Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка.Дети старшего дошкольного возраста под руководством учителя - логопеда создали лэпбук о профессиях прошлого своего края.
Лэпбук как результат проектно-исследовательской деятельности дошкольников.
В рамках реализации проекта «Профессии прошлого нашего края » ребята подготовительных групп вместе с учителем - логопедом создали лэпбук и презентовали его на Неделе чувашской культуры.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка. Методика создания лэпбука, как и проектная деятельность, была изобретена американцами, которые ее активно используют для обучения детей на дому. Таким образом, можно сказать, что лэпбук - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие.
Работа проходила в несколько этапов:
Сначала был определен перечень профессий, которые будут отражены. Каждый выбрал профессию по желанию: гончар, портной, кузнец, ткач, рыбак. Дети уже были с ними знакомы, т.к.проект реализовывали все специалисты ДОУ на своих занятиях. Затем был продуман план. Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Лэпбук хорош и тем, что к его созданию можно привлечь родителей (живое общение, которого много не бывает, родительский пример мотивирует на успешное обучение). Ребята вместе с родителями углубляли знания, подбирали стихи, рисовали книжки –малышки. А учитель - логопед решала, какой лексико-грамматический материал необходим. Все задания нашего лэпбука имеют развивающий характер и направлены на развитие речи и познавательных процессов. Обязательно используются межпредметные связи. Подбор материала занимает значительный отрезок времени, т.к. проходит изучение источников информации, осуществляется ее отбор и проведение исследований.
Картонную папку-основу мы сделали своими руками, разрезав старую коробку. А так как бюджет был ограничен, то вместо белых листов использовали старые календари с обратной стороны. Мы использовали, все, что было под рукой, конверты, уголки. файлы пластиковые, оракал цветной ,скотч. Главное, чтобы было прочно, выдержало многоразовые просмотры.
Когда папка была готова, стали ее заполнять.
Используя Интернет - источники , о каждой профессии родители помогли подобрать стихотворение. На занятиях читали по одному стихотворению, разбирали текст, объясняли непонятные слова. Словарный запас обогатился ,стали лучше понимать сравнения, эпитеты.
Кармашек с заданием « Составь предложение» упражняет детей в составлении предложно-падежных конструкций.
Задание «У кого что?» не только учит называть существительные в нужном падеже, изменять слова, но и классифицировать, выделять лишнее. А кармашек «Посчитай-ка» поможет научиться согласовывать числительное с существительным, считать без ошибок и определять степень трудолюбия человека, которому удалось вылепить 5 кувшинов или поймать 10 рыб. Можно порассуждать , сколько времени могло понадобиться и повторить дни недели или названия месяцев.. Или пересчитать зерна в колоске хлебороба и предположить количество будущей муки, что поможет детям в дальнейшем в установлении причинно- следственных связей.
Особенно детям понравилось разгадывать ребусы, причем они могут быть любые, нужно лишь связать слово с темой. Например, -Что помогает портному ?-Как зовут гончара? -Когда кузнец начал работу?
К каждой профессии ребята рисовали книжки- малышки. Для этого лист белой бумаги складывали гармошкой и все, что относится к выбранной профессии могли нарисовать : орудия труда, материалы, готовые изделия и все, что угодно. Фантазию не ограничивали. Все книжки на занятиях «читали» внимательно, обсуждали коллегиально, хвалили автора. Кстати, в одной книжке рыбак наловил множество акул- автор нарисовал их, подписал вид, рассказал, где водятся и посоветовал друзьям читать энциклопедии.А друзья, в свою очередь, объяснили будущему рыбаку, почему в Волге акулы не водятся и каких рыб можно поймать. Так, работая над одним лэпбуком, воспитанники открывают для себя темы следующих своих исследований.
.
Лэпбук - это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Когда созданное «сокровище» демонстрируется друзьям, происходят обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации.
Лэпбук можно использовать как на занятии (если позволяет тема и время), так же и во внеурочной деятельности, организовав работу по группам, парам, индивидуально (кому как больше нравиться). Плюсами лепбука является:
Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде:
Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Что есть на свете красота?
Ворона
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Почта