Баир Дугаров - поэт Центральной Азии. Его поэзия как тонкий запах травы на ладонях. Символ рождается для выражения неизреченного. Слово, как преходящий запах травы, но остающийся надолго в душе памятью о чем-то вечном и незыблемом, намекает на множество смыслов, дает нам возможность угадывать идеи и неясные настроения.
В лирике поэта основные символы кочевого пространства являются особым видом обобщения, важнейшим средством философизации. Мир символов - тот промежуточный мир, который постигает только обладающий особым поэтическим даром.
По мнению А.Ф.Лосева, «в основе каждой культуры лежит свой специфический прасимвол, из которого вырастает реальная история этой культуры». Для монголоязычного мира основным носителем «прасимвола» служит кочевник, вместе с тем сам являющийся ключевым символом кочевого пространства на фоне мировой истории. Концепт «кочевник» в поэтическом словаре Баира Дугарова - понятие ограниченное, родовое, глубинное. Настойчивое возвращение поэта к прошлому тесно связано с идеей мудрости и гармоничности всего древнего. Для восточной культуры характерно желание постичь Истину через познание своих корней.
Актуальность темы. Чингиз Айтматов говорил: «Чем дальше человечество уходит в «технократические» дали, тем больше оно оглядывается назад». Назад - это на свою историю, культуру, поэтому я обращаюсь к теме поэзии Б. Дугарова, где красной нитью проходит тема малой Родины, обычаев и традиций бурятского народа.
Цель: выявить в поэзии Б. Дугарова символику кочевой цивилизации.
Для достижения данной цели ставлю следующие задачи:
1. раскрыть символ «кочевника» и «пути» в поэзии Б. Дугарова;
2. раскрыть символ коня в стихотворениях поэта;
3. выявить цветовую символику в поэзии Б. Дугарова;
4. показать основные символы жизни - Солнце и Луну.
Методы исследования: знакомство с поэзией Баира Дугарова, обзор и изучение литературы, посвященной творчеству поэта, анализ стихотворений («Звезда кочевника», «Солнце и Луна»).
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы на факультативных занятиях по курсу «Литература Бурятии», во внеклассной работе.
Вложение | Размер |
---|---|
simvolika_kochevogo_prostranstva._beletskaya_t.docx | 38.58 КБ |
Оглавление
Глава 1. Символика кочевого пространства в стихотворении «Звезда кочевника»……………………………………………………….4
Глава 2 Символика кочевого пространства в стихотворении «Солнце и луне»……………………………………………………………..9
Введение
Поэзия Баира Дугарова, как тонкий запах травы на ладонях. Символ рождается для выражениянеизреченного. В поэзии Дугарова слово, как преходящий запах травы, но остающийся надолго в душе памятью о чем-то вечном и незыблемом, намекает на множество смыслов, дает нам возможность угадывать идеи и неясные настроения.
Баир Дугаров-поэт Центральной Азии. В его лирике основные символы кочевого пространства являются особым видим обобщения, важнейшим средством философизации. Мир символов-тот промежуточный мир, который постигает только обладающий особым поэтическим даром. Нас интересует символический уровень как эмоциональное пространство поэтического восприятия. Интуитивное, эмоционально-чувственное восприятие мира, недоговоренность символов в поэзии Б.Дугарова расширяет сферу художественного познания.
По мнению А.Ф.Лосева, «в основе каждой культуры лежит свой специфический пра-символ, из которого вырастает реальная история этой культуры» Думается, что для монголоязычного мира основным носителем «пра-символа» служит кочевник, вместе с тем, сам являющийся ключевым символом кочевого пространства на фоне мировой истории. Концепт «кочевник» в поэтическом словаре Баира Дугарова - понятие ограниченное, родовое, глубинное. Символическая многозначность слова зависит от интеллектуального уровня поэта, его кровных интересов, связанных с историей Степи от скифов и гуннов до сегодняшнего дня. Настойчивое возвращение поэта к прошлому тесно связано с идеей мудрости и гармоничности всего древнего. Для восточной культуры характерно желание постичь Истину через познание своих корней.
Актуальность темы: Как сказал Чингиз Айтматов: «Чем дальше человечество уходит в «технократические» дали, тем больше оно оглядывается назад» Назад - это значит, на свою историю, культуру. Поэтому я обращаюсь к теме поэзии Б.Дугарова, где красной нитью проходит тема малой Родины, обычаев и традиций.
