиксирования различного материала, не связанного логическими принципами, помогает нам лучше его запоминать и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации. Вы можете попробовать применять этот принцип и вскоре сами убедитесь в его успешности. Аббревиатура может применяться для фиксирования самой различной информации. Например, для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый - мы обычно пользуемся фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Это, разумеется, не совсем аббревиатура. В этом выражении первые буквы слов, которые необходимо запомнить, совпадают с буквами слов простого и легко запоминающегося предложения, имеющего какой-то смысл. То есть запоминанию информации способствует и смысл простого предложения, и тот факт, что все слова этого предложения начинаются с первых букв слов, которые нужно запомнить. Это является своеобразным двойным эффектом.
Пиктограммы
Еще один из приемов мнемотехники - пиктограммы, то есть изображение содержания текста с помощью рисунков. Например, каждое слово правила, теоремы, определения или формулы изображается особым значком. Важно, чтобы этот значок придумали и нарисовали вы сами, тогда и эффект будет больше. Потом вам достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст. Например, состав числа 8: треугольник и пятиконечная звездочка, держащие друг друга за руки (3+5); дверной замок с поднятой дужкой и ключ в форме цифры 2 (6+2) и т. п. Разумеется, этот прием могут использовать и ребята постарше, а не только малыши.
Важнейшие принципы мнемотехники.
В основе развитой памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация. Для того чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение. Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.
Для эффективного запоминания правила необходимо привести созданную ассоциацию в движение. «Движение» помогает живо представить образ. Оно делает процесс запоминания не только простым, но и интересным. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными, смешными и нелепыми. Чем банальнее и скучнее будут ассоциации, тем они менее эффективны. И наоборот, чем абсурднее связь между элементами, тем она прочнее. Положительные и приятные образы запоминаются быстрее (они близки, доступны и понятны детям) и процесс запоминания приносит удовольствие.
В учебниках математики правила для заучивания длинные. Для тех учащихся, чья память плохо развита, эти правила заучить наизусть трудно. Система образов помогает понимать, с легкостью воспроизводить научную информацию. Процесс запоминания материала становится более эффективным, т.к. задействовано не только левое полушарие головного мозга, отвечающее за логическое мышление, но и правое, способствующее развитию образного мышления.
В чем же “секрет” мнемотехники?
Мнемотехника является программой, которая позволяет общаться с мозгом на его языке, т.е. языке образов. И “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), вы непременно вспомните и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь “секрет”!
С помощью мнемотехники можно запомнить за короткое время большой объем точной информации, что просто невозможно сделать обычными методами. Область применения мнемотехники довольно обширна, т.к. точную информацию и различные последовательности приходится запоминать практически каждый день. Без специальных приемов не обойтись и при запоминании плана дел на каждый день, и при запоминании и, что самое важное, при вспоминании любой учебной или другой важной информации. Поэтому мнемотехника сейчас уже не является “искусством избранных”, она уже давно находится на службе у студентов и школьников, менеджеров и руководителей разного ранга, политиков и ораторов.
Все мнемонические упражнения основаны на внесении какой-либо ясности в бессмысленный материал, то есть хаос преобразуется в порядок посредством некоторой систематизации.
Ученики и студенты пишут шпаргалки перед экзаменами. Мнемотехника позволит запомнить эти шпаргалки. Тогда на экзаменах вы будете списывать из своей памяти. Это намного безопаснее. К тому же, если вы захотите, информация может быть сохранена в вашей памяти пожизненно. Это может потребоваться в случае, если вы захотите стать высококлассным специалистом, профессионалом в своей области.
Мнемотехника существенно сократит вам время подготовки к экзаменам. Если применять мнемонические методы запоминания в течение учебного года, то вообще не придется готовиться к экзаменам. Вы просто будете помнить содержание всех своих учебников.
Нововведением методов мнемотехники являются правила-образы в рисунках, стихотворениях. Образы, рисунки, стихотворения мы называем «запоминалки». Изучив правило в учебнике, мы помогаем увидеть его в рисунке, в образе. Чтобы лучше усвоить материал, можно использовать различные «запоминалки», мнемонические правила. «Запоминалки» - это короткие фразы, картинки облегчающие запоминание математики. Я порылась в сети, расспросила учителей математики нашей школы, прочитала книги и собрала некоторое количество известных и забытых «запоминалок», и решила начать их собирать (приложение 1). Предложила одноклассникам использовать эти «запоминалки» на уроках и подготовке к экзамену по математики, после чего провела анкетирование (приложение 2).
Так, например, для запоминания значения синуса и косинуса для углов 300, 450 и 600 запоминаем числа: для синуса 1, 2, 3, для косинуса- 3, 2, 1, везде в знаменателе 2, а в числителе знак «корень», но так как квадратный корень из 1 равен 1, то у 1 – знак «корень» не пишем. А тангенс и котангенс можно запомнить, как крест накрест, а посередине 1 (приложение 3) или можно по руке (приложение 6).
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника: у синуса буква «и» меняется на букву «о», косинуса, буква «о» меняется на букву «и» (приложение 4). Например, легко запомнить, что у тангенса и котангенса знаки располагаются крест-накрест, у функций синуса знаки расположены горизонтально, а у косинуса– вертикально (приложение 5).
Заключение.
Существование математических уловок – «запоминалок» способствует лучшему усваиванию материала урока. Собирая материал для своей работы, я узнала много приёмов, которые использую не только на уроках математики. Изучив сложные формулы, мне очень захотелось учиться в старших классах, чтобы узнать их применение. Чтобы влюбить ребят в древнейшую, но вечно цветущую науку – математику, мир которой, не менее, чем мир живой и неживой природы, полон неразгаданных и разгаданных тайн, удивительных и драматических явлений, захватывающих событий и поразительных открытий.
Только не надо увлекаться, и не стоит забывать о математике, поскольку все это лишь приемы, стимулирующие на выполнение большого количества однообразных действий, и позволяющие отработать тот или иной навык. А мы, решив очередное уравнение или задачу, испытываю какое-то необъяснимое чувство радости; доказывая теорему, вижу изящество и красоту в строгих логических умозаключениях.
Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Конечно, можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео- и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать. У представителей многих профессий - летчиков, космонавтов и т.д. - зачастую просто нет времени обращаться к другим источникам информации, кроме собственной памяти. Поэтому нужно тренировать память, развивать ее способности. Память можно улучшить с помощью специальных упражнений, улучшить память можно благодаря постоянному заучиванию стихотворений.
Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух и тогда не будет необходимости носить с собой записные книжки. Научись говорить себе «да» и это будет решением проблемы. Гораздо больше людей сомневаются в своей памяти, чем доверяют ей. Чем меньше доверяют, тем меньше хотят ею пользоваться. Чем меньше пользуются, тем меньше она работает и, как следствие, доверяют ей еще меньше. Казалось бы, это замкнутый круг, но ситуацию можно изменить.
В своей работе я рассказала о «мнемотехнике», одном из приёмов запоминания информации. Имея воображение, желание и капельку терпения, немного посидев, вы и сами сможете придумать свои приемы, которые сможете использовать для улучшения запоминания. Да, и используйте «запоминалки», о которых вы узнали из моей исследовательской работы.
Самый главный и трудный вопрос
Сказка "Морозко"
Простые новогодние шары из бумаги
Сочини стихи, Машина
Если хочется пить...