Чтобы сохранить здоровье человека и его физическую работоспособность, всесторонне и гармонично развивать его физические и духовные качества, необходима настойчивая научно-исследовательская работа. Решение этого вопроса возможно также и через реализацию научно обоснованных методик физического воспитания студентов. Поэтому выявление влияния биоритмов на физическую работоспособность и поиск новых средств, методов воздействия физического воспитания на организм учащегося будет способствовать повышению работоспособности у учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
rabotosposobnost.docx | 538.87 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Cредняя общеобразовательная школа № 8
с углубленным изучением математики»
Исследовательская работа на тему:
ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Работу выполнила: Вильданова Аида Зуфаровна, ученица 10 «А» класса
Руководитель: Суворов Владимир Николаевич, преподаватель физкультуры МАОУСОШ № 8
г. Старая Русса
2017 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………...…4
1.1 Физическая работоспособность подростков 15-18 лет. ……………..4
1.2 Особенности развития сердечно-сосудистой системы
подростков 15-18 лет………………………………………………………6
1.3 Факторы, влияющие на физическую работоспособность подростков 15-18 лет…………………………………………………………………………9
ГЛАВА 2. СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1.Результаты исследований и их анализ…………………………..…….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..…………33
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..35
ВВЕДЕНИЕ
Чтобы сохранить здоровье человека и его физическую работоспособность, всесторонне и гармонично развивать его физические и духовные качества, необходима настойчивая научно-исследовательская работа. Решение этого вопроса возможно также и через реализацию научно обоснованных методик физического воспитания студентов. Поэтому выявление влияния биоритмов на физическую работоспособность и поиск новых средств, методов воздействия физического воспитания на организм учащегося будет способствовать повышению работоспособности у учащихся.
В ходе исторического развития человек и все другие живые существа, населяющие нашу планету, усвоили определенный ритм жизни, обусловленный ритмическими изменениями геофизических параметров среды, динамикой обменных процессов.
Актуальность выбранной темы подтверждается тем обстоятельством, что физическая работоспособность учеников школы являются важнейшим этапом развития в их профессиональной деятельности, в котором закладывается основы для дальнейшего совершенство.
Цель: исследовать физическую работоспособность учеников школы.
Задачи:
• Проанализировать образ жизни учеников школы.
• Выявить взаимосвязь показателей сердечно - сосудистой деятельности и
адаптационных способностей студентов с образом жизни.
• Разработать рекомендации по ЗОЖ для учеников школы.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Физическая работоспособность подростков 15-18 лет
Работоспособность - это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой - выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. Основу профессиональной работоспособности человека составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические качества (память, внимание, восприятие, особенности сердечно- сосудистой, эндокринной систем, мышечно-двигательного аппарата). Кроме того, для успеха в деятельности большое значение имеют и такие свойства личности, как сообразительность, ответственность, добросовестность, совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит и от уровня мотивации поставленной цели, адекватной возможностям личности. Все это оказывает влияние на продуктивность труда.
В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы: физиологические - состояние здоровье и функциональная подготовленность, половая принадлежность, питание, сон, общая нагрузка, организация отдыха и др.; физические – воздействующие на организм через органы чувств: степень и характер освещения рабочего места, температура воздуха, уровень шума и др.; психические - самочувствие, настроение, мотивация и др.
Молодой возраст наиболее благоприятен для физической и умственной деятельности. Наукой накоплены экспериментальные данные о том, что именно возможности молодого организма позволяют ему перерабатывать и усваивать огромный учебный материал в годы обучения и творчески его реализовывать в более зрелом возрасте. Многочисленные исследования по изучению параметров мышления, памяти, устойчивости внимания, динамики умственной работоспособности в процессе производственной систематическим
(нетренированных) работоспособности прямо зависят от уровня общей и специальной физической подготовленности. Умственная деятельность будет в меньшей степени подвержена влиянию неблагоприятных факторов, если целенаправленно применять средства и методы физической культуры (например, физкультурные паузы, активный отдых и т. п.) деятельности у адаптированных (тренированных) к физическим нагрузкам лиц и у неадаптированных лиц свидетельствуют, что параметры умственной.
Физическая и умственная работоспособность является обратным отражением состояния утомления - чем больше нарастает утомление, тем ниже становится работоспособность. Нормальный физиологический процесс утомления означает снижение функциональных возможностей организма, вызванное выполнением определенного объема умственной и физической работы. Уровень физической и умственной работоспособности определяется скоростью и характером утомления, то есть состоянием, которое возникает как следствие работы при недостаточности восстановительных процессов в организме. Но всегда основным итогом утомления является снижение эффективности труда, его продуктивности.
Физическое утомление возникает как при локальной, так и при общефизической нагрузке. Это связано с изменением функциональной активности нервных центров, с нарушением функций передачи нервных импульсов, а также с истощением функциональных резервов в самой мышце.
Умственное утомление и связанное с ним снижение работоспособности имеют свои специфические особенности. При умственном утомлении снижается сила памяти. Вследствие чего быстро исчезает из памяти то, что незадолго до этого было усвоено.
1.2 Особенности развития сердечно-сосудистой системы подростков 15-18 лет
Деятельность сердца представляет собой ритмичную смену сердечных циклов. Во время каждого цикла предсердия и желудочки находятся то в состоянии сокращения — систолы, то в состоянии расслабления — диастолы. Сердечный цикл состоит из трех фаз. У взрослого человека он длится 0,8 секунд. Первая фаза — систола обоих предсердий — продолжается 0,1 с. Желудочки в это время находятся в состоянии диастолы. Вторая фаза — это систола желудочков, длящаяся 0,3 с. , во время которой наблюдается диастола предсердий. Третья фаза, продолжающаяся 0,4 с. , называется сердечной паузой. В это время и предсердия и желудочки находятся в состоянии диастолы.
При систоле предсердий кровь через открытые предсердно-желудочковые отверстия свободно проникает в желудочки, которые в это время находятся в состоянии диастолы. По мере заполнения желудочков кровью створки клапанов поднимаются, отходя от стенок желудочков. При этом края их смыкаются и закрывают отверстия между предсердиями и желудочками. Полулунные клапаны в это время еще сомкнуты. В этот момент начинается систола желудочков, т. е. сокращение их мышечных стенок.Давление крови внутри желудочков увеличивается настолько, что становится гораздо большими, чем в крупных сосудах (легочной артерий и аорте). Поэтому полулунные клапаны прижимаются к стенкам артерий и кровь с силой выбрасывается в эти сосуды. Затем давление в желудочках падает, и полулунные клапаны смыкаются заполняющей их кровью, которая стремится обратно в желудочки. После этого наступает третья фаза сердечного цикла — пауза, т. е. полное расслабление всех отделов сердца. Во время паузы кровь поступает из вен в предсердия, а оттуда свободно стекает в желудочки через открытые предсердно-желудочковые отверстия. Затем наступает следующий сердечный цикл — систола предсердий, систола желудочков, пауза.
В течение всей жизни человека сердце, действуя наподобие насоса, проталкивает кровь по сосудистой системе. При одном сокращении каждый желудочек выбрасывает примерно 70—80 мл крови. Это ударный объем сердца. В 1 мин сердце человека сокращается примерно 70 раз. Количество крови, выбрасываемой желудочками за 1 мин, называется минутным объемом сердца. У Ритм сердечных сокращений у детей несколько иной, чем у взрослых. У детей сердечный цикл короче: у семилетнего ребенка он продолжается 0,63 с, а у взрослого человека — 0,8 с.
На частоту сердечных сокращений ребенка оказывают влияние все психические, и эмоциональные переживания (беспокойство, радость, испуг и т. п.).
Изменения частоты сердечных сокращений. В детском возрасте частота сердечных сокращений у девочек и мальчиков неодинакова.
Например, при физической нагрузке у мальчик с в 7—9 лет частота сердечных сокращений может увеличиваться до 184, в 12—13 лет — до 206, а у юношей 16—18 лет — до 196 ударов в 1 мин. У девочек в возрасте 8—9 лет при выполнении мышечной работы частота пульса может увеличиваться до 187, в 14— 15 лет — до 206, а у девушек 16—18 лет — до 200 ударов в 1 мин.
Чем более тренировано сердце, тем относительно больше возрастают сила его сокращения и ударный объем, Во время мышечной работы улучшается кровоснабжение сердечной мышцы, но не следует забывать о некоторых функциональных изменениях, наступающих при этом в сердечно-сосудистой системе. Так, во время физической работы происходит расширение кровеносных сосудов мышц и к ним притекает больше крови. В то же время в органах брюшной полости сосуды суживаются, и кровоснабжение этих органов уменьшается. Если интенсивную мышечную деятельность, например, бег или прыжки, внезапно прекратить, то возможен дефицит крови в сердце. Кровяное давление падает, пульс становится замедленным, ребенок чувствует тошноту, головокружение, возможна потеря сознания.
По этой же причине детям противопоказаны упражнения и работа, связанные с большим мышечным напряжением (поднятие тяжестей, борьба), так как задержка дыхания при закрытой голосовой щели и натуживание влекут за собой повышение давления в грудной полости и дефицит крови в сердце. В то же время затруднен и отток крови из сердца, что вредно отражается на здоровье ребенка.
Регуляция сердечной деятельности. Почему же сердце изменяет частоту и силу сокращений в зависимости от нагрузки организма и его состояния? Это происходит благодаря взаимодействию нервных и гуморальных влияний на сердечную мышцу. К сердцу подходят вегетативные нервы двух родов: парасимпатические (ветви блуждающего нерва) и симпатические. Влияние этих нервов на частоту и силу сердечных сокращений противоположно. Под влиянием парасимпатических нервов деятельность сердца замедляется и ослабляется, а под влиянием симпатических нервов учащается и усиливается. Нервные влияния сказываются на изменениях характера работы сердца очень быстро, почти мгновенно, человека он равен примерно 5 л, а у семилетнего ребенка — несколько больше 2 л. Сердце человека, прожившего 70 лет (средняя продолжительность жизни), перекачивает за все эти годы 155 000 000 л крови. Такую большую работу сердце может выполнять благодаря тому, что за время диастолы отделов сердца и общей паузы в каждом цикле сердечная мышца успевает восстанавливать работоспособность. Это связано с тем, что сердце обильно снабжается кровью.
Сердечная мышца ребенка потребляет большое количество кислорода: ребенок грудного возраста использует на 1 кг массы тела в два-три раза больше кислорода, чем взрослый человек. Вот почему для ребенка любого возраста важно длительное пребывание на свежем воздухе.
Даже у спокойно сидящего ребенка наблюдается сердечная аритмия: сначала кратковременное учащение сердцебиений, патом одиночные редкие удары, совпадающие с выдохом. Это так называемая дыхательная аритмия. Она исчезает к 13—15 годам и опять проявляется в возрасте 16—18 лет, после чего у здоровых людей уже не обнаруживается.
Подростковый возраст (период полового созревания) не может быть точно очерчен определенными возрастными датами. У девочек он начинается в 12—13 лет и продолжается до 16 лет. У мальчиков начало этого периода относят к 13—14 годам, а окончание — к 18 годам.В период роста и формирования подростка особенно важно не допускать одностороннего увлечения им каким-либо одним видом физических упражнений.
Вместе с общим ростом организма усиленно растет и сердечно-сосудистая система. К 18 годам объем сердца увеличивается в 12 раз по сравнению с исходным. Одновременно с ростом происходит изменение формы сердца. В подростковом возрасте чаще, чем в других возрастах, наблюдаются функциональные нарушения ритма сердечной деятельности.
Функциональные нарушения со стороны сердца (в виде неприятных ощущений в области сердца и сердцебиений) иногда могут возникать в результате каких-либо нервных потрясений или переутомлений на почве физических и учебных нагрузок. Они могут быть в разные периоды детства, но чаще всего в период полового созревания.
У некоторых подростков в это время происходит задержка в росте и развитии сердца и сосудов. Они жалуются на повышенную утомляемость, слабость, головные боли и одышку при физических упражнениях. Исследование размеров сердца у таких подростков выявляет относительно маленькое сердце. Пульс у них нередко учащен. У других подростков иногда наблюдается временное увеличение левого желудочка сердца и повышение артериального давления до 160 миллиметров ртутного столба.
Нужно ли освобождать таких подростков от занятий физкультурой в школе?
Крупный советский ученый профессор А. Б. Воловик говорит, что подростков, у которых имеется юношеское, капельное сердце или небольшое повышение артериального давления, нельзя считать больными. Нет никакой надобности, создавать для них и облегченный режим. Правильное использование физических упражнений и спорта способствует более быстрому завершению развития сердца.
К концу периода полового созревания все описанные явления со стороны сердца исчезают. Можно ли считать больными детей, у которых выслушивается функциональный шум в области сердца?
Нормальное, здоровое сердце ребенка, как и взрослого, обладает способностью автоматически сокращаться. Эти сокращения улавливаются нашим ухом в виде тонов сердца.
Появление шума всегда беспокоит родителей. Шумы в зависимости от происхождения называются органическими и функциональными.
Шумы, возникновение которых связано с воспалительными заболеваниями или пороками сердца, называются органическими. Шумы, не связанные с заболеванием сердца, носят название функциональных. Они встречаются часто при выраженном малокровии, воспалении легких и других заболеваниях, вызывающих перемену положения сердца в грудной клетке. Функциональный шум может возникнуть при повышении или понижении тонуса сердечных ветвей блуждающего нерва, от которых зависит захлопывание створок клапанов, отделяющих предсердие от желудочка.
Характер шума может определяться врачом при выслушивании сердца. Нередко требуется длительное наблюдение с применением инструментальных методов исследования для выяснения происхождения шума. Функциональные шумы встречаются, по данным ряда ученых, у 40 — 60% здоровых детей и не требуют никакого лечения.
1.3 Факторы, влияющие на физическую работоспособность подростков 15-18 лет
Табакокурение
Частое и систематическое курение у подростков истощает нервные клетки, вызывая преждевременное утомление и снижение активирующей способности мозга при решении задач логико-информационного типа.
Курение подростков активизирует у многих деятельность щитовидной железы, в результате чего у курящих подростков учащается пульс, повышается температура, возникает жажда, раздражительность, нарушается сон. Из-за раннего приобщения к курению возникают поражения кожи – угри, себорея, что объясняется нарушениями деятельности не только щитовидной, но и других желёз эндокринной системы.
О том, что курение ведёт к преждевременному изнашиванию сердечной мышцы, известно всем. Возбуждая сосудодвигательный центр и влияя на периферический сосудодвигательный аппарат, никотин повышает тонус и вызывает спазм сосудов. Это увеличивает нагрузку на сердце, так как протолкнуть кровь по суженным сосудам гораздо труднее. Приспосабливаясь к повышенной нагрузке, сердце растёт за счёт увеличения объёма мышечных волокон. В дальнейшем деятельность сердца обременяется ещё тем, что сосуды у курящих подростков теряют эластичность намного интенсивнее, чем у некурящих.
Курение нарушает нормальный режим труда и отдыха, особенно у курящих студентов, не только из-за действия никотина на центральную нервную систему, но и в силу желания закурить, появляющегося во время занятий. В этом случае внимание студента полностью переключается на мысль о табаке. Курение снижает эффективность восприятия и заучивания учебного материала, уменьшает точность вычислительных операций, снижает объём памяти. Курящие студенты не отдыхают на перемене, как все другие, так как сразу после урока устремляются в туалет и в облаках табачного дыма и разного рода вредных испарений удовлетворяют свою потребность в никотине. Совокупное действие ядовитых компонентов 13 поглощаемого табачного дыма вызывает головную боль, раздражительность, снижение работоспособности. В результате студент приходит на следующие занятие в нерабочем состоянии.Установлено, что слишком раннее курение задерживает рост.Никотин снижает физическую силу, выносливость, ухудшает координацию и скорость движений. Поэтому спорт и курение несовместимы.
Употребление алкоголя
В подростковом возрасте усиленно развиваются внутренние органы. Масса сердца увеличивается почти в 2 раза, возрастает объем крови, выбрасываемой сердцем за одно сокращение. Сердце достигает максимума работоспособности у девушек к 15—16 годам, у юношей — к 17—18 годам. Бурно растет и совершенствуется легочная система. Изменения в структуре легких проявляются в увеличении показателей внешнего дыхания, урежается частота дыхания — к концу пубертатного периода она составляет 16—18 экскурсий в минуту.
Усиленное токсическое воздействие алкоголя на организм детей и подростков было эмпирически установлено врачами еще в конце прошлого века. Медицинская литература конца XIX — начала XX века изобилует примерами тяжелейших отравлений и даже смертельных исходов у детей и подростков от ничтожных доз алкоголя. Современные исследования позволяют обоснованно утверждать, что в организме нет таких органов и тканей, такого уровня, на котором бы не сказывалось токсическое воздействие алкоголя. На молекулярном уровне алкоголь вмешивается в синтез белков, углеводов, жиров, нарушает ферментный метаболизм. На субклеточном уровне он воздействует на митохондрии, активность лизосом, на уровне клетки нарушает проницаемость мембран, изменяет проводимость нервных импульсов. На уровне органов — приводит к патологии желудочно-кишечного тракта, печени и др. На уровне систем — вызывает расстройство ферментативной деятельности, вмешивается в процесс синтеза и распада медиаторов (веществ, осуществляющих передачу нервных импульсов). На уровне макросистем употребление алкоголя может привести к патологии нервной системы, включающей метаболические и морфологические изменения.
Таким образом, не надо обладать большим воображением, чтобы представить себе весь урон, который способно вызвать у подростка хотя бы однократное употребление вина и даже пива. Попав в организм, алкоголь достаточно медленно расщепляется в печени со скоростью 0,1 г/кг массы тела в час. И только 10% его выводится из организма в неизмененном виде. Остальной алкоголь циркулирует вместе с кровью по всему организму, пока не расщепится весь. У подростка, учитывая высокую проницаемость тканей в этом возрасте, их насыщенность водой, алкоголь быстро распространяется по всему организму.
Токсическое воздействие алкоголя прежде всего сказывается на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в крови принять за 1, то в печени оно будет равно 1,45, а в головном мозге — 1,75. Даже небольшие дозы алкоголя нарушают обмен в нервной ткани, передачу нервных импульсов. Малые дозы алкоголя патологически ускоряют процесс передачи возбуждения, умеренные — затрудняют его. Одновременно нарушается работа сосудов головного мозга: наблюдается их расширение, увеличение проницаемости, кровоизлияния в ткань мозга. Все это способствует усилению притока алкоголя к нервным клеткам и приводит к еще большему нарушению их деятельности.
Очень чутко реагирует на присутствие алкоголя и сердце растущего человека. Неблагоприятно изменяются как ритм, так и частота сердечных сокращений, обменные процессы в мышце сердца. В настоящее время доказано прямое токсическое воздействие алкоголя на миокард путем глубокого нарушения обмена веществ в мышечных клетках сердца. Алкоголь заставляет мышцу сердца перейти на невыгодный для нее энергетический баланс. Естественно, что в таких условиях не может быть правильного и полноценного формирования как мышечного, так и нервного аппарата сердца подростка, а это может болезненным эхом отозваться впоследствии.
Несбалансированное питание
Избыточный вес у ребенка может привести к раннему развитию таких заболеваний, нехарактерных для детского возраста как гипертоническая болезнь,сахарный диабет 2 типа, ишемическая болезнь сердца,цирроз печени и др.
Эти заболевания в свою очередь ухудшают качество жизни и уменьшают продолжительность жизни человека. Различают следующие осложнения ожирения у детей и подростков:
1. Осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы: повышенное артериальное давление, стенокардия , хроническая сердечная недостаточность , атеросклероз. Все эти заболевания характерны для людей пожилого возраста, однако встречаются и у детей с ожирением.
2. Со стороны пищеварительной системы характерны хроническийхолецистит (воспаление желчного пузыря),панкреатит (воспаление поджелудочной железы), возможны запоры,геморрой. Отложение жиров в печени приводит к развитию жирового гепатоза (или стеатоза печени) – недостаточность функции печени в результате замещения нормальной ткани жировой тканью. В редких случаях жировой гепатоз приводит к развитию цироза печени.
3. Расстройства со стороны костно-суставной системы включают деформацию костного скелета,боли в стуставах, разрушение суставных хрящей, плоскостопие. У детей, страдающих ожирением, отмечается вальгусная деформация коленей (колени соприкасаются, а стопы отстоят друг от друга, при этом ноги образуют букву «Х»)
4. Недостаток инсулина (гормона поджелудочной железы, который способствует усвоению глюкозы) приводит к развитию сахарного диабета 2 типа. Основными признаками сахарного диабета являются: слабость, сонливость, учащенное мочеиспускание, повышенный аппетит и жажда.
5. У детей с избыточным весом намного чаще наблюдаются расстройства сна: храп апноэ (эпизоды отсутствия дыхания) во время сна.
6. Ожирение в подростковом возрасте часто является причиной социальной изоляции (отсутствие друзей среди сверстников),депрессии, что в конечном счете может стать причиной наркомании,алкоголизма, либо развития расстройств питания (булимия, анорексия).
Продукты, которые становятся главной причиной ожирения у подростков, т. е. они должны быть исключены из употребления полностью: Чипсы, газировки, шоколадные батончики и конфеты. Соусы промышленного производства (кетчупы, майонезы, аджики и др.). Продукты из переработанного мяса (колбаса, ветчина, сосиски). Хлебобулочные изделия и фастфуд. Жареное (особенно котлеты и картошка, жареные пирожки).
Значительную роль играет физическая активность, достаточно будет чем-то заниматься по два часа два-три раза в неделю. Подойдет любой вид спорта, лишь бы он приносил удовольствие подростку (бег или плавание, йога или танцы, ролики или коньки, лыжи, борьба и бокс, игровые виды спорта, футбол, волейбол – перечень можно продолжать долго).
14–16 лет – это время активного роста, которому сопутствует повышенный аппетит. Задачею̆ родителей̆ является объяснить подростку вред нерегулярного питания всухомятку, найти к альтернативу чипсам и булочкам, например, сухофрукты и орешки. Питание должно быть четырехразовое: Завтрак – 25 %; Обед – 35–40 %, Полдник – 15 %, Ужин – 20–25 % от суточной потребности в питательных веществах. Завтрак должен включать закуску, горячее и напиток. В качестве закуски могут быть овощи или фрукты, сыр или творог, яйцо, салаты. В качестве горячего каши, овощное рагу, мясо, рыба. Напиток в виде горячего чая, компота, киселя, молока.
