17 декабря 2016 года Варваре Перфильевне исполнилось бы 100 лет. Великая дата. И когда в нашу школу пришло положение о проведении конференции, я сразу решил, что героиней моей работы будет этот замечательный педагог. Даты из жизни Варвары Перфильевны -100 лет со дня рождения, 60 лет со дня присвоения ей почётного звания «Заслуженный учитель школы РСФСР» и 90 лет со дня образования Сретенского района стройно сложились в один ряд. Варвара Перфильевна была человеком своего времени и представить её вне этой эпохи не представляется возможным.
Для написания работы мы проанализировали документы, фотографии из семейного архива, газетные статьи. Ценным источником для написания работы послужили воспоминания учителей, которые начали свою педагогическую деятельность в то время.
Вложение | Размер |
---|---|
sudba_uchitelya_v_sudbe_rodnogo_sela.docx | 32.9 КБ |
1
Муниципальное учреждение культуры
«Межпоселенческая центральная библиотекаСретенского района»
Доклад «Судьба учителя в судьбе родного села»
Выполнил:обучающийся11 класса
МОУ «Дунаевская СОШ» Шпаков Александр.
Руководитель: учитель истории Пинюгина З.И. ( 1квалификационная категория)
2016
Содержание.
1. Введение.
2. Основная часть.
2.1.Истоки.
2.2.Начало педагогической деятельности.
2.3. «Судьбою вызвана к доске..»
2.4. Высокая награда.
2.5. Учитель учителей.
3. Заключение.
Уважаемые члены жюри, уважаемые присутствующие . Разрешите мне загадать Вам загадку: что такое яичко с хвостиком? Не знаете? А вот учительница Игнатова Варвара Перфильевна знала. Яичко с хвостиком- это строчная буква а. Так говорил её ученик-первоклассник 1960 года Коля Чанфа.
17 декабря 2016 года Варваре Перфильевне исполнилось бы 100 лет. Великая дата. И когда в нашу школу пришло положение о проведении конференции, я сразу решил, что героиней моей работы будет этот замечательный педагог. Даты из жизни Варвары Перфильевны -100 лет со дня рождения, 60 лет со дня присвоения ей почётного звания «Заслуженный учитель школы РСФСР» и 90 лет со дня образования Сретенского района стройно сложились в один ряд. Варвара Перфильевна была человеком своего времени и представить её вне этой эпохи не представляется возможным.
Для написания работы мы проанализировали документы, фотографии из семейного архива, газетные статьи. Ценным источником для написания работы послужили воспоминания учителей, которые начали свою педагогическую деятельность в то время.
Цель моей работы – Показать вклад сельского учителя Игнатовой Варвары Перфильевны в образование.
Задачи:
Объект: связь жизни и деятельности учителя с судьбой села, родины.
Предмет: педагогическая деятельность учителя
Гипотеза:
Влияет ли эпоха на судьбу человека? Стареют ли ценности прошлого в наше время?
Родилась Варвара Перфильевна в селе Лоншаково(Молодовск) 17 декабря 1916 года. Семья по тем временам была немногочисленная-двое детей. Родители мечтали о том , чтобы дети получили образование.Семья поселилась в Сретенске.Варя закончила семь классов и в 1930 году поступила в педтехникум. После двухгодичных курсов в свои шестнадцать лет была направлена в село Утан , а затем в Укурей.Потребность в педагогических кадрах была очень велика.Советская власть выполняла задачу ликвидации безграмотности .Нарком просвещения Андрей Сергеевич Бубнов (1929-1937) проводил жёсткую административную политику в образовании. Но советский человек и не ждал тогда никаких послаблений, выполнял те задачи, которые ставила перед ним партия и правительство.Хорошую школу, заложенную в педтехникуме самим Белявским, освоила студентка и может быть это определило её будущие успехи на педагогическом поприще. Будучи юной девушкой Варвара Перфильевна находила подход к своим питомцам. Нашёлся свидетель её первого учительского опыта -_Бобчинский Виктор Филиппович, который помнил её как строгого, но справедливого учителя.
В 1936 году Варвара Перфильевна приступила к работе в качестве учителя начальных классов семилетней школы №40 станции Куэнга. Педагогический коллектив формировался в основном из специалистов-педагогов, прибывших по направлению в нашу школу из европейской России. Существовало мнение, что эти педагоги лучше подготовлены, более эрудированы. Может быть и так, но Варвара Перфильевна не уступала им ни в эрудиции, ни в организаторских способностях.
Вехи биографии учителя изложены в коротком письменном свидетельстве, написанном рукой самой Варвары Перфильевны на обратной стороне фотографии- член партии с 1943 года, преподаватель географии 17 лет, директор неполной средней школы 4 года, завучем 7 лет, основная –учитель начальных классов.
Судьба учителя в течение всей жизни переплеталась с судьбой страны и ставшего для неё родным села. В период Великой Отечественной войны молодой педагог была назначена директором школы. В 80-е годы прошлого века, Варвара Перфильевна была частым гостем в нашей школе и учителя Вологдина Е.Ю, Пинюгина З.И помнят, как она с горечью рассказывала о мальчиках, которые едва окончив школу ушли на фронт.И погибли Лучинин Николай, Старновский Вася, Прозоровский Шура,Тихомиров Иван, Венедиктов Сергей. Листая пожелтевшие страницы альбома, который предоставила дочь Варвары Перфильевны Эльвира Ивановна, обнаруживаем фотографию тех ребят и аккуратным почерком учителя переписанные имена.
Трудностей в эти годы было много: маленькая дочка Эльвира, заботы о содержании школы- надо запастись дровами, организовать учебный процесс, организовать поездки с помощью и концертами к раненым бойцам в Сретенский эвакогоспиталь. «Отпуска учителям не давали. Летом они работали на детской площадке, ремонтировали школу, заготавливали дрова, отправляли на фронт вместе с учениками вязаные варежки, табак, кисеты. Хлеб выдавался строго по норме-600 граммов»(Вехи истории школьного образования.Сретенск). Закончилась война, Варвара Перфильевна со слезами радости провела линейку. Родина удостоила учителя наград «За доблестный труд в Великой Отечественной войне1941-1945гг», «За трудовое отличие».(«Советское Забайкалье» от 3.04.1976г)
Пройдёт время, подрастут дети-Эльвира и Анатолий. Семейная жизнь наладится. Муж Варвары Перфильевны Бызов Николай Георгиевич станет опорой и поддержкой. Кропотливая работа, ответственность и неуёмная творческая энергия Варвары Перфильевны дадут прекрасные плоды. Карьера для неё не была главной целью в жизни. Душа тянулась к работе с детьми младшего школьного возраста. «Не только на станции Куэнга, но и по всему Сретенскому району хорошо известно имя учительницы В.П.Игнатовой. Двадцать третий год она учит детей в Куэнгинской средней школе и за это время накопила большой опыт педагогической работы. Учительница систематически работает над повышением своей деловой квалификации,прочитывает всю новую методическую литературу. Серьёзное внимание т. Игнатова уделяет организации детского коллектива в классе. Её часто можно видеть со школьниками во внеурочное время. Ребята любят свою учительницу и хорошо учатся - пишет корреспондент газеты «Советское Забайкалье» Л.Коптелов в 1956 г. А мелочей в деятельности у Варвары Перфильевны не существовало- вспоминает её коллега Пинюгина Ксения Ивановна- если идёт подготовка к пионерскому сбору, то всё тщательно продумывается, все ребята задействованы. Однажды на сборе присутствовал секретарь райкома комсомола, по окончании он сказал, что снова захотел стать пионером.Так было здорово и интересно. В походе все роли распределялись заранее. В учебной работе-каждый ученик должен исписать тетрадь до последней страницы и сохранить промокашку. Так воспитывалась аккуратность, бережливость и умение доводить начатое дело до конца.
«Судьбою вызвана к доске» - так можно сказать о Варваре Перфильевне. Образцовый советский учитель. Ей – сельской учительнице 2 ноября 1956 года будет присвоено почётное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Кто удостаивался столь высокой награды в советское время?
Звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» присваивалось высокопрофессиональным учителям за заслуги в педагогической и воспитательной деятельности, обеспечивающей получение обучающимися и воспитанниками глубоких знаний, развитие и совершенствование их творческого потенциала, в создании инновационных учебно-методических пособий, программ, авторских методик, участии в научно-методическом обеспечении образовательного процесса и работавшим по специальности 15 и более лет».
Награда и высокое доверие были сопряжены и с большой ответственностью. Высокий авторитет советского учителя требовал и высокой отдачи. Варвара Перфильевна становится теперь учителем учителей. В июне 1961 года её пригласили на встречу с выпускниками педагогического училища. Она поехала туда ни одна , а со своими учащимися, их двадцать пять человек. На примере показала, чему научились дети за три года обучения. Об этой встрече корреспондент Н.Коренев рассказал на страницах газеты «Советское Забайкалье» от 3 июня 1961 года.
Свой опыт она передавала и уже работающим молодым учителям. Так Капустина (Пинюгина) Ксения Ивановна , работая во вторую смену на своём классе ежедневно в первую смену присутствовала на уроках Варвары Перфильевны. Это определило её дальнейшую успешную деятельность. Учителя из Чернышевска, Шилки, Могочи приезжали на уроки к мастеру своего дела. Школа для педагогов успешно работала под руководством Варвары Перфильевны. Методист дорожного педагогического кабинета Н.Щеповских написала статью об этой успешной практике в газету «Забайкальская магистраль» от 30 марта 1961 года.
Одной из самых ярких страниц деятельности была поездка Варвары Перфильевны в составе делегации от Читинской области на Всероссийский съезд учителей, который состоялся 11 июля 1960года в Кремле.
«Город Москва. Зал заседания Всероссийского съезда учителей в Большом Кремлевском дворце. Выступают: Н. С. Хрущев, П. А. Поспелов, Е. И. Афанасенко, И. А. Каиров, А. А. Твардовский, А. В. Топчиев, педагоги из разных областей и регионов Российской Федерации. Делегаты съезда осматривают выставку: "Школа на современном этапе строительства коммунизма" в Георгиевском зале Кремля. Л. И. Брежнев вручает правительственные награды работникам народного образования, избранным делегатами съезда». Незабываемыми впечатлениями делилась делегат съезда со своими коллегами-говорит свидетель этих событий Пинюгина Ксения Ивановна. В истории села Варвара Перфильевна оставила неизгладимый след: у неё учились не только дети, коллеги , но и родители и всё взрослое население станции. Она как дипломат умела найти подход к любому человеку, объяснить, убедить, найти слова поддержки. Её помнят и чтят не только в нашем селе. Ученики разъехались по всей России, пустили корни, но первую учительницу не забывают, помнят.
Поставленные задачи по исследованию автобиографии В.П. Игнатовой выполнены. Были выявлены, изучены и проанализированы источники, документы, связанные с событиями в жизни учительницы. Была отслежена судьба российского педагога, которая тесно переплелась со всеми событиями страны и нашего села в ХХ веке. В результате исследования была воссоздана и описана автобиография Варвары Перфильевны с момента рождения и до 03.06.1995г.
По результатам работы можно сделать вывод, что она прожила очень тяжёлую, но интересную жизнь, наполненную яркими событиями. Она никогда не останавливалась перед трудностями, шла по жизни уверенно, зажигая своей мечтой и верой в лучшее других.
Беседуя с родными, расспрашивая старых учителей, которые общались с ней, выслушав учеников, и из их рассказов вырисовывается образ человека не сомневающегося, твердого, с великой отдачей выполняющего порученное дело.
Чем больше узнаю о ней, тем яснее осознаю: исчерпать эту тему невозможно. Каждый отрезок времени из её жизни – это огромное событие, а рассказать о таком в трёх словах не удастся. Варвару Перфильевну всегда окружало много людей, жизнь которых тоже переплетается с судьбой учительницы, с судьбой посёлка, с судьбой страны.
Полученные результаты исследований (копии фотоснимков, архивных документов) будут в дальнейшем использованы как экспонаты школьного музея. Я, думаю, что эта работа мне многое дала. Скорее всего, я даже иначе стал смотреть на мир и на место человека в этом мире.
Источники и литература.
Девчата
Что общего у травы и собаки?
Сказка об осеннем ветре
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое