Работа рассматривает особенности коммуникативного аспекта языка, в том числе языковую манипуляцию и основы нейро-лингвистического программирования.
Вложение | Размер |
---|---|
glaas_pavel_10_04_17.docx | 50.76 КБ |
glaas_present.ppt | 2.84 МБ |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30 имени Н.Н.Колокольцова»
Сила слова, или
Язык как средство воздействия.
Учебный проект
Выполнил Глаас Павел,
учащийся 10 а класса,
руководитель Федорченко С.В.
учитель русского языка и литературы
Малиновка, 2017
Содержание
Введение………………………………………………………………….………3
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы
Приложения
Введение
Человек через слово всемогущ:
язык всем знаниям и всей природе ключ…
Г.Р.Державин
Без общения, как без воздуха, человек не может существовать.
Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Общение для человека – это среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта.
Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.
Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Умение компетентно и плодотворно обсуждать важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументированно отстаивать свою точку зрения, вербально достигать желаемой цели, то есть умелое использование силы слова должно, по нашему мнению, стать обязательным качеством каждого современного молодого человека.
Таким образом, целью данной работы является изучение особенностей языка как средства общения и воздействия на окружающих.
Чтобы достигнуть цели, нам нужно последовательно решить ряд задач:
Объектом исследования является русский язык как средство общения и воздействия.
Предмет исследования – устная ораторская речь.
Методом исследования является изучение учебной литературы по данному вопросу, систематизация и анализ.
Продуктом проекта станут рекомендации для создания устной речи и памятка для начинающего спорщика.
Русский язык как средство общения и воздействия
Язык как важнейшее средство человеческого общения тесно связан с обществом, его культурой и людьми, которые живут и трудятся в обществе, пользуясь языком широко и разнообразно.
Общение (или коммуникация) - это передача от одного лица другому какого-то сообщения с той или иной целью. Общение совершается в результате коммуникативной деятельности двух или нескольких лиц в определённой ситуации и при наличии общего средства общения.
Важнейшим средством человеческого общения является язык. Предназначенность языка быть орудием общения называется его коммуникативной функцией. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, волеизъявления, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга в определённом направлении, добиваются общего взаимопонимания. Язык даёт людям возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности. Коммуникативная функция - основная социальная функция языка.
Можно сказать, что общество имеет такой язык, какой обществом создан, и использует язык так, как умеет и может. Влияние языка на общество усиливается вместе с развитием самого общества — это влияние возрастает по мере развития производства, техники, науки, культуры и государства. Язык участвует в организации труда, в управлении общественным производством, деятельностью учреждении, в осуществлении процесса образования и воспитания членов общества, в развитии литературы и науки.
Общество влияет на язык, но и язык, в свою очередь, влияет на общество, участвуя в различных областях жизни и деятельности людей.
Наше общество еще во многом не пришедшее к нормам общежития, уже почувствовало потребность в культуре поведения и общения. То и дело встречаются объявления, сообщения, реклама о том, что в лицеях, колледжах, гимназиях, школах открываются факультативы с названиями «Этикет», «Деловой этикет», «Дипломатический этикет», «Этикет делового общения» и т.д. Это связано с потребностью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский и т.д. контакт. Ну и, разумеется, не следует забывать, что искусство дипломатии напрямую связано с искусством убеждать, умело используя все средства языка, т.е. совершая определенные манипуляции в общении.
Чем наше слово отзовется, или Искусство речевой манипуляции
Речевое воздействие представляет собой очень сложное явление. Чтобы понять его суть, прежде всего, следует уяснить, что такое речевая деятельность, как она протекает, при каких условиях возможна, что необходимо для ее осуществления.
В сознании большинства из нас слово «манипуляция» вызывает зачастую отрицательные эмоции.
Многие могут сказать: манипуляции в общении это обман, ложь, подача заведомо недостоверной информации. Но это понятие намного шире. Давайте попробуем разобраться: плохо это или хорошо?
Что есть манипуляция в общении?
Это техники воздействия на неосознанную часть психики человека с целью получения выгоды, достижения цели. Можно сказать, что это стремление манипулятора управлять другим человеком (его мыслями, действиями) без его ведома.