Белки
Средняя потребность в белках на 1 кг в сутки составляет 2–1,5 г, притом на 50 % это должен быть белок животного происхождения (мясо говядины и птицы, рыба, молочные продукты). Онимеет первостепенную роль, т. к. является структурным материалом для роста и иммунной системы, необходим для силы мышц. При нехватке белка в организме страдает головной мозг, снижается память и умственные способности, ребенок быстрее устает, иммунитет не справляется с инфекциями. Молочные продукты помимо высокого уровня белка богаты кальцием, а мясо является основным источником железа, рыба же богата фосфором и минералами.
Жиры
Суточная потребность в жирах составляет около 100 г. Для подростка роль жиров состоит в синтезе половых и других стероидных гормонов. Более полезными являются растительные масла, сливочное масло и сметана. Растительные жиры полезны за счет содержания полиненасыщенных жирных кислот, а животные – благодаря жирорастворимым витаминам, таким как А и D. 70 % поступающих жиров должны быть растительного и лишь 30 % – животного происхождения.
Углеводы
Суточная потребность в углеводах составляет 10–15 г на 1 кг массы тела (в зависимости от физической активности, температуры внешней среды и т. д.). Основная функция углеводов – обеспечение энергетических потребностей организма. Источниками полезных углеводов для ребенка являются: крупы, овощи, хлеб, бобовые, зелень, фрукты, ягоды, а не булочки, пирожные и конфеты. Овощи к тому же являются основным источником витаминов и минералов, а содержащиеся в них пищевые волокна нормализуют перистальтику кишечника. О том, как выбрать свежие и полезные овощи и фрукты, можно прочитать в наших соответствующих статьях.
2.1 Результаты исследований и их анализ
Распределение по полу Таблица 2.1
Пол | Количество | % |
Женский | 10 | 63 |
Мужской | 6 | 37 |
Всего | 16 | 100 |
2.1 Распределение учеников по полу.
2. Были опрошены ученики в возрасте от 15 до 17 лет:15 лет-0%, 16 лет-81%, 17 лет-19% (рис 2.2).
Распределение учеников по возрасту Таблица 2.2
Возраст | Количество | % |
15 | 0 | 0 |
16 | 13 | 81 |
17 | 3 | 19 |
Всего | 16 | 100 |
Рис 2.2. Распределение учеников по возрасту
3. На вопрос «Сколько времени составляет Ваш ночной сон?» ответы учеников распределились следующим образом: 5-6 часов - 38%; 6-7 часов - 38%; и более - 24%(рис 2.3). Таблица 2.3
Время ночного сна
Время (час) | Количество | % |
5-6 часов | 6 | 38 |
6-7 часов | 6 | 38 |
8 и более | 4 | 24 |
Всего | 16 | 100 |
Рис 2.3 Время ночного сна
4. Предпочтение дневному сну отдали 12% учеников,которые днем спят 2 и более часов,0 - 1 часов - 76%; 1-1,5 часов - 12% (рис 2.4). Таблица 2.4
Время дневного сна
Время | Количество | % |
0-1 часов | 12 | 76 |
1-1,5 часов | 2 | 12 |
2 и более | 2 | 12 |
Всего | 16 | 100 |
Рис 2.4 Время дневного сна
5. Во время исследования мы выяснили, что большинство учеников выполняют зарядку по утрам (50%),а также 31% делают зарядку иногда (рис 2.5). Таблица 2.5
Варианты ответов | Количество | % |
Да | 8 | 50 |
Нет | 3 | 19 |
Иногда | 5 | 31 |
Всегда | 16 | 100 |
Количество учеников,занимающихся утренней гимнастикой
Рис 2.5 Количество учеников, занимающийся утренней гимнастикой
6. Большая часть учеников (87%) занимаются спортом, что сказывается на их работоспособности (рис 2.6).
Таблица 2.6
Количество учеников занимающихся спортом
Варианты ответов | Количество | % |
Да | 14 | 87 |
Нет | 2 | 13 |
Всего | 16 | 100 |
Рис 2.6 Количество учеников, занимающихся спортом
7. Среди учеников есть респонденты, которые не посещают уроки физической культуры(6%)(рис 2.7)
Таблица 2.7
Варианты ответов | Количество | % |
Да | 15 | 94 |
Нет | 1 | 6 |
Всего | 16 | 100 |
Посещаемость физической культуры
Рис 2.7 Посещаемость физической культуры
8. В результате проведенного анкетирования мы узнали, какое количество учеников посещают дополнительные спортивные секции (рис 2.8).
Таблица 2.8
Посещаемость дополнительных спортивных секций
Варианты ответов | Количество | % |
Да | 8 | 50 |
Нет | 8 | 50 |
Всего | 16 | 100 |
Рис 2.8 Посещаемость дополнительных спортивных секций
9.Большенство двигаются пешком (56%)(рис 2.9). Таблица 2.9
Двигательная активность учеников
Вариант ответов | Количество | % |
Пеший | 9 | 56 |
Транспорт | 1 | 6 |
Пеший и транспортный | 6 | 38 |
Всего | 16 | 100 |
Рис 2.9 Двигательная активность учеников
10. На вопрос « Если у Вас сердечно – сосудистые заболевания?» ответы студентов распределили следующим образом: Да - 12% ; Нет - 62%; Не знаю - 26% (рис 2.10).
Таблица 2.10
Количество учеников, имеющих сердечно-сосудистые заболевания
Варианты ответов | Количество | % |
Да | 2 | 12 |
Нет | 10 | 62 |
Не знаю | 4 | 26 |
Всего | 16 | 100 |
Рис 2.10 Количество учеников, имеющих сердечно-сосудистые заболевания
11. С помощью исследования мы узнали, что большое количество учеников (69%) утомляют после учебы (рис 2.11)
Таблица 2.11
Общее состояние учеников после учебы
Варианты ответов | Количество | % |
Да | 11 | 69 |
Нет | 4 | 25 |
Иногда | 1 | 6 |
Всего | 16 | 100 |
Рис 2.11 Общее состояние учеников после учебных занятий
12. В ходе анкетирования мы выяснил, что ученики не употребляют табачные изделия
Таблица 2.12
Употребление учеников табачных изделий
Варианты ответов | Количество | % |
Да | 0 | 0 |
Нет | 16 | 100 |
Всего | 16 | 100 |
Рис 2.12 Употребление учеников табачных изделий
13. Ученики не употребляют алкогольные напитки (рис 2.13).
Таблица 2.13
Употребление учеников алкогольными напитками
Варианты ответов | Количество | % |
Да | 0 | 0 |
Нет | 16 | 100 |
Всего | 16 | 100 |
Рис 2.13 Употребление учеников алкогольными напитками
14. В ходе исследования было выяснено, что большое количество учеников не употребляют препараты для улучшения работоспособности (88%)(2.14).
Таблица 2.14
Ученики, употребляющие препараты для улучшения физической работоспособности
Варианты ответов | Количество | % |
Да | 1 | 6 |
Нет | 14 | 88 |
Иногда | 1 | 6 |
Всего | 16 | 100 |
Рис 2.14 Ученики, употребляющие препараты для улучшения физической работоспособности
15. При помощи анкетирования мы узнали, что большинство учеников (63%) соблюдают правила здорового питания (рис 2.15)
Таблица 2.15
Количество учеников,соблюдающих правила здорового питания
Варианты ответов | Количество | % |
Да | 10 | 63 |
Нет | 6 | 37 |
Всего | 16 | 100 |
Рис 2.15 Количество учеников, соблюдающие правильное питание
16. На вопрос «Сколько раз вы питаетесь?» мы получили такие ответы : 2-3 раза- 81%; 4-5 раза - 30%(рис 2.16).
Таблица 2.16
Периодичность питания учеников
Варианты ответов | Количество | % |
2-3 | 13 | 81 |
4-5 | 3 | 19 |
6 и более | 0 | 0 |
Всего | 16 | 100 |
Рис 2.16 Периодичность питания студентов
17. С помощью анкетирования мы узнали, что студенты предпочитают различные продукты питания (рис 2.17).
Таблица 2.17
Предпочтения учеников в еде
Варианты ответа | Количество | % |
Жаренная пища | 3 | 19 |
Приготовленная на пару | 2 | 13 |
Жирная пища | 1 | 6 |
Соленая пища | 0 | 0 |
Только овощи и фрукты | 0 | 0 |
Рыба | 1 | 6 |
Все выше перечисленное | 9 | 56 |
Всего | 16 | 100 |
Рис 2.17 Предпочтения учеников в еде
Заключение
После анализа образа жизни учеников 10 А класса я выяснила, что ученики соблюдают рацион правильного питания (63%),занимаются спортом (94%).Данные показали, что ученики ведут правильный образ жизни.
Рекомендации для учеников по физической работоспособности:
1)Соблюдайте рациональное питания, а именно правильное сочетание белков, жиров и углеводов
2)Строго соблюдайте режим для согласно суточным биоритмам
3)Активно и рационально используйте время в перерывах между занятиями, так как физическое движение могут стать лучшим источников восстановления отдыха
4)Ваша двигательная активность, должна включать постоянные занятия доступными видами спорта, статической ритмической гимнастикой, оздоровительным бегом, дозированной ходьбой
5)Рассудительно используйте способ закаливания, гидровоздействий и гипертермических воздействий
6)Не употребляйте алкоголь, табачных изделий и наркотики так как это наносит непоправимый вред вашему здоровью
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И.В.Аулик. – М.: Медицина, 1990. – 192 с.
Биологические ритмы / Под ред. Ю. Ашоффа: В 2 т.- М.: Мир, 1984. – 235 с. Гриневич В. Биологические ритмы здоровья // Наука и жизнь. – 2005. - No 1.
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. -
5. Кашуба В. А. Биомеханика осанки / В. А. Кашуба. – Киев : Олимпийская лит., 2003. – С. 30–206.
6. Колос Н. А. Корекція функціональніх порушень опорно-рухового апарату студентів у процесі фізично- го виховання : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. наук з фіз. вих. та спорту : спец. 24.00.02 – «Фізична культура, фізичне виховання різних груп населення» / Н. А. Колос ; НУФВСУ. – К., 2010. – 20 с.
7. Лизогуб В.С. Вікова динаміка фізичної працездатності підлітків / В.В. Лизогуб, В.Чижик, М. Макаренко // Фізичне виховання, спорт і культура здоров’я у сучасному суспільстві: зб. наук. пр. ВДУ ім. Л. Українки. – Луцьк, 2003. – Т.2. – С. 66.
8. Малахов Г.П. Биоритмология и уринотерапия.- СПб.: АО «Комплект», 1994. – 257 с.
9. Ретивых Ю. И. Применение комплексной методики коррекции нарушений опорно-двигательного аппа- рата у студентов / Ю. И. Ретивых // Материалы Международной научно-практической конференции [«Физическое воспитание и спорт в системе образования как фактор физического и духовного оздоровления нации»] (8–10 апреля, 2009 г.) / БГУФК. – Минск, 2009. – Т. 2. – С. 536–539.
10. Савельев Б.П. Функциональные параметры системы дыхания у детей и подростков: руководство для врачей / Б.П. Савельев, И.С. Ширяева. – М.: Медицина, 2001. – 232 с.
11. Физиология мышечной деятельности / Под ред. Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 447 с.
12. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт. 1972. - 176 с.
13. Юмашева Л. І. Корекція порушень постави студентів музичного вищого навчального закладу у процесі фізичного виховання : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. наук з фіз. вих. та спорту : спец. 24.00.02 – «Фізична культура, фізичне виховання різних груп населення» / Л. І. Юмашева; НУФВСУ. – К., 2007. – 20 с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1. http://er.nau.edu.ua/bitstream/NAU/10292/1/Билецкая_Рассыпленков_Качко_Хара ктеристика%20физической%20работоспособности%20студентов%20СМГ_НАУ_201
2. http://www.gdzbest.ru/referats/biologiy/325/1.htm
ПРИЛОЖЕНИЯ
Ваш пол:
А) Женский
Б) Мужской
2. Ваш возраст:
А)15 лет
Б)16 лет
В)17 лет
3. Сколько времени составляет Ваш ночной сон:
А) 5 – 6 часов
Б) 6 – 7 часов
В) 8 и более
4. Сколько времени составляет Ваш дневной сон:
А) 0 – 1 часов
Б)1–1,5 часов
В) 2 и более
5. Делаете ли Вы утром зарядку:
А) Да
Б) Нет
В) Иногда
6. Занимаетесь ли Вы спортом:
А) Да
Б) Нет
7. Посещаете ли Вы уроки физической культуры:
А) Да
Б) Нет
8. Посещаете ли Вы дополнительные секции:
А) Да
Б) Нет
9. Что составляет большую часть Вашего движения:
А) Пеший
Б) Транспорт
В) А и Б
10. Есть ли у Вас сердечно - сосудистые заболевания:
А) Да
Б) Нет
В) Не знаю
11. Утомляетесь ли Вы после учебы:
А) Да
Б) Нет
В) Иногда
12. Употребляете ли Вы табачные изделия:
А) Да
Б) Нет
13. Употребляете ли Вы алкогольные напитки:
А) Да
Б) Нет
В) Иногда
14. Употребляете ли Вы препараты для улучшения работоспособности:
А) Да
Б) Нет
В) Иногда
15. Соблюдаете ли Вы правильное питание:
А) Да
Б) Нет
16. Сколько раз Вы питаетесь в день:
А) 2 – 3 раз
Б) 5 – 6 раз
В) 6 и более
17. Какую пищу Вы предпочитаете употреблять:
А) Жаренную
Б) Приготовленную на пару
В) Жирную
Г) Соленую
Д) Только овощи и фрукты
Е) Рыбу
Ё) Все выше перечисленное
Прекрасная химия
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Отчего синичка развеселилась
Любили тебя без особых причин...