Цель и задачи: Выявить в поэзии Б.Дугарова символику кочевой цивилизации. Для достижения данной цели ставлю следующие задачи:
Глава 1.
Символика кочевого пространства в стихотворении «Звезда кочевника»
Когда один из лирических сборников он назвал «Звезда кочевника», сомнений не было, что автор вкладывает в это стихотворение не только свои сокровенные мысли, но и запечатлел основные символы кочевого пространства. Заглавным, эмблематическим образом, вобравшим в себя национально значимое содержание текста, становится образ кочевника.
Мужчине - путь, а женщине - очаг.
И чтобы род мой древний не зачах,
роди -молю и заклинаю –сына.
Стрела летит, покуда жив мужчина.
Мужчине - дым, а женщине - огонь.
И чтоб в бою мой не споткнулся конь,
Я должен знать, что юрту греет пламя,
Как предками завещанное знамя.
В мужчине - дух, а женщине - душа.
Травинка держит небо трепеща.
Без очага, без сына, без любимой,
как одинокий смерч развеюсь над равниной.
Каждый образ в данном стихотворении обладает символической глубиной, художественный текс расшифровывается как потенциальный код, открывающийся тем, кто сумеет постичь его потаенные духовные возможности.
Стихотворение организовано цельно и четко, написано высоким торжественным стилем, подобно наказу. Стих лаконичен, отсутствуют красочные эпитеты, каждая строфа прочитывается как афоризм. Чеканный ритм строфы, возможно, приближает текс к шаманским заклинаниям. Строка совпадает с синтаксической единицей языка. Повторяющийся ритмический рисунок, фонетический и лексический повторы, синтаксический параллелизм, строфическая форма, рифма-все эти средства создают тот эмоционально музыкальный фон, который повышает выразительность стиха, его динамичность.
Размер стиха определяется сообразно с темой: философская медлительность сочетается с подвижностью ритма жизни кочевника, этот текст поражает напором, здесь чувствуется внутренняя мощная сила кочевника, в непрерывном действии продлевающего свою жизнь и свой род. А если быть точнее здесь характерное восточному менталитету сочетание безудержности с внутренней безмятежностью. Убедительность движения от одного утверждения к другому при последовательной их подаче под определенным углом зрения, четкое единство мысли, отобранность ситуаций, скупость в использовании деталей – и вырастает образ неординарной личности.
«Звезда кочевника» привлекает емкостью образов, философской глубиной, устремленностью в будущее, связью с прошлым. В этом тексте сконцентрированы основные мотивы всего творчества Дугарова - смысл жизни, ментальная особенность кочевника, существующего в той культуре все Едино и одухотворенно. Изначальная высота человеческого духа в его поэзии предполагает гармонию мира естественной и вечной. «Травинка держит небо, трепеща» - глобальное зависит от самого малого - один из магистральных образов его поэзии. Горы, люди, звери в круговороте смены времен года и жизненных циклов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Понятие (тэгшэ) «равноправие, равномерность» - цель существования человека-равновесие со всеми вселенскими и природными силами. И это принцип, по сути, остается основой мышления и для современных бурятских поэтов, и для Баира Дугарова.
Такая идея вычитывается явно, подспудно, «травинка», ассоциативно притягивая знаменитый тютчевский образ «мыслящего тростника», является олицетворением человека. Человек-посредник между Небом и Землей - один из важных мотивных узлов, мотив равновесия, восходящий к архетипической триаде «небо-земля-человек», развивается во всем его творчестве (Но жив человек - сгусток бездны мгновений, / струна золотая в безмолвье вселенной»). Непременным законом поэтического мышления для бурятских шаманов, улигершинов, певцов были принципы единства человека, земли и неба, образующих основу мироздания, о чем поэт повторяет во многих своих произведениях.
В «Звезде кочевника» подразумевается определенная эмоционально-философская парадигма жизни: «мужчине - путь, а женщине - очаг», «в мужчине – дух, а в женщине – огонь». Амбивалентность смысла каждого утверждения открывает второй сакральный смысл. Ряд медитаций «путь», «очаг», «дух», «душа», «дым», «огонь», восходя к архетипическим корням, продолжая мотив связи с небесами, разрабатывает мотив промежуточного положения между сегодня и вечностью. Самое личное связано с бескрайностью мироздания. Герой кажется не определенным во времени- он продолжает декларировать жизненно важные во все времена принципы жизни кочевых племен.
В стихотворении обозначены наиболее востребованные центрально-азиатские символы. Огонь как символ чистоты, защитник семьи, как «существо женского пола» семантически притянут к образу женщины, хранительницы очага. У большинства народов Сибири почитание домашнего огня составляло функцию женщин.
Для нас важно проследить, как в образной ткани стихотворения соотносятся основные мотивы с другими компонентами. Единый семантический ряд «огонь – очаг – дым - пламя», представляющий также тему продолжения рода, в следующей строке словом «знамя» расширят свое значение: «я должен знать, что юрту греет пламя, / как предками завещанное знание». Одна из великих эмблем монгольского государства - знамя, имеющее сакральное значение как символическое воплощение души племени или рода, духа всего народа, должно предаваться из поколения в поколение как неугасимое пламя.
В качестве символа исторической ретроспекции выступает «стрела», как один из востребованных мифопоэтических образов. Образ «стрелы» в традиционной культуре олицетворяет мужское начало - продолжение рода, силу, богатство, мощь мужчины. Символ лука со стрелой восходит к древним охотничьим ритуальным имволам, когда мужчина овладевает луком и стрелой, может стать полноправным членом общества и продолжить свой род, заведя семью. Он обладает магической силой рассеивать все злое, нечистое и привлекать, сосредотачивать вокруг себя хорошее.
Интуитивно чувствовалось, что текст близок по ритму и мощи к шаманским заклинаниям, заговорам и видим, дополняется также и смысловой близостью.
Как и бывает у художников в момент высшего озарения, сердце его постигает подлинность вещи. У Дугарова дар находить то единственное слово или выражение, которое совпадает с выражением коллективной памяти. Но особенно ярко мотив продолжения рода звучит в заключительном апофеозе: Без очага, без сына, без любимой,/ как одинокий смерч, развеюсь над равниной». Очаг, сын и любимая выступают как символы – хранители рода. Мифологема Пути, один из сквозных мотивов лирики Дугарова, здесь трансформируется в путь продолжения рода. Не прервется род его древний, и имя не уйдет, останется в этой цепочке, уйдет вести свой путь по жизни, «покуда летит стрела».
«Звезда кочевника» - эпиграф ушедшего тысячелетия, золотого века кочевой цивилизации. В названии стихотворения мифологема «звезда» имеет двойственное значение. «Звезда» обозначает путь кочевника в веках как восхождение к высшей цели, стремление к заветным пределам. Символический образ звезды пронизывает стихотворение Дугарова, высвечивая идею: путь кочевника в историческом пространстве как бы ограничен, но в этическом ракурсе остается актуальным во все времена.
Круг кочевого пространства в поэзии Дугарова вбирает в себя определенный ряд концептов, куда в первую очередь входят образы степи, коня, морин-хура, юрты. Образ кочевника тесно связан с образом коня, и на их двуединстве основан концепт всадника. Семантика образа коня в монгольском мире имеет свои особенности. Конь – самый близкий друг, конь – сакральное существо, конь – спаситель.
Для кочевника нет дороже коня, потому особо значимые поэтические символы в лирике Дугарова обозначены данной мифологемой: «Мой конь заповедный – планета, / а песни – мои стремена». Конь гиперболически разрастается до символа планеты, но думается, что здесь на архитепическом уровне срабатывает древний миф, где видится образ вселенной в виде скачущего жеребца.
Семантика и символика цвета коней выражают ключевые образы традиционной культуры, связанные с религией, с мифом. В лирике Дугарова обозначены в основном кони светлой масти – гнедой и белой. «Я не раз горизонтам седым улыбаясь, на гнедом проносился вдоль гулких лесов». Белый цвет - универсальный символ грудного молока и семени, во всех культурах маркирует позитивные силы. Цвет как неотъемлемая категория человеческой культуры в мифе, фольклоре, используясь в качестве фактора эмоционального и эстетического воздействия, переносит в литературу свой символический код.
В одном из ранних стихотворений «Три лошади» автор цветовую символику использует сугубо субъективно, создает индивидуальные, рожденные авторским воображением образы. Три лошади – красная, белая, черная – маркированы универсальными макроцветами. В их семантике закодированы произвольные коннотации цветов:
Красная лошадь-
не символ ли радости изначальной?
Черная лошадь-
не горя ли символ печальный?
Красный цвет- цвет солнца, во всем культурном континууме кодирует жизненное теплое начало, значит, естественно, радость. Черный цвет в основном несет символику негативных явлений, потому и олицетворяет горе. В этих четко указанных цветах нет никакой загадки, поскольку эти символы общеприняты. По традиционным представлениям монголов белый конь – это благородный конь, а черный конь – это воинственный конь, символического обозначения красного коня в монгольской культуре не наблюдается, под ним в народном представлении кодируется символика белого коня. Черная лошадь не сходится с традиционными силами, а белая лошадь – самая таинственная, почти мистическая.
В итоге выстраивается четкая картина: кони, лошади в поэзии символизируют время или период жизни. По жизни мы скачем то на белой, то на красной лошади, а в мир иной уйдем на белой лошади, именно к тем «пронзительным горам, как необычно их обозначил автор.
Мирин-хур в монгольском мире имеет сакральное значение. Считается, что от звука морин-хура успокаиваются хозяева вод и гор, услаждают свой слух небесные небожители, потому, возможно, на первый взгляд, слезы правителя связаны с умиротворением, примирением. Говорят, душа монгола вмещается в две струны морин-хура. Совокупный эффект наложения обрядов поклонения музыке, коню и конскому волосу создает подспудный аккомпонимент, звуки морин-хура соединяют мир реальный / сакральный и, естественно, олицетворяет родину: «Струна, струна волосяная, / чем в сердце родину заменишь?» Образ родины в поэзии вырастает из востребованных сердцем символов.
Глава 2. Стихотворение «Солнце и Луна»
Национально обозначенные концепты коня, всадника, степи вплотную связаны с родным языком. Язык символизирует собой некое историческое единство, предполагающее сохранение истории, культуры, человеческого общения и т.д. Возрождение национальных ценностей немыслимо без языка, потому вопрос о ментальном восприятии и воспроизведении на ином языке в поэзии Дугарова один из самых тревожных. Для него, естественно, духовно близко восточное восприятие, а западное – скорее условное, и потому мучительны его переживания и сомнения из-за этого несоответствия:
Язык отцов, прости за немоту,
прости, и к горлу подступает ком.
Утраченного дара красоту
на языке восполню ли другом?
Переживания лирического героя здесь намного глубже, личная трагедия перерастает в трагедию целого поколения, потерявшего свой язык, а с этим и многие корневые связи, невосполнимые эстетические ценности. Никогда адекватным на другом языке не бывает пересказ того, что чувствуешь на уровне интуиции, особое состояние души выразить словом на своем языке трудно, а на чужом почти нереально.
В стихотворении «Солнце и Луна» автор развивает данную тему в закодированном варианте, требующем особой интерпретации.
- Почему, о эжи, твоя песня забылась
и в душе у меня и темно, и светло?
-Это, сын мой, светило в руках заблудилось
и на западе ныне взошло.
-Почему, о эжи, мне в ночи приоткрылась
тайна, вечного света полна?
-Это, сын мой, луна в облаках притаилась,
но взгляни: на востоке она.
Само название стихотворения «Солнце и Лун» имеет символическое значение. Во всем творчестве Дугарова лейтмотивом проходят образы луны и солнца, поэтому четко определим их символическое значение в центральноазиатской культуре. Солнце и луна в монгольской мифологии олицетворяют уг гарбал – отцовское и материнское начало.
В концепте всего творчества Дугарова «лунный свет» имеет полисемантический характер, как в мифологии. Парадигма Луны и Солнца меняется в шаманской мифологии. В поздних шаманских призывах Луна соотносится с числом восемь, а Солнце – девять. В числовой символике монголоязычных народов четное слово «восемь» заключает женское начало, а нечетное «девять» - мужское начало.
Важную формообразующую роль в образной структуре стихотворения имеет диалогическое построение текста. Само обращение лирического героя к матери предполагает сокровенный разговор, касающийся глубинных переживаний:
- Почему, о эжи, твоя песня забылась
и в душе у меня и темно, и светло?
Обращение эжи «мама» на бурятском языке без перевода, этнически окрашивая текст, предполагает обсуждение национально значимой проблемы.
Стихотворение построено как бинарная оппозиция «восток/запад». Основные символы жизни Солнце и Луна в стихотворении, меняя свой извечно принятый ход, обозначают нарушение гармонии жизни. Оксюморон «светило, взошедшее на западе» символизирует западную ориентацию лирического персонажа, но здесь смысловой доминантной является глагол «заблудилось»:
-Это, сын мой, светило в руках заблудилось
и на западе ныне взошло.
Солнце также символ родового начала, глагол «заблудилось» предполагает, что это явление не постоянное, потому в дальнейшем, на интуитивном уровне герой возвращается к своим исконным ценностям:
-Почему, о эжи, мне в ночи приоткрылась
тайна, вечного света полна?
В восточном стиле, утонченно завуалированном ответе предчувствуются и предугадываются поэтические образы прошлого:
-Это, сын мой, луна в облаках притаилась,
но взгляни: на востоке она.
Посыл первой строфы уравновешивается выводом второй строфы. В мировой культуре луна – основополагающий символический образ, воплощающий «вечную женственность». Если в поэзии серебряного века символика серебряного цвета луны воплощает чаще небытие, холодный несозидательный образ, то в восточной поэтике свет сочувствия. Он в ближайшей родственной связи с человеком. В поэтике Б.Дугарова ассоциативной комплекс в этом стихотворении, связанный с луной, восходит к мифологической праматери и расшифровывается как связь с древними корнями, мнемонический код. В этом ассоциативном ракурсе «луна, притаившаяся на востоке», прочитывается как возвращение в лоно матери, к восточным корням. Луна здесь выступает в своей женской ипостаси.
Заключение.
Поэзия Баира Дугарова представляется сложным эстетическим единством, вобравшим влияние восточной и западной культуры. Синтез древних и современных традиций, имеющих единое этногенетическое происхождение, с одной стороны, и европейская образованность – с другой, определили своеобразие его поэзии. Его творчество естественно отражает внутренний процесс бурятской литературы, в которой обозначено художественное пространство Евразии, совмещающее Запад и восток в их сакральном профанном измерении.
Баир Дугаров – выдающийся современный бурятский поэт. Думается, что сила его творчества в таком подборе направляющих художественную ассоциацию образов, которые, индивидуально переосмысленные, являются «коллективной памятью нации». Использование мифологического и этнографического материала в качестве реминисценций выступает главной формой художественного обращения к прошлому. Многие значимые национальные символы в его творчестве. Его индивидуальность как бурятского художника проявилась в актуализации архаических образов символического характера. Символическое пространство поэзии Б.Дугарова вбирает в себя сложный комплекс народных представлений, которые существуют на подсознательном уровне, восстанавливая традиционный мир.
На просторах своей «родословной тоски и любви» он несет свое весомое Слово, выявляя наиболее значимые феномены национального духа…
В лирике Дугарова символизированное пространство наполнено традиционными восточными представлениями. Мифы и сказаниямонгольских народов, шаманские гимны и буддийские сутры, тишина Гоби и рокот байкала, голос степей и «молчание гор» питают душу лирического героя. Душа, наполненная тайнами и открытиями старины, получает дар провидения, дар нравственного очищения. Многомерность, смысловую объемность и подлинную художественную ценность поэзия Дугарова обретает в контексте мифологических архетипов и знаковых символов.
Многозначные концепты поэтического языка Дугарова, имея глубокую эмоциональную ауру, оставляют возможности для сотворчества. Слушая строки «Храпя летели кони в сторону заката, / Огню и Слову поклонялись поколенья», ощущаещь великую и необузданную мощь кочевого народа, гордишься и чувствуешь себя причастным к тайнам ушедших веков. Прикоснувшись к стихам Дугарова, с щемящим чувством нежности как бы вновь видишь, как прекрасны «степь, былинка на тихом ветру и небесная высь»; окутывают тебя, как память детства, запахи полыни, аргала и ковыля. Зыбкий аромат востока в его пятистишиях успокаивает душу, и ты приемлешь этот мир с благодарностью, тихо шепча себе: Лежать на зеленой траве./ Глядеть в небеса…»
Настоящая поэзия – это всегда обретение себя в пространстве и во времени:
Проходи через сердце нить,
Связующая прошлое с грядущим,
Листву с корнями.
Нить. Струна…
Творчество поэта продолжает обретать философски глубокую, мудрую бесконечность видения мира.
Литература:
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Акварель + трафарет = ?
Шум и человек
Рисуем "Ночь в лесу"