Попробуйте представить себя мужчиной (удачно?). Вы сидите в летнем кафе с девушкой, за которой вы ухаживаете и ведете с ней беседу о жизни и любви. И вот к вам подходит симпатичная девочка-подросток (или не менее миловидная бабушка) с букетиком цветов и предлагает вам их приобрести.
И вот это и называется манипуляцией. Почему?
А потому что здесь есть скрытый расчет на то, что вам будет неловко отказаться от покупки цветов для этой девушки на глазах у вашей собеседницы. В данном случае это пример манипуляции на потребности человека красиво выглядеть в глазах объекта воздыхания.
Таким образом, отличие манипуляции от других способов воздействия состоит в том, что при манипуляции кроме явного и открытого мотива
есть скрытый мотив, расчет, подтекст.
В магазине покупатель выбирает товар, нерешительно рассматривая то более дешевые, то более дорогие вещи. В общем, определяется покупатель. И тут появляется продавец, который «помогает » выбрать товар:
— Эта модель лучше, но она, пожалуй, дороговата для вас.
На что Покупатель:
— Вот ее-то я и возьму.
На внешнем уровне продавец констатировал правдивые факты: высокое качество вещи и невысокие финансовые возможности покупателя. Скрытый смысл этой манипуляции – расчет на желание покупателя хотя бы перед продавцом (и значит, в какой-то мере перед собой) выглядеть респектабельно. Покупатель взял дорогую вещь, побаловав свое самолюбие и утерев (как ему кажется) нос продавцу.
Еще пример.
Наверняка к вам когда-либо на улице подходили люди с «подарком» от фирмы. Очень жизнерадостные, начиная со слов «Здравствуйте! », они торжественно объявляют, что в честь 500-летия их щедрой фирмы вы получаете бесплатно прекрасный набор вот в этой сумке, вместе с самой сумкой. И вручают ее вам!
Еще несколько секунд оптимизма и обаяния и вот вы уже начинаете верить в это чудо. Но оказывается, для того, чтобы вы окончательно вступили в права владения всем богатым содержимым этого саквояжа, необходим сущий пустяк. Оплатить всего лишь одну вещь из этого богатства. Какие-то там жалкие (по сравнению с содержимым) несколько сот рублей – и это тоже манипуляция.
Манипуляция — это скорее система игр, это — стиль жизни. Одно дело единичная игра, цель которой избежать затруднительного положения; и другое дело — сценарий жизни, который регламентирует всю систему взаимодействия с миром.
Манипулятор — человек, у которого определенный образ мышления, устоявшиеся мировоззрения, сложившиеся цели. Ничего плохого в умении и желании манипулировать другими нет при условии,
что вы полностью осознаете характер манипуляций, что у вас сформирована цель, к которой вы идете, что вы не причиняете другому человеку вред.
Можно смело утверждать, что тех, кто о манипуляции говорит со знаком минус, - большинство. Потому что, по сути, манипулировать — это играть на чужих слабостях и страхах. Потому что манипуляции – это самый короткий путь к достижению результата во взаимодействии с людьми.
Ведь гораздо легче играть на струнах чужой души и комплексах, чем работать над отношениями и сценариями своей жизни. Потому что это подразумевает, в первую очередь, работу над собой, своими отношениями, своими действиями и моделями поведения. А это мало кому необходимо.
Манипулятор, по сути, обеспечивает себе быстрый результат, путем минимальных затрат, снимая ответственность с себя за происходящее. (А кто от такого откажется?) Он с радостью находит оправдание самому себе и своим действиям, говорит, что объект манипуляции сам этого хотел, а что хотел, то и получил.
Манипулятор – это по сути «халявщик», который не готов работать над отношениями, своими подходами, своими установками и своим образом жизни. Он поступает так, как ему удобно, сохраняя свою зону комфорта.
Манипуляции сознанием окружающих всегда ведут в тупик, потому что если одна сторона манипулирует, а другая ведется на такое отношение к себе, то этот формат отношений в любом случае не ведет к развитию, а значит, они обречены на провал.
Есть еще один аспект такого подхода – манипулятор сам является первой потенциальной жертвой другого манипулятора. Об этом большинство забывает, но подобное притягивает подобное. Объект манипуляций в одной ситуации, чаще всего в другой — сам является манипулятором. Это взаимный выбор, и ответственность за происходящее лежит на обеих сторонах. Игра во взаимные поддавки всегда приводит к проигрышу.
