Проект является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у подростков личной ответственности за сохранение исторического наследия края, его приумножение.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Тайны земли югорской" | 211.99 КБ |
Городской этап всероссийской акции «Я гражданин России»
г. Урай
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя образовательная школа №2
Социальный проект:
Тайны земли Югорской
Инициативная группа:
Семеновых Анастасия 10а, Кондрашова Елена 10а,
Шайхутдинова Полина 9а, Мельник Данил 8а,
Терещенко Илья 8а, Рутына Михаил 7а,
Труфанова Юлия 6а.
Руководитель: Парулин Алексей Иванович,
преподаватель истории и обществознания
т. 89048717330
2016-2017 учебный год
Содержание:
Название проекта | Тайны земли Югорской |
Руководитель проекта | Парулин Алексей Иванович |
Возраст учащихся, на который рассчитан проект | 11-16 лет |
Состав проектной группы (Ф.И.О. учащихся, класс) | Семеновых Анастасия, 10а Кондрашова Елена, 10а Шайхутдинова Полина. 9а Мельник Данил, 8а Терещенко Илья, 8а Рутына Михаил, 7а Труфанова Юлия, 6а |
Тип проекта | Информационный, поисковый |
Цель проекта | Создание условий для реализации познавательной и исследовательской деятельности обучающихся в изучении особенностей истории коренных народов ХМАО – Югры. |
Задачи проекта | - Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа полученной информации; - определение внутренней взаимосвязи природно-географических, этнографических и культурных условий в ходе исторического развития ХМАО-Югры; - развитие интереса к изучению истории родного края; - изучение источников по истории народов Югры: - занятие досуга школьников; - развитие сетевого и межведомственного взаимодействия. |
Аннотация | Проект является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у подростков личной ответственности за сохранение исторического наследия края, его приумножение. |
Этапы проекта. | 1) Организационно – подготовительный • Планирование • Анкетирование • Подбор ресурсов 2) Обучающий • Введение в проблематику • Выявление предварительных знаний • Знакомство с источниками 3) Исследовательский • Обработка анкет • Работа с источниками • Экскурсии 4) Итоговый • Командная игра «Брейн ринг» • Оценка деятельности • Подведение итогов • Определение дальнейших перспектив |
Продукты проекта | Перспективный план подготовки интеллектуальной игры «Брейн ринг» по краеведению. |
Соединив леса и горы,
Озёра, реки и луга,
Раскинулась в своих просторах
Ханты-мансийская земля!
Все о тебе стихи слагают,
Они летят во все края.
Ты всей земле теперь известна,
Ханты- Мансийская земля.
Изучение истории родного края является особенно актуальным. Период обучения в школе - важнейший этап для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, обучающиеся готовятся к взрослой жизни. Проект является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у обучающихся личной ответственности за сохранение исторического наследия края, его приумножение.
Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренных народов, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности. Этнографические знания, получаемые обучающимися, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.
Цель проекта: Создание условий для реализации познавательной и исследовательской деятельности обучающихся в изучении особенностей истории ХМАО – Югры.
Задачи:
- Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа полученной информации;
- Определение внутренней взаимосвязи природно-географических, этнодемографических и культурных условий в ходе исторического развития ХМАО-Югры;
- Развитие интереса к изучению истории родного края;
- Изучение источников по истории коренных народов Югры.
- Занятие досуга школьников.
- Развитие сетевого и межведомственного взаимодействия.
3. Постановка проблемы.
Перед тем как начать работу над проектом мы провели исследование в виде анкетирования учеников нашей школы на тему знаний по краеведению. Мы определили ряд вопросов и получили следующие варианты ответов.
Определив, что знаний по истории жизни ханты и манси у респондентов недостаточно, был разработан план работы по изучению данного вопроса. Основными источниками получения информации были определены: работа с сетевыми ресурсами и экскурсии. За время работы над проектом были осуществлены экскурсии в Центр дополнительного образования, краеведческий музей БУ «Урайский политехнический колледж», музей истории города Урай. Специалистами данных учреждений была предоставлена ценная информация по культурному, этнографическому, хозяйственному развитию Югорского края. Дополнительно информация была извлечена из интернет источников.
ЮГРА, Ханты-Мансийский округ — край самобытной культуры и драматической истории. Ее истоки уходят в незапамятную древность, когда север Западной Сибири был покрыт мощным ледяным щитом. Об этом периоде напоминает 80-метровая возвышенность — Самаровский останец, у подножья которого расположен г. Ханты-Мансийск. Обнаженные участки склона коренного берега р. Иртыш, рассказывают об интересной геологической истории формирования останца и о присутствии ледника на этой территории около 250 тыс.л.н.
Тогда здесь обитали мамонты, шерстистые носороги, бизоны, пещерные львы, северные олени и другие крупные млекопитающие. Пойма рек Оби и Иртыша считается одной из главных областей обитания мамонтов. В это время, около 15 — 13 тыс. лет назад, в центральной части Западной Сибири уже обитали люди.
Далекие предки нынешних угров этот край начали заселять вместе с другими древними племенами примерно в VII-VI тыс. до н.э. Предполагают, что они пришли сюда со своей прародины, находившейся, вероятно, в Северо-восточной Европе, между Средней Волгой и Уралом.
Примерно тогда же сильно заболоченная тайга приобретала близкий к современному вид; Складывалась и система рек и озер, изобиловавших рыбой и водоплавающей дичью. Главная река края, Обь вместе с ее левым притоком Иртышом, длиной 5410 км, — самая протяженная в России.
Река дала имя обским уграм, предкам современных народов хантов и манси. Они остались жить в таежном краю, в то время как степные угры, венгры, ушли на запад. Но они сохранили родство языков, принадлежа к уральской языковой семье. Внешний облик хантов и манси сохраняет черты древней загадочной уральской расы, в которой сочетаются европеоидные и монголоидные черты.
Жители тайги в совершенстве приспособили свой уклад жизни к суровым условиям края. Уже в каменном веке сложилась система комплексного промыслового хозяйства, сочетавшая охотничьи и рыболовческие занятия. Многие способы и приемы охоты того времени дожили до наших дней.
Тысячелетиями складывались и верования хантов и манси. Они представляют собой сплав мифов, ритуалов, магии, тотемизма, шаманизма и различных культов, связанных с охотой и рыболовством. К древним образам Матери-Земли и Отца-Неба добавились многочисленные божества и духи предков, семейно-родовых святынь, духи-хозяева рек, рощ, лесов, камней, деревьев, зверей, рыб и т.п. Главенствующую позицию занял небесный бог Торум (Нуми-Торум), чье имя означает «небо», «вселенную» «погоду»; его называют также «светлым», «золотым» и «великим».
Югра, Ханты-Мансийский автономный округ, занимает площадь 25,3 тыс. км?. Он расположен в центральной части Западносибирской равнины, одной из крупнейших низменных равнин земного шара. Равнинный характер территории нарушается лишь на западе, в районах Приполярного и Северного Урала.
В прошлом этот таежно-болотистый край был труднодоступен. Почти половину площади Западно – Сибирской равнины занимают болота, моховые и торфяные, поросшие низкорослыми деревцами. Мы воспринимаем болота как неживые и опасные, но в действительности они играют благотворную роль в экологии Земли, образуя вместе с лесами легкие планеты. Западносибирские болота – самые большие по территории в мире. Округ занимает одно из ведущих мест в России по запасам леса.
Среди лесов и болот расположено большое количество рек и озер. Главная река округа, Обь, одна из крупнейших рек России, вместе с ее левым притоком Иртышом, достигает длины 5410 км. Это самая большая рыбная кладовая Западной Сибири. Кроме крупных рек, здесь насчитывается более сотни малых рек и ручьев, а также около 300 тысяч озер. На территории округа находятся два природных заповедника: «Юганский» и «Малая Сосьва», четыре парка: «Сибирские Увалы», «Кондинские озера», «Самаровский Чугас», «Нумто», а также три заказника республиканского и восемь – окружного значения.
Природные условия края издавна влияли не только на формы традиционного хозяйства. Они определяли и специфику мировоззрения местных жителей, диктовали способ восприятия пространства и времени, обусловливали нормы поведения и в конечном итоге формировал этнический менталитет
Мифы обских угров, или «старинный разговор», передаются в устной традиции от одного поколения к другому уже не один век. Они существуют во множестве версий, значительно различаясь у разных групп и иногда противореча друг другу. В мифах запечатлена священная история народа, включающая три эпохи. В первую создавались Небо и Земли: «Небо садилось, Земля садилась». Затем наступила богоборческая эпоха, когда «боги сражались», и дети Торума поделили между собой земли хантов и манси. Третья эпоха, «кукольный век», началась с создания людей и продолжается поныне.
Землю, небесный и подземный миры населяет бесчисленное количество божеств и духов. Почти необозримый пантеон обских угров складывался тысячелетиями, сохраняя первобытные и более поздние пласты, вплоть до христианского.
Мифы рассказывали только мужчины на общественных праздниках, например, мифы о происхождении медведя были существенной частью медвежьих праздников. Считалось, что они посвящаются сверхъестественным существам, которые при этом присутствуют. Сказитель, облачавшийся в нарядную одежду, исполнял их, как правило, от первого лица, т.е. от имени духа или божества и выкладывал на стол священные предметы. Иногда он вначале съедал несколько мухоморов, впадал в экстаз и мог петь всю ночь напролет. Исполнитель и слушатели словно уносились в те стародавние благодатные времена, о которых повествовалось в мифе, и испытывали что-то вроде катарсиса. Это служило прекрасной психотерапией и снимало накопившееся напряжение.
Сакральные части некоторых мифов считались запретными для женщин и детей, а также для представителей другого народа.
В отличие от современных людей, осознающих свое место в истории, обские угры ощущали себя неразрывно связанными с космосом, со всем мирозданием, а потому придавали большое значение его происхождению и строению. Их представления об этом были весьма разнообразны.
По самой распространенной версии земля существует не вечно; ей предшествовал хаос, безбрежный и безграничный океан. Начало земле положила гагара: она глубоко нырнула и достала немного ила, разросшегося до размеров земной тверди. В некоторых мифах сотворение земли приписывается небесному богу Торуму: он взял ил из клюва птицы и создал лес, горы и реки или, по другой версии, насыпал землю из своей горсти. Есть и другие версии происхождения мира. Создателями всего сущего могли быть, например, муж и жена, «люди первоначала Земли», жившие еще до сотворения Земли на тундровом холме. Иногда землю, «кожистую, шерстистую», уподобляли большому звериному телу.
Над землей высится семиярусный верхний мир, где живут бессмертные боги. На самом верху обитает Нуми-Торум в золотом доме с «серебряным дымоходом, золотым дымоходом»; его имя означает «небо», «вселенную» «погоду»; его называют также «светлым», «золотым» и «великим». Через «небесное окно» он наблюдает за жизнью на Земле, а крылатая Калм и другие духи сообщают ему все земные новости и просьбы людей. Солнце по представлениям обских угров — это женщина, его свет — ее лицо, а звезды — это свесившиеся с неба корни деревьев или, по другой версии, души добродетельных умерших людей.
На земле, в среднем мире, отделенном от верхнего небосводом, живут существа, которые рождаются и умирают: духи, люди и животные. Живая плоская земля в форме тарелки имеет жилы — корни кедра. Люди – избранники богов; только они могут пользоваться огнем, орудиями труда и другими земными благами. Семейные и прочие отношения, в том числе отношения между людьми и духами, установили боги, поэтому их нельзя изменять или нарушать. На землю был изгнан Мир-сусне-хум, младший сын Торума, всадник на белом коне, ставший повелителем людей. Он охранял их и исцелял от болезней, и они почитали его больше, чем самого Торума.
Моховая подстилка, верхняя часть земли, отделяет средний мир от нижнего, которым правит злой дух Куль Отыр, определяющий срок человеческой жизни. Этот «Нижний старик» и его шестеро сыновей живут в семислойном подземелье высотой с собачий хвост. Там обитают умершие или их души. По некоторым версиям, вход в нижний мир расположен в низовьях Оби на мысу Хаманёл, и охраняют его старик и старуха, которые решают, допускать ли умершего в загробный мир
Исконные верования хантов и манси – сложное переплетение мифов, ритуалов, магии, тотемизма, шаманизма и различных культов, связанных, прежде всего, с охотой и рыболовством. В их основе лежало древнее представление о трех сферах мироздания, населенных многочисленными духами и богами. В верхней сфере, белой и ритуально чистой, вечно господствует верховный бог Торум, растет священный лес и т.д. В средней бело-черной сфере живут люди, звери и духи, а жизнь и смерть сменяют друг друга. В нижней, черной сфере царит зло, и обитают мертвецы. Там правит Куль Отыр, противник небесного Торума. Известна и другая модель мироздания, горизонтальная, когда верхний мир связывался с югом, иногда – с верховьями Оби, нижний – с севером или низовьями Оби, а средний – с землей. Религиозные традиции разных групп хантов и манси имели свои местные особенности.
До прихода русских в конце XVI в. духовная культура обских угров существовала изолированно. Эпоха российского владычества повлекла за собой христианизацию края, начатую в XVII в. Она не затронула глубоких основ местных верований, но все же наложила на них свой отпечаток. Ханты и манси соотнесли персонажей новой религии со своими исконными богами: Иисуса Христа – с Мир-сусне-хумом, бога отца – с Нуми Торумом и т.п.
Святилища – самое наглядное воплощение традиционных верований хантов и манси, самобытное явление их этнической культуры. Древнейшими культовыми местами были природные объекты: скалы и камни необычной формы, приметные деревья и мысы рек, пещеры и холмы и т.п. Позже к ним добавились рукотворные святилища, которые обычно находились в труднодоступных местах. Так, например, мансийское святилище Торум кан, «Божье место» находилось на острове среди болот.
Большая часть святилищ была посвящена местным духам, предкам-покровителям селений, которые могли воплощаться в разных ипостасях: в божествах, животных, птицах, «богатырях» или в сакральных предметах. Многие святилища были связаны с промысловыми культами. Для самых сильных духов перед началом охотничьего или рыболовного промысла обычно устраивали кровавые жертвоприношения, закалывая оленя, лошадь или другое домашнее животное. Задабривая местных духов, им подносили съестное и другие дары – меха, ткань, одежду, украшения, монеты и другие предметы, имевшие хождение в быту. Особенно ценными считались изделия из белой бронзы и серебра. Хантыйские женщины приносили на святилище коробки для рукоделия, а рождение каждой девочки отмечали приношением игольницы.
Во время таких подношений участники ритуала устраивали совместную с духами трапезу и «угощали» их теми же продуктами и блюдами, которые ели сами: вареным мясом и рыбой, жиром, мучными изделиями, сластями, спиртными напитками, чаем. Угощение сначала предлагали духам, а затем ели люди. Жертвоприношением отмечали практически любое хозяйственное дело, приуроченное к календарному циклу.
Выглядели священные места по-разному. Обычно это были культовые дома, где хранились деревянные, металлические или костяные изображения духов, перед которыми совершали коллективные обряды и церемонии. Здесь же находился костер, где варили мясо жертвенного животного. На деревья, находившиеся поблизости, вешали шкуры жертвенных животных и лоскуты ткани с монетами. Иногда здесь же сооружали помосты и навесы, устраивали полки-столы и т.п.
Места, где находились святилища, нельзя было осквернять хозяйственными делами, грубыми словами или недостойным поведением, а проезжая мимо них, следовало оставить духу подношение. Многие из священных мест считались запретными для жен и мужей из чужой общины и для женщин, хотя с конца XIX- начала XX вв. существовали и специальные женские святилища. Люди, отправлявшие общий культ, чувствовали себя родственниками по духу-покровителю, независимо от их реального родства.
Проанализировав полученную информацию, предлагается информационно-поисковый проект по истории жизни коренных народов Югры. Проект строится на основе межведомственного взаимодействия между образовательными организациями, учреждениями культуры, дополнительного образования и профессионального образования. Суть проекта заключатся в организации поисковой деятельности заинтересованных групп школьников по истории Югорского края и состоит из двух этапов. На первом этапе школьники занимаются поиском информации и готовят команду ко второму этапу. Второй этап проходит в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций и нацелен на единение учащихся разных школ. Он заключается в проведении общего мероприятия – «Брейн ринг», где представители команд от школ города будут соревноваться в знании особенностей истории и жизнедеятельности населения Югры.
При подготовке команды к выступлению предлагается посетить цикл экскурсий в музей истории г. Урай, краеведческий музей Урайского политехнического колледжа, «Северную избу» Центра дополнительного образования, Центральную библиотеку города, где в наглядной и доступной форме учащиеся могут получить знания по самобытной истории родного края. Предлагаются следующие темы для подготовки: «Обычаи и традиции», «Народные промыслы», «Религиозные верования», «Музыка и танцы», «География края», «Национальная кухня».
Таким образом, подготовка к проведению игры «Брейн ринг» будет способствовать приобщению участников проекта к изучению истории родного края, навыкам поиска и систематизации информации, займет подростковый досуг. Участие в игре будет развивать сетевое межшкольное взаимодействие и здоровый соревновательный дух, сплачивая команды участников.
Краеведение является способом освоения и сохранения исторического опыта, своеобразным отбором всего рационального в природопользовании, хозяйственном укладе народных промыслах, образе жизни и традициях. Следовательно, приобщение подрастающего поколения к основам краеведения приобретает первостепенное значение. Патриотическое воспитание имеет огромное значение для развития гражданского самосознания. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным ценностям.
Литература:
// Югра. 2000.
2. Конькова А.М. Загадки восточных и северных манси // Югра. 2005.
3. Лукина Н.В. Народы Северо - Западной Сибири. Томск, 1995.
4. Головнев А. Обские Угры //Северные просторы. 1999.
5. Городненко Д. Верования народов ханты и манси // Югра. 2000.
6. Лапсуй В. Народные знания пимских ханты // Югра. 2004.
7. Мирзоева А.А. Легенды и были Деревянной речки. Мегион, 1999.
8. Из хроники Югры - | Сайт Сибири | tobolzk.ru tobolzk.ru›iz-hroniki-
yugry-knyaz-yugorskij/
9. Источник: http://stories-of-success.ru/biografiya
Карты планет и спутников Солнечной системы
Медведь и солнце
Под парусами
Денис-изобретатель (отрывок)
Разлука