В работе рассказывается о жизни сестер Курихинской Знаменской женской общины после ее закрытия в 1928 году
Вложение | Размер |
---|---|
В работе рассказывается о жизни сестер Курихинской общины после ее закрытия | 555.5 КБ |
~ ~
Отдел образования администрации Вознесенского муниципального района
МБОУ «Курихинская ООШ»
VI Детские Сретенские чтения
Второе направление «Православное краеведение»
Исследовательская работа
Жизнь сестер Курихинской Знаменской женской общины после ее закрытия
Работу выполнила: Каштанова Наталья
ученица 9-го класса
МБОУ «Курихинская ООШ»
Руководитель: Ларюшкин В. И.
учитель химии
п. Сарма 2017 год
Оглавление
Введение…………………………………………………….……………3
1. Основная часть
1.1 Историческая справка……………………………………………….4
1.2 Жизнь общины перед закрытием. 1917-1928……………………..5
1.3 Закрытие обители 1928 год……………………………...………….6
1.4 Жизнь сестер общины после закрытия обители…………………...8
1.5 Жизнь монахинь на Аввакумцеве (п. Свободный)…………..……9
1.6 Жизнь монахинь на Донке…………………………………….……12
Заключение……………………………………………………………...16
Список литературы……………………………………………………16
Приложения…………………………………..……………………..17-20
Введение
Уважение к своему прошлому – черта цивилизованного общества. Патриотизм – главное национальное богатство. Каждый человек должен любить свою страну, ее духовное наследие, свою историю, народ и землю. Патриотизм выражается не только и не столько в любви к «большой родине» - своему государству, сколько к малой родине – той местности, в которой ты проживаешь.
Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням. Очень точно заметил философ Иван Ильин: без святынь «Россия подобна раме без картины, колыбели без младенца». Одной из таких святынь на территории нашего района является Старая Куриха, где по благословлению Серафима Саровского пустынножительствовала Анастасия Семеновна Логачева и где позднее на месте ее подвигов была основана Курихинская Знаменская женская обитель. Об этом святом месте учащиеся нашей школы неоднократно рассказывали на Логиновских краеведческих и Детских Сретенских чтениях.
Новизна данной работы заключается в том, что в ней собран и систематизирован материал последних лет существования общины и представлены новые, ранее не известные факты о жизни сестер обители после ее закрытия.
Актуальность темы исследования объясняется возросшим интересом людей к прошлому, желанием возродить утраченные святыни и жить по обычаям и традициям своих предков.
Цель работы: изучить жизнь сестер Курихинской Знаменской женской общины после закрытии обители и проследить их влияние на духовную жизнь людей в поселках Курихинской округи.
Для достижения этой цели я ставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить литературу и интернет ресурсы по теме исследования;
2. Собрать материал о жизни общины и сестер обители у старожилов;
3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы исходя из цели работы.
1. Историческая справка
Место Курихинской женской общины в Вознесенском районе связано с именем известного русского святого преподобного Серафима Саровского. В 1832 году преподобный Серафим Саровский благословил Анастасию Семеновну Логачеву родом из с. Кудлей Ардатовского уезда Нижегородской губернии на пустынножительство и указал, что поселиться она должна в том месте, где ощутит запах «курящегося» ладана. Этим местом стало урочище Куриха, где она поселилась в 1850 года после смерти родителей.
Анастасия прошла духовный путь многих русских православных монахов через отшельничество, столпничество (моление на камне) и затвор, снискав уважение среди местных жителей, высоко почитавших ее за богоугодную жизнь. После смерти Анастасии на месте ее духовного подвига сестрами общины села Ризадеево Ардатовского уезда была основана женская община и 2 октября 1894 года освящен деревянный на каменном фундаменте пятиглавый храм во имя иконы Божией Матери «Знамение». С 1894 по 1899 годы происходит официальное утверждение женского Знаменского богадельного дома, который указом Синода от 20-26 декабря 1899 года был переименован в общину.
В 1904 году у Курихинской Знаменской общины появилось подворье в Нижнем Новгороде. Сестры были приглашены причтом и старостой Нижегородской Варваринской церкви. Старшей была назначена рясофорная послушница Анна Трофимовна Турусова, остальные четыре пекли просфоры, следили за чистотой в храме, а в свободное время две из них собирали пожертвования на общину. Эти сведения стали известны из отчета за 1907 год священника Андрея Орлова, который являлся благочинным подворий женских монастырей и общин в Нижнем Новгороде.
Наличие подворья в Нижнем Новгороде сразу сказалось на увеличении годового дохода Курихинской Знаменской общины. Если в 1904 году годовой приход денег составил 3757 рублей, то в 1906 году он был равен уже 6270 рублям.
Курихинская Знаменская община с каждым годом все больше росла, укреплялась экономически, становилась в уезде все более известной, поэтому в нее охотно поступали на жительство все новые и новые послушницы. В 1904 году в общине проживали три монахини и 73 послушницы, а в 1910 году в общине, кроме тех же монахинь, проживало уже 88 сестер и 5 девочек-сирот.
2. Жизнь общины перед закрытием. 1917-1928
1917 год община переживала с надеждой, что тревоги и волнения бурного года скоро закончатся. Но последующие революционные годы остановили экономическое развитие общины и стали для сестер общины, такими же страшными и трудными, как и для всех церквей и монастырей России.
В 1919 году общину возглавляла начальница Татьяна Григорьевна Гоняева 1864 года рождения, уроженка села Журлейки Кужендеевской волости Ардатовского уезда, малограмотная, из крестьян. В 1919 году монастырскую общину заставили перерегистрироваться в общество верующих, состоящее из бывших монахинь, и 7 марта 1919 года им по типовому договору был передан их же монастырский храм. При общине действовало советское сельское хозяйство, которое возглавлял Совет. В этом хозяйстве трудились сестры общины. В апреле 1919 года в общине произошла стычка между сестрами общины и комиссаром по имениям Гарской волости Василием Петровичем Никишкиным, который одновременно был и комиссаром Курихинской общины. Происшествие не осталось без последствий и в нижегородском архиве сохранилось.
«Дело нижгубревтрибунала по обвинению монашек Курихинского женского монастыря в контрреволюционном выступлении».
Из дела следовало, что 27 апреля 1919 года комиссар Курихинской общины В.П. Никишкин должен был поехать за своей женой в соседнее село. Он пришел на конный двор общины и, не дожидаясь старшей по конюшне, сломал замок на сарае, запряг кобылу, которая должна была вот-вот родить, и решил на ней ехать. В это время пришла старшая сестра и, увидев, кого он запряг, стала просить его не ехать на жеребой лошади. Была распутица, и лошади было бы нелегко ехать по непролазной грязи, она могла потерять жеребенка. Сестра предлагала ему запрячь другую лошадь, но комиссар не хотел ничего слушать, а поскольку монахиня мешала ему, то он решил запереть ее в сарае. Между ним и монахиней завязалась борьба. Подошли на шум сестры общины и, разобравшись в чем дело, выпрягли жеребую лошадь, спрятав ее от разбушевавшегося комиссара. Никишкин кричал на сестер, угрожал им револьвером, но уехать не смог.
На следующий день пять сестер арестовали, посадив под замок в милицию. Где они просидели три дня, но затем их выпустили. Никишкиным было написано заявление в ревтрибунал о контрреволюционных действиях монахинь, в котором он упрекает их в саботаже, клевете на Советскую власть, неподчинении ему, комиссару по имениям. Иначе, как негодяйками, он их не называл и убедительно настаивал на удалении этих сестер из монастыря, так как они мешают ему строить «светлое будущее» в хозяйстве.
Уголовно-следственная комиссия при народном суде Нижегородского судебного округа по Ардатовскому уезду работала по этому делу около года.
«…3 февраля 1920 года на распорядительном заседании Нижегородского губернского революционного трибунала слушали: дело от 14 января № 34 по обвинению монашек Курихинского женского монастыря в контрреволюционном выступлении. Определили: прекратить за отсутствием состава преступления».
3. Закрытие обители 1928 год
До 1927 года община как-то просуществовала. В январе 1928 года местные власти решили расторгнуть договор и использовать храм для культурно-просветительских нужд. Они утверждали, что монахинь в округе уже нет, и действительно по документам это были уже не монахини, а члены общества верующих, по социальному происхождению – крестьянки. А раз храм принадлежал раньше монахиням, а теперь их нет, то принадлежать общине верующих он не может, так как был построен не сельским приходом, а монастырем. Монастыря нет. Значит, храм чей? – государственный – решили местные власти.
«…Жалобы и просьбы двенадцати окружавших бывший Курихинский монастырь поселков о передаче им в пользование культового здания бывшего Курихинского монастыря властей не трогали. Арзамасский УИК в этом им отказал».
Жители этих поселков были настойчивые, они жаловались и в ГИК, и в секретариат Президиума ВЦИКа, который 18 августа 1928 года запросил постановление ГИКа по этому вопросу.
Все эти жалобы не привели ни к чему. Арзамасский УИК был непреклонен – «…интересы верующих в достаточной мере обеспечены находящимися вблизи культовыми зданиями. Руководствуясь постановлением ВЦИК от 19 апреля 1923 года и инструкцией НКЮ и НКВД от 19.06.1923 года, ГАО просит президиум ГИКа вынести постановление о расторжении договора от 7 марта 1919 года на передачу Курихинского культового здания церковной общине и здание это закрыть, передав его в введение Арзамасского ОНО для использования под школу. Просьбу граждан поселков Луктос и др. о передаче им этого культового здания оставить без удовлетворения».
Желание жителей двенадцати поселков не было принято во внимание, и в 1928 году Знаменский храм закрыли, а вскоре и женская община перестала существовать.
По рассказам Макаровой Т. С., накануне закрытия монастыря, поздно вечером пришли четверо вооруженных людей. Они попросили спичек у сторожа-монаха Василия Логачева, он окошечко открыл, дал им спичек, они стукнули его по голове топором и убили. Потом, пока шла вечерняя служба, залезли в келии монахинь. Когда служба закончилась, и монахини возвратились в свои кельи, те напали на них, пытаясь изнасиловать. На крик сбежался весь монастырь, но те начали стрелять и убили двух монахинь. Бандиты устроили пальбу, пытаясь всех разогнать. Монахини закрылись в своих кельях. Наутро приехала большая группа солдат, и всем было приказано покинуть монастырь, наиболее строптивых забрали и увезли с собой.
Сторож-монах Василия Логачёва внучатый племянника схимомонахини Афанасии. Бабушка Макаровой Татьяны Сергеевны рассказывала, что Василий Логачев однажды поведал ей предсказание прозорливицы, что умрет он мученической смертью. «Я от веры не откажусь, я пойду за Богом» – говорил он, так оно и случилось. Василия Логачева похоронили на местном монастырском кладбище, многим верующим было видение, что на его могилке горит свеча. (Макарова)
4. Жизнь сестер общины после закрытия обители
После закрытия монастыря в 1928 году все разошлись, у кого были родственники, по родственникам у кого таковых не было просто по верующим селянам. В монастыре жила прозорливица Зинушка, все желали ее взять, но она не к кому не пошла и осталась жить в землянке. Она сказала: «Как Господь. Куда Господь туда и я». Ее забрали и увезли в тюрьму. В одной камере с ней сидела женщина из села Мотызлей, после освобождения эта женщина рассказала, что Зинушку много раз хотели выпустить. Придут, дверь откроют и спрашивают: «Ну, как бабушка, как тебе тут?». А она отвечает: «С Богом хорошо». «Ну, Раз с Богом хорошо, тут и живи» - зло бросят в ответ и захлопнут дверь. Много раз пытались ее выпустить, а она так и говорила: «Я с Богом». «Ну, раз с Богом – живи». «В тюрьме Зинушка вся покрылась коростой и ее все гнали от себя, мест на нарах всем не хватало, я лежала на полу и ложила ее к себе» - рассказала женщина. К сожалению, ни имени, ни фамилии этой женщины не сохранилось в памяти людской. В тюрьме вскоре Зинушка и умерла, тюрьма эта, где то не больно далеко была, в Барашеве что ли. (Макарова Т. С.).
В 1931 году 12 февраля была арестована и находилась под арестом шесть месяцев Калугина Прасковья Сергеевна, 1877 г.р., уроженка и жительница с. Вознесенское, бывшая монахиня монастыря в с. Куриха.
27 октября 1933 года арестована Рудакова Антонина Сергеевна, которая с 1924 по 1928 годы была послушницей в Курихинской Знаменской женской общине. После разгона монастыря в 1928 году, жила в разных местах. Обвинение при аресте «участие в контрреволюционной организации "Сестричество преподобного Серафима Саровского».
Заключена под стражу в г. Владимир, в исправительное трудовое учреждение 27 октября 1933 года по 22 февраля 1934 года. Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирована Президиумом Владимирского областного суда в 1961 году 3 июня. По году репрессий 1934.
5. Жизнь монахинь на Аввакумцеве (п. Свободный).
Рассказывает Макарова Татьяна Сергеевна. На Аввакумцеве жили монашки с нашего монастыря Марфа и Аникия, жили они около нас. Мать дала им участок своей земли, метра 3-4 от дома, собрались и поставили для них небольшую избушку. Вначале Аникия была еще ходячая, пошла в Нарышкино, там дали ей ягненочка, когда она шла обратно, в дороге ее парализовало, и она лежала где-то в копне сена с этим ягненочком, там ее нашли и привезли в поселок. Ухаживала за ней Марфуша Зайцева, была она маленькая, небольшая.
Однажды Марфе было велено явиться в милицию в Ардатов, моя бабушка повезла ее на лошади, там на нее посмотрели и сказали: «Нет, нам такие не нужны». Ее не посадили, привезли назад, хотя тогда ведь многих сажали. Так они и жили, я к ним ходила. Приду, пол вымою, что нибудь еще сделаю, все помогала им. Война была, голод был, а им люди все приносили. Они возьмут да чем-нибудь меня и покормят.
Аникия была прозорлива. Как-то у нас пропала корова, а в лесу тогда уже были дезертиры, мать искала, искала, и не нашла и к Аникии. Она сказала: «Не печалься, придет твоя корова». Правда, нашлась корова.
Вспоминает Аввакумцевой Марии Ивановны. Домик, в котором жили монашки Аникия и Марфуша Зайцева был рядом со школой. Маленькое окошечко, печка одна, койка деревянная, как лавочкой сделанная, мать Аникия была уже лежачая. Я ходила к ней 40, 41,42 годы. Я приходила к ней, она просила поднять ее, садилась на кровати, а ноги ставила на скамеечку, я садилась на эту скамеечку, если конечно она разрешит. Полная она была, приятная. Она была без зубов тогда.
Мне люди рассказывали, что одна молодая женщина жила со свекровью, и свекровь дала ей деньги и послала к Аникии узнать, что-то. Она идет и говорит подружке: «Вот мать денег мне дала отдать Аникии, а я лучше куплю фартук и платок, а ей не дам». Пришли, стали разговаривать, (все к ней ходили со своей болью) и дает ей деньги. А она говорит: «Купи себе фартук да платок, мне не надо, ты же не хотела мне давать
И по себе, чтобы я не собиралась делать, всегда советовалась с ней. Вот свекор поехал в Верякуши на Октябрьскую, а у нас валенки хорошо валяли, погода была хорошая. Я к ней за советом, она сидит, у нее монахиня Мария первая – Серафима. Матушка я к тебе с радостью, завтра поедем на мою родину в Верякуши. Она: «Езжайте, узнаете почем сотня гребешков» - и повалилась за женщину, которая рядом с ней сидела. Я перепугалась, думала с ней плохо. Мария Васильевна меня незаметно толкает ногами, чтобы я не волновалась. И что вы думаете, потом прошло какое-то время, может минута встает и благословляет: «Езжайте. Он ведь поедет по своим делам за соглашением, вроде как сватать тебя». Марфуша говорит: «Ладно тебе чего говоришь». «В один колодец будем ходить за водой» - отвечает ей Аникия.
С Марией первой мы потом пошли, она говорит: «Мария Ивановна, что-нибудь там у вас будет, что-нибудь плохое, не волнуйся, она предсказала, она же и встала и засмеялась». «Пускай узнают, почем сотня гребешков?»
Поехали, приехали домой поздно ночью, за стол сразу, самовар уже готовый был, сели на лавку, поговорили вроде. Свекор в это время за столом и повалился на лавку и не поднимается. Мы с сестрой стол оттащили, и его на кровать положили. Он переутомился видимо. Положили его на кровать. Больницы нет (ближайшие больницы были в Ичалово и в Глухове), лошадь устала, прошла уже 50 километров. Я перепугалась. Пульс пощупала, вроде бьется. Потом он улыбнулся, слава Богу, живой. Многим она предсказывала
Прихожу один раз к ней, муж мой, Николай Дмитриевич был в Выксе, долго не приезжал, поделилась с ней своим беспокойством. Она говорит: «Приедет, привезет тебе лимонов целую коробку. Прихожу, а он привез луку целый чемодан, сроду не возил, а тут привез. Прихожу к ней с луком: «Матушка, вот привез луку, а ты говорила, привезет лимонов». «А это и есть наш лимон» - смеется она.
Когда я родила своего первенца Сашу, решила показать его Аникии. Посмотрев на него, она сказала: «Ангельского чину будет, спаси Господи». Я терялась в догадках, как же ангельского чину, когда религия под запретом, храмы закрыты? …Год три месяца прожил мой сынок и умер безгрешным младенцем.
Воспоминания Макаровой Т. С. Аникия померла, осталась одна Марфа, к ней пришла еще одна - Мария Васильевна, тоже монахиня. Она была не с нашего монастыря, у неё была чудотворная икона размером с дверь.
Была у ней еще такая икона я запомнила. С одной стороны посмотришь о. Серафим, прямо посмотришь Мать Царица Небесная, с другой стороны посмотришь Николай Угодник, какая-то трех ликая. Они меня позовут, помочь чего-нибудь или ночевать, я у них ночевала, я все это и наблюдала. Помню, еще маленькая была, а просила: «Господи, дай мне счастья и здоровья!».
Потом Марфуша тоже помирает, остается одна Мария Васильевна. К ней приходит еще Паша с Мурома. За ней ухаживает. Козочка у них была. Потом Мария Васильевна заболела раком, тоже помирает, остается одна Паша.
Перед смертью у нее случился пожар, загорелся у них домик, брат Колька выломал окно, хотел икону взять, но она не далась. Не мог ее взять, мужик, бился, бился, а с места даже не сдвинул, вот какое чудо. Вот эта икона, как говорила Мария Васильевна: «Икона то плачет, то радуется, то унылая».
А на другой день утром брат Мишка вышел, а над местом, где был дом светлый столб от земли и до неба, вот по нему все святые и ушли. А у них там много икон было, все хорошие были, жалко, что сгорели. Избушка был у них небольшой, но вся в иконах, было семь лампадок.
Пашу взяли на Ивановку там она, и померла и все кончилось.
Жили еще сироты с монастыря. Вальки Суховой мать, тетка, еще тетка, человека 4. На Преображенке призрели Саню.
6. Жизнь монахинь на Донке
Воспоминания Кузнецовой А. И. В 1941 году гонение на монахинь было ослаблено. В Курихинских поселках их жило много и, хотя годы войны были трудными, но мелкие Курихинские колхозы жили лучше других. Их с радостью принимали жить, но подолгу они не жили, чтобы не быть обузой. Они и не были обузой: всю семью обвязывали, присматривали за маленькими детьми, учили вязать девушек шали и кофты. Монашки лечили людей и молились. С ними молились и женщины. Все ходили на С. Куриху по большим праздникам. Вместе с ними и ребятишки.
У Надежды Ряжкиной жила инокиня Митрофания, Филарета, Мария Васильевна Турусова, но жили они непостоянно, менялись. В нашей семье часто и подолгу жила монахиня Митрофания. И если в какой либо Курихинской семье проживали монахини, они было частью этой семьи. Обеденный стол семьи все равно был скудным, в основном питание было картошка, отчего у всех детей был диатез, а тогда золотуха - краснели и опухали глаза. А вот от этого лечили монахини, готовили снадобье из чистого дегтя и трав. А самое главное, меня всегда поражала их вера в победу, в которую они верили сами и вселяли уверенность в других. Они ссылались на Священное Писание, в котором говорилось, что Россия непобедима, потому что она православная.
(Кузнецова А. И.) В нашей семье часто и подолгу жила монахиня Митрофания и когда у нас стало тесно (к нам приехала мама и бабушка родственницы), она собралась от нас уходить. Она сказала, что очень хочется подарить мне что-нибудь на память, но у нас ничего нет только вязальные спицы, которые она мне и подарила. Я не хотела принять подарка, ведь они ей самой нужны, а у меня есть спицы, а она мне ответила так: «Таких спиц, у тебя нет, и никогда не будет». Я спросила: «Почему?» Она мне, почему то ответила не сразу, о чем-то задумалась, очнувшись, она сказала: «Потому что нет Баташовых». «А где же они?» - спросила я. Она ответила: «А Бог знает» - и тяжело вздохнула. Те слова о спицах оказались пророческими, одну спицу я потеряла и сколько не подбирала, не могла подобрать, потому что они все гнуться. А те спицы до сих пор не погнулись, а ведь их обладательницей я стала вот уже более 60-ти лет назад, а ведь ими уже вязали до меня, а сколько лет не известно.
Эти женщины были отменные психологи, они приходили в дом, и им всегда были рады, куда приходила похоронка. До 40 дней читали псалтырь и своим умным словом помогали пережить это большое горе. По моему личному мнению, то, что большинство женщин остались верными своей первой любви - мужьям и женихам, сложившим голову на поле брани - это заслуга монахинь. Нас малолеток девчонок они ненавязчиво учили шитью и рукоделию из шерсти, мы вязали красивые кофты и шали, а свои цветные платки и шали мы спрятали в сундуки и с нетерпением ждали дня победы, чтобы их повязать и это тоже были их влияния. Вот так, как то незаметно они учили нас нравственности. А в поле, где мы работали вместе с матерями вместо песен и частушек мы пели духовные стихи, этому тоже научили нас и наших матерей монахини.
Не знаю почему, но даже у мальчиков наших ровесников они пользовались уважением. Я помню хорошо, как мой брат, а ему было примерно лет 10-11, прибежал домой в слезах и стал рассказывать нашей бабушке, что он нечаянно кинул снежный ком и попал в монахиню, проходившую по дороге, ему было стыдно, хотя он и попросил у нее прощения.
Нашим бабушкам и матерям они помогали сохранить веру в Бога, обогащая их духовную нравственность, а последующим поколениям они помогли, стать не безучастными к чужому горю, чужому несчастью. И когда приезжала кинопередвижка, вся донковская детвора шла смотреть фильм про войну на Куриху. Возвращаясь обратно вечером, пока шли лугами могли, погалдеть, пошутить, а как только подходили к поселку все замолкали, потому что знали, что кому-то, недавно пришла похоронка, а в каком-то доме, был покойник, а поэтому по поселку шли бесшумно. В селе это можно было назвать правилами приличия, то это тоже было влияние монахинь.
Они много молились, и в каждом поселке в каком-нибудь доме по праздникам собиралась все жители поселка на молитву. В Донке молились в доме Ряжкиной Надежды Егоровны, Юниной Анны Михайловны, а летом молились на родниках. А в такие праздники: Троицы, Духов день, день Ильи пророка, шли на родники Курихинского монастыря жители и монахини со всех поселков. Отменные голоса, изумительная музыкальность, лесная акустика это было что-то невообразимое.
И я готова согласиться с пророчеством монахинь, что Россия справилась с тем злом, которое выпало на ее долю, потому что была православной. А все монашествующие люди, живя среди людей, внесли неимоверно большой вклад в дело победы, забыв обиду которую нанесли им власти и некоторые люди по своему недомыслию.
По воспоминаниям жительницы пос. Донок Юниной Матрены церковь на Старой Курихе ломал и возил на Сарму ее отец в 1930 году. Днем он работал, а по ночам молился и плакал перед иконами, по чьему указанию она не знает. На колокольне стояла статуя святой Анастасии, а она была вырезана из дерева в человеческий рост. Когда ее сбросили с колокольни, она не разбилась. Он ее взял и привез домой. Дома он ее поставил в передний угол. Было понятно, что она не на месте, а что с ней делать не знали. По селу ходил, просил милостыню юродивый, он ее узнал и попросил их ему отдать Анастасьюшку. Он долго носил эту статую, за плечами она была очень легкой, а куда он ее дел она не знает. Церковь вновь была поставлена на Сарме, но с другим предназначением. В ней разместилась контора леспромхоза. В 1944 году я пришла работать в эту контору, северная стена здания была полукруглой, а наружные концы сруба были рублены топором, значит, лес валили не пилой, а топором для постройки церкви. В полукруглой части размещалась библиотека (бывший алтарь), а за ним бухгалтерия и жилые квартиры. Где-то в 50-х годах зданию был сделан капитальный ремонт и северную стену обрезали (полукруг) и моя бабушка по просьбе монахинь просила меня отпилить от той стены два тонких кружочка, что я и сделала. А верующие люди и монахини откалывали от них кусочки, прожигали дырочки и носили на шее с нательным крестиком.
(Кузнецова А. И.) Со слов моего отца Моисеева Ивана Прокофьевича гонения на монашество возобновилось примерно в 50-х годах. Он заведовал ГЭСом, и много лет избирался председателем народного контроля – это была общественная работа и поэтому он часто бывал в Ивановском с/совете. В то время председателем совета работал Кузнецов Михаил Никитович. Я не знаю, какие органы приехали из района, но им обоим было предложено пойти понятыми при обыске в пос. Донок, в доме Каштанова Ивана Васильевича и Юниной Анна Михайловны. Но они категорически отказались, потому что шел вопрос о выселении этих семей, как элементов разлагающих народные массы и вина их была в том, что Каштановы отказались провести электричество, а предпочли керосиновую лампу по религиозным соображениям. А у Анны Михайловны жили монахини. По слухам обыск был, монахинь не застали, а конфисковали религиозные книги, а вот понятыми пойти к ним никто не согласился.
В Степановке монахиня Катерина
Вспоминает Кирюшкин В. М. Когда я был небольшой, то видел одну монашку. Звали ее Катериной. Голос у нее был басистым, громким. Жила она в небольшом домике в поселке Степановка. Помещение ей представила техничка местной восьмилетней школы. Пропитание монашке приносили люди. В дни церковных праздников она служила молебны, крестила детей, отпевала покойников.
Заключение
Я считаю, что данной исследовательской работой я достигла поставленной цели, т.к. получены исторические сведения о прошлом Курихинской Знаменской женской общины и жизни сестер обители после ее закрытии. Несмотря на гонения и тяжелейшие условия жизни сестры обители продолжал нести людям свет христовой веры.
Проводя краеведческие изыскания, я лучше стала понимать, что отношения Церкви и государства были не всегда такими благоприятными как сегодня. Конечно, уже много времени прошло, закончился советский период в истории России, ознаменовавшийся гонениями на храмы, монастыри. Но забывать то, что было, не стоит. Это наше прошлое, мы должны его знать, возможно, для того, чтобы не повторить таких ошибок в будущем.
Не все страницы истории женской общины еще хорошо изучены. Автор продолжит работу по исследованию документальных данных, краеведческих материалов, воспоминаний. Собрать, сохранить и сделать известными историю обителей и храмов - наш долг перед Богом и людьми. Народ, не помнящий своего прошлого, не вправе надеяться на будущее.
Литература
Воспоминания старожилов:
Приложение 1
Варваринская церковь Н. Новгорода
Деревянная Варварская церковь была построена в начале XVI века. Каменная однокупольная одноглавая церковь построена в 1757 году «тщанием» дьяка Денисова и служащего Строгановых Шушпанова. Главный престол был в честь Владимирской иконы Божией Матери, а левый — во имя великомученицы Варвары. Паперть и невысокая колокольня были украшены колоннами, на колокольне — высокий шпиль. В Варварской церкви крестили Алешу Пешкова (Горького), его мать Варвару Васильевну и деда Василия Каширина.
В 1958 году здание «бывшей церкви на ул. Варварской в связи с её аварийным состоянием» снесено. На его месте было построено кафе, а в 1970-х годах — фонтан перед Домом политического просвещения, в здании которого располагалась Торгово-промышленная палата и киноконцертный зал «Юпитер» по адресу дом № 1 на пл. Октябрьской (до 2013 года).
Приложение 2
Список монахов и монахинь,
которые находились в Курихинском монастыре в момент его закрытия 1928 год.
Записано со слов жительницы пос. Свободный Кукужевой Марии (прозв. Мамуня).
Эти монахини в большинстве своем были чтецами и певчими. Записала в 2002 году со слов Кукужевой Марии Кузнецова Анна Ивановна, проживающая пос. Сарма ул. Октябрьская д. 14 индекс 607347 телефон 278-73-2 79.
Приложение 3
Кузнецовой (Моисеевой) Анны Ивановны
Автобиография
Я, Кузнецова Анна Ивановна родилась 13-го марта 1928 года в поселке Донок Вознесенского района Горьковской области. В 1931 году семья была репрессирована и выслана в Челябинскую область, город Копейск, разъезд Козырева, поселок Северный шахты имени 1-го Мая.
В 1933 году вернулась из ссылки с бабушкой Моисеевой Пелагеей Гавриловной в Вознесенский район, где определенного места жительства не имели.
В 1935 году переехала в семью родителей, Моисеева Ивана Прокопьевича и Анастасии Максимовной в Ивановскую область, Шуйский район, станция Савино, где окончила два класса начальной школы.
В 1937 году семья переехала в город Бор Горьковской области, где окончила 6-ой класс в школе №4.
В 1941 году семья переехала в поселок Донок Вознесенского района.
В 1942 году окончила 7-ой класс с отличием и почетной грамотой в Курихинской НСШ.
С каникул 1941 года работала в колхозе имени 1-го Мая поселок Донок на сельхозработах.
С ноября 1944 года работала в Сарминском лесопункте, Выксунского лесоторфоуправления завода ВМЗ в должности счетного работника по учету труда и зарплаты.
В 1961 году была переведена на должность экономиста в том же предприятии.
В 1973 году была переведена на должность главного бухгалтера.
В 1983 году вышла на пенсию.
В 1951 году вышла замуж, поменяла фамилию на Кузнецову, и место жительства поменяла на поселок Сарма того же района, где и проживаю в настоящее время.
С 2000 года и до настоящего времени исполняю обязанности казначея церкви Знамение Божьей Матери поселка Сарма.
Декабрь 2009 года. Подпись (Кузнецова А. И.
Приложение 4
Аввакумцева Мария Ивановна
Аввакумцева Мария Ивановна родилась 27 марта 1921 года в деревне Верякуши, Дивеевского района, Горьковской обл. В семье было трое детей: брат Александр, сестра Мария и сестра Анастасия. Родители: отец Иван и мать Валентина.
Училась Мария Ивановна: начальные классы с 7 лет в с Верякуши, затем 2 года в Горьком, потом в Ичалове и Глухове, а закончила в Вознесенском районе.
Потом поступила в педучилище в Дивееве, после педучилища ее направили работать в поселок Свободный, там она встретила своего мужа Николая, и они 9 ноября 1941года поженились. Жили они у его бабушки. Она работала на полях, потом Марию Ивановну перевели работать в деревню Челатьма в школу, там у них родился первый сын Анатолий 19 декабря 1947 года, потом родилась дочь Валентина в 1949 году.
В 1950 году семья переехала в Крым, там она работала заведующей детским садиком. Они прожили там 7 лет, потом переехали в поселок Сарма, там и родилась младшая дочь Надежда.
В 1958 году Марию Ивановну пригласили работать в Курихинскую школу учительницей младших классов.
27 марта Марии Ивановне исполнится 96 лет. У Марии Ивановне 6 медалей:
За доблестный труд в Великой Отечественной войне.
За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина.
50 лет победы в Великой Отечественной войне.
60 лет победы в Великой Отечественной войне.
65 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945
70 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945
Этот человек с богатым жизненным опытом и мудростью. Это человек, у которого за плечами долгая, трудная и счастливая жизнь. Мария Ивановна всю свою жизнь отдала на благо своей семьи, своего села. Вся жизнь в трудах и заботах. Было все и радость и печаль. Жизнь не когда не бывает легкой. Несмотря ни на что она подарила жизнь своим детям, а дети наградили ее внуками и правнуками.
Лупленый бочок
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Под парусами
Пустой колос голову кверху носит
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды