Реферативная творческая работа по основам правовых знаний
Вложение | Размер |
---|---|
kupriyanova.doc | 798.5 КБ |
ВВЕДЕНИЕ
Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными.
Цицерон
На современном этапе общественного развития социальное взаимодействие людей многомерно и очень сложно. В процессе повседневной жизнедеятельности человек ежедневно вступает в сотни различных отношений с другими людьми и организациями. Неизбежно возникают острые конфликтные ситуации, в том числе требующие определенных юридических знаний. Не зная хотя бы основ права, человек может легко оказаться под тяжелым прессом закона и неблагоприятные последствия этого могут самым неприятным образом отразиться на всей его жизни. Поэтому любому мыслящему человеку очевиден тот факт, что для того, чтобы не иметь проблем с законом, нужно знать и соблюдать его.
За последние десятилетия, по данным статистики, рост преступности увеличился, особенно среди молодежи. Эта проблема вызывает повышенное внимание экспертного и научного сообщества. И это вполне обоснованно, поскольку молодое поколение является потенциалом социального развития, а нарушения закона лицами юного возраста свидетельствуют о существующих недостатках воспитания, отсутствии необходимых условий для включения молодежи в активную созидательную деятельность общества и государства. Не случайно предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних рассматривается в масштабах мирового сообщества как важнейший аспект предупреждения преступности в целом. Можно выделить множество причин совершения правонарушений подростками, среди которых одно из центральных мест занимает правовая неграмотность.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Оценивая поступки человека с точки зрения права, можно выделить два основных вида его поведения - правовое, т.е. юридически значимое, влекущее за собой определенные последствия установленные рамками правовой нормы, и юридически безразличное, т.е. лежащее за рамками нормативного регулирования и оцениваемое с моральных и нравственных позиций. Например, действие гражданина, уступившего в транспорте место женщине с ребенком, не рассматривается как правомерное или не правомерное, т.е. с точки зрения права. В то же время, уступая место, специально предназначенное для пассажиров с детьми, гражданин становится участником правоотношений, совершает значимый, с позиции права, поступок т.к. он не только естественен для воспитанного человека, но и предписан нормой права.
Большинство поступков в правовой сфере являются правомерными и лежат в основе нормального функционирования общества. Вместе с тем, о правомерном поведении личности можно говорить лишь тогда, когда ее действия совпадают с моделью поведения, зафиксированного в правовой норме, служащей как бы основанием и критерием для оценки правомерности поведения лица или коллектива. Выбирая вариант своего поступка, человек как минимум должен знать предъявляемые к нему правовые требования. Гражданам важно быть в курсе основных начал, принципов правовой системы, способных послужить своего рода ориентиром для их правового поведения.
В свою очередь, государство, закрепляя в Конституции РФ положение о том, что «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения», обеспечивает население необходимой правовой информацией, в связи с чем, небезосновательным является действующий в правовой сфере принцип «незнание закона не освобождает от ответственности».
Однако на современном этапе развития гражданского общества и правового государств в нашей стране уровень правовой просвещенности граждан и особенно молодежи остается крайне низким. По аналогии с исследованием, проведённым научным руководителем Мироновой Ю.Г. в 2014 году я провела социологическое исследование в своей школе, в ходе которого было опрошено 52 подростка возраста от 14 до 17 лет, из них 47,6% юношей и 52,4% девушек. Это школьники 8, 9,10 и 11-х классов.
На вводный вопрос анкеты о том, кто, по мнению подростков, согласно законодательству РФ считается ребенком, респонденты ответили следующим образом . Лишь чуть больше половины опрошенных – 53% - ответили верно (ребенком является лицо, не достигшее 18 лет). Остальные 47% дали неверные ответы. 17% полагают, что ребенком в нашей стране считается человек, не достигший 16 лет, а 30% - 14 лет.
Результаты исследования показали, что подростки не очень хорошо знакомы с социальными институтами, защищающими права несовершеннолетних (Рисунок 2). Так, институт родительства был назван 58,9% респондентов, органы государственной власти РФ - 43,1%, педагогические и социальные работники - 14,4% и медицинских работников и психологов назвали лишь 4% опрошенных.
Рисунок 2. Социальные институты, защищающие права несовершеннолетних
Большая часть опрошенных подростков знают, с какого момента несовершеннолетние обладают правоспособностью (Рисунок 3). 68,5% респондентов ответили верно, правоспособность человека наступает с момента его рождения, и 31,5% ответили иначе (с 14 лет – 12,8%, с 16 лет – 9,6% и с 18 – 9,1%).
Рисунок 3. С какого момента, по мнению респондентов, наступает правоспособность
В тоже время, подростки не до конца осведомлены о том, с какого возраста наступает полная дееспособность (Рисунок 4). То, что она наступает во всех предложенных в анкете вариантах, знают лишь 22,9% респондентов. 38,8% ответили, что дееспособность наступает лишь со вступления человека в совершеннолетие, 33,5% - при законном объявлении несовершеннолетнего лица полностью дееспособным. И только 4,8% опрошенных знают, что дееспособность также наступает при предусмотренном законом вступлении в брак.
Рисунок 4. Условия наступления полной дееспособности, по мнению подростков
Согласно результатам исследования, подростки не очень хорошо знают свои права (Рисунок 5). 84,6% знают, что с момента рождения любой гражданин РФ обладает правом на имя, фамилию и гражданство, 63,7% - что несовершеннолетние имеют права на защиту личного достоинства и законных интересов. Наконец, чуть более половины опрошенных знают, что имеют право на защиту от экономической эксплуатации (51,4%) и на свободу выражения мнения (54,9%). При этом 1% респондентов ответили, что несовершеннолетние имеют право на приобретение алкогольных и табачных изделий.
Рисунок 5. Насколько хорошо подростки знают свои права
Со своими обязанностями подростки знакомы лучше (Рисунок 6). 87,9% несовершеннолетних знают, что каждый несовершеннолетний обязан получить основное среднее образование. 49,1% знакомы с тем, что несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе. А 3% опрошенных думают, что уплата налогов и трудовая деятельность тоже являются обязанностями несовершеннолетних, что таковым не является. В качестве своего ответа, 0,9% респондентов отметили обязанность быть законопослушными гражданами.
Рисунок 6. Насколько хорошо несовершеннолетние знают свои обязанности
Результаты опроса показали, что подростки не знают, во сколько лет они начинают нести административную ответственность. Более половины опрошенных – 61% - ответили неверно (52,6% ответили, что административная ответственность наступает с 14 лет, а 8,4% - что несовершеннолетние вообще не несут административной ответственности). Только 39% знают, что несовершеннолетние несут административную ответственность с наступления 16 лет.
Рисунок 7. С какого возраста наступает административная ответственность, по мнению опрошенных
Тем не менее, более половины респондентов, 51,9%, знают, когда наступает уголовная ответственность – с 16 лет, но в исключительных случаях с 14 (рисунок 8). 18,4% полагают, что она наступает с наступления совершеннолетия, 11,1% - с 16 лет, а 18,6% - с 14 лет.
Рисунок 8. С какого возраста, по мнению респондентов, наступает уголовная ответственность
На открытый вопрос, касающийся того, куда можно обратиться в случае нарушения прав несовершеннолетних, около трети опрошенных ответили, что не знают – 35,8%. Четверть респондентов написали в ответе, что нужно обращаться в полицию (25%), 19% указали суд, и лишь 6% - к уполномоченному по делам несовершеннолетних (Рисунок 9).
Рисунок 9. Куда, по мнению респондентов, следует обратить в случае нарушения их прав
Таким образом, можно сделать вывод о том, что данные результаты социологического исследования, нельзя назвать положительными, так как большая часть опрошенных несовершеннолетних лиц, к сожалению, плохо знакомы с положениями о своих правах. Более того, молодые люди не знают социальные институты, которые должны защищать их права, а это, в свою очередь, означает, что в случае нарушения их прав они окажутся беззащитными. Сложившая ситуация показывает, что проблему правовой безграмотности подростков необходимо решать, а для этого необходимо как можно более серьезно подойти к ее решению. Исследования по данной проблеме показали, что вести работу, направленную на сокращение уровня правовой безграмотности молодежи, нужно осуществлять совместно с государством, школой, родителями и правоохранительными органами в частности.
НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ С ПРАВОВОЙ НЕГРАМОТНОСТЬЮ
Современные подростки нравственно дезориентированны. Особенно остро кризис наблюдается в правосознании молодежи: правовой нигилизм, аномия, правовая безграмотность стали составными элементами современного мировоззрения.
От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть развитие России не только в экономической сфере, но и в социальной, политической и духовной.
Для того чтобы гарантировать успешность решения задач становления правового государства и развития гражданского общества в России, необходимо воспитать человека, разделяющего демократические ценности и обладающего высоким уровнем правовой грамотности и культуры.
Однако, к сожалению, на данный период времени приходится констатировать,что правовая некомпетентность молодых граждан может представлять собой определенную угрозу для национальной безопасности России. Поэтому необходимо незамедлительно разрабатывать и внедрять в жизнь государственную политику в сфере образования, направленную на формирование и воспитание демократической гражданственности и правовой грамотности несовершеннолетних.
Основными принципами в осуществлении системы по воспитанию правового сознания детей, прежде всего, являются принципы гуманизма и законности. Гуманизм провозглашает признание человека высшей ценностью, защиту его прав и достоинства, создание условий для свободного проявления его способностей. Принцип законности предполагает строгое соблюдение законов и правовых актов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.
Начинать правовое воспитание стоит с раннего школьного возраста, когда ребенок делает первые самостоятельные шаги в своей жизни, выбирая приемлемые для него способы поведения. Уже в начальной школе дети должны знать свои права, уметь защитить себя от произвола, быть знакомыми с системой наказания при нарушении законов, правил. Конечно же, в детстве такая работа должна проходить в игровой форме, чтобы привлечь внимание малышей, закрепить узнанное в памяти. Такую же работу стоит продолжить и в подростковом возрасте, когда сознание детей полностью готово воспринять и работать над проблематикой в этой сфере общественно – правовых отношений. Это поможет детям избегать различных проблем с законом, защищать свои права, а возможно даже помочь в сложной ситуации своим одноклассникам или друзьям.
Для достижения эффективных результатов данной работы требуется правильная организация работы со школьниками и индивидуальный подход к каждому ученику. И прежде всего, необходимо организовать структуру подачи информации учащимся. Осуществлять процесс правового обучения нужно так, чтобы он излагался в доступном и понятном для конкретного возраста виде (юридические термины и правовые нормы должны быть адаптированы для интеллектуального уровня подростков).
Оптимальной формой правового обучения и воспитания подрастающего поколения, на мой взгляд, является урок правоведения, который необходимо на законодательном уровне вводить в школьное и профессиональное образование.
Только рамки отдельной учебной дисциплины могут позволить внедрить системный подход к постижению юридических знаний и формированию правосознания молодежи и подростков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Законы и установления должны идти рука об руку с прогрессом человеческой души.
Джефферсон Томас
Правовая грамотность – это общее знакомство с правовыми основами государства, видами права и нормами, регулирующими взаимоотношения людей и организаций на основе закона. Правовая грамотность становится действенной силой лишь тогда, когда органически взаимодействует с гражданско-правовым сознанием. Гражданская сознательность помогает понять сущность и общественное значение правовых норм, направленных на защиту интересов личности, общества и государства. Нравственность же молодежи, возникающая в результате её целенаправленного воспитания мотивирует подростков к глубокому усвоению правовых норм, позволяет увидеть и осознать ту границу нравственного поведения, за пределами которой начинаются безнравственные и противоправные поступки.
Развитое гражданско-правовое сознание у молодежи являются основным признаком правового государства. Однако из анализа социологического опроса мы видим, что значительная часть молодежи не владеет правовыми знаниями и имеет низкий уровень правовой культуры. Такое положение дел приводит к тому, что все чаще и чаще подростки совершают противоправные действия или не могут защитить себя в обычных юридических ситуациях.
В проступках, правонарушениях и преступлениях вследствие правовой неграмотности молодежи и всего российского общества виноваты не только сами граждане РФ, но в определенной степени и правительство. Чтобы искоренить все проблемы, перечисленные ранее, нужно действовать сообща. Ничего не выйдет, если государство будет вносить поправки в законы, а граждане будут их благополучно обходить. Нужно больше взаимопонимания между правительством и гражданами, которое даст стабильное гарантированное правовое поле. Необходимо воплощать совместные идеи, планы, нужно, чтобы граждане прислушивались к словам государства, а государство - к словам граждан.
Резюмируя всё вышеизложенное, следует отметить, что в Российской Федерации правовое воспитание молодежи является общегосударственной задачей, так как уровень правосознания граждан напрямую влияет на становление России в качестве правового государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
8. Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX—XXI веков. – Москва, 2003.
Астрономы получили первое изображение черной дыры
И тут появился изобретатель
Невидимое письмо
Без сердца что поймём?
Отчего синичка развеселилась