Введение.
Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!
С каждым годом всё дальше и дальше в глубину истории уходят события Великой Отечественной, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941. Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым.
Они уже давно седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих об их судьбах и жизненной дороге. Это нужно нам, живым сейчас.
Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть.
Дети беспощадной волей войны оказались в пекле страданий и невзгод и осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.
Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками.
Что помнят они? Что могут рассказать?
Вложение | Размер |
---|---|
deti_voyny.docx | 39.78 КБ |
Районная научно-практическая конференция «В мире науки»
Война глазами детей.
выполнил: обучающийся 8 класса
МОУ «Дунаевская СОШ № 57» Якимов Владислав
Руководитель: учитель истории
Пинюгина З.И.
2016
Содержание.
1. Введение. 2- 4
2. Основная часть. 4-12.
2.1. Жизнь в оккупации девочки Ксении. 4-9
2.1.Жизнь в тылу девочки Нади. 9-11
2.3. Взгляд из современности. 12
3. Заключение. 12-13
Введение.
Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!
С каждым годом всё дальше и дальше в глубину истории уходят события Великой Отечественной, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941. Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым.
Они уже давно седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих об их судьбах и жизненной дороге. Это нужно нам, живым сейчас.
Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть.
Дети беспощадной волей войны оказались в пекле страданий и невзгод и осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.
Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками.
Что помнят они? Что могут рассказать?
Должны рассказать.
Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, пыль дома и горят детские кроватки. Потому что и сегодня хочется кому-то большой войны, вселенской Хиросимы, в атомном огне которой дети испарялись бы, как капли воды, засыхали бы, как страшные цветы.
Как сохранить планету людей, чтобы детство никогда НЕ ЗАКАНЧИВАЛОСЬ. Кто доиграет за тех детей, которые не успели, не смогли доиграть в свою игру?
Мне хочется больше узнать о военном лихолетье, о людях, о судьбах от живых свидетелей той поры. Поэтому я выбрал для изучения тему о юных героях- мучениках военного времени-детях.
Проблема исследования: совместимы ли понятия дети и война?
Объект исследования: события Великой Отечественной войны периода оккупации на территории Курской области, в тылу-Читинской области
Предмет исследования:
условия жизни детей войны.
Цель исследования: выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей, сравнить их положение на оккупированной территории и в тылу.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать научно-историческую литературу по данной теме, свидетельства очевидцев.
2) Изучить деятельность и образ жизни детей военного времени.
3) Сравнить условия жизни и быта детей войны на оккупированной территории и втылу
Методы исследования:
Начиная своё небольшое исследование, я провёл опрос среди своих сверстников, выясняя,что они знают о детях войны.
Кутузова Рената. 6 класс. « Я знаю о детях войны из рассказов своей прабабушки. Она когда вспоминает войну, всегда плачет. Говорит, сказать трудно жилось, это значит ничего не сказать. Жилось невыносимо. Есть было нечего, мучил постоянный голод. О сладостях и не мечтали. Игрушки мастерили сами, Мы ведь были детьми, поиграть хотелось. Зимой –покататься, но на улицу выйти было не в чем, не было обуви.»
Дуброва Ольга. 10 класс. « Когда мы учились в восьмом классе, к нам на классный час приходила Корнилова Любовь Матвеевна. Её рассказ запал мне в душу на всю жизнь. В годы войны будучи 15-летней девчонкой она работала в Чите в госпитале. Принимала раненых, мыла, кормила, делала перевязки. А однажды у неё на руках умер молоденький паренёк из-за незаживающей раны. Я примерно того же возраста. По силам ли мне было бы испытать такое горе?»
Шпаков Александр. 10 класс ««Война-это самая большая трагедия, принесшая людям боль, горе, слёзы. Она унесла жизнь миллионов людей. Для меня война всегда ассоциируется с тьмой, с чёрным дымом, смертью, руинами, горем, разрушающим огнём. Безумством. Сегодня дети войны-это те, кто родились с 1928 по 9.05. 1945 гг. Я преклоняюсь перед их мужеством. Они были и есть настоящие патриоты своей Родины. С них нам нужно брать пример. Мы им обязаны своей жизнью»
На основании опроса выяснилось, что ребята знают, кто они –дети войны, но вот чувства, эмоции, переживания их нашему поколению неведомы. Значит моя работа будет полезной , практически направленной.
