Учащиеся приняли участие во Второй Межрайонной конференции проектн.о-исследовательких работ в 2017 году
Вложение | Размер |
---|---|
geroi_sovetskogo_soyuza-_geroi_literaturnyh_proizvedeniy.docx | 36.63 КБ |
Департамента Образования города Москвы
Государственное общеобразовательное учреждение Школа №1056
Открытая Межрайонная конференция
проектных и исследовательских работ
Номинация – конкурс «Палитра знаний»
Вид работы – исследовательский проект
Направление – гуманитарное
Тема: « Герои Советского союза – герои литературных произведений»
Авторы: Примак Дарья Олеговна , 6 Б класс
Головин Федор Николаевич , 6 Б класс
Жабина Анастасия Сергеевна , 6 Б класс
Руководитель работы: Батькова Надежда Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Москва
2017
Содержание
1.Введение.
2.Значение слова герой в толковом словаре С.И. Ожегова.
3.Звание Героя Советского Союза.
4.Биография Героя Советского Союза Валерия Чкалова.
5.Г.Байдуков «Чкалов». Анализ произведения.
6.Биография Героя Советского Союза Алексея Маресьева.
7.Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке». Анализ произведения.
8.Биография Героя Советского Союза Юрия Гагарина.
9.Образ Юрия Гагарина в книге В.И.Россашанского «Феномен Гагарина».
10 Заключение.
11.Приложение.
Герои Советского союза - герои литературных произведений
Введение
Актуальность:
В наше непростое время особенно важно с самого детства прививать любовь и гордость за свою страну. Воспитывать Гражданина, Патриота, человека, готового защищать свой народ, свою землю. Гражданско-патриотическое воспитание - одно из важных направлений в воспитании личности . Воспитание целеустремлённости, силы воли, мужества на примерах Героев Советского Союза. Чувство любви к Родине – это самое сильное чувство. Без него человек не ощущает своих корней, не знает истории своего народа. 72 года, как закончилась Великая Отечественная война. Но эта тема постоянно волнует сердца людей. И наша задача показать на основе реальных событий, воспоминаний, художественной и познавательной литературы, что такое война, какие последствия она несёт. Пробудить любовь к родной земле, формируя такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны.
Цель:
- воспитывать гражданско-патриотические чувства;
- воспитывать чувство гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, за достижения в авиации и в освоении космоса.
Задачи:
- расширить и обобщить полученные знания во время экскурсий в Музей Великой Отечественной войны, в Музей Вооружённых сил о Великой Отечественной войне;
- обобщить полученные знания в Музее Героев СССР и России о героях Советского Союза и России;
- формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, силу воли, любовь к Родине, гордость за свою страну;
- воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает нашу Родину;
- развивать познавательные способности в процессе изучения художественных произведений о Героях СССР В.Чкалове, А.Маресьеве, Ю.Гагарине;
- способствовать развитию речи, эмоциональному воспроизведению через чтение и анализ литературных произведений.
Срок проведения данного проекта: 4 марта 2017 года
Участники проекта: обучающиеся 6 Б класса ГБОУ Школа №1056 , Примак Дарья Олеговна, Головин Фёдор Николаевич, Жабина Анастасия Сергеевна, Давыдова Анастасия.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный
- составление плана деятельности;
- подбор литературных произведений для чтения;
2 этап - основной, организационно-практический
- посещение Музея Великой Отечественной войны, Музея Героев Советского Союза, Музея Вооружённых сил;
- чтение литературных произведений Г.Байдукова «Чкалов», Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке», В.И.Россошанского «Феномен Гагарина».
3 этап - заключительный
- читательская конференция по книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Отчёт о реализации проекта «Герои Советского союза – герои литературных произведений» В ходе реализации проекта учащиеся 6 Б класса ГБОУ Школа №1056 в рамках президентской программы патриотического воспитания школьников «Дороги победы» посетили Музей Великой Отечественной войны, где ребята нашего класса познакомились со всеми основными этапами Великой Отечественной войны. В зале Плача и Скорби мы возложили цветы к монументу погибшим. В Музее Вооружённых Сил мы с большим интересом слушали экскурсовода об обороне Москвы, знакомились с музейными экспонатами. Мы увидели огромное количество фашистских крестов, предназначенных для награды военнослужащих за взятие Москвы. Но фашисты были разбиты под Москвой.
В Музее Героев Советского Союза и Героев России мы узнали, когда и за что была учреждена высшая награда в СССР.
Особенно нас заинтересовал рассказ экскурсовода о Героях Советского Союза : летчике-испытателе Валерии Чкалове, летчике – истребителе Алексее Маресьеве и первом космонавте Юрии Гагарине. Мы решили подробнее познакомиться с фактами биографии этих героев, обратились к литературным произведениям .
Значение слова Герой в толковом словаре С.И. Ожегова
Человек, совершающий подвиги, необычный по своей
храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Герои труда.
Звание Героя Советского союза
Геро́й Сове́тского Сою́за — высшее звание, которого удостаивали за совершение подвига или выдающиеся заслуги во время боевых действий, а также, в виде исключения, и в мирное время.
Звание впервые установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года, дополнительный знак отличия для Героя Советского Союза — медаль «Золотая Звезда» — учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года.
Всего за время существования СССР звания Героя Советского Союза были удостоены 12 776 человек.
Валерий Павлович Чкалов
1904-1938
Валерий Чкалов родился в Василёво Нижегородской губернии. Работал в Нижнем Новгороде молотобойцем на судоремонтном заводе, кочегаром землечерпалки и пассажирского парохода «Баян». В годы Гражданской войны проходил службу в 4-м авиационном парке Красной армии слесарем по ремонту и сборке самолётов и моторов.
В 1922 году окончил Егорьевскую военно- теоретическую школу лётчиков, затем Борисоглебскую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. С 1924 года В.П.Чкалов - лётчик, старший лётчик- истребитель Ленинградской 1-й Краснознамённой авиационной истребительной эскадрильи, командир звена истребительной эскадрильи. Командир звена истребительной эскадрильи Брянской авиабригады. С 1928 года – лётчик-инструктор Ленинградского авиаклуба Общества друзей Воздушного флота. С ноября 1930 года – лётчик-испытатель в Научно-испытательном институте ВВС Красной армии, с 1933 года – лётчик-испытатель завода опытных и экспериментальных конструкций авиационной промышленности. В.П.Чкалов испытал свыше 70 типов различных самолётов, внёс значительный вклад в развитие лётного мастерства , разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа- восходящий штопор и замедленную бочку. 20-22 июня 1936 года в качестве командира экипажа и Г.Ф.Байдуковым и А.В.Беляковым (штурман) на самолёте АНТ – 25 (РД) совершил перелёт по маршруту Москва-архипелаг Северная Земля- бухта Тикси_ Петропавловск- Камчатский- Николаевск-на-Амуре- остров Удд. За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм Чкалову В.П. 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали « Золотая Звезда». 18-20 июня 1937 года экипаж в том же составе совершил перелёт из Москвы через Северный полюс в город Вакувер ( США), пролетев 63 ч.16 мин.8504км. Погиб при испытании нового истребителя. Похоронен выдающийся лётчик в Москве. Имя В.П.Чкалова носят ряд населённых пунктов, улицы, суда, остров. О лётчике созданы кинофильмы, книги, Герою посвящены картины, воздвигнуты памятники , монументы, обелиски.
Георгий Филиппович Байдуков «Чкалов»
Эта книга написана человеком, который хорошо знал Валерия Чкалова. Вместе они участвовали в беспрецедентных для своего времени перелётах Москва — остров Удд и Москва — Северный полюс — Ванкувер. Риск они делили поровну, но большая часть славы выпала всё же на долю Чкалова. Короткая яркая жизнь, трагическая смерть. Ноты былинного сказа слышны в рассказе Георгия Байдукова. Кем был Чкалов для этих ста семидесяти миллионов — новым Ильёй Муромцем? Славный богатырь тридцать три года просидел на печи. Пожалуй, Чкалову повезло больше, — неспешности российской истории в 1917 году пришёл конец. Четырнадцатилетний молотобоец Волька в первые послереволюционные годы обрёл мечту летать, и стремился затем к ней с неиссякаемым упорством. Дерзость, умение мечтать, умение красиво и дерзко мечтать, осуществлять мечты — свои и ста семидесяти миллионов соотечественников — это и было миссией Валерия Чкалова. Поэтому его любили и помнят до сих пор. Эпоху делали Чкалов, Байдуков, Беляков, Папанин, Бадигин, десятки, сотни, миллионы им подобных. Это была эпоха культа Личности. Эта книга - отличный повод поговорить более, чем только о Валерии Павловиче и авиационных полетах. Вся страна, без преувеличения, была влюблена в "сталинского сокола" Валерия Павловича Чкалова. Биография - обычная биография обычного простого парня с Волги. Обычный путь в авиацию. Обычная личная жизнь. Необычен характер Чкалова. Он - настолько яркая личность, что даже на фоне подлинно массового энтузиазма советских людей, выделялся, вне всякого сомнения, индивидуальностью. Вне всякого сомнения - созидатель, новатор и исследователь. Вне всякого сомнения - человек исключительной личной отваги. Вне всякого сомнения – человек, безгранично преданный советской стране .
Алексей Петрович Маресьев (1916-2001)
Алексей Маресьев родился в уездном городе Камышин Саратовской губернии. Его отец, Пётр Авдеевич Маресьев, умер, когда Алексею было три года. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на заводе и воспитывала троих сыновей – Петра, Николая и Алексея.
После окончания школы в Камышине Маресьев получил специальность токаря по металлу в училище и там же начал свою трудовую деятельность. Алексей дважды подавал документы в лётное училище, но их возвращали, так как в детстве он перенёс очень тяжёлую форму малярии, приведшую к ревматизму.
В 1934 году Камышинский райком комсомола направил его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь, без отрыва от производства, Алексей занимался в аэроклубе. В 1937 году призван в армию. Вначале служил на острове Сахалин. В Чите поступил в школу военных пилотов, которую в 1938 перевели в Батайск. Батайское авиционное училище он окончил в 1940 году в звании младшего лейтенанта. После был инструктором. Там же, в Батайске, встретил Великую Отечественную войну. С началом Великой Отечественной войны уже младший лейтенант Маресьев на фронте . Свой первый воздушный бой он провел 23 августа 1941 года.
4 апреля 1942 года звено Алексея Маресьева сопровождало партию «Илов», идущих на штурмовку окруженных фашистов. В небе их встретили 12 «мессершмиттов». Самолет Маресьева был сбит на территории врага. Сам летчик остался жив, благодаря тому, что самолет упал на деревья, но во время катапультирования ему повредило ступни обеих ног. Несмотря ни на что, Маресьев решил пробираться к своим. Он страдал от голода и холода, дикой боли – началась гангрена ног, но упорно , ползком, перекатываясь, продвигался хоть на несколько метров.
18 дней страданий…Замерзающего летчика нашли в лесу деревенские мальчишки. Несколько дней за ним ухаживали колхозники. Но требовалась немедленная медицинская помощь – гангрена прогрессировала. И только в начале мая на самолете Маресьева отправили в госпиталь. Ему ампутировали обе ноги в области голени. Все были уверены, что он никогда не будет летать, но Алексей, пережив депрессию, освоил протезы и начал тренироваться. Он смог убедить и себя, и врачей в том, что сможет летать и бить фашистов. И в июне 1943 года летчик Маресьев вернулся в строй и воевал до конца войны, удостоен высокого звания Героя Советского Союза. После увольнения с военной службы занимался обучением молодых летчиков, вел активную общественную деятельность. Ушел из жизни Алексей Петрович Маресьев в 2001 году, в возрасте 85 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. А в родном городе Камышине ему поставлен памятник .
Б.Полевой "Повесть о настоящем человеке"
Хочется рассказать об авторе этого удивительного произведения. Борис Николаевич Полевой – это литературный псевдоним, настоящая фамилия Кампов – родился 4 марта 1908 года в Москве. Уже в школьные годы помещал заметки, фельетоны в стенгазете, а будучи студентом промышленного техникума, стал публиковаться в газете «Тверская правда». Работа журналиста увлекла Полевого, он становится нештатным корреспондентом, а в годы Великой Отечественной войны – профессиональным военным корреспондентом газеты «Правда». Всю войну писатель оказывается в самых горячих местах военных действий. Находясь на фронтах, встречаясь с людьми, он всегда заносил свои впечатления в дневники. Из таких дневниковых записей и возник сюжет «Повести о настоящем человеке». В 1943 году Б.Н.Полевой получил задание редакции газеты написать статью о летчиках Гвардейского истребительного полка Брянского фронта, сражавшегося за город Орел, которые за 9 дней сбили 47 самолетов противника. Это была серьезная победа. Там он и познакомился с удивительным человеком – Алексеем Петровичем Маресьевым, 27-летним летчиком, который воевал без ног, наравне с другими вылетал на задания, сбивал самолеты противника. Судьба Маресьева, его жизненная позиция потрясли Полевого, и он задумал написать о нем очерк , но замысел писателя не осуществился.
И только в 1946 году образ замечательного летчика встал перед писателем с новой силой во время Нюрнбергского процесса, на котором судили главных фашистских преступников, Б.Н.Полевой присутствовал в составе группы журналистов. Он увидел страх Геринга во время допроса и представил себе разбитый самолет и летчика среди мертвой тишины леса, решившего во что бы то ни стало добраться к своим, вернуться в строй и бить врага. Б.Н.Полевой вспоминал о том, как захватил его замысел книги: «Я стал писать, писать без плана, без конспекта и кончил под утро…».
"Повесть о настоящем человеке" написана Борисом Полевым в 1946 году. С Прототипом героя книги стал Алексей Маресьев, Герой СССР.
Произведение Бориса Николаевича Полевого посвящено беспримерному подвигу летчика, который после ампутации обеих ног сумел вернуться в строй и продолжал на своем самолете громить фашистов. Основанная на документальном материале, повесть стала произведением огромной воспитательной силы.
Название произведения Полевой сделал обобщающим и многогранным. Качества настоящего человека пришли к Мересьеву не сразу. Ему помогли вернуться в строй многие настоящие люди.
Своеобразным университетом для Алексея Мересьева было пребывание его в госпитале, а его встреча с комиссаром Воробьевым стала для него судьбоносной. Это был подлинный «настоящий человек», который смысл, цель и содержание жизни видел в том, чтобы помогать другим. Именно Воробьев внушил Алексею веру в свои силы, в то, что советский летчик может летать и громить фашистов и без обеих ног. Врачи и медсестры госпиталя делали все, чтобы Мересьев вернулся в строй.
Достоинство повести Полевого в том, что на примере летчика Алексея Мересьева и всех тех, кто помог ему, писатель раскрыл богатство внутреннего мира советских людей, которые выдержали единоборство с жестоким и коварным врагом и победили в Великой Отечественной войне.
Образ Алексея Мересьева- пример мужества , стойкости и патриотизма для нас, юного поколения 21 века.
«Повесть о настоящем человеке» знают во всех странах мира. Она никого не может оставить равнодушным, так как учит мужеству, жизнелюбию, а также любви к своей Родине. Такая книга может возвратить к жизни того, кто потерял надежду, считает себя вычеркнутым из жизни. Повесть Б.Полевого помогает сохранить в памяти подвиги А.П.Маресьева, и всех тех, кто защищал наше Отечество в годы Великой отечественной войны. А ведь это очень важно для нас, живущих под мирным небом.
Юрий Алексеевич Гагарин
1934-1968
Юрий Гагарин родился в деревушке Клушино Гжатского района Смоленской области в семье крестьян. В 6 лет пошел в школу, но успел закончить первый класс, и началась Великая Отечественная война. Семья оказалась на оккупированной территории.
В 1943 году Клушино освободили, а вскоре Гагарины переехали в Гжатск, где мальчик продолжил учёбу. Юрий был очень способным и любознательным юношей. Окончив шесть классов, Гагарин решил поехать в Москву, так как чувствовал себя слишком стеснённым в небольшом городке. В 1949 году 15-летний Юрий переехал в столицу. В 1951 году одновременно окончил ремесленное училище в городе Люберцы Московской области и школу рабочей молодёжи; в 1955 году – Саратовский индустриальный техникум и аэроклуб; в 1957 году – 1-е Чкаловское военное училище лётчиков и в 1968 году - Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского. С 1957 года – лётчик-истребитель в авиационных частях Северного флота.
КОСМОНАВТИКА
В 1960 году одним из первых был зачислен в отряд космонавтов, с 1961 года – командир этого отряда. Гагарин обожал небо и отдавался занятиям целиком. Он был признан идеально приспособленным для путешествия в космос. Среди трех предлагаемых лидеров в качестве первого космонавта выбрали Гагарина, это случилось в самый последний момент, меньше чем за месяц до полёта. Германа Титова утвердили запасным.
Первый в космосе
12 апреля 1961 года осуществился взлёт космического корабля «Восток» с космодрома "Байконур". Все знают эту легендарную фразу Гагарина "Поехали!" Ю.А.Гагарин впервые в мире совершил орбитальный полёт вокруг Земли на космическом корабле продолжительностью 1 час 48 минут и приземлился на территории Саратовской области. За этот подвиг Ю.А.Гагарину присвоено звание Героя Советского Союза.
Первый космический полёт вызвал большой интерес во всём мире, сам космонавт приобрёл мировую известность. После полёта совершенствовал свою профессиональную подготовку, участвовал в обучении и тренировке экипажей космонавтов.
Гибель
27 марта 1968 года Гагарин трагически погиб в авиационной катастрофе во время тренировочного полёта совместно с полковником В.С.Серёгиным. Первый в мире космонавт, Юрий Алексеевич Гагарин погиб, но память о нём будет жить.
Образ Юрия Гагарина в литературе
Я остановила свое внимание на уникальной книге «Феномен Гагарина», явившейся итогом многолетних трудов В.И.Россошанского по сбору и систематизации обширного материала о космонавте.
В предисловии к своему творению автор признается, что писать о Гагарине трудно. Автор убежден, что «…образ его, дела и поступки всегда будут жить в нашем сознании, ибо он сделал то, что человечество веками пыталось сделать в мечтах, сказаниях и преданиях ради познания смысла жизни на Земле и в космосе. Феномен первого космонавта в том, что он вобрал в себя мысли, чаяния и деяния всего человечества».
Книга адресована молодежи, поэтому немаловажную роль в ней играет оформление. Форзацы представляют собой рисунки Вселенной: звезды, млечный путь, планеты. И на этом фоне – портрет Гагарина в скафандре, его замечательное слово «поехали». Работа насыщена фотографиями не только об освоении космоса, но и из семейного архива Гагарина. Книга разделена на главы, каждая из которых повествует об определенном этапе жизни Юрия Алексеевича.
Заключение
Цели и задачи проекта выполнены. Мы изучили биографические данные Героев Советского Союза Валерия Чкалова, Алексея Маресьева, Юрия Гагарина.
Мы увидели , как эти прославленные лётчики , влюблённые в небо, шли к исполнению своей мечты- летать. Целеустремлённость, сила воли, упорство, патриотизм помогли им достичь своей цели. Простые советские парни , выходцы из глубинки России , стали Героями Советского Союза.
Мы прочли и обсудили на читательской конференции книгу Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Именно литературные произведения знакомят читателя с героями, рассказывают о становлении личностей , об их подвигах в увлекательной форме.
Память о Героях Советского Союза, мужественных покорителях неба и космоса , будет жить вечно в наших сердцах. Человечество никогда не забудет подвига летчиков и первого в мире космонавта. Имена их увековечены в названиях улиц, площадей, городов, им поставлены памятники и обелиски по всей России. Они продолжают жить в наших сердцах.
Использованная литература:
1. Г.Байдуков «Чкалов» , издательство «Молодая гвардия», 1991г.
2. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» , издательство «Детская литература» , 2016г.
3.В.И.Россошанский «Феномен Гагарина».
4. Официальный сайт мемориального музея Валерия Павловича Чкалова.
5. Официальный сайт музея Героев Советского союза и Героев России.
6. Википедия.
Приложение
Александр Твардовский |
* * * |
Нет, не родня российской громкой знати При княжеской фамилии своей, Родился ты в простой крестьянской хате И, может, не слыхал про тех князей. Фамилия - ни в честь она, ни в почесть, И при любой обычная судьба: Подрос в семье, отбегал хлеботочец, А там и время на свои хлеба. А там и самому ходить в кормильцах, И не гадали ни отец, ни мать, Что те князья у них в однофамильцах За честь почтут хотя бы состоять. Что сын родной, безгласных зон разведчик, Там, на переднем космоса краю, Всемирной славой, первенством навечным Сам озаглавит молодость свою. |
И тут появился изобретатель
За еду птицы готовы собирать мусор
Плавает ли канцелярская скрепка?
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Пока бьют часы