Настоящим инструментом, обеспечивающим развитие отношений, развивающим самого человека и повышающим его уровень коммуникаций является поиск истинной мотивации другого человека, нахождение общих точек интересов и выработки взаимно приемлемой и интересной для обеих сторон модели отношений и на основании этого сценария развития событий.
Техника: Манипулирование любовью
Существует 3 любовные схемы:
Первая схема сама по себе очень эффективная и встречается сплошь и рядом! Человек-манипулятор — это тот, которого любят! Что самое интересное, тот, кто любит – очень часто понимает, что он находится под действием манипулирования, но ничего не делает, так как чувства становятся превыше всего.
Вторая схема: «Ты меня действительно любишь? Тогда пойди и сделай…» Без комментариев, надеюсь, здесь все всем и так понятно!
Третья схема по смыслу немного пересекается с первой.
Например, цель: найти «богатенького буратино» и постараться влюбить его в себя, а потом уже свободно действовать по схеме № 1.
НЛП как один из способов речевого воздействия на собеседника
Влияние одного собеседника на другого являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Ведение разговора с применением технологий нейролингвистического программирования или НЛП может очень помочь в повседневной жизни.
Разговор с фразами НЛП можно определить как обмен мнениями с целью достижения взаимоприемлемого соглашения в вашу пользу. К такой программированной устной речи следует относить не только определенным образом согласованные и организованные контакты заинтересованных сторон, но встречу, беседу, разговор по телефону (телефонные переговоры).
Всегда нужно помнить, что любые технологии НЛП – это процесс осуществления эффективного межличностного общения, это использование наработанных навыков коммуникативной риторики, с учетом характера личности партнера. Важнейшей составной частью построения фразы НЛП является общение сторон, их эффективная межличностная коммуникация.
И здесь, обязательным является соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых «формул», позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности, убеждения, так далее (например, «Добрый день», «Рад нашему знакомству», «Прошу вас», «Благодарю вас за плодотворную встречу», «Представьте себе, что…»).
Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик собеседников. От того, насколько хорошо у участников беседы развиты коммуникативные способности (умение легко и быстро устанавливать контакты с собеседником, вести разговор) – зависит успех незаметного воздействия. Коммуникативный аспект фразы или слова НЛП является определяющим и потому, что разговорный процесс рассматривается, как составная часть речевой коммуникации (прежде всего, диалог и аргументация), как умение эффективно использовать речевое воздействие для достижения поставленных целей. Коммуникативная компетенция участников диалога, таким образом, рассматривается как умение сохранять корректное и психологически правильное речевое общение и уверенность в любых ситуациях, владение техникой межличностной коммуникацией, основу которой составляет искусство ведения беседы, владение аргументацией.
Успешному общению в процессе беседы с фразами НЛП, во многом, способствует обладание навыками эффективной речевой коммуникации. От того, какие фразы используются в процессе разговора, зависит первоначальное отношение к собеседнику, принятие собеседниками информации, убедительность аргументации. Получается, что без знаний общепринятых норм речевой коммуникации, даже самый искусный специалист в НЛП не сможет добиться успеха на обычных переговорах.
На всех этапах ведения разговора с фразами НЛП важно следовать общепринятым нормам речевой коммуникации, а не выдумывать, что-то невероятное.
В начале беседы следует избегать фраз выражающих:
Благоприятному началу разговора способствуют:
После обмена приветствиями и несколькими корректными фразами, собеседники переходят к основному этапу разговора. Данная стадия состоит из аргументации вашей позиции. Однако в любых разговорах не исключена возможность обмана и может оказаться, что ваш собеседник так же является искусным манипулятором, то есть человеком, который пользуется вашими «слабостями» для достижения своих целей. Для этого он применяет следующие распространенные методы:
1. Намеренный обман. Если вы чувствуете, что ваш партнер приводит фальшивые факты, то не употребляйте фразы, которые могут его оскорбить «Ваши факты недостоверны!», «Вы пытаетесь ввести меня в заблуждение», лучше объясните собеседнику, что вы ведете дальнейший разговор независимо от того, доверяете вы ему или нет, но собираетесь проверить все его фактические заявления. Такого рода заявления нужно делать в очень корректной форме с соответствующими в таком случае извинениями.
2. Неясные полномочия. Прежде чем приступать к диалогу, спросите партнера: «Какими именно сведениями вы располагаете в данном случае?» Получив уклончивый ответ - предупредите партнера:
«В таком случае, мы оставляем за собой право пересмотреть ваш статус» или «При сложившихся обстоятельствах, мы не можем говорить о конкретных вещах. Прошу вас организовать встречу с лицом, обладающим реальными сведениями»;
Если вы заметили, что ваш собеседник использует манипулятивную тактику ведения разговора, нужно открыто заявить ему об этом и подвергнуть сомнению законность и желательность такой тактики при проведении конструктивного диалога. В ситуации, когда ваш партнер стремиться делать только то, что обеспечит ему максимальную выгоду - начинать беседу следует с рассмотрения тех моментов, которые у вас и у вашего собеседника не вызывают возражений.
Во время обсуждений и аргументации своей позиции не надо пытаться убедить собеседника в ошибочности его точки зрения или пытаться запутать его. Такое поведение может вызвать у него только раздражение. Старайтесь не употреблять в речи неоправданно:
- специальные и иностранные слова; они возможны лишь тогда, когда вы правильно их произносите, точно знаете их смысл и уверены, что ваш собеседник тоже их знает;
- жаргонные слова;
- шаблонные выражения: «Честное слово!», «Такова жизнь»;
- просторечия и диалектизмы;
- уменьшительно-ласкательные суффиксы;
- циничные выражения, вульгарные шутки;
- общеупотребительные цитаты: «Быть или не быть, вот в чем вопрос».
Необходимо приспосабливать аргументацию к личности своего собеседника, употреблять терминологию, которая понятна ему, избегать простого перечисления фактов. Используйте более корректные и психологически приемлемые фразы.
Корректные фразы НЛП:
«Вы не находите, что…»,
«Сейчас вы сможете убедиться, что…»,
«Вам, конечно, известно, что…»,
«Согласны ли вы с тем, что…»,
«Вы сможете добиться…»,
«Не думаете ли вы, что…».
После этого в конце предложения ставятся установочные фразы НЛП:
«Я считаю…»,
«Вы, конечно, еще об этом не знаете…»,
«Вы поймете позже, что…»,
«Мы вам поможем…»,
«Все же вы должны признать, что…»
В процессе такого диалога и аргументации следует поощрять критику вместо того, чтобы отбиваться от нее; используйте в диалоге с вашим собеседником вопросы НЛП: «Какие обстоятельства мешают вам принять во внимание мое предложение?», «Что мешает вам согласиться с данным предложением?» а не утверждения: «Этот факт не подлежит сомнению!», «Моя позиция верна так как…»
Помните, утверждения вызывают сопротивление, и беседа может перерасти в спор; вопросы вызывают ответы.
Ни в коем случае не поддавайтесь настроению, не раздражайтесь, если ваш партнер возражает. Не прерывайте его словами: «Послушайте» или «А знаете» - это фразы разрушители НЛП. Если ваш собеседник считает свое мнение истиной и не желает его менять, какие бы убедительные аргументы ему не пришлось услышать, процесс обсуждения перерастает в спор НЛП. При ведении спора с фразами НЛП важно:
- четко определить предмет и цель спора,
- оперировать одинаковыми понятиями,
- последовательно и ясно излагать свое мнение,
- если возникает настоящее несогласие – выслушайте собеседника до конца, чтобы понять, с чем именно вы не согласны.
Даже сознавая свою правоту, будьте сдержаны в словах и выражениях, говорите кратко, осмотрительно, хладнокровно – это единственная возможность убедить собеседника.
Возражайте, но не обвиняйте. При возражениях используйте корректные фразы НЛП:
«Я думаю…»,
«Я могу ошибаться…»,
«Я не вполне уверен…»,
«Мне кажется…».
Далее следуют фразы-запреты - «И речи быть не может!», «Ошибаетесь!», «Вы не правы!», «Это не имеет отношения к делу!».
Существует три варианта окончания спора НЛП:
1. вы проиграли спор – признайте это, не демонстрируйте свое неудовлетворение результатом обсуждения, это может привести к разрыву дальнейших отношений и к отчуждению со стороны собеседника. «Признаю, я был неправ», «Моя точка зрения была ошибочной»
2. вы выиграли спор – будьте скромны и спокойны. Ставьте корректные фразы - «Благодарю вас, что выслушали меня» «Благодарю вас, что приняли мое предложение».