Следующим шагом в моей деятельности стало посещение сельской Администрации. Нужно было составить список детей войны нашего поселения. С помощью секретаря Стасюк Татьяны Александровны выписали из книги учёта рождённых в период с 22.06.1928 по 09. 05. 1945. Всего 30 человек. Четыре человека пережили войну в оккупации, остальные в тылу. Самый старший с 1929 года рождения, младший с 1943 года. Мальчиков- 3 человека, остальные девочки. Хотелось побеседовать и выяснить , как пережили войну те и другие, но мальчики были тогда ещё в несознательном возрасте ( от 1 до 3 лет). Выбрал Пинюгину Ксению Ивановну 1936 года рождения, Душечкину Надежду Васильевну 1932 г.р и Рябову Клару Сергеевну 1930 г.р.
2. Основная часть.
Мы ведь дети войны,
Счастья детства не знали,
Нам его не дано,
Счастье наше украли.
Нас не надо жалеть,
Мы из камня и стали,
Наша гордость жива,
И душа не устала.
Люди, дайте вздохнуть,
Не губите нам старость,
Нам от детства беды,
На две жизни досталось.
Годы идут, и всё меньше остаётся тех, кто в далёкое суровое время защищал Родину, был непосредственным участником боевых действий, трудился в тылу. Не детское дело - война, но она не щадила ни стариков, ни женщин, ни детей. Прерванное войной детство… Что может быть печальнее? Сегодня дети военного времени уже поседевшие старички и старушки, но всполохи памяти то и дело возвращают их в ту страшную действительность.
Живёт в селе Дунаево Сретенского района бывшая учительница математики, директор школы Пинюгина (Капустина) Ксения Ивановна, которая приехала в Дунаево по распределению в далеком 1955 году. Её детство и ранняя юность прошли в Курской области, в селе с красивым названием - Лозное.
Земля лозновская моя невелика.
Её историей горжусь и настоящим,
Березкой каждою, водой из родника
И песней соловьиною летящей!
Ксения Ивановна с горечью вспоминает: «Родилась я в многодетной семье, нас было четыре сестры и три брата. Войну я встретила пятилетней девчонкой. Жизнь и до войны была нелёгкой, а 1941год, вселенская беда разделила её на «до» и «после»…По тревожным разговорам старших, мы- дети понимали, что фашисты всё глубже вторгаются в пределы нашей страны и страх перед неизведанной силой до сих пор при воспоминаниях об этом бередит мою душу». Село опустело. Все мужчины ушли на фронт. Ближе к весне 1941 года из села эвакуировались те, кого немцы могли расстрелять в первую очередь- партийные работники, учителя и их семьи. Из мужчин остались отец - участник Первой мировой войны, хромой инвалид и старенький фельдшер Дроздов Никифор Васильевич, да мальчишки - подростки. Старший брат Трофим, которому только – только исполнилось восемнадцать лет, с группой юношей погнали весь колхозный скот на восток, чтобы он не достался фашистам. Семья с тяжёлым сердцем, со слезами провожала сына и брата. Вернётся ли он к родному порогу? Трофим вступил в действующую армию и бил врага до конца войны. Сестра Татьяна на трудовом фронте - на торфоразработках. Непосильный труд, холод, нахождение сутками в болотной жиже подкосили здоровье юной девушки. Лечиться было нечем, да и лечить некому. Эти обстоятельства свели её в марте 1941 года в могилу. Личные беды переплелись с великими бедами всего советского народа. До оккупации села Лозное оставалось два месяца. Жители рыли окопы, землянки, другие укрепления. Когда немцы захватили Белгород, стало ясно - не избежать этой участи и лозновцам, ведь город и село разделяли всего семьдесят пять километров. Уже в небе сражались с фашистами советские лётчики, слышен был гул моторов и разрывы бомб, виднелось яркое зарево огня. Наша армия отступала. Бой не смолкал несколько дней. А потом наступила зловещая тишина. Все жители села спрятались в трёх больших погребах, которые служили укрытиями.
Неописуемый ужас объял всех- и детей, и взрослых, когда по главной дороге села загрохотала фашистская техника, а следом двигалась армада пехотинцев и немцев на лошадях.
Из воспоминаний Ксении Ивановны: «Взрослые, выглядывая из укрытия, где ютились около тридцати человек, крестились, женщины всхлипывали, громко плакали дети. Немцы свернули с главной дороги и двигались прямо к нашим погребам. Страх пронизывал всё существо.(см. приложениеIV)Два укрытия, из которых были слышны голоса и плач детей, фашисты не тронули, а вот постучав в третий, откуда никто не отозвался, немцы прошили из автоматов. В погребе сидели эвакуировавшиеся из Прибалтики. Были ранены несколько человек»
Гитлеровцы панически боялись партизан и заподозрили их присутствие в этом укрытии.
«Как только немцы заняли село, жизнь стала строиться по правилу: они - господа, а мы- старики, женщины, дети- их рабы»
Гитлеровский план «Ост» по онемечиванию, подчинению, угнетению славянского населения начал осуществляться. Немецкая комендатура расположилась в здании школы и сельского совета. Всем жителям, чьи дома располагались в центре, приказано было их освободить. Теперь в них хозяйничали немецкие офицеры. Всему населению новые господа велели собраться на сход, где огласили свои приказы, выбрали из местных старосту и полицаев. В приказах запрещалось свободное передвижение по селу, можно было только находиться в своём доме, дворе и огороде. Закрывать свои дома было строго запрещено.Если дом закрыт - значит, там могут прятаться партизаны. В приказах перечислялись карающие меры: если в селе без боя будет убит офицер, то будут расстреляны сорок человек, солдат - двадцать.
Население должно было безоговорочно выполнять любую работу по приказу фашистов. Грабёж населения немцами не имел пределов. Гитлеровцы угоняли скот на забой, собирали продукты питания (овощи, молоко, яйца, мед), объезжая на повозках дворы лозновцев. В то время в селе были многодетные семьи, в семье Ксении Ивановны было семеро детей и они были обречены на голод и проживание в нищете. Постоянное чувство страха, голод, отсутствие необходимых условий жизни и непосильный труд разрушали здоровье взрослых и детей.
Ксения Ивановна часто вспоминает страшные случаи того времени. Приведу примеры некоторых из них. Брату Яковубыло 14 лет, родителям стало известно, что в штабе готовятся списки мальчиков - подростков, которых будут забирать и увозить на работы в Германию, в этих списках был их сын Яков. Сложно описать эмоции членов семьи: братья и сестры плачут, мама на грани нервного срыва. В день массового сбора подростков отец решает спрятать сына. Принято решение- уйти сыну на 1,5 км от села, там, среди холмов был овраг, на склоне оврага росли плотной стеной кустарники, вот там-то и нужно было укрыться на весь день. Ранним утром Якова проводили, никем незамеченный он пробрался до места. Прошел день, настал вечер, но Яков не вернулся. Семья в страшных догадках: немцы выследили его и забрали, возможно, другое - растерзали волки… После 12 ночи отец и 12- летняя сестра Шура отправились на поиски Яши.Шли тем же самым путем, громко выкрикивая кличку как будто потерянной коровы. Кричать имя сына было опасно, немцы могли заподозрить неладное. Много времени потратили на поиски Якова, но найти так и не смогли. Вся семья провела бессонную ночь. Но все закончилось благополучно. Яков поздно вечером вернулся в родное село, но испугавшись ожидающих его немцев, спрятался в сарае в сене и провел там всю ночь.
Еще один случай. Страшной лютой зимой1943годанемцы выгнали женщин и детей на очистку от снега шоссейной дороги. Работа изнурительная, трудная, зимы в тех краях снежные, промерзали до костей. Обуви, одежды теплой не было, одевались нищенски. Один из мальчишек был без варежек, руки замерзли, работать не мог. Немецкий надзиратель пожалел его, снял свои рукавицы и отдал ребенку. После дня тяжёлой работы на морозе ребенок не вернул немцу рукавицы. Немец стал заходить в каждый дом в поисках мальчика. В семьях поселилась паника, страх, тревога за жизнь детей. Чем закончился этот случай неизвестно.
Примеров о жизни под гнетом оккупантов много, но все они объединены чувствами тревоги, печали и страха.
Шло время, наступил 1943 год, на военных фронтах чувствовались перемены, советские войска перешли в наступательные действия. Движение фронта устремилось на запад, освобождая города и села от немецких захватчиков. Волна военных действий движется через Лозное к Белгороду и Курску. Бой за освобождение родного села был жестокий. Немцы заняли выгодную позицию, прочно обосновались в Лозном. У советского командования назревало решение перейти на крайние меры и применить «Катюшу». «Ничего бы не осталось от нашего села!»- со слезами на глазах вспоминает Ксения Ивановна. В страшном бою за освобождение села погибло много солдат, после того, как бой угас и немцы отступили, перед жителями села открылась ужасающая картина - восточная сторона от шоссейной дороги была усеяна трупами. Женщины, дети с плачем укладывали трупы солдат на санки и везли в сторону трех братских могил. Среди солдат были и наши земляки- сибиряки. Низкий им поклон за стойкость, выносливость и бесстрашие!
После освобождения села от немецкого гнета началось активное восстановление хозяйства. Здание школы стояло, сохранив только стены. Постепенно, с большим трудом селяне в 1943 году смогли посадить своих детей за парты. «Трудно даже вспоминать в каких условиях мы учились, пока шла война!» - вспоминает дитя войны. Отсутствовала мебель, не было учебников, тетрадей. Писали на газетах, старых книгах. Чернила для пера готовили из сока свеклы, сажи, добытой из печной трубы. В холодные зимы в классах занимались в одежде. Но, несмотря на перечисленные трудности, у большинства детей было неугасающее желание получения знаний. Школа работала в режиме: с утра до обеда - занятия в школе, после обеда - труд на колхозном поле или выполнение других работ (сенокос, сбор лекарственных трав, уход за животными, заготовка топлива для обогрева школы). Выполнение уроков приходилось на поздний вечер при свете «коптилочки» - керосиновой лампы. Постоянно применяемые в наши дни мыло, спички, соль тогда отсутствовали совсем. Стирали щелочной водой, в воду насыпали древесную золу, отстаивали и стирали.
В трудных условиях дети росли, учились, трудились, но несмотря ни на что стремились быть добросовестными. Во взрослой жизни примером самоотверженного труда был брат Капустин Яков Иванович, механизатор широкого профиля. Тот самый четырнадцатилетний Яшка, которого чуть не угнали в фашистскую Германию. В 1976 году он был удостоен правительственной награды - ордена Трудового Красного Знамени. Ксения Ивановна 40 лет своей жизни отдала воспитанию и обучению детей нашей школы. У неё учились моя бабушка, папа , мама.
Следующая моя героиня - Душечкина Надежда Васильевна. Родилась Надежда Васильевна 1 апреля 1932 года. К началу Великой Отечественной ей исполнилось 9 лет. Надя закончила первый класс школы. Войну семья встретила в городе Сретенске. Мама сказала детям, что началась война. «Война где-то там далеко»- подумали ребятишки, не осознав первоначально всей опасности и горя.
В сентябре со старой площади Сретенска, где собирали всех мобилизованных на фронт провожали любимого , самого лучшего, ласкового папочку. Слёзы градом лились из глаз четверых ребятишек , бабушки и мамы.
Разом навалились беды. Гнилая избушка, которую невозможно было натопить. Дрова заготавливали сами. Срубали тонкие берёзки за кладбищем на горе, возили на санках.
Мама была постоянно на работе. Воспитывали маленького брата три сестры-погодки от 9 до 7 лет. Брат постоянно плакал, хотел есть.
Голод пронизывал душу и тело. 200 граммов хлеба на иждивенца и 400 на работающего. Настоящей трагедией стала для семьи – вспоминает Надежда Васильевна- потеря продуктовых карточек. Зимой было особенно голодно. Летом рвали мангыр(полевой лук), лебеду, крапиву. Варили суп. Осенью собирали на поле колоски, мёрзлую картошку- тошнотики.Толкли и пекли лепёшки. Когда собирали колоски и мёрзлую картошку, нужно было смотреть по сторонам, чтобы не появился объездчик и не стеганул кнутом. А убегать порой и сил-то не было, голодные были и слабые. Но закон «О пяти колосках» не позволял расхищать государственное имущество.
Надежда на скорую победу грела детей и взрослых. С нетерпением ждали весточек от отца. Читали письма по многу раз. Мама плакала, младший брат не понимал , почему текут слёзы у мамы. Ответ писала Надя под мамину диктовку. Мама была неграмотной. А папа в это время воевал за Севастополь. Последнее письмо со строчками «грузимся на пароход» поставило точку в жизни тридцатидвухлетнего воина. Битва за Крым и Севастополь, продолжавшаяся 250 дней стала трагедией для страны. Чёрное море накрыло своими водами погибшего Добрынина Василия Герасимовича. В 1943 пришло извещение «Пропал без вести». Надежда Васильевна опечалена , что на памятнике погибшим воинам в Сретенске нет имени её отца.
Жизнь продолжалась. Надя училась в третьем классе. Школа работала регулярно. В классах было очень холодно. Дети занимались в одежде, в рукавицах. Одежда детей плохонькая, в заплатах. А вот с обувью было совсем плохо.
Приходя домой, Надя снимала валенки, их надевала сестра и шла в школу. Она училась во вторую смену. Уроки делали при свете керосиновой лампы.
Третий класс был прикреплён к эвакогоспиталю. Дважды в неделю посещали раненых. Шили для них кисеты, делали игрушки, пели им песни, читали стихи, плясали. У раненых на лице появлялась улыбка, оттаивала душа. А дети были очень рады аплодисментам, похвалам. И с нетерпением ждали дети следующего посещения. Приходили и узнавали, что солдат, с которым подружились, умер. Плакали и провожали на сретенское кладбище красноармейцев.
Так прошли долгих четыре года. Самым запоминающимся событием стал День победы. Громкие возгласы, радость и горе рядом. Горе оттого, что не вернётся уже никогда к семье отец. Осиротила зловещая семью. Безутешно плакала Надина мама и четверо её детей.
Прошли годы. Надежда Васильевна закончила Сретенское педагогическое училище и пришла работать учителем географии в нашу школу. Более 40 лет отдала благородной профессии. Имеет звание «Ветеран труда».
Две судьбы девочек из разных уголков нашей огромной страны, а сколько похожего было в их детских невзгодах. Горечь потерь близких людей и недетские переживания. Неустроенный быт. Голод. Отсутствие одежды и даже «коптилочка», при свете которой делали уроки. Постоянный страх.
И всё же дети были детьми. Играли в похожие игры. Мастерили кукол. Напевали им одни и те же колыбельные.
Современные дети и дети войны.
Многие современные дети даже не могут представить себе, каково расти во время войны. Чем же отличается жизнь современных детей от жизни детей военного лихолетья?
1. Дети войны практически лишились заботы и ласки родителей с самого раннего возраста. Сегодня государство даёт возможность родителям заботиться и растить ребёнка.
2. На детей войны легли взрослые заботы: истопить печь, получить по карточкам хлеб, присмотреть за младшими детьми. Сегодня дети мало заняты физическим трудом. Живут в благоустроенных квартирах. Чрезмерная опека не формирует в детях самостоятельности и ответственности.
3.Между детьми в семье в годы войны складывались очень тёплые отношения. Сегодня отсутствие заботы старших о младших может отдалить друг от друга.
4. Дети войны сами организовывали себе полезный досуг. Сегодня дети имеют возможность получать дополнительное образование, организованное целенаправленно.
5.Игрушки , которые дети войны мастерили сами, они помнят до сих пор. Современные дети не берегут игрушки, их можно купить в магазине.
6.Главной мечтой детей в войну была мечта досыта наесться хлеба. Сегодня мечты современных детей находятся абсолютно в другой плоскости- смартфоны, айфоны и. т. д.
7. Комфортные условия в школе сегодня и холодное здание, нехватка учебных принадлежностей тогда.
8.Самым радостным праздником для детей войны стал День Победы. Современные дети на этот вопрос отвечают, что, конечно, День рождения и Новый год.
9. Любимыми героями у них были те, кто совершали подвиги. У современных детей- герои мультфильмов
И всё же нас с ними объединяет главное- ценностные ориентации. Гражданственность и патриотизм.
Заключение.
Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.
По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком, бабушке, которая была ребёнком войны. Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…
Память о детях войны поселилась в нашем маленьком школьном музее. Надеюсь после мероприятий, которые мы планируем посвятить этой теме поселится в душах и сердцах учащихся нашей школы.
Источники и литература
1. Всемирная история: Вторая мировая война. Под ред. А.Н.Бадан, И.Е.Войнович и др. М.: АСТ, 2000. – 592 с.
2. 3. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995. – 527 с.
3. Белгородская правда, 1976
4.Воспоминания Пинюгиной К.И.
5. Воспоминания Душечкиной Н. В.
6.Сретенск. Чита. 2014.
7. Фотодокументы 1941-2016 гг.
Каргопольская игрушка
Свадьба в Малиновке
Философские стихи Кристины Россетти
Пчёлки на разведках
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")