3. продвижения в споре не происходит – постарайтесь прекратить обсуждение по данному вопросу и дать разговору другое направление. После достижения согласия по всем существенным вопросам, возникшим в процессе беседы, а также, когда вы видите, что ваш собеседник полностью удовлетворен приведенными доводами, следует переводить разговор к этапу принятия окончательного решения.
Рассмотрим два пути ускорения манипуляции над собеседником.
Когда Ваш собеседник говорит: «Мне нужно еще раз все основательно обдумать», вы применяете:
1. прием «прямого ускорения» - «Мы уже пришли к соглашению?» «Вы согласны?» Однако, данный прием не очень эффективен, так как вероятность ответа «да» и «нет» составляет - 50%.
2. прием «косвенного убеждения» с помощью фраз НЛП - «Представьте себе, что…», «В случае, если…», «Предположим, что …», «А что бы вы предпочли…», «К какому выводу пришли бы вы в этом случае?» В этом случае вопросы НЛП воспринимаются мягче, не несут элемента принуждения. Собеседник отвечает на вопрос, а его мысли переключаются с решения, которое предстоит принять, то есть он временно освобождается от психологического давления ответственности.
Завершая разговор, необходимо: подвести итоги, определить сроки, в которые вы должны выполнить то, о чем договорились. Здесь, так же как и в начале беседы и на всех этапах, важна та атмосфера, на которой вы расстаетесь. Поэтому, не забудьте:
1) поблагодарите собеседника - «Благодарю вас за беседу/проведенное время»;
2) сделать искренний комплемент вашему собеседнику - «Было приятно с вами общаться».
После этого следуют фразы прощания: «Успехов», «До встречи», «Удачи».
Хотя сейчас существует множество образовательных тренингов и курсов, которые объясняют, как правильно влиять на собеседника, на что следует обращать внимание в процессе разговора, какие фразы помогут успешно манипулировать им, но лучше всего самостоятельно углубить свои знания в таких дисциплинах, как Риторика, Психология, Языкознание, Страноведение, Этика и других смежных науках, научиться правильно выстраивать свою спонтанную или заранее подготовленную речь, изучить основы ораторского искусства. Но, мало иметь только теоретические знания, нужно не бояться применять эти знания на практике и накапливать практический опыт. А лучшее поле для приобретения опыта подобного рода – урок.
От речевых умений - к мастерству оратора
Почему трудно научиться ораторскому мастерству с помощью книг об ораторском искусстве, культуре речи и т.п.? Почему чтения этих книг бывает недостаточно, чтобы стать красноречивым и умным оратором? Главная причина в том, что они, эти книги, написаны в информационном стиле, излагаются в них история и теория вопроса, даются личностные характеристики знаменитых ораторов, раскрываются основные черты ораторского искусства и т.п., что само по себе очень нужно и полезно. Однако они не касаются психологии и методики обучения ораторскому искусству, а точнее сказать - мастерству оратора. Читатель может узнавать из этих книг, каким быть оратору (какими были известные ораторы), но не узнать ему оттуда, как стать им практически. Иначе говоря, нет там ответа на вопросы, как учить (учиться) ораторскому мастерству или как научить (научиться) ему. Исследования показали, что умение правильно построить проблеме целенаправленного обучения ораторскому мастерству. Для этого вполне доступно любому желающему в начале своей практики регулярных устных выступлений скрупулезно соблюдать определенные требования, ориентировочной основы действий, названных нами здесь структурно-логическими схемами подготовки выступления и изложения намеченного содержания.
Всякий способен овладеть ораторским мастерством, если он этого всерьез пожелает. Для этого нужно овладеть знаниями психологических условий действенности устного слова и одновременно с этим обучиться их соблюдению при подготовке и произнесении речи. Эти секреты в основном сводятся к ответу на следующие три вопроса:
первый - как вызвать и поддерживать интерес к теме своего выступления, второй - как сделать речь убедительной для слушателей,
третий - какими способами и приемами добиться действенности своей речи по разным темам в разных аудиториях.
Основная проблема: как сделать любое выступление интересным, а значит, полезным и действенным? Вызвать интерес к выступлению – главное психологическое условие действенности речи. Решение этой задачи можно начать с хорошего вступления, чтобы в дальнейшем поддерживать завоеванное внимание.
С каких слов и выражений начинать речь? Это не такой простой вопрос, как может показаться на первый взгляд. Древние ораторы, например, обращали особое внимание на вступительное слово. После Демосфена осталось более 50 неиспользованных вступлений. «Первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание)… Чтобы открыть( найти) такое начало, надо думать, взвесить всю речь и сообразить, какое из начал может подходить и быть в тесной связи хоть какой-нибудь стороной с речью. Это работа целиком творческая». Первые фразы действуют как камертон: они настраивают людей и определяют ход их мыслей.
1.Вопросительная форма вступления. Оратор начинает свое выступление с совокупности вопросов, раскрывающих сущность проблемы, о которой пойдет разговор. Важно, чтобы вопросы представляли значимость для данной категории слушателей.
2.Апелляция к разуму и чувствам. Цель подобного вступления – вызвать соответствующие переживания и размышления.
3. Интригующее начало речи. Во всех случаях срабатывает вступление, которое содержит элементы интриги, неожиданности, когда вроде бы знакомая тема разговора вдруг выглядит сложной, запутанной, противоречивой, а не банально известной, как могло казаться в начале.
4. Личная оценка фактов с элеменами новизны. Во многих случаях руководитель может использовать в качестве вступления краткое изложение
личных впечатлений и оценок вчерашних (и чуть более ранних) фактов и событий.
5.Апелляция к авторитету. Для создания интереса и привлечения внимания слушателей можно начать речь, используя мнение авторитета ( ученого и тд.) по проблеме, которая будет обсуждаться.
6. Юмористическое, шутливое замечание. Хорошим приемом создания интереса у слушателей в начале лекции, доклада на собрании, развертывания групповой беседы является юмор, шутка. Собеседники с большим одобрением отзываются о руководителе, который использует данный прием. Чего не должен делать во вступлении любой руководитель, лектор, менеджер или любой другой выступающий, так это извиняться за то, что оторвал людей от работы, и здесь же утверждать о том, что необходимо обсудить важный вопрос.
Следующим этапом при подготовке выступления является поиск и овладение той информацией, о которой выступающий собирается поведать слушателям. Это может быть чтение литературы по теме выступления, накопление карточек с интересными высказываниями, примерами, цитатами, статистическим данными. Это самый трудоемкий этап подготовки речи, но в то же время и самый значимый, т.к. настоящая подготовка заключается в том, выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории. Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы, поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания.
Эффективным средством завоевания внимания аудитории являются вопросы к аудитории. Они позволяют оратору втянуть слушателей в активную умственную деятельность.
В основной части выступления следует избегать чрезмерного использования терминов и малознакомых слов.
Заключение речи должно быть ярким и запоминающимся, должно оставить хорошее впечатление о речи.
Последние слова речи призваны усилить эффект от всего выступления: мобилизовать слушателей, воодушевить их, призвать к активной деятельности.
Заключение
Если хотите добиться успеха, задайте себе 4 вопроса: Почему? А почему бы и нет? Почему бы и не я? Почему бы и не прямо сейчас?
(Джимми Рэй Дин)
Многие считают, что изучение русского языка и литературы в школе – это и есть обучение речевой деятельности. Но. Речь – это все же специфический вид человеческой деятельности, где язык выступает только средством общения и воздействия. Другими словами: речь – это деятельность общения, а язык – её словесное средство.
Цель речевой деятельности – конкретный будущий результат, ожидаемая реакция собеседника или аудитории. Поэтому так важно правильно выстраивать свою речь, желая достичь нужного результата.
Здесь и прослеживается роль языка средства речевого воздействия на другого человека. А поскольку в нашей школе нет такого предмета, который обучал бы искусству устного общения, то считаем, что наша работа может быть полезной для учащихся старших классов, чтобы помочь им в будущем успешно выступать на учебных занятиях, семинарах, участвовать в дискуссиях. Особенно полезным в этом может быть использование памяток активного оратора и начинающего спорщика.
Список информационных источников
Приложение
Памятка начинающего оратора
Памятка активного «спорщика»
12.Следите за тем, чтобы в ваших доводах и аргументах противника не было противоречий.
Не спешите признавать себя побежденным, даже если доводы противника покажутся вам на первый взгляд убедительными.
Слайд 1
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30 имени Н.Н.Колокольцова» Сила слова, или Язык как средство воздействия. Учебный проект Выполнил Глаас Павел, учащийся 10 а класса, руководитель Федорченко С.В. учитель русского языка и литературы Малиновка, 2017Слайд 2
Человек через слово всемогущ: язык всем знаниям и всей природе ключ… Г.Р.Державин
Слайд 3
Цель - изучение особенностей языка как средства общения и воздействия на окружающих. Задачи : 1. познакомиться с функциями языка как средства общения; 2. познакомиться с явлением речевой манипуляции; 3. выявить речевые формулы для достижения успеха. Объект исследования - русский язык как средство общения и воздействия. Предмет исследования – устная ораторская речь. Методы исследования - изучение учебной литературы по данному вопросу, систематизация и анализ. Продукт – рекомендация-памятка для создания устной речи и памятка для начинающего спорщика.
Слайд 4
Общение (или коммуникация ) - это передача от одного лица другому какого-то сообщения с той или иной целью.
Слайд 5
Манипуляция — это скрытый психологический прием, целью которого является заставить человека, вопреки его интересам, выполнить нужные вам действия
Слайд 7
«Добрый день», «Рад нашему знакомству», «Прошу вас», «Благодарю вас за плодотворную встречу», «Представьте себе, что…»
Слайд 8
В начале беседы следует избегать фраз : «Извините, если я вам помешал», «Если у вас есть время меня выслушать…»; «Давайте с вами быстренько рассмотрим», «Я проходил случайно и заскочил к вам»; «Что за безобразие творится?» Благоприятному началу разговора способствуют : - несколько приятных фраз личного характера, легкая шутка - «Иван Иванович, очень рад Вас видеть/рад с Вами познакомиться»; - необычный вопрос, анекдотический случай, сравнения, личные впечатления; - вопросы, нацеленные на побуждение интереса к предстоящей теме обсуждения.
Слайд 9
Старайтесь не употреблять в речи неоправданно : - специальные и иностранные слова ; - жаргонные слова ; - шаблонные выражения : «Честное слово!», «Такова жизнь»; - просторечия и диалектизмы ; - уменьшительно-ласкательные суффиксы ; - циничные выражения, вульгарные шутки ; - общеупотребительные цитаты : «Быть или не быть, вот в чем вопрос».
Слайд 10
«Вы не находите, что…», «Сейчас вы сможете убедиться, что…», «Вам, конечно, известно, что…», «Согласны ли вы с тем, что…», «Вы сможете добиться…», «Не думаете ли вы, что…». «Я считаю…», «Вы, конечно, еще об этом не знаете…», «Вы поймете позже, что…», «Мы вам поможем…», «Все же вы должны признать, что…»
Слайд 11
При ведении спора с фразами НЛП важно : - четко определите предмет и цель спора, - оперируйте одинаковыми понятиями, - последовательно и ясно излагайте свое мнение, - если возникает настоящее несогласие – выслушайте собеседника до конца, - чтобы понять, с чем именно вы не согласны. - говорите кратко, осмотрительно, хладнокровно. - возражайте, но не обвиняйте . - при возражениях используйте корректные фразы НЛП: «Я думаю…», «Я могу ошибаться…», «Я не вполне уверен…», «Мне кажется…». фразы-запреты «И речи быть не может!», «Ошибаетесь!», «Вы не правы!», «Это не имеет отношения к делу!».
Слайд 12
Эти секреты в основном сводятся к ответу на следующие три вопроса: первый - как вызвать и поддерживать интерес к теме своего выступления, второй - как сделать речь убедительной для слушателей, третий - какими способами и приемами добиться действенности своей речи по разным темам в разных аудиториях.
Слайд 13
Памятка начинающего оратора начинай выступление с интересного примера, пословицы, поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. чтобы завоевать внимания аудитории задавай вопросы к аудитории. избегай чрезмерного использования терминов и малознакомых слов. заключение речи должно быть ярким и запоминающимся, должно оставить хорошее впечатление о речи. Последние слова речи призваны усилить эффект от всего выступления: мобилизовать слушателей, воодушевить их, призвать к активной деятельности.
Слайд 14
Спасибо за внимание!
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Почта
Две снежинки
Сладость